Аннотация дисциплины
базовой части цикла ПЦ рабочей программы
учебной дисциплины Б3.2.05. «Основы 4D дизайна»
-
Цели и задачи дисциплины
-
Формирование культуры проектирования полноценной предметно-пространственной среды с учётом программирования эмоций будущего;
-
формирование целостного представления о взаимосвязи «прошлое-настоящее-будущее»;
-
Развитие концептуального, стратегического и прогностического мышления на основании моделей развития эмоциональной природы человека и общества.
Задачи дисциплины
– Сформировать комплекс знаний об эмоциональной природе человека, её влиянии на формирование предметно-пространственной среды и эффекта обратной связи.
– Научить основным методологическим приёмам анализа и прогнозирования отражения и влияния эмоций на дизайн.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина входит в вариативную часть цикла ПЦ основной образовательной программы (ООП) ФГОС ВПО 3. Для освоения дисциплины необходимы знания средней школы по физике, математике, химии, музыке, географии, истории, биологии.
Знания и навыки, формируемые данной дисциплиной, необходимы при изучении проектирования предметно-пространственной среды на дисциплинах всех профилей.
Связь с дисциплинами базового цикла: Б3.1.04. Проектирование и др.
Связь с дисциплинами вариативных циклов: Б1.3.01.02. Дизайн-этнография, Б2.2.03 Основы семиотики и семантики, Б2.2.05. Цветоведение и колористика, Б2.3.01.01. Фантастический рисунок, Б2.2.01. Цифровой рисунок, Б3.3.08.02. Информационно-телекоммуникационные системы, Б3.3.08.04. Мехатроника и робототехника и др.
Рекомендуемые курсы для изучения: Б3.3.01.01. Эргономика, Б3.3.08.02. Информационно-телекоммуникационные системы, Б3.3.08.04. Мехатроника и робототехника, Б3.3.08.01. Транспортные, авиационные и космические системы.
Кредит курса - 3 зачётных единиц.
Рекомендуемая форма итогового контроля - зачёт.
-
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций:
ОК-14: Осознаёт эмоциональную природу человека и общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации об эмоциональной природе человека и её влиянии на предметно-пространственную среду.
Профессиональные компетенции:
ПК-1: Анализирует и определяет эмоциональную карту для проектной ситуации и дизайн-проекта на научной основе.
ПК-3: Способен разрабатывать проектную идею, учитывая 4-е измерение проектной деятельности – эмоции.
-
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные понятия, термины и определения, предмет и объект исследований, методы и задачи 4-D дизайна;
Уметь: собирать, анализировать и использовать информацию об эмоциональной природе человека и общества в решении конкретных предметно-пространственных задач дизайна.
Владеть: навыками 4-D дизайна при проектировании предметно-пространственной среды на основе синтеза эмоциональных карт и условий среды.
-
Содержание дисциплины. Основные разделы.
В качестве 4-го измерения рассматриваются эмоции. Эмоция является обратимой, поэтому существенно влияет на восприятие объекта дизайна. Сохранение её в памяти позволяет вызвать её повторение. На этом принципе основан ретро-эффект, эффект ностальгии в маркетинге, позволяющий перемещаться посредством предметного дизайна во времени из настоящего в прошлое. Перемещение во временно-пространственном измерении в современном дизайне рассматривается только в одном направлении – назад, направление «вперёд» отсутствует. Оно реализуется
посредством виртуальной реальности, программирования эмоции будущего, которые надо не вспоминать, а до которых надо дожить. Эффект используется в искусстве, в живописи, графике, литературе, кино, но не проектировался в дизайне. Дизайн по сути является проектированием будущего, поскольку идея возникает раньше проекта и до его реализации проходит время. В качестве координаты перемещения во времени и пространстве рассматривается мозг, ЦНС человека.
Разработчик: зав. каф., доц., к.т.н. Т.Ю. Воробьёва
Карта компетенций дисциплины
Б3.2.05. «Основы 4D дизайна»
1. Наименование компетенций дисциплины
Индекс компетенции
|
Формулировка
|
-
ОК-14
-
ПК-1
-
ПК-3
|
Осознаёт эмоциональную природу человека и общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации об эмоциональной природе человека и её влиянии на предметно-пространственную среду.
Анализирует и определяет эмоциональную карту для проектной ситуации и дизайн-проекта на научной основе.
Способен разрабатывать проектную идею, учитывая 4-е измерение проектной деятельности – эмоции.
|
2. Компонентный состав дисциплины
Перечень
|
Технологии
формирования
|
Средства и
технологии оценки
|
kв
|
Объем в ЗЕТ (кредитах)
|
Модуль
дисциплины
|
Состав компоненты
|
1-й модуль
ОК-14, ПК-1
|
Знает:
– классификацию эмоций;
теорию и методы разработки концепции проекта 4D дизайна;
– методы и методологию проектирования 4D дизайна;
– классификацию технологий 4D дизайна.
|
Лекции
Самостоятельная работа;
Круглые столы;
Аналитический поиск информации;
|
Блиц-тестирование; Аналитические отчёты; Практические работы, упражнения;
Проект.
|
|
1
|
Умеет:
– проводить предпроектные исследования эмоционального характера;
– анализировать характер взаимодействия в системе: «эмоция – объект – среда».
|
Практические занятия. Опросы. Интервьюирование.
|
Отчёты;
Графическая презентация;
Карты эмоционального состояния.
Карты эмотивной реакции на предметную среду.
|
|
Владеет:
– методами эргономического проектирования;
– формообразования элементов и предмета в целом со сложной объёмно-пространственной структурой;
– методами моделирования изделий индивидуального применения;
– технологиями графической презентации проекта;
– технологиями макетной презентации.
|
Компьютерное моделирование.
Антропологический паспорт.
4D паспорт дизайн-проекта.
Паспорт изделия.
|
Практические задания.
Проект 4D «экстерьера» и «интерьера» вещи.
Выставка.
Электронная презентация. Музыкальный дизайн.
|
|
2-й модуль
ПК-1
|
Модуль 2
Знает:
– методологию проектирования структур, комплексов и систем изделий с использованием 4D дизайна;
– методы определения доминирующих эмоций;
– методы эмоциональной гармонизации посредством интеграции в предметно-пространственную среду.
|
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
|
Проект промышленного изделия специального назначения.
Проект комплекса изделий.
|
4
|
1
|
Умеет:
– проектировать 4D взаимодействие в системе: человек – предмет, человек – система, люди – предмет.
– использовать принципы синестезии в решении проектной задачи.
|
Практические занятия
Самостоятельная работа.
Выставка.
Конференции.
Конкурсы дизайна. Световая дизайн-разработка.
|
Проект промышленного изделия специального назначения.
Проект комплекса изделий.
Синестетические карты.
Цветомузыкальные карты.
Светомузыкальные карты, презентации.
Тактильно-музыкальный дизайн объекта.
|
|
Владеет:
– методами 4D дизайна в моделировании системы: люди – система предметов – среда;
– приёмами синестетического моделирования предмета.
|
Практические занятия.
Самостоятельная работа.
Производственная практика.
|
Проект изделия специального назначения в режиме 4D презентации.
Выставка.
Дизайн-инсталяции.
Перформанс.
Конкурсы дизайна.
|
|
3-й модуль
ПК-3
|
Модуль 3
Знает:
– технологии 4D дизайна;
– эмоциональную природу общества, эмоциональная компонента компаний и организаций;
– методы дизайн-эмоционального проектирования.
|
Лекции
Практическая работа.
Исследовательская работа.
Самостоятельная работа.
|
Проект 4D изделия.
Виртуальная презентация со звуковым сопровождением.
Свето-звуковая презентация.
Светозвуковой дизайн объекта.
|
5
|
1
|
Умеет:
– разрабатывать документацию по 4D дизайну проекта;
– проектировать эмоциональную динамику развития действия, процесса;
– выстраивать технологию эмоционального взаимодействия человека с предметно-пространственной средой.
|
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Исследовательская работа.
Динамическая виртуальная реальность.
Семинары.
|
Исследовательские отчёты.
Статьи.
Проект промышленного изделия.
Патенты.
Полезные модели.
Свето-звуковая параметрическая презентация: статические, динамические и переменные источники.
|
|
Владеет:
– методами комплексного 4D дизайна;
– приёмами 4D дизайна реальной и виртуальной среды в системе: люди – система – среда;
– технологиями прогнозирования 4D дизайна.
|
Практическая работа.
Исследовательская работа.
Семинары.
|
Комплексная дизайн-разработка элементов 4D среды.
|
|
Автор: зав. каф. ДиК, к.т.н., доц. Т.Ю. Воробьёва