Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой рекламы
и связей с общественностью
С о с т а в и т е л ь – канд. искусствоведения, проф. С.Н. Рощупкин
Подготовлена на факультете журналистики
© Рощупкин С.Н., 2009
Данная дисциплина ставит своей целью дать представление о языке рекламы, показать, как, используя его в качестве инструментария, с помощью определенной системы критериев, содержательных и формальных, оценивать рекламу, то есть предлагается методика ее оценки.
Разработанная автором концепция изобразительной рекламы проверена на практике. С помощью нее проводилась оценка различных видов рекламы.
Изложение учебного материала сопровождается демонстрацией диапозитивов и репродукций.
Изучение дисциплины даст возможность студентам:
Стереотипы и их роль в передаче информации.
Точка – начало формы и порог визуального восприятия.
Точка и ее роль в репродукционной печати.
Восприятие различных линий (вертикаль, горизонталь, диагональ, кривая изогнутая линия, ломаная линия и т.д.).
Восприятие плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Восприятие объемных фигур (шар, эллипсоид, куб, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, призма).
Способы привлечения внимания зрителя и выделения рекламы из окружающей среды.
Цвет и его воздействие на эстетическое чувство и психику человека.
Благоприятные (гармоничные, привлекательные) и неблагоприятные (негармоничные, отталкивающие) сочетания цветов.
Родство языка рекламы и иконописи, сравнительный анализ.
Критерии оценки как целостная система, обеспечивающая объективность оценки.
Содержательные и формальные критерии оценки.
Изобразительный язык рекламы как инструментарий, критерии оценки как методология определения совершенства рекламы. Понятия действенности и эффективности.
Законы фотокомпозиции: целостность, типизация, контрасты.
Способы композиционных построений в фотографии: так называемая прекрасная линия, круговая и овальная композиции, золотое сечение.
Факторы, от которых зависит, что использовать в рекламе – рисунок или фотографию.
Фотография: документальность, наглядность, убедительность.
Преимущества экранной рекламы перед другими видами рекламы (охват огромной зрительской аудитории и проникновение в самые отдаленные регионы страны).
Сценарий и его основа – идея. Способы выражения идеи в кино-, видео- и телевизионной рекламе (ведущий в кадре, зарисовка с натуры, отзыв или мнение «простых людей», мультипликация, демонстрация товара и сравнение, показ образа жизни, зрительная символика товара).
Кадроплан как наиболее распространенная форма сценария. Кадроплан как серия последовательных зарисовок, сопровождающихся описанием действия и текстом. Работа сценариста, режиссера и оператора. Восемь основных разновидностей съемочных кадров или планов (адресный, общий, средний, крупный, сверхкрупный, наезд или отъезд, проезд, панорама); четыре основных вида смены планов или сцен (скачкообразный переход, наплыв, вытеснение, затемнение).
Компьютерная графика (начало развития – середина 60-х гг. XX в.). Использование ее средств при создании рекламных видеоклипов и роликов. Новые возможности компьютерной графики и использование их при создании видеорекламы.
Радиореклама и специфика ее средств
Отличие зрительного восприятия текста от текста звучащего. Недопустимость усложнения грамматических и стилистических построений в звучащем тексте.
Проверка текста для радиорекламы (последовательность и логика сообщения, отсутствие логических провалов, достаточность времени для записи телефона и адреса рекламодателя).
Формула действенности рекламы:
или: AIMDA, где М (motif) – мотив.
Произвольное и непроизвольное внимание.
Послепроизвольное внимание.
Основные характеристики внимания: распределение, переключение, концентрация, отключение.
Непосредственный и опосредованный интерес.
Эффект суггестии (внушения) в рекламе. Приемы повышения эффекта суггестии (конкретность и образность качеств, запрет на слова «нет» и «не», речевая динамика, мимика, жестикуляция, воздействие звукосочетаниями).
О психологии цвета в рекламе. Цвет как одно из средств, особенно сильно воздействующих на психику человека, и возможности его использования в рекламе. Цветовая гармония.
Гете и Кандинский о цвете. Цветовой тест швейцарского ученого середины XX в. Макса Люшера.
Методы активизации поиска идей при создании рекламы.
Франция – родина плаката. Родоначальник французского рекламного плаката – Жюль Шере. Его роль в осознании специфических качеств плакатного языка и применение их на практике.
Тулуз-Лотрек. Работа художника в области зрелищной рекламы как новая веха в ее развитии. Превращение рекламного плаката в подлинное искусство. Творчество Тулуз-Лотрека в области плаката как вершина на определенном этапе его развития.
Новое художественное направление – модерн. Его основные стилистические признаки. Формальные приемы модерна и использование их в рекламе.
Альфонс Муха – наиболее яркий представитель стиля модерн в рекламе.
Германия. Журналы «Пан», «Югенд», «Симплициссимус». Реклама этих журналов как образец плаката нового типа.
Появление в Европе в 1900-е гг. периодических изданий, специально посвященных рекламе, начало систематических исследований в области психологии рекламы и применение их результатов на практике.
Старейшие виды зрелищного плаката: афиши балов и празднеств.
Появление в русском плакате стиля модерн и «псевдорусского стиля»; смешение стилей – эклектизм.
Выставочный плакат – наиболее интересный и многочисленный среди зрелищных плакатов. Шрифтовая афиша к выставке «Союз русских художников» работы М. Врубеля.
Театральная афиша, в основном шрифтовая. Афиши к гастролям «дягилевских сезонов» в Париже.
Афиша В.А. Серова к заграничным гастролям Анны Павловой. Киноплакат – самый молодой из видов зрелищного плаката. Его специфические особенности.
Требования, предъявляемые к коммерческой рекламе в России в начале XX в.
Реклама фирмы «Треугольник».
Берхардовский принцип документального изображения предмета, максимальной информативности о нем; о подходе почти вплотную к рекламе с помощью фотографии.
Многофигурность композиции, дробность рисунка – основные качества книготорговой рекламы в России в это время. Обретение цвета книготорговой рекламой в начале XX в. Работы И. Билибина, В. Васнецова – произведения искусства.
Специфика книжной рекламы в зависимости от того, на какого потребителя (читателя) она рассчитана.
Подражание западным образцам (А. Мухе, художникам немецкого журнала «Симплициссимус» и др.). Работы Соломко, Ростиславова, Любимова, Злотникова.
Работа художников «Мира искусства» над созданием книги как целостного организма. Возрождение и использование сложных техник (офорт, акватинта и др.). Становление отечественной полиграфии. Особое направление в рекламном плакате, созданное художниками «Мира искусства». Его основное положительное качество – высокий профессиональный уровень исполнения; недостаток – непонимание специфики плакатной формы.
Работы Е. Лансере, Л. Бакста, К. Сомова, И. Библина, Н. Ремизова.
Политический плакат (в основном военный)
Пропагандистский военный плакат периода первой мировой войны 1914–1915 гг.
Ура-патриотические военные плакаты А. Лентулова, К. Малевича, М. Ларионова.
Благотворительные плакаты о помощи раненым воинам и их семьям К. Коровина, В. Васнецова, Л. Пастернака. Проблемы содержания и формы в русском дореволюционном плакате.
Работа «Агитрекламы» под руководством В. Маяковского (А. Родченко, В. Степанова, А. Леви и др.).
Комплексное проектирование окружающей среды и место плаката в ней.
Книготорговая реклама (Б. Кустодиев, И. Нивинский, В. Фаворский, Д. Моор, М. Черемных, В. Лебедев, А. Дейнека и др.).
Киноплакат: творчество братьев Владимира и Георгия Стейнбергов – значительная веха в истории становления отечественного киноплаката и театральной афиши 20–30-х гг. Работа в области зрелищной рекламы Н. Акимова, А. Гана, В. Степановой, С. Теллингатера, Э. Лисицкого.
Широта поиска и значительный вклад художников России в арсенал художественных средств искусства рекламного плаката.
Стиль в рекламе. Его слагаемые: образ жизни нации, основные черты национального характера и современное изобразительное искусство.
Реклама стран с ярко выраженным своеобразием по содержанию и форме, то есть с вполне сложившимся стилем.
Американская реклама
Американская реклама как результат творчества художников разных национальностей и школ, обогативших ее разнообразием творческих манер. Обретение американской рекламой своего неповторимого лица и ее интернациональный характер.
Роль дизайна в американской рекламе.
Место американской рекламы в мировой рекламе.
Отражение во французской рекламе национальных черт характера и традиций художественной культуры; изысканность, легкий французский юмор, высокий профессиональный уровень исполнения.
Специфические особенности изобразительного искусства, нашедшие отражение в немецкой рекламе: рационализм, графичность, повышенное внимание к тексту, его изобразительной подаче, сдержанность цвета.
Идея как основа английской рекламы. Сдержанность в использовании художественных средств, смелый творческий поиск с большой долей риска.
Специфические особенности: мастерство, самобытность, творческое использование достижений американской и европейской рекламы, оригинальность в подаче материала, высочайшее качество технического исполнения.
Взаимовлияние в современной рекламе. Новые возможности в рекламе, связанные с появлением новых технологий.
Баухауз – школа мирового классического дизайна. Разработка программы (1919). Открытие отделения рекламы (1928). Закрытие Баухауза (1933).
История дизайна в России. Расцвет изобразительного искусства, поиск новых художественных средств, беспредметное искусство, кубизм, конструктивизм. Этапы развития дизайна в России. Творчество В. Мейерхольда, А. Родченко, Э. Лисицкого, В. Татлина. Попытка организовать профессиональную подготовку дизайнеров в России.
Дизайн американской журнальной рекламы.
Состояние российской рекламы. Проблемы рекламы в России. Условия. «Рынок покупателей» в странах Западной Европы и «рынок продавца» в России.
Специфика российских условий и создание рекламы, отвечающей требованиям российского рынка по содержанию и форме.
Проблема возрождения стиля в российской рекламе.
Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – Т. 27.
Дизайн: Очерки теории системного проектирования: Сб. – М., 1983.
Иллюстрированная энциклопедия моды / Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. – 2-е изд., на рус. яз. – Прага: Артия, 1987.
Советский рекламный плакат, 1917–1932. Торговая реклама. Зрелищная реклама: Альбом / Авт. текста В.Н. Ляхов. – М.: Советский художник, 1972.
Программа дисциплины «Язык рекламы» / сост. С. Н. Рощупкин. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 12 с
14 10 2014
1 стр.
Техносферная безопасность по профилю Защита окружающей среды может быть полезно студентам машиностроительных вузов обучающихся по широкому кругу технических специальностей и инжене
10 10 2014
1 стр.
Для подготовки бакалавров по направлению 552800 "информатика и вычислительная техника "
15 12 2014
1 стр.
16 12 2014
5 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 521600 «Экономика», изучающи
07 10 2014
6 стр.
07 10 2014
6 стр.
11 10 2014
1 стр.
Методические указания предназначены для студентов-заочников направления подготовки бакалавров 270800 «Строительство»
13 10 2014
1 стр.