Перейти на главную страницу
The article reviews a 10-year experience of mobile devices and technologies usage in the teaching process abroad as well as perspectives of mobile learning in Russian Federation. It also enlightens the conditions of successful integration of mobile platforms and applications into Language Classroom and specifies advantages and disadvantages of mobile learning.
Термин "мобильное обучение" (m-learning), появившийся в англоязычной педагогической литературе около 10 лет назад, последнее время стал все чаще использоваться в нашей стране. Многие ученые и педагоги уверены, что будущее обучения с поддержкой ИКТ связано и зависит именно от распространения мобильных средств связи, популярности смартфонов и айфонов, появления большого количества учебных приложений и программ, а также новых технологий типа жестикуляционного интерфейса, который расширяет возможности и качество образования, удешевления услуг мобильной связи и беспроводного доступа в Интернет. Можно привести несколько цифр, свидетельствующих, что мобильные средства связи и мобильный Интернет становятся массовыми и доступными.
В 2010 году, согласно фундаментальному международному исследованию "Мобильное мышление"1, 5,3 миллиарда человек (77% мирового населения) имели мобильные телефоны, около полумиллиарда человек в мире имели доступ к мобильному Интернету, ожидается, что эта цифра удвоится к 2014 году, один из пяти пользователей мобильного Интернета использует высокоскоростной доступ, основанный на технологии 3G. Около 300 000 мобильных приложений было разработано за последние 3 года, самыми популярными приложениями на сегодняшний момент в мире являются игры, новости, карты, социальные сети. Безлимитные тарифные планы для мобильного Интернета широко используются в Японии, США, постепенно вводятся в Европе и РФ2. Мощность мобильных средств связи сегодня превосходит мощность компьютеров начала 90-х годов. Причем интересно, что в развивающихся странах используется больше различных функций мобильных телефонов, чем в развитых странах3. Как показывает исследование 2010 года, владельцы мобильных устройств активно используют следующие их функции: посылают сообщения (88%); фотографируют (85%); слушают музыку (60%); пользуются почтовым ящиком (49%); смотрят видео (41%); создают документы в формате Word (23%); общаются в социальных сетях (21%).4 По данным РАЭК в России уже около 5 млн пользователей мобильного Интернета, причем большинство из них в возрасте 16-19 лет.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что мобильные устройства как средства обучения доступны большинству обучающихся в РФ, но процесс интеграции этих средств связи в учебный процесс идет в нашей стране не так активно и плодотворно, как во многих других зарубежных странах. В декабре 2010 Институт информационных технологий в обучении при ЮНЕСКО опубликовал программный документ "Мобильное обучение для качественного образования и социального включения"5, в котором говорится, что педагоги уже не могут не обращать внимание на очевидный факт фантастической популярности мобильных средств связи среди молодежи, именно поэтому следует проанализировать, как данные виды связи могут способствовать оптимизации преподавания иностранных языков.
В Европе и США с 2002 г. проводятся международные конференции, круглые столы, семинары, на которых обсуждается место и роль мобильных средств связи в образовании, теория и практика применения беспроводных устройств, мобильных образовательных ресурсов: Международная конференция по мобильному обучению (International Conference Mobile Learning)6 проходит ежегодно в Европе с 2005; в Международной конференции MLearnCon, проводящейся c 2002 года, в 2011 году приняло участие более 600 участников, это на 55% больше, чем в 2010 году7; конференция MoLeNET8, цель которой - распространение исследований применения мобильных устройств в обучении в рамках образовательного проекта MoLeNET, проводится в Великобритании с 2007 года.
Что касается крупных зарубежных проектов, посвященных практике и теории преподавания с помощью мобильных устройств, следует особо отметить следующие: Система мобильного обучения The Mobile Learning Network Project (MoLeNET) (Великобритания), Среда мобильного обучения Mobile Learning Environment Project (The MoLE) (США), Мобильные технологии в обучении через всю жизнь Mobile Technologies in Lifelong Learning: best practices (MOTILL) (Европейский Союз), Консорциум мобильного обучения MLearning Consortium (Канада).
Цель самого большого по числу участников в мире уникального проекта Система мобильного обучения (MoLeNet) - создать единую виртуальную систему для мобильного обучения и объединить 115 колледжей и 29 школ Великобритании. На сегодняшний момент в проект вовлечено около 10000 обучающихся и 7000 преподавателей, исследующих дидактические возможности различных мобильных устройств - смартфонов, МР 3/4 плееров, планшетных компьютеров, систем GPS, голосовых устройств для голосования. Проект курирует одновременно 104 исследования в данной области9.
Международный проект Среда мобильного обучения, объединяющий 22 страны, спонсируется федеральным правительством США. Участники проекта из различных стран внедряют мобильные устройства в обучение различным дисциплинам, создают платформу, позволяющую объединить мобильные обучающие ресурсы, разрабатывают методические основы мобильного обучения.10
Цель европейского проекта Мобильные технологии в обучении через всю жизнь11 - исследовать дидактические возможности мобильных устройств, а также их воздействие на потенциальные группы обучающихся. Широкое использование мобильных технологий в странах Евросоюза диктует необходимость разработки политики, направленной на всеобщее участие и социальной вовлеченности всех социальных и возрастных слоев населения.
В Канаде в 2002 году создан Консорциум мобильного обучения (MLearning Consortium), куда вошли два университета - Seneca College и Northern Alberta Institute of Technology, a также несколько крупнейших компаний. Цель консорциума - создание новой среды обучения, независимой от места и времени.
В нашей стране пока еще не уделяется должное внимание анализу и внедрению мобильных устройств в педагогический процесс. Существуют отдельные проекты, которые носят локальный характер. Например, идея использования мобильных устройств в обучении послужила созданию Барковым А.Н. образовательного сайта «Школа мобильного обучения»12, где предлагаются различные модули-тесты для школьников по математике, иностранному языку, информатике и другим предметам, созданные на основе программного обеспечение Learning Mobile Author (Обучающий Мобильный Автор).
В основе проекта M-learning издательства «Дрофа»13 лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к ЕГЭ с помощью специальных программ для мобильных телефонов. Эффективность обучения по этой методике основывается на использовании трех видов памяти: зрительной, слуховой и моторной. Учитывая, что в процессе запоминания у человека доминирует один вид памяти, использование трех видов позволяет «настроить» учебный материал на индивидуального пользователя. В настоящее время разработана методика обучения лексики иностранных языков. Система обеспечивает изучение лексики через тексты, которые подбираются индивидуально в зависимости от стартового уровня владения иностранным языком и индивидуальным графиком освоения языка. При знакомстве с новым текстом, учащийся формирует свой словарь из новых слов.
Прежде всего хотелось бы выяснить, что вкладывается в понятие мобильное обучение, какие изменения возникают во всех структурных звеньев педагогической системы обучения иностранным языкам, а именно: концепции, целей, содержания обучения, средств обучения, видов и форм учебной деятельности, каковы дидактические функции и свойства мобильных средств связи, условия их интеграции в учебный процесс и т.д.
На сегодняшний момент в зарубежной педагогической литературе существует несколько трактовок и определений мобильного обучения, основывающихся или на технологических особенностях мобильных устройств, или на дидактических возможностях, которые предоставляются этими технологиями.
С технологической точки зрения, мобильное обучение - это передача и получение учебной информации с использованием технологий WAP или GPRS14 на любое портативное мобильное устройство, при помощи которого можно выйти в Интернет, получить или найти материалы, ответить на вопросы в форуме, сделать тест и т.д.
Согласно проекту MoLeNet15, мобильное обучение - это использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, доступных всегда технологий, для облегчения, поддержки, оптимизации и расширения процессов обучения и изучения. В этом определении ключевыми являются слова доступные всегда и имеющие выход в Интернет.
Мобильное обучение - это деятельность, осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию16.
Мобильное обучение - это возможность получать или предоставлять учебную информацию любого формата на персональные мобильные устройства17.
Дж. Тракслер18 утверждает, что мобильное обучение меняет полностью процесс обучения, поскольку мобильные устройства модифицируют не только формы подачи материала и доступа к нему, но и способствуют созданию новых форм познания и менталитета. Обучение становится своевременным, достаточным и персонализированным (“just-in-time, just enough, and just-for-me”). Данные характеристики мобильного обучения контрастируют с характеристиками смешенного и электронного обучений (е-learning), в которых на первое место выходят такие дидактические принципы, как мультимедийность, структурированность или модульность, интерактивность, доступность. Мобильные технологии трансформируют баланс между процессом обучением и участием обучающегося. Именно поэтому мобильное обучение - это новая форма обучения, отличная от дистанционного или смешенного, характеризующая новый виток развития информатизации человеческого общества. Эта же точка зрения поддерживается исследователями проекта Mobl21, которые четко разделяют две формы обучения - мобильное и смешанное, подчеркивая индивидуализированный (когда, где и с какой скоростью) и неформальный (презентация материала, общение) характер обучения.
М. Бренсфорд и Дж. Дуглас19 также подчеркивают различие между мобильным обучением и так называемым е-learning, говоря, что уникальность мобильного обучения заключается в том, что обучающиеся прежде всего не привязаны к определенному времени и месту, учебный материал всегда под рукой, изучается в любое время, поэтому такое развитие событий позволяет им привыкнуть к мысли, что учиться нужно и можно всегда, в любое удобное время. Та же мысль о влиянии технологий на психологию и менталитет обучающихся прослеживается и в определении С. Геддеса, согласно которому мобильное обучение - это "получение знаний и навыков посредством мобильных технологий в любое время, в любом месте, что ведет к определенным изменениям в поведении и менталитете студента". 20
В ходе проведения с 2002 года многоступенчатого европейского проекта, осуществленного в Норвежском институте дистанционного обучения (NKI https://www.nki.no), Т. Реккедал и А. Дай21 пришли к выводу, что, во-первых, процесс загрузки и синхронизации учебного материала на различные мобильные устройства почти не вызвал технических проблем у студентов, во-вторых, учебный материал, применяемые методы, рабочие решения для составления заданий и курсов на мобильных устройствах отличались от "привычных" методов дистанционного обучения, в-третьих, менялся подход и отношение студентов к процессу обучения: они приобретали навыки аналитического мышления, способность выделить главное из потока информации, поскольку не просто имели доступ к готовым модулям различных дисциплин, а должны были сами принимать активное участие в создании и отборе учебного контента.
Д. Келли22 также подчеркивает, что мобильное обучение заключается не столько в перенесении учебных материалов на компактный экран и применении удобных устройств, которые всегда находятся под рукой, сколько в разработке новых учебных мобильных материалов предполагает использование инновационных подходов нежели разработка традиционного дистанционного курса. Появились абсолютно новые формы подачи учебного материала и заданий такие, как учебные микроблоги, новостная лента Twitter, курскасты (coursecasts).23
Таким образом, определение мобильный характеризует прежде всего две основные составляющие педагогического процесса - доступ к средствам обучения и формы реализации учебной интеракции. Обучающийся сегодня может иметь мгновенный доступ к учебным материалам и программам, учебным ресурсам, выполнять задания, общаться с педагогом в любое время и в любом месте. Мобильные устройства обеспечивают следующие виды общения: голосовое, SMS, электронная почта, видеосвязь, социальные сети (Twitter, Facebook и тд), т.е. они предоставляют возможность написать, показать и рассказать. Меняется кардинальным образом форма обучения, которая как нельзя лучше соответствует идее обучения через всю жизнь (life-long education). Если обучающиеся соприкасались, учась в школе или университете, с этой формой обучения, они уже заранее подготовились к современным условиям жизни и работы. Данная форма обучения также соответствует современной компетентностно-ориентированной концепции образования, в которой акцент делается на обучение умению самостоятельно находить необходимую информацию, выделять проблемы и искать пути их решения, критически анализировать полученные знания и применять их на практике. Мобильное обучение "придает новое качество обучению, наиболее полно отражает тенденции в образовании современного человека, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени и места"24 и делая процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.
Для мобильного обучения используются следующие мобильные средства связи:
Самым перспективным мобильным устройством, который может использоваться в практике преподавания иностранных языков, зарубежные педагоги26 считают планшетный компьютер (IPad) ввиду его веса, высокой продолжительности жизни аккумулятора, универсальности (можно слушать, читать книги, писать, искать ресурсы в Интернете, играть в игры и тд), возможности увеличения текста до нужных размеров, большого количества поддерживаемых приложений (в том числе разработанных для IPhone), которые сейчас активно применяются в преподавании иностранных языков. Также большим преимуществом является то, что данные приложения дают возможность обучающимся перейти от свободного поиска и просмотра веб-страниц к так называемому персонализированному веб-поиску (personalized choice of content), что позволяет, в свою очередь, создать персонализированное профессионально ориентированное обучающее пространство ученика/студента, поскольку в смартфоны студентов, которые имели отношение к мобильному обучению, обычно загружены следующие полезные приложения - инструкции по обучению, словари, справочники, планировщики курсов, карты, специализированные поисковики, подкасты лекций или новостей, новостные ленты профессионально ориентированных сайтов или блогов и многое другое.
Выбор мобильного устройства для обучения зависит прежде всего от возраста обучающихся, инфраструкторы беспроводного доступа в Интернет, целей и задач курса, популярности среди обучающихся. Например, подростки, как правило, предпочитают мобильные телефоны и плееры, взрослые обучающиеся - КПК, планшетные компьютеры, смартфоны. Также не стоит забывать о том, что подростки используют данные устройства в основном для развлечения и бытового общения, а не для самообразования и учебной интеракции. Как показывают многие исследования27, например, студенты наиболее часто используют только такие функции мобильных телефонов, как обмен SMS-сообщениями и калькулятор. Также слабо используется программное обеспечение для мобильных телефонов, исключение составляет достаточно высокий процент (68%) выхода в Интернет с помощью браузера Opera Mini и использование Java игр (45%). Таким образом, как уже было сказано выше, несмотря на достаточно высокий уровень технического оснащения студенты не используют всевозможные функции мобильных устройств и доступные программные приложения, которые способствуют самообразованию и профессиональному росту.
Использование мобильных устройств и технологий в учебном процессе имеет различные цели. Например, мобильные телефоны студентов подключаются к информационно-обучающей среде вуза для доступа в любое время как альтернативные средства стационарным компьютерам, используются для удобства осуществления совместных проектов и групповой работы; для так называемого неформального мобильного обучения, когда обучающийся во вне учебное время может разместить какую-то интересную фотографию или видео сюжет, снятый с помощью мобильного смартфона, и прокомментировать его; когда мобильные устройства являются единственными средствами связи из-за удаленности места28; для администрирования и организации учебного процесса.
Программа iTunesU позволяет создавать подкасты (звуковые записи) лекций, семинаров, конференций, загружать этот материал на IPod или другое мобильное устройство, активно и успешно используется в Стэнфордском университете, Университете Беркли (Калифорния) и других.
Игры MyLearning для карманных компьютеров могут использоваться как для персональных компьютеров, так и для мобильных устройств, это бесплатная платформа, позволяющая создавать мультимедийные интерактивные тесты и задания, игровые инструкции30.
MediaBoard изначально данное приложение использовалось для индивидуальной обратной связи студент-преподаватель. Как показывают результаты практического использования31, MediaBoard позволяет решать более широкий круг учебных задач таких, как - групповая работа над проектом, получение инструкций по ходу курса, проведение исследований и научных изысканий, создание аудио или видео записей для е-портфолио.
Сегодня можно привести много примеров успешной интеграции методов мобильного обучения в традиционное и дистанционное обучение и их положительного воздействия на оптимизацию учебного процесса.Так, основная цель проведения многоступенчатого долговременного проекта Леонардо Да Винчи в Норвежском институте дистанционного обучения32, о котором уже говорилось выше, заключалась не только во внедрении новых мобильных средств связи, но и в определении эффективности их воздействия на все фазы учебного процесса. Первоначально мобильные устройства (телефоны) использовались для организации процесса дистанционного обучения: студенты получали полную инструкцию в мобильном формате по записи на курс, его прохождении, требованиях, предъявляемых к обучающимся, календарь-планировщик событий курсов и многое другое, т.е. вводно-коррекционный курс был полностью разработан на основе мобильных технологий для загрузки на мобильные телефоны. На втором этапе эксперимента мобильные устройства стали использоваться для интерактивной связи студентов и преподавателей курса, далее часть учебных материалов стала доступна для мобильных браузеров, соответственно, студенты получили учебные материалы, тесты, задания в мобильном формате. На следующем этапе студенты выполняли все задания, презентации в мобильном формате, а преподаватели оценивали работу студентов посредством мобильной связи, т.е. были разработаны учебные курсы, которые стали доступны в мобильном формате. Параллельно проводились исследования эффективности и целесообразности использования новейших технологий, анализировались отзыва студентов и преподавателей. Студенты отметили прежде всего удобство доступа к материалам курса на КПК, быстроту оценивания выполненных заданий, легкость общения и консультаций с преподавателем и с членами группы, наличие видео и аудио материалов хорошего качества в экспериментальном курсе (на базе Windows Media Player).
Одно из многочисленных исследований в рамках проекта MoLeNet, которое проводилось в учебных заведениях высшей школы Великобритании33, посвящалось разработке путей оптимизации преподавания различных дисциплин с помощью интеграции конкретных продуктов - SMS тестов различных форматов, игровых приложений MyLearning и программы MediaBoard. Было замечено, что SMS тесты по различным дисциплинам как нельзя лучше подходят для организации автономной работы студентов, для повторения пройденного, тесты данного формата с удовольствием выполнялись студентами, поскольку они получали мгновенно ответ от преподавателя. Преподаватели отмечали, что мобильные технологии помогают совершенно по-новому организовать процесс контроля за усвоением материала, создавать интерактивные задания новых форматов, которые воспринимаются студентами как поощрение, развивать креативность студентов, но также отмечался факт большей загруженности из-за необходимости подготовки и создания тестов и заданий. Студенты говорили о высокой интерактивности заданий и тестов, возможности самооценивания и работы автономно, четкой организации учебного процесса с помощью календаря-планировщика, SMS сообщений, им нравилась сама идея использования удобных мобильных устройств, которые ранее применялись ими только для игр или бытовой коммуникации, в учебных целях.
В работе "Модернизация обучения и подготовки"34, посвященной 30 проектам, проходившим в рамках MoLeNet в 2008-2009 учебном году в высших учебных заведениях Великобритании, представлены результаты опросов 2000 преподавателей из 48 колледжей, в которых проходил эксперимент по MLearning. 72% опрошенных преподавателей подтвердили, что интеграция мобильных технологий в учебный процесс привели к качественным изменениям в системе обучения; 91% сказали, что мобильные технологии могут сделать процесс обучения более мотивированным и интересным; 94% отметили, что обучение стало более персонализированным; 88% заметили, что мобильные технологии способствовали интенсификации усвоения учебного материала; 94% подтвердили, что будут использовать мобильные технологии в будущем в их работе; 80% отметили, что данный проект повысил уровень их компетенции в профессиональной и ИКТ сферах.
Таким образом, несомненными преимуществами использования мобильных устройств и технологий являются:
Техническо-финансовые проблемы сводятся к высокой стоимости некоторых мобильных устройств (уже есть недорогие альтернативы iPhone), маленькому экрану и мелкому шрифту, который используется опять-таки не на всех мобильных устройствах.
Суммируя то, что было сказано выше, хочется еще раз отметить высокий дидактический потенциал мобильных устройств и технологий, которые помогут при условии их грамотной интеграции перейти к новой образовательной модели высшей школы. Воплощение данной модели в практику, как известно, возможно только при условии использования новых форм обучения - дистанционной и смешанной, а также инновационных, интерактивных методов обучения методов, основанных на формировании умений самостоятельно извлекать знания, на развитии критического мышления обучающегося, его автономии. В учебном процессе новой образовательной модели должны применяться как новые формы учебной деятельности (интерактивные слайд-лекции, вебинары, тренинги и компьютерные симуляции, телекоммуникационные дискуссии с участием специалистов из отечественных и зарубежных вузов), так и новые типы заданий и упражнений (учебно-тренинговые задания; слайд-презентации; учебные подкасты; веб-проекты).
Кроме того, мобильное обучение, основывающееся на принципе управляемого интерактивного самообучения35, станет той новой формой обучения, которая поможет преодолеть деструктивное влияние ИКТ на познавательную и социальную деятельность человека. Имеется в виду практика повсеместного скачивания готовых статей и рефератов из сети для выполнения заданий, игнорирование правил авторского права, использование любых мобильных устройств в качестве шпаргалки, постоянная передача SMS сообщений во время учебного процесса, Интернет-аддикция к социальным сетям и компьютерным играм на мобильных телефонах и т.д. Современный преподаватель сегодня в силах превратить мобильные устройства и технологии из угрозы для обучения в помощь и поддержку.
Mobile Learning Anytime Everywhere: A book of papers from MLEARN 2004 /Ed. by J. Attewell, C. Savill-Smith. Learning and Skills Development Agency, UK. 2005. URL: https://crm.lsnlearning.org.uk/user/order.aspx?code=052232&src;=XOWEB
13 10 2014
1 стр.
Т. Давыденко, доктор педагогических наук, профессор, С. Боруха, старший
11 10 2014
1 стр.
10 10 2014
20 стр.
Работа выполнена на кафедре современных языков и методики преподавания иностранных языков Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова
12 09 2014
6 стр.
15 10 2014
1 стр.
Л. Г. Ионии, доктор философских наук, профессор В. П. Култыгин, доктор философских наук, профессор
15 09 2014
38 стр.
Фомичев Ю. К. – профессор кафедры микробиологии Белорусского государственного университета, доктор медицинских наук, профессор
08 10 2014
1 стр.
Вишняков-Вишневецкий Константинович, доктор исторических наук, профессор, академик Академии гуманитарных наук, ректор Санкт-Петербургского института гуманитарного образования
09 10 2014
1 стр.