Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Ф КГМУ 4/3-03/02

ПП КГМУ 4/02

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра социальной медицины и организации здравоохранения

СИЛЛАБУС

По дисциплине «История медицины»


Для специальности 5В110200 «Общественное здравоохранение»

Объем учебных часов – 45, I кредит


Курс - II

Семестр – IV




Караганда 2013

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «История медицины» для специальности 5В110200 «Общественное здравоохранение»,

утвержденной 12.05.2009




Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры социальной медицины и организации здравоохранения 15.01. 2013 Протокол № 7



Заведующий кафедрой социальной медицины
и организации здравоохранения к.м.н., доцент: А.К. Султанов







  • Сведения о преподавателях:

Султанов А.К. – зав. кафедрой, доцент, стаж педагогической работы – 18 лет, в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности здоровья детей, воспитывающихся в специализированных детских учреждениях», опубликовано 30 печатных работ. Тема докторской диссертации – «Гигиеническая оценка состояния здоровья осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях»


Сайфулина Н.Ф. – старший преподаватель, стаж педагогической работы – 36 лет, опубликовано более 50 работ, научный интерес – «Развитие медицины в Центральном Казахстане»
Тулекбаева К.Т. – преподаватель, стаж педагогической работы – 1 год, опубликовано 4 статьи


  • Контактная информация: кафедра расположена по ул. Гоголя, 40, ауд. 307, 309, 310, 312, 315, 316, 317.

телефон 51 38 97, добавочный 121, электронный адрес: [email protected]


  • Политика дисциплины

Студенты при изучении истории медицины должны посещать все занятия, быть подготовленными к ним. Успеваемость будет оцениваться на каждом занятии с помощью устного опроса, либо тестирования. Если студент пропустил занятие, то он должен его отработать до рубежного контроля. При изучении дисциплины необходимо выполнить самостоятельную работу, которую необходимо сдать в соответствии с графиком сдачи СРС.

Знания студента по истории медицины будут оценены по балльно – рейтинговой буквенной системе оценки знаний в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов».

Во время обучения студенты должны уважительно относиться к преподавателям, друг к другу, иметь соответствующий будущему врачу внешний вид, соблюдать все этические нормы поведения.


  • Введение

История медицины изучает развитие медицинской деятельности и медицинских знаний в неразрывной связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций, достижениями естествознания и культуры. Она является связующим звеном в изучении всех медицинских дисциплин, позволяет на основе знаний прошлого медицины, оценить её настоящее, предвидеть будущее. Изучение истории медицины важно и потому, что это один из первых предметов интеграции медицинских знаний, который позволяет студенту получить комплексное представление о развитии медицины и здравоохранения в целом, дает критерии для правильной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития здравоохранения.

Изучение истории медицины имеет большое значение для формирования научного мировоззрения, исторического мышления, расширения теоретических знаний будущего специалиста, воспитания у него чувств патриотизма, гуманизма, интернационализма.




  • Цели дисциплины: формирование будущего специалиста здравоохранения, обладающего профессиональным и общекультурным кругозором на основе изучения истории мировой и отечественной медицины.




  • Задачи обучения:

  • раскрыть общие закономерности всемирно – исторического развития медицины;

  • показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов

в формировании медицинской науки и практики в различных странах мира;

  • обучить историко – аналитическому подходу в объективной оценке медицинских,

гигиенических знаний о здоровье и болезни человека на различных этапах развития

человечества.




  • Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

  • закономерности развития всемирной истории медицины, включая Казахстан;

  • периодизацию всемирной истории медицины;

  • общие черты развития медицины, преемственность в развитии общественно –

экономических формаций и медицины;

  • источники изучения истории медицины;

  • основные черты мировой и отечественной медицины;

  • этапы развития общественного здравоохранения;

  • вклад учёных в развитие медицинской науки;

  • примеры самоотверженной деятельности ученых – медиков и врачей



уметь:

  • понимать исторические особенности развития медицины в связи со сменой

общественно – экономических формаций, в том числе в Казахстане;

  • определять задачи истории медицины на современном этапе;

  • применять методологические основы исследования при поиске и сборе

исторических материалов;

  • использовать архивные материалы по истории медицины;

  • сравнивать и сопоставлять источники изучения истории медицины;

  • осуществлять организационно – методическую работу при поиске исторических источников;

  • использовать историческую, учебную, художественную литературу, произведения искусства и другие источники при изучении истории медицины

  • использовать знания для осмысления и переосмысления представлений в соответствии с требованиями и уровнем современной науки;

  • применять на практике исторический метод как инструмент общественного здравоохранения



  • Пререквизиты дисциплины: история Казахстана, политология




  • Постреквизиты дисциплины: базовые и профильные дисциплины



  • Краткое содержание дисциплины

История медицины как наука. Значение истории медицины в системе высшего медицинского образования. Медицина в эпоху первобытнообщинного строя. Медицина в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Медицина в Древней Греции и Древнем Риме. Гиппократ. Гален. Развитие медицины в Византии, в Арабских халифатах, в Западной Европе, Древнерусском, Московском государстве, в Казахстане в эпоху феодализма. Аль – Фараби, Авиценна. Медицина в Западной Европе в эпоху капитализма. Медицина в России (XVIII – XX в.в.). Вклад в мировую медицину Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Г.А. Захарьина, Н.Ф. Филатова, Ф.Ф. Эрисмана, А.П. Доброславина. Развитие медицины в Казахстане (XVIII – XX в.в.). Медицина и здравоохранение суверенного Казахстана.
Тематический план

Тематический план лекций:



Наименование темы

Форма проведения

Продолжительность

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе

проблемная

лекция


1

2

Медицина Древнего мира

проблемная

лекция


1

3

Медицина раннего и развитого Средневековья

проблемная

лекция


1

4

Медицина позднего Средневековья

проблемная

лекция


1

5

Медицина Нового времени

проблемная

лекция


1

6

Медицина XX века

проблемная

лекция


1

7

Медицина Казахстана XX века

проблемная

лекция


1




Итого




7


Тематический план практических занятий:



Наименование темы

Форма проведения

Продолжительность

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе

практическое занятие

1

2

Медицина в странах Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай)

практическое занятие

1

3

Развитие медицины в Древней Греции и Древнем Риме

практическое занятие

1

4

Медицина раннего и развитого Средневековья

TBL (team – based learning, обучение в команде)

1


5

Медицина позднего Среднековья

практическое занятие

1

6

Характерные черты развития медицины в России в 18-20 вв.

практическое занятие

1

7

Медицина Казахстана в XX века

практическое занятие

1

8

Медицина суверенного Казахстана

практическое занятие

1




Итого




8


Тематический план СРОП:



Наименование темы


Форма проведения

Продолжительность

1

История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе

работа по индивидуальному заданию

2


2

Медицина в странах Древнего Востока (Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай)

работа по индивидуальному заданию

2

3

Развитие медицины в Древней Греции и Древнем Риме

работа по индивидуальному заданию

2

4

Медицина раннего и развитого Средневековья

работа по индивидуальному заданию

2

5

Медицина позднего Средневековья

работа по индивидуальному заданию

2

6

Характерные черты развития медицины в России в 18-20 вв.

работа по индивидуальному заданию

2

7

Медицина Казахстана XX века

работа по индивидуальному заданию

2

8

Медицина суверенного Казахстана

работа по индивидуальному заданию

1




Итого

работа по индивидуальному заданию

15



Время консультаций:

Консультации проводятся еженедельно по вторникам с 16.00 час до 17.00 час.

Время рубежного контроля:


специальность

Курс / группа

дисциплина

Неделя/дата

время

«Общественное здравоохранение»

2 / 204-209

«История медицины»

35 / 29.04.2013

17.00




  • Задания для самостоятельной работы студентов


Тематический план СРО:



Наименование темы


Форма выполнения

Продолжительность



Медицина Древней Греции. Гиппократ. «Сборник Гиппократа»

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2




Медицина Древного Рима. Асклепиад. Гален. Цельс

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2



Эмблемы мировой медицины

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2




Медицина Арабских халифатов. Абу Али ибн Сина (Авиценна) «Канон врачебной науки»

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2




Ученые средневекового Казахстана (Аль-Фараби, Ж.Баласугуни, О.Тлеукабылулы)

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2



Медицина Казахстана в годы Великой Отечественной войны

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2



Народная медицина Казахстана: от древности до наших дней

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

2



Современная медицина Казахстана

работа с литературой, изучение темы, подготовка проекта

1




Итого




15


График выполнения и сдачи заданий по истории медицины (СРО)


Неделя

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

№ темы по СРО
















I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII






Примечание: Задания по СРО сдаются преподавателю, ведущему занятия по дисциплине, в соответствии с графиком сдачи СРО




  • График выполнения и сдачи заданий по дисциплине - к каждому занятию, согласно тематического плана.


Рекомендуемая литература

На русском языке:

Основная

  1. Камалиев М.А. История народной медицины и общественного здравоохранения Казахстана/ М.А. Камалиев, Р.К. Бигалиева, Т.Х. Хабиева.- Алматы, 2004.- 174 с.

  2. Лисицын Ю.П. История медицины/ Ю.П. Лисицын.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. -400 с.

  3. Сайфулина Н.Ф. Курс лекций по истории медицины: Учебное пособие/ Н.Ф. Сайфулина. – Караганда, 2008.- 122 с.

  4. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т.С. Сорокина. – 5-е изд., стер.- М.: «Академия»,2006.-560 с.


Дополнительная

  1. Бородулин В.И. История клинической медицины от истоков до середины 19-го века: лекции: учеб. пособие / В.И. Бородулин. – М. : Медицина, 2008. – 180 с.

  2. Войцехович Б.А. Общественное здоровье и здравоохранение / Б.А. Войцехович.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 32-33 С.

  3. Даулетбакова М.И. К 55-летию Даулетбаковой Марьям Ильясовны / М.И. Даулетбакова. – 2008. - 44 с.

  4. Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года №193 – IV. - Алматы, БИКО, 2009. – 128 с.

  5. Кулмагамбетов И.Р. Карагандинская государственная медицинская академия: страницы истории / Гл.ред. И.Р.Кулмагамбетов, К.А.Алиханова (отв.ред.).- Караганда, 2005.- 644 с.

  6. Мирский М.Б. История медицины и хирургии : учебник – М., 2010. – 528 с.

  7. Нурмухамбетулы А. «Исповедь» из глубины веков / А. Нурмухамбетулы. – Алматы, 2000

  8. Сейсембеков Т.З. Выпускники КГМИ – участники Великой Отечественной войны. Книга памяти. – Караганда. – 2010. – 55 с.

  9. Сейсембеков Т.З. Поспелов Петр Моисеевич : страницы истории / Т.З. Сейсембеков. – Караганда, 2010. 44 с.

  10. Сорокина Т.С. История медицины : учеб. для студ. высш. мед. заведений / Т.С. Сорокина. – 7 – е изд., испр. – М. : Академия, 2008. – 560 с.

  11. Телеуов М.К. Карагандинский Государственный Медицинский Университет / Под общей ред. М.К. Телеуова. – Караганда, 2010. – 268 с.

  12. Тульчинский Т.Х. Новое общественное здравоохранение: Введение в современную науку / Т.Х. Тульчинский, Е.А. Варавикова. – Иерусалим, 1999. – 1049 с.

  13. Шарманов Т.Ш. Мировое здравоохранение до и после великой Алма – Атинской конференции/Т.Ш. Шарманов. – Алматы, 2003. – 232 с.


На казахском языке:

Основная

  1. Биғалиева Р.Қ. Бүкіләлемдік медицина тарихы / Р.Қ. Биғалиева. - Алматы, 2004.- 390 б.

  2. Сұлтанов А.К. Медицина тарихы бойынша дәрістер жинағы: оқу құралы/ А.К. Сұлтанов.- Қарағанды, 2007.- 94 б.



Дополнительная

  1. Әлиев М.Ә. Қазақстан медицинасының тарихы/М.Ә. Әлиев, Р. Нұрмұханбетқызы. – Алматы, 2003. – 192 б.

  2. Қайып К. Жұбан әулие/ К. Қайып, С. Базарбаев// Денсаулық.-2006.-№5.-Б.24-25

  3. Рысбеков М.М. Әл – Фараби медицинасы және қазіргі көзқарас / М.М. Рысбеков, Е.С. Мырзақұлов // Вестник Южно-Казахстанской медицинской академии.-2007.-№2. – Б. 68-70

  4. Шарманов Т.Ш. Ұлы Алматы конференциясында дейінгі және одан кейінгі кезеңдегі әлемдік денсаулық сақтау ісі / Т.Ш. Шарманов.-Алматы, 2003.- 211 б.



Методы обучения и преподавания:

  • Лекции: проблемные

  • Практические занятия: работа с историографическим материалом, устный опрос, решение тестовых заданий, работа в малых группах, TBL (team – based learning, обучение в команде)

  • Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя: самостоятельное изучение студентами тем дисциплины при активной консультации преподавателя

  • Самостоятельная работа студента: работа первоисточниками, реферирование рекомендованной литературы, подготовка докладов, составление глоссариев, оформление тематических альбомов и др.




  • Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРО, СРОП*)


Шкала оценок**

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент оценки

Процентное содержание оценки

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

«Отлично»

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

«Хорошо»

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

«Удовлетворительно»

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

«Неудовлетворительно»


Критерии оценки знаний**

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» в ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже, чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал непринципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничивался только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.



Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.
* Примечание: Для кредитной системы обучения.

**Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».

  • Методика подсчета рейтинга и оформления интегральной оценки по дисциплине (оформляется в соответствии с рейтинговой системой, утвержденной в КГМУ на текущий год)

Докторской диссертации – «Гигиеническая оценка состояния здоровья осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях»

Заведующий кафедрой социальной медицины и организации здравоохранения к м н., доцент: А. К. Султанов

190.96kb.

25 12 2014
1 стр.


Докторской диссертации – «Гигиеническая оценка состояния здоровья осужденных, находящихся в пенитенциарных учреждениях»

Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «История медицины» для специальности 5В130100 «Общая медицина», утвержденной

182.29kb.

25 12 2014
1 стр.


Оценка состояния здоровья детей в мдоу «Берёзка» в динамике за 3 года (2010-2012 г) Общая заболеваемость

Оценка состояния здоровья детей в мдоу «Берёзка» в динамике за 3 года (2010-2012 г)

71.46kb.

14 12 2014
1 стр.


Оценка состояния здоровья детей в динамике за 3 года
87.33kb.

11 09 2014
1 стр.


Особенности динамического наблюдения за состоянием здоровья работниц промышленного птицеводства методические рекомендации

В методических рекомендациях дана оценка состояния здоровья работниц промышленного

246.43kb.

01 10 2014
1 стр.


Литература Гигиена (гигиеническая оценка физических свойств воздушной среды)
83.83kb.

14 10 2014
1 стр.


Анализ состояния здоровья первоклассников в 2009 2010 учебном год

В результате просмотра медицинских карт были составлены паспорта здоровья на каждый класс. Паспорт здоровья представляет собой лист, на котором записана фамилия ученика, его диагно

31.93kb.

10 10 2014
1 стр.


Требования, предъявляемые к письменному обращению подозреваемых, обвиняемых, осужденных и граждан

Данные требования отражены в Приказе Минюста России от 29 июня 2012 г. N 125 Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмо

60.02kb.

15 09 2014
1 стр.