Перейти на главную страницу
образовательных учреждений Рузского района, посвящённая 65-летию Битвы под Москвой
секция: Культурное наследие
тема: Долгая дорога к храму.
Из опыта участия в восстановлении церкви Иоанна Предтечи в Сумарокове
учреждение "Гимназия №1 г. Рузы"
Авторы:
Зоркина Анастасия 9 класс
Руководитель:
Ветлянских Марина Васильевна,
учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»
паспорт:
46 06 № 150947 выдан 30.12.2003 г. ОВД Рузского района Московской обл.
2006 год
Цели работы: изучение культуры родного края в суженном тематическом пространстве – конфессиональное краеведение.
В этих рамках – приобщение к национальным культурным истокам, продолжение знакомства с храмовыми постройками района.
Сохранение исторической памяти путём обработки полученных в результате работ данных и пропаганда их среди самых различных аудиторий.
Почувствовав вкус походной жизни, мы стали не только знакомиться с разными уголками родного края, но и пытаться исследовать их. Так краеведческое объединение гимназии «Следопыты» начало работу «без отпуска». Поскольку одним из направлений исследований было первоначальное, а затем и более глубокое знакомство с храмовым зодчеством нашего района, то мы, 2года назад по дороге в лагерь увидев указатель «Церковь Иоанна Предтечи 15 км», постарались использовать появившуюся возможность приобрести новые знания по теме. Никто из 17 человек, вышедших в поход, в этих краях не был, и каждого поразило, насколько сумрачным выглядит место даже в ясный солнечный день. Действительно, оно оправдывало своё название. Но более всего поразило другое: за жилыми постройками, за мостом, совершенно отдельно от поселения, на взгорке открылось взгляду огромное, никак не соотносящееся с окружающим миром церковное строение.
Даже издали видно было, что храм в запустении. Посеревшие деревянные леса говорили о том, что некогда здание начинали восстанавливать, но явных следов работ не было. Вокруг господствовал борщевик. Правда, строительного мусора не было. Обойдя строение и ещё раз удивившись его местоположению и размерам, мы отправились в лагерь. Вечером, подводя итог дня, мы размышляли о том, что скорее всего когда-то Сумароково не было глубинкой, сколько прихожан мог собирать храм в праздники, посетовали, что церковь обезглавлена, на крыше растёт трава, кустарник и даже небольшие берёзки, что большинство русских церквей в советские времена постигла подобная участь…
Работая над скудными материалами похода, встречаясь с местными жителями, от Натальи Григорьевны Казарменковой (её сведения не проверены) мы узнали о существовавшем до войны, разрушенном ею и так и не восстановленном селе Ащерино, на территории которого располагалась церковь. Какая конкретно судьба постигла село, нам пока неизвестно, но Рузский районный архив по нашему запросу сообщил, «что село Ащерино Рузского уезда впервые упоминается в 1875 году в метрических книгах записи рождения, брака, смерти Иоанно-Предтеченской церкви. Другими сведениями о селе Ащерино архив не располагает». Новые доказательства существования села мы нашли нынешним летом…
Целью нового похода в Сумароково было ознакомить ребят, пришедших в лагерь и не бывавших ещё в интересующем нас поселении, с необычной по композиции церковью, но увидели мы гораздо больше. Примерно за километр до посёлка нам открылась потрясающая панорама: среди зелени высоких деревьев сияла золотая маковка с крестом! Мы пропустили прошлогоднюю публикацию в районной газете и не знали, что храм уже больше года восстанавливается! Ничего не пришлось додумывать: на все наши вопросы очень приветливо и подробно ответила находящаяся здесь и отвечающая за тонкости восстановительных работ архитектор Ольга Листопадова.
В частности, она поведала, что изначально церковь была деревянная и возникла при деревенском кладбище. Теперь уже нет сомнений в том, что село Ащерино старинное. На одном из показанных Ольгой кладбищенских надгробий дата ухода из жизни сельчанина отсылает нас в 1703 год (надпись сделана на старославянском языке, с титлами). Другие надгробия, представляющие настоящую историческую ценность, выполнены из белого камня, погребальные надписи на них расположены сбоку, что, по словам архитектора, нетрадиционно. Но ещё интереснее, что под мощными надгробными камнями покоятся тела крестьян, о чём свидетельствуют надписи…Либо белый камень в здешних окрестностях был в избытке, либо крестьяне необыкновенно богаты?.. На момент похода нам было неизвестно, каков временной отрезок между прекращением «жизни» деревянной церкви и постройкой новой, из красного кирпича с вкраплением в оконные структуры ящеров из белого камня (архитектор объяснила, что легко поддающийся известняк можно было выгодно использовать для декорирования стен с внешней стороны). Проведя очередное исследование, из архива Рузского районного благочиния на Интернет-сайте и публикаций в рубрике «Руза православная» в районной газете мы узнали, что новая церковь построена в 1873 года «на церковно-кошельковую сумму и тщанием доброхотных дателей».
Один из самых первых вопросов, заданных нами Ольге, был об абсолютной «непохожести» композиции церкви Иоанна Предтечи на все, которые расположены у нас в районе и уже более привычны глазу. Оказывается, возведение Храма Христа Спасителя в Москве подвигло многих архитекторов последовать примеру известного создателя храмовых творений Константина Андреевича Тона. Так скорее всего появилась и церковь Иоанна Предтечи, выдержанная явно в тоновском стиле. Она имеет вид кафедрального собора, особая отличительная черта – трёхпрестольность, с внешней стороны оформленная тремя полукруглыми апсидами. Для нас, юных краеведов, важно было отметить сохранение новым зодчим церковной традиции: им была выдержана первоначальная идея освещения церковного строения в честь нескольких конкретных святых, ведь в писцовой книге ещё за 1625 год в селе Ащерино значится «церковь Иоанна Предтечи с пределы»! В приходной же окладной книге Патриаршьего казённого приказа за 1644 год означен придел именно Николая Чудотворца! Правый придел освящён в честь Пророка Илии.
То, что осталось от внутреннего убранства, при нашем первом знакомстве выглядело невесело: утвари, фресок, икон – ничего не было. По непроверенным сведениям, осквернение святого места началось ещё до войны, тогда же была разрушена и колокольня (это из беседы с о. Гурием, а бывший директор Рузского районного краеведческого музея Л. С. Соколов утверждает, что «разнесение» храма «по частям» происходило уже в послевоенные годы. Кстати, Лев Сергеевич абсолютно поддержал наше суждение о «непохожести» Иоанно-Предтеченской церкви на другие строения подобного назначения в Рузском районе). Современный нам Вася тоже внёс свои «коррективы» в настенную роспись. Так, например, сохранившийся фрагмент внутреннего декора на западной стене в виде подписи под фреской не удалось сфотографировать чисто: богохульничество подростков оставило свой след и здесь. Сама же подпись воскресила в нашей памяти древнерусскую историю о Петре и Февронии, в которой упоминается имя Агрика – сказочного богатыря, побеждавшего исполинов и чудовищ. Он собрал несметную сокровищницу оружия, среди которого был меч-кладенец. Штукатурка на стенах сохранилась фрагментарно лишь внизу, на кирпичных сводах потолка очень чётко просматривается способ кладки. Потолочная роспись сохранилась только под куполом, да и то изображения Святой Троицы очень размыты.
Завершает «опись» увиденного настенного убранства небольшой нижний фрагмент некогда круглой фрески, скорее всего с изображением святого. Он расположен над входом в храм со стороны колокольни (всего 3 входа). Сама колокольня словно оторвана «с мясом», глазу открывается очищенный от битого камня почти полуторавековой фундамент под неё, фрагмент паперти и ступенек.
Восстановительные работы в этом месте помогли сделать неожиданные выводы о способе отапливания огромного церковного помещения. Оказывается, по периметру здания, в полу (исключая алтарную часть), были проложены керамические трубы диаметром 20 см и длиной – 40. В строительном мусоре, некогда бывшем колокольней, рабочие обнаружили и показали нам не только осколки, но и отлично сохранившиеся целиком две трубы. С наружной стороны боковых стен «прорезаны» парные окошечки, по предположению архитектора, для вентиляции системы. А в одной из двух несущих свод колонн, левой, продольное разрушение кладки обнаружило другую часть отопительной системы: жестяную, встроенную у самого пола печурку с трубой, уходящей на крышу. На сегодняшний день нет абсолютно точных сведений о способе обогрева храма, но зато есть отличный материал для исследований.
Таким образом, мы получили массу необычных впечатлений, очень много интересной, специфичной информации, познакомились с хорошими, чуткими, самоотверженными людьми, своим трудом приближающими полное восстановление и обновление церкви Иоанна Предтечи. Не хотелось уходить. Ольга сказала, что и мы могли бы внести свою посильную лепту в возрождение храма, ведь всевозможной работы очень много. Все с радостью откликнулись на такое предложение и через несколько дней, с благословения нынешнего настоятеля церкви иеромонаха о. Гурия, приехали помогать. А это уже другая история.
Два дня, что нам удалось посвятить храму, были расписаны по минутам, у каждого – свой фронт работы, времени на отдых практически не было. Ни дождливая погода в первый день, ни жара в другой не смогли помешать, потому что хотелось и нужно было сделать сразу много. О. Гурий предложил план действий, и всё началось. Парням пришлось тяжёлее всех: колоть дрова, а объёмные кругляки совершенно не предполагали заканчиваться, и сбивать остатки прежней штукатурки внутри церкви. Два Егора поменьше тоже поработали топором, но в основном занимались штукатуркой. Два Александра очищали стены на уровне второго этажа. Саша Тимофеев позже признался, что он, активный курильщик с детства, за несколько часов работы позволил себе выйти из храма, чтобы затянуться, всего лишь раз. И совершенно не было нужды перебрасываться скверными словами, как частенько бывает в подростковой компании. «Не буду лукавить, - продолжает Саша, - вначале особого рвения работать в церкви не испытывал, работать так работать, что в этом такого, но сейчас не жалею: узнал что-то новое, а ведь это новое – часть моей земли, а ещё - захотелось узнать поподробнее историю храма, например, той самой надписи об Агрике, ведь её, наверное, больше не будет…» А парнишке помоложе, восьмикласснику Кузюрину Егору, эти два дня скорее всего будут памятны всю жизнь: «… необычная, трепетная обстановка пребывания в святом месте, рядом работали ребята, уже многое сделавшие в жизни школы, в основном, в спорте, сильные, выносливые, по четыре года жившие походными буднями лагеря; у них всё в руках ладилось – было с кого брать пример. Конечно, была интересна и сама работа, хотелось поскорее сделать всё сразу, чтобы были видны изменения, сделанные и благодаря тебе лично…Теперь же хочется приехать и увидеть храм полностью обновлённым. А если представится возможность поработать там ещё, обязательно поеду, тем более что родители полностью поддерживают меня, отмечая, что это доброе дело».
Фронт работы девяти девчонок был более широким: они пололи огородные грядки на подворье, окучивали картошку, носили наколотые мальчишками дрова к месту их складирования, а потом все вместе сооружали дровяной стог. Чтобы уложить последнее поленце, подающему надо было поднять его высоко над головой, а принимающему – осторожно нагнуться пониже…Первым нашим советником и наставником оказалась послушница Саша, она сама знала, как и что делать, и очень неназойливо и терпеливо подсказывала, если у нас что-то не получалось. Про себя мы назвали их с Ольгой батюшкиными управляющими, хотя они выполняли и всю нужную на конкретный момент физическую работу.
Первый день работ завершился поздним обедом во временной церковной трапезной (непередаваемое чувство – принимать пищу под огромным числом старинных икон рядом с церковнослужителем!) и последующей экскурсией по храму и подворью. Батюшка (о. Гурий) подробно рассказал об истории храма, о ходе и перспективах восстановительных работ, о том, каким образом идёт сбор необходимых средств. Мы были поражены объёмами планируемых работ. Оказывается, с мая 2005 года церковь Иоанна Предтечи стала Патриаршим подворьем, приписана к храму Святого великомученика и целителя Пантелеймона при ЦКБ №1 ОАО «РЖД», по генеральному плану восстанавливается, обретает новое внутреннее и внешнее убранство и становится центром целого комплекса церковных строений. В ходе плановых работ было принято решение не возрождать отопительную систему, а возвести в непосредственной близости деревянную церковь, более удобную для обогрева в зимнее время. Также предполагается строительство часовни и небольшого монастыря. Целесообразность появления таковых оправдывается пограничным (на стыке двух районов) положением церкви и надеждой на возрождение активной духовной жизни региона. Будут и другие, необходимые для подворья строения. Но всех нас, и детей, и взрослых, поразило, привело в необычное, одухотворённое состояние сообщение о строительстве рядом с храмом детского дома призрения, где смогут найти приют сироты. Наших мальчишек особенно заинтересовал также тот уголок карты-плана, на котором значился спортивно-оздоровительный лагерь. Он должен будет раскинуться на живописном берегу реки Правая Педня. Лучшего использования природного ландшафта не придумаешь! Значит, на территории церковных земель в недалёком будущем школьники смогут закалять не только своё тело, но и дух. А сейчас, особенно в тёплые дни, здесь много маленьких деревенских детишек. Они с удовольствием играют с главным местным сторожем - красивой среднеазиатской овчаркой Айдой - и поджидают новых постояльцев – теперь уже в курятник (на момент выхода материала в печать церковное подворье с завидным постоянством оглашает пение петуха. Курочки, естественно, при нём).
В ходе экскурсии отец Гурий подчеркнул, что весь комплекс работ направлен прежде всего на то, чтобы душа любого – и воцерковлённого, и абсолютно светского – попавшего сюда человека радовалась, находила покой. И с этой целью недалеко от храма возводятся гостевые домики и огромная беседка. Она словно прячется от шума и суеты в сени высоких, тенистых клёнов. Проект обещает, что она будет необычайно красивой как снаружи, так и внутри. Остановив нас здесь, батюшка обратился к ребятам с вопросом, что значит – душа радуется. Завязалась беседа, в частности, о значении любви в жизни человека, о достоинстве, чести…Думается, мальчишки и девчонки многое вынесли для себя из того разговора. Так закончился наш первый день в Сумарокове. Он был ненастным и прохладным, но уже никто не вспоминал о своём первом впечатлении.
Работу второго дня завершила вечерняя служба в храме. Продолжалось празднование Святой Троицы, временный иконостас величественно смотрелся среди праздничного убранства, цветов и композиции из молодых берёз, и все участвующие в строительстве, несколько прихожан и мы приняли участие в службе. Впереди был день отдыха – воскресенье, а в понедельник мы уже прощались с Палашкином и лагерем, поэтому, напутствуемые отцом Гурием, мы покинули Иоанно-Предтеченскую церковь «до связи», с мыслями о встрече в сентябре.
Встретиться вновь посчастливилось в августе. Когда работа над докладом шла полным ходом и нужно было многое узнать из первых уст, мы приехали в Сумароково. Все в храме были при деле: Саша (она из Москвы, но при храме уже постоянно, она так решила, вступив год назад в созданный о. Гурием отряд сестер милосердия) вышивала золотом воздух (ударение на последнем слоге), Ольга, напутствуемая о. Гурием, работала над эскизами внутреннего и внешнего декора храма, практически сразу же строители-декораторы воплощали идеи в жизнь. В тот день декорировался конкретно верхний барабан. Заметно выросла беседка.
Уже в сентябре мы встретились с отцом Александром (Лёсиным), священником Покровской церкви в г. Рузе, он по совместительству вёл службы в храме в Сумарокове до назначения нового настоятеля – с 1999 по 2005 гг.. О. Александр отметил, что за год с небольшим сделано очень много по восстановлению храма и созданию целого комплекса храмовых построек. Как нечто судьбоносное выделяет он то обстоятельство, что именно ему выпало поднимать храм из руин, но не строительных (это было невозможно), а из духовных! Во все разверстые окна свищет ветер, всё разорено, люто холодно даже в жару, а люди идут. Бывало, на службах было до 30 человек! Для такого малонаселённого места очень много, особенно тогда, в самом начале восстановительного периода. В 1999-ом это были первые божественные литургии за почти 70 лет!
Настоящим открытием стали для нас воспоминания Людмилы Игоревны Трофимовой. Два года назад, накануне праздника Иоанна Предтечи с церковным хором она участвовала в одной из служб. Событие особенное, так как храм освящён именно в честь этого святого. Наибольшее впечатление у неё осталось от совмещения, казалось бы, несовместимого: ледяной земляной пол, высоченные своды, полное разорение и…божественные песнопения в этих старинных стенах! Это потрясло человека с очень большим опытом служения Богу! Она помогла нам узнать хотя бы самое необходимое о святых, чьими именами освящены приделы. Так, из большого иллюстрированного атласа Библии мы узнали, что Новый Завет считает Иоанна Крестителя воплощением ветхозаветного пророка Илии.
Так мы прикоснулись к святому в жизни нашего народа: к его вере, к его мощному духовному богатству, истокам русской культуры. Впереди беседы с местными старожилами на предмет довоенной истории церкви, поиска родственников церковного старосты Василия Волкова, план этих встреч уже обозначен. Надо узнать подробнее и о библейском Агрике. Необходимо продолжить и документальные исследования (переписка или поездка в Синодальную библиотеку), чтобы иметь полное представление о храме, на восстановлении которого нам посчастливилось поработать. И - пропаганда полученных знаний.
2. А.В.Бородина. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. – М.: Православная педагогика, 2004.
3. Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История христианской православной культуры). – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества), 2005.
4. А.В.Бородина. Основы православной культуры: Православие - культурообразующая религия России. – М.: «Православная педагогика», 2004.
6. Детям о православной вере. Книга первая. Составлена педагогом Воскресной школы З.Зинченко. Санкт – Петербург, 2003.
7. Детям о православной вере. Для чтения в школе и семье. Книга вторая. «Троицкое слово». «Паломникъ», 2001.
Храму?” спрашивала старая грузинка в фильме “Покаяние”, прерывая этим вопросом сцены, проливающие свет на преступления сталинского режима. “А зачем нужна дорога, которая не ведет к
14 12 2014
1 стр.
Цели работы: изучение культуры родного края в суженном тематическом пространстве – конфессиональное краеведение
25 09 2014
1 стр.
Храму? - недоуменно спрашивает старушка. Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины
16 12 2014
1 стр.
Цель: Познакомить учащихся с православной книгой, научить различать добро и зло, научить любви к ближнему, понятию о нравственности
09 10 2014
1 стр.
Человек, обитая в бренном мире, находится в то же время в каком-либо из «миров», то есть переживает определенное психическое состояние
06 10 2014
13 стр.
В соответствии с [2] на Украине планируется создание фонда страховых гарантий "Эксимстрах", предназначенного для страхования зарубежных инвестиций, выдаваемых под гарантии правител
25 12 2014
1 стр.
От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь
27 09 2014
1 стр.
Специально для маленьких посетителей организуется путешествие в детскую страну. Разнообразны возможности передвижения по территории парка: детская железная дорога, подвесная рельсо
30 09 2014
1 стр.