Перейти на главную страницу
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГорСЮН
_______________ Ю.М. Ляхова
«____» ______________ 2008 г.
Дополнительная образовательная программа
для учащихся 10-14 лет
срок реализации – 3 года
Автор-составитель: Воскресенская Анна Валентиновна
педагог дополнительного образования
1 Пояснительная записка …………………………………………… |
3 |
1.1 Об актуальности программы …………………………………… |
3 |
1.2 Целевое назначение программы ……………………………….. |
4 |
2 Учебно-тематический план ……………………………………… |
8 |
3 Содержание программы |
9 |
4 Методическое обеспечение и организация учебного процесса |
12 |
Литература ………………………………………………………….. |
16 |
Основными принципы работы с детьми являются гуманизм, природосообразность, создание ситуации успеха, оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной работы.
«Флора». Это имя богини всего растительного мира, оно произошло от слова «флос» - цветок. Жизнь без цветов была бы немыслима. Цветы всегда являлись спутником человека. Ими украшают свое жилище, дарят в подарок, провожают в последний путь.
Понятие "Флора" обширное, исходя из этого данная программа включает темы, рассматривающие строение и функции растений, разнообразие растительного мира, географическое распределение растительности на планете, проблемы охраны и рационального использования растений. Большая часть занятий отводится активному общению с природой - экскурсиям. Дети учатся вести наблюдения, собирать природный материал, закрепляются правила поведения в природе.
В процессе освоения программы члены объединения учатся создавать картины из природного материала - это развивает художественный вкус, фантазию, творческое мышление. Дети учатся не только смотреть, но и видеть красоту каждой травинки, листочка, замысловатого сучка, а, в конечном счете, создавать картины без кисти и красок: продолжается их экологическое образование и воспитание, формируется экологическая культура, как неотъемлемая часть культуры общечеловеческой. Практическая творческая деятельность детей, организованная таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство линии, ритма, композиции, формы и т.д., является здесь замечательным помощником. Язык искусства - отличное средство взращивания любви к природе. Необходимо умело им пользоваться, не отрывая форму от содержания. Поэтому очень важна связь с окружающей детей жизнью, бытом, традициями, искусством.
1.2 Целевое назначение программы
Образовательный процесс в объединении направлен на формирование среды, способной удовлетворить познавательные интересы и практические потребности ребенка, реализовать его творческий потенциал, развить способности и выйти на жизненное самоопределение.
Основная цель программы - расширение и углубление знаний учащихся по курсу ботаники, экологии и краеведения, развитие творческих способностей ребенка на основе работы с природным материалом; воспитание гармоничной, духовно богатой личности.
Задачи программы:
УЧЕБНЫЕ
Программа адресована детям 10-14 лет и рассчитана на 3 года обучения, но возможны различные варианты в виде образовательных маршрутов с учетом подготовки учащихся, их базовых знаний.
Порядок прохождения программы может быть изменен в процессе обучения в зависимости от условий, степени усвоения материала, особенностей детского коллектива.
Численность учащихся
1 год обучения в группе – 12-15 чел.
2 год обучения в группе – 10-12 чел.
3 год обучения в группе – 8 чел.
Учебная нагрузка на год – 144 часа.
Программа третьего года обучения предполагает в случае необходимости увеличение учебной нагрузки до 216 часов в год, что соответствует учебной нагрузке на ребенка 6часам в неделю.
Предполагаются также сдвоенные занятия в случае длительных практических, лабораторных занятий, экскурсий, поездок, конференций.
Образовательный процесс организуется на принципах добровольности; дифференцированном личностно-ориентированном подходе к образованию; разноуровневости и доступности детям содержания и способов образовательной деятельности.
в зависимости от способностей учеников используются все виды деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. Если вначале обучения чаще используются первые два, то, начиная со второго года обучения, преимущество отдается творческому подходу.
Знания, умения и навыки
Учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями и навыками по окончании обучения:
обладать знаниями о необходимости охраны дикорастущих видов флоры, о разнообразии растительного мира, понимать взаимосвязи животных и растений, уметь работать с гербарием;
знать правила и особенности сбора природного материала, способы засушивания с сохранением естественной окраски, объема, способами хранения природного материала;
знанием основ технологии работы с соломкой;
умением выбрать сюжет для коллажа, знать технологию его выполнения из различного природного материала;
знаниями о традициях, обычаях, атрибутах праздников
обладать знаниями о географическом распределении растительности;
уметь определять растения по определителям, атласам, натуральным образцам;
принципами построения композиции, основными цветовыми сочетаниями, умением грамотно построить композицию и оформить ее;
освоить технологию составления различных стилей букетов, настольных, подвесных и др. композиций;
знать основы икебаны;
освоить технологию изготовления из соломки пейзажа, архитектуры, орнамента.
третий год
знать основы аранжировки цветов;
уметь составить цветочные аранжировки к праздникам;
свободно работать в технике коллажа (с засушенными растениями соломкой и др.);
творчески подходить к замыслу композиции, создавать авторские работы;
принимать участие в самостоятельной исследовательской деятельности по выбранным темам.
Контроль знаний и умений учащихся - обязательное условие результативного обучающего процесса. Лучше использовать систему контроля: входной - определение начального уровня знаний и умений; промежуточный - по окончании темы, раздела, первого полугодия, где проверяется, как дети усваивают материал. Ребятам предлагается выполнить творческую контрольную работу; итоговый - усвоение учащимися программы в конце учебного года. Это может быть итоговая выставка, творческий отчет. При этом контроле виден "рост" ребенка.
Чтобы лучше определить, где допущены ошибки ведется пошаговый или текущий контроль. А лучше приучать ребенка к перспективному самоконтролю (сначала - подумай, а затем - выполняй).
Удобным приемом контроля может служить тестирование. Для отслеживания динамики развитие творчества и интеллектуальных способностей у учащихся предлагаются диагностические методы, ориентированные на определенный возраст. Результаты диагностики могут быть отражены в таблице.
Уровень развития творческого мышления
|
1 год обучения 10-11 лет |
2 год обучения 12-13 лет |
3 год обучения 13-14 лет |
Высокий |
|
|
|
Средний |
|
|
|
Низкий |
|
|
|
Всего учащихся |
|
|
|
Для диагностики ценностных ориентации учащихся в объединении может быть использован прием - предложить учащимся ранжировать 13 ценностей по порядку значимости для себя как принципов, которыми они руководствуются в жизни.
Задача - выявить как изменяется в процессе обучения ориентация на творчество, как дети оценивают красоту природы.
Уровень развития |
1 год обучения 10-11 лет |
2 год обучения 12-13 лет |
3 год обучения 13-14 лет |
Памяти хорошая удовлетворительная неудовлетворительная |
|
|
|
Мышления высокий уровень средний низкий |
|
|
|
Внимания устойчивое не устойчивое |
|
|
|
Всего учащихся |
|
|
|
№ |
Название темы |
Количество часов | |||
|
|
Всего |
Практ. |
Теорет. |
Экскур. |
1. |
Осенние явления в жизни растений |
26 |
4 |
16 |
6 |
2. |
Растительный покров Земли |
24 |
2 |
20 |
2 |
3. |
Растения леса |
22 |
2 |
16 |
4 |
4. |
Вопросы охраны растительного мира |
8 |
2 |
4 |
2 |
5. |
Золотая соломка |
30 |
22 |
4 |
4 |
6. |
Флористика |
34 |
28 |
2 |
4 |
|
ИТОГО: |
144 |
60 |
62 |
22 |
2год обучения | |||||
№ |
Название темы |
Количество часов | |||
|
|
Всего |
Практ. |
Теорет. |
Экскур. |
1. |
Географическое распределение растительности |
20 |
|
14 |
6 |
2. |
Определение растений |
10 |
8 |
2 |
|
3. |
Народные промыслы |
22 |
2 |
18 |
2 |
4. |
Соломка |
26 |
20 |
4 |
2 |
5. |
Икебана |
18 |
16 |
2 |
|
6. |
Бонсай |
18 |
16 |
2 |
|
7. |
Флористика |
30 |
22 |
4 |
4 |
|
ИТОГО: |
144 |
84 |
46 |
14 |
№ |
Название темы |
Количество часов | |||
|
|
Всего |
Практ. |
Теорет. |
Экскур. |
1. |
Аранжировка цветов |
56 |
46 |
6 |
4 |
2. |
Флористика |
40 |
30 |
4 |
6 |
3. |
Искусственное декоративное дерево |
20 |
14 |
4 |
2 |
4. |
Соломка |
18 |
14 |
2 |
2 |
5. |
Индивидуальная работа |
10 |
4 |
6 |
|
|
ИТОГО: |
144 |
108 |
22 |
14 |
В основе предлагаемой программы лежит углубление знаний школьного курса, развитие творческих способностей ребенка на основе работы с природным материалом.
В работе используется природный материал с самыми разнообразными свойствами.
Заготовке природного материала для работы в программе уделяется особое внимание. Природный материал собирается на экскурсиях в природе, па отдыхе, на учебно-опытном участке школы, городской станции юных натуралистов. Подобная работа формирует наблюдательность, деловитость, ответственность. Учащиеся приучаются прогнозировать свою деятельность, заготавливать природный материал впрок. Весь заготовленный материал аккуратно и бережно сохраняется всеми и всеми же используется. Это воспитывает чувство коллективизма.
В основе программы объединения "Флора" лежит флористика. Это понятие объединяет все виды деятельного общения ребенка с растительным миром.
Флористика один из видов художественного творчества, основой для которого служит различный природный материал: живые, засушенные и искусственные растения, мох, лишайники, кора, семена растений, солома и др. природный материал.
Особое назначение флористики - это ее экологический стиль. Вся программа пронизана главной идеей: что дарит нам природа - бесценно. Охрана природы, не нанесение ей вреда - основное правило флориста.
Флористика помогает продлить недолгую жизнь цветов, трав, запечатлеть на годы их трепетную прелесть.
Занятия не только вооружают школьников знаниями о флоре умениями и навыком по обработке различных материалов, но и помогают осознать всю силу творца, способность подчинить своей воле эти материал, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, они будят интеллектуальную и творческую активность, стремление к осуществлению собственных замыслов.
Очень значимым элементом в работе является расширение общего кругозора детей, их знания о материалах, инструментах.
Разумеется, нужно хорошо знать и учитывать интересы и возможности детей, уровень их трудовой подготовки.
Планируя годовую работу объединения, руководитель оставляет за собой право вносить незначительные изменения в тематику занятий и при необходимости переносить некоторые темы на другой год обучения.
В процессе занятий по мере накопления практического опыта, осваивая специальные технологии, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственно изготовлением предлагаемых образцов постепенно перерастает в стремление самим придумывать, творить и воплощать авторский замысел в изделии.
Творческая практическая работа в объединении "Флора" построена на использовании растительного материала, поэтому значительное место в программе отводится изучению мира растений.
Вопросы охраны природы рассматриваются в процессе ознакомления учащихся с Красной Книгой России, Ярославской области, ботаническими памятниками природы.
Особое внимание уделяется Яковлевскому сосновому бору и работе школьного лесничества "Сосенка" по его охране.
На занятиях учащиеся узнают о традициях народного искусства, знакомятся с историей создания изучаемых видов прикладного творчества.
1 год обучения.
Вводное занятие. Знакомство с планом. Правила безопасности. Тема I. Осенние явления в жизни растений.
Знакомство с сезонными явлениями на примере осени. Приметы осени. Осень в произведениях искусства. Экскурсии в осенний лес, парк. Сбор и заготовка природного материала.
Разнообразие растительного мира. Растения различных мест обитания. Экскурсия в теплицу Ботанического сада ЯГПУ.
Лес - место обитания растений. Экологические взаимосвязи растительного и животного мира. Растения Яковлевского бора. Знакомство с гербарием экологической тропы. Знакомство с работой школьного лесничества "Сосенка" средней школы № 59. Экскурсия в Яковлевское лесничество.
Дикорастущие виды флоры, нуждающиеся в охране. Красная Книга России и Красная Книга Ярославской области. Памятники природы на карте Ярославской области.
Знакомство с народным промыслом. Основные правила работы. Изготовление композиций. Экскурсия на выставку.
Правила сбора, засушивания и хранения растений. Основные требования к сочетанию цвета и построению композиций. Составление объемных и плоских композиций. Оформление работ. Подготовка к выставке. Подведение итогов.
Разнообразие растительного мира в свете географического распределения растительности на планете, уменьшение при продвижении к полюсам. Разнообразие мест обитания. Редкие, исчезающие растения Ярославской области. Сезонные экскурсии в Яковлевский и Тверицкий боры. Сбор природного материала.
Знакомство с атласами, определителями и др. литературой. Работа с гербариями. Определение растений по натуральным образцам с использованием определителей, атласов.
Знакомство с народными промыслами, использующими в своих произведениях растительные узоры. Палех, Хохлома, Жостово. Изразцовое искусство. Использование в работе природных материалов. Экскурсия на выставку.
Знакомство со злаковыми растениями. Техника безопасности при работе с инструментами. Обработка соломки. Работа над сюжетными композициями.
Исторические корни икебаны, основные традиции и школы. Составление композиций из сухих и искусственных растений.
Понятие о бонсае. Живой и искусственный бонсай. Изготовление искусственного бонсая.
Заготовка природного материала. Изготовление рамок. Знакомство с сухоцветами, их разнообразием и особенностями выращивания. Работа над плоскими и объемными композициями. Подготовка к выставке. Экскурсии в Яковлевский и Тверицкий боры, теплицы ДЭЦ и ЯГПУ. Посещение выставки. Подведение итогов.
Теоретические основы аранжировки цветов: термины и определения; формы растений, ассортимент растений; инвентарь, материалы инструменты, аксессуары; композиция, теория цвета; линии; симметрия, асимметрия, глубина, фон. Европейская и восточная школы аранжировки. Понятие о стилях в аранжировке цветов. Техника составления букетов и цветочных композиций. Тематические цветочные аранжировки к празднику (Рождество, Валентинов день, Пасха); по случаю (свадьба, день рождения, юбилей, посещение больных и пр.); оформление интерьеров.
Техника составления композиций из целых форм засушеных растений: из частей растений, сборка цветов из лепестков. Самостоятельный выбор сюжетов, составление композиций. Плоскостная флористика: натюрморт, пейзаж, сюжетная апликация. Объемная композиция с использованием цветов, плодов, семян и другого природного материала; пейзаж комбинированный (в глубокой раме).
Знакомство с древним искусством бонсаи, искусственный бонсай. Различные виды декоративных деревьев. Методы и примеры их создания.
Пейзаж. Особенности передачи перспективы в пейзаже из соломки. Изображение архитектуры из соломки. Изготовление народной игрушки.
В ходе реализации программы учащиеся активно участвуют в жизни городской станции юннатов, в тематических праздниках, выставках, ярмарках. Для них постоянно организуются экскурсии в природу, посещение музеев, выставок, оранжерей Ботанического сада ЯГПУ и ОЭБЦ и т.д.
Основными методами усвоения заложенного в программу материала являются беседа, экскурсия, работа с природными материалами. В процессе беседы учащиеся осваивают объем теоретического материала. Большая часть занятий отводится практической работе с природными материалами. Широко используется метод экскурсий.
За 144 часа программы для каждого года обучения удается реализовать весь комплекс тем, по в зависимости от группы и подбора детей в ней программа варьируется в небольших пределах, без изменения главных разделов.
Образовательные технологии
Содержание образования в настоящее время рассматривается как комплекс элементов социального опыта.
Познавательная деятельность учащихся, их активность обеспечивает формирование различных уровней содержания образования, которые неразрывно связаны между собой. Овладевая содержанием образования, ребенок осваивает несколько уровней: ознакомительный, формальный, сущностный, творческий.
Ознакомительный (или нейтральный).
На данном уровне педагогом используется объяснительно-иллюстративный метод.
Используется репродуктивный метод и частично объяснительно-иллюстративный.
На данном уровне применяется проблемный метод, метод избирательного поиска и частично репродуктивный.
Проявления творческих способностей детей индивидуальны, поэтому на данном этапе предполагается в основном индивидуальная работа с каждым ребенком.
Одной из форм проведения занятия является коллективная работа, где каждый из учащихся выполняет часть большой работы. Это способствует сплочению коллектива, воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений, чувства взаимопомощи.
Важным технологическим элементом образовательной деятельности в объединении является организация и проведение учебных экскурсий. Это и сезонные экскурсии в природу, учебные маршруты экологических троп в Яковлевском бору, в центральном сквере от церкви Ильи Пророка до района «стрелки» рек Волги и Которосли, на территории участка городской станции юных натуралистов. Во время экскурсий происходит сбор необходимого материала с условием – не навредить природе. Ознакомительные экскурсии проводятся на кафедру ботаники Ярославского государственного педагогического университета, в ботанический сад и в оранжерею ботанического сада ЯГПУ, музеи и выставки.
В построении учебного процесса используется дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности, неповторимость каждой личности, своеобразие склонностей и возможностей каждого ребенка по возрасту, полу, области интересов, уровню практической подготовки, уровню здоровья.
Для занятий объединения требуется светлое просторное помещение с достаточно большими оконными проемами и широкими подоконниками. Для проветривания помещения должны быть предусмотрены хорошо действующие оконные форточки. Окна желательно должны быть расположены в направлении юго-восток, юг и юго-запад. Направление оконных проемов и широкие подоконники – одно из главных условий для выращивания комнатных растений и рассады цветочно-декоративных растений.
В помещении необходимо минимальное количество посадочных мест – желательно 15 столов и стульев для учащихся и 1 стол и стул для педагога.
Каждый стол должен быть оборудован настольной лампой. В помещении должны быть стенные шкафы-витрины для хранения и демонстрации работ детей, а также стенды для размещения для размещения других наглядных пособий ( текстовых, фотоматериалов и др.), телевизор с видеомагнитофоном.
Кроме основного помещения для занятий еще необходимо иметь 2 подсобных помещения:
для хранения инвентаря, растительного и прочего материалов;
для засушивания растений на воздухе.
Для реализации программы необходимо иметь учебно-опытный участок, где выращиваются цветочно-декоративные растения (настоящие сухоцветы, цветы для срезки, коллекция многолетников).
Кабинет, в котором проводятся занятия, должен располагать библиотекой с литературой по тематике программы, а также подборками журналов: «Мир растений», «Цветы», «Цветоводство», «Лиза» и др.
Дидактическое обеспечение программы может быть представлено набором тематических папок: Техника безопасности, Тематические аранжировки, Теоретические основы аранжировки, Букеты и композиции, Обработка растительного материала, Досуговые мероприятия и др..
Для успешной реализации программы необходимы следующие материалы и инструменты:
2. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика, М., Эксмо, 2006.
3.Гусакова М.А. Аппликация, М., Просвещение, 1997.
4.Иванова Е.А. Программа «Природа и творчество», журнал «Внешкольник», Ярославль, 1998 №1.
5.Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях, М., Высшая школа, 1992.
6. Лаптев В.В. Растения от А до Я, М., Колос, 1992.
7. Марьина Ю. Коллажи и панно, М., Вече, 2005.
8. Монсеррат О. Сухие цветы, Аст-Пресс,1997.
9. Новикова Е.Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. Минск, 1994.
10. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины, М., Просвещение, 1991.
11. Суханова Н.Н. Вторая жизнь цветов, М., Колос, 1994.
12. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль, Академия развития, 1996.
Она способствует приобщению человека к природе. Принципиальные требования к процессу образования в учреждениях дополнительного образования направлены на личностное развитие ребенка
14 12 2014
1 стр.
Сан ПиН 4 1251. 03. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы учреждений дополнительного образования детей, Уставом учреждения
02 10 2014
3 стр.
Сценарий формирования реестра договоров с поставщиком услуг дополнительного образования 9
01 10 2014
6 стр.
В сборнике предлагаются публикации методических материалов учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования детей Сургутског
17 12 2014
5 стр.
Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан»
25 12 2014
1 стр.
Настоящее положение является локально-правовым актом и устанавливает порядок формирования и деятельности Педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждени
12 10 2014
1 стр.
Сущность и содержание воспитания социальной активности в учреждении дополнительного образования детей
16 12 2014
10 стр.
Преподавателя моудод г. Шумерля «Центр дополнительного образования для детей» Поляковой А. В. проведенный 16. 04. 2010 г
24 09 2014
1 стр.