Перейти на главную страницу
История создания казначейства восходит к первой четверти XVIII-начала XIX века, когда под влиянием преобразований Петра I, государственной деятельности Екатерины II, министерских реформ Александра I произошли серьезные изменения в социально-экономическом развитии России. В результате в России было создано Финансовое управление страны, а Манифест Александра I от 21(8) сентября 1802 года учредил образование восьми министерств, в том числе и Министерство финансов.
Первое упоминание о наличии казначейств на территории Калмыцкой степи Астраханской губернии относится к 1900 году. В письме Астраханскому губернатору директор 1 отделения Департамента окладных сборов Министерства финансов сообщает, что "господин Министр финансов учредил должность податного инспектора для калмыцкого населения Астраханской губернии и 4 марта назначил на таковую отставного Колежского советника Жуковского" (Нац. архив РК, фонд №И-9, опись №5, дело №1179, лист №1). На податного инспектора возлагалось наблюдение за правильным взиманием и своевременным поступлением в казну окладных сборов с сельского населения, а также надзор за исполнением государственного промыслового налога, проверка торговли и промыслов. Податному инспектору было предоставлено право участвовать в заседаниях Управления Калмыцким народом "по всем делам, касающимся взимания окладных сборов" (Нац. архив РК, фонд №И-9, опись №5, дело №1179, лист №3).
Сохранившиеся архивные документы дают общее представление о порядке взимания окладных сборов и правилах проведения проверок правильности осуществления торговли и промыслов в пределах податных участков. Для сбора податей и повинностей избирались демчеи (сборщики), бодокчеи и хотонные старосты. На хотонного старосту возлагался сбор казенных, мирских и других повинностей с калмыков, денежные суммы вносились им по квитанциям в Аймачное Управление.
Аймачный старшина исполнял обязанности торгового депутата, которые заключались в том, чтобы осуществлять наблюдение за производством торговли и промыслов в подведомственном ему аймаке и производить по распоряжению и указаниям податного инспектора проверку торговых и промышленных предприятий в пределах определенного ему участка. При этом он руководствовался Положением о Государственном промысловом налоге и исполнял все требования податного инспектора. При обнаружении нарушений аймачный старшина составлял протокол, который в течение 3-х дней или с первой отходящей почтой направлялся податному инспектору. В начале каждого года, не позже 1 февраля, аймачные старшины представляли податному инспектору и Попечителю улуса списки недоимщиков казенного сбора со скота.
Согласно Инструкции о применении Положения о государственном промысловом налоге податной инспектор распределял вверенный ему податной участок между собой, своим помощником, торговым депутатом и заменяющими его лицами, которые производили проверку под наблюдением и по указаниям податного инспектора. Он же определял способ проверки и время ее проведения. Ревизия поступающих в аймачное Управление денежных сумм, а также делопроизводства и отчетности по сбору казенной подати со скота производилась Попечителем улуса и податным инспектором Калмыцкой степи.
Сохранилось письмо Астраханского губернатора, адресованное попечителям и заведующим улусами Калмыцкой степи. В нем говорится дословно следующее. "Многие из Попечителей и Заведующих улусами считают себя необязанными исполнять обращенные к ним просьбы Податного Инспектора Калмыцкой степи о сообщении ему сведений по предметам, прямо относящимся к его служебным обязанностям, как то : о сообщении ему сведений о степени успешности взыскания казенного со скота сбора, о сумме недоимок последнего и о причинах, влияющих на безнедоимочное взыскание такового; о состоянии подножных кормов в степи, о видах на урожай сена и т.п., а также о проверке торгово-промышленных предприятий.
Считая такие действия нетерпимыми, особенно при современном сосредоточении всех обязанностей по управлению улусами, как полицейских, так и общественно-административных в лице Попечителей и Заведующих улусами, предлагаю Вашему Высокоблагородию неуклонно выполнять перечисленные выше законные требования, предваряя, что за небрежность и медленность в сем отношении буду взыскивать со всей строгостью" (Нац. архив РК, фонд №И-44, опись №2, дело №1, лист №6)".
Податной инспектор Калмыцкой степи не позднее 1 октября каждого года представлял в Астраханскую Казенную Палату по установленной форме сведения о сумме раскладочного сбора, которую без обременения плательщиков можно было бы назначить в следующем году в соответствии с местными условиями, влияющими на ее увеличение или уменьшение по сравнению с прошлым годом. На основании таких сведений Казенные палаты ежегодно не позже 1 декабря представляли в Департамент окладных сборов Министерства финансов сведения, необходимые для распределения между губерниями и областями общей по Империи суммы раскладочного сбора (Нац. архив РК, фонд №И-44, опись №2, дело №1, лист №27, 28).
Это свидетельствует о больших полномочиях податного инспектора и обязательности исполнения его требований. Обязанности и полномочия податного инспектора имеют много общего с обязанностями и полномочиями современного казначея.
15(2) февраля 1821 года резолюцией императора Александра I "Быть по сему" было утверждено учреждение Департамента Государственного Казначейства Министерства финансов. Периодом апогея деятельности казначейства в России стало начало ХХ века, что связано с ростом оборота, увеличением населения, развитием товарно-промышленной жизни страны и в связи с этим расширением деятельности казначейства по банковским операциям.
После Октябрьской революции 1917 года
Естественный ход развития органов казначейства в России был прерван победой Великой Октябрьской социалистической революции. Уже в октябре 1917 года были созданы новые органы Управления, в том числе Народный комиссариат финансов республики (Наркомфин). Он овладел органами Казначейства в центре и на местах, они были расформированы и их функции получили новые финансовые органы. В губерниях свою деятельность развернули финансовые отделы исполкомов местных Советов, окончательно растворив в общем советском аппарате все старые финансовые органы.
После Октябрьской революции 1917 года финансовая политика сводилась к национализации банков, отмене коммерческой тайны, установлению рабочего контроля над производством, прогрессивного подоходного налога, высоких налогов на предметы роскоши, отмене косвенных налогов на предметы первой необходимости, отказу от уплаты государственных долгов, немедленному прекращению эмиссии бумажных денег. В 1917 году ЦИК принял декрет "О национализации банков". Частные акционерные банки и банкирские конторы были объединены с Государственным банком, который стал именоваться Народным банком Российской республики.
В октябре 1917 года был создан Наркомат финансов республики. Стали создаваться и местные финансовые органы. Последние упоминания о казначействах относятся к осени 1918 года. Совет народных комиссаров в октябре 1918 года принял постановление о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка. В результате слияния Народный банк РСФСР сосредоточил в своих руках не только кредитное дело, но и финансирование всего народного хозяйства страны и всего государственного аппарата, всю сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.
Кассовые функции казначейств согласно постановлению о слиянии Казначейства с учреждениями Народного банка отошли к местным отделениям Народного банка. В соответствии с новыми правилами, "все налоговые, сметные, кассовые и финансовые дела" возлагались на губернский Исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Заведование финансовым делом принадлежало отныне губернским финотделам, которые работали под непосредственным руководством своих исполкомов, а в ведомственном плане были подчинены Наркомфину РСФСР. Взамен упраздненного Народного банка РСФСР, в октябре 1921 года, был учрежден Государственный банк РСФСР - основное учреждение по осуществлению кредитной политики советского государства. А в октябре 1937 года постановлением ВЦИК и СНК СССР в составе Наркомата финансов СССР было образовано Контрольно-ревизионное управление (КРУ), осуществлявшее контроль в области бюджетной и финансово-счетной работы.
Должности податного инспектора, его помощников, канцелярии и должности делопроизводителей канцелярии Калмыцкого податного участка были упразднены с 1 января 1920 года. С этого же времени была учреждена должность податного инструктора при налоговом подотделе Исполнительного комитета Калмыцкой степи, на которую был назначен тов. Вяйзо. В письме Астраханского губернского финансового отдела от 20 декабря 1919 года №38281 говорится, что "назначение на должности податных инструкторов производится коллегией уездных финансовых отделов и утверждается губернским финансовым отделом. Лицами, обладающими необходимыми специальными знаниями, признаются, прежде всего, имеющие служебных стаж бывших податных инспекторов или их помощников". И далее "губфинотдел добавляет, что отпускаемые ныне на содержание бывшей Податной инспекции кредиты с 1920 года отдельно открываемы не будут, так как содержание податных инструкторов, равно и тех служащих, которые ранее состояли в канцеляриях податных инспекторов, а затем перейдут в состав означенных финансовых отделов, должны войти в кредиты этих финансовых отделов по их сметам".
Формирование органов Федерального казначейства в Республике Калмыкия началось в марте 1995 года. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.03.1995 года № 234-л/с и Указом Президента Республики Калмыкия от 10 апреля 1995 года № 64 было создано Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Калмыкия, руководителем которого по сегодняшний день является Пашнанов Эрдне Лиджиевич.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 7 августа 1995 г. №481 Управление с 1 сентября 1995 года, осуществляло финансирование расходов федерального бюджета на территории Республики Калмыкия.
1996-2000 годы
Согласно Распоряжению Главного управления федерального казначейства МФ РФ от 16 января 1996 г. №5 Управление и отделения с 1 февраля 1996 г. открыли в уполномоченных банках балансовые счета по учету доходов федерального бюджета и приступили к выполнению операций со средствами, поступающими в доход федерального бюджета. А с 4 марта 1996 года получили право и доверие на перечисление средств для финансирования расходов и мероприятий за счет доходов, поступивших в федеральный бюджет на территории Республики.
В течение 1997 г. Управление поэтапно перевело получателей средств федерального бюджета на финансирование через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства. По договоренности с Национальным банком и другими кредитными организациями с 1 февраля 1997 года в органы федерального казначейства была передана картотека - 2 неоплаченных расчетно-платежных документов.
2000-2004 годы
Управление перешло на электронный обмен платежными документами с Национальным банком Республики Калмыкия, а с мая 2000 года он производится без подтверждения на бумажных носителях.
С 1 апреля 2000 года Управление работает в режиме единого счета по учету доходов федерального бюджета №40102, а к 1 января 2003 года завершило централизацию средств, поступающих в бюджеты всех уровней на территории республики, на Едином счете Управления №40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства".
С 10 ноября 2000 года операции со средствами федерального бюджета осуществляются с единого балансового счета Управления № 40105. С 1 ноября 2003 года финансирование расходов федерального бюджета осуществляется за счет остатка средств на Едином счете Управления №40105.
В соответствии с бюджетным законодательством РФ, на основании Соглашений, заключенных с Правительством Республики Калмыкия и органами местного самоуправления, с июля 2001 года органы федерального казначейства Республики Калмыкия осуществляют кассовое обслуживание исполнения расходов бюджетов Республики Калмыкия в части средств, поступающих из федерального бюджета по разделу 2101 "Финансовая помощь бюджетам других уровней".
Начиная с 2002 года, Управление активно проводит работу по переводу исполнения бюджетов Республики Калмыкия на полное кассовое обслуживание в органы федерального казначейства. В 2002 году бюджеты четырех районных муниципальных образований полностью исполняются через органы федерального казначейства. В 2003 году еще четыре районных муниципальных образования перешли на полное кассовое обслуживание в органы Федерального казначейства.
В декабре 2003 года принято Постановление Правительства Республики Калмыкия от 10 декабря 2003 года №317 "О кассовом обслуживании исполнения республиканского и местных бюджетов Республики Калмыкия органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Калмыкия", аналогичные решения до конца года подписали главы районных муниципальных образований и мэр г. Элиста. С 1 января 2004 года органы федерального казначейства Республики Калмыкия на основании Соглашений, заключенных с Правительством Республики Калмыкия и органами местного самоуправления осуществляют полное кассовое обслуживание исполнения республиканского (Республики Калмыкия) и местных бюджетов. В органах федерального казначейства открыты счета бюджетов, распорядителей и получателей средств республиканского и муниципальных бюджетов.
С июня 2004 года на лицевых счетах, открытых на балансовых счетах №40204 "Средства местных бюджетов" органов Федерального казначейства ведется учет поступления и расходования средств, полученных получателями средств местных бюджетов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
На базе Управления проведено 3 межрегиональных совещания по программным комплексам "Казна" и "Смета-W". В семинаре участвовали представители шести территориальных Управлений федерального казначейства по: Астраханской области, Краснодарскому краю, Кабардино-Балкарской республике, Чувашской республике, Карачаево-Черкесской республике, Республике Мари-Эл.
В 2002 году в Управлении проведена комплексная проверка Главного Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. По ее результатам работа Управления признана удовлетворительной. Руководитель Управления Пашнанов Эрдне Лиджиевич за многолетнюю и безупречную работу награжден Орденом Дружбы.
В 2003 году в рамках федеральной целевой программы развития органов федерального казначейства завершено строительство нового административного здания Управления, полезной площадью более 2 тыс. кв. метров. Здание оснащено всеми необходимыми системами жизнеобеспечения: автономной котельной, дизельной электростанцией, системой гарантированного электропитания, структурированной кабельной системой. Реконструированы и отремонтированы здания ОФК по Малодербетовскому, Приютненскому районам. Приобретены в собственность и отремонтированы здания ОФК по Кетченеровскому, Октябрьскому, Городовиковскому, Яшалтинскому районам. Соблюдение пропускного режима в Управлении и Отделениях Федерального казначейства, обеспечивают сотрудники 86 отряда Государственного учреждения «Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации». Имеется система комплексной безопасности, состоящая из систем контроля доступа и видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации. Пропуск в здание Управления сотрудников и представителей организаций-клиентов осуществляется по электронным картам доступа, через установленные турникеты.
В Управлении создан музей, экспозиция которого отражает историю становления и совершенствования казначейской системы в Республике Калмыкия со дня его создания и по настоящее время.
В Управлении и Отделениях проходят спартакиады работников органов Федерального казначейства по Республике Калмыкия, конкурсы художественной самодеятельности и стенных газет, публикаций СМИ.
За достигнутые успехи в развитии органов федерального казначейства коллектив Управления в 2004 году удостоен благодарности Министра финансов Российской Федерации.
Управление активно проводит работу по совершенствованию процесса расчетно-кассового обслуживания и электронного документооборота. В целях повышения оперативности прохождения платежей организована подготовка бюджетополучателями платежных документов на магнитных носителях. В 2003 году совместно с Калмыцким ОСБ №8579 Северо-Кавказского банка СБ РФ разработана и внедрена система расчетов "Банк-Клиент" для обмена платежными документами между филиалами ОСБ и Отделениями федерального казначейства. С 1 января 2004 года введена в эксплуатацию система электронного документооборота с использованием средств криптозащиты между отдельными распорядителями (получателями) средств федерального бюджета и Управлением федерального казначейства. В конце 2004 г. вступил в действие договор, заключенный Управлением с ООО "STEC.COM", предоставляющий возможность использования в качестве среды передачи данных между Управлением и Отделениями спутниковые каналы связи.
С 1 января 2004 года Главная бухгалтерия Управления ведет централизованный учет исполнения сметы на содержание органов Федерального казначейства Республики Калмыкия с использованием программного комплекса "Аксиок".
Новым этапом в развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 года № 314, в результате чего Федеральное казначейство с 1 января 2005 года было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением данному министерству. В соответствии с этими преобразованиями правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также по составлению отчетов об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 01.12.2004 года № 703 было утверждено Положение о Федеральном казначействе.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации «Об утверждении положений об управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» от 04.03.2005 года № 33н утверждено Положение об управлении Федерального казначейства по Республике Калмыкия.
Проведена работа по внедрению Единого Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по бюджетному учету от 26 августа 2004 года № 70н. Формирование отчетности в 2005 году осуществлялось в программном комплексе «Свод и отчетность». C 1 октября 2005 года бюджетный учет был переведен на новый единый план счетов.
Развитие системы электронного документооборота органов Федерального казначейства способствует отмене предоставления первичных документов на бумажных носителях и сокращению времени обработки информации, поступаемой от организаций-клиентов.
Работа с прикладным программным обеспечением «Система электронного документооборота» осуществляется в 4-х контурах и включает в себя взаимодействие органов Федерального казначейства с:
С 24.10.2005г. по 28.10.2005г. – проведена плановая установка по 2 , 3 контуру серверной части ПК «СЭД» на базе УФК по РК и Отделений, клиентских в пилотных организациях. В течение декабря 2005 г. проводилась плановая установка по 2 контуру рабочих мест распорядителей и получателей бюджетных средств федерального бюджета, тестирование электронного документооборота с Министерством финансов Республики Калмыкия, районными финорганами, сельскими муниципальными образованиями, с ГРКЦ Национального банка РК на уровне местного бюджета. В настоящее время все распорядители успешно работают в данном режиме с использованием средств криптозащиты информации и электронно-цифровой подписи.
В рамках Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита ведется работа по повышению эффективности управления и использования ресурсов органами исполнительной власти. Для повышения эффективности системы управления в Федеральном казначействе возникла необходимость совершенствовать существующую систему контроля. В этой связи в структуре Управления в декабре 2005 года был образован отдел внутреннего контроля, целью которого является обеспечение законности и транспарентности процессов и процедур при обеспечении исполнения федерального бюджета, кассового обслуживания исполнения бюджетов.
2006 год
В связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года Федерального закона от 6 октября 2006 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в республике дополнительно образовались 114 местных бюджетов органов местного самоуправления, которые самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Кроме того, органы местного самоуправления являются администраторами поступлений в местные бюджеты или иными словами администраторами доходов.
Работает телефон «горячей линии» 3-51-32, открытый для разъяснения вопросов по реализации положений Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ в части исполнения доходной и расходной базы муниципальных и местных бюджетов
С 15 сентября 2006 года 199 из 209 администраторов поступлений местного бюджета Республики Калмыкия перешли на систему электронного документооборота, что составляет 95,2 % от общего числа администраторов доходов.
До 1 сентября 2006 года платежные документы на бумажных носителях представлялись одновременно с электронными платежными документами с использованием ППО «СЭД». В соответствии с письмами Министерства финансов РФ от 19 мая 2006 года №02-14-13/1297 и Федерального казначейства от 12 июля 2006 г. №42-7.1-15/10.3-289 и приказом Управления от 13 июня 2006 г. №112 в течение июля – августа 2006 года были проведены подготовительные мероприятия по переходу на электронный обмен с получателями средств федерального бюджета с отменой представления документов на бумажных носителях. Переход состоялся с 1 сентября 2006 года, за исключением 6-и организаций.
В соответствии с Приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 г № 1Н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» производится кассовое обслуживание исполнения республиканского и местных бюджетов в условиях открытия и ведения лицевого счета финансового уполномоченного органа. Также осуществляется ведение лицевых счетов распорядителей и получателей средств субъекта РФ (местного бюджета), осуществляющих расходы за счет средств, переданных в бюджет из федерального бюджета, контроль расходованием которых возложен на органы Федерального казначейства федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
В соответствии со статьей 49 ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», открыты лицевые счета распорядителям и получателям средств республиканского бюджета согласно представленному Министерством финансов РК реестру.
В настоящий момент в органах Федерального казначейства по Республике Калмыкия обслуживается 128 муниципальных образований. С ними заключены договора об обмене электронными документами, установлены клиентские части ППО «СЭД» и организован электронный обмен документами с использованием средств криптозащиты, открыты счета УФК по РК по учету средств от предпринимательской иной приносящей доход деятельности бюджетов муниципальных образований, в соответствии с Соглашениями, заключаемыми с сельскими муниципальными образованиями.
Продолжена работа по контролю за своевременной и полной оплатой коммунальных услуг учреждениями и организациями, состоящими на федеральном бюджете. Ежедекадно представляется информация в Правительство РК о выделении средств из федерального бюджета на оплату расходов по КЭК 223 «Коммунальные услуги» и получателях средств, имеющих кредиторскую задолженность по данному коду экономической классификации.
Внутренний контроль осуществляется в соответствии с утвержденным планом работ. За 9 месяцев текущего года проведено 15 проверок, в том числе 10 тематических и 5 комплексных проверок деятельности Отделений УФК по Республике Калмыкия, из них в 3 квартале 2006 года – 4 проверки (одна комплексная и 3 тематических).
Одним из направлений деятельности Управления является работа по выступлению от имени казны Российской Федерации, а также представление интересов Правительства, Минфина России в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, правовое сопровождение деятельности Управления по всем возложенным функциям по учету, распределению доходов, исполнению расходной части федерального бюджета, по предварительному и текущему контролю за распорядителями средств федерального бюджета и находящимися в их ведении бюджетными учреждениями в соответствии с нормами действующего законодательства, правовыми основами функционирования бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от «22» февраля 2001г. №143 «Об утверждении Правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета» (с изменениями от 26.07.2004г., 24.02.2005г.) начиная с 2001г. в Управлении производится исполнение судебных актов судебных органов предъявляемых к лицевым счетам федеральных бюджетных учреждений.В настоящее время, правовым базисом по исполнению Управлением вышеназванных судебных актов является Федеральный закон от «27» декабря 2005 года № 197-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федерального закона «Об исполнительном производстве», который дополнил Бюджетный кодекс РФ Главой №24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В Управлении производится исполнение судебных актов судебных органов, предъявляемых к лицевым счетам федеральных бюджетных учреждений, например по обращению возмещению морального вреда, денежной компенсации за задержку заработной платы, взысканию задолженности по выполненным работам и т.д.
Важнейшим звеном в управлении государственными финансами является вопрос о закупках для государственных нужд. По решению Правительства РФ с 1 января 2007 года Федеральное казначейство стало уполномоченным органом по ведению реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов. Реестр государственных контрактов станет информационным ресурсом для поставщиков услуг.
В рамках многолетнего, международного сотрудничества Федерального казначейства и Министерства финансов Швеции проводятся встречи специалистов по вопросам, относящимся к сфере деятельности казначейства. Среди немногих регионов, где проводят такие встречи коллеги из Швеции, вошла и Республика Калмыкия.
Александра I произошли серьезные изменения в социально-экономическом развитии России. В результате в России было создано Финансовое управление страны, а Манифест Александра I от 21
11 10 2014
1 стр.
В течение 20х годов дореволюционная структура образования фактически ликвидирована
16 12 2014
1 стр.
Россия была подготовлена к реформам прошедшим развитием. «Собирались в дорогу и ждали кого-то»
26 09 2014
1 стр.
При этом дореволюционная и советская историография оценивала его явно отрицательно1, тогда как концепция эмигрантской школы «евразийцев»
25 12 2014
2 стр.
Одним из ценнейших источников изучения культурной жизни края является дореволюционная периодическая печать, среди которой значительное место занимают «Епархиальные ведомости», кото
15 09 2014
1 стр.
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп
18 12 2014
5 стр.
Эта история скорее история антиуспеха. История антиуспеха человека, поставившего на колени один из старейших банков Великобритании. Но, тем не менее, и эта история достойна того, ч
16 12 2014
1 стр.
Учебная программа дпп. Ф. 01 Всеобщая история (Новейшая история стран Азии и Африки. От мирового энергетического кризиса до начала XXI в.) Специальность: 032600 – История
14 10 2014
1 стр.