Решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможно рассматривать без изучения духовно-нравственных отношений института семьи – основы духовно-нравственного воспитания будущих родителей.
Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны:
Разрушены нравственные представления о браке и семье:
супружеские отношения в современном мире перестали быть выражением жертвенной любви и духовного единства, но выродились в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «Я»;
почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, как следствие, катастрофическое увеличение разводов в России;
супружество и дальнейшее воспитание детей стало восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя.
Повреждены устои семьи:
практически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений;
утрачен традиционный уклад семейной жизни;
нарушены родовые и семейные связи между поколениями;
традиционные отношения послушания, почитания и уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнением родителей, педагогов.
Утрачено традиционное восприятие родительства и детства:
культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального роста привел к катастрофическому падению социального престижа отцовства и материнства;
продолжает снижаться рождаемость, т.к. родители все чаще видят в своих детях ненужную обузу, препятствие к достижению своих жизненных успехов (на протяжении 10 последних лет смертность в России существенно превышает рождаемость, численность населения ежегодно уменьшается);
Растет численность совершенных абортов, которые уже не осознаются как тяжкий грех (из 10 зачатых детей в России сегодня рождается только трое).
Деформация сферы семейного воспитания:
утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного «крестоношения», жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;
не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия, поддержки;
утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать юных от порока, но часто провоцирует ко греху;
представители старшего поколения, вырастившие своих детей в яслях, детских садах и пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей дедушек и бабушек: они не владеют традиционными приемами пестования (воспитания) маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.
Как следствие кризиса – многочисленные проблемы детства:
чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения, большая часть проблем спровоцирована нарушением внутрисемейных родительских и детско-родительских отношений;
нарушены процессы формирования нравственной сферы: у маленьких детей дает существенные сбои усвоение системы нравственных эталонов, дети школьного возраста не владеют навыками согласования своего поведения с определенной системой нравственных правил и ориентиров, в молодежной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными;
духовно-нравственная неразвитость, отсутствие четких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала;
у подрастающего поколения российских детей не сформировано чувство ответственности перед семьей, обществом, нацией, государством;
в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.
Система общественного воспитания и образования не способна изменить ситуацию, внести позитивный вклад в восстановление традиционных ценностей семьи:
тема целомудрия, любви, верности почти не звучит в содержании образовательных программ;
в учебном плане школ отсутствуют предметы «Духовно-нравственной основы семьи», «Основы нравственности».
Утрата обществом представления о чистоте и целомудрии:
в социокультурном пространстве, в СМИ, темы семейной, воспитательной направленности поднимаются крайне редко и бессистемно. Они тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока;
средства массовой информации стали орудиями нравственного растления, они пропагандируют насилие, цинизм в сфере семейных отношений, превозносят греховные страсти «свободной любви», половой распущенности, всевозможных извращений.
Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности Западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи: культ наслаждений и блуда, искусственная беззаботность, идеология Диснейленда с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий – все это ожесточенно атакует неокрепшие души детей и подростков.
Очевидно, что приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями, разрушение семьи, утрата ею воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности российского общества.
Для России с ее многовековой православной культурой все это противоестественно и гибельно. Как отмечал в своем выступлении на VI Всемирном Русском Народном Соборе Святейший Патриарх Кирилл: «Мы укоренены в восточной культуре с ее приверженностью традиционным ценностям, определенному укладу жизни, исконным представлениям о ценности семьи, о незыблемости нравственных правил, о силе и значимости патриотического чувства».
Основная проблема, на которой хотелось бы заострить Ваше внимание – т.н. «недирективное насилие» над детьми. Это не то прямое физическое и моральное воздействие на ребенка в привычном понимании, а насилие, вызванное невниманием и равнодушием родителей к своим детям, самоотстранением от воспитания ребенка, тем самым провоцирующих их к совершению негативных поступков.
Основываясь на значении слова директива – «распоряжение, приказ», представители «недирективной педагогики» считают любое давление на ребенка насилием. Однако запрет на малейшее давление, как следствие, влечет дальнейшую полную безучастность, когда ближнему не только не оказывают активной помощи, но и не желают (да уже и не имеют права!) знать о его трудностях, заботах, даже просто делах. «Это твои проблемы», «Не грузи меня» - вот девиз нового времени. Девиз антихристианский, ибо христианство нас учит обратному. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов», - говорит апостол Павел (Гал. 6: 2). Бремя – это ведь груз, а груз давит.
Апологеты «недирективной педагогики» не понимают, что своим либерализмом травмируют подростков. Хотя дети на уровне самосознания вроде бы и рады, что на них никто не «давит», однако, бессознательно они пугаются равнодушия взрослых. Ведь очень страшно и горько осознавать, что даже самым близким до тебя по-настоящему нет дела. Все, что с тобой происходит, это твои проблемы, твой выбор. Страх этот неслучаен. В современном мире взрослые охладевают к своим детям, и охлаждение в данном случае – это естественная защитная реакция на постоянное беспокойство о ребенке, которого со всех сторон заманивает зло, а ты не смеешь восстать против этого зла даже на словах. Избегая конфликтов, родители стараются поменьше спрашивать, ибо любой вопрос трактуется как вмешательство в личную жизнь. Как следствие контакт становится поверхностным, формальным, а так как формальное общение у нас не принято и даже презираемо, то оно может и вовсе пресечься.
И это равнодушие является скрытым насилием над детьми, а равнодушие есть антипод христианской любви – основа толерантности. И в последние времена, по словам святых, в мире оскудеет любовь. Чему противники давления вольно или невольно способствуют.
По моему мнению, еще одной проблемой, которая назревает в Российском законодательстве, является наделение детей излишними правами, в частности - подавать в суд на родителей. А что такое это наделение, как не законодательное разрешение преступать пятую заповедь «Чти отца своего и матерь свою…»? Пожалуй, впервые за постсоветский период делается попытка принять закон, который так откровенно противоречит Божьим установлениям. И если эта система заработает, люди окажутся перед трагическим выбором, ибо она будет провоцировать их детей к нарушению пятой заповеди, а у них, если они хотят остаться законопослушными гражданами, будут связаны руки. И как результат – они не смогут выполнять свой основной родительский долг – печься о спасении детских душ. И более того, станут соучастниками тех, о ком сказано: «кто соблазнит малых сих тому лучше бы сразу надеть на шею мельничный жернов» (Мф. 18: 6, Лк. 17: 2). Поэтому мы, пока не поздно, должны сделать все возможное, чтобы не дать свершиться беззаконию.
Выход из сложившейся кризисной ситуации один – содействовать укреплению семьи посредством:
восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
возрождения отечественных культурно-исторических и религиозных традиций;
творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;
формирование в государстве системы социально педагогической и духовно нравственной поддержки семейного воспитания.
Восстановление традиционного уклада жизни поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного семейного воспитания. Смысл этой задачи заключается в том, чтобы ребенок приобщился ко всему значительному и священному в жизни, получил доступ ко всем сферам духовного опыта. Средствами же духовного воспитания должны являться:
природа во всей ее красоте, величии и таинственной целесообразности;
истинное искусство, дающее возможность испытать чувство благодатной радости;
влияние художественной, религиозной литературы;
посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест);
неподдельное сочувствие всему страдающему;
действенная любовь к ближним;
непосредственное молитвенное обращение к Богу, «Который и слышит, и любит, и помогает».
В современной ситуации осознание действенности названных средств особенно важно, так как речь идет не об отдельных душах, а о поколениях, утративших или не успевших обрести веру. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции нам придется не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе). Придется решать двойную задачу:
становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который мы должны стремиться привить детям;
создавать и непрерывно поддерживать в семье такую культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму.
Немалую роль в решении вышеперечисленных проблем, в первую очередь насильственном обращении с детьми, может и должна сыграть Церковь в реализации программ духовно-нравственной поддержки семейного воспитания. Необходимость активизации Церкви в поддержке семьи постоянно подчеркивал в своих выступлениях почивший Святейший Патриарх Алексий II: «Если Церковь будет укреплять семью, а зачатых детей спасет от почти закономерного убийства, мы спасем Русь, а по христиански воспитывая детей, обеспечим будущее христианства на нашей земле…»
Библиография
В ДОМЕ ОТЦА МОЕГО: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. М.: 2001. - 304 с.
Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 с.
Куломзина С.С. Семья – малая Церковь: записки православной матери и бабушки. – М.: 1997. – 46 с.
О воспитании детей в духе целомудрия и чистоты. – М.: 2000. – 84 с.
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001. - 127с.
Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. – СПб.: 1999. – в 2х тт.
Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.: 1997. – 96 с.
Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. – М.: 2001. – 240 с.
Протоиерей Евгений Шестун Основные проблемы современной школы. – Самара: 2001. – 51 с.
Профессор, Протоиерей Глеб Каледа Домашняя Церковь: Очерки духовно-нравственных основ созидания и построения семьи в современных условиях. – М.: 1998. – 279 с.
Рогозянский А.Б. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. Книга для верующих и неверующих родителей. – СПб.: 2001. – 190 с.
23 09 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
18 12 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
11 09 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.