Перейти на главную страницу
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Махачкала - 2011
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет»
доктор экономических наук, профессор Магомедов Арбули Гунашевич.
доктор экономических наук, доцент Давыдов Валерий Годович,
кандидат экономических наук, доцент Амиралиев Махмуд Гусейнович.
Ведущая организация – УРАН «Институт социально-экономических исследований» Дагестанского научного центра.
Защита состоится «_13_»______12_______ 2011 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д212.052.01 при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» по адресу: 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, новый корпус, ауд.202.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет». Сведения о защите и автореферат диссертации размещен на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки РФ http://www.vak.ed.gov.ru и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» https://www.dstu.ru.
Автореферат разослан « _11__» ______11_______ 2011 года
Следует отметить, что существенный вклад в развитие указанной и смежных с ней проблем внесли следующие ученые: Акбердин Р., Акмаев Р., Ансофф И., Балабанов И., Баталин Ю., Боумен К., Бухалков М., Владимирова И., Владимирова П., Дункан У., Волкова К., Ганкин Б., Казанцев А., Козлов В., Котлер Ф., Крупенченко В., Кхол Н., Ленд П., Мазур И., Медников В., Мескон И., Мильнер Б., Попов Э., Питерсон Т., Портер М., Райсс М., Савельев В., Старик Д., Сурин А., Уткин Э., Фелнс Б., Ханс В., Чистов Л., Шапиро В., Шахпаронов В., Хаспутдинов В. и многие другие.
Однако, несмотря на полученные в рассматриваемой области фундаментальные результаты, в ней все еще имеется ряд слабо исследованных проблем. В частности требуется проведение дальнейших исследований в области формирования распределенных систем управления на основе виртуальных принципов организации взаимодействия и обмена информацией между различными подсистемами управления. Имеются проблемы в оценке рисков в процессе управления строительным производством в нестабильных, априори непредсказуемых условиях внешней среды и проблемы эффективного управления линейным строительным производством магистральных трубопроводов по пересеченной местности с быстрой сменой ее рельефа, что характерно для горной местности.
Отмеченные выше обстоятельства и определили цель, задачи и направление настоящего диссертационного исследования.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:
- выполнить анализ основных особенностей функционирования предприятий линейного строительства в горной местности;
- определить задачи эффективного управления строительством магистральных трубопроводов по пересеченной местности;
- сформулировать основные свойства и определить основные подсистемы эффективной системы управления производством в линейном строительстве;
- уточнить и сформулировать рекомендации по проведению структурной реструктуризации и сформировать эффективную организационную систему управления линейным строительным производством;
- исследовать организационно-экономические аспекты управления инвестиционными и производственными рисками в линейном строительстве;
- обеспечить эффективное управление проектно – изыскательскими, земляными, монтажными и другими работами в линейном строительстве.
Информационное обеспечение диссертации составили статистические сборники, рабочие материалы министерств и ведомств РФ и Республики Дагестан. В работе также использовались материалы, опубликованные по проблематике исследования в монографиях и периодических изданиях.
К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:
- проведен анализ особенностей линейного строительства как полифазного производственного процесса, опираясь на который предложена оригинальная экономико-математическая модель трассировки магистральных трубопроводов по пересеченной местности для эффективного решения одной из основных проблем первой производственной фазы. Это позволяет формировать оптимальные по сложности трассы и на этой основе минимизировать издержки производства на остальных фазах линейного строительного производства;
- уточнены и разграничены понятия эффективного управления производством и эффективной системы управления производством, сформулированы основные требования, предъявляемые к эффективной системе управления линейным строительным производством, что в совокупности позволяет сформулировать основные задачи и определить основные подсистемы организационной системы управления строительством магистральных трубопроводов в нестабильных условиях окружающей среды;
- разработаны рекомендации по структурной реструктуризации управления линейным строительным производством, предложена матрично-сетевая организационная система управления, отличающаяся от известных организацией горизонтальных мобильных подразделений по фазному принципу управления линейным строительством, что позволяет повысить эффективность управления строительным производством магистральных трубопроводов в целом;
- уточнено содержание различных по характеру окружающих сред, влияющих на процесс принятия решений в условиях неопределенности. На этой основе разработана методика оценки стоимости прокладки трубопроводов по пересеченной местности, отличающаяся от известных критерием выбора, учитывающего риски, связанные с возникновением дополнительных производственных затрат. Это позволяет определять оптимальную по стоимости трассу строительства магистрального трубопровода по пересеченной местности при наличии высоких производственных рисков и на этой основе повысить эффективность линейного строительства в целом;
- на основе особенностей полифазного строительства магистральных трубопроводов и сформулированных задач оптимального, адаптивного управления и управления временем производства работ усовершенствована структура и содержание проектов организации строительства и производства работ, что в целом позволяет повысить эффективность линейного строительного производства.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что полученные в работе результаты исследований целесообразно использовать для построения эффективных организационных систем управления линейным строительным производством в нестабильных труднодоступных условиях окружающей среды. Содержащиеся в диссертации анализ, выводы и предложения могут быть также использованы различными предприятиями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и другими организациями, занимающимися проблематикой управления сложными экономическими системами в изменяющихся условиях рынка.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и получили одобрение на III и IV Всероссийской конференциях по актуальным проблемам внедрения и развития сектора IT-технологий «Современные информационные технологии в проектировании, управлении и экономике», а также на научно-практических конференциях и семинарах, проводимых в ДГТУ и ГНИ, в 2006-2010 годах.
Отдельные положения и результаты исследования нашли практическое применение на ряде строительных предприятий Республики Дагестан в качестве основы реструктуризации и формирования эффективной системы управления строительным производством.
Строительство магистральных газо- и нефтепроводов относится к одному из основных объектов нефтегазопромыслового строительства, которое, в свою очередь, является одним из видов промышленного строительства, но обладает в то же время рядом особенностей. Объекты обычно сооружаются одновременно с освоением площадей месторождений или газификацией регионов и линейным строительно-монтажным организациям приходится работать в тесном взаимодействии с заказчиками, после получения подряда, выигранного на торгах в жесткой конкурентной борьбе. Кроме того, распределенность, приводящая к малым объемам работ, проводимых на отдельных участках трассы трубопровода, а также быстрая смена условий возведения линейных объектов в горной местности требуют комплексного обустройства с синхронным завершением строительства наземных и линейных сооружений (газо- и нефтепроводов).
Таким образом, строительство газо- и нефтепроводов представляет собой сложный, рассредоточенный на достаточно большой территории экономический объект управления, требующий разработки и внедрения распределенных структур управления на основе автоматизированных информационных систем планирования, регулирования и контроля.
При этом к основным факторам, влияющим на повышение эффективности строительства магистральных трубопроводов, прежде всего, можно отнести: индустриализацию строительства; внедрение передовой технологии, механизацию и автоматизацию производственных процессов; совершенствование организации труда, производства и управления.
Анализ ранее проведенных исследований подтверждает положение о необходимости системного рассмотрения строительства магистральных объектов по следующей схеме: технология сооружаемого объекта – технология строительного производства – техническое решение – организационная структура управления – управление строительством.
Под эффективным управлением линейным строительством можно понимать управление выполнением заданного объема строительно-монтажных работ с требуемым качеством в отведенные сроки и с минимальными затратами. Это, в свою очередь, требует разработки и применения в управлении оптимальных экономических моделей и инструментов, обеспечивающих снижение издержек производства и получение предприятием максимальной прибыли.
Кроме того, линейное строительство, к которому относится строительство трубопроводов, обладает еще одной важной особенностью - разнообразием и изменчивостью характера местности, по которой ведется прокладка трассы трубопровода, требующим применения различных технологических схем и технологий строительства. Такие изменения могут быть настолько существенными, что требуют полного технического переоснащения строительных подразделений, выполняющих определенный вид работ.
Все многообразие природных условий строительства трубопроводов можно разделить на шесть основных групп: освоение равнины; освоение пустыни; освоение болота; вечномерзлых грунтов; водных преград и гор.
В свою очередь линейное строительство в горной местности будет быстро чередоваться такими участками как спуски, подъемы, ущелья, долины и водные препятствия. Каждая из этих групп участков строительства требует применения особой технологии строительства, специальной техники, без которой строительство становится, если не невозможным, то, совершенно не технологичным. Из-за быстрой смены рельефа при строительстве магистральных трубопроводов в горной местности целесообразно формирование комплексных бригад, способных производить строительно-монтажные работы на различных участках трассы трубопровода.
Еще одной особенностью линейного строительства является полифазный характер производства работ. В общем случае к основным фазам линейного строительства можно отнести следующие: планирование трассы трубопровода; подготовка трассы; рытье траншеи экскаватором и установка опорных свай; монтаж и сварка трубопровода; изоляционно-укладочные работы; засыпка трубопровода.
В силу свой полифазности, производство работ в линейном строительстве, начиная с подготовки трассы, создает фронт работ для следующей фазы и таким образом, для повышения эффективности производства при различной трудоемкости работ на различных фазах в горной местности возникает необходимость перераспределения между ними производственных рабочих и строительной техники. Это позволяет избежать производственных простоев на отдельных фазах строительства.
Учитывая полифазную структуру линейного строительства, следует также отметить, что под эффективным управлением линейным строительным производством подразумевается планирование и управление локально оптимальным производством строительно-монтажных работ в заданные сроки, с требуемым качеством на каждой фазе строительства трубопровода. С этой целью на каждой фазе строительства необходимо минимизировать затраты, связанные с выполнением заданных объемов строительно-монтажных работ.
При этом, в первую очередь, на себестоимость линейных работ влияет оптимальность выбранной трассы прокладываемого трубопровода. При выборе трасс магистральных трубопроводов широко применяют математические методы проектирования по нескольким критериям оптимальности, в качестве которых принимают приведенные затраты при сооружении, техническом обслуживании и ремонте трубопроводов, включая затраты на мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды. При поиске наиболее экономичных трасс используют крупномасштабные карты, материалы аэрофотосъемки и съемки земной поверхности, проводимые с искусственных спутников.
При выборе трасс в горной местности учитывают факторы, влияющие на сейсмостойкость трубопроводов, условия строительства с тем, чтобы обеспечить применение наиболее эффективных, экономных и высокопроизводительных методов производства строительно-монтажных работ, эксплуатационную надежность трубопроводов и сооружений, максимальную сохранность окружающей среды.
При этом трассу магистральных трубопроводов и расположение наземных сооружений необходимо выбирать на основе детального изучения рельефа местности и специальных изысканий, которые проводят на используемых территориях.
Для выбора оптимальной трассы строящегося трубопровода карту местности, по которой он прокладывается целесообразно разбить на однородные по рельефу местности и производству работ участки и использовать следующие критерии для оценки ее оптимальности:
- размеры участков и стоимость работ связанных с прокладкой трассы по каждому участку;
- материальные затраты на каждом участке, которые зависят от его рельефа, протяженности и сложности проводимых на нем строительных работ.
Таким образом, для прокладки оптимальной трассы трубопровода для каждого участка местности необходимо определить стоимость строительства Суч трубопровода, складывающуюся из стоимости выполнения подготовительных и строительно-монтажных работ Ср,, зависящей от сложности и протяженности этого участка, а также стоимости труб и других материальных ресурсов Ст:
Суч= С+ L(ср+ст)+kс, (1)
где С – затраты, связанные с подготовкой трассы на рассматриваемом участке с учетом строительства подъездных дорог;
Далее формируя модель карты местности в виде дерева G=(V,T), (см. рис. 1) вершины которого V= {vi}, i=1,n1 помечаются проходимыми участками местности и суммарной стоимостью строительства трубопровода от начала трассы до этого участка плюс стоимость строительно-монтажных работ на самом этом участке; E={ej},j=1,n2 – множество ребер, которые помечаются длиной смежного с ними участка, являющегося стоком для соответствующего ребра.
V1s
Тогда поиск оптимальной трассы сводится к определению маршрута на графе, связывающего корневую вершину v0 с висячей вершиной vis, имеющей минимальную суммарную стоимость строительства трубопровода.
Кроме этого, для обеспечения эффективного управления линейным строительным производством требуется также оптимальное решение основных производственных задач и на фазах подготовки трассы, рытья траншеи экскаватором и установки опорных свай; монтажа и сварки трубопровода; изоляционно-укладочных работ и засыпки трубопровода.
При строительстве трубопроводов для сокращения его себестоимости и обеспечения требуемого качества необходимо придерживаться требований выбранной технологии строительства. При этом одной из основных задач эффективного управления строительством становится контроль над соблюдением правил и условий данной технологии. Ответственным за качество проведения строительно-монтажных работ обычно назначается прораб и линейные мастера. Контроль же за качеством выполняемых работ выполняет специальное подразделение организационной системы управления предприятием, которое тесно взаимодействует с заказчиком и государственными органами контроля. Это подразделение несет также ответственность за сдачу заказчику готового объекта с первого предъявления.
Рассматривая проблемы формирования эффективной системы управления, следует различать такие понятия как эффективное управление производством и эффективная система управления производственным процессом.
Под эффективной системой управления следует понимать такую систему, в которой реализованы все необходимые функциональные возможности и свойства с минимальными затратами. Другими словами, в такой системе выполняется оптимальное соотношение между ее функциональными возможностями, обеспечивающими эффективное управление производством и затратами на их реализацию.
В общем случае эффективная система управления должна удовлетворять следующим основным системным требованиям и свойствам: полноты, достоверности, открытости, динамичности, оперативности, оптимальности и адаптивности, которые с учетом специфики систем управления линейным строительством можно сформулировать в следующей редакции.
Под полнотой следует понимать возможность системы обеспечить требуемый уровень наблюдаемости и управляемости на всех фазах производственного процесса и всех сторонах хозяйственной деятельности предприятия в нестабильных условиях окружающей среды.
Полнота распределенной системы управления по наблюдаемости определяется системой оценочных показателей (жестких, мягких) позволяющих оценивать состояние всех сторон производственной и хозяйственной деятельности объекта управления и закономерностей окружающей его среды, а также возможностью передачи информации от объекта управления в центры управления в реальном времени.
Полнота системы управления с распределенными параметрами по управляемости достигается разработкой технологий управления для всех процессов производства и хозяйственной деятельности, подконтрольных и управляемых, как из локальных центров, расположенных вдоль трассы, так и высшим руководством строительного предприятия.
- развития и формирования дополнительных связей, функциональных подсистем и форм взаимодействия между удаленными локальными центрами управления и высшим руководством;
- удаления из системы управления ненужных на данном этапе связей, функциональных подсистем и форм взаимодействия между удаленными локальными центрами управления и высшим руководством;
- формирования новых связей объекта управления с внешней окружающей средой и разрыва ненужных с ней связей.
Учитывая распределенный характер выполнения строительно-монтажных работ в линейном строительстве в эффективной системе управления производством необходимо использовать распределенные технологии управления, реализуемые на базе компьютерных сетей с беспроводными линиями связи. Для этого на строительных площадках вдоль трассы в рамках каждой отдельной фазы производства работ формируются локальные мобильные центры управления со своими автономными целями и функциями, а также наделенными из центра управления определенными полномочиями для принятия решений и распределения ресурсов. Вычислительная сеть обеспечивает взаимодействие локальных центров между собой и руководством строительного предприятия в реальном времени, что позволяет оперативным образом реагировать на изменения, происходящие на распределенном в пространстве объекте управления. При этом для эффективного управления необходимо обеспечить условие подчиненности и непротиворечивости автономных целей локальных центров управления различных фаз производства общим целям хозяйственной деятельности и эффективного управления производством.
Кроме того, необходимо решить проблемы, связанные с высокими рисками, вызываемыми конфликтами между уровнями и элементами системы, обладающими достаточно высоким уровнем автономности.
В общем случае для обеспечения требований системности и эффективности распределенная система управления линейным производством может состоять из следующих основных подсистем:
- подсистема целеполагания, которая отвечает за своевременную постановку и корректировку локальных и основных производственных целей. Необходимость такой подсистемы вызвана динамичностью, как внешней, так и внутренней составляющей экономической среды строительного предприятия;
- подсистема планирования, основной задачей которой является формирование производственных планов, планов поставок материальных ресурсов и планов развития;
- подсистема управления издержками, основными функциями которой являются минимизация издержек производства, обеспечение конкурентоспособности и развитие потенциальных возможностей предприятия;
- подсистема управления рисками, которая создается для своевременного обнаружения рисковых событий, устранения и снижения их влияния на производственную и хозяйственную деятельность строительного предприятия;
- подсистема управления мониторингом и проведением маркетинговых исследований, основной задачей, которой является оценка перспектив развития рынка линейной строительной продукции и своевременное обеспечение системы управления информацией, требующейся для принятия эффективных хозяйственных и управленческих решений;
Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
09 09 2014
2 стр.
«земли населённых пунктов» в связи с утверждением генеральных планов населённых пунктов
11 10 2014
1 стр.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, изменивших категорию земель с иной на «земли населённых пунктов» в связи с утверждением генеральных планов населённых пунктов
11 10 2014
3 стр.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, изменивших категорию земель с иной на «земли населённых пунктов» в связи с утверждением генеральных планов населённых пунктов
11 10 2014
1 стр.
Численность населения городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
25 12 2014
1 стр.
Численность населения городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года
25 12 2014
1 стр.
Моя работа посвящена истории возникновения населенных пунктов. Ведь мы живем в мире географических названий
29 09 2014
1 стр.
В соответствии с выпущенными прогнозами максимальных уровней весеннего половодья возможно подтопление следующих населенных пунктов и хозяйственных объектов
25 12 2014
1 стр.