Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УДК 657

Экономическая безопасность Украины
Майданевич Ю.П. к.э.н., доцент кафедры экономической теории

ТНУ имени В.И. Вернадского

Гагаев С.Ю. студент 3 курса группы 301-МИД специальности «Международная экономика» ТНУ имени В.И. Вернадского

Аннотация

В статье раскрыта сущность экономической безопасности, определены проблемы экономической безопасности Украины и направления их решения
Постановка проблемы. Украина одновременно проходит сложный исторический путь создания государства и перехода от централизованно-плановой системы управления экономикой к социально направленной рыночной экономике. Понятно, что эти два исторических события сопровождаются разломом общественных и экономических отношений, что приводит к социально-экономическому кризису длительного характера. Кризисное состояние экономики значительно влияет, более того, непосредственно угрожает национальным интересам независимого государства, чрезвычайно актуализирует проблему его национальной безопасности, и в первую очередь такой ее составляющей, как экономическая.

Анализ последних исследований. Обеспечение экономической безопасности является гарантом государственной независимости Украины, условием ее устойчивого развития и роста благосостояния граждан, поэтому вопросу обеспечения экономической безопасности Украины уделяется достаточное внимание учеными, среди которых можно отметить З. Варналий, Д. Гордиенко, А.Г. Кальман, Г.Ю. Дарнопых, В.А. Липкан, А. Торкунов и другие.

Постановка задания. Целью написания статьи является выявление проблем экономической безопасности Украины и определение путей их решения.

Изложение основного материала. Система обеспечения экономической безопасности страны основывается на понимании и реализации концепции национальных экономических интересов на государственном и международном уровнях, целью которой является поддержание сбалансированности экономики, защита ее от влияния внешних и внутренних угроз, способность к стабильному развитию.

Национальные экономические интересы определяют содержание, конфигурацию и направление системы обеспечения экономической безопасности страны. Защита национальных экономических интересов от внешних и внутренних угроз является содержанием и важнейшей функцией системы обеспечения экономической безопасности страны [5].

Экономическая безопасность государства выступает и в качестве критерия действенности (эффективности) экономической политики государства.

Выделение экономических национальных интересов как одних из важнейших в структуре национальных интересов страны является основой эффективного устойчивого развития ее экономической системы [8].

Национальная экономическая безопасность понимается как защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, подрывают достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывают повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу самому государству [2].

Если рассматривать экономическую безопасность государства как системную категорию, — совокупность элементов, которые образуют определенную целостность, то можно согласиться с учеными, считающими, что главное системное требование экономической безопасности государства состоит в обеспечении развития экономики страны.

Система экономической безопасности государства должна предусматривать управление риском как комплекс мер по предотвращению возможных критических ситуаций.

Экономическая безопасность государства так же предусматривает определенную систему защиты жизненных интересов, обеспечение защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. В свою очередь, сама угроза рассматривается как совокупность действий, условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам государства. Для создания эффективного механизма защиты необходимо выяснить, что именно угрожает экономической безопасности, где находится источник возникновения опасности, каким образом конкретные угрозы влияют на состояние экономических отношений [5].

Конструкция модели механизма обеспечения экономической безопасности не может быть полной и объективной без учета проблем экономической преступности, ее природы, причин, масштабов, главных тенденций и т.п.

Система угроз чаще всего выступает как динамическая система причинно-следственных связей с большим количеством контуров обратных связей, наличие которых может значительно усилить результаты реализации любой угрозы экономической безопасности государства [6].

В целом состояние экономической безопасности государства характеризует:

– общий уровень экономики страны;

– наличие и уровень угроз государству, обществу и лицу;

– эффективность экономической политики государства и государственного регулирования экономики;

– полноту реализации функций государства [8].

Экономическая безопасность является многогранным, многоаспектным, системным явлением. Как система она состоит из большого количества элементов, имеет иерархию уровней организации, способна генерировать в процессе развития новые уровни, при этом новый уровень обратно влияет на предыдущие уровни, перестраивает их, в результате чего система получает новую целостность. Система обеспечения экономической безопасности предусматривает организацию деятельности государства и общества для принятия и реализации решений по вопросам национальной безопасности с учетом концептуальных, организационных и ресурсных аспектов формирования и эффективного функционирования системы обеспечения экономической безопасности.

Основными элементами указанной системы являются государственные и негосударственные институции, которые принимают участие в обеспечении экономической безопасности в соответствии с законодательством, а также нормативно-правовые акты, которые регламентируют отношения в сфере экономической безопасности [3].

К государственным органам, которые призваны обеспечивать экономическую безопасность в Украине, относятся: Президент Украины, Верховная Рада Украины, Кабинет Министров Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, министерства и другие центральные органы исполнительной власти, Национальный банк Украины, суды общей юрисдикции, прокуратура Украины, местные государственные администрации и органы местного самоуправления, Служба безопасности Украины, Государственная пограничная служба Украины; а к негосударственным -отдельные граждане, объединения граждан [1].

Основным недостатком данной системы обеспечения экономической безопасности является дублирование определенных полномочий, а также неопределенность роли и статуса Совета национальной безопасности и обороны Украины.

В период перехода к рынку государственная стратегия экономической безопасности Украины должна быть ориентирована, прежде всего, на всемерное поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социального согласия общества, формирование системы национальных интересов и ценностей (в определенных временных границах), т.е. должна быть разработана политики национальной безопасности [7].

Одним из стратегических приоритетов политики национальной безопасности является обеспечение приемлемого уровня экономической безопасности, что невозможно без осуществления структурной перестройки и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Стратегическими задачами в сфере экономической безопасности выделено:



  • улучшение инвестиционного климата, в частности путем обеспечения действенной защиты права собственности; усовершенствование регуляторного и корпоративного законодательства; ограничение монополизма;

– развитие финансового и фондового рынков;

– реформирование налоговой системы, обеспечение направленности фискальной политики государства на уменьшение удельного веса всех составляющих материальных затрат в экономике;

– повышение эффективности использования государственных средств; обеспечение действенного государственного контроля деятельности субъектов природных монополий, прозрачность использования ими финансовых ресурсов, эффективность тарифной и регуляторной политики;

– направление мероприятий экономической политики государства на укрепление финансового состояния субъектов хозяйствования, обеспечение их нацеленности на увеличение рентабельности и капитализации;

– наряду с реализацией государственной политики стимулирования экспорта, прежде всего высокотехнологического, необходимо обеспечить опережающее расширение внутреннего рынка, избегать критической зависимости национальной экономики от конъюнктуры мировых рынков;

– повышение конкурентоспособности национальной экономики невозможно при существующем уровне инновационной активности предприятий, для по вышения которой необходимыми являются формирование национальной инновационной системы, расширение инвестиционных возможностей для реализации инновационных проектов [6].

В целом, разработка концепции экономической безопасности требует комплексного решения вопросов организационного, нормативно-правового, научного, методологического, аналитического, информационного и экспертного обеспечения деятельности в этой сфере.

Должна быть создана соответствующая инфраструктура для обеспечения подготовки необходимых материалов, разработки проектов нормативных документов, их согласования и утверждения. При этом необходимо определить перечень документов, которые должны быть подготовлены для обеспечения разработки самой концепции национальной экономической безопасности Украины, создания механизма ее реализации и контроля. Целесообразно принятие соответствующих программных документов государственного регулирования в этой сфере, а также установление порядка и сроков их представления [8].



На сегодняшний день в Украине существует острая необходимость в совершенствовании системы обеспечения экономической безопасности в таких направлениях:

  • совершенствование законодательства по вопросам экономической безопасности путем гармонизации украинского законодательства с соответствующим международным законодательством и устранения противоречий в действующих нормативно-правовых актах;

– уточнение задач и функций субъектов обеспечения экономической безопасности и повышение эффективности планирования, координации и контроля их деятельности;

  • повышение эффективности выявления, мониторинга и нейтрализации внутренних и внешних угроз экономической безопасности [1].

Заключение. Главным национальным интересом является устойчивое развитие экономики и благосостояние граждан Украины. Обеспечение национальных интересов и экономической безопасности - важнейшие функции государства, реализация которых невозможна без системы механизмов саморегулирования и регулирования (государственных органов и институтов рынка).
Литература:

  1. Варналій З. Проблеми та шляхи забезпечення економічної безпеки України / З. Варналій // Рада національної безпеки і оборони України https://www.rainbow.gov.ua/news/25.html

  2. Взаимозависимость и экономическая безопасность :[Интернет-ресурс] – Режим доступа : https://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Lomakin/c18.html

  3. Гордиенко Д. Перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России:[Интернет-ресурс] – Режим доступа :https://www.fondiv.ru/articles/351/

  4. Закон України «Про основи національної безпеки України» від 19 червня 2003 року № 964-IV (зі змінами та доповненнями) // www.rada.gov.ua

  5. Кальман А.Г. Экономическая безопасность в Украине и пути ее обеспечения / А.Г. Кальман, Г.Ю. Дарнопых // Журнал "Право и политика" – №6 – 2001: [Интернет-ресурс] – Режим доступа : https://library.by/portalus/modules/internationallaw/readme.php?subaction=showfull&id;=1095951418&archive;=1254124015&start;_from=&ucat;=10&

  6. Липкан В.А. Національна безпека України: навч.посібник / В.А. Липкан. – К.: Кондор. – 2007. – 552 с.

  7. Торкунов А. Современные международные отношения / А.Торкунов : [Интернет-ресурс] – Режим доступа : https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/tork/04.php

  8. Экономическая безопасность государства:[Интернет-ресурс] – Режим доступа : https://www.rusnauka.com/25_WP_2010/Economics/67909.doc.htm

Экономическая безопасность Украины

Целью написания статьи является выявление проблем экономической безопасности Украины и определение путей их решения

87.8kb.

12 10 2014
1 стр.


Дипломная работа 105 с., 4 рис., 16 табл., 54 источника, 2 прил

Розничная торговля, торговая организация, экономическая безопасность организации розничной торговли, правовая безопасность организации розничной торговли

1555.8kb.

09 09 2014
14 стр.


Экономическая безопасность инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов в условиях трансформации социально-экономических систем
328.38kb.

16 12 2014
1 стр.


2012 г. Всего 89 человек 1 высшее образование (5 лет). Специальность "Финансы и кредит" специализация "Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов"
46.22kb.

26 09 2014
1 стр.


«Нормативно-техническая база европейских стран по магистральным и распределительным газопроводам. Безопасность и экономическая эффективность»

Основные технические нормы для строительства, эксплуатации и технического обслуживания систем газораспределения

16.4kb.

13 10 2014
1 стр.


П. моделирование на народнохозяйственном уровне часть а. Экономическая статика

Экономическая статика и экономическая динамика — это связанные друг с другом стадии исследования экономических систем, отличающихся характерными проблемами и методологическими подх

14.89kb.

11 10 2014
1 стр.


Нестор Шуфрич посетил Кривой Рог

На прошлой неделе в Кривом Роге с рабочим визитом побывал народный депутат Украины от Партии регионов, доверенное лицо кандидата в Президенты Украины Виктора Януковича, экс-министр

34.59kb.

10 09 2014
1 стр.


Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Национальная экономика и экономическая безопасность»

Охватывают когнитивные и аффективные, а не только действенно-динамические ком­поненты экономического поведения, ими накоплен к настоящему времени богатый эмпирический материал

1598.19kb.

01 10 2014
7 стр.