Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
п. Водла Пудожского района Республики Карелия
Викторина по физике
в 11 классе
Тема: Электромагнитное излучение.
В рамках декады по математике и физике
(с 19 по 30 января 2009 года)
Дата: 27. 01. 2009г.
Учитель:
Счастная Ольга Сергеевна
Цель: обобщить знания по разделу «Электромагнитное излучение».
Ход мероприятия:
-
Вступительная часть (тема, цель).
-
Приветствие команд(название, капитан, девиз).
-
Конкурсная часть:
Конкурс № 1: назовите понятия, для которых сформулированы определения:
Вопросы для 1 команды:
-
Зависимость скорости света в веществе от частоты волны (дисперсия света).
-
Прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями (линза).
-
Точка на главной оптической оси, в которой собираются лучи, падающие параллельно главной оптической оси, после преломления их в линзе (главный фокус собирающей линзы).
-
Переменное электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве (электромагнитная волна).
-
Плоскость, проходящая через главный фокус линзы перпендикулярно главной оптической оси (фокальная плоскость линзы).
-
Явление наложения волн, вследствие которого наблюдается устойчивое во времени усиление или ослабление результирующих колебаний в различных точках пространства (интерференция).
-
Угол между падающим лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения (угол падения волны).
-
Уменьшение отражения света от поверхности линзы в результате нанесения на неё специальной плёнки (просветление оптики).
Вопросы для 2 команды:
-
Спектральный прибор, используемый для разложения света в спектр и измерения длины волны (дифракционная решётка).
-
Явление нарушения целостности фронта волны, вызванное резкими неоднородностями среды (дифракция).
-
Угол между отражённым лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности (угол отражения волны).
-
Электромагнитная волна определённой постоянной частоты (монохроматическая волна).
-
Расстояние от главного фокуса до центра линзы (фокусное расстояние).
-
Волны с одинаковой частотой, поляризацией и постоянной разностью фаз (когерентные).
-
Передача и приём информации с помощью радиоволн, распространяющихся в пространстве без проводов (радиосвязь).
-
Изменение направления распространения волны при прохождении из одной среды в другую (преломление).
Конкурс № 2: Вместо звёздочек вставь в формулы пропущенные множители:
λ = * • T (v); p = * (W); * = c (n); D = 1 (F); 1 = 1 + 1 (d); * = λ1_ (А)
c v * F * f |λ2 - λ1|
Конкурс № 3: «Назови учёного…»
-
Кто в 1887г. экспериментально обнаружил электромагнитные волны? (Г. Герц).
-
Кем была впервые продемонстрирована радиотелеграфная связь на расстоянии 250 м в 1895 г.? (А. С. Поповым).
-
Кто сформулировал принцип возникновения вторичных волн, распространяющихся во все стороны со скоростью распространения волны в среде? (Христиан Гюйгенс).
-
Кем было впервые проведено наблюдение интерференции света? (Томас Юнг).
-
Назовите французского математика, предсказавшего в 1818 г. существование дифракции света (Симон-Дени Пуассон).
-
Назовите французского учёного, разработавшего теорию дифракции света, развив идеи Гюйгенса (Огюстен Френель).
Конкурс № 4 - конкурс капитанов: построение изображения предмета в линзе:
1.

2.

Конкурс № 5: «Восстанови опыт»
Задание: Назвать явление, наблюдаемое в ходе проведения опыта и закончить его:
-
Световой поток, излучаемый источником, попадал на экран с узкой щелью (шириной около 1 мкм). Прошедшая через эту щель световая волна падала на экран с двумя щелями…(интерференция света).
-
Источник света освещал непрозрачный диск. В результате этого на экране наблюдалось…(дифракция света).
Конкурс № 6: «Домашнее задание»: Команды-соперники задают друг другу подготовленные по теме вопросы.
Конкурс № 7: «Ассоциации»: перечислите как можно больше ассоциаций, возникающих при слове «линза». (Задание для обеих команд. Выигрывает команда, последняя назвавшая ассоциацию).