Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ

История таинства

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым оливковым маслом) призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные. Поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно, его чаще называют Соборованием. Как и прочие таинства, оно имеет евангельское происхождение. В Евангелия от Марка (гл. 6 стихи 7-13) написано, что “призвав двенадцать (апостолов), начал (Христос) посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами… Они пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Затем мы находим упоминание о Елеосвящении в послании святого апостола Иакова (гл. 5, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин Соборования был установлен в нынешнем виде только с XV века. Но точно известно, что и ранее были чины благословения воды и елея. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы находим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых:

Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго, и от смерти избавляющаго, исцели и раба (рабу) Твоего (имя), от обдержащия (т.е. охватившие) его (её) телесныя и душевныя немощи, и оживотвори его (её) благодатию Христа Твоего; молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии; предстательствы честных Небесных Сил безплотных; силою Честнаго и Животворящаго Креста; честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна; святых славных и всехвальных апостолов; святых славных, и добропобедных мучеников; преподобных и богоносных отец наших; святых и исцелителей безсребренников, Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеимона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты; святых и праведных богоотец Иоакима и Анны, и всех святых. Яко Ты еси источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.

Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.



Суть и чин таинства

В чём же суть Соборования? Во-первых, оно может исцелить болящего, если на то будет Божия воля, или дать силы для перенесения недуга. Во-вторых, при условии искреннего покаяния, человек получает прощение грехов.

Таинство имеет два варианта своего совершения. Иногда оно совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству, и кто по состоянию здоровья может прийти в храм. В последнем случае Соборование обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста, реже – Рождественского. Но, конечно, человек не должен просто следовать обычаю, а сам должен прийти к осознанию того, что нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении (собороваться может и физически здоровый человек), но, прежде всего, – в исцелении духовном. После того как человек соборовался, крайне желательно в ближайшее время причаститься Святых Христовых Таин.

Как происходит Соборование? По чину оно должно совершаться семью священниками, хотя их может быть и меньше – не всегда даже в столичных храмах удается собрать столько. Но и при одном священнике таинство все равно будет действительным. Вообще, число 7 часто встречается в чине Соборования (7 пресвитеров, 7 чтений из Апостола и Евангелий, 7 молитв и помазаний). В Библии это число символически обозначает изобилие и полноту.

В центре храма ставится аналой с Евангелием. Рядом – столик, на котором стоит блюдо с пшеницей, знаменующей обновление физической и духовной жизни и надежду на будущее воскресение. Пшеницу можно заменить и другими злаками: рожью, просом, рисом и т.п. Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд для освящения елея (образ милости Божией, любви и сострадания). В зерно водружают семь палочек для помазания, обернутых ватой, и семь свечей – по числу читаемых отрывков из Священного Писания. Соборующиеся держат в руках зажженные свечи, как свидетельство, что Христос – свет в нашей жизни.

Сначала читаются подготовительные молитвы, произносится ектения (молитвенное обращение к Богу) с поминанием имён тех, кто принимает таинство. Затем священник вливает в сосуд с маслом вино и молится об освящении елея, ради исцеления и очищения плоти и духа тех, кто будет им помазан. Вино в масло вливается как память о притче, о которой рассказал Господь: как некий самарянин сжалился над человеком, избитым и ограбленным разбойниками, и “перевязал ему раны, возливая масло и вино” (Евангелие от Луки, гл. 10, стихи 30-37). Затем священник читает молитву на освящение елея, а хор поёт молитвы, обращенные ко Господу, Божией Матери и святым, которые прославились чудесными исцелениями. Далее следует чтение семи отрывков из посланий апостолов и Евангелий. После каждого евангельского чтения священник помазует освященным елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и кисти рук с двух сторон, в знак очищения наших чувств, мыслей, сердца и дел рук наших – всего того, чем мы могли согрешить. При помазании священник читает уже упоминавшуюся молитву “Отче Святый, врачу душ и телес...” Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл, и так семь раз. Наконец, на головы приступивших к таинству возлагается Евангелие, и священник молится над ними, говоря: “Господи Иисусе Христе, не мою руку грешную полагаю на головы пришедших к Тебе просить оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, которая в этом Святом Евангелии, и молю Тебя с ними, Спаситель наш, Сам прими рабов Твоих кающихся и подай им прощение...” После службы можно забрать оставшийся елей и употреблять его для помазания.



Как не надо

Порой у людей бывают довольно странные представления о Соборовании. Например, что прибегать к нему следует лишь тяжело больным людям, находящимся на пороге смерти. Это пережиток средневекового католического восприятия таинства как “последнего помазания” – что совершенно не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления. Православный писатель XIX века Е.Поселянин писал: “Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию”.

Но нельзя также ожидать и немедленного телесного выздоровления после Соборования. Исцеление может произойти, об этом мы молимся при совершении таинства, и такие чудеса действительно бывают. Надо твёрдо верить в силу таинства, но нельзя воспринимать его как некую магическую процедуру, гарантирующую исцеление от всех болезней. Увы, некоторые именно так понимают Соборование... Последствия тут могут быть весьма печальными – не получив ожидаемого телесного выздоровления, человек обижается: как же так, я отстоял длиннющую службу, сделал всё, что положено, а результата нет! Исцеление – это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат обрядовых действий. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таинство Соборования ведь отчасти сродни таинству Покаяния. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу. А это – духовное выздоровление – для христианина гораздо драгоценнее физического здоровья.

Отдельно надо сказать о соборовании людей, находящихся при смерти. Иногда они боятся этого таинства, считая, что оно ускорит кончину. Но сроки нашей жизни зависят только от воли любящего Бога, и Господь нередко продлевает жизнь умирающего именно с той целью, чтобы он мог достойно подготовиться к переходу в Вечность – исповедоваться, причаститься и собороваться. Соборование для умирающего человека совершенно необходимо, ведь он зачастую уже просто физически не может исповедоваться – но таинство Елеосвящения освободит его от груза тех грехов, в которых он и хотел бы, но не успел покаяться на исповеди.



Составил В.Койсин по статье прот. Валентина Асмуса, опубл. в журнале "Фома" №3 2006 г. www.foma.ru

Описание чинопоследования таинства Елеосвящения: https://liturgy.ru/nav/trebi/tainsva/5_prichast3.php

Елеосвящение

Елеосвящении в послании святого апостола Иакова (гл. 5, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Г

54.37kb.

13 10 2014
1 стр.