Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
ЭМПАТИЯ


  • Понятие технологий эффективного общения

  • Основное сожержание эффективного общения

  • Практическое занятие. Эффективное общение. Самооценка эмпатических способностей.


Эмпатия – сопереживание, предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей вплоть до подражания их действиям. На основе эмпатии человек скорее познает себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности.

Эмпатия предполагает наличие у человека определенной внушаемости, позволяющей ему участвовать в межличностном взаимодействии. При этом и пониженная внушаемость позволяет достаточно адекватно адаптироваться в человеческом общежитии, опираясь на эмпатические способности.


Понятие технологий эффективного общения
Под технологиями эффективного общения мы будем понимать такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимное понимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.

Важно иметь в виду, что само общение как сложный социально-психологический процесс характеризуется тремя основными содержательными аспектами: коммуникативным, интерактивным и перцептивным. Каждый из них обладает относительной самостоятельностью и обеспечивает определенные цели субъектов общения.

Коммуникативный аспект отражает стремление партнеров по общению к обмену информацией, интерактивный аспект проявляется в необходимости соблюдения ими установленных норм общения, а также в стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении, а перцептивный аспект выражает потребность субъектов общения во взаимной эмпатии, сочувствии, сопереживании.

Для обеспечения конструктивного общения необходимо создать атмосферу взаимного доверия, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит:



Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию.
Основное сожержание эффективного общения
Сводится к соблюдению определенных правил и норм общения. Наиболее существенные:

  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

  • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

  • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

  • Добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

  • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику.

  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие, располагающие к конструктивному диалогу приемы.


Практическое занятие
Эффективное общение

(проводится методом отработки тренинговых упражнений)
Цель занятия. Развитие у учащихся навыков эффективного общения и рационального поведения, формирование у них умений управлять своим поведением в сложных критических ситуациях социального взаимодействия.
Упражнение. Развитие эмпатии


  1. Подумайте, способны ли вы отвечать на такие вопросы: «Что я сейчас переживаю?», «Чего я в данный момент хочу?», «Зачем я это делаю?». Если вы умеете отдавать в этом отчет, у вас есть способность мыслить за других.

  2. Подумайте и решите, почему в одинаковых ситуациях вы иногда действуете одним образом, а иногда – другим. Вспомните конкретные события. Нужно знать причины своих действий. Это поможет вам понимать причины действий других.

  3. Назовите (про себя) имя человека, который вам неприятен. Решите, в чем здесь причина.

  4. Вспомните случай, когда в беседе ваш собеседник отстаивал, как вам думается, совсем абсурдную точку зрения. Почему он это делал?

  5. Были ли случаи, когда вы, слушая оратора, думали, что он говорит одно, а подразумевает другое? Почему вы так думали.

  6. Если вы хотите развить свою способность понимать переживания и намерения других людей, выработайте у себя привычку наблюдать.

  • Обратив внимание на какого-нибудь человека, оцените его эмоциональное состояние.

  • Научитесь слушать других людей.

  • Перед тем как что-нибудь предлагать или высказать просьбу, подумайте, подумайте, могут ли вам возразить?

  • Наблюдая за человеком, попробуйте угадать, во что этот человек будет одет в следующий раз. Часто ли подтверждаются ваши прогнозы?

  • Когда смотрите по телевизору художественные фильмы, периодически выключайте звук. При этом старайтесь не терять нити событий. Это поможет вам развить способность идентифицировать себя с другими лицами.

  1. Когда будете в картинной галерее, понаблюдайте за людьми, которые будут внимательно рассматривать картину: а) изображающую радостное событие и б) изображающую печальные или трагические события. Сравните поведение двух групп людей, обратив внимание на их лица, осанку, жесты, характер переговоров между ними. Заметили ли вы разницу?



Методика. Самооценка эмпатических способностей.
Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы.


  1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко среди людей.

  2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.

  3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.

  4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.

  5. Я тоже начинаю нервничать, если кто-то нервничает рядом со мной.

  6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.

  7. Я принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей или подруг.

  8. Иногда песни о любви очень трогают меня.

  9. Я очень волнуюсь, если нужно сообщить людям неприятные для них новости.

  10. Люди, окружающие меня, сильно влияют на мое настроение.

  11. Большинство иностранцев, которых я встречал, казались мне холодными и неэмоциональными.

  12. Мне больше нравятся профессии, требующие общения с людьми.

  13. Я не слишком расстраиваюсь, если мои друзья или подруги действуют неверно.

  14. Мне нравится видеть, как люди принимают подарки.

  15. Одинокие люди часто недоброжелательны.

  16. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

  17. Слушая некоторые мелодии, я чувствую себя счастливо.

  18. Когда я читаю какой-нибудь роман, я так переживаю, как будто все это происходит на самом деле.

  19. Я всегда сержусь, если вижу, что с кем-нибудь плохо обращаются.

  20. Меня не очень беспокоит даже то, что некоторые люди вокруг меня заплачут.

  21. Если мои подруга или друзья начинают обсуждать со мной свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

  22. Когда я бываю в кино, меня удивляет, почему многие зрители всерьез принимают фильмы, плачут и вздыхают.

  23. Чужой смех меня не раздражает, люди часто смеются вообще бессмысленно.

  24. Когда я принимаю решение, чувства других людей по этому поводу меня не волнуют.

  25. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем-то угнетены.

  26. Мне тяжело видеть, если люди часто расстраиваются даже из-за пустяков.

  27. Я расстраиваюсь при виде страданий животных.

  28. Довольно глупо переживать о том, что происходит в книгах.

  29. Беспомощность старых людей меня угнетает.

  30. Чужие слезы вызывают у меня скорее раздражение, чем сочувствие.

  31. Мне нравится переживать за судьбу героев кинофильмов.

  32. Иногда я замечаю, что могу отнестись равнодушно к волнениям окружающих.

  33. Мне кажется, что маленькие дети чаще всего плачут без всяких причин.


Обработка результатов. За каждый ответ ставится 1 балл. Сумма баллов за ответы «да» на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31; плюс сумма баллов за ответы «нет» на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33.
ЭС = (сумма «да» + сумма «нет») х 60/33 + 20.
Значения диапазонов определения эмпатических способностей: низкие – 20 – 30 баллов; средние 31 – 45 баллов; высокие – 46 баллов и выше.
Литература
Елисеев О.П.

Практикум по психологии личности. – 2-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Питер, 2007


Емельянов С.М.

Практикум по конфликтологии. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2005. – серия «Практикум по психологии».

Эмпатия понятие технологий эффективного общения

Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности

63.5kb.

18 12 2014
1 стр.


Эмпатия как профессионально важное качество эффективного руководителя М. А. Пономарева

В настоящее время работники все меньше соглашаются с традиционной системой управления, и каждый стремится не только выполнять какие-либо функции, а желает чувствовать искренний инт

68.05kb.

18 12 2014
1 стр.


Приложение 1 Организация педагогического процесса, направленного на воспитание и обучение

Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения со взрослыми и сверстниками

2171.96kb.

16 12 2014
9 стр.


Организатор конференции: гк

«Построение системы эффективного управления промышленным предприятием на базе современных информационных технологий»

65.32kb.

12 10 2014
1 стр.


Урока Наименование разделов и тем программы

Понятие о строительных материалах, изделиях, конструкциях. Классификация сырьевых материалов и технологий производства строительных материалов. Понятие об энерго- и ресурсосберегаю

147.9kb.

18 12 2014
1 стр.


Общие проблемы образования

В законе Республики Казахстан «Об образовании» ставится задача внедрения и эффективного использования новых информационных технологий обучения в учебном процессе [1]

1758.64kb.

25 12 2014
7 стр.


Козловского района чувашской республики

Дополнительное образование детей – необходимое звено непрерывного образования. Опыт самореализации и эффективного общения, приобретенный ребёнком в учреждениях дополнительного обра

520.25kb.

16 12 2014
2 стр.


Инновации в автоматизации: специализированный семинар на БелАЗе

«БелАЗ: 50 лет эффективного управления предприятием с помощью инновационных информационных технологий» самое масштабное в истории белорусской промышленной информатизации мероприяти

77.03kb.

15 10 2014
1 стр.