Эскалаторы под особым контролем
Развитие промышленности Республики Казахстан последнего десятилетия предусматривает усиление требований в области промышленной безопасности. Департамент по чрезвычайным ситуациям является территориальным уполномоченным органом по промышленной безопасности по Карагандинской области. Отношения в части промышленной безопасности регулируются Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2002 года № 314 «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах». Согласно вышеназванного Закона к опасным производственным объектам относятся объекты, на которых эксплуатируются грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры, лифты.
Эскалатор (
англ. escalator, искусственное слово, составлено по образу слова
elevator, от
фр. escalade — штурмовая лестница) — подъёмно-транспортная
машина в виде наклонённой на 30-35° к
горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой. Ступени лестницы обычно прикреплены к замкнутой
цепи, которая приводится в движение от электродвигателя через
редуктор. Эскалаторы распространены на станциях
метрополитенов,
вокзалах, в крупных торговых учреждениях, в подземных переходах.
Эскалаторы являются чрезвычайно действенным средством массового транспорта людей.
Строительные конструкции должны быть рассчитаны на нагрузку от эскалатора с пассажирами. Перекрытия здания, примыкающие к эскалатору, должны рассчитываться на нагрузки от монтажных и транспортных средств и узлов эскалатора.
Иногда эскалаторы применяются на склонах в городах со сложным рельефом как альтернатива фуникулёру.
15 марта 1892 года американский изобретатель
Джесс Рено запатентовал первый эскалатор. Первый в мире эскалатор появился в 1894 году в парке Кони-Айленд (Нью-Йорк) как аттракцион для туристов.
Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.
Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных
наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого заложения. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие
балюстрады между лентами.
Поэтажные эскалаторы используются на станциях метро и в других подземных пространствах мелкого заложения, в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие
балюстрады им не нужны.
Различаются тоннельные и поэтажные эскалаторы по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъёма до 6 метров угол наклона эскалатора составляет 30° или 35°, при высоте подъёма выше 6 метров — только 30°.
Преимущества эскалаторов
-
Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
-
Остановленный эскалатор можно использовать в качестве лестницы.
-
Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия, то есть, пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
Правила поведения пассажиров на эскалаторе
Эскалатор - мощный и сложный механизм, который является зоной повышенной опасности.
При пользовании эскалатором пассажиры должны:
- входя на эскалатор внимательно смотреть под ноги;
- войдя на эскалатор взяться рукой за поручень;
- занять место на ступени справа по ходу движения, освободив слева проход;
- маленьких детей необходимо взять на руки;
- детей постарше - держать за руку;
- при входе и выходе с эскалатора придерживать полы длинной одежды во избежание попадания их в гребенку эскалатора;
- провозить тележки только в сложенном виде, как ручную кладь.
При попадании между деталями эскалатора частей тела пассажира или животного, одежды или вещей, а также при падении на движущемся эскалаторе людей или предметов необходимо:
- выключить эскалатор с помощью рукояток (кнопок), расположенных вверху и внизу на балюстраде;
- обратиться за помощью к дежурному персоналу станции;
- запрещается самостоятельно извлекать предметы, попавшие между деталями эскалатора.
За нарушение правил промышленной безопасности предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. В соответствии со статьей 221 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность на нарушение установленных правил по безопасному ведению работ в отраслях промышленности, горных и строительных работ либо на объектах, подконтрольных уполномоченному органу в области чрезвычайных ситуаций, если это не повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека. Так предусмотрено наложение штрафа на физических лиц в размере до десяти, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, - в размере от двадцати до пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, - в размере от шестидесяти до ста месячных расчетных показателей.
Таким образом, при совместном исполнении требований законодательства со стороны владельцев и руководителей опасных производственных объектов, непосредственных исполнителей и участников производственных процессов достигается безопасная работа промышленных предприятий.
ДЧС Карагандинской области