Итак, тезис звучит следующим образом: нынешний этап развития отечественного авиастроения соответствует американскому авиастроению начала семидесятых годов. Почему именно так? Я не знаю, просто констатирую факт, допускаю, что и наш путь сорокалетней давности сейчас проходит какая-то другая страна.
Соответствие американских и российских самолетов, в скобках обоснование с точки зрения нумерологии:
XB-70 (7) - Ту-160 (1+6=7)
SR-71 (7+1=8) - МиГ 70.1 (7+1=8)
F-107 (1+7=8) - МиГ 1.44 (4+4=8)
FB-111 - Су-34
F-111 (TXF) - Су-33КУБ
F-4 (4) - МиГ-31 (3+1=4)
F-14 (1+4=5) - Сухой T-50 (5)
F-15 (1+5=6) – МиГ «1.42+» (4+2=6)
F-16 – МиГ ЛМФС
YF-17 - 1.27 ПАК ФА
F-18 (1+8=9) – МиГ «1.27+» (2+7=9)
A-10 – ударный вариант Як-130?
Какую отсюда можно извлечь пользу?
К примеру, нам известно как выглядят Су-34 и Су-33КУБ. Известно, что они «воплощенные» варианты F-111, отсюда имеем: изменяемая геометрия превратилась в триплан, то же самое вероятно ждет F-14 – Т-50. Обновлённый «1.42+» внешне похож на Суховский Т-50 также как F-15 на F-14.
Есть вопросы: если F-107 - 1.44, то должен быть и предок для С-37?
Богатая, энергично развивающаяся Россия, несмотря на спад цены за баррель нефти, ведет разработку нескольких дорогостоящих авиационных программ. В преддверии закладки нового авианосца готовятся и палубные самолеты для него. Первым из этой группы взлетел Су-27КУБ, самолет оснащен комплексом с ракетами большой и сверхбольшой дальности для обеспечения ПВО соединения. Ракеты подвешены на обычных АКУ и АПУ. Поскольку машина создана на базе Су-27, то оказалась слегка великовата для нового корабля (максимальный взлетный вес до 38800 кг), кабина с пилотами, сидящими бок о бок, не позволяет вести высокоманевренный воздушный бой – ограничен обзор. Поэтому с 1997 года началась разработка альтернативы – Т-50 по теме ПАКФА.
Серийное производство готовилось на Новосибирском авиапредприятии и в Комсомольске на Амуре.
Легкий многофункциональный самолет (ЛМФС) разрабатывается как дешевое дополнение к «1.42+». Большой каплевидный фонарь и один подфюзеляжный воздухозаборник отличают его от остальных проектов. Ввиду малых габаритов машины оружие размещается конформно. Нормальный взлетный вес – 14000 кг, 4 УР «воздух-воздух» «изд.180», радиус действия 1500 – 2000 км., сверхзвуковая крейсерская скорость и невысокая стоимость позволили этой машине создать серьезную конкуренцию американскому F-35 на рынке вооружений. Воздухозаборник модульной конструкции позволяет заменить его на регулируемый даже в условиях ремонтных предприятий. Серия в Нижнем Новгороде и Луховицах.
Проект стратегического бомбардировщика так и не был реализован
«Русская версия» выглядит куда скромнее.
МиГ-21 – МиГ-29
Су-15 – 1.42 / 1.44
МиГ-23 – С-37
Су-27 – Т-50
МиГ-29 – 1.27
Су-25 – Як-133
В отличие от «американской версии» здесь понятие «богатая Россия» превращается в «относительно богатую». Поэтому гамма проектов дошедших до постройки несколько уже.
В серию идут Т-50 и 1.27 оба в морском и сухопутном варианте. Обе машины, как для МО РФ, так и для внешнего рынка.
Американская и Русская версии в «одном флаконе».
Из современных тайн можно попробовать познакомится с проектом РСК МиГ, известным под названием «Легкий многоцелевой фронтовой самолет». Одна из возможных зависимостей выглядит следующим образом: Е-8 – F-16 / J-10 – МиГ ЛМФС.
Рассматривая «русскую линию» можно считать ЛФМС «побратимом» микояновского проекта (бортовой номер модели «33») семидесятых годов – аналог F-16. Машина так и не была построена, а в начале восьмидесятых годов тема трансформировалась в изделие «41» с одним двигателем Р-33Д. Который также благополучно сгинул в архивах, уступив дорогу старшему брату – МиГ-29.
Линейку МиГ-29, МиГ-29М и МиГ-35 без натяжки следует рассматривать как новое воплощение МиГ-25, МиГ-25М и МиГ-31. История практически полностью повторяется, МиГ-31 стал первым истребителем в мире с ПФАР (пассивная фазированная антенная решетка), МиГ-35 – первый отечественный боевой самолет с АФАР (активная фазированная антенная решетка).
Ну а следом идет машина с совершенно другой идеологией – побратим МиГ 70.1 – 1.27 (?). Обработав данные по формуле (МиГ-37 / МиГ25) * МиГ-29 = МиГ 1.27, имеем следующие цифры:
|
МиГ-29 |
МиГ-25 |
МиГ-37 (70.1) |
Расчет МиГ 1.27 |
Чертеж МиГ 1.27 |
Год первого полета |
1977,00 |
1965,00 |
2000,00 |
2012,2 |
|
размах крыла |
11,360 |
13,418 |
19,600 |
16,6 |
13,00 |
длина |
17,320 |
19,750 |
31,300 |
27,4 |
18,40 |
высота |
4,730 |
6,500 |
7,300 |
5,3 |
5,00 |
колея шасси |
3,120 |
3,850 |
4,400 |
3,6 |
3,20 |
база шасси |
3,600 |
5,144 |
12,000 |
8,4 |
6,50 |
площадь крыла |
38,300 |
61,400 |
130,000 |
81,1 |
64,00 |
сверху |
66,000 |
101,314 |
200,000 |
130,3 |
75,80 |
сбоку |
24,300 |
43,145 |
68,000 |
38,3 |
28,73 |
спереди |
3,230 |
9,000 |
17,000 |
6,1 |
6,50 |
объем |
17,300 |
34,000 |
61,380 |
31,2 |
24,19 |
плотность кг/куб.м |
1068,208 |
1211,765 |
1140,437 |
1005,3 |
1054,15 |
|
|
|
|
|
|
вес |
|
|
|
|
|
максимальный |
18480,000 |
41200,000 |
70000,000 |
31398,1 |
25500,00 |
нормальный |
15240,000 |
37000,000 |
48500,000 |
19976,8 |
19000,00 |
50% топлива + УР |
15830,000 |
29435,000 |
48500,00 |
26083,1 |
|
100% топлива + УР |
15830,000 |
36720,000 |
66000,000 |
28452,6 |
|
пустого |
10900,000 |
18950,000 |
28000,000 |
16105,5 |
12750,00 |
топлива |
3530,000 |
14570,000 |
35000,000 |
8479,8 |
6500,00 |
"воздух-воздух" |
|
|
17500,000 |
|
|
ПТБ |
2250,000 |
4450,000 |
|
|
1940,00 |
ПТБ в отсеке |
|
|
7000,000 |
15700,0 |
2300,00 |
вес топлива с ПТБ |
5780,000 |
19020,000 |
42000,000 |
|
10740,00 |
|
|
|
|
|
|
нагрузки |
3000,000 |
3200,000 |
7000,000 |
6562,5 |
5500,00 |
типовая "воздух- воздух" |
1400,000 |
3200,000 |
3000,000 |
1312,5 |
700,00 |
максимальная "воздух-воздух" |
1750,000 |
3200,000 |
7000,000 |
3828,1 |
|
|
|
|
|
|
|
скорость |
|
|
|
|
|
максимальная |
2450,000 |
3000,000 |
2500,000 |
2041,7 |
2100,00 |
крейсерская |
1000,000 |
2500,000 |
2100,000 |
840,0 |
1400,00 |
взлетная |
220,000 |
|
|
|
|
посадочная |
235,000 |
|
|
|
|
практический потолок |
17000,000 |
21000,000 |
20000,000 |
16190,5 |
|
дальность |
|
|
|
|
|
без ПТБ |
1500,000 |
1635,000 |
11000,000 |
|
2800,00 |
с одним ПТБ |
2100,000 |
2400,000 |
|
|
3700,00 |
с тремя ПТБ |
2900,000 |
|
|
|
4500,00 |
сверхзвуковая без ПТБ |
|
940,000 |
7000,000 |
|
1400,00 |
радиус действия |
1000,000 |
|
2500 - 4000 |
|
1600,00 |
|
|
|
|
|
|
нагрузка на крыло |
|
|
|
|
|
макс.взлетный вес |
482,507 |
671,010 |
538,462 |
387,2 |
398,438 |
норм.взлетный вес |
397,911 |
602,606 |
373,077 |
246,3 |
296,875 |
тяговооруженность |
|
|
|
|
|
макс.взлетный вес |
0,903 |
0,544 |
0,529 |
0,9 |
0,941 |
норм.взлетный вес |
1,094 |
0,605 |
0,763 |
1,4 |
1,263 |
|
|
|
|
|
|
силовая установка |
|
|
|
|
|
тяга с форсажем |
16680,000 |
22400,000 |
37000,000 |
27551,8 |
24000,00 |
тяга максимальная |
10200,000 |
17600,000 |
31600,000 |
18313,6 |
14800,00 |
|
|
|
|
|
|
двигатель |
РД-33 |
Р15Б-300 |
АЛ-41Ф |
АЛ-51Ф |
РД-43 |
тяга с форсажем |
8340,000 |
10205,000 |
18500,000 |
15119,1 |
11500 - 12000 |
тяга максимальная |
5100,000 |
8800,000 |
15800,000 |
9156,8 |
7400,00 |
длина |
4,127 |
6,655 |
7,500 |
4,7 |
4,13 |
макс.диаметр |
1,000 |
1,640 |
1,800 |
1,1 |
1,00 |
диаметр компрессора |
0,800 |
0,966 |
1,200 |
1,0 |
0,80 |
вес двигателя |
980,000 |
2625,000 |
1850,000 |
690,7 |
1000,00 |
расход топлива |
|
|
|
|
|
форсаж |
2,100 |
2,700 |
|
0,0 |
|
максимал. |
|
|
|
|
|
крейсерский |
0,770 |
1,250 |
0,660 |
0,4 |
|
степень двухконтурности |
0,400 |
|
|
|
|
степень повышения давления |
20,000 |
|
|
|
|
межремонтный ресурс |
350,000 |
1000,000 |
|
0,0 |
|
|
|
|
|
|
|
БРЛС |
РП-29 |
Смерчь |
Н014 |
Жук-МА |
Жук-МА |
вес |
|
|
|
285,0 |
285,0 |
диаметр антенны |
|
|
|
0,7 |
0,7 |
тип антенны |
щелевая |
|
ПФАР |
АФАР |
АФАР |
сопровождение |
10,000 |
|
|
30,0 |
30,0 |
одновременная атака |
1,000 |
1,000 |
6,000 |
8,0 |
8,0 |
дальность обнаружения |
|
|
400,000 |
200,0 |
200,0 |
воздушные цели |
100,000 |
|
|
|
|
захват |
70,000 |
|
|
|
|
зона сопровождения |
|
|
140,000 |
140,0 |
140,0 |
Компоновка а-ля F-18 более рациональна для маневренного самолета, но по закону линии МиГ-31 – МиГ 70.1 напрашиваются воздухозаборники с верхним расположением. Подобная схема интересна более вместительным отсеком нагрузки, возможностью работы подъемного двигателя в варианте КВВП и использования для старта электромагнитной катапульты. Вопрос лишь в возможности работы двигателей в высокоманевренном воздушном бою.
Раз реализуется линия МиГ-31 – МиГ35 значит, имеет место и сам «новый МиГ-29», напомню, что прототип МиГ-29 совершил первый полет через два года после МиГ-31.
То есть сейчас РСК МиГ должно заниматься легким двухмоторным истребителем с взлетным весом в районе 9400 кг. Два новых мотора с тягой 4900 кгс. Надо полагать, эта машина впоследствии станет беспилотной.
Линия штурмовиков также имеет место, очевидно, что Су-25 (2+5=7) будет заменён ударной модификацией Як-130, известной ныне как Як-133 (1+3+3=7). Аналогия между этими машинами напрашивается сама собой, напомню, что у Су-25 существует и «спортивный» вариант - Су-28 и учебно-тренировочный Су-25УТГ. Впрочем, они даже внешне похожи, не правда ли?
Вот что думает само КБ Яковлева на эту тему
А что же наш главный герой – Т-50?
Рассмотрев разные комбинации, остановимся на схеме Су-24 – Су-34 / Су-27 – Т-50. В пользу аналогии Су-24 – Су-34 говорит уже известное нам правило: крыло изменяемой стреловидности эволюционирует в схему триплан, да и сам порядок появления этих машин. Известно также, что на прототипе Т-10 были установлены двигатели АЛ-21Ф с Су-24, сейчас та же ситуация, заявлено, что АЛ-31 или изд.117С (глубокая модернизация АЛ-31Ф) будут установлены на прототипе Т-50.
Кстати надо полагать, что Су-34 будет развиваться по накатанной дорожке своего предка. Со временем появится «стелс»-модернизация с изменёнными формами и новым оборудованием (помните как менялась хвостовая часть из «квадратной» в обтекаемую у Су-24). А далее начнутся игры в средний бомбардировщик по аналогии с историей Т-60С, то есть, возможно, даже появление у потяжелевшего «Су-34+» крыла изменяемой стреловидности.
Но вернемся к Т-50. Здесь мы наблюдаем как бы зеркальную ситуацию: самолет обычной компоновки Су-24 превратился в «интегральный» Су-34, смею предположить, что Т-50 будет более похож на Су-24 чем на своего предка Су-27. Как известно в рамках темы ПФИ семидесятых годов рассматривались не только интегральные компоновки, но и классическая типа МиГ-25.
Вероятно, КБ Сухого разрабатывая ПАКФА, вернулось к ней, тем более что главный оппонент нашего истребителя – F-22 построен как раз по такой схеме.
Наверное, прототип Т-50 представляет собой нечто подобное заокеанскому «Раптору» (нельзя сбрасывать со счетов успехи американской стелс-технологии), но со своей спецификой.
Мне представляется угловатый F-22 с длинными, до фонаря кабины, наплывами. Воздухозаборники а-ля «Рафаль» уже опробованные на С-37 «Беркут». Схема «утка», возможно впоследствии «триплан», двухкилевое оперение, двигатели бок о бок в узком фюзеляже.
Наиболее вероятным представляется следующий сценарий.
На этом фоне дела у РСК МиГ гораздо лучше, прекратив работы над ЛМФС и тяжёлым «1.42+», фирма сосредоточилась над сухопутным и палубным вариантами многоцелевого истребителя 1.27. Предлагаемый еще в начале века по программе ПАК ФА этот самолет обрел самые радужные перспективы в связи со строительством в России и Индии новых авианосцев. Лишь отчасти уступая в возможностях тяжелому Т-50, МиГ позволяет разместить на корабле в 1.5 раза большую авиагруппу, это особенно актуально в связи с ограниченным водоизмещением перспективных авианосцев (40000 – 45000 тонн). По уровню эффективной площади рассеивания (ЭПР), истребитель 1.27 также оказался на высоте благодаря применению схемы «бесхвостка» и меньшим размерам. Перегоночная дальность обеспечивается подвеской двух ПТБ под крылом и одним внутри. В отсеке оружия уложены 4 – 6 ракет средней дальности.
11 10 2014
1 стр.
12 10 2014
1 стр.
14 12 2014
1 стр.
15 09 2014
1 стр.
13 10 2014
1 стр.
15 10 2014
4 стр.
08 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.