Перейти на главную страницу
1. Кобзева В.В. «Этикет в вопросах и ответах»; М, ФФМР-ПРЕСС
2. Большая энциклопедия «Мода и стиль»
Ход мероприятия
Ведущая: Понятие «этикет» зародилось так давно, что, пожалуй, уже нельзя установить и время его появления. Однако, согласно историческим фактам, само слово «этикет» стали употреблять в XVII в. При дворе французского короля Людовика XIV. На одном из королевских приёмов гостям вручили карточки (этикетки), в которых описывались правила поведения на балу. А от французского названия пошло слово «этикет». Первые руководства по правилам поведения в обществе были предназначены для придворных и аристократов, а потому, хорошие манеры: вежливость и учтивость стали свидетельством того, что человек принадлежит к высшему обществу.
С наступлением эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Хорошие манеры начинают цениться не только в высшем свете, но и в других слоях общества. В 1717г. на Руси вышла книга о хороших манерах, которая называлась «Показания к житейскому обхождению», прежде всего адресованная молодому поколению. В ней в очень доступной форме рассказывалось о том, как молодой человек или девушка должны вести себя в обществе.
Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. А значит, уже с детских лет нужно формировать хорошие привычки, которые станут основой достойных манер.
Сценка «Нехорошие привычки» (столик, фантики, варенье, сгущенка)
Ведущая: Сегодня мы пришли к вам, чтобы поговорить о привычках: хороших и не очень.
Девочка: А у нас нет плохих привычек!
Ведущая: Думаю, что у каждого из нас есть хоть одна нехорошая привычка.
Девочка: Это почему же?! Вот я, например, очень замечательная девочка, просто золото!
Ведущая: Что-то не верится!
Девочка: Я, девочка-припевочка. Поверьте мне, друзья!
В подъезде нашем кошек за хвост таскаю я!
Я как-то с полки чайной хотела взять конфет,
Но вдруг я уронила с посудою буфет!
Я с каждым днём всё тише, и нет добрей меня!
Братишкам 20 шишек вчера набила я!
Я кроткая, не шустрая, не девочка – сюрприз!
Недавно вместе с люстрой оборвалась я вниз!
Ну, а ещё был случай! Вчера в гостях что было!
К паркету там всю обувь гвоздями я прибила!
Ведущая: По-моему, ты немного путаешь, что такое хорошо и что такое плохо. И поэтому тебе будет полезно послушать одну историю. Садись на место! В одном самом обычном городе жила самая обычная девочка. Но однажды с ней приключилась совершенно невероятная история.
Мама: Лена, ты проснулась? Вставай!
Лена: Сейчас, мамочка, иду!
Мама: Немедленно прибери комнату, заправь свою постель! (Уходит)
Лена вслед маме: Хорошо, мамочка! Ой, как не хочется заправлять постель и наводить порядок… (появляется девочка) Ой, кто это?
Канителька: Тихо, не пугайся! Это же я, Канителька!
Лена: Канителька?
Канителька: Ну да, Канителька! (поёт)
Я, твоя сестричка. Я, твоя привычка.
Мы подружимся с тобой. Повторяй за мной!
Я зеваю (2 раза), рот пошире раскрываю.
С боку на бок повернусь, поваляюсь, потянусь.
Лена: С Канителькой (2 раза) целый час стелю постельку.
Одеваюсь 2 часа. Вот какие чудеса!
Канителька: И зачем заправлять постель? Да ну её! Хочешь поотгадываем загадки! Ребята! Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Висит груша, нельзя скушать (лампочка).
Ведущая: Прозрачен как стекло, а не вставишь его в окно (лёд).
Канителька: Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы).
Ведущая: С неба звездой, на ладошку водой (снег).
Канителька: Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).
Ведущая: Не снег и не лёд, а серебром все деревья уберёт (иней).
Висит на ложке, свесив ножки (лапша).
Канителька: Вот видишь, как здорово! И ничего прибирать не надо!
Лена: Конечно, здорово! Так здорово, что я даже проголодалась!
(появляется девочка) Ты кто?
Канителька: Ты что, своих не узнаёшь?!
Лена: Своих?
Сластёнка: Ну да своих! Я, Сластёнка! (поёт)
Я, твоя привычка. Я, твоя сестричка.
Мы подружимся с тобой. Повторяй за мной:
Ты с сестрёнкою Сластёнкой перемажешься сгущёнкой.
Нас теперь от поросят ни за что не отличат!
(увидев вазочку с вареньем) Варенье! Обожаю.
Канителька: Конфеты! Сгущёнка!
Сластёнка: Обожаю (подбегают к столу, закрывают его, через спину одну за другой бросают бумажки от конфет)
Лена: Я тоже хочу конфет (подходит к столу). Вот вредины, это вы специально всё съели!
Сластёнка: А вот и не всё! (показывает конфеты).
Канителька: Да ты не дуйся, давай лучше поиграем! Хочешь?
Лена: А как?
Канителька (объясняет, как нужно играть): Кому не досталась конфета, сама виновата. Приготовились, начали! Раз, два, три – побежали! (бегают вокруг стола; на слово «стоп» хватают фантик; играя, привычки мешают Лене и никак не дают выиграть)
Лена: Я тоже хочу выиграть!
Сластёнка: Играем ещё раз! (играют ещё раз, но Лена проигрывает)
Лена: Не хочу играть, так нечестно!
(Появляется девочка) Капризулька: Не хочу, не буду, так нечестно!
Лена: А ты ещё кто?
Канителька и Сластёнка: Да это же Капризулька!
Капризулька (поёт): Я, твоя сестричка, я, твоя привычка.
Мы подружимся с тобой. Повторяй за мной:
Чтобы мама не мешала, всё на свете разрешала,
Чтоб в любое время дня мама слушалась тебя:
Надо так стучать ногами и вот так махать руками…
И кричать, как я учу: «Не желаю! Не хочу!»
Играем в кричалки! ( Лене, отталкивая её) А ты не мешай!
(зрителям) Отвечайте мне «Да» или «Нет».
- Вы хотите танцевать? (Да) На одной ноге стоять? (Да)
- Жареных гвоздей покушать? (Нет) Пощипать себя за уши? (Нет)
- Посмеяться, поскакать? (Да) Вместе с нами поиграть? (Да)
Лена: А как же я? Это нечестно!
Капризулька: Ой, ой, ой…
Сластёнка: Нечестно!
Канителька: Да это ты – наша пленница. Ведь мы – твои привычки.
Голос мамы: Лена!
(Привычки садятся на стульчики)
Мама: Лена, ты не заправила постель, не прибрала в комнате, устроила беспорядок!
Лена: Мама, это не я, это мои привычки.
Мама: Немедленно прибери в комнате и иди заправлять постель.
(Лена подбирает игрушки, фантики и уходит)
Мама: Ребята, мы надеемся, что вы никогда не станете пленниками своих вредных привычек.
-За собой не мыть посуду, крошки рассыпать повсюду. (Это вот нехорошо!)
-Ты не чавкал за обедом, не бросал в соседа хлебом. (Это очень хорошо!)
-Ты прошёл по лужам грязным и всю грязь приносишь в класс ты. (Это вот нехорошо!)
-С мылом моешь свои руки, и твои без пятен брюки. (Это очень хорошо!)
-Друга ты в беде не бросишь, птицам в парк ты крошки носишь. (Это очень хорошо!)
-Если обманул сестрёнку, наступил на хвост котёнку? (Это вот нехорошо!)
Молодцы, ребята! Надеемся, что с сегодняшнего дня у вас станет хотя бы на одну привычку меньше.
Предлагаю посмотреть сценку (исторический фрагмент). Коротко суть сценки: римский правитель решил собрать армию солдат. Но чтобы узнать, какой численности будет его армия, он повелел людям вернуться в города своих предков и сделать перепись населения. Сцена изображает дворик маленькой гостиницы. На скамейке сидят 2 человека: один из них – купец, другой одет как ремесленник. Девочка чистит овощи. Мальчик чуть поодаль метёт двор. Приезжие тихонько разговаривают:
Уж было поздно. Мглу набросив, спустился вечер, глух и нем,
Когда Мария и Иосиф пришли в дремавший Вифлеем.
Средь, переполненных гостиниц, одни приюта не сыскав,
В пещере гор остановились, где веял пряный запах трав.
И на ночлег стада сходились.
Купец: Хорош, что смог остановиться хотя бы в этой гостинице. Все комнаты заняты, еле уговорили хозяйку уступить мне комнатку.
Ремесленник: что удивляться. Многим пришлось отправиться в далёкий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей земле. Каждому пришлось пойти в город своих предков.
Купец: Да, многие пришли в Вифлеем для переписи. Теснота ужасная.
(Мальчик подходит к девочке, чистящей овощи): хоть немного передохнуть.
(Слышны приближающиеся голоса, затем кто-то стучит в дверь. Хозяин выбегает, открывает дверь. Входят три пастуха)
(Все спешно уходят. Возвращаются хозяин гостиницы, его жена, девочка, пастухи)
(Пастухи вносят изображение Божьей матери с Младенцем в яслях)
Как солнце, вспыхнула в лучах звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слёз, и свет её сиял,
И бедным пастырям вещал, что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней дары свои несли
И на соломе там нашли Царя Царей.
Всюду луч она заронит, где людское горе стонет: в сёла, рощи, города.
Луч доходит до светлицы и крестьянки, и царицы, и до птичьего гнезда.
Он вскользнёт и в дом богатый, и не минет бедной хаты луч волшебный никогда.
Всюду ярче радость блещет, где тот звёздный луч трепещет.
И не страшна там беда, где засветится звезда.
Тихо спал Иисус Христос на соломе в яслях.
Пели Ангелы Христу, славили рожденье.
В мир принёс он красоту, веру во спасенье.
Гости дарят хозяевам цветы и подарки, делают им комплименты.
Старушке прислали в подарок кофейник,
А пуделю плётку и медный ошейник.
Довольна старушка, а пудель не рад
И просит подарки отправить назад.
Конкурс «Упакуй подарок!» (У двух участников завязывают пояс на талии, за который они держатся одной рукой. Свободными руками завязывают ленточки на подарке. Соревнуются две пары: кто быстрее и оригинальнее)
Помимо этикета за столом существуют:
- молодой человек
- оба
4. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
- извините
- извиняюсь
5. Вы пришли в театр и проходите на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
- спиной к сидящим
- лицом к сидящим
- боком к сидящим
6. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее или на выставке?
- Шумное поведение допустимо везде.
- Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.
7. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий)
8. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)
9. Какой должна быть длина галстука? (Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня)
10. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? (Грамотно подобранные духи)
Бантик – шоу (Мальчики завязывают девочкам банты)
Ведущий: Во время конкурсов и дружного общения непроизвольно для самих себя мы демонстрировали манеры поведения. А они бывают хорошие и дурные.
Дурными манерами являются:
- привычка громко говорить
- сквернословие
- бестактность
- грубость
- открытое проявление недоброжелательности к окружающим
- развязанность и жестикуляция
- намеренное оскорбление достоинства окружающих
- беззастенчевое навязывание другим своей воли и желаний
- пренебрежение к чужим интересам
- неряшливость в одежде
К хорошим манерам относятся:
- Умение контролировать свои слова и поступки
- Внимательное обращение с другими людьми
- Чувство такта
Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми
10 10 2014
1 стр.
Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая
25 12 2014
3 стр.
Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений
29 09 2014
36 стр.
Православие, католицизм, протестантизм в культуре Европы: специфическое и общехристианское
17 12 2014
1 стр.
Правительственным советом Программы юнеско «Информация для всех», Секретариатом юнеско, Российским комитетом Программы юнеско «Информация для всех» и его рабочим органом – Межрегио
25 12 2014
1 стр.
Редакция приветствует всех! Неожиданно для всех и может быть в первую очередь для самих себя мы решили отметиться кое-какими соображениями
12 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
Для русскоговорящих дизайнеров всех профилей и для всех интересующихся в рамках Недели Голландского Дизайна существует программа Caviar Rouge. Четвертый год подряд организатор этог
10 09 2014
1 стр.