Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Игровое мероприятие

ЭТИКЕТ ДЛЯ ВСЕХ

Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми.

Задачи

Воспитательная: воспитание подрастающего поколения согласно общепринятым нормам поведения в обществе.

Образовательная: на исторической основе дать знания и закрепить навыки общепринятых норм поведения; обучать этикету, который является важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности.

Развивающая: развивать чувство взаимопонимания и взаимоуважения к окружающим, формировать хорошие привычки, которые станут основой достойных манер.

Оформление: выпуск тематической стенгазеты «Этикет для всех»

Реквизиты: 2 мольберта, бумага для рисования, фломастеры,столик, банка варенья, банка сгущёнки, конфеты, шоколадки, фантики, декоративные ленты для оформления подарков, подарочные коробки, банты, скатерть, ваза для цветов, посуда: тарелки, блюдца, чашки, столовые и чайные ложки, ножи, вилки.

Литература:

1. Кобзева В.В. «Этикет в вопросах и ответах»; М, ФФМР-ПРЕСС

2. Большая энциклопедия «Мода и стиль»

Ход мероприятия

Ведущая: Понятие «этикет» зародилось так давно, что, пожалуй, уже нельзя установить и время его появления. Однако, согласно историческим фактам, само слово «этикет» стали употреблять в XVII в. При дворе французского короля Людовика XIV. На одном из королевских приёмов гостям вручили карточки (этикетки), в которых описывались правила поведения на балу. А от французского названия пошло слово «этикет». Первые руководства по правилам поведения в обществе были предназначены для придворных и аристократов, а потому, хорошие манеры: вежливость и учтивость стали свидетельством того, что человек принадлежит к высшему обществу.

С наступлением эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Хорошие манеры начинают цениться не только в высшем свете, но и в других слоях общества. В 1717г. на Руси вышла книга о хороших манерах, которая называлась «Показания к житейскому обхождению», прежде всего адресованная молодому поколению. В ней в очень доступной форме рассказывалось о том, как молодой человек или девушка должны вести себя в обществе.

Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. А значит, уже с детских лет нужно формировать хорошие привычки, которые станут основой достойных манер.

Сценка «Нехорошие привычки» (столик, фантики, варенье, сгущенка)

Ведущая: Сегодня мы пришли к вам, чтобы поговорить о привычках: хороших и не очень.

Девочка: А у нас нет плохих привычек!

Ведущая: Думаю, что у каждого из нас есть хоть одна нехорошая привычка.

Девочка: Это почему же?! Вот я, например, очень замечательная девочка, просто золото!

Ведущая: Что-то не верится!

Девочка: Я, девочка-припевочка. Поверьте мне, друзья!

В подъезде нашем кошек за хвост таскаю я!

Я как-то с полки чайной хотела взять конфет,

Но вдруг я уронила с посудою буфет!

Я с каждым днём всё тише, и нет добрей меня!

Братишкам 20 шишек вчера набила я!

Я кроткая, не шустрая, не девочка – сюрприз!

Недавно вместе с люстрой оборвалась я вниз!

Ну, а ещё был случай! Вчера в гостях что было!

К паркету там всю обувь гвоздями я прибила!

Ведущая: По-моему, ты немного путаешь, что такое хорошо и что такое плохо. И поэтому тебе будет полезно послушать одну историю. Садись на место! В одном самом обычном городе жила самая обычная девочка. Но однажды с ней приключилась совершенно невероятная история.

Мама: Лена, ты проснулась? Вставай!

Лена: Сейчас, мамочка, иду!

Мама: Немедленно прибери комнату, заправь свою постель! (Уходит)

Лена вслед маме: Хорошо, мамочка! Ой, как не хочется заправлять постель и наводить порядок… (появляется девочка) Ой, кто это?

Канителька: Тихо, не пугайся! Это же я, Канителька!

Лена: Канителька?

Канителька: Ну да, Канителька! (поёт)

Я, твоя сестричка. Я, твоя привычка.

Мы подружимся с тобой. Повторяй за мной!

Я зеваю (2 раза), рот пошире раскрываю.

С боку на бок повернусь, поваляюсь, потянусь.

Лена: С Канителькой (2 раза) целый час стелю постельку.

Одеваюсь 2 часа. Вот какие чудеса!

Канителька: И зачем заправлять постель? Да ну её! Хочешь поотгадываем загадки! Ребята! Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!

Висит груша, нельзя скушать (лампочка).

Ведущая: Прозрачен как стекло, а не вставишь его в окно (лёд).

Канителька: Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы).

Ведущая: С неба звездой, на ладошку водой (снег).

Канителька: Не лает, не кусает, а в дом не пускает (замок).

Ведущая: Не снег и не лёд, а серебром все деревья уберёт (иней).

Висит на ложке, свесив ножки (лапша).

Канителька: Вот видишь, как здорово! И ничего прибирать не надо!

Лена: Конечно, здорово! Так здорово, что я даже проголодалась!

(появляется девочка) Ты кто?

Канителька: Ты что, своих не узнаёшь?!

Лена: Своих?

Сластёнка: Ну да своих! Я, Сластёнка! (поёт)

Я, твоя привычка. Я, твоя сестричка.

Мы подружимся с тобой. Повторяй за мной:

Ты с сестрёнкою Сластёнкой перемажешься сгущёнкой.

Нас теперь от поросят ни за что не отличат!

(увидев вазочку с вареньем) Варенье! Обожаю.

Канителька: Конфеты! Сгущёнка!

Сластёнка: Обожаю (подбегают к столу, закрывают его, через спину одну за другой бросают бумажки от конфет)

Лена: Я тоже хочу конфет (подходит к столу). Вот вредины, это вы специально всё съели!

Сластёнка: А вот и не всё! (показывает конфеты).

Канителька: Да ты не дуйся, давай лучше поиграем! Хочешь?

Лена: А как?

Канителька (объясняет, как нужно играть): Кому не досталась конфета, сама виновата. Приготовились, начали! Раз, два, три – побежали! (бегают вокруг стола; на слово «стоп» хватают фантик; играя, привычки мешают Лене и никак не дают выиграть)

Лена: Я тоже хочу выиграть!

Сластёнка: Играем ещё раз! (играют ещё раз, но Лена проигрывает)

Лена: Не хочу играть, так нечестно!

(Появляется девочка) Капризулька: Не хочу, не буду, так нечестно!

Лена: А ты ещё кто?

Канителька и Сластёнка: Да это же Капризулька!

Капризулька (поёт): Я, твоя сестричка, я, твоя привычка.

Мы подружимся с тобой. Повторяй за мной:

Чтобы мама не мешала, всё на свете разрешала,

Чтоб в любое время дня мама слушалась тебя:

Надо так стучать ногами и вот так махать руками…

И кричать, как я учу: «Не желаю! Не хочу!»

Играем в кричалки! ( Лене, отталкивая её) А ты не мешай!

(зрителям) Отвечайте мне «Да» или «Нет».

- Вы хотите танцевать? (Да) На одной ноге стоять? (Да)

- Жареных гвоздей покушать? (Нет) Пощипать себя за уши? (Нет)

- Посмеяться, поскакать? (Да) Вместе с нами поиграть? (Да)

Лена: А как же я? Это нечестно!

Капризулька: Ой, ой, ой…

Сластёнка: Нечестно!

Канителька: Да это ты – наша пленница. Ведь мы – твои привычки.

Голос мамы: Лена!

(Привычки садятся на стульчики)

Мама: Лена, ты не заправила постель, не прибрала в комнате, устроила беспорядок!

Лена: Мама, это не я, это мои привычки.

Мама: Немедленно прибери в комнате и иди заправлять постель.

(Лена подбирает игрушки, фантики и уходит)

Мама: Ребята, мы надеемся, что вы никогда не станете пленниками своих вредных привычек.



Ведущий: Не привычки должны управлять человеком, а человек должен воспитывать свои привычки. А давайте проверим, поняли ребята или нет, какие привычки хорошие, а какие не очень. Для этого мы сейчас поиграем! Мы будем задавать вопросы, а вы будете отвечать: «Это очень хорошо!» или «Это вот нехорошо!»

-За собой не мыть посуду, крошки рассыпать повсюду. (Это вот нехорошо!)

-Ты не чавкал за обедом, не бросал в соседа хлебом. (Это очень хорошо!)

-Ты прошёл по лужам грязным и всю грязь приносишь в класс ты. (Это вот нехорошо!)

-С мылом моешь свои руки, и твои без пятен брюки. (Это очень хорошо!)

-Друга ты в беде не бросишь, птицам в парк ты крошки носишь. (Это очень хорошо!)

-Если обманул сестрёнку, наступил на хвост котёнку? (Это вот нехорошо!)

Молодцы, ребята! Надеемся, что с сегодняшнего дня у вас станет хотя бы на одну привычку меньше.



Конкурс «Заботливая мама» (Девочки с завязанными глазами кормят мальчиков шоколадкой)

Этикет на Руси формировался как часть этнических традиций, которые были мало подвержены влиянию со стороны. Однако во времена Киевской Руси из Византии всё же начали проникать христианские нормы жизни, постепенно вытеснявшие языческие и скандинавские. Дети, участвовавшие в христианском общении, лучше усваивают церковный этикет, и, как следствие, они с уважением будут относиться к вероисповеданиям других людей. «Наша сила в духовном богатстве и единстве многонационального российского народа» (В.В.Путин)

Предлагаю посмотреть сценку (исторический фрагмент). Коротко суть сценки: римский правитель решил собрать армию солдат. Но чтобы узнать, какой численности будет его армия, он повелел людям вернуться в города своих предков и сделать перепись населения. Сцена изображает дворик маленькой гостиницы. На скамейке сидят 2 человека: один из них – купец, другой одет как ремесленник. Девочка чистит овощи. Мальчик чуть поодаль метёт двор. Приезжие тихонько разговаривают:

Уж было поздно. Мглу набросив, спустился вечер, глух и нем,

Когда Мария и Иосиф пришли в дремавший Вифлеем.

Средь, переполненных гостиниц, одни приюта не сыскав,

В пещере гор остановились, где веял пряный запах трав.

И на ночлег стада сходились.

Купец: Хорош, что смог остановиться хотя бы в этой гостинице. Все комнаты заняты, еле уговорили хозяйку уступить мне комнатку.

Ремесленник: что удивляться. Многим пришлось отправиться в далёкий путь, потому что римский кесарь Август повелел сделать перепись населения по всей земле. Каждому пришлось пойти в город своих предков.

Купец: Да, многие пришли в Вифлеем для переписи. Теснота ужасная.

(Мальчик подходит к девочке, чистящей овощи): хоть немного передохнуть.



Девочка: Ох, и я устала. Весь день работала: то кому-то воды принеси, то полы вымой. Народу – не сосчитать. Некоторые не смогли найти себе места ни в доме, ни в гостинице. Я слышала, хозяйка отказала двум приезжим – старику и молодой женщине, а они идут из Назарета.

Мальчик: Это очень далеко. Верно, ужасно устали.

Девочка: Особенно жалко её, такая молоденькая, к тому ей скоро родить. Но я знаю, они укрылись в пещере, куда пастухи загоняют скот в ненастную погоду.

(Слышны приближающиеся голоса, затем кто-то стучит в дверь. Хозяин выбегает, открывает дверь. Входят три пастуха)



Один из пастухов: Кто хозяин гостиницы?

Хозяин: Я. А чего вы хотите?

Самый старый пастух: Я расскажу, хозяин, какие чудесные вещи произошли с нами. Ты знаешь, что вокруг Вифлеема находятся пастбища? В эту ночь некоторые из нас не спали, сторожа своё стадо. Вдруг предстал нам Ангел Господень, и мы убоялись страхом великим. Но Ангел сказал нам: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдёте младенца в пеленах, лежащего в яслях»

Молодой пастух: Поэтому мы оставили своё стадо и пошли в Вифлеем.

Хозяин: Спаситель мира в хлеву? Да полно шутить.

(Все спешно уходят. Возвращаются хозяин гостиницы, его жена, девочка, пастухи)



Девочка: И правда, в яслях лежит младенец в пеленах.

(Пастухи вносят изображение Божьей матери с Младенцем в яслях)



Ведущий: И было чудо на земле, и было чудо в небесах:

Как солнце, вспыхнула в лучах звезда в полночной мгле.

Она плыла над миром слёз, и свет её сиял,

И бедным пастырям вещал, что родился Христос.

И в Вифлеем волхвы за ней дары свои несли

И на соломе там нашли Царя Царей.



Мальчик: На широком небосводе в звёздном , ярком хороводе светит дивная звезда.

Всюду луч она заронит, где людское горе стонет: в сёла, рощи, города.

Луч доходит до светлицы и крестьянки, и царицы, и до птичьего гнезда.

Он вскользнёт и в дом богатый, и не минет бедной хаты луч волшебный никогда.

Всюду ярче радость блещет, где тот звёздный луч трепещет.

И не страшна там беда, где засветится звезда.



Девочка: Много было в небе звёзд тёплой ночью ясной.

Тихо спал Иисус Христос на соломе в яслях.

Пели Ангелы Христу, славили рожденье.

В мир принёс он красоту, веру во спасенье.



Ведущий: Родиной современного этикета можно считать Италию. Именно тут, уже в средние века правилам поведения и хорошего тона, благородным манерам уделялось большое внимание, в то время как в Англии, Германии или Франции в XV-XVII вв. правил этикета практически не существовало.

Правила этикета распространяются на:

  1. общепринятые формы приветствия и обращения;

  2. обращение с женщинами;

  3. отношение к старшим;

  4. поведение за столом;

  5. правила ведения разговора.

Прежде чем говорить о правилах за столом, сначала займёмся его сервировкой (дети осуществляют сервировку: каждый свой предмет – скатерть белая, посуда белая, чайные блюдца и чашки, столовые и чайные ложки, ножи, вилки, ваза для цветов)

Ведущий: Чего-то не достаёт на столе?

Дети: В вазе должны стоять цветы.

Ведущий: Ребята, давайте нарисуем цветы, какие мы хотели бы видеть в вазе (дети на мольбертах рисуют цветы; в вазу помещаем цветы, сделанные детьми заранее) На праздничном столе должны быть живые цветы (цветы в вазе заменяем на живые, за накрытый стол садятся девочка и мальчик) Сейчас выполним, как во время обеда нужно пользоваться столовыми приборами. Нежелательно дуть на горячий суп, т.к. можете обжечь другого человека и испачкать его костюм. Тарелку с первым блюдом наклонять нельзя. После еды ложку оставляют в тарелке, тарелку забирают справа. Котлету во втором блюде сразу на кусочки всю не режут. Один кусочек отрезали, съели, потом следующий. Если Вы захотели сделать перерыв в еде, вилку зубцами вверх прикладываете слева на 7 часах по циферблату, а нож – справа на 5 часах. Если Вы больше не желаете кушать – и вилку, и нож вместе кладёте на тарелку под углом 5 часов по циферблату. Размешав сахар, чайную ложечку кладут на блюдце. Блюдце держат в левой руке, а правой берут чашку. По общепринятому французскому правилу опоздавшего ждут 15 минут. Кто опоздал. Не может расчитывать на предыдущие блюда. Даже древние римляне говорили: «Опоздавшему – кости!» Нельзя беседовать с набитым ртом. Нельзя класть локти на стол, т.к. можно случайно смахнуть стоящие рядом столовые приборы.

Гости дарят хозяевам цветы и подарки, делают им комплименты.



Подарки делятся на несколько групп:

  1. официальные: цветы, художественно-оформленные издания, хрусталь, конфеты в коробке;

  2. неофициальные (близким людям): сумка, перчатки, ремень, косынка, отрез на платье и др.; торт, чай или кофе хорошего сорта, фрукты, варенье собственного приготовления;

  3. зарубежному гостю: национальные художественные произведения, отечественные напитки, альбомы с национальными произведениями;

  4. живые подарки-животные, птицы, рептилии и др.-дарят только по согласованию с будущим хозяином;

  5. подарки в хозяйство: утюг, бра, люстры и др.

Важно помнить, что подарок должен быть приятным тому, кому он предназначен, иначе выйдет как в стихах:

Старушке прислали в подарок кофейник,

А пуделю плётку и медный ошейник.

Довольна старушка, а пудель не рад

И просит подарки отправить назад.

Конкурс «Упакуй подарок!» (У двух участников завязывают пояс на талии, за который они держатся одной рукой. Свободными руками завязывают ленточки на подарке. Соревнуются две пары: кто быстрее и оригинальнее)

Помимо этикета за столом существуют:


  1. Этикет в быту (общение с родственниками)

  2. Этикет в общественных местах (театр, кино, музей, клуб, ресторан, и др.)

  3. Этикет семейных отношений

  4. Этикет путешественника

  5. Деловой этикет

  6. Этикет в общении

  7. Сетевой этикет

  8. Телефонный этикет

  9. Дипломатический этикет и т.д.

Из всего перечисленного следует, что как только люди образовали социальные группы, появилась потребность в правилах, которые позволили бы им мирно сосуществовать. Правила этикета не позволяют сводить праздничные застолья лишь только к поглощению пищи. Хозяин празднества должен позаботиться и о том, чтобы всем приглашённым не было скучно. Поэтому и мы с вами немного развлечёмся.

Интеллектуальный конкурс

  1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым? (Младший)

  2. Кто первым протягивает руку при знакомстве? (Старший младшему)

  3. Кто уступает место в общественном транспорте старикам, женщинам с детьми?

- девушка

- молодой человек

- оба

4. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?

- извините

- извиняюсь

5. Вы пришли в театр и проходите на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?

- спиной к сидящим

- лицом к сидящим

- боком к сидящим

6. Допустимо ли шумное выражение восторга в музее или на выставке?

- Шумное поведение допустимо везде.

- Нежелательно. В любом случае предпочтительна сдержанность.

7. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий)

8. На улице кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Проходящий)

9. Какой должна быть длина галстука? (Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня)

10. Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? (Грамотно подобранные духи)

Бантик – шоу (Мальчики завязывают девочкам банты)

Ведущий: Во время конкурсов и дружного общения непроизвольно для самих себя мы демонстрировали манеры поведения. А они бывают хорошие и дурные.

Дурными манерами являются:

- привычка громко говорить

- сквернословие

- бестактность

- грубость

- открытое проявление недоброжелательности к окружающим

- развязанность и жестикуляция

- намеренное оскорбление достоинства окружающих

- беззастенчевое навязывание другим своей воли и желаний

- пренебрежение к чужим интересам

- неряшливость в одежде

К хорошим манерам относятся:


- Скромность

- Умение контролировать свои слова и поступки

- Внимательное обращение с другими людьми

- Чувство такта



Этикет вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета. Пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости и человечности. Но даже самое строгое следование безликим схемам – не есть корень истинно правильного поведения. Главным всегда остаётся искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.


Этикет для всех

Цель: усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми

125.2kb.

10 10 2014
1 стр.


Образовательная программа «Этика и этикет»

Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая

486.52kb.

25 12 2014
3 стр.


Язык и деловое общение нормы риторика этикет. Нормы Риторика Этикет

Деловое общение это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-пра­вовых, экономико-правовых и дипломатических отношений

3997.7kb.

29 09 2014
36 стр.


Семинар ( reading course ) открыт для студентов всех факультетов мгу, всех кафедр и всех курсов

Православие, католицизм, протестантизм в культуре Европы: специфическое и общехристианское

307.43kb.

17 12 2014
1 стр.


В россии с успехом прошло Первое консультативное совещание национальных комитетов Программы юнеско «Информация для всех»

Правительственным советом Программы юнеско «Информация для всех», Секретариатом юнеско, Российским комитетом Программы юнеско «Информация для всех» и его рабочим органом – Межрегио

78.96kb.

25 12 2014
1 стр.


Пройдемся немного по таблице

Редакция приветствует всех! Неожиданно для всех и может быть в первую очередь для самих себя мы решили отметиться кое-какими соображениями

143.08kb.

12 09 2014
1 стр.


Деловой этикет
113.82kb.

25 12 2014
1 стр.


Для русскоговорящих дизайнеров всех профилей и для всех интересующихся в рамках Недели Голландского Дизайна существует программа Caviar Rouge

Для русскоговорящих дизайнеров всех профилей и для всех интересующихся в рамках Недели Голландского Дизайна существует программа Caviar Rouge. Четвертый год подряд организатор этог

47.7kb.

10 09 2014
1 стр.