Перейти на главную страницу
Одновременно он издает поэтический сборник «Символы», с которого, собственно, и началась история русского символизма.
К группе старших символистов относились В.Я. Брюсов; К.Д. Бальмонт, Ю.К.Балтрушайтис, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Н.М.Минский, Ф.К. Сологуб. В 1899 году московские и петербургские символисты объединились и основали свое издательство «Скорпион», которое занялось публикацией альманаха «Северные цветы» и журнала «Весы», которые пропагандировали искусство модернизма.
В начале 1900-х гг. символизм переживает новый этап развития, связанный с творчеством младосимволистов – В.И. Иванова, А. Белого, А.А. Блока, Эллиса (Л. Кобылинского). Младосимволисты стремились преодолеть крайний индивидуализм, абстрактное эстетство, свойственное творчеству старших символистов, поэтому в произведениях «младших» присутствует интерес к проблемам современности, в особенности – вопрос о судьбе России. Связано это было в первую очередь с концепцией исторического развития В.С. Соловьева, который утверждал, что историческая миссия России заключается в построении общества, базирующегося не на экономических или политических началах, а на началах духовных. Такой общественный идеал получил название «вселенской теократии». Соловьев утверждал также, что вселенную и человечество оберегает София – Премудрость Божия. Она – душа вселенной, она – Вечная Женственность, воплощение силы и красоты. Понимание Софии основывается, согласно учению Соловьева, на мистическом миросозерцании, которое свойственно именно русскому народу, ибо истина о Премудрости открылась русичам еще в одиннадцатом веке в образе Софии в Новгородском соборе. С этими пророчествами Соловьева связаны основные мотивы поэзии
К началу 1910-х гг. символизм переживает кризис и как целостное направление уже не существует. Это было связано, во-первых, с тем, что наиболее талантливые поэты нашли свой творческий путь и не нуждались в «привязке» к определенному направлению; во-вторых, символисты так и не выработали единого взгляда на сущность и цели искусства. Блок в 1910 году выступил с докладом «О современном состоянии русского символизма». Попытка В. Иванова обосновать символизм как целостное направление (в докладе «Заветы символизма») оказалась безуспешной.
где
К 1906 году в среде молодых символистов стихи Блока имели шумный успех. В это время Блок заканчивает филологический факультет Петербургского университета, он уже 3 года женат на Любови Дмитриевне Менделеевой (1881-1939), которой и посвятил свой поэтический сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Стихи 1901-1902 годов, составившие ядро первой книги лирики Блока, написаны в пору самой горячей и нежной влюблённости поэта ("...когда я носил в себе великое пламя любви " , – написал Блок в дневнике 1919 года). Эта книга – исток всего творчества Блока. На таком понимании значения своей первой книги настаивал Блок всегда, до конца жизни. В этом сборнике Блок ничего не придумывал, он лишь преобразил реальные события в миф о поэте-рыцаре и его светоносной подруге.
"Стихи о Прекрасной Даме " – ранняя утренняя заря, – писал Блок в марте 1908 года, – те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью...Там всё будущее – за семью печатями. В утренней мгле сквозит уже чародейный, Единый Лик, который посещал в видениях над полями и городами, который посетил меня на исходе жизни..."
В конце жизни Блок предполагал использовать свои письма к Менделеевой как комментарий к этому сборнику. М.А. Бекетова сообщает, что в последние годы своей жизни Блок собирался издать книгу "Стихов о Прекрасной Даме" по образцу дантовской «Vita Nuova». Каждому стихотворению должны были предшествовать комментарии в таком роде : "Сегодня я встретил свою донну и написал такое-то стихотворение ". Следы такого замысла мы находим в наброске предисловия к предполагавшемуся новому изданию первой книги в 1918 году. Поэт пишет, что, перерабатывая снова и снова свои юношеские стихи, он заблудился в лесу собственного прошлого, и вот ему пришло в голову воспользоваться приёмом Данте, использованном в книге "Новая жизнь". Набросок заканчивается торжественными словами: "Спрашивая помощи и тихих советов у Той, о Которой написана книга, я хочу, чтобы мне удалось дописать её таким простыми словами, которые помогли бы понять её единственно нужное содержание другим ". И в том же августе 1918 года в " Дневнике " Блок начинает свои "дантовские" комментарии .Они состоят из биографических заметок (с весны 1897 года до зимы 1901 года) и примечаний к 39 стихотворениям 1901 года . Замысел подробного мистического истолкования оказался слишком сложным, и автор больше к нему не возвращался . Всё же в этой весьма запутанной эзотерике есть драгоценные признания и мистические взлёты, позволяющие нам проникнуть в тайну жизнь поэта.
Важным фактором для понимания первого поэтического сборника Блока является философия Владимира Соловьева, который, чувствуя катастрофическую неустойчивость жизни, говорил о грядущем перевороте и о явлении Вечной Женственности, которая спасет мир. Именно поэтому этот сборник наполнен предчувствиями скорого явления Вечной Женственности (у Блока она превращается в Прекрасную Даму). Мир Прекрасной Дамы (Вечной Жены), несущей в наш тёмный мир свет, противопоставлен миру реальному, в котором вынужден жить лирический герой. Такое противопоставление и определяет характерную для поэзии Блока борьбу божественного и демонического, света и тьмы. Вечную Женственность, по мнению Блока, нельзя понять с помощью разума, она постигается лишь интуитивно, её можно только предчувствовать. На это способен лишь поэт, и поэзия – это отражение мистического слияния души поэта с Мировой Душой (Софией).
Одной из основных тем первого сборника становится тема любви, однако не простой, а любви, которая принимает форму высокого служения, молитвы, возносимой не земной женщине, а Владычице Вселенной.
События и общественной жизни России в 1905-1907 гг., и личной жизни поэта приносят разочарование, и этим отчасти объясняется настроение поэтических сборников 1906-1907гг. Сборник «Нечаянная радость», название которого повторяет название известной православной иконы, стал своеобразным переходом от «Прекрасной Дамы» к «Снежной маске». Поэт прощается с мечтами юности и с Прекрасной Дамой, которая «в поля отошла без возврата».
В последующих сборниках («Снежная маска» 1907г. и «Фаина» 1908г.) борьба двух начал в человеческой душе продолжается, но побеждает начало демоническое. В это время Блок влюбляется в актрису театра Мейерхольда и Комиссаржевской Наталью Волохову, и именно к ней обращены эти сборники. “Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города”, – писал поэт.
В этих стихотворениях заново, лихорадочно познается любовь. Примечательно, что Волоховой посвящены несколько циклов, стихотворения одного из них (“Снежной маски”) написаны всего за две недели. Все эти дни Блок проводит в кружке молодёжи, который собрался вокруг актёров театра Комиссаржевской. Белый заметил, что в эти годы у Блока даже почерк изменился, появилось в нем “более хвостиков, закруглений”.
В центре сборников – либо образ демонической героини-соблазнительницы, либо образ девы, подобной Снежной Королеве, которая своей холодностью опустошает душу. В этот период Блок – законченный пессимист, поэтому лирический герой сборников одинок, его душа опустошена, жизнь кажется бесцельной, а все мечты о будущем терпят крах. В статье «Крушение гуманизма» Блок напишет: «Оптимизм – мировоззрение неглубокое… Только трагическое мироощущение помогает познать мир во всей его сложности и противоречивости».
Создание цикла “Кармен” относится к моменту увлечения Блоком оперной актрисой — Любовью Александровной Дельмас. Увидев ее впервые в оперном театре в роли Кармен, он стал посещать все спектакли с участием актрисы. Он писал тогда: “Как редко дается большая страсть! — но когда приходит она — ничего после неё не остается, кроме всеобщей песни ”. Кармен – это образ роковой, страстной и свободолюбивой женщины, готовой пожертвовать всем ради сохранения своей внутренней независимости, – такой образ создал когда-то Проспер Мериме. Однако как же ее видел и понимал Блок? Поэт создал, основываясь на образе подлинной Кармен, свою собственную героиню. Любовь Александровна Дельмас мало повлияла на формирование образа, она скорее была толчком, послужившим к созданию цикла. На протяжении всего цикла Кармен выступает символом бушующей стихии. И так же, как Кармен — символ стихии, так и любовь Блока — стихия. Он писал: “…есть страсть — освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы”. А любовь в понимании Блока – стихия творческая, которая “таит в себе семена культуры”, та стихия, которая делает поэта таким же, как и Кармен. Эта любовь порождает “творческие сны”, но она кратковременна и разрушительна, как стихия. Для нее шар земной “лишь красный облако дыма, где что-то жжёт, поёт, тревожит и горит”.
Особое место в творчестве Блока занимает тема Родины. Образ России сливается в лирике поэта с образом жены: «Русь моя, жена моя! До боли нам ясен долгий путь…». Одним из первых непосредственных обращений А.Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года "Русь". Страна предстает в этом стихотворении как заповедная, сказочная. Россия в этом произведении предстаёт как спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается её тайной:
Русь опоясана реками
И дебрями окружена
С болотами и журавлями
И смутным взором колдуна...
Итогом размышлений Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина" (1907–1916). К различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка – сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы – статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. В этот цикл входит и стихотворение "На железной дороге", в чем-то перекликающееся с некрасовским "Что ты жадно глядишь на дорогу...", где судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, что тоже традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" ("Опять, как в годы золотые..."). В последних произведения цикла "Родина" появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Это ощущается в стихотворениях "Петроградское небо мутилось дождем..", "Я не предал белое знамя...", "Коршун" и других. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях из цикла Родина, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии – "На поле Куликовом". Написаны эти стихотворения в 1908 году и посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Значение Куликовской битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет России.
С циклом «Родина» мотивно и тематически связаны поэмы «Двенадцать» (1918) и «Возмездие» (1919).
Русский символистский роман
Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я – Поэт.
Ф.К. Сологуб
Среди русских символистов большую известность как романист приобрел Фёдор Кузьмич Сологуб (Тетерников). В 1895 году он опубликовал роман «Тяжелые сны», сюжетная схема которого на первый взгляд повторяет фабулу романа Достоевского «Преступление и наказание»: провинциальный учитель Логин решает бороться с мировым злом и, видя средоточие последнего в директоре гимназии, убивает его. Однако если герой Достоевского приходит к покаянию через нравственные искания, то герой Сологуба, напротив, приходит к отрицанию каких бы то ни было нравственных критериев. В подсознание Логина позволяют заглянуть его сны, в которых герою кажется, что он идет по мосту через реку и проваливается. Пространство романа замкнуто, создается впечатление, что кроме города, где живет Логин, в мире больше ничего нет. Таким образом, герой романа живет в страшном замкнутом саморазрушающемся мире, в котором нет и не может быть места добру и справедливости, а его преступление, в конечном счете, оказалось бессмысленным, ибо изначальная цель героя недостижима.
Особое явление в творчестве Сологуба представляет собой роман «Мелкий бес» (1902). Центральная фигура романа – провинциальный учитель Передонов, сочетающий в себе черты чеховского Беликова и щедринского Иудушки. Сюжет романа основан на стремлении героя получить должность инспектора училища и жениться. Однако Передонов труслив и подозрителен, и весь ход романа определяется постепенным разложением его личности. В каждом жителе городка он видит нечто гнусное, зловредное, низменное: «Все доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь». Передонов оказался во власти злых иллюзий: не только люди, но и предметы в больном сознании героя становятся его врагами. Карточным королям, дамам и валетам он выкалывает глаза, чтобы не следили за ним. В ученике Саше Пыльникове Передонову мерещится девочка. Свою сожительницу он подозревает в корысти и коварных замыслах. Передонову кажется, что его преследует Недотыкомка, пугающая его своей серостью и бесформенностью, и в конце концов она становится символом серости окружающего мира. Весь мир оказывается материализованным бредом, и все завершается тем, что Передонов убивает Володина. Впрочем, у Сологуба убийство представлено как принесение жертвы: Передонов убивает Володина садовым ножом. Опираясь на традиции Гоголя, Сологуб изображает мир «мертвых душ», чье бытие иллюзорно. Все жители городка – маски, марионетки, не осознающие смысла своей жизни.
Одним из лучших модернистских романов в европейской литературе считается «Петербург» (1916) Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева). Развивая в нем тему города, намеченную еще в сборнике «Пепел», Белый создает мир полный фантастических кошмаров, извращенно-прямых перспектив, обездушенных людей-призраков. В беседе с Ириной Одоевцевой Белый подчеркивал: «Нигде в мире я не был так несчастен, как в Петербурге. Я всегда тянулся к Петербургу и отталкивался от него… Мой Петербург – призрак, вампир, материализовавшийся из желтых, гнилых, лихорадочных туманов, приведенных мною в систему квадратов, параллелепипедов, кубов и трапеций. Я населил свой Петербург автоматами, живыми мертвецами. Я сам тогда казался себе живым мертвецом».
Роман состоит из восьми глав, пролога и эпилога. К каждой из глав предпослан эпиграф из произведений Пушкина, причем все эпиграфы так или иначе связаны с темой Петербурга, города в котором все подчинено нумерации и регламентации. Царский сановник Аполлон Аполлонович Аблеухов стремится законсервировать, заморозить живую жизнь. Для него, как и для персонажей Щедрина и Чехова, ясный смысл имеют только бюрократические предписания. Поэтому и пространство романа складывается из представлений и фантазий героев: отец и сын Аблеуховы боятся открытых пространств, а все объемное предпочитают воспринимать как регламентированное сочетание плоскостей. Взорвать плоское пространство хочет террорист Дудкин (пародийный образ революционера) с помощью бомбы с часовым механизмом – символ времени, стремящегося к самоуничтожению. Образ Дудкина, гротескно вбирающий в себя черты террористов из романа Достоевского «Бесы», связан с идеей противопоставления «революции в духе» и революции социальной. О неистинности последней неоднократно говорил Белый, выдвинув теорию «белого домино» – теорию духовного преображения человека и человечества под влиянием мистических переживаний. В романе «Петербург» писатель подчеркивает, что и Аблеуховы, и Дудкин являются орудиями так называемого монгольского нигилизма, разрушения без созидания.
Роман «Петербург» оказался последним в ряду русских символистских романов, в которых так или иначе преломились эстетические и социальные взгляды поэтов-символистов.
Осенью 1911 года Николай Степанович Гумилёв, начинавший как поэт-символист, создает кружок «Цех поэтов», объединив в нем таких начинающих поэтов, как Сергей Митрофанович Городецкий, Анна Андреевна Ахматова (Горенко), Осип Эмильевич Мандельштам, Владимир Нарбут и Михаил Зенкевич. Создавая новое литературное направление, Гумилёв призывал взять из символизма все лучшее. В 1912 году на одном из заседаний «Цеха поэтов» его участники назвали себя «акмеистами» (производное от греческого acme – цвет, цветущая пора, высшая степень чего-либо), а официально о создании акмеизма было заявлено 11 февраля 1912 года. Также акмеисты именовали себя «адамистами», связывая с библейским Адамом свои представления о мужественно твердом и ясном взгляде на жизнь («у акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё»). С. Городецкий так объяснил это в стихотворении «Адам»:
Просторен мир и многозвучен,
И многоцветней радуг он,
И вот Адаму мир поручен,
Изобретателю имен.
И праздных тайн, и ветхой мглы –
Вот первый подвиг. Подвиг новый –
Живой земле пропеть хвалы.
Целостным направлением акмеизм не стал. Под его флагом выступили многие поэты, которые так и не выработали ни единого стиля, ни единого мировоззрения, и уже через несколько лет акмеизм себя исчерпал. Тем не менее, можно выделить характерные для поэзии акмеизма черты:
В отличие от символистов, которые стремились познать тайный смысл бытия, акмеисты утверждали, что действительность непознаваема, мир следует принимать «во всей совокупности красот и безобразий». В статье «Наследие символизма и акмеизм» Н.С.Гумилев заметил: «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню».
Лирические сборники |
Поэмы |
Литературоведческие работы |
«Вечер» (1912) «Чётки» (1914) «Белая стая» (1917) «Подорожник» (1921) «Anno Domini» (1922) «Тростник» (1940) «Из шести книг» (1940) «Седьмая книга» (1945) «Бег времени» (1965)
|
«У самого моря» (1914) «Путём всея Земли» (1940) «Реквием» (1935 – 1940) «Поэма без героя» (1962) |
«Об Александре Блоке» Цикл статей о Пушкине «Амедео Модильяни»
|
Для ранней лирики Ахматовой характерно обращение к национальной культуре и истории («Смуглый отрок бродил по аллеям...»), к фольклорным и религиозным мотивам («Хорони, хорони меня, ветер...»). В 1911 году входит в «Цех поэтов» и становится его секретарём. К середине 1910-х гг. Ахматова уже настолько известна, что литературоведы делают первые попытки проанализировать особенности её лирики (Жирмунский, Эйхенбаум, Виноградов, Василий Гиппиус).
б) любовное лирическое стихотворение обрело новую форму.
2. Лирика А.А.Ахматовой стала объектом литературоведческих и лингвистических исследований. А.Блок по этому поводу писал: «Её лирика стала достоянием доцента».
3. «Романность» ахматовской лирики (термин был введен Б.Эйхенбаумом в 20-е годы 20 века) – в каждом сборнике есть повествовательная линия, эпическая композиция, конфликт героев. В.Гиппиус писал: «В немногих строчках рассказана драма». Многие стихотворения представляют собой фрагмент романа («Смятение», «Хочешь знать, как все это было?», «Подошла. Я волненья не выдал...») или «необработанные» дневниковые записи («Он любил...»)
4. Дневниковость стиля.
5. «Вещный психологизм» - автор говорит о своих чувствах не непосредственно, а через жест, предмет, движение. Вещи как бы становятся участниками переживаний лирической героини (например, стихотворение «Смятение»:
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
Обида, отчаяние, ревность – всё сосредоточилось в ослепительно красном цветке. Только его сквозь слезы видит героиня, только он имеет цвет в обесцветившемся мире)
6. «Предметность», «вещность» ахматовской лирики уходит корнями не только в эстетику акмеизма, но и тесно связана с традициями русской классической прозы (Гоголь, Гончаров, Чехов)
7. Героиня является читателю в бесконечном разнообразии женских судеб: жены, матери, любовницы, вдовы, изменницы или жертвы измены. По выражению Александры Коллонтай, стихи Ахматовой – «целая книга женской души». Лирический герой тоже сложен и многолик: друг, любовник, брат, муж – коварный и великодушный, убивающий и воскрешающий. Отношения любящих намеренно приземлены, но в состоянии любви мир видится иначе, открывается «необычность обычного»:
Ведь звезды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы.
Ахматова называет любовь «пятым временем года», когда мир открывается в какой-то иной, дополнительной реальности, когда мир по-иному узнаваем:
То пятое время года,
Только его славословь,
Дыши последней свободой,
Оттого что это – любовь.
Высоко небо взлетело,
Легки очертанья вещей,
И уже не празднует тело
Годовщину грусти своей.
Главное влияние на русский футуризм оказала итальянская авангардистская поэзия начала 20 века, связанная с именем Филиппо Маринетти. Именно в его манифесте, опубликованном в феврале 1909 года, впервые появилось слово «футуризм». В своем манифесте Маринетти писал: «Нет шедевров без агрессивности... Мы хотим прославить войну – единственную гигиену мира, разрушить музеи, библиотеки». Маринетти призывал разрушить синтаксис, отменить знаки препинания, отказаться от того, чтобы быть понятым. Свой манифест он заканчивал так: «Будем смело творить «безобразное» в литературе... Надо ежедневно плевать на Алтарь искусства».
В русском литературном футуризме обозначились два течения: эгофутуризм и кубофутуризм. Группу эгофутуристов возглавлял Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарёв), но их творчество было скорее плохим подражанием акмеизму, поэтому эгофутуризм оказался течением бесплодным. Кубофутуризм воспринял некоторые идеи итальянского футуризма, но отказался от чрезмерной агрессивности. В русском футуризме было скорее бунтарское начало, нежели агрессивное.
В группу кубофутуристов «Гилея» вошли Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Василий Каменский, Владимир Маяковский. Они выступили со сборниками «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913). В предисловии к сборнику «Пощечина общественному вкусу», которое подписали Бурлюк, Крученых, Маяковский и Хлебников, говорилось: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности. Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней». Это был бунт против всех поэтических норм и традиций в искусстве. Свою задачу футуристы видели не только в том, чтобы поразить воображение читателя, но и передать общую атмосферу современной жизни с ее убыстряющимися темпами.
11 10 2014
1 стр.
Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв
10 10 2014
1 стр.
Россия видела в нем лидера русского символизма, истинно декадентского поэта. Однако в этих строках мечта, долженствующая по расхожим канонам декаданса парить, прорываться в иррацио
10 10 2014
1 стр.
«Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 10-ти томах»: Государственное Издательство Художественной Литературы; Москва; 1957
14 12 2014
9 стр.
Михаил Михайлович Достоевский (его брат) вспоминает, что припадки эпилепсии мучили Фёдора Михайловича и до каторги, но усилились после возвращения
14 12 2014
1 стр.
Защита состоится 24 декабря 2009 года в ч на заседании Диссертационного совета дм 212. 094. 04 при Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова по адресу
10 10 2014
3 стр.
Пять уровней потребностей. – Либидо или психическая энергия желаний. – Субъект и объект желаний. – Наслаждение. – Одиночество и его истоки. – Игуль и йошер. – Страдание. – Альтруиз
17 12 2014
1 стр.
Размышления на тему символизма в творчестве Г. Нарбута на примере оформления «концовки» сказки
09 09 2014
1 стр.