
ФАКТОРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ХАРАКТЕРА, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬЯ
(КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА)
Автор:
Валентина Касымова
Апрель 1999
для
региональной миссии в Центральной Азии
Агентство США по международному развитию
Environmental Policy and Institutional Strengthening Indefinite Quantity Contract (EPIQ)
В партнерстве: International Resources Group, Winrock International, and Harvard Institute for International Development
Подрядчики: PADCO; Management Systems International; and Development Alternatives, Inc.
При сотрудничестве с: Center for Naval Analysis Corporation; Conservation International;
KBN Engineering and Applied Sciences, Inc.; Keller-Bliesner Engineering; Resource Management International, Inc.;
Tellus Institute; Urban Institute; and World Resources Institute.
Task Order No. 813
Contract No. PCE-I-00-96-00002-00
ФАКТОРЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ХАРАКТЕРА, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬЯ
(КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА)
Автор:
Валентина Касымова
Апрель 1999
для
региональной миссии в Центральной Азии
Агентство США по международному развитию
Environmental Policy and Institutional Strengthening Indefinite Quantity Contract (EPIQ)
В партнерстве: International Resources Group, Winrock International, and Harvard Institute for International Development
Подрядчики: PADCO; Management Systems International; and Development Alternatives, Inc.
При сотрудничестве: Center for Naval Analysis Corporation; Conservation International;
KBN Engineering and Applied Sciences, Inc.; Keller-Bliesner Engineering; Resource Management International, Inc.;
Tellus Institute; Urban Institute; and World Resources Institute.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ПОДПИСАНИЯ. 10
2. АНАЛИЗ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ “ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬЯ” 14
3. АНАЛИЗ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СОВМЕСТНОМ И КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАРЫН-СЫРДАРЬИНСКОГО КАСКАДА ВОДОХРАНИЛИЩ В 1998 Г. 17
4. АНАЛИЗ ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ О СОВМЕСТНОМ И КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАРЫН-СЫРДАРЬИНСКОГО КАСКАДА ВОДОХРАНИЛИЩ В 1999 ГОДУ. 19
5. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ 21
5. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬЯ. ( ПОПЫТКА ПРОГНОЗА) 25
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 28
ВВЕДЕНИЕ
“Вода - это жизнь”. Справедливость этого изречения наиболее остро ощущается в Центральной Азии. Недостаток питьевой и поливной воды в условиях жаркого засушливого климата всегда определял роль водных ресурсов как ценнейшего природного блага и важнейшего условия жизнедеятельности человека в странах региона.
Особая роль в формировании водных ресурсов Центральной Азии принадлежит горным хребтам Памиро-Алая и Тянь-Шаня. Здесь находится около 20 тысяч больших и мелких ледников, общая площадь которых, только по Кыргызстану, превышает 8 тыс. кв км., в которых аккумулированы порядка 700 млрд.куб.м воды. В этих природных хранилищах чистейшей пресной воды ежегодно формируется при средней водности речных стоков порядка 150 куб.км воды. В горных районах Кыргызстана и Таджикистана, составляющих около 20 % территории бассейна Аральского моря, формируется до 90 % его водных ресурсов.
Реки формирующиеся в горных районах, исходя из их высотного положения, играют важную роль в жизнедеятельности не только в республиках, где их сток формируется, но и в сопредельных государствах, которые являются основными потребителями.
Основной сток главных артерий бассейна Аральского моря, формируется в основном на территории Кыргызстана - р. Сырдарья (80%) и Таджикистана -р.Амударья (83%). Среднемноголетний сток Сырдарьи составляет 37,14 куб.км, в многоводный год (5% обеспеченности) -21,4 куб.км маловодный (95% обеспеченности), а Амударьи соответственно: 78,46 куб.км; 108,4 куб.км; 46,9 куб.км.
Главными водными артериями бассейна реки Сырдарья являются кыргызские реки Нарын и Карадарья, после слияния которых образуется река Сырдарья. Основными притоками реки Нарын являются: реки Чон-Нарын, Кичи-Нарын, Ат-Башы, Кокемерен, Ала-Буга, Чычкан, Узун-Акмат, Карасу-левая, Карасу-правая, а реки Кара-Дарья, Тар, Кара-Кульджа, Яссы, Куршаб, Кёкарт, Кара-Ункюр.
Кроме того в бассейн реки Сыр-Дарьи из территории Кыргызской Республики поступают водные ресурсы более десяти малых и средних рек, а именно из Алайского и Туркестанского хребтов воды рек Ак-Буура, Кыргыз-Ата (Араван-Сарай), Исфайрам-сай, Ак-Суу (Шахимардан), Сох, Каравший (Исфара), Лейлек (Коджо-Бакырган), Кара-Суу, Ак-Суу, а также из Чаткалского хребта Падыша-Ата, Кассан-Сай, Сумсар, Гава-Сай.
Все эти реки являются трансграничными и играют важную роль в развитии экономики Центрально-азиатских государств особенно в орошаемом земледелии.
Распад СССР и последовавший за этим глубокий экономический кризис, охвативший все вновь образованные страны, породил комплекс серьезных проблем, в том числе, связанных с водными ресурсами.
Ухудшилось состояние систем водораспределения, как для хозяйственно-питьевых, так и для поливных нужд. В результате возросла уязвимость для загрязнения многих поверхностных источников воды. Усилился риск для здоровья населения в связи с употреблением некачественной воды. Использование в регионе открытых водоемов, потребление воды из оросительных каналов привело к увеличению инфекционных заболеваний, особенно у детей. Правительства Центральноазиатских стран сегодня не имеют достаточных средств для реконструкции систем водоснабжения.
Перечисленные выше факторы привели к формированию крупнейших водно-экологических проблем в регионе. Достаточно назвать известную Аральскую катастрофу, главной из причин которой стал бесконтрольный водозабор из русел рек Сырдарьи и Амударьи. Ее последствиями стали: вынос солей и пыли с осушенного дна Арала; опасное загрязнение пестицидами и засоление Сырдарьи; поднятие уровня грунтовых вод и разрушение строений; снижение плодородия почвы и деградация пастбищ; утрата генофонда растительного и животного мира; ухудшение условий жизни и здоровья населения; рост уровня общей и детской смертности.
Интенсивная разработка месторождений полезных ископаемых при несовершенных технологических системах сопровождалась накоплением огромных объемов твердых и жидких отходов. Только на водосборных площадях Кыргызстана в бассейне Нарына - Сырдарьи размещено 14 законсервированных и действующих объектов горнодобывающей промышленности, объем твердых отходов которых превышает 550 млн. куб метров. Большинство этих хранилищ оказались в зоне влияния опасных природно-техногенных процессов, став источниками систематического загрязнения окружающей среды и, в первую очередь, водных ресурсов.
Существует еще один аспект водной проблемы - это последствия создания крупных водохранилищ в горной части региона. Позволяя решать многие экономические задачи, водохранилища, в свою очередь, создают и новые проблемы, как экологические, так и социальные. К примеру, при строительстве Токтогульского водохранилища на территории Кыргызстана была затоплена Кетмень-Тюбинская долина, занимавшая 32 тыс. га, в том числе 12 тыс.га орошаемой пашни. Осталось под водой 24 населенных пункта, где проживало около 30 тыс. человек. Хотя проектом создания Токтогульского гидроузла были предусмотрены компенсационные мероприятия, реализованы они были лишь частично . До сих пор не осуществлены реабилитация затопленных земель , в связи с чем Кыргызстан ежегодно недополучает сельхозпродукции.
Помимо проблем экологического и социального характера, возникли разногласия между государствами региона в связи с не урегулированностью вопросов водопользования.
Суть проблемы заключается в следующем. Особенностью гидрографической сети Центральной Азии является крайне неравномерное распределение водных объектов по ее поверхности. Значительная часть водных ресурсов региона формируется в горах на территории Кыргызстана и Таджикистана. В то же время потребителями этих ресурсов являются все страны региона. Содержание и эксплуатация межгосударственных гидроэнергетических узлов, построенных на территории Кыргызстана, с каждым годом становятся для республики очень дорогим, а содержать их надо в интересах всего региона. С распадом Союза исчезла получаемая финансовая поддержка. Однако соседние государства - потребители водных ресурсов не компенсируют затрачиваемых республикой материальных и финансовых средств на содержание и эксплуатацию межгосударственных гидроэнергетических узлов.
В условиях суверенитета и перехода к рыночной экономике, резко обозначились проблемы в использовании водного и гидроэнергетического потенциалов, заключающихся в невозможности государств, расположенных в зоне формирования стока, управлять водными ресурсами по старому и трудности государств нижнего течения принять новые условия межгосударственного водопользования в соответствии с суверенными правами государств на собственные природные ресурсы и законами рыночной экономики.
Так, в водном кодексе Республики Казахстан согласно статьи 4: "Воды в республике Казахстан являются исключительной собственностью государства", в Законе Кыргызской Республики "О воде" в статье 5 определенно: "Государственной водный фонд Кыргызской Республики является собственностью государства", в водном кодексе Республики Таджикистан в статье 4 изложено: "В соответствии с Конституцией Республики Таджикистан внутренние воды Республики Таджикистан состоят в исключительной собственности государства, являются достоянием народа и предоставляются только в пользование", в законе Республики Узбекистан "О воде и водопользовании" в соответствии со статьей 3: "Воды являются государственной собственностью - общенациональным богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством".
В целях предотвращения возможных конфликтов, усилиями пяти государств были достигнуты согласованные действия по сотрудничеству в сфере использования водных ресурсов региона. Эти меры позволили снизить остроту возникших проблем, но не устранить их.
Если рассмотреть это на примере Кыргызской Республики, то складывается следующая ситуация.
Для нашей республики водные ресурсы являются основой функционирования многих отраслей экономики, в первую очередь, сельского хозяйства, промышленности, коммунально-бытового водоснабжения, рыбного хозяйства, гидроэнергетики.
Опираясь на положения межгосударственного водопользования, установленные в советское время. по которым Кыргызстану причитается 11,9 куб.км воды из 47,2 куб.км или 25% от стока, формирующегося на территории республики, остальной объем воды (за исключением рек Иссык-Кульской зоны) уходит за его пределы - сопредельным государствам.
В настоящее время в Ошской, Джалал-Абадской и Чуйской областях орошаемое земледелие испытывает недостаток оросительной воды
, водообеспеченность их составляет порядка 80-90%. Особенно, это имеет место на таких источниках орошения как реки Исфайрамсай, Шахимардан, Сох, Исфара, Падыша-Ата, Кассансай.
Причиной является установленный в бытность Союза Минводхозом СССР лимитированный объем водопользования из стока трансграничных рек Центральной Азии.
Практически из ствола реки Нарын, в соответствии с утвержденной "Схемой комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна р. Сырдарьи" для Кыргызстана предусмотрен водозабор в объеме 0,39 куб.км., что недостаточно для орошения существующих земель.
Установленные лимиты водопотребления по малым рекам Ферганской долины, из основного ствола реки Нарын, а также по трансграничным рекам Чу, Талас не дают возможности для развития прироста новых орошаемых площадей в Кыргызстане, хотя земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, в республике имеется 3,4 млн.га. Ввиду расположения этих земель в аридной зоне, получение гарантированных урожаев возможно только в условиях орошения.
Такой подход к распределению водных ресурсов обусловил низкий прирост орошаемых земель в период интенсивного развития ирригации Союза. Если в 1967-1987 г.г. орошаемые площади Узбекистана увеличились на 1 млн. 364 тыс. га, Казахстана на 1 млн. 354 тыс. га, то Кыргызстана всего лишь на 189 тыс. га. Общая площадь орошаемых земель в Узбекистане составила 4 млн. 170 тыс. га, Казахстане - 2 млн. 800 тыс. га, а в Кыргызстане - 1 млн. 077 тыс. га.
Водозабор за 34 года (1960-1994 г.г.) по бассейну Аральского моря в Кыргызстане снизился с 5,21куб. км до 5,1 куб.км, а в Узбекистане увеличился на 27,82 куб.км, также увеличился водозабор в Казахстане и Таджикистане. В целом за этот период водозабор увеличился на 47 куб.км.
Увеличение указанных площадей было достигнуто путем строительства водохранилищ на базе многолетнего регулирования стока, так как оросительная способность рек Центральной Азии была практически исчерпана. Для строительства водохранилищ наиболее благоприятной по водным и орографическим условиям оказалась территория Кыргызстана, где и были построены ряд крупнейших водохранилищ: Орто-Токойское, Кировское, Токтогульское, Папанское, Андижанское, Киркидонское, Кассансайское и другие.
Ввод их в эксплуатацию обеспечил значительный прирост орошаемых площадей, повышение водообеспеченности существующих орошаемых массивов, в основном, в соседних республиках.
Так, только одно Токтогульское водохранилище емкостью 19,5 куб.км позволило оросить 480 тыс. га новых земель и повысить водообеспеченность на площади 800 тыс. га. Это способствовало подъему экономики Узбекистана и Казахстана за счет получения значительных дополнительных объемов высокодоходной продукции -хлопка, риса и других культур.
За истекшие годы независимости особой остроты в республике достигнута проблема энергоснабжения отраслей хозяйства. В современном топливно-энергетическом балансе доля импорта топлива составляет 60%, что ставит республику в зависимость от энергетической политики стран-поставщиков: России, Узбекистана, Казахстана. В бывшем Союзе Кыргызстан рассматривался как потребитель топливных энергоресурсов соседних регионов, а гидроэнергостроительство на р. Нарын развивалось как экономичный источник маневренных мощностей для объединенной энергосистемы Средней Азии и Южного Казахстана с приоритетом режима ирригационной эксплуатации Токтогульского водохранилища. Эта ситуация, нормальная в условиях существования Союза, при нынешних реалиях суверенитета государств Центраальной Азии серьезно осложнила проблему собственного энергетического выживания и поставила перед республикой задачу поиска новых альтернативных источников энергии и повышения эффективности существующих.
Исключительно важным для республики является вопрос эффективного использования Токтогульского гидроузла в интересах Кыргызстана. Он использовался в основном для обеспечения запросов ирригации Узбекистана, Казахстана. До 70% поступающей в водохранилище воды срабатывалось в вегетационный период. При этом вырабатываемая на ирригационных попусках электроэнергия в летний период передавалась в Узбекистан и Казахстан в объеме до 2 млрд. кВт/ч в год. Одновременно для выработки электроэнергии на тепловых станциях в осенне-зимний период Кыргызстан в порядке компенсации от недовыработки ее на ГЭС Нижне-Нарынского каскада получал от Узбекистана и Казахстана газ до 1 млрд. куб .м, уголь - до 2 млн. тонн, мазут - до 400 тыс. тонн.
После распада Союза республика была вынуждена приобретать по ценам, близким к мировым, недостающее органическое топливо для восполнения недовыработанной электроэнергии на каскаде Нижне-Нарынских ГЭС в осенне-зимний период.
Ежегодный ущерб от работы Токтогульского гидроузла в ирригационном режиме оценивается в 110 млн. долл. США.
В последние годы республикой были предприняты меры по увеличению объема зимней сработки Токтогульского водохранилища для покрытия собственного топливно-энергетического баланса, что вызвало негативные последствия в сопредельных государствах, из-за уменьшения объемов водоподачи в вегатационной период и затоплений, подтоплений в зимнее время, в связи со снижением пропускной способности р. Сырдарьи, вследствие хозяйственной деятельности в пойме реки.
ПРЕДЫСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО ПОДПИСАНИЯ.
В связи с переходом режима работы Токтогульского гидроузла с ирригационного на энергетический в зимний период и уменьшением попусков воды в летний период в связи с маловодьем 1996-1997гг снизилась водообеспеченность земель в среднем и нижнем течении реки Сырдарья, что резко ухудшило хозяйственную, социально-экономическую, экологическую и санитарно-эпидимиологическую ситуацию в регионе. Так как нижерасположенные Кайракумское и Чардарьинское водохранилища не рассчитаны на повышенные зимние попуски, в целях предотвращения затопления городов и поселков, расположенных в низовьях реки, за межвегетационный период было сброшено за последние годы в Арнасайское понижение около 25 куб.км воды. И эта вода считается безвозвратно потерянной для водных балансов Сырдарьи и Аральского моря.
Каждая из этих проблем затрагивает национальные интересы всех Центральноазиатских государств для решения которых целесообразно было бы создание экономической и нормативно-правовой основы для взаимовыгодного и бесконфликтного сотрудничества государств бассейна.
Другим немаловажным вопросом, из-за неравномерности размещения топливно-энергетических ресурсов как по территории и государствам ЦА, является вопрос использования мощного гидроэнергетического потенциала, составляющим порядка 550 млрд.кВт. ч. электроэнергии в год, таких горных рек как Нарын , Вахш и Пяндж, и др., берущих свое начало в горах Тянь-Шаня и Памира и на которых построены и действуют крупные ГЭС с водохранилищами.
В этой связи основой сотрудничества государств ЦА должно стать обеспечение рационального использования водных и энергетических ресурсов региона и соответствующего их качества для будущих поколений.
Эффективность регионального сотрудничества в этих вопросах в значительной степени зависит от готовности государств ЦА предоставлять режим наибольшего благоприятствования в области рационального водо- и энергообеспечения.
Вопросы налаживания экономических связей и рационального использования водных и топливно-энергетических ресурсов региона постоянно рассматриваются Межгоссоветом Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан.
Так, в ходе рабочей встречи 14 апреля 1995 года в городе Шымкенте Президенты Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан поручили Главам Правительств выработать взаимоувязанные подходы в развитии топливно-энергетического комплекса, водохозяйственных систем, транспорта и коммуникаций. Результатом которого явилось принятие Советом Премьер-министров 5 апреля 1996 года межправительственного Соглашения об использовании топливно-энергетических и водных ресурсов, строительстве и эксплуатации газопроводов Центрально-азиатского региона.
На очередной встрече 6 мая 1996 года в г.Бишкек Главы государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан обсудили проблемы, связанные с использованием водно-энергетических ресурсов трансграничных рек и в своем заявлении отметили, что :
- государства трансграничных водотоков имеют суверенные права пользоваться своими водно-энергетическими ресурсами согласно своей политике в области охраны окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, что бы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде других государств;
-необходимо планирование рационального использования водно-энергетических ресурсов с учетом потребности экономического развития государств;
-внедрение согласованного подхода к использованию водно-энергетических ресурсов каскада Токтогульских ГЭС необходимо с учетом взаимных экономически обоснованных поставок электроэнергии, газа, угля и нефтепродуктов;
-совершенствование использования водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья будет способствовать решению экологических проблем в бассейне Аральского моря.
Для осуществления поставленных задач Исполкомом Межгоссовета Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан с согласия Сторон в Программу действий по формированию единого экономического пространства на 1997-1998 гг была введена разработка проекта Межправительственного Соглашения “Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья”. Для реализации этого пункта Программы была создана рабочая группа из руководителей и специалистов водно-энергетических министерств и ведомств , уполномоченная Правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, которая в течение двух лет работала над проектом Соглашения при технической и финансовой поддержке Региональной Миссии ЮСАИД в Центральной Азии. Руководителям и специалистам была предоставлена возможность изучения международного опыта путем организации Круглых столов и семинаров с привлечением опытных международных экспертов в области международного права по совместному использованию трансграничных рек, формирования цен и тарифов на услуги по подаче воды, регулирования паводков и компенсации затрат и др. А также был организован международный семинар в США, где была предоставлена возможность изучить и обменяться опытом по совместному использованию бассейна реки Колумбия между США и Канадой, и бассейна реки Рио де Гранде между США и Мексикой.
Большим достижением сотрудничества в области решения водных и энергетических проблем явилось подписание 17 марта 1998г. Главами правительств Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Республики Узбекистан Межправительственного Соглашения “Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья”.
Соглашение предусматривает обеспечение работы Токтогульского гидроузла в ирригационном режиме и включает обязательства Казахстана и Узбекистана равно участвовать в приобретении электроэнергии в летнее время, вырабатываемую попутно с отпускаемой водой из Токтогульского водохранилища многолетнего регулирования.
Электроэнергия в летнее время оплачивается либо поставками угля и природного газа, либо в денежном эквиваленте для удовлетворения потребности Кыргызстана в топливе в зимнее время.
Данное Соглашение является рамочным и рассчитано на перспективу до 5 лет и будет способствовать стабилизации водохозяйственной обстановки и энергетической ситуации в Центральной Азии.
2. АНАЛИЗ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО СОГЛАШЕНИЯ “ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬЯ”
Анализ хода выполнения Межправительственного Соглашения “Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья”показывает, что статьи 2 и 4 выполняются , так:
Согласно статьи 2 в целях обеспечения согласованных режимов работы гидроэнергетических обьектов и водохранилищ Нарын Сырьдарьинского каскада , осуществления подачи воды для ирригационных нужд Стороны считают необходимым ежегодно координировать и принимать решения по попуску воды, выработке и передаче электроэнергии , а также по компенсациям потерь энергоресурсов на эквивалентной основе.
Статья 4 предусматривает обеспечение работы Токтогульского гидроузла в ирригационном режиме и включает обязательства Казахстана и Узбекистана равно участвовать в приобретении электроэнергии в летнее время, вырабатываемую попутно с отпускаемой водой из Токтогульского водохранилища многолетнего регулирования. Электроэнергия в летнее время оплачивается либо поставками угля и природного газа, либо в денежном эквиваленте для удовлетворения потребности Кыргызстана в топливе в зимнее время.
Реализуемость этих статей позволило на основе данного Соглашения государствам-участникам впервые подписать многостороннее Соглашение о совместном и комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в 1998г, который содержит конкретную информацию об объемах попусков воды и электроэнергии из Токтогульского гидроузла в обмен на газ, уголь, мазут и электроэнергию, предоставляемые государствами, расположенными ниже по течению. Подготовлено к подписанию межправительственное Соглашение по использованию водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в 1999г.
В статье 3 Стороны обязуются не принимать действий, нарушающих согласованный режим водопользования и поставок энергоресурсов, а также ущемляющих права других сторон на получение взаимосогласованных обьемов воды, поставок энергоресурсов и их транзита по своей территории. Одним из условий реализации данной статьи Соглашения является обеспечение параллельной работы энергетических систем Центральной Азии.
Если Кыргызская Республика и Республика Узбекистан выполняют условия данной статьи, то Республика Казахстан вследствие реструктуризации и приватизации отраслей ТЭК и из-за ведомственных подходов не выполняет это условие. Так, односторонние действия энергетиков Казахстана по размыканию энергокольца 500 кВ и нарушению параллельной работы Объединенной Энергетической системы Центральной Азии (ОЭС ЦА) привели к значительным авариям в энергосистемах Кыргызстана и Узбекистана, к снижению надежности и устойчивости работы энергосистем.
Таким образом в вегетационный период 1998г не выполнено было главное условие – это обеспечение параллельной работы энергосистем в ОЭС ЦА.
Соглашение также включает условия, гарантирующие поставки водных и энергетических ресурсов через кредитные линии и другие денежные инструменты. (Статья 5) В нем предусматривается разрешение конфликтов через третейские суды, по инициативе государств-участников(Статья 9).
В статье 10 предусмотрено, что в целях дальнейшего улучшения регулирования и использования водно-энергетических ресурсов, совершенствования экономических взаимоотношений, направленных на гарантированное водообеспечение в бассейне реки Сырдарья Стороны согласны совместно рассматривать вопросы:
- строительства новых гидроэнергетических объектов и водохранилищ или альтернативных источников в регионе;
- перехода от существующих в настоящее время бартерных взаиморасчетов к финансовым взаимоотношениям;
- разработки механизмов ценообразования на основе единой тарифной политики;
- обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных в бассейне реки Сырдарья;
- экономного и рационального использования водных ресурсов с применением водосберегающих технологий и технических средств полива;
- уменьшения и прекращения сброса загрязненных вод в водоисточники бассейна реки Сырдарья.
Первым шагом на пути реализации данной статьи явилось Решение “О создании Международного водно-энергетического консорциума” Глав Государств-участников от 26 марта 1998г.
Советом Премьер-министров Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан утверждено Положение о международном водно-энергетическом консорциуме (МВЭК), в котором определены цели, задачи, структура, функции и обязанности Консорциума и принято решение о подготовке проекта Договора и учредительных документов.
Создание Международного водно-энергетического консорциума позволит обеспечить согласованный ирригационный режим и рациональное распределение водных и энергетических ресурсов в регионе.
До его создания исполнительными органами, обеспечивающими режим попусков воды из водохранилищ и перетоков электрической энергии остаются БВО «Сырдарья» и ОДЦ «Энергия» (статья 8).
Данное Соглашение является рамочным и рассчитано на перспективу до 5 лет и будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, к нему могут присоединиться и другие государства .(статья 12, 13). В настоящее время Республики Таджикистан проходит процедуры по присоединению к данному Соглашению.
В целом успешная реализация Соглашения государствами ЦАЭС будет способствовать стабилизации водохозяйственной обстановки, а также энерго- и топливоснабжения республик.
3. АНАЛИЗ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ О СОВМЕСТНОМ И КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАРЫН-СЫРДАРЬИНСКОГО КАСКАДА ВОДОХРАНИЛИЩ В 1998 Г.
На основе рамочного Соглашения государства-участники впервые подписали многостороннее Соглашение о совместном и комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в 1998г, который содержит конкретную информацию об объемах попусков воды и электроэнергии из Токтогульского гидроузла в обмен на газ, уголь, мазут и электроэнергию, предоставляемые государствами, расположенными ниже по течению.
На 1 января 1998г объем воды в Токтогульском водохранилище составлял 10,2 млрд. куб. м в то время как за тот же период 1997 года-13,07 млрд. куб. м.
За первый квартал текущего года в связи с недопоставкой топлива и неполной загрузкой ТЭЦ в осенне-зимний период фактический объем попусков воды из Токтогульского водохранилища превысил согласованный на 0,8 млрд. куб. м . За этот период из запасов водохранилища сработано 3,0 млрд. куб. м.
По причине благоприятных метереологических и гидрологических условий, вызвавших высокую боковую приточность и раннее наполнение водохранилищ в бассейне Сырдарья, фактический объем попусков воды из водохранилища в вегетацию составил 3,7 млрд. куб. м., вместо 6,5 млрд. куб. м предусмотренных Соглашением.
В целом объем притока за прошедший вегетационный период к Токтогульскому водохранилищу составил 11,5 млрд. куб. м , что на 3,3 млрд. куб. м больше, чем на этот период 1997 года, что позволило при сложившихся обстоятельствах накопить в водохранилище 7,8 млрд. куб. м и к началу осенне-зимнего периода его объем достиг 15,5 млрд. куб. м.
В целом за истекший год приток воды к водохранилищу составил 14,5 млрд. куб. м., а расход за этот же период составил 11,2 млрд. куб. м.
Для обеспечения ирригационных попусков в 1998 году, установленных данным Соглашением были запланированы поставки электроэнергии в вегетационный период из Кыргызской Республики в объеме 2,2 млрд. кВт. ч , в том числе в Республику Узбекистан –1,1 млрд. кВт. ч, в Республику Казахстан -1,1 млрд. кВт. ч.
По условиям взаиморасчетов за передаваемую электроэнергию Республику Узбекистан должна поставить ТЭЦ г. Бишкек и г. Ош в течении года природный газ в объеме 772 млн. куб. м., топочный мазут –20 тыс. тонн и переток электроэнергии в Кыргызскую Республику в межвегетационный период в объеме 200 млн. кВт. ч, а Республика Казахстан поставить в Кыргызскую Республику уголь –566,7 тыс. тонн и 250 млн. кВт. ч электроэнергии.
Фактически за истекший год объемы поставок составили:
Из Республики Узбекистан: природного газа –747,9 млн. куб. м , при годовом плане 772 млн. куб. м , топочного мазута 23 тыс. тонн, при годовом плане 20 тыс. тонн, переток электроэнергии - 74,9 млн. кВт. ч , при годовом плане 200 млн. кВт. Ч
Из .Казахстана: уголь – 150,4 тыс. тонн, при плане 566,7 тыс. тонн, переток электроэнергии – 150 млн. кВт. ч при плане 250 млн. кВт. Ч
Из Кыргызской Республики: передано электроэнергии в Республику Узбекистан – 489 млн. кВт. ч, при годовом плане 1,1 млрд. кВт. ч, а в Республику Казахстан – 468,6 млн. кВт. ч. при плане 1,1 млрд. кВт. ч.
Благоприятные гидрологические условия снизили потребность воды на ирригацию, в результате чего на вегетационных попусках воды в Узбекистан поставлено электроэнергии на 611 млн. кВт. ч, а в Республику Казахстан на 631 млн. кВт.ч меньше объема предусмотренного планом. Это позволило зарезервировать 1,5 млрд. куб. м воды в Токтогульском водохранилище на ирригационные нужды последующих лет.
Опыт маловодного 1997 года и многоводного 1998 года показал, что неотработанность многих вопросов Соглашения может привести к недоотпуску воды в первом случае и электроэнергии во втором случае, что и привело к снижению темпов производства электроэнергии за 1998г и к убыточности гидроэнергетики республики.
4. АНАЛИЗ ПРОЕКТА СОГЛАШЕНИЯ О СОВМЕСТНОМ И КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ НАРЫН-СЫРДАРЬИНСКОГО КАСКАДА ВОДОХРАНИЛИЩ В 1999 ГОДУ.
В период 10-11 февраля текущего года экспертными группами трех республик в г.Ташкенте подготовлен и согласован проект Межправительственного Соглашения о совместном и комплексном использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ в 1999 году.
В соответствии с проведенными согласованиями из Кыргызской Республики планируется обеспечить перетоки электроэнергии в объеме 2,2 млрд.кВт.ч в вегетационный период вместе с дополнительными попусками воды в равных обьемах по 1.1 млрд. кВт.ч в Республику Узбекистан и Республику Казахстан. Из соседних республик в Кыргызскую Республику предусматривается взаиморасчетам поставка: из Республики Узбекистан – 500 млн.куб.м природгого газа , Из Республики Казахстан – 566,7 тыс.тонн угля из Карагандинского бассейна и 250 млн. кВт. ч электроэнергии. Однако обсудив внесенные варианты проектов Соглашения стороны не пришли к единому мнению.
Кыргызская сторона предложила включить в Статью 4 вопросы взаиморасчетов с Казахской Стороной на условиях 1998г и погашения задолженности потребителей Республики Казахстан перед АО «Кыргызэнерго» на сумму 24,1 млн.долларов США и до 1марта 1999г предоставит график погашения задолженности.
Казахская Сторона предложила не включать в этот проект Соглашения внесенные Кыргызской Стороной изменения , а включить их в Протокол в следующей редакции : «Казахская Сторона предложит хозяйствующим субъектам разработать до 1-ого марта 1999года график погашения задолженности перед АО«Кыргызэнерго» за полученную в 1994-97гг электроэнергию и направит его в АО»Кыргызэнерго».
Казахская Сторона считает, что объемы поставок угля в Кыргызскую Республику, предлагаемые Кыргызской Стороной (566 тыс.т.) в счет получаемой электроэнергии требуют дополнительного рассмотрения и расчета и что нет должных обоснований и расчетов подтверждающих правомерность предлагаемого тарифа 2 цента США за 1 кВт. ч электроэнергии, не отвечающего условиям сложившегося в Казахстане рынка электроэнергии и себестоимости его производства на Токтогульской ГЭС.
В связи с этим Казахская Сторона считает неприемлемым включать в данное Соглашение конкретные объемы поставки угля в Кыргызскую Республику.
Казахская Сторона предлагает не взимать взаимную плату за транзит в пределах Энергокольца 500 кВ ОЭС ЦА на перетоках электроэнергии, осуществлямым по данному Соглашению, объясняя это тем, что приводит к удорожанию стоимости электроэнергии и как следствие создаст реальную угрозу размыкания Энергокольца в т.г.
Министерство энергетики и электрификации Узбекистана из- за долгов Кыргызской Республики за использованный природный газ в 1998г в объеме 26 млн.долл , который сложился из-за снижения им импорта электроэнергии получаемую попутно с водой на 611 млн.. кВт. ч вследствие многоводного года, просит цену на электроэнергию установить на 1999г ниже 4 центов за кВт. ч , а также ими снижен объем поставок природного газа в 1999г до 500 млн. куб. м против запрашиваемого 600 млн. куб.м Кыргызстаном . Если в предыдущих годах утверждался помесячный график поставки электроэнергии попутно с отпускаемой водой из Токтогульского водохранилища то на 1999г такая статья в Соглашении отсутствует.
В результате не согласия Кыргызской Республики с предложениями Казахстана и Узбекистана данное Соглашение не завизировано Министром энергетики и электрификации Республики Узбекистан , а особое мнение Казахстана приведено в Протоколе.
За прошедший период 1999года из Республики Узбекистан в счет предстоящих перетоков электроэнергии в вегетационный период на ТЭЦ г.Бишкек и г.Ош получено природного газа –113,3 млн.куб.м., из Республики Казахстан поставок угля за этот период не осуществлялось, в то время как должна быть опережающие поставки угля.
По предварительному прогнозу Кыргызгидромета приток воды к Токтогульскому водохранилищу ожидается на уровне среднемноголетних значений и к началу осенне-зимнего периода достигнет 13,0 млрд.куб.м.
Таким образом прогноз многоводности 1999 года может привести к невыполнению условий проекта Соглашения и как следствие осложнению ситуации с топливоснабженим ТЭЦ г.Бишкек и г.Ош., в то время как этими станциями восполняется потребителям республики недоотпущеенная электроэнергия каскадом Токтогульских ГЭС из-за накопления воды в зимнее время для ирригационных нужд Узбекистана и Казахстана.
5. ФАКТОРЫ, СДЕРЖИВАЮЩИЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЙ
Экономические:
1. Отсутствие согласованной с экономической стратегией государств рациональной стратегии водопользования бассейна рек Нарын-Сырдарья.
2. Несогласованность тарифной политики при осуществлении взаиморасчетов на все виды энергоресурсов и на их транспортировку (статья 4). В том числе:
2.1 По межгосударственным перетокам электроэнергии в том числе на транзит и регулирование частоты.
2.2 По компенсациям затрат на содержание и эксплуатацию Токтогульского водохранилища и услуги по подаче воды.
2.3 По ценам на поставку природного газа из Узбекистана и угля из Казахстана.
3. Различные темпы реструктуризации и приватизации отраслей ТЭК и водного хозяйства.
4. Стремление государств к энергетической и экономической независимости любыми путями без учета проблем экологической безопасности региона.
5. Отсутствие в Соглашении механизма компенсации сторонами ущербов, вследствие невыполнения обязательств Соглашения по причинам изменения водохозяйственной ситуации. (В целях предотвращения негативных последствий 1998г., когда ввиду многоводности и высокой обеспеченности было сокращено водопотребление из Токтогульского водохранилища Узбекистаном и Казахстаном, в результате которого Кыргызстан недополучит необходимый обьем (100 млн.куб.м.) газа на ТЭЦ г.Бишкек в 1999году.
Политические:
-
Недостаточное развитие интеграционных процессов
и невыполнение условий Договора о едином экономическом пространстве ЦАЭС.
-
Несогласованность водной и энергетической политики государств ЦАЭС.
Ключевая роль в решении водных проблем в регионе принадлежит межгосударственным переговорам. Приоритетность этого инструмента при осуществлении государственной политики в области использования водных ресурсов подтверждена Указом Президента А. А. Акаева «Об основах внешней политики Кыргызской Республики в области использования водных ресурсов рек, формирующихся в Кыргызстане и вытекающих на территории сопредельных государств» от 6 октября 1997 года.
Современное состояние переговорного процесса по водным проблемам трудно назвать успешным для Кыргызстана. Это и понятно: каждая страна отстаивает собственные интересы.
Вместе с тем, постепенное сближение позиций стран Центральной Азии при решении водных проблем позволяет с большим оптимизмом смотреть на их разрешение. Так, если сразу после обретения суверенитета республики стремились к полной энергетической независимости, то сегодня намечаются подвижки к отказу от самоизоляции и повороту к интеграции.
В этой связи нельзя не отметить значимость процесса подготовки Соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан о создании Международного водно-энергетического консорциума. Совместная разработка этого соглашения - признание важности урегулирования водно-энергетических проблем, поднятых нашей республикой, для всего центральноазиатского региона.
Как и предполагалось, в процессе обсуждения возникли закономерные разногласия в позициях сторон, обусловленные несовпадением их интересов. К примеру, территориальное ограничение решаемых проблем рамками бассейна реки Нарын-Сырдарья не было поддержано узбекской и таджикской стороной.
Приведенные примеры свидетельствуют о неимоверной сложности водных проблем в регионе и трудности переговорных процессов, связанных с ними.
Однако это вовсе не означает отказа от поиска взаимоприемлемых решений. Успех разрешения проблем водопользования в Центральной Азии будет зависеть от двух основных факторов:
-
Финансирование проектов, направленных на усиление эффективности использования водных ресурсов.
-
Нормативно-правовое обеспечение процессов совместного водопользования трансграничных рек .
Первый фактор, по видимому, является определяющим. Страны региона с трудом преодолевают экономический кризис и успех дальнейшего разрешения водных проблем будет во многом зависеть от развития ситуации в экономике республик. Вполне вероятно, что крепко встав на ноги, центральноазиатские страны смогут урегулировать вопрос и о взаиморасчетах за услуги по регулированию стока и по подаче воды , как это происходит сейчас во многих экономически развитых странах.
Кроме того, все существующие проекты связанные с охраной и рациональным использованием водно-энергетических ресурсов очень капиталоемки. К примеру, строительство Камбаратинской ГЭС, водохранилище которой могло бы повысить эффективность использования воды в Приферганье оценивается в сумму свыше 2 млрд. долларов. В аналогичную сумму оцениваются мероприятия, связанные с обеспечением доставки сырдарьинской воды в Аральское море.
Очень важно при этом, чтобы сотрудничество государств с различным уровнем развития шло на основе взаимной помощи и уважения - более развитые, более богатые и сильные страны должны внимательно относиться к потребностям менее развитых.
Второй фактор, то есть нормативно-правовое обеспечение в сфере водопользования должно строиться на основе следующих принципов международного права:
-
принцип охраны окружающей среды и гармоничного использования природных ресурсов, в соответствии с которым государства обязаны сотрудничать на равноправной взаимовыгодной основе в вопросах охраны окружающей среды;
-
принцип неотъемлемого суверенитета над природными ресурсами, который предусматривает, что каждое государство располагает суверенным правом свободно распоряжаться собственными ресурсами в соответствии со своим законодательством, политикой в области окружающей среды и обязывает другие государства уважать это право;
-
принцип непричинения ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства или «не навреди».
Сотрудничество государств по сохранению и использованию природной среды и ее ресурсов является предметом активной современной деятельности экспертов, межгосударственных переговоров, как на двусторонней, так и многосторонней основах.
По итогам этой деятельности следует ожидать разработки межгосударственной водной и энергетической стратегий, которая послужит правовой основой для рационального водопользования в Центральной Азии.
На основе согласованной водной и энергетической стратегии на перспективу необходимо разработать и принять
Программу сотрудничества стран ЦА в области рационального использования водных и энергетических ресурсов центрально-азиатского региона.
Согласование принципов совместного сотрудничества в использовании водных и энергетических ресурсов обеспечит возможность более широкой и углубленной интеграции экономики государств региона и создаст необходимые условия для их устойчивого развития.
5. ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ БАССЕЙНА РЕКИ СЫРДАРЬЯ. ( ПОПЫТКА ПРОГНОЗА)
Одним из главных условий выполнения данного Соглашения является обеспечение параллельной работы энергетических систем в ОЭС ЦА и заключения соответствующего Соглашения между Правительствами Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан, а также восстановление энергетических связей и создание единого рынка электроэнергии в регионе с выходом в перспективе через ЕЭС Казахстана в ЕЭС России. Основой существования рынка электроэнергии является параллельная работа энергосистем в ОЭС ЦА. В перспективе наличие замкнутого кольца 500кВ является основным условием выхода на параллельную работу ОЭС ЦА с ЕЭС Казахстана и Россией.
В не зависимости от форм собственности национальные энергосистемы государств, а также независимые производители и электроемкие потребители могут участвовать в формировании оптового рынка электроэнергии через ОЭС Центральной Азии.
В связи с изложенным необходимо подписание на предстоящей встрече Глав Правительств Центральноазиатского экономического сообщества. подготовленного проекта Межправительственного соглашения «О параллельной работе энергетических систем государств Центральной Азии».
Механизмом реализации данного Соглашения должно стать формирование полноценных межгосударственных субъектов на этом рынке, способных рационально использовать топливно-энергетические и водные ресурсы региона и обеспечить надежное энерго- и водоснабжение всех потребителей и осуществлять долгосрочную инвестиционную политику.
В этом направлении Главами государств- участников Договора о едином экономическом пространстве 26 марта 1998г. принято Решение “О создании Международного водно-энергетического консорциума”.
Советом Премьер-министров утверждено Положение о международном водно-энергетическом консорциуме, в котором определены цели, задачи, структура, функции и обязанности Консорциума и принято Решение о подготовке проекта учредительных документов и Договора между заинтересованными государствами ЦА, которые включены в повестку дня предстоящей встречи Глав Правительств ЦАЭС.
Утвердив Консорциум Главы государств-участников высказались в пользу организации по управлению речным бассейном Нарын-Сырдарья, основанной на принципе равного участия, согласованного принятия решений и признания суверенных прав государств-участников.
В бассейне рек Нарын-Сырдарья ликвидация энергетических ущербов возможна только путем строительства дополнительных ГЭС и водохранилищ, играющих роль сезонных энергетических компенсаторов энергосистемы, восполняющих в зимний период снижение энергетической отдачи ГЭС и водохранилищ, работающих в ирригационном режиме . Первоочередным объектом бесспорно является Камбаратинская ГЭС №1, расположенная выше Токтогульского водохранилища полностью исключающая при ее вводе в действие возникновение разногласий по режиму использования водных ресурсов;
Создание Международного водно-энергетического консорциума по освоению бассейна рек Нарын-Сырдарья путем совместного строительства Камбаратинских ГЭС и с вводом их в действие в энергетическом режиме позволило бы Токтогульскому гидроузлу работать строго в ирригационном режиме и, при установлении лимитов по водопользованию потребителям обеспечить поступление воды в Аральское море с решением экологических проблем.
Строительство каскада Камбаратинских ГЭС с суммарной проектной мощностью 2260 МВт., с производством электроэнергии в объеме 6,2 млрд.кВт.ч в год оценивается в 2,2 млрд.долл. США капитальных вложений. Такие инвестиции не под силу Кыргызстану и необходимо привлечение иностранных инвестиций для строительства этих станций, что возможно только если государства водопользователи проявят добрую волю по совместному строительству и эксплуатации ее в перспективе.
В настоящее время интерес к строительству проявляет Европейский банк реконструкции и развития, который имеет намерения финансировать 70% стоимости (210 млн.долл) Камбаратинской ГЭС № 2, 30 % стоимости должны вложить местные инвесторы или участники консорциума - это в первую очередь Кыргызстан и при согласии Казахстан, Узбекистан, а также можно предложить России как традиционному поставщику гидротехнического оборудования.
К строительству Камбаратинской ГЭС № 1 стоимостью 1.9 млрд.долларов США при создании консорциума проявляют интерес и другие международные финансовые институты.
Создание Международного водно-энергетического консорциума позволило бы обеспечить согласованный ирригационный режим и распределение водных и энергетических ресурсов в порядке определенным Межправительственным Соглашением “Об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья”, а также проектом Соглашения “О параллельной работе энергетических систем государств Центральной Азии."
В перспективе при проведении согласованной тарифной политики на все виды энергоресурсов и их транспортировку и возмещении затрат , связанных с эксплуатацией, техническим содержанием и реконструкцией водно-энергетических сооружений, будет осуществлен переход от ежегодных бартерных Соглашений к их денежному эквиваленту. В свою очередь выход на оптовый рынок электроэнергии будет способствовать поиску наиболее оптимальных вариантов потоков энергоресурсов.
Так, если нужна вода из Токтогульского водохранилища Узбекистану и Казахстану , необходимо найти экономически выгодный вариант компенсации энергоресурсов Кыргызстану. Возможно лучше купить газ в Туркменистане для нужд Бишкекской ТЭЦ, что может оказаться дешевле транспортировки угля из Казахстана.
В вегетационный период консорциум должен искать выгодного покупателя электроэнергии , вырабатываемого Токтогульским гидроузлом и ограничиваться территорией региона не нужно, ее можно будет продавать через оптовый рынок в Россию, Китай и др. страны -словом где можно получить выгоду.
В связи с изложенным необходимо ускорить рассмотрение и подписание Межправительственного Соглашения «О создании Международного водно-энергетического консорциума».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Для выполнения данного Соглашения необходимо государствам ЦА приложить усилия для реализации Плана действий в котором предусмотрены следующие меры:
-Разработка программы моделирования оптимизации режимов работы Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ;
-Подготовка и внесение предложений по обеспечению единой тарифной политики на все виды энергоресурсов, поставляемых друг другу в рамках
данного Соглашения;
-Разработка единой методики комплексного регулирования стока трансграничных рек с учетом сбалансированных интересов бассейновых государств и определение размеров компенсаций.
- Разработка Программы сотрудничества стран ЦА в области рационального использования водных и энергетических ресурсов региона на основе согласованной водной и энергетической стратегии на перспективу.
При этом необходимо разработать прогноз спроса на воду исходя из нескольких сценариев экономической стратегии государств ЦА на перспективу с учетом обеспечения санитарных попусков воды в бассейн Аральского моря.
Исходя из полученных результатов и их совместного анализа государства ЦА должны придти к разумной стратегии водопользования и скорректировать структурную политику развития отраслей экономики в особенности сельского хозяйства и энергетики и принять Концепцию экономической интеграции ЦАЭС на перспективу.
Касымова В.М. 25.03.1999г
Список участников семинара
Региональная миссия ЮСАИД
-
Директор Региональной миссии ЮСАИД
-
Нина Кавецкая - специалист по проектам
ЕРIС
-
Д-р Ден МакКинни – руководитель Проекта
-
Г-жа Барбара Бриттон – советник Проекта
-
Г-н Амирхан Кеншимов- специалист по региональной водной политике
ПроектаИсполком Межгоссовета ЦАЭС
-
Мамбетов Базарбай Эстебесович – заместитетель Председателя
Международный институт стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики
-
Г-н Дононбаев Алим Дононбаевич - директор института
-
Г-н Оролбаев Эркин Эргешович - зав. отделом
-
Г-жа Гаврилова Марина Петровна - эксперт
Институт водных проблем и гидроэнергетики
-
Д-р. профессор Маматканов Дуйшен Маматканович – директор института
-
Г-н Шапар Анатолий Кузьмич - зав. Отделом
Научно-информационный центр – АРАЛ
Кыргызско-Российского (Славянского ) университета
-
Д-р, профессор Лелевкин Валерий Михайлович –директор НИЦ-Арал, проректор университета
-
Д-р, профессор Касымова Валентина – зам. директора НИЦ-Арал
-
Д-р, профессор Карабаев Эднан - проректор университета по международным отношениям
-
Д-р, Родина Елена Михайловна - зав. кафедрой экологии и рационального природопользования
АО Кыргызэнерго
-
Г-н Зырянов Алексей Григорьевич –начальник гидротехнической службы
-
Г-жа Антипова Елена - инженер-гидроэлектроэнергетик
Департамент водного хозяйства Минсельводхоза Кыргызской Республики
-
Бейшекеев Кыдыкбек Каниметович - зам. Ген. Директора
-
Карамолдоев Жумакадыр - начальник управления водными ресурсами КНИИ Ирригации при Минсельводхозе КР
-
Г-н Кулов Кубанычбек Муканбетович – директор
Касымова В.М. 30.03.1999г.