Фасилитация
Роль учителя
Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени учителя на уроке должно быть посвящено фасилитации процесса учения.
Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать новые навыки.
Фасилитатором называют преподавателя, учителя, тренера или любого другого «обучателя», основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности учащихся.
Фасилитация обучения включает множество навыков, таких как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее.
Умение инструктировать:
- всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции;
- дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить.
- разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание учеников;
- стараться предугадать поведение учеников при выполнении заданий;
- обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько ученики поняли задание.
Умение наблюдать:
- всегда быть в курсе того, что делают ученики;
- переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят ученики, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно;
Умение задавать вопросы:
- задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;
- начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем классом;
- задавать вопросы всем ученикам;
- использовать навыки активного слушания;
- избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;
- высказывать безоценочные суждения;
- в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;
- предлагать ученику обобщить мысли другого ученика;
- предлагать ученикам «распаковывать способ мышления», рассказать как они думали, когда приходили к решению;
- поощрять учеников задавать вопросы друг другу.
Умение поддержать ученика.
Хорошие фасилитаторы считают, что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ученика к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности ученика, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.
Некоторые приемы поддержки учеников:
• Будьте позитивны: Ты потратил на эту работу много времени.
• Обращайте внимание на сильные стороны: В твоем рисунке хорошо проработаны детали.
• Поощряйте учеников стремиться к совершенствованию: Если тебе не очень нравится твоя работа, что еще ты можешь сделать?
• Будьте конкретны в оценке поведения: Спасибо за то, что ты был так терпелив!
• Поддерживайте старание и усилия: Посмотри, насколько лучше это стало у тебя получаться!
Умение вмешаться в происходящее.
Успешные фасилитаторы внимательно следят за происходящим в классе и думают, прежде чем вмешаться в происходящее.
Фасилитатор вмешивается для того, чтобы:
• Обеспечить обратную связь во время работы над проектом
• Обеспечить точное соответствие требованиям программы
• Проверить, правильно ли его понимают
• Помочь развитию отношений сотрудничества между учениками
• Улучшить процесс
• Восстановить справедливость
• Помочь прояснить
• Помочь пересмотреть приоритеты
• Помочь в конфликтной ситуации
• Напомнить о правилах группы
Прежде чем вмешаться, фасилитатор решает:
• Что сказать
• Как сказать
• Когда сказать
• Кому сказать
• Зачем сказать