Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Фасилитация


Роль учителя

Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени учителя на уроке должно быть посвящено фасилитации процесса учения.



Фасилитация (от английского facilitate – помогать, облегчать) – способ осуществления обучения, при котором наставник занимает позицию помощника и помогает ученику самостоятельно находить ответы на вопросы и/или осваивать новые навыки.

Фасилитатором называют преподавателя, учителя, тренера или любого другого «обучателя», основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации и совместной деятельности учащихся.

Фасилитация обучения включает множество навыков, таких как умение слушать и говорить, задавать вопросы, наблюдать и контролировать процесс, поощрять, вдохновлять и вмешиваться в происходящее.

Умение инструктировать:

- всегда давать ясные, понятные и продуманные инструкции;

- дожидаться тишины и внимания, прежде чем начать говорить.

- разбивать длинные инструкции на шаги, чтобы не запутать и не перегрузить внимание учеников;

- стараться предугадать поведение учеников при выполнении заданий;

- обеспечивать обратную связь, чтобы понять, насколько ученики поняли задание.




Умение наблюдать:

- всегда быть в курсе того, что делают ученики;

- переходить о группы к группе и слушать, о чем говорят ученики, как идет обсуждение, наблюдать за участием каждого в работе. При этом вмешиваться только в самых крайних случаях, записывать свои наблюдения и думать над тем, когда и как нужно будет вмешаться, чтобы помочь группе работать более эффективно;

Умение задавать вопросы:

- задавать вопросы, на которые существует несколько правильных ответов;

- начинать обсуждение ответов сначала в паре, потом в малой группе и только после этого со всем классом;

- задавать вопросы всем ученикам;

- использовать навыки активного слушания;

- избегать соблазна немедленно перебить или исправить ученика;

- высказывать безоценочные суждения;

- в случае неверного ответа переадресовывать вопрос другим ученикам;

- предлагать ученику обобщить мысли другого ученика;

- предлагать ученикам «распаковывать способ мышления», рассказать как они думали, когда приходили к решению;

- поощрять учеников задавать вопросы друг другу.

Умение поддержать ученика.



Хорошие фасилитаторы считают, что поддержка важнее, чем похвала. Похвала и поощрение могут привести ученика к мысли, что всякая работа выполняется именно ради того, чтобы его похвалили. Поддержка же выражает уважение и веру в способности ученика, больше отдает должное его усилиям, чем успехам и достижениям.

Некоторые приемы поддержки учеников:

• Будьте позитивны: Ты потратил на эту работу много времени.

• Обращайте внимание на сильные стороны: В твоем рисунке хорошо проработаны детали.

• Поощряйте учеников стремиться к совершенствованию: Если тебе не очень нравится твоя работа, что еще ты можешь сделать?

• Будьте конкретны в оценке поведения: Спасибо за то, что ты был так терпелив!

• Поддерживайте старание и усилия: Посмотри, насколько лучше это стало у тебя получаться!



Умение вмешаться в происходящее.

Успешные фасилитаторы внимательно следят за происходящим в классе и думают, прежде чем вмешаться в происходящее.

Фасилитатор вмешивается для того, чтобы:

• Обеспечить обратную связь во время работы над проектом

• Обеспечить точное соответствие требованиям программы

• Проверить, правильно ли его понимают

• Помочь развитию отношений сотрудничества между учениками

• Улучшить процесс

• Восстановить справедливость

• Помочь прояснить

• Помочь пересмотреть приоритеты

• Помочь в конфликтной ситуации

• Напомнить о правилах группы


Прежде чем вмешаться, фасилитатор решает:

• Что сказать

• Как сказать

• Когда сказать



• Кому сказать

• Зачем сказать

Социально-педагогическая сущность фасилитации учебной деятельности

Фасилитация (от англ усиливать) сравнительно новое, но в то же время интенсивно используемое в педагогике понятие

127.45kb.

14 12 2014
1 стр.


Димухаметов Рыфкат Салихович, доктор педагогических наук, профессор Челябинского государственного педагогического университета Фасилитация как функция творчества методиста Института Повышения Квалификации
189.09kb.

14 12 2014
1 стр.


Фасилитация в профессиональном образовании и система оценки качества образовательных результатов

Зникла необходимость изменения условий, форм и механизмов обучения, особенно в профессиональной сфере. С этой точки зрения становится интересным открытое в педагогике и психологии

43.06kb.

14 12 2014
1 стр.


Фасилитация

Кооперативное обучение коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Девяносто процентов времени учителя на уроке должно быть пос

32.74kb.

14 12 2014
1 стр.