Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ

И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»


Утверждаю

Первый проректор УО ФПБ МИТСО


____________________ Ю.П. Сергиенко

«_____» _____________________ 2009 г.


Регистрационный № УД- __________/р.
маркетинг услуг
Учебная программа для специальности

1–26 02 03 Маркетинг



Факультет
– Менеджмента и маркетинга

Кафедра
– Маркетинга



Форма получения

высшего образования



Дневная

набор 2006 г.


Заочная


набор 2006 г.

Курс

четвертый

пятый

Семестр

восьмой

девятый

Лекции

24 часа

8 часов

Практические (семинарские) занятия

24 часа

6 часов

СУРС

4 часа



Экзамен

8-й семестр

9-й семестр

Всего аудиторных часов по дисциплине

52 часа

14 часов

Всего часов по дисциплине

92 часа

92 часа

Составила: Устименко О.В., ст. преподаватель




2009 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

И ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНЦИЯМ
Становление и развитие рыночных отношений в РБ определяет необходимость более полного ис­пользования концепций маркетинга в различных отраслях экономики. Это наиболее актуально для сферы услуг. Специ­фика услуг во многом определяет особенности практической реализации концепции маркетинга. Данные особенности подробно освещаются в курсе «Маркетинг услуг», читаемом для студентов специальности «Маркетинг».

Целью преподавания дисциплины является получение студентами знаний и формирование у них практических на­выков в области маркетинга в сфере услуг.

Задачи изучения дисциплины:

  • выяснение специфики услуг, их социально-экономи­ческого содержания, признаков классификации и содержа­ния классификационных групп;

  • получение знаний о системе предоставления услуг, по­купательских рисках, направлениях согласования спроса и предложения в сфере услуг;

  • освоение методологии формирования комплекса марке­тинга на рынке услуг;

  • формирование навыков по разработке концепции мар­кетинга в различных отраслях сферы услуг.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

- знать:



  • сущность услуг, признаки их классификации;

  • специфику маркетинга услуг;

  • систему предоставления услуг;

  • пути согласования спроса и предложений услуг;

  • методику формирования концепции маркетинга в раз­личных областях деятельности сферы услуг;

- уметь:

  • обосновать возможность и необходимость применения и развития маркетинга в управлении предприятием на рын­ке услуг;

  • разработать комплексную стратегию маркетинга в сфе­ре услуг;

  • определить покупательские риски в сфере услуг;

- иметь навыки:

  • формирования комплекса маркетинга в различных от­раслях деятельности в сфере услуг;

  • оценки качества услуг;

  • разработки стандарта обслуживания в сфере услуг.

Программа дисциплины «Маркетинг услуг» предполага­ет приобретение совокупности теоретических знаний, прак­тических умений и навыков по разработке концепции марке­тинга услуг в целях создания условий каждому предприя­тию для принятия оптимальных решений, а также обеспече­ния его конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке.

Тематический план дисциплины

Дневная форма обучения





Наименование темы

Лек­ции

Прак­тиче­ские

СУРС

Самостоятельная работа студентов

1

Рынок услуг в современной экономике


2

2

-

2

2

Система предоставления услуг

2

4

-

2

3

Реализация концепции маркетинга в сфере услуг

2

8

2

2

4

Маркетинг туристических услуг

2

2

-

2

5

Маркетинг гостиничных услуг

2

2

-

2

6

Маркетинг информационных услуг

2

-

-

6

7

Маркетинг издательских услуг

2

-

-

6

8

Маркетинг транспортных услуг

2

2

-

2

9

Маркетинг страховых услуг

2

-

-

6

10

Маркетинг биржевых услуг

2

-

-

6

11

Маркетинг сервисных услуг

2

2

-

2

12

Маркетинг услуг в различных сферах деятельности

2

2

2

2




ИТОГО:

24

24

4

40


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. РЫНОК УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Роль сферы услуг в экономике. Особенности рынка услуг. Развитие рынка услуг в Республике Беларусь. Структура ус­луг в Республике Беларусь. Элементы рынка услуг. Участники. Физические факторы. Процесс. Специфика сферы услуг; присутствие потребителя в производственном процессе, вы­сокая степень индивидуализации услуги, трудоемкости, не­определенности. Сравнение товара и услуги. Конкуренция в сфере услуг.

Сущность услуги. Подходы к определению понятия «услуга».

Концепция маркетинга услуг. Изучение и прогнозирова­ние рынка. Разработка методов воздействия на рынок. Опре­деление эффективной ценовой политики. Система информа­ционного обеспечения. Разработка плана маркетинга, кон­троль за его реализацией. Особенности в сфере услуг: про­цесс, персонал, окружение.

Характеристики услуг. Неосязаемость. Мероприятия для повышения осязаемости услуги. Школа осязаемости. Нераз­рывность производства и потребления услуги. Изменчивость качества, неоднородность услуг. Стандарт обслуживания как комплекс обязательных для исполнения правил обслужива­ния клиентов, которые призваны гарантировать установлен­ный уровень качества всех производимых операций. Прави­ла разработки стандарта обслуживания. Внутрифирменные, отраслевые, международные стандарты. Неспособность услуг к хранению.

Классификация услуг. Цели классификации. Деление услуг в мировой статистике. Признаки классификации услуг: материальная, сфера осуществления, осязаемость, сегмент потребителей, степень контакта с потребителем, характер услуги, трудоемкость.


Тема 2. СИСТЕМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

Специфика системы предоставления услуг. Факторы, вли­яющие на систему предоставления услуг. Местоположение предприятия. Потребности и желания потребителей. Кален­дарное планирование работ. Расчет производственных мощ­ностей по «пиковому» спросу. Квалификация персонала. Размер предприятий в сфере услуг. Маркетинг и производ­ство в сфере услуг.

Пути обеспечения согласования спроса и предложения услуги. Синхромаркетинг. Внутренний, внешний маркетинг. Пути согласования спроса и предложения. Дифференциация цен, скидки. Система предварительных заказов. Увеличение скорости обслуживания, совмещение функций. Дополни­тельные услуги. Предоставление услуг совместными сила­ми. Правило воскресенья.

Регулирование сферы услуг. Национальный, двухсторон­ний, многосторонний уровень регулирования. Направления национального регулирования сферы услуг по классифика­ции ЮНКТАД. Система государственных закупок, направленная на расширение потребления услуг национального производства.

Стимулирование развития национальных отраслей услуг. Субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение. Ограничение прямых иностранных инвестиций в сферу ус­луг. Дифференцированное налогообложение иностранных предприятий, ограничение по найму иностранных граждан. Запрет на импорт определенных видов услуг.

Покупательские риски в сфере услуг. Гарантии: безус­ловность, значимость, простота для понимания и обраще­ния, удобство при выполнении. Сложность услуг. Типы рис­ков: риск исполнителя, физический риск, финансовый риск, психологический риск, социальный риск, риск потери вре­мени. Различия в степени риска. Методы уменьшения рис­ков. Факторы, определяющие качество услуги: надежность, отзывчивость, материальность, убежденность, сочувствие.


Тема 3. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ

Анализ внешней среды: цель, заданные условия. Харак­теристики, тенденции рынка, состояние конкуренции. Ха­рактеристики потребителей. Система продвижения услуг. Тенденции развития внешнего окружения.

Характеристика конъюнктуры рынка. Географические границы рынка, потенциальная емкость, наличие колеба­ний спроса.

Выявление целевого рынка. Факторы сегментации услуг. Клиенты: организации, население, географический район. Услуги. Группы потребителей в сфере услуг: «сверхчувстви­тельные» к обслуживанию, с ориентацией на потребности, с ориентацией на «самодеятельность». Особенности сегмента­ции в различных отраслях услуг.

Исследование позиций конкурентов. Выделение сильных и слабых сторон. Количественные и качественные характе­ристики. Картотека конкурентов. Конкурентные преиму­щества: осязаемые и неосязаемые ресурсы. Выработка стра­тегий: стратегия низкой себестоимости, стратегия диффе­ренциации услуг, стратегия первопроходца.

Определение позиций предприятия на рынке. Основные этапы определения позиций.

Составление позиционной карты. Реальное и оценочное положение фирмы в сфере услуг. Графическое представле­ние. Факторы, определяющие позицию предприятия на рын­ке услуг.

Ценовая политика на рынке услуг. Этапы обоснования цены. Стратегии дифференцированного, ассортиментного, конкурентного ценообразования. Точка безубыточности. Шкалирование цен. Скидки.

Система продвижения услуг. Анализ системы продвиже­ния услуг. Факторы, влияющие на окружение. Факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии продвижения. Тип услуги, цена, жизненный цикл услуги, размер и степень концентрации рынка. Мероприятия при продвижении услу­ги. Рекомендации, отношения с клиентами, продажа услуг, публичные выступления, участие в различных ассоциациях, организациях, рассылка рекламных проспектов, телефон­ный маркетинг, использование средств массовой информа­ции, реклама, выпуск фирменных рекламных сувениров.

Тема 4. МАРКЕТИНГ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Особенности туристического маркетинга. Номенклатура туристических услуг в Республике Беларусь. Географические сегменты, временной фактор, потребности, эластичность спроса по отношению к уровню доходов и ценам, сезонность, негибкое производство. Состав турпродукта, система госу­дарственного регулирования. Обязательные требования при оказании туристических услуг. Содержание договора по ока­занию туристических услуг.

Маркетинговые исследования рынка туристических услуг. Оценка деятельности фирмы. Состав туристического продук­та. Классификация ресурсов по отчету ВОТ. Анализ услуг. Сегментация рынка туристических услуг. Виды потребнос­тей: экономические, социальные, целевые. Типы клиентов. Оседлый тип. Оседло-мобильный. Мобильный. Кочевой. Вы­деление типов клиентов в зависимости от уровня дохода.

Ценовая политика. Уровни определения ценовой полити­ки. Факторы, влияющие на ценовую политику. Ценовые стратегии. Коммуникационная политика: реклама, работа с общественностью, личная продажа, стимулирование про­даж. Реклама: тема, цель, средство реализации, объявление, время рекламной помощи, бюджет.

Работа с общественностью в сфере туристических услуг: информационная система (выставки общего и специального назначения, рекламные проспекты, буклеты), работа с прес­сой, собственные мероприятия.

Планирование туристического маркетинга. Содержание плана. Контроль за действенностью маркетинга (тесты, опрос­ные листы).
Тема 5. МАРКЕТИНГ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Средства размещения и их классификация. Гостиницы и аналогичные предприятия. Коммерческие и социальные предприятия размещения. Специализированные средства размещения. Частные средства размещения. Виды услуг: размещение, питание, досуг, бытовое обслуживание. Гости­ничные цепи.

Классификация гостиниц: системы звезд, букв, «корон» или «ключей», баллов, разрядов. Гостиницы для постоянно­го и временного проживания. Транзитные гостинцы. Гости­ницы делового назначения. Гостиницы для отдыха. Стандар­ты требований для каждой категории гостиницы.

Основные требования к зданиям, сооружениям гостиниц и оборудованию номеров. Планировка номера в зависимости от назначения гостиницы.

Технологическая схема обслуживания клиентов в гости­нице. Основные службы, их функции, назначение.

Факторы, влияющие на степень удовлетворения услуг: качество, количество, ассортимент услуг, атмосфера гости­ниц, персонал. Сегментация рынка гостиничных услуг, вы­деление целевых групп.

Ценовые стратегии. Определение цены гостиничных услуг как цены общего блока или базисной цены и различных над­бавок и скидок. Стратегии выхода на новый рынок, страте­гии быстрого возмещения затрат, стратегия введения услуги рыночной новизны, стратегия возмещения затрат при мини­мальном риске, стратегия защиты позиций на рынке, страте­гия комплексных продаж, стратегия «снятия сливок», цена лидера на рынке. Факторы, влияющие на выбор стратегии.

Планирование и контроль маркетинга гостиничных услуг. Разработка коммерческих идей. Сбор, оценка информации. Определение концепции. Реализация концепции, определе­ние маркетинга-микса. Система контроля.


Тема 6. МАРКЕТИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Состав рынка информационных услуг. Функции про­изводителей: создание базы данных, разработка эксплуата­ции и обеспечение доступа к банку данных, получение ин­формации.

Характер информационной работы: генераторы первич­ной информации, собственно производителей баз данных.

Функции первичных и вторичных издателей. Тип про­изводителя: государственные, коммерческие организации.

Этапы развития информационных услуг. Сущность ин­формационных услуг. Информационный продукт и инфор­мационные услуги.

Технология коммерческого распространения рекламы. Интерактивные технологии: особенности, достоинства, не­достатки. Основные структурные подразделения индустрии информационных услуг.

Организация информационного маркетинга. Основные принципы, элементы информационного маркетинга. Факто­ры, влияющие на реализацию программы маркетинга.

Анализ информационного рынка. Анализ продукта. Ана­лиз по информационному содержанию, по назначению. От­раслевой, территориальный, временный охват, объем баз данных, актуализация, источник данных. Требования к форме предоставления информации.

Сегментация рынка информационных услуг: по профес­сиональной принадлежности, опыту работы в интерактив­ном режиме, характеру информационной деятельности.

Формирование цен на информационные услуги. Факто­ры, влияющие на установление цен. Виды цен: цена часа присоединения к банку данных, цена получения данных, це­на подписки на автоматизированный банк данных и отдель­ные базы данных. Льготы и скидки. Прозрачность платежей для пользователей. Контролируемость, предсказуемость пла­тежей, связь с ценностью получаемой информации. Пре­емственность ценовой политики на различных этапах жиз­ненного цикла услуг.

Взаимодействие между производителями баз данных и интерактивными службами. Арендная система расчетов. Рас­пределительная схема. Роялти.

Методы продвижения информационных услуг. Реклам­ная деятельность, распространение справочных материалов, консультирование пользователей.

Ознакомительный, прикладной, сравнительный марке­тинг.

Контроль за выполнением программы маркетинга. Кон­троль за использованием автоматизированного банка дан­ных. Контроль прибыльности. Стратегический контроль. Кон­кретизация спроса, уточнение сегмента, группировка поль­зователей, определение наиболее продуктивных баз данных.

Тема 7. МАРКЕТИНГ ИЗДАТЕЛЬСКИХ УСЛУГ

Особенности маркетинга издательских услуг. Типы изда­тельств, их структура. Специализированные издательства, ориентированные на профессионального читателя. Специализированные издательства, ориентированные на широкого читателя. Издательства массовой литературы или универ­сальные издательства.

Сущность издательских услуг. Редакционно-издательская подготовка. Лицензирование издательской деятельности.

Сегментация рынка издательских услуг. Критерии сег­ментации: социально-демографические характеристики, по­веденческие навыки, личностные особенности. Массовый читатель. Читатели с профессиональными интересами. Чет­кие, но не однородные по составу целевые группы, которые определяются общими потребностями, интересами.

Каналы распространения. Электронная система телеза­казов. Посылочная книжная торговля. «Ключевые» заказ­чики. Продажа оптовая. «Побочные» рынки. Торговые пред­ставители. Виды магазинов, реализующих книги.

Определение цены и тиража издания.

Виды расходов: прямые, переменные, общеиздательские. Расчет цены паушальным методом, с учетом конъюнктуры рынка. Расчет безубыточного тиража.

Продвижение издательских услуг. Пуш-маркетинг, пулл-маркетинг. Контроль эффективности рекламы. Организация работы с прессой. Банк данных рецензентов.

Организация и планирование маркетинга издательских услуг.
Тема 8. МАРКЕТИНГ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Содержание транспортных услуг. Комплексные, комби­нированные, простые услуги. Исследование рынка транс­портных услуг. Критерии сегментации рынка транспортных услуг. Региональная демография, расположение района, чис­ленность, плотность, транспортная сеть региона, структура коммерческой деятельности, доступность средств массовой информации, уровень конкуренции, уровень инфляции, юри­дические ограничения, персональные демографические ха­рактеристики, стиль жизни.

Изучение конкурентов.

Организация службы маркетинга на транспортном пред­приятии. Особенности организации маркетинга на крупном, среднем, малом предприятии.

Стратегии маркетинга транспортных услуг. Стратегия формирования рынка. Стратегия интенсивного маркетинга, стратегия комплексного развития, стратегия диверсифика­ции.
Тема 9. МАРКЕТИНГ СТРАХОВЫХ УСЛУГ

Сущность страхования. Страховой интерес. Страховые отношения. Функции страхования: рисковая, предупреди­тельная, сберегательная, контрольная.

Система страховых услуг. Личное, имущественное стра­хование. Страхование ответственности. Рисковое и накопи­тельное страхование.

Организационная структура страхования. Страховое сви­детельство. Обязанности страховщика и страхователя. Рис­ковые обстоятельства, оценка стоимости риска, страховой случай, страховая оценка объекта страхования, страховая сумма, страховой взнос. Виды страхового взноса. Условная и безусловная франшиза.

Комплекс маркетинга в страховании. Сегментация рын­ка в зависимости от видов страхования. Ценовая политика. Политика продвижения услуг.
Тема 10. МАРКЕТИНГ БИРЖЕВЫХ УСЛУГ

Основные черты биржи. Биржи закрытого и открытого типа. Основные виды сделок. Сделки с реальным товаром. Сделки типа СПОТ, типа форвард. Фьючерсные сделки. Сделки с премией или опционы. Виды опционов. Хеджиро­вание. Биржевые котировки. Виды биржевых котировок. Правила котировки. Биржевой бюллетень. Методы прогно­зирования цен: фундаментальный, прикладной.

Виды биржевых услуг, формы организации торговли.

Особенности маркетинга услуг. Маркетинговые страте­гии.


Тема 11. МАРКЕТИНГ СЕРВИСНЫХ УСЛУГ

Сущность сервиса. Особенности сервисных услуг. Основ­ные функции сервиса. Факторы, увеличивающие риск сер­висных услуг. Принципы сервиса. Виды сервисных услуг в зависимости от содержания и времени осуществления. Орга­низация сервиса.

Сегментация рынка сервисных услуг. Правила организа­ции эффективного сервиса. Комплекс маркетинга сервисных услуг.
Тема 12. МАРКЕТИНГ УСЛУГ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инжиниринговые услуги. Сущность, содержание инжи­ниринговых услуг. Особенности инжиниринга. Факторы, влияющие на конечный результат. Виды инжиниринговых услуг. Организация торговли. Позаказный метод. Методы установления размеров оплаты.

Маркетинг образовательных услуг. Особенности образо­вательной услуги. Образовательные программы, их класси­фикация, критерии выживаемости. Клиенты образователь­ных услуг, оценка качества услуг, формирование имиджа учреждения образования.

Аудиторские услуги. Сущность, содержание аудиторских услуг. Стандарты аудиторских услуг. Функции аудиторских организаций. Этапы аудиторской деятельности.

Риэлтерские услуги: виды, содержание. Лицензирование риэлтерской деятельности. Виды риэлтерских фирм. Особен­ности маркетинга риэлтерских услуг.

Юридические услуги. Виды юридических услуг. Особен­ности маркетинга юридических услуг.




Информационно-методическая часть
Литература

Основная литература

  1. Демченко Е.В. Маркетинг услуг: Учеб. пособие/ Е.В. Демченко. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 161с.

  2. Дурович А.П. Реклама в туризме: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 192 с.

  3. Информационные технологии в маркетинге: учебник/ Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 335 с.

  4. Маркетинг: общий курс: учеб пос. / под ред. Н.Я. Колюжновой. – М.: Изд-во Омега, 2006. – 476 с.

  5. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/Под ред. В.А. Алексу­нина. – М.: ИКЦ Маркетинг, 2001. – 516 с.

  6. Маркетинг услуг: Практикум для студентов дневной и заочной формы обучения специальности 1–260203 «Маркетинг» /Автор-составитель: Устименко О.В. – Гомель: ГФ УО ФПБ МИТСО, 2008. – 47 с.

  7. Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М., 1996.

  8. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 160 с.

  9. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учеб. пос. – М.: Финансы и стати­стика, 2002. – 320 с.

  10. Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации: Учеб-прак. пос. – М.: Юристъ, 2001. – 256 с.

  11. Хаксевер К. и др. Управление и организация в сфере услуг/ Пер. с англ. под ред. В.В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.


Дополнительная литература

  1. Гончарук В.А. Маркетинговое консультирование. – М.: Дело, 1998. – 248 с.

  2. Горбунов О.А. Реализация программной цели ГО «Белресурсы» по внедрению современных информационных технологий и логистики на имеющейся складской инфраструктуре// Труд. Профсоюзы. Общество. Научно-практический журнал. – 2008. – №2. – С.21-24.

  3. Гриц Г.В., Михалевский М.В., Латушкина Ю.А. Роль транспортно-логистических центров в повышении транзитной привлекательности Республики Беларусь// Труд. Профсоюзы. Общество. Научно-практический журнал. – 2008. – № 2. – С.17-21.

  4. Дурович А. Маркетинговые исследования в туризме: Учебно-практич. пос. – Мн.: Новое знание, 2002. – 348 с.

  5. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: ситуации и примеры: Учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2001. – 496 с.

  6. Дурович А.П. Продвижение туристского продукта на рынок: Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 1999. – 56 с.

  7. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. пос. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 224 с.

  8. Ефимова О.П. Экономика общественного питания/ Под ред. Н.И. Кабушкина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 304 с.

  9. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.

  10. Зеньков В.С. Инвестиционный маркетинг: Учеб. пособие/ В.С. Зеньков, Т.Г. Зо­рина. – Мн.: Экоперспектива, 2003. – 108с.

  11. Зозулев А.В. Промышленный маркетинг: стратегический аспект: Учеб. пос. \ А.В. Зозулев. – Харьков: Студцентр, 2005. – 328 с.

  12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. – М.: Финансы и ста­тистика, 2002. – 192 с.

  13. Ильясов Ф.Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выбо­рах. – М.: Изд-во ИМА-пресс, 2000. – 200 с.

  14. Кабушкин Н.И. Маркетинг гостиниц и ресторанов: Учебник. – Мн.: Новое зна­ние, 2003. – 368 с.

  15. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М., 1998. – 389 с.

  16. Кросман Ф.М. Как заработать на консалтинге. – СПб.: Питер, 2001.–240с.

  17. Магомедов, Ш.Ш. Маркетинговые исследования товаров и услуг: учебное пособие/ Ш.Ш. Магомедов. – Москва: Издательский дом «Дашков и К°», 2007. – 296с.

  1. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: практикум / В.Т. Гришина [и др.]. – Москва: Издательский дом «Дашков и К°», 2007. – 136 с.

  1. Матэ Э. Послепродажное обслуживание. – М., 1994.

  2. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 272 с.

  1. Модульная программа для менеджеров. Модуль 12. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 208 с.

  1. Панкрухин А.П. Маркетинг – практикум: ситуационные задания, кейсы, тесты. – М.: Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1998.

  2. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в ту­ризме. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 160 с.

  3. Посадский А.П. Основы консалтинга. – М., 1999.

  4. Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года (Утв. Постановлением Совета Министров РБ 29.08.2008 №1249).

  5. Резников Н.П. Маркетинг в телекоммуникациях/ Н.П. Резников. – М.: ЭкоТ­рэндз, 1998. – 146с.

  6. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями/ А.Б.Титов. – СПб.: Питер, 2001. – 240с.: ил. – (Краткий курс).

  7. Туризм и гостиничное хозяйство: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр "Март", 2003. – 352с.

  8. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 607 с.

  9. Уткин Э.Я. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тес­тов по курсам "Менеджмент", "Маркетинг": Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика.., 2000.

  10. Федцов В.Г. Культура сервиса: Учеб.-прак. Пособие. – М.: Изд-во Приор, 2000. – 208 с.

  11. Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2001. – 208 с.

  12. Шкурин М.И. Маркетинг на транспорте: Учеб. Пос. – Гомель: БелГУТ, 2003. – 223 с.

  13. Щербакова Л.И. Государственное регулирование развития инновационного предпринимательства на базе венчурного капитала. – М., 1999.

Тематика практических занятий
1. Изучение и закрепление сущности и основных понятий маркетинга услуг, проблематики деятельности, тенденций развития и процесса взаимодействия субъектов хозяйствования на рынке услуг.

2. Изучение особенностей и составляющих элементов системы предоставления услуг.

3. Решение задач по прогнозированию спроса на услуги с использованием модели временных рядов и регрессионного анализа

4. Изучение маркетинговых подходов по реализации концепции маркетинга в сфере услуг.

5. Изучение особенностей процесса проведения маркетинговых исследования на рынке услуг.

6. Решение задач по использованию технологий в сфере услуг.

7. Решение задач по эффективному управлению трудовыми ресурсами в сфере услуг.

8. Изучение подходов по предоставлению на рынок туристических услуг на принципах маркетинга.

9. Изучение подходов по предоставлению на рынок гостиничных услуг на принципах маркетинга.

10. Изучение подходов по предоставлению на рынок транспортных услуг на принципах маркетинга.

11. Изучение подходов по предоставлению на рынок сервисных услуг на принципах маркетинга.

12. Изучение подходов по предоставлению на рынок различного рода услуг на принципах маркетинга.




Планы практических занятий
Формы работы на практических занятиях

  1. Опрос по вопросам темы.

  2. Тестирование.

  3. Решение ситуационных задач с последующим обсуждением.

  4. Решение практических задач.

  5. Подведение итогов работы на занятиях.


ЗАНЯТИЕ 1 (2 часа)

Тема: Рынок услуг в современной экономике

Цель занятия:

Усвоить и закрепить полученные теоретические знания для организации эффективного маркетинга услуг на предприятии непроизводственной сферы.


Вопросы занятия:

1. Роль сферы услуг в экономике.

2. Сущность услуги. Подходы к определению понятия «услуга».


  1. Характеристики услуг.

  2. Классификация услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме занятия. Решение си­туационных задач и практических заданий с целью изучения организации маркетинга на предприятиях различных сфер услуг. Обоснование полученных выводов. По ре­зультатам решения задач и полученных выводов оп­ределение отечественных тенденций развития рынка услуг. Разработка системы факторов благоприятст­вования и сдерживания развития рынка услуг в РБ.


ЗАНЯТИЕ 2 (2 часа)
Тема: Система предоставления услуг

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти системы предоставления услуг.

Вопросы занятия:



  1. Специфика системы предоставления услуг.

  2. Пути обеспечения согласования спроса и предложения услуги.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач и практических заданий с целью изуче­ния путей согласования спроса и предложения и применения полученных выводов в практике отече­ственных предприятий сферы услуг. Обоснование полученных выводов.




ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема: Система предоставления услуг

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти системы предоставления услуг.

Вопросы занятия:


        1. Регулирование сферы услуг.

        2. Покупательские риски в сфере услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач и практических заданий с целью сокращения покупательских рисков в сфере услуг и применения полученных выводов в практике отече­ственных предприятий сферы услуг. Обоснование полученных выводов.


ЗАНЯТИЕ 4 (2 часа)
Тема: Реализация концепции маркетинга в сфере услуг

Цель занятия:

Изучить содержание и принципы формирования от­дельных элементов комплекса маркетинга в сфере услуг.

Вопросы занятия:



  1. Анализ внешней среды: цель, заданные условия.

  2. Характеристика конъюнктуры рынка.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач и практических заданий с целью изуче­ния подходов по анализу внешней среды и конъюнктуры рынка услуг. Обоснова­ние полученных выводов.


ЗАНЯТИЕ 5 (2 часа)
Тема: Реализация концепции маркетинга в сфере услуг

Цель занятия:

Изучить содержание и принципы формирования от­дельных элементов комплекса маркетинга в сфере услуг.

Вопросы занятия:



  1. Исследование позиций конкурентов.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения основных направлений изучения позиций конкурентов и возможно­стей применения данных методик в практике отечественных предприятий сферы услуг. Обоснование полученных выво­дов.



ЗАНЯТИЕ 6 (2 часа)
Тема: Реализация концепции маркетинга в сфере услуг

Цель занятия: Изучить содержание и принципы формирования от­дельных элементов комплекса маркетинга в сфере услуг.

Вопросы занятия:


  1. Ценовая политика на рынке услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по выбору методик формирования цены в сфере услуг и возможно­стей их применения в практике отечественных предприятий сферы услуг. Обоснование полученных выво­дов.



ЗАНЯТИЕ 7 (2 часа)
Тема: Реализация концепции маркетинга в сфере услуг

Цель занятия: Изучить содержание и принципы формирования от­дельных элементов комплекса маркетинга в сфере услуг.

Вопросы занятия:


  1. Система продвижения услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по эффективному использованию средств продвижения услуг на рынок и возможно­стей их применения в практике отечественных предприятий сферы услуг. Обоснование полученных выво­дов.



ЗАНЯТИЕ 8 (2 часа)
Тема: Маркетинг туристических услуг

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти организации маркетинга в сфере туризма.

Вопросы занятия:



  1. Особенности туристического маркетинга.

  2. Маркетинговые исследования рынка туристических услуг.

  3. Ценовая политика.

  4. Работа с общественностью в сфере туристических услуг

  5. Планирование туристического маркетинга.

Содержание занятия.

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по организа­ции маркетинга в туризме и применения полученных выводов в практике отечественных предприятий. Обоснование полученных выво­дов.



ЗАНЯТИЕ 9 (2 часа)

Тема: Маркетинг гостиничных услуг

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти организации маркетинга в сфере гостиничных услуг.

Вопросы занятия:


  1. Средства размещения и их классификация.

  2. Классификация гостиниц.

  3. Технологическая схема обслуживания клиентов в гости­нице.

  4. Ценовые стратегии в гостиничном бизнесе.

  5. Планирование и контроль маркетинга гостиничных услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по организа­ции маркетинга в гостиничном бизнесе и применения полученных выводов в практике отечественных предприятий. Обоснование полученных выво­дов.


ЗАНЯТИЕ 10 (2 часа)

Тема: Маркетинг транспортных услуг

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти организации маркетинга на транспорте.

Вопросы занятия:


  1. Исследование рынка транспортных услуг. Крите­рии сегментации рынка транспортных услуг.

  2. Изу­чение конкурентов на рынке транспортных услуг.

  3. Организация службы марке­тинга на транспортном предприятии.

  4. Стратегии маркетинга транспортных услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по организа­ции маркетинга на транспорте и применения полученных выводов в практике отечественных предприятий. Обоснование полученных выво­дов.


ЗАНЯТИЕ 11 (2 часа)
Тема: Маркетинг сервисных услуг

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти организации маркетинга в области сервисных услуг.

Вопросы занятия:



  1. Сущность сервиса. Особенности сервисных услуг. Принципы сервиса.

  2. Виды сервисных услуг.

  3. Организация сервиса.

  4. Комплекс мар­кетинга сервисных услуг.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по организа­ции маркетинга на предприятиях, предоставляющих сервисные услуги, и применения полученных выводов в практике отечественных предприятий. Обоснование полученных выво­дов.


ЗАНЯТИЕ 12 (2 часа)
Тема: Маркетинг услуг в различных сферах деятельности

Цель занятия:

Закрепить полученные теоретические знания в об­ласти организации маркетинга на предприятиях различных сфер услуг.

Вопросы занятия:



  1. Инжиниринговые услуги.

  2. Маркетинг образовательных услуг.

  3. Аудиторские услуги.

  4. Риэлтерские услуги.

  5. Юридические услуги.

Содержание занятия:

Обсуждение вопросов по теме. Решение ситуацион­ных задач с целью изучения подходов по организа­ции маркетинга на предприятиях различных сфер деятельности и применения полученных выводов в практике отечественных предприятий. Обоснование полученных выво­дов. Тест-опрос по темам курса.

Ректор учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси

Учебная программа «Международное частное право» составлена на основе учебной программы «Международное частное право», утвержденной 14. 09. 2010г., регистрационный № тд-е. 013/тип

510.31kb.

07 10 2014
3 стр.


Федерации профсоюзов беларуси

Это наиболее актуально для сферы услуг. Специ­фика услуг во многом определяет особенности практической реализации концепции маркетинга. Данные особенности подробно освещаются в кур

309.54kb.

10 10 2014
1 стр.


Пояснительная записка к проекту Закона о жилье

Примэрий мун. Кишинэу и Бэлць, Федерации профсоюзов строительства и промышленности строительных материалов «sindicons», Профсоюза «sindicomservice», Партрональной федерации

124.21kb.

15 12 2014
1 стр.


Л. А. Рапопорт Председатель Федерации Профсоюзов Свердловской области
71.36kb.

11 10 2014
1 стр.


Макаренко обвиняет Стояна в измене интересам профсоюзов

Украины, делегат IV съезда Федерации профсоюзов Украины А. Макаренко обвиняет председателя фпу александра Стояна в “измене интересам членов профсоюза”, “раздвоенности” и требует сн

18.66kb.

02 10 2014
1 стр.


Материалы

Первый заместитель Председателя Федерации профсоюзов Камчатки, председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников здравоохранения РФ

1273.32kb.

14 09 2014
6 стр.


В неваде ждут петербургских школьников

В этом году в Конкурсе приняли участие победители региональных конкурсов из 38 субъектов федерации, а также школьники из Беларуси, Украины и Казахстана

21.58kb.

08 10 2014
1 стр.


Xxii съезд федерации профсоюзов республики казахстан

Казахстане привели к изменению общей картины жизни. Для большинства казахстанцев эти годы стали периодом, когда осуществлялись масштабные экономические и социальные программы в обр

489.67kb.

18 12 2014
3 стр.