Перейти на главную страницу
Л-1, стр.15-31; Л-5, стр.354 - 362 , 367-405.
Вопросы темы изложены в достаточном объеме в основной литературе.
При изучении этого материала необходимо обратить внимание на основные требования к машинам и их деталям, виды соединений деталей и примеры их применения.
Классификация механических передач.
Передачи трением. Фрикционные передачи, устройство, принцип работы, область применения, классификация.
Ремённые передачи, устройство, принцип работы, область применения, классификация, сравнительная оценка.
Передачи зацеплением. Цепные передачи, устройство, принцип работы, область применения, классификация.
Зубчатые передачи, устройство, принцип работы, область применения, классификация, сравнительная оценка.
Прямозубые цилиндрические передачи. Виды разрушения зубьев. Материал зубчатых колёс.
Непрямозубые цилиндрические передачи, конические зубчатые передачи.
Винтовые, зубчато-винтовые передачи, устройство, принципы работы, область применения, классификация.
Кинематические и силовые передачи. Редукторы, коробки скоростей. Направляющие вращательного движения. Валы и оси, их назначение, конструкции. Опоры качения и скольжения, их сравнительная оценка, классификация.
Муфты, их назначение, классификация, область применения, обзор конструкций. Устройство жёстких, компенсирующих, упругих и фрикционных муфт.
Литература
Л-1, стр.31-69; Л-5, стр. 242-244;стр.239-242; стр. 193-237.
Материал этой темы достаточно подробно изложен в основном учебнике.
Студент должен
Классификация автотракторных двигателей. Основные понятия и определения параметров двигателя внутреннего сгорания. Рабочий цикл четырёхтактных и двухтактных карбюраторных и дизельных двигателей.
Работа многоцилиндровых двигателей. Назначение основных механизмов и систем автотракторных двигателей. Основные технико-эксплуатационные показатели автотракторных двигателей.
Литература
Л-1, стр. 69-74, 150-151; Л-2 , стр.12...18; Л-15, стр. 5...10
Уясните классификацию тракторов: по назначению, ходовой части, типу остова и тяговому усилию. Разберитесь в отличиях ходовой части тракторов и их эксплуатационных качествах.
Необходимо запомнить, какие тракторы относятся к тому или иному тяговому классу, так как при изучении III раздела дисциплины эти знания необходимы для агрегатирования технологических орудий с тракторами того или иного тягового класса.
Характеристика тракторов, используемых в лесном и лесопарковом хозяйствах довольно подробно описана в учебнике Л-1 на стр. 76.
О классификации, общем устройстве автомобилей изложено в достаточном объеме в рекомендуемой литературе.
Из автомобилей, применяемых в лесном и лесопарковом хозяйствах, к перечисленным в учебнике Л-2 стр. 18 необходимо добавить еще КамАЗ -4310 с двигателем ЯМЗ -740 мощностью 155 кВт, Урал 4320 с этим же двигателем.
Необходимо четко уяснить понятие: что такое двигатель, какие они бывают (электрические и тепловые; внешнего сгорания и внутреннего сгорания; поршневые и роторные). Затем разберитесь с основными признаками классификации двигателей внутреннего сгорания (ДВС): по способу смесеобразования; по виду применяемого топлива; по способу воспламенения рабочей смеси; по рабочему циклу; по числу цилиндров и их расположению; по способу охлаждения.
Разберитесь в основных понятиях и определениях в двигателе: что представляет собой рабочий цикл ДВС, какие процессы происходят при этом в двигателе, что такое нижняя и верхняя мертвые точки и чем они характерны; ход поршня, его зависимость от конструктивных особенностей двигателя. Определитесь с понятием длинноходовой и короткоходовой двигатель, их достоинствами и недостатками. Уясните, что такое рабочий объем цилиндра, литраж двигателя, объем камеры сгорания, полный объем цилиндра, степень сжатия. Ознакомьтесь с классификацией ДВС по литражу.
После этого разберитесь с общим устройством одноцилиндрового карбюраторного и дизельного двигателя, его механизмами и системами, их назначением, взаимодействием. Уясните, какие механизмы и системы являются обязательными для карбюраторного двигателя и дизельного. Изучите рабочие циклы четырехтактных карбюраторных и дизельных двигателей, их достоинства и недостатки, основные показатели рабочего цикла этих двигателей.
После этого приступите к изучению конструктивных особенностей и рабочего цикла двухтактного двигателя. Устройство, рабочий цикл, а также достоинства и недостатки двухтактных двигателей в достаточном объеме описаны в Л-2, стр. 22…23.
Рабочий цикл как карбюраторного, так и дизельного четырехтактного двигателя довольно подробного описан в любом учебнике по тракторам и автомобилям. В рекомендованной литературе данный материал можно найти в Л-2, стр. 21…22. При изучении этого материала необходимо обратить особое внимание на то, что засасывается при такте «Впуск» у карбюраторного и дизельного двигателя и за счет чего происходит воспламенение рабочей смеси у того и другого двигателя, и где эта смесь приготавливается.
Четырехтактный одноцилиндровый двигатель работает очень неравномерно: ускоренно при рабочем ходе и постепенно замедляется при остальных ходах. Поэтому для более равномерного вращения коленчатого вала, увеличения рабочего объёма и мощности, одноцилиндровые двигатели составляют в многоцилиндровые (2; 4; 6; 8 и 12 цилиндровые) с одним общим коленчатым валом. Изучите работу четырёхцилиндрового двигателя, такты рабочего цикла, порядок работы автотракторных двигателей.
Порядок работы необходимо знать для того, чтобы в правильном порядке отрегулировать зазоры в клапанах, установить угол опережения зажигания или угол опережения впрыска топлива.
После изучения этого материала, опираясь на знания физики, изучаете понятия о мощностях двигателя (индикаторной и эффективной ), механическом КПД двигателя, литровой мощности, удельной массе и удельном эффективном расходе топлива . Этот материал в достаточном объёме изложен в предлагаемой литературе.
Закончить эту тему необходимо изучением основных технико-экономических показателей автотракторных двигателей СМД-14НГ; СМД-18НГ; Д-240; А-03МЛ; ЗИЛ -130 и ЗМЗ - 53А.
Вопросы для самоконтроля
Студент должен
- назначение, общее устройство и работу кривошипно-шатунного механизма, техническое обслуживание;
- распознавать детали кривошипно-шатунного механизма, регулировать его работу.
Назначение, общее устройство и работа кривошипно-шатунного механизма. Назначение и взаимодействие, материал и устройство деталей механизма. Конструктивные особенности кривошипно-шатунного механизма тракторных и автомобильных двигателей. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.
Литература
Наиболее важными в двигателе являются детали кривошипно-шатунного механизма (КШП), которые преобразуют возвратно-поступательное движение поршня во вращательное коленчатого вала и наоборот. Эти детали несут основную нагрузку. На них действуют силы давления газов в цилиндре и инерционные силы, возникающие при неравномерном движении масс, совершающих возвратно-поступательное движение, а также центробежные силы вращающихся масс и моменты от действия этих сил.
Уясните назначение каждой детали КШМ, их взаимодействие с остальными.
Устройство деталей КШМ довольно подробно изложено в указанной литературе.
Признаки эксплуатационных неисправностей |
Причины неисправностей |
Способы устранения |
1. Двигатель работает с перебоями и не развивает мощности |
Изношена поршневая группа – кольца, гильзы, поршни |
Заменить изношенные детали |
2. При работе двигателя наблюдается синий дым |
То же |
То же |
3. При работе двигателя наблюдается белый дым |
То же |
То же |
4. Двигатель внезапно останавливается |
А. Заклинивание поршня в гильзе |
А. Извлечь поршень и осмотреть гильзу, в случае необходимости заменить детали, вышедшие из строя |
|
Б. Заклинивание коленчатого вала |
Б. Осмотреть шатунные и коренные подшипники, в случае необходимости заменить детали, вышедшие из строя |
5. При работе двигателя слышен отчётливый металлический стук, усиливающийся с увеличением частоты вращения коленчатого вала |
Изношены поршневые пальца и отверстия в бобышках поршня и верхней головке шатуна |
Заменить изношенные детали |
6. Двигатель работает с дребезжащим стуком, прослушивающимся хорошо по всей высоте цилиндра |
Изношены поршни и гильзы |
Заменить изношенные детали |
7. Двигатель работает с глухими ударами, прослушивающимися по всей высоте блоккартера |
Изношены вкладыши и шатунные шейки коленчатого вала |
То же |
8. Двигатель работает с глухими ударами в нижней части блоккартера |
Изношены вкладыши и коренные шейки коленчатого вала |
То же |
Студент должен
- о верхнем и нижнем расположении клапанов, механизме без коромысел и толкателя;
Назначение и взаимодействие, материал и устройство деталей механизма. Распределительные шестерни. Назначение и регулировка тепловых зазоров. Назначение, устройство и работа декомпрессионного механизма тракторных двигателей. Техническое обслуживание механизма газораспределения.
Л-2, стр.33...38; Л-15, стр.28...35.
При изучении материала этой темы необходимо уяснить, какие типы механизмов газораспределения применяются на современных двигателях, в чем преимущества и недостатки того или иного типа механизмов. Также рассмотрите подробно устройство механизма газораспределения с верхним расположением клапанов и штанго-коромысловым передаточным механизмом, как наиболее распространенным типом. Обратите внимание на особенности устройства механизма газораспределения двигателя ЗИЛ - 130, устройство поворотного механизма выпускных клапанов у этого двигателя. Рассмотрите способ фиксации распределительных валов от осевых перемещений. Разберитесь с назначением, устройством и принципом работы декомпрессионного механизма дизельных двигателей. Необходимо уяснить назначение тепловых зазоров в клапанах, какую роль на работу двигателя оказывают эти зазоры и почему они должны быть у каждого двигателя строго определенных размеров. Проведите регулировку тепловых зазоров клапанов на одном из изучаемых двигателей. Уясните понятие о фазах газораспределения, от чего они зависят, и к чему приведет нарушение фаз.
В качестве примера регулировки тепловых зазоров в клапанах можно привести порядок этой регулировки на двигателе СМД-14НГ:
Зазоры регулируются между стержнем клапана и пятой (бойком) коромысла регулировочным винтом коромысла, когда поршень соответствующего цилиндра находится в верхней мертвой точке в конце такта сжатия. Проверку и регулировку начинают с первого цилиндра в следующем порядке:
Признаки эксплуатационной неисправности |
Причина |
Способ устранения |
1. Двигатель не запускается |
Недостаточная герметичность впускных и выпускных клапанов |
Притереть клапаны |
2. Двигатель работает с перебоями, не развивает мощности |
А. Зависает клапан головки цилиндров |
А. Снять головку блока цилиндров, вынуть клапан и очистить его от нагара |
|
Б. Сломана пружина клапана |
Б. Заменить пружину клапана |
3. При работе двигателя наблюдается чёрный дым (неполное сгорание топлива) |
Неправильно установлены распределительные шестерни |
Установить шестерни по меткам |
4. Двигатель работает с белым дымом |
Нарушен зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла |
Отрегулировать зазор в клапанах, при необходимости притереть клапаны |
5. Двигатель стучит (лёгкий металлический стук, хорошо прослушиваемый при малой частоте вращения коленчатого вала) |
Нарушен зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла |
Отрегулировать зазор в клапанах |
6. Удар поршня о клапаны |
Нарушена регулировка декомпрессионного механизма |
Отрегулировать декомпрессионный механизм |
7. Недостаточное открытие клапанов |
Нарушена регулировка декомпрессионного механизма |
Отрегулировать декомпрессионный механизм |
Студент должен
- распознавать детали системы питания на двигателе, регулировать работу.
Топливо для автотракторных двигателей. Схемы питания дизельных и карбюраторных двигателей. Понятие о карбюрации. Состав горючей смеси. Процесс смесеобразования дизельных двигателей. Устройство и работа карбюраторов. Устройство и работа приборов системы питания дизелей.
Система питания автомобильных карбюраторных двигателей. Техническое обслуживание системы питания.
Л-2 , стр. 38...60; Л-15, стр. 35...61.
При изучении вопроса: «Топливо для автотракторных двигателей» необходимо разобраться с понятием ДЕТОНАЦИЯ, что это такое, от чего она возникает и к чему приводит работа двигателя при детонационном сгорании.
Обратите особое внимание на состав горючей смеси, четко уясните, что такое бедная, обедненная, богатая, обогащенная и нормальная смеси. От чего зависит их состав, внешние признаки работы на той или иной смеси, на каких смесях можно работать и в каких условиях, а на каких нельзя и к чему приведет работа на таких смесях.
Система питания автомобильного карбюраторного двигателя состоит из подсистем:
Изучите устройство простейшего карбюратора, изобразите его схему в тетради, разберитесь с назначением основных частей его: воздушного патрубка, поплавковой камеры, смесительной камеры; познакомьтесь с их элементами: жиклером, распылителем, диффузором, дроссельной и воздушной заслонками и их назначениями.
Только после этого приступайте к изучению устройства автомобильного карбюратора, т.к. он значительно сложнее и имеет ряд систем:
При изучении вопроса о дизельном топливе необходимо обратить внимание на основные показатели: цетановое число, температуру применения, температуру помутнения, застывания, долю серы в нем, а также разобраться с условным обозначением дизельного топлива по ГОСТу.
Система питания дизельного двигателя состоит из трех подсистем:
Внимательно изучите привод топливного насоса высокого давления. Выясните, для чего в шлицевой шайбе и шлицевой втулке выполнен «слепой» шлиц, а также по 14 отверстий в шайбе и ступице шестерни, в чем их отличие, и для чего это необходимо.
Признаки эксплуатационных неисправностей |
Причины неисправностей |
Способы устранения |
1. Двигатель не запускается |
А. В топливную систему попадает воздух |
А. Устранить подсос воздуха. Прокачать через топливную систему топливо |
|
Б. Засорены топливные фильтры |
Б. Промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки или заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки |
|
В. Заедает рейка топливного насоса |
В. Устранить заедание или заменить топливный насос |
|
Г. Заедает игла распылителя или закоксованы отверстия распылителя |
Г. Прочистить сопловые отверстия распылителя, промыть или заменить распылитель |
|
Д. Пониженное давление впрыска топлива форсункой |
Д. Отрегулировать давление впрыска топлива форсункой |
|
Е. Неисправен подкачивающий насос |
Е. Снять, осмотреть насос и устранить неисправность |
|
Ж. Заедает плунжер топливного насоса |
Ж. Заменить топливный насос |
|
З. Изношены плунжерные пары топливного насоса |
З. Заменить топливный насос |
|
И. Нарушена регулировка топливного насоса |
И. Отрегулировать или заменить топливный насос |
2. Двигатель дымит, чёрный дым (неполное сгорание топлива) |
А. Недостаточная подача воздуха |
А. Промыть воздухоочиститель, заправить его чистым маслом |
|
Б. Заедает игла распылителя форсунки или закоксованые отверстия распылителя промыть |
Б. Прочистить сопло отверстия распылителя или заменить распылитель |
|
В. Неправильно установлен угол опережения подачи топлива |
В. Отрегулировать топливный насос |
3. Двигатель стучит |
А. Топливный насос установлен с большим углом опережения подачи топлива (резкий стук в верхней части блока) |
А. Отрегулировать топливный насос |
|
Б. Не работает одна форсунка |
Б. Заменить форсунку |
4. Двигатель идёт «вразнос» |
А. Переполнен маслом поддон воздухоочистителя |
А. Снять поддон и слить лишнее масло (до уровня кольцевого пояска). Установить нормальный уровень масла |
|
Б. Высокий уровень масла в корпусе топливного насоса |
Б. Прочистить или продуть сжатым воздухом трубку для слива масла |
|
В. Заклинила рейка топливного насоса |
В. Заменить топливный насос |
Студент должен
Схемы смазочных систем современных автотракторных двигателей. Особенности устройства и работы масляного насоса, фильтров, масляного радиатора. Вентиляция картера двигателей. Техническое обслуживание смазочной системы.
Л-1, стр. 178-184; Л-2, стр. 60...66; Л-15, стр. 61...73.
Начинать изучение темы необходимо с определения назначения системы смазки. Затем нужно определить функции моторного масла и запомнить его важнейшие показатели: вязкость, термоокислительная стабильность, моющие свойства, коксуемость, зольность, коррозионное действие, температура вспышки, температура застывания, механические примеси и вода. Необходимо уяснить, что каждый из этих показателей характеризует, для чего в масла добавляют присадки и какие они бывают.
На тракторе и автомобиле в натуре изучите расположение узлов системы смазки, их соединение между собой и взаимодействие. Обратите внимание на способы подачи масла к трущимся поверхностям и пути масла в двигателе. Замерьте уровень масла в двигателе, обратите внимание на место заливки масла в двигатель и способ вентиляции картера.
Далее необходимо разобраться с устройством, назначением и работой одно - двухсекционных масляных насосов, центрифуг, радиаторов и клапанов системы смазки. Изучите и постарайтесь самостоятельно выполнить операции технического обслуживания системы смазки.
Материал темы довольно подробно изложен в предлагаемой литературе.
Неисправности системы смазки, их причины и способы
устранения
Признаки эксплуатационных неисправностей |
Причины неисправностей |
Способы устранения |
1. Дизель дымит |
Попадание масла в камеру сгорания в результате избытка масла в картере |
Установить уровень (синий дым) масла по верхней метке масломерной линейки |
2. Низкое давление масла в системе смазки |
А. Неисправен указатель давления масла |
А. Проверить указатель, при необходимости заменить его |
|
Б. Недостаточное количество масла в картере |
Б. Долить масло в картер дизеля до верхней метки масломерной линейки |
|
В. Утечка масла в маслопроводах |
В. Осмотреть маслопроводы и устранить все утечки. Если устранить утечки не удаётся, необходимо опрессовать систему смазки |
|
Г. Заедает сливной или предохранительный клапан масляного фильтра |
Г. Промыть клапаны, при необходимости очистить задиры |
|
Д. Засорена сетка маслоприёмника масляного насоса |
Д. Промыть сетку маслоприёмника |
|
Е. Ослаблено крепление трубки, подводящей масло от масляного насоса к блоку, или пробита прокладка |
Е. Затянуть болты или заменить прокладку между трубкой и блоком |
|
Ж. Изношены шестерни масляного насоса |
Ж. Заменить изношенные шестерни |
|
З. Изношены коренные и шатунные подшипники |
З. Заменить изношенные детали |
3. Нет давления в системе смазки |
А. Неисправен указатель давления масла |
А. Заменить указатель |
|
Б. Сломан валик масляного насоса |
Б. Заменить валик |
|
В. Срезан штифт крепления шестерни привода |
В. Заменить штифт масляного насоса |
|
Г. Сдвинута с места насадка масляного фильтра |
Г. Поставить насадку на место и надёжно закрепить её штифтом |
4. Большой расход масла |
А. Износились поршневые кольца или закоксовались в канавках |
А. Заменить поршневые кольца или очистить канавки |
|
Б. Большой торцовый зазор между поршневыми кольцами и канавками поршня |
Б. Заменить поршневые кольца, а в случае необходимости и поршни |
|
В. Овальность и конусность гильз выше допустимых пределов |
В. Заменить гильзы цилиндров |
|
Г. Неплотное прилегание поршневых колец к стенкам |
Г. Заменить кольца, а при необходимости и гильзы цилиндров |
|
Д. Большой зазор между стержнями впускных клапанов и направляющими втулками |
Д. Заменить изношенные детали |
5. Недостаточная частота вращения ротора центрифуги |
А. Повреждена прокладка между остовом и крышкой ротора |
А. Заменить прокладку |
|
Б. Заедание ротора на оси |
Б. Заменить центрифугу |
|
В. Загрязнены сетки и форсунки ротора |
В. Прочистить сетку и форсунки |
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений
24 09 2014
9 стр.
Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии
18 12 2014
64 стр.
Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии
14 12 2014
64 стр.
Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии
29 09 2014
64 стр.
Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии
17 12 2014
64 стр.
Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации федеральной службы по гидрометеорологии
15 12 2014
64 стр.
Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий
14 12 2014
1 стр.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздравсоцразвития России
15 09 2014
6 стр.