Перейти на главную страницу
Сделаем резкий поворот в другую сторону от Древней Индии, от философии Востока в Европу – в конец XIX – начало ХХ века. Нас будут интересовать философские идеи, принадлежащие немецким, французским и скандинавским мыслителям, образующие взаимосвязанную систему феноменологических и экзистенциальных воззрений, которые принято считать источниками и корнями гештальта. Исторически и географически эти корни очень далеки от древней Индии, но они связаны глубинным родством; нам было удивительно и приятно заметить перекличку идей. Так что они рассматриваются последовательно не случайно и не только в связи с их отношением к Гештальту.
Перлз любил щеголять невежеством. Мог в статусной компании ради эпатажа прикинуться этаким простачком, дурачком, который вообще ничего не знает, обозвать философствование слоновьим дерьмом и т.д. Тем не менее он был доктором философии и медицины. О большинстве идей, которые сейчас будут обсуждаться, он, безусловно, читал, слышал и думал – ведь речь идет о его современниках; мы имеем ввиду «культурную ванну»,подаренную Перлзу венской, берлинской средой, в которой он сформировался как специалист. Впрочем, может быть, еще важнее то, что он просто был человеком своей эпохи и разделял те сложности, которые она принесла очень многим.
Народившийся ХХ век принес человечеству огромное количество перемен, которые копились исподволь, но многими были осознаны как-то резко, рывком в ходе и после Первой мировой войны. Позволим себе перечислить некоторые.
Итак, феноменология. Слово «феномен» принадлежит Платону. Платон в юности своей много путешествовал по Ближнему Востоку, Египту, потом по Греции. Интересовался философскими корнями религий, пытаясь по-своему осмыслить мироздание. Основал свою школу в Афинах, написал знаменитую «Диалектику». Ее основой явилось сопоставление двух больших групп явлений, на которые он разделил все видимые и невидимые сущности на свете: феноменов и ноуменов. Феномен – это видимое, внешнее, явное, доступная нашим наблюдениям субстанция. Как правило, поскольку она хорошо доступна наблюдениям, она доступна и нашему уму, который этими наблюдениями оперирует. Ноумен – идея, которая лежит в основе каждой вещи, в основе каждого феномена. Это скрытая, во многом непознаваемая, его идеальная сущность. Ноумен, согласно Платону, первичен по отношению к феномену, является его причиной; феномен – только его отражение. Аристотель оставил ноумен в покое, обратив основное внимание на качества феномена, на то, из какой материи феномен сделан и что с ним происходит. Этот практичный подход – «из чего состоит» и «что происходит» - стал пращуром науки и технического развития человечества, символами которого нам кажутся Эйфелева башня и двигатель внутреннего сгорания. Платон отошел во «владение Церкви». Гегель возвращается к диалектике и превращает феноменологию, науку о явных свойствах вещей, в науку о развитии сознания, духа – удел академических философов. К началу ХХ века она, в силу кризиса в естествознании, связанного с позитивизмом, стала нужна практикам, в том числе психологам и психиатрам, занимавшимся проблемами, связанными с человеческой субъективностью для научного исследования удобно было иметь дело с вещами точными, тонкими и воспроизводимыми, с тем, что можно было взвесить, измерить и сравнить. Психология в этом смысле очень страдала, поскольку обращалась к вещам уникальным и личным, взвесить и разложить которые очень трудно. Как можно измерить чувства: глубину печали человека, меру нежности к матери или ценности, привязанности, предпочтения; глубину религиозного отношения или степень веры в святость собственности? Как сравнить эти вещи, как их разложить и анализировать? В общем, очень трудно. Мало того, что для этих феноменов невозможно придумать измерительный инструмент, чтобы их сравнить, они еще и невоспроизводимы. Сегодня моя печаль одна, завтра она другая, причем совершенно независимо от того повода, по которому она возникла, она разная.
Больше того, человеческие переживания тесно и в высшей степени неоднозначно связаны с другими людьми, их исследование соотносится с социальным контекстом, нюансы которого еще более изменчивы и многоплановы; их практически невозможно с точностью повторить в лабораторном эксперименте.
Упорствующие в материализме правнуки Аристотеля, больше всего любившие поломать голову над вопросом «почему происходит», столкнулись вплотную с иррациональностью субъективного мира и не получили ответа на свой вопрос. Феноменологией просто воспользовались как методом, как практическим подходом для работы с субъективными переживаниями. Их очень важно описать. Описать подробно, но не так, как в романах. Потому что, вообще говоря, Х IХ век – век романов. Описаний человеческих переживаний и отношений было накоплено «выше крыши». Ни один самый тонкий психолог не воспроизведет того богатства чувств, как это сделала художественная литература того времени. Но вот они не годились. Не годились чем? Каждое из описаний несло клеймо идей и пристрастий автора.
Итак, субъективные параметры человеческого бытия надо было описать. Описать, избегая домыслов. Избегая в этом описании себя, как вносящего свои признаки, свои категории и за счет этого – искажающие. Описать, избегая собственных интерпретаций. Их надо было выделить, отграничив от других, и назвать понятными для коллег именами и сгруппировать на основе описания. Не на основе моих размышлений или рассуждений об этом предмете, а только на основе описания, поскольку как только я начинаю вводить причинность (например: эти явления аналогичные, потому что они происходят от одного и того же источника), я нагружаю явления своими представлениями об источнике, из которого они происходят; эта группировка может быть истинной, а может быть и ложной. Как только я окрашиваю описание моральной оценкой, я ввожу описываемого человека в круг определенных долженствований и сужу, насколько он им соответствует; а ведь совсем неизвестно, насколько мои представления соответствуют его картине мира. Не будет ли мое описание искаженным, если делать его через очки моих пристрастий? Описать на основе доступных внешнему наблюдению характеристик, беспристрастно? Но мои возможности видеть и наблюдать столь несовершенны… Может быть, прибегнуть к помощи оборудования? Этими вопросами терзались многие психологи в начале ХХ века. Давайте посмотрим, как им удалось выбраться из тупика.
Предположим, мы описали, сгруппировали. И назвали некую совокупность феноменов, например, выяснили: этот человек – страдает. Это статус, состояние: положение на сейчас. Он дает ответ на вопрос «что происходит». Через 10 минут наш страдалец уже смеется (радуется). А что, собственно, произошло? Следующей за описанием наблюдаемой совокупности феноменов (статуса) необходимый шаг – описание процесса перехода от одного состояния к другому. Мы наблюдаем феномены в процессе их изменений, и подчас нам бывают важнее особенности того, как существует, изменяется и исчезает данный феномен, чем то, что именно он собой представляет. Вопрос, «как происходит» тот или иной процесс, как проживается то или иное состояние, и представляется нам самым важным практическим приложением феноменологии.
Из других многочисленных феноменологических трудов, пожалуй, стоит выделить важные для гештальтистов работы Мориса Мерло-Понти (Мерло-Понти М., 1996) и Эжена Миньковского, касающиеся значения кинестетических и осязательных сигналов в феноменологии восприятия. Благодаря этим трудам выяснилось, что телесные ощущения – самое раннее из того, что человек переживает в процессе онтогенеза, и осязание – то, что непосредственно ведает прикосновением одного человека к другому, оказывается принципиально важно для процессов целостного переживания и запоминания, несмотря на то, что на их долю приходится сравнительно малый объем информационного потока. Особенно важными оказываются кинестетические сигналы, поступающие в результате движений (по С. Гингер, 1999). С их утверждениями вполне совпадает вера гештальтистов в необходимость действия, движения, как для актуализации переживаний, приходящих в результате воспоминаний, так и для закрепления решений на будущее, которые человек декларирует.
Итак, что делает гештальт-подход феноменологическим направлением:
Бубер М. Проблема человека// Два образа веры. М.: Республика, 1995
Гингер С., Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб.: Специальная литература, 1999
Гуссерль Э. Философия как строгая наука. СПб.: Логос, 1911
Ибрагимова М.Л., Психология интенциональных актов / Автореферат канд. диссертации. М., 1998
Мерло-Понти М. В защиту философии. М.: Гуманитарная литература, 1996
Iii. Облик Сознания в Энтропийном Мире: Концептуальная модель Сознания – постулат выбора 35
15 12 2014
1 стр.
11 10 2014
4 стр.
Международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 14 – 18 февраля 2011 г
14 12 2014
1 стр.
Иными словами, феноменология стала наиболее созвучным современности методом философствования
13 09 2014
1 стр.
Тем самым, интерпретация таких явлений как репродукция, эволюция и когнитивная феноменология обретает другое направление
08 10 2014
1 стр.
Издание осуществлено в рамках программы "Пушкин" при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Посольства Франции в России
29 09 2014
18 стр.
Многолетние исследования В. М. Сырнева (1928-1965 г г.) позволили ему составить феноменологический атлас "звуковых" проекций различных органов на кожные покровы
10 10 2014
1 стр.
Философия и теология в таком понимании выражают напряженность и вражду двух мировоззрений. Это отношение устанавливается не путем научной аргументации, но лишь согласно тому, как
13 10 2014
1 стр.