Перейти на главную страницу
In: Heidegger M., Phänomenologie und Theologie, Frankfurt a. M., 1970, SS. 13-33.
С самого начала мы ставим эту проблему иначе: как вопрос об отношении двух наук.
Но этот вопрос нуждается в дальнейшем уточнении. Речь не идет здесь о сравнении двух фактических состояний двух исторически сложившихся наук, не говоря уже о том, что было бы весьма трудно описать некое объединяющее их состояние ввиду наличия различных направлений с обеих сторон. Сравнение фактических соотношений на этом пути не дало бы нам основы для усмотрения того, как соотносятся между собой христианская теология и философия.
Поэтому нужна почва для обоснованной дискуссии по этим проблемам, какая-то идеальная конструкция обеих наук! Исходя из возможностей, которые заключают в себе обе науки, следует решать и проблему возможной связи между ними.
Однако подобная постановка вопроса предполагает фиксацию идеи науки вообще и тем самым предопределяет характеристику основных возможных превращений этой идеи. (Мы не можем рассматривать здесь эту проблему, которая должна служить пролегоменами к нашей дискуссии). В качестве путеводной нити мы принимаем следующее формальное определение науки: наука есть обосновывающее раскрытие всегда замкнутой в себе сферы сущего, или бытия, ради самой раскрытости. Всякая предметная область, согласно характеру и способу бытия ее предметов, обладает каким-то особым видом возможного обнаружения, удостоверения, обоснования и понятийной чеканки формирующегося таким образом познания. Из самой идеи науки, поскольку она понимается как возможность здесь-бытия, проистекает необходимость существования двух основных возможностей науки: науки о сущем (онтические науки) и науки о бытии (онтологическая наука, философия). К области онтических наук принадлежит наличное сущее, которое известным образом еще до всякого раскрытия его наукой уже раскрыто. Науки о каком-либо наличном сущем, о positum мы называем позитивными науками. Для них характерно, что объективация того, что становится их предметом, происходит лишь в том направлении, в каком она продолжает донаучную установку, уже существующую по отношению к этому сущему. Наука о бытии, онтология, напротив, нуждается в коренной перестройке взгляда на сущее: от сущего она обращается к бытию, при этом сущее, находящееся уже под иным углом зрения, также не исчезает из поля видимости. Я не буду говорить здесь о методическом характере этой перестройки. В круге действительных или возможных наук о сущем, наук позитивных, различие между отдельными позитивными науками каждый раз соответствует тому особому подходу, при котором наука ориентируется на определенную область сущего. Однако любая позитивная наука обладает не относительным, а абсолютным отличием от философии. Мы утверждаем: т е о л о г и я – э т о п о з и т и в н а я н а у к а, и в э т о м к а ч е с т в е о н а п о л н о с т ь ю о т л и ч а е т с я о т ф и л о с о ф и и.
Но в таком случае следует спросить, в каком отношении теология находится к философии, будучи абсолютно отличной от нее? Помимо прочего из нашего утверждения вытекает, что теология в качестве позитивной науки в своей основе стоит ближе к химии и математике, чем к философии. Тем самым мы в самой крайней форме выражаем связь между теологией и философией, противопоставляя ее вульгарному пониманию, по которому обе науки заняты одной и той же областью человеческой жизни и мира, но та и другая следуют своей собственной путеводной нити в понимании, одна - исходя из принципа веры, другая - разума. Согласно нашему утверждению теология - это позитивная наука, и в этом качестве она абсолютно отлична от философии. В качестве цели нашего рассмотрения мы получаем следующее: следует охарактеризовать теологию как позитивную науку и на основе этой характеристики выяснить возможную связь с абсолютно отличной от нее философией.
Отмечаю при этом, что под теологией я понимаю христианскую теологию, что, конечно, не означает, что существует только христианская теология. Вопрос о том, является ли вообще теология наукой - самый важный вопрос, однако сейчас он должен быть отложен не потому, что мы хотели бы уклониться от решения этой проблемы, но лишь потому, что этот вопрос - является ли теология наукой - не может быть поставлен таким образом, пока предварительно в достаточной мере не разъяснена ее идея.
Перед тем, как перейти к этому рассмотрению, я хотел бы развернуть порядок последующих размышлений. Согласно нашему утверждению, речь пойдет о позитивной науке, причем науке совершенно особого рода. Поэтому сначала необходимо кратко рассмотреть то, что составляет позитивность науки вообще.
К позитивности науки относится:
1. То, что в принципе уже раскрытое сущее есть в каком-то виде заранее возможная область теоретического опредмечивания и вопрошания.
2. То, что это наличное positum уже заранее открыто для определенного донаучного доступа и подхода к сущему, подхода, при которой проявляется специфическая предметность этой области и способ бытия рассматриваемого сущего, которое до какого бы то ни было теоретического понимания пребывает раскрытым, хотя и не в явленном и не в познанном виде.
3. К позитивности принадлежит также то, что этот донаучный подход к наличному сущему (природа, история, хозяйство, пространство, число), ужо прояснен и ведом неким, хотя и не понятийным, пониманием бытия. Позитивность может меняться соответственно предметности данного сущего, соответственно способу его бытия, соответственно способу донаучного раскрытия затрагиваемого сущего, соответственно виду принадлежности этой раскрытости к наличному.
Возникает вопрос: какова при этом позитивность теологии? Мы должны, конечно, ответить на него, прежде чем мы будем в состоянии определить отношение теологии к философии. Однако характеристики позитивности теологии еще недостаточно для достаточного определения ее как науки; мы получаем здесь еще не полное понятие теологии как науки, а пока еще только то, что ей как позитивной науке свойственно. Скорее речь идет о том, чтобы в ориентации на специфическую позитивность теологии охарактеризовать ее специфическую научность, специфический характер этой научности, если вообще тематизирование в согласии с направленностью вопроса, вид исследования и понятийность должны согласоваться с тем или иным positum. Только охарактеризовав позитивность теологии и ее научность мы приближаемся к ней как к позитивной науке, обретая при этом почву для возможного определения ее отношения к философии. Поэтому рассмотрение будет слагаться из трех звеньев:
а) Позитивность теологии
б) Научность теологии
в) Возможное отношение теологии как позитивной науки к философии.
Мы говорим: н а л и ч н о е (positum) д л я т е о л о г и и е с т ь и д е я х р и с т и а н с т в а. Это решает вопрос о возможной форме теологии как позитивной науки о христианской жизни. Но что же такое христианская жизнь?
Совокупность этого сущего, раскрытого верой так, что сама вера включается в эту связь событий сущего, составляет позитивность, которой располагает теология. Предположим, теперь, что теология, исходя из веры, налагается непосредственно на веру, наука же есть с в о б о д н о совершенное, понятийно обнаруживающееся опредмечивание. Теология в этом случае заключается в тематизации веры и того, что обнаружено ею, то есть «Откровенного». Следует отметить, вера - это не только способ, в котором преимущественно раскрывается positum и который опредмечивается теологией, но сама вера становится теологической темой. Более того, хотя теология налагается на веру, только в вере она может обрести достаточное основание для себя самой. Если бы вера по природе своей противоречила понятийному истолкованию, теология была бы совершенно н е а д е к в а т н ы м истолкованием своего предмета (веры). Ей не хватало бы сущностного момента, без которого она с самого начала не смогла бы стать наукой. Необходимость теологии никогда не может быть поэтому выведена из системы чисто рациональных наук. Кроме того, вера мотивирует не только проникновение науки, истолковывающей христианство (Christlichkeit), вера в качестве возрождения есть в то же время и с т о р и я, в совершение которой теология должна внести свою лепту; только внутри самой веры в качестве охарактеризованного исторического события теология обладает смыслом и правом на существование.
Пытаясь объяснить эту связь, мы показываем, как благодаря специфической позитивности теологии, то есть благодаря христианскому свершению, раскрытому верой в качестве веры, обозначается научность науки о вере.
б) Научность теологии
Теология есть наука о вере.
Это значит многое:
Специфическая вещность предмета теологии требует, чтобы соответствующее теологическое познание никогда не застывало в каком-либо неопределенном знании, свободно парящем над землей. Столь же мало теологическая прозрачность и понятийное истолкование веры могут обосновать и утвердить ее правомерность, или каким-то образом облегчить ее принятие и пребывание в ней. Теология может сделать веру только более трудной, то есть показать, что верование как раз может быть приобретено не ею - наукой теологии, но исключительно только верой. Теология может таким образом выявить в сознании ту серьезность, которая свойственна верованию как способу существования, "полученному как дар". Теология "может" сделать подобное, то есть она способна на это, и именно в порядке возможности.
Теология, в соответствии с опредмеченной ею позитивностью, есть таким образом и с т о p и ч е с к а я н а у к а. Подобным утверждением мы, кажется, отрицаем возможность и необходимость с и с т е м а т и ч е с к о й так же, как и п р а к т и ч е с к о й теологии. Однако следует обратить внимание на то, что мы не говорим о существовании только "исторической теологии", исключающей теологию "систематическую" или "практическую". Это утверждение скорее означает, что теология как наука целиком исторична, каковы бы ни были те дисциплины, из которых она может складываться. Именно такая ее характеристика позволяет понять, почему и как теология не просто внешне, но согласно специфическому единству своей темы изначально подразделяется одновременно на систематическую, историческую (в более узком смысле) и практическую дисциплины. Философское понимание науки ведь не приобретается от того, что просто принимают фактически случайно заданное ей подразделение в его простом техническом рабочем подразделении, чтобы затем над соединенными извне различными дисциплинами надстроить "общее" понятие. Скорее следовало бы помимо данных фактических подразделений вновь рассмотреть и установить, отвечает ли и почему отвечает это подразделение требованию, исходящему из сущности данной науки и в какой мере эта фактическая организация соответствует идее науки, определенной ее позитивностью.
Однако что касается теологии, обнаруживается следующее: поскольку она есть понятийное истолкование христианского существования, все ее понятия по их содержанию сущностно связаны с христианским свершением как таковым. Понять его в его вещном составе, в его специфическом виде бытия, то есть исключительно в том, как оно свидетельствует о себе в вере и для веры - вот задача систематической теологии. Если истинно то, что верование засвидетельствовано в П и с а н и и, то теология есть по сути своей н о в о з а в е т н а я т е о л о г и я. Иначе говоря, теология является систематической не потому, что все содержание веры она разбивает на отдельные куски, чтобы затем соединить их в рамках одной системы, а вслед за этим доказывать значимость этой системы. Она является систематической не потому, что она возводит систему, a потому, что она и з б е г а е т ее в том смысле, что σύστημα христианского свершения в ее сокровенности раскрывается ею для света, то есть она стремится перенести в историю откровения верование таковым, каким оно понятийно осмысливает себя. Чем историчнее теология, чем более непосредственно она выражает в словах и понятиях историчность веры, тем она "систематичнее" и тем менее является она рабой системы. Изначальный характер знания относительной этой задачи и ее методических требований есть критерий научного уровня систематической теологии. Задача подобной теологии будет решена с большим успехом и совершенством, если она сможет представить с максимальной непосредственностью понятия и понятийные связи того вида бытия и специфического состава того с у щ е г о, которое она опредмечивает. Чем решительнее избавляется теология от применения какой-либо философии и ее системы, тем ф и л о с о ф и ч н е е она в своей укоренившейся научности.
С другой стороны, можно сказать, что чем теология систематичнее в означенном смысле, тем непосредственнее основывается н е о б х о д и м о с т ь и с т о p и ч е с к о й т е о л о г и и в узком смысле как экзегезы, как церковной и догматической истории. Для того, чтобы эти дисциплины принадлежали к подлинной т е о л о г и и, а не к отдельным сферам общих светских, исторических наук, нужно чтобы их предмет определился бы в понятой систематической теологии должным образом.
И все же самоистолкованию христианского свершения как чего-то исторического свойственно то, что оно всегда происходит при новом усвоении его собственной историчности и пробуждающегося в нем понимания возможностей верующего здесь-бытия. Но поскольку теология, будучи наукой столь же автоматической, сколь и исторической, имеет в качестве своего предмета прежде всего христианское свершение, созерцающееся в его христианской сущности и в его историчности, поскольку это свершение определяет себя как способ существования верующего - в то время, как существование означает действие, πράχις, то теологии по сути ее свойственен характер практической науки. Как наука о действовании Бога в действующих по вере людях теология уже по природе своей есть гомилетическая наука. И только поэтому возможно, чтобы теология в своей фактической организации конституировала себя как практическая теология, как гомилетика и катехетика, а вовсе не потому, что случайные потребности диктуют необходимость того, чтобы предложения, сами по себе теоретические, имели бы практическое приложение. Т е о л о г и я с и с т е м а т и ч н а л и ш ь т о г д а, к о г д а о н а и с т о р и ч е с к и п р а к т и ч н а. О н а и с т о р и ч н а лишь тогда, когда она систематически практична. Она практична лишь тогда, когда она систематически-исторична.
Все эти особенности сущностно взаимосвязаны. Нынешние споры в теологии могут стать настоящей дисскусией на почве плодотворной коммуникации лишь тогда, когда проблема теологии как науки вернется к основному вопросу, вырастающему из идеи т е о л о г и и к а к н а у к и п о з и т и в н о й: в чем заключается основание специфического единства и необходимой множественности систематических, исторических и практических дисциплин теологии?
Мы можем, кратко объяснить сущность теологии, которую мы только что обрисовали в общих чертах, показав, что н е е с т ь теология.
Тео-логия по смыслу слова означает науку о Боге. Бог, однако, ни в коей мере не есть предмет ее исследований, например, подобно тому как животные - тема зоологии. Теология - это не спекулятивное знание о Боге. Столь же мало мы проникаем в ее смысл, когда мы расширяем тему и говорим: предмет теологии есть отношения Бога вообще к человеку вообще и наоборот; теология в этом случае была бы философией религии или историей религии, одним словом, наукой о религии. Еще меньше, это - наука о человеке, о его религиозных состояниях и переживаниях в смысле религиозной психологии, то есть науки о переживаниях, анализ которых должен в конце концов открыть Бога в человеке. Могут согласиться, что теологию не следует смешивать со спекулятивным богопознанием, с наукой о религии и с психологией религии в целом, но одновременно подчеркнуть, что теология представляет собой особый случай философии религии, истории религии и т.п., философско-исторически-психологическую науку о христианской религии. Исходя из всего сказанного ясно, что систематическая теология не есть философия религии, связанная с христианской религией так же, как история церкви не представляет собой истории религии, сводящейся к религии христианской. Во всех этих истолкованиях теологии с самого начала исчезает идея этой науки, то есть она берется не из размышления о специфической позитивности, но выводится с помощью дедукции и специализации нетеологических и притом неоднородных наук - философии, истории и психологии. Где несомненно пролегают границы научности теологии, то есть насколько далеко заходят и могут заходить специфические требования верования относительно понятийной прозрачности, оставаясь при этом в границах веры - вот проблема столь же основная, как и трудная, которая зависит сугубо от решения вопроса о том, в чем заключается изначальное единство трех теологических дисциплин.
Мы ни в коем случае не должны определять научность теологии, избирая заранее другую науку в качестве эталона очевидности ее доказательств и строгости ее понятий. Согласно позитивности теологии, сущностно раскрываемой только верой, не только своеобразен ее подход к предмету, но и очевидность, выявляющая ее положения, весьма специфична. Система понятий, свойственная теологии, может вырастать только из нее самой. Ей не нужно прибегать к заимствованию из других наук, чтобы умножить и упрочить свои доказательства так же, как ей не следует пытаться расширять и оправдывать очевидность веры, привлекая познания, выработанные другими науками. Т е о л о г и я с к о р е е с а м а о с н о в ы в а е т с е б я ч е р е з в е р у, хотя и ее высказывания и доказательства исходят из формально свободных действий разума.
Поэтому несостоятельность нетеологических наук перед лицом того, что открывает вера, также не есть доказательство в пользу веры. Только будучи уже убежденным в истине веры, можно позволить "неверующей" науке набрасываться на веру и разбиваться о нее. Вера, однако, не поняла бы самой себя, если бы воспользовавшись этим бессилием науки перед ней она захотела бы оправдать или утвердить себя. Всякое теологическое познание с характерной для него закономерностью основывает себя на самой вере, оно вырастает из нее и возвращается к ней.
На основе специфической позитивности и предопределенной ею формы знания теология есть целиком самостоятельная онтическая наука. Здесь возникает вопрос: в какой отношении эта позитивная наука, охарактеризованная с точки зрения ее позитивности так же, как и с точки зрения ее научности, находится к философии?
Как наука, теология подчиняется требованию, чтобы ее понятия были применимы и соразмерны тому сущему, которое ей предстоит истолковывать. Однако сущее, которое должно быть истолковано понятиями теологии, не раскрывается ли исключительно верой, для веры и в самой вере? То, что должно быть здесь осознано понятийно, не есть ли непостижимое по своей сущности, которое чисто рационально нельзя ни утвердить в его составе, ни обосновать в ее праве?
Однако вполне возможно, чтобы нечто непостижимое, то, что в своей основе никогда не может быть раскрыто разумом, не исключало бы и понятийного осмысления. Напротив, для того, чтобы это непостижимое было раскрыто именно как непостижимое, требуется соразмерное, то есть сталкивающееся со своими собственными границами, понятийное истолкование. В противном случае непостижимое остается в какой-то мере немым. Однако это истолкование верующего существования есть все же дело теологии. Но к чему же здесь философия? Всякое сущее раскрывается только благодаря предварительному, хотя и не познанному, допонятийному пониманию того, что есть это затрагиваемое сущее и каково оно есть. Всякое онтическое истолкование возникает прежде всего на онтологической основе, большей частью скрытой. Однако может ли нечто подобное кресту, греху и т.п., очевидно принадлежащее к бытийной совокупности христианства, в своей специфической чтойности и качественности пониматься иначе, чем в вере? Как должны быть онтологически раскрыты чтойность и качество для основных составляющих понятий христианства? Не должна ли вера стать познавательным критерием при онтологически-философском объяснении? Не ускользают ли полностью основные теологические понятия при философско-онтологическом осмыслении?
Конечно, здесь не следует упускать из вида нечто существенное: объяснение основных понятий, коль скоро оно правильно поставлено, никогда не осуществляется так, что изолированные понятия объясняются и определяются сами по себе, и затем как фишки расставляются в нужных местах. Всякое объяснение через основные понятия должно направлять свои усилия именно на то, чтобы обозреть и затем уже постоянно иметь в виду изначальную целостность первично замкнутой бытийной сущности, к которой восходят все основные понятия. К чему это ведет при объяснении основных теологических понятий?
Это формальное указание на онтологическую сферу говорит нам о том, что как раз не следует философски вычленять специфически теологическое содержание понятия, а надо черпать его из обозначенной здесь специфической экзистенциальной глубины веры, допуская его изначальную заданность. Формальное указание на онтологическое понятие выполняет, таким образом, функцию не связывания, а напротив - освобождения и направления на специфическое, то есть соответствующее вере раскрытие истока теологических понятий. Охарактеризованная функция онтологии есть не управление, а "ис-правление", коррекция.
Ф и л о с о ф и я е с т ь ф о р м а л ь н о н а п р а в л я ю щ и й о н т о л о г и ч е с к и й к о р р е к т и в о н т и ч е с к о г о, а и м е н н о д о х р и с т и а н с к о г о с о д е р ж а н и я о с н о в н ы х т е о л о г и ч е с к и х п о н я т и й.
Однако то, что философия должна служить подобного рода коррективом в отношении теологии, не относится к ее сущности и не может быть обосновано исходя из этой сущности и ради нее самой. Скорее напротив, философия как свободное вопрошание чистого, опирающегося на самого себя здесь-бытия согласно ее сущности как бы имеет целью онтологически обосновать управление всеми прочими нетеологическими позитивными науками. В качестве онтологии философия предоставляет возможность, которая может быть реализована теологией, в смысле охарактеризованного здесь корректива, при условии, что теология должна разделить реальность веры. Однако не философия как таковая требует, чтобы она реализовалась так, но именно теология, коль скоро она понимает себя как науку. И потому, согласно точному определению, подводя итоги, следует сказать: философия есть возможный формально направляющий онтологический корректив онтического, то есть дохристианского содержания основных теологических понятий. Однако философия может быть тем, что она есть, не исполняя фактически этой функции корректива.
Это особое отношение не исключает, а как раз включает в себя тот факт, что вера в своем сокровенном ядре как специфическая возможность существования остается смертельным врагом той формы существования, которая сущностно принадлежит философии и которая фактически чрезвычайно изменчива3. Это настолько так, что философия даже не собирается как-то бороться с этим смертельным врагом! Это экзистенциальное противопоставление верования свободному принятию на себя целостного здесь-бытия, существующему до всякой теологии и философии и возникшему не благодаря им как наукам, это противопоставление должно как раз нести в себе возможную общность теологии и философии как наук, если только эта коммуникация сможет остаться подлинной, свободной от всяких иллюзий и от всяких слабосильных попыток посредничества. Потому не существует ничего подобного христианской философии, которая есть попросту «деревянное железо». Но не существует также и никакой неокантианской теологии в духе феноменологии или философии ценностей так же, как не существует феноменологической математики. Феноменология - это всегда только обозначение тех приемов, которыми онтология сущностно отличается от всех других позитивных наук.
Конечно, исследователь может помимо своей позитивной науки освоить и феноменологию, то есть пойти по ее пути и последовать за ее изысканиями. Однако философское познание только тогда может стать значащим и плодотворным для его позитивной науки, и только тогда оно является философским познанием в подлинном смысле, когда оно сталкивается с основными понятиями своей науки в недрах проблематики., выросшей из позитивного осмысления онтических связей своей сферы и когда оно ставит под вопрос соответствие основных традиционных понятий тому сущему, которое составляет его тему. Затем, исходя из требований своей науки, оставаясь в круге собственного научного вопрошания, как бы на границе своих основных понятий, оно может вновь обратиться к вопросу об изначальном бытийном устройстве того сущего, которое должно остаться предметом и стать обновленным. Вопросы, возникающие на этом пути, методически перерастают сами себя, коль скоро то, на что они направлены, доступно и определимо только онтологически. Разумеется, научное общение между исследователем позитивных наук и философом нельзя заключить в рамки твердых правил. К тому же ясность, надежность, самобытность той критики, которой позитивные науки каждый раз подвергают свои принципы, меняется столь же быстро и многообразно, как и конкретно достигаемый и сохраняемый уровень самопросветления собственной сущности в философии. Это общение приобретает и сохраняет свою подлинность, свою жизненность и свою плодотворность только тогда, когда взаимное позитивно-онтическое и трансцендентально-онтологическое вопрошание руководится в своих конкретных проявлениях инстинктивным чувством предмета и верностью научного такта, и когда любой вопрос о преимуществе и значимости наук отступает на задний план перед внутренней необходимостью самой научной проблемы.
Философия и теология в таком понимании выражают напряженность и вражду двух мировоззрений. Это отношение устанавливается не путем научной аргументации, но лишь согласно тому, как
13 10 2014
1 стр.
Iii. Облик Сознания в Энтропийном Мире: Концептуальная модель Сознания – постулат выбора 35
15 12 2014
1 стр.
11 09 2014
12 стр.
13 10 2014
23 стр.
Теология с квалификацией Теолог-религиовед
06 10 2014
1 стр.
11 10 2014
4 стр.
Международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 14 – 18 февраля 2011 г
14 12 2014
1 стр.
Охватывается понятием промышляющей благодати109. Эта благодать, по Бруннеру, не спасает человека, но указывает на Божий промысл о нем
13 10 2014
10 стр.