К.пед.н., доц. Е.В.Молчанова
Пермский государственный
университет (г. Березники)
Философско-социологические основы оптимизма и пессимизма
В нашей стране уже на протяжении почти двух десятилетий реализуется программа коренного преобразования всех сфер общественной жизни. Реализация ее будет успешной лишь при условии трудовой и общественной активности масс, их энергии и инициативы. Активность, энергия, инициатива человека являются проявлениями его оптимизма. Следовательно, оптимизм необходим для восприятия новых идей, стимулирующих созидательную деятельность личности.
Однако многие современные философы, считая, что современный период является периодом глобального кризиса, который имеет многомерный и многослойный характер, обнаруживают пессимистическое мироощущение.
Попытки идейного выделения оптимизма и пессимизма предпринимались на всем протяжении развития философской мысли – от Гераклита с его представлениями о двустороннем Логосе, «бодрствующем» и «спящем», до новейших естественно-научных, космологических и социологических теорий (В.И.Вернадский о ноосфере, гипотезы К.Э.Циолковского).
Знания об оптимизме и пессимизме классифицировались Е.М.Решетниковой (5), Б.Г.Кузнецовым (3), Н.Г.Володиной (1), С.И.Поповым, Ф.Руппрехтом.
Так, Е.М.Решетникова выделяет два вида оптимизма: преобразовательный, характерный для марксистско-ленинского учения, и негативный, в котором она вычленяет следующие разновидности:
-
индивидуалистический оптимизм преуспевающего капиталиста и политика;
-
экстремистский и милитаристский фанатичный оптимизм политических преступников, реакционеров, прибегающих к кровавым средствам политической защиты интересов капитала;
-
оптимизм бестолково-анархических элементов населения капиталистического общества, а также религиозных фанатиков;
-
теологический оптимизм, основанный на мифах о бессмертии и потустороннем воздаянии тем, кто угодил Богу.
В.Г.Кузнецов выделяет геронтологический, экономический, экологический виды оптимизма.
Н.Г.Володина классифицирует оптимизм по пяти критериям:
-
По содержанию – рабовладельческий, крестьянский оптимизм, оптимизм ранней прогрессивной буржуазии, пролетарский оптимизм.
-
По форме – политический, этический, философский, личный, индивидуальный, социальный.
-
По адекватности отражения общественного прогресса – истинный, соответствующий общественному прогрессу; ложный (псевдооптимизм); «утешительный», иллюзорный оптимизм религии; «казенный» оптимизм, безнадежный оптимизм.
-
По степени зрелости – стихийный, неосознанный оптимизм обыденного сознания, теоретический, систематизированный оптимизм.
-
По степени активности – практически-действенный, революционный; пассивный, благодушный, самоуспокоенный.
Примером философского пессимизма является экзистенциализм как одна из форм иррационализма. Родоначальником его считается А.Шопенгауэр, который предпринял попытку доказать, что основа всех человеческих несчастий имеет космический характер и никакие общественно-политические преобразования не могут улучшить жизнь людей. Он внушает, что история есть призрак, будущее мрачно, а настоящее трагично. С точки зрения А.Шопенгауэра, жизнь «существует не затем собственно, чтобы ею наслаждаться, а чтобы ее переносить и отбывать», и тем самым лишает человеческое бытие и историю позитивного смысла.
Аналогичное мнение высказывал Ф.Ницше, считая, что история имеет свое величие позади себя, т.е. все наиболее существенное произошло в прошлые времена и миру как целому не свойственны ни цель, ни смысл.
Один из современных представителей экзистенциалистской антропологии, О.Больнов, говорит о надежде и успокаивающей уверенности, путь к которой лежит через осознание человеком неустранимости, непрочности и хрупкости своего бытия. Ему предлагается жить в ненадежности, в постоянной внутренней готовности к возможным катастрофам, к встрече с самой смертью. И, когда человек, не уклоняясь от неизбежных опасностей своего будущего, органично и безусловно примет их на себя, он, по Больнову, почувствует необъяснимую и таинственно присутствующую уверенность, что даже в условиях крайней смертельной опасности каким-то образом найдется спасительный выход в лоне некоего всеобъемлющего бытия. Здесь, на границе всех рациональных возможностей, человек обретает якобы полное доверия отношение к будущему, лишенному какого-либо конкретного образа надежды на спасение. Выраженный в такой форме пессимизм можно назвать иррациональным оптимизмом.
С. Грузенберг выделяет 5 типов пессимизма:
-
нравственный пессимизм, в котором он, в свою очередь, видит два подтипа: интуитивный пессимизм и нигилизм как вселенский (космический) пессимизм;
-
смешанный тип пессимизма и оптимизма;
-
агностицизм или гносеологический пессимизм;
-
патологический пессимизм или интеллектуальный нигилизм, проповедь самоубийства и пересечения мира по гносеологическим основаниям;
-
социальный пессимизм – проповедь усовершенствования социального типа человечества (2).
По глубине отражения мира оптимизм и пессимизм могут проявляться как мироощущение, мировосприятие и мировоззрение. Соответственно степени отражения мира, его показателями могут выступать чувства и умонастроения, взгляды и убеждения.
Оптимизм и пессимизм могут проявляться в разных формах общественного сознания.
а) политический оптимизм или пессимизм – позитивное или негативное представление о существующем строе и власти и ожидание положительных или отрицательных изменений в будущем;
б) нравственный оптимизм или пессимизм – позитивное или негативное представление о существующей в обществе морали;
в) правовой оптимизм или пессимизм – представление о существующих в обществе законах как о справедливых и необходимых или как о несправедливых, которые необходимо менять;
г) научный, философский оптимизм – уверенность в познаваемости мира или в том, что мир непознаваем.
Источники оптимизма и пессимизма
Оптимизм
|
Социальный
|
Индивидуальный
|
I. Политический оптимизм. Знание о тенденциях будущего общественного развития. Адекватное отражение знаний в реальной действительности. Наличие общественных идеалов и ценностей. Совпадение слова и дела со стороны официальной власти.
|
Хорошее здоровье. Сангвинический темперамент. Высокий адекватный уровень самооценки. Высокий статус личности в коллективе. Реализация интересов и потребностей личности.
Положительный жизненный опыт.
|
II. Нравственный оптимизм. Положительный нравственный опыт. Правильная организация взаимоотношений в малых группах. Понимание смысла жизни.
|
III. Правовой оптимизм. Соблюдение законности. Социальная справедливость.
|
Пессимизм
|
I. Политический пессимизм. Разрыв теории и практики общественного развития. Неадекватное отражение знаний в реальной действительности. Незнание законов общественного развития. Преобладание негативных знаний о действиительности.
|
Меланхолический темперамент. Плохое здоровье. Низкий уровень самооценки. Низкий статус личности в коллективе. Невозможность реализации интересов и потребностей личности.
Отрицательный жизненный опыт.
|
II. Нравственный пессимизм. Отрицательный жизненный опыт. Отсутствие смысла жизни. Неправильная организация взаимоотношений в малых группах.
|
III. Правовой пессимизм. Правая незащищенность. Отсутствие социальной справедливости.
|
Рассматривая сущность оптимизма, следует обратиться к теории этногенеза Л.Н.Гумилева, согласно которой в начале возникновения большого этнического или политического процесса стоит имеющий космическое происхождение пассионарный толчок, взрыв духовно-нравственной энергии, которая возбуждает необычайную активность, энтузиазм огромных масс людей. Это объясняется тем, что в момент толчка в умонастроениях людей преобладает социальный оптимизм.
Современная научная философия доказывает, что прогрессивная направленность человеческого развития, творческий характер человеческой природы и способа существования рождают чувство и сознание оптимизма (4), т.е. оптимизм заложен в самой природе человеческого существования, его творческой сути, способности к бесконечному прогрессу.
_______________________
-
Володина Н.Г. Социальные и гносеологические основы оптимизма: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Казань, 1971.
-
Грузенберг С.О. Пессимизм как вера и миропонимание. М., 1908.
-
Кузнецов Б.Г. Философия оптимизма. М., 1972.
-
Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия. 1985.
-
Решетникова Е.М. Философское содержание понятий оптимизм и пессимизм, их познавательно-практическое значение: Автореф. дис. … канд. филос. наук. Иркутск, 1969.