Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Просвещение

философское течение XVIII века.



Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.[2]. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертьюВольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям:«Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

Эпо́ха Просвеще́ния (фр. siècle des lumièresнем. Aufklärung) — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на ФранциюГерманиюРоссию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.

Термин просвещение пришел в русский язык, как и в английский (The Enlightenment) и немецкий (Zeitalter der Aufklärung) из французского (siècle des lumières) и преимущественно относится к философскому течению XVIII века.

Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй ( Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую:


  1. Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка.

  2. Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами ВольтераГольбаха и Юма.

  3. За скептической последовала революционная фаза, во Франции ассоциируемая с именем Руссо, а в Америке — Пейна и Джефферсона.

  4.  Характерными представителями последней фазы Просвещения, получившей распространение в XIX в., являются такие философы как Томас Рид и Фрэнсис Хатчесон, возвратившиеся к умеренным взглядам, уважению к нравственности, законности и порядку. Эту фазу называют дидактической[4].

Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице ВольтераМонтескьёРуссоДидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.

В начале XIX в. просвещение вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой — обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера просвещения. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту («Beantwortung der Frage: was ist Aufklärung?», 1784).



Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.

Философское течение XVIII века

Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертьюВольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[3]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просв

42.19kb.

14 12 2014
1 стр.


Литература в контексте праздничной культуры России XVIII века

Риккардо николози (Констанц) «Петербургский панегирик XVIII века и его античные корни»

18.27kb.

10 09 2014
1 стр.


Разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума"

Просвещения. В европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России с конца XVIII до начала XIX века

35.81kb.

08 10 2014
1 стр.


Методические указания (Первая половина XVIII века) Издательство Пензенского государственного

В нем содержится примерная проблематика тем по отечественной истории, относящихся к первой половине XVIII века, даны задания для самопроверки, и представлен перечень специальных пу

402.71kb.

14 10 2014
3 стр.


История немецкой литературы; история западноевропейской литературы XVIII в

Синило Г. В. «Ночная песня странника ii» И. В. Гёте в свете жизненных идеалов XVIII века // XVIII век: Искусство жить и жизнь искусства: сб науч работ / редколл.: Н. Т. Пахсарьян (

215.45kb.

17 12 2014
1 стр.


«Коррупция ХIХ века начало ХХ века»

Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть на средства, поступающие от лиц

53.43kb.

13 10 2014
1 стр.


Англия в конце XVIII первой половине XIX века

В конце XVIII начале XIX в в промышленный переворот в Англии переходит в завершающую стадию

146.46kb.

16 12 2014
1 стр.


1. 1 Политическая обстановка в Центральной Азии в начале XVIII века

Социально-экономический и политический строй кыргызов и их отношения с соседними народами Центральной Азии в XVIII веке

925.75kb.

15 12 2014
5 стр.