Перейти на главную страницу
Процесс становления финансово-промышленного капитала происходил постепенно на протяжении двух столетий. В свое время В.И.Ленин его суть и содержание определил следующим образом: «Концентрация производства; монополии, вырастающие из нее; слияние или сращивание банков с промышленностью – вот история возникновения финансового капитала и содержание этого понятия. Он особенно подвижен и гибок, особенно переплетен, внутри страны и интернационально, - особенно безличен и оторван от непосредственного производства, особенно легко концентрируется и особенно легко уже сконцентрирован».[1] В качестве базовых характеристик финансового капитала он выделил:
Структура финансово-промышленного капитала состоит из основных и производных структурных элементов. В зависимости от значимости субъектов в структуре определяющими элементами выступают кредитные учреждения и крупные промышленные торговые компании, а производными элементами страховые и лизинговые компании, пенсионные и инвестиционные фонды, снабженческие и транспортные компании. Организационной формой интеграции финансового и промышленного капитала выступает финансово-промышленная группа, которая представляет собой интегрированный комплекс, объединяющий финансовой, научно-производственный и коммерческий потенциал субъектов рынка, для осуществления координируемой производственно-хозяйственной деятельности, мотивированной стремлением обеспечить гарантированный доступ к кредитным, материальным, техническим ресурсам и осуществлением наиболее прибыльного размещения капитала. В данных формированиях банки уже не ограничиваются ролью простого посредника в аккумулировании и распределении временно свободных средств клиентов, а становятся звеном, контролирующим и определяющим судьбу промышленных структур, превращая их из клиентов в партнеров.
В рассматриваемый период происходило нарушение воспроизводственного процесса, сбои в движении финансовых и товарных потоков, обусловленные дефицитом денег. Пытаясь обуздать инфляцию, реформаторы ограничили количество денег в обращении, что неизбежно вызвало дефицит инвестиций в реальный сектор экономики. В результате произошло нарушение закона воспроизводства, выражаемый формулой Д-Т-(П)-Т'-Д'. Деньги, как капитал могут возрастать только в процессе эффективного производства жизненно необходимых благ, условием обеспечения которого является достаточное количество денежной массы в экономике. Продолжавшийся более семи лет процесс отвлечения денег из реального сектора, посредством государственных казначейских векселей и значительного налогового бремени, при приоритетной поддержке со стороны государства банковской системы, привели к структурному перекосу в экономике, когда промышленные предприятия выживали за счет истощенных собственных ресурсов, а банки укрепляли собственный капитал и накапливали активы, не соизмеряя свои интересы с положением предприятий реального сектора. В итоге произошло обесценивание собственного капитала банков, как результат исчерпания инфляционных источников их жизнеспособности, и предприятий реального сектора экономики из-за истощения финансовых ресурсов.
Произошедшая дезинтеграция промышленного и финансового секторов экономики, противоречила логике движения капитальной стоимости. Экономическая практика показала, что предположение о процветании банковского капитала на фоне промышленной депрессии несостоятельно, что экономика в адекватном развитии может возродиться только при налаживании денежных и товарных потоков, непрерывности функциональных форм капитала, как промышленного, так и банковского. Поиск путей более рационального использования дефицитных финансовых ресурсов вел к необходимости создания условий для формирования финансово-промышленных групп, в рамках которых банки, аккумулировавшие большую часть денежного капитала, и промышленные предприятия, оказавшиеся в денежной зависимости от банков, могли работать более эффективно. Проведенная приватизация крупных компаний также открыла банкам возможность проникновения в промышленную сферу посредством выкупа контрольного пакета акций, предоставления кредитов под залог акций и т.д. По условиям разгосударствления и приватизации в Казахстане в рамках первого этапа, при осуществлении «большой приватизации» допускалось предварительное разукрупнение действующих крупных и средних предприятий, с учетом технологической и экономической целесообразности, и в дальнейшем приватизация разделенных объектов по отдельности.[3] В результате мы получили ситуацию, которую можно охарактеризовать словами известного казахстанского экономиста А.Есентугелова: «Мы сегодня видим, как приватизация стала одним из факторов спада производства, так как нередко приводит к разрыву сложившихся хозяйственных связей. Для налаживания новых связей потребуются значительные время и финансовые ресурсы».[4]
Процесс создания ФПГ в Казахстане проходил спонтанно, без надлежащей программы и соответствующей институциональной и законодательной базы, которая бы учитывала реальные экономические предпосылки и возможности их эффективного развития в будущем, что существенно ограничило возможность использования преимуществ интегрированной структуры данного вида. Несмотря на это, в Казахстане функционируют фактически сложившиеся финансово-промышленные объединения, образованные на базе ведущих банков. Такими ФПГ, например, являются группы АО «Банк Туран-Алем», АО «Евразийский Банк».
В состав группы банка «ТуранАлем» (БТА банк) входят банки, лизинговые и страховые компании, ипотечные компании, инвестиционные компании, пенсионные фонды:
Структуру группы, созданной на основе АО «Евразийский банк» и АО «Евразийская финансово-промышленная компания»[6]:
Однако, отсутствие соответствующей законодательной базы ФПГ, привел к ситуации, когда они не могут в полной мере использовать преимущества интегрированной структуры и их деятельность не может эффективно регулироваться государством в интересах общества. Например, схемы по капитализации, распределению и использованию прибыли определяются самими компаниями и, естественно, приоритетными являются интересы зарубежных инвесторов.
В основе экономических преимуществ ФПГ находится способность финансового капитала извлекать сверхприбыль за счет эффекта дополнительной производительности капитала, возникающей в результате интеграции банковского и промышленного капиталов. Полученная сверхприбыль финансово-промышленной группы позволяет реинвестировать определенную ее часть в развитие не только производственных подразделений, но и инфраструктуры. Важными являются градообразующая функция финансово-промышленных компаний и более широкие возможности в развитии инфраструктуры региона. Финансово-промышленные группы в базовых отраслях могут стать «несущими конструкциями» для экономики, вокруг которых будут создаваться малые и средние фирмы.
Создание и утверждение ФПГ в экономической структуре требует существенной масштабной поддержки со стороны государства. В первую очередь, речь идет о законодательной и регулирующей базе. Принятие соответствующей четкой, конкретной законодательной базы позволит развивать ФПГ на системной основе и усилить приносимый ими эффект национальной экономике. В начале 1995 года в Казахстане была организована Государственная комиссия по проблемам создания финансово-промышленных групп в Республике Казахстан. Однако реальных подвижек в активной государственной поддержке процесса формирования финансово-промышленных групп пока не наблюдается. К числу первоочередных мер государственной поддержки ФПГ относится принятие закона о финансово-промышленных группах и разработка государственной стратегии по развитию финансово-промышленных групп в целях диверсификации и инновационного развития национальной экономики. В рамках данного процесса необходимо придать статус ФПГ тем структурам, которые уже наладили тесные финансовые и технологические связи и разработать адекватные интегрированному производству схемы налогообложения.
Чтобы ФПГ реально выполняли функцию структурообразующего институционально-организационного элемента современной экономики, необходимо придерживаться следующих основных принципов государственной поддержки:
В Казахстане остро ощущается потребность в создании финансово-промышленных групп в отраслях, представляющих индустриальную базу национальной экономики. В этом направлении приоритетными должны стать создание межгосударственных финансово-промышленных групп на базе сложившихся ранее хозяйственных и финансовых связей между предприятиями стран постсоветского пространства. Базовым нормативно-правовым документом по созданию транснациональных объединений в рамках стран постсоветского пространства является «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных транснациональных объединений». Оно было подписано 15 апреля 1994 года рядом правительств, в том числе и Казахстаном. Однако, этот документ до настоящего времени не получил должного развития и реализации. Ускорить данный процесс можно при условии достижения взаимосогласованных решений между странами-участницами по таким принципиальным направлениям, как законодательство, определение приоритетных отраслей и сфер для создания межнациональных интегрированных структур, создание интегрированных консультационных служб по разработке планов интеграции, обучению персонала и т.п. Новые возможности в данном направлении открываются в связи с созданием Таможенного союза между Казахстаном Россией и Беларусией. К тому же, в последствии, этот союз предполагается преобразовать в Единое экономическое пространство, что определяет необходимость приведения регулирующих функций и принципов трех стран к единому знаменателю, в том числе в области развития ФПГ. К примеру, в России имеется большой опыт в сфере развития ФПГ, деятельность которых регулируется специальным законодательным актом о ФПГ. Их опыт, с учетом национальных особенностей, можно применить и в нашей стране.
Существенным прогрессом в вопросе развития ФПГ стало принятие в Казахстане нового закона «О конкуренции», в соответствии с которым Агентством по защите конкуренции повысило минимальный порог для сделок, подлежащих его одобрению, за исключением сделок внутри холдингов и сделок на фондовом рынке, если это спекулятивная, а не стратегическая покупка. Речь идет об активах на сумму свыше $17 млн. Исключение сделано для финансового сектора, где специально оговорено, что должны одобряться сделки, затрагивающие более 2% активов банковского сектора, 3% активов страхового сектора или 20% пенсионного сектора. Данное положение способно существенно упростить процесс интеграции финансового и промышленного капитала.
Финансовая система выступает своеобразной «кровеносной системой» организма национальной экономики, поэтому от качества этой системы, от количества финансовых средств в экономике, точнее сказать от того насколько своевременно и в нужном количестве финансы будут доступны хозяйствующим субъектам зависит качество работы всей системы национальной экономики. Об актуальности данного вопроса напомнил и мировой финансовый кризис, разразившийся в 2007 году. Он проверил на прочность финансовые системы стран мира и эффективность, осуществляемой правительствами экономической политики. В результате многие развитые страны мира оказались на грани дефолта. Крупнейшие банки в США, составлявшие основу финансовой системы страны, обанкротились и только, те финансовые структуры, деятельность которых была диверсифицирована и существенную долю в активах которых составляли предприятия реального сектора, оказались наиболее устойчивыми.
Мировой опыт показывает, что решение проблемы своевременного обеспечения производства финансовыми средствами явилось одним из ключевых факторов обусловивших процесс интеграции финансового и промышленного капитала. Именно в рамках такой организационной структуры как финансово-промышленная группа, на основе внутренних связей происходит бесперебойное финансирование бизнеса, способствующая качественному росту бизнеса. Все это обусловливает необходимость развития в национальной экономике крупных интегрированных структур финансовой и промышленной сфер.
Осуществляемое в Казахстане с 2010 года реформирование финансовой системы предполагает внедрение более действенных методов регулирования, способствующих сокращению спекулятивных операций и увеличению вложений финансовых средств в реальный сектор экономики, что также будет способствовать интеграции финансового и промышленного капитала. При разработке данного документа учитывался мировой опыт финансового регулирования и уроки мирового финансового кризиса.
В Казахстане необходимо стимулировать организацию интегрированных структур, которые всемерно привлекали бы в свою деятельность уже существующие малые и средние предприятия. Как, например, в Японии, где малые и средние предприятия связаны долгосрочными контрактами с крупными интегрированными структурами. Оставаясь юридически независимыми, такие компании обеспечивают друг друга работой в долгосрочной перспективе. В Казахстане такое сотрудничество может идти по двум направлениям:
По такой же схеме можно наладить работу всех крупных интегрированных структур, законодательно закрепив и обеспечив экономическую целесообразность использования ими продукции производства более мелких отечественных компаний, а там где их нет стимулировать создание подобных поставщиков. В данной ситуации крупный бизнес должен передать некоторые виды работ, не являющихся основным видом деятельности, в конкурентную среду малому и среднему бизнесу, наладив с ними сотрудничество на основе долгосрочных контрактов. Крупный бизнес может взять на себя функции поддержки таких поставщиков, в форме передачи необходимой технологии, финансирования через банки интегрированной структуры. Главным условием работы таких интегрированных структур должны стать открытость прозрачность деятельности, которая способна обеспечить эффективность их работы. К сожалению, в современных условиях даже участие государства в крупных интегрированных структурах в Казахстане не дает гарантию открытости деятельности таких компаний. В первую очередь это касается собственников предприятий, которые скрывая свое участие в капитале таких компаний, также не проявляют интереса к раскрытию информации о результатах их деятельности. Без достоверной информации, свободно доступной любому интересующемуся субъекту, рынок не будет функционировать эффективно, так как нарушается один из основополагающих принципов его работы.
Существенным стимулом в вопросе развития ФПГ в Казахстане стало принятие нового закона «О конкуренции», в соответствии с которым Агентством по защите конкуренции повысило минимальный порог для сделок, подлежащих его одобрению, за исключением сделок внутри холдингов и сделок на фондовом рынке, если это спекулятивная, а не стратегическая покупка. Речь идет об активах на сумму свыше $17 млн. Исключение сделано для финансового сектора, где специально оговорено, что должны одобряться сделки, затрагивающие более 2% активов банковского сектора, 3% активов страхового сектора или 20% пенсионного сектора. Данное положение способно существенно упростить процесс интеграции финансового и промышленного капитала.
В некоторых отраслях национальной экономики интеграция предприятий, в том числе при содействии и участии государства, выступает единственным путем их сохранения и развития. Такое положение, например, сложилось в сельском хозяйстве Казахстана. В аграрном секторе ситуация парадоксальная: с одной стороны, имеются большой потенциал и определенные достижения в создании новых сортов сельскохозяйственных растений и выведении продуктивных пород животных с заданными свойствами, повышающими их продуктивность; в производстве различных видов более качественной сельскохозяйственной техники; в разработке инновационных технологий при переработке, хранении сельскохозяйственного сырья; сохраняются научно-производственная база и высококвалифицированные кадры специалистов в сфере технико-технологического обеспечения инновационного процесса. С другой стороны, в сельском хозяйстве возник кризис, обусловленный снижением способности отрасли удовлетворять существующие потребности в качественной и доступной продукции. Оптимальное использование материальных и финансовых ресурсов ФПГ может способствовать реализации инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию производства, на повышение конкурентоспособности продукции, а также создавать более благоприятные финансовые условия для решения социальных проблем. Еще одно из преимуществ самостоятельно сгруппировавшихся объединений в том, что они в определенной мере исключают недобровольные, нерациональные и невыгодные варианты группирования, снижая тем самым вероятность конфликтов между партнерами, а также между контролирующим звеном (держателем пакета акций) и администрацией.
В развитых странах и мировом хозяйстве в целом ФПГ, наряду с концернами, холдингами, консорциумами, составляют несущую конструкцию их экономики, повышают макроэкономическую регулируемость производства, вносят устойчивость в экономическое сотрудничество, могут выступать в качестве естественных партнеров исполнительной власти в выработке и реализации стратегической линии в процессе модернизации экономики. Поэтому в Казахстане, для развития устойчивой экономической системы всемерно необходимо развивать интеграцию финансового и промышленного капитала, в форме ФПГ. Важным сегментом работы государственных органов Казахстана с ФПГ должна стать практика разработки ежегодных докладов Правительству о деятельности ФПГ на основе получения специальной отчетности Агентства по статистике и анализу Республики Казахстан. Такая информация о деятельности интегрированных групп позволит отслеживать и при необходимости оперативно корректировать экономическую политику.
Литература
Мақала бұрынғы кеңес мемлекеттері экономикасындағы қаржы өнеркәсіп тобтарының даму мәселелеріне арналған. Интеграциялды құрылымдарының арнайы ерекшеліктерімен пайда болуының алғы шарттары көрсетілген. Қазақстанның жаңа даму кезеңдегі қаржы өнеркәсіп тобының мемлекет тарабынан қолдау, ынталандыру, дамыту тетіктері ұсынылған.
Ф.И.О. |
Азатбек Толкын |
Ученая степень, звание |
Кандидат экономических наук |
Место работы, должность |
ЕНУ им.Л.Н.Гумилева, доцент кафедры |
Телефон |
417781, 8 701 292 7941 |
|
[email protected] |
Опольных структур, одна из форм которых основана на воссоединении обособленных ранее форм банковского и промышленного капитала. Такая интеграция явилась закономерным результатом, т
25 12 2014
1 стр.
Другая группа включает барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования экономики и рынка, которые являются факторами объективного характера и не зависят от поведен
25 12 2014
1 стр.
Особенную важность этому придает усиливающаяся тенденция возникновения и развития ультраправых элементов в современной России. Важно понять суть этого процесса – его причины и возм
14 12 2014
1 стр.
Образование озона в этом фотохимическом процессе уравновешивается реакциями, в ходе которых озон разрушается
14 09 2014
1 стр.
По некоторым оценкам, исчезает более 97% озона. Вернувшееся солнечное тепло постепенно рассеивает вихрь вокруг полюса, позволяя южному полярному воздуху снова перемешиваться
27 09 2014
1 стр.
Казалось бы, холод, присущий снегу, должен был сообщить ему оцепенелость зимы, а белизна — неподвижность савана. Однако это опровергается стремительным движением лавины. Лавина — э
16 12 2014
1 стр.
Противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия
01 09 2014
1 стр.
Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки «Промышленная электроника»
18 12 2014
5 стр.