Перейти на главную страницу
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЧС РОССИИ ПО ЯНАО
ФКУ «ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПО ЯНАО»
ОТДЕЛ МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС
(разработан на основе данных Ямало-Ненецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Службы ветеринарии ЯНАО, Департамента здравоохранения ЯНАО, Управления государственной противопожарной службы, департамента энергетики и ЖКХ ЯНАО)
г. Салехард 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Опасные и неблагоприятные метеорологические явления в январе 2012 года
1.2. Геомагнитная обстановка
1.3. Техногенная обстановка
1.4. Биолого-социальная обстановка
2. Прогноз чрезвычайных ситуаций на февраль 2012 г.
2.1. Природные и природно-техногенные чрезвычайные ситуации
2.2. Техногенные чрезвычайные ситуации
2.3. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации
По данным ФГБУ «Ямало-Ненецкий центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с 01 по 19 января 2012 года отмечались изменения температуры воздуха ночью (см. диаграмму 2) и днем (см. диаграмму 3):
Уровень геомагнитной активности в декабре не оказывал значимого негативного влияния на обстановку, так 02,03,08,09,10,11,12,15,16,18,19 января 2012 года отмечалась спокойная геомагнитная обстановка, в остальные дни – слабые и малые геомагнитные бури, в связи с чем: сбои и отказы в работе наземной и авиационной техники, ложное срабатывание автоматики, нарушение связи и работы навигационных систем, наводки сильных токов, которые могли создать аварийные ситуации в протяженных линях электропередач. Ухудшение общего состояния здоровых людей и усиление патологии хронических больных, повышение вероятности принятия неверных решений, повышение вероятности возникновения ЧС, связанных с нарушениями в работе систем наземной и космической связи, увеличением числа ошибок в работе операторов дежурно-диспетчерских служб всех уровней и операторов, управляющих транспортными средствами, а также с ухудшением радиационной обстановки в верхних слоях атмосферы и околоземном пространстве (источник – усиление геомагнитной активности).
С 01 по 19 января 2012 года в автономном округе зарегистрировано 43 техногенных пожара, уменьшение на 6,9% (АППГ - 46); погибших – 2 чел, (АППГ – 5 чел.); травмировано – 6 человек (АППГ –8); спасено – 0 (АППГ – 28), сумма спасенных материальных ценностей 4 млн. 950 тыс. руб. (АППГ – 62 млн. 400 тыс. руб.) (см. диаграмму 4).
Количество пожаров по округу
Погибло людей
Преобладающими причинами возникновения пожаров в январе явились нарушение правил эксплуатации транспортных средств, неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электротехнического оборудования и др.
Наиболее пожароопасными муниципальными образованиями являются Новый Уренгой (9 пожаров), Ноябрьск (7 пожаров), Надым (7 пожаров) и Лабытнанги (6 пожаров).
Диаграмма 5
Анализ аварий на транспорте:
По данным ЕДДС- «01» ЯНАО с 01 по 19 января 2012 года пожарно-спасательные подразделения привлекались на ликвидацию 18 дорожно-транспортных происшествий, АППГ - 21. В результате ДТП пострадало 17 человек (АППГ – 37), погибших – 3 чел. (АППГ – 9 чел.), спасено 1 человек (АППГ –28) (см. диаграммы 6, 7, 8).
Основными причинами ДТП явились: несоблюдение ПДД, метеоусловия региона (утренний туман, гололедные явления), техническая неисправность транспортных средств, а так же человеческий фактор.
Наиболее неблагополучным в отношении аварийности на дорогах являются муниципальные образования города: Новый Уренгой, Ноябрьск, Лабытнанги.
Анализ аварийности на системах жизнеобеспечения населения:
с 01 по 19 января 2012 года на территории автономного округа крупных аварий на системах жизнеобеспечения, способных повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций не произошло.
с 01 по 19 января 2012 года аварии на магистральных нефте- и газопроводах на территории автономного округа не зарегистрированы.
По данным Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО в январе 2012 г. санитарно-эпидемическая ситуация в округе оставалась стабильной. В целом, общий уровень инфекционной заболеваемости населения находился в пределах фоновых значений. Эпидемическая ситуация по инфекционным заболеваниям (карантинным), требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории, сохранялась благополучной.
С целью предупреждения распространения гриппа и других острых респираторных инфекций в округе проводятся профилактические и противоэпидемиологические мероприятия, стабилизирующих эпидемическую ситуацию.
Эпизоотическая обстановка в декабре благоприятная, ухудшений не отмечено.
- 28.02.2003 г. в Надымском районе произошло возгорание газа ГП «Юбилейное» в 45 км от газопровода. Пострадавших нет.
- 03.02.2005 г. в г. Салехард произошел пожар в жилом доме. Пострадало 4 человека, 2 человека погибло.
- 16.02.2005 г. в г. Новый Уренгой произошел пожар в жилом доме. Погибло 2 человека.
- 21.02.2007 г. в Шурышкарском районе п. Овгорт произошел пожар в жилом доме. Погибло 2 человека.
- 27.02.2007 г. в Ямальском районе п. Сеяха произошел пожар в жилом доме. Пострадало 8 человек, 3 человека погибло (см. диаграмму 9).
Указанные чрезвычайные ситуации произошли в 2003 (1ЧС), 2005 (2ЧС) и 2007 (2 ЧС). В 2004, 2006, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годах не регистрировались (см. диаграмму 10).
Циркуляционные особенности февраля и его климатические характеристики близки к январским.
Основным процессом, определяющим погоду февраля, является сохранение Сибирского антициклона. В феврале чаще, чем в январе происходит разрушение антициклона при выходе глубоких циклонов на низовья рек Оби и смещении «ныряющих» циклонов с районов Баренцева моря.
Особенности зимней циркуляции в сочетании с отрицательным радиационным балансом приводят к значительному выхолаживанию, при котором минимальные температуры могут достигнуть минус 50, 60°С.
При поступлении теплых масс воздуха с районов Казахстана и увеличении притока солнечной радиации (особенно во второй половине месяца), в экстремально теплые годы возможно повышение дневных температур до 0…+8°С.
Средняя месячная температура воздуха в феврале составляет -22...-27°С.
В отдельные годы средняя месячная температура февраля отличается от климатической нормы на 5-8°С.
Суточная амплитуда температуры в однородной воздушной массе при ясном небе может изменяться от 0 до 14°С, до 18°С.
В феврале отмечается преобладание ясной погоды.
Месячное количество осадков составляет 12-29 мм. Наибольшее суточное количество осадков колеблется от 5-10 до 11-16 мм. Метели для февраля более характерны, чем для января. Среднее число дней с метелью составляет 6-8 дней, в Ямальском и Тазовском районах 10-14 дней.
Средняя месячная скорость ветра составляет 3-6 м/с. Усиление ветра до 15 м/с и более наблюдается ежегодно, в отдельные годы при развитой циклонической деятельности до 22-27 м/с.
Высота снежного покрова к концу месяца достигает 14-30 см, в лесной зоне до 56-68 см. Увеличение высоты снежного покрова за счет вновь выпавших осадков компенсируется уплотнением, выдуванием.
Средняя месячная температура воздуха ожидается -22...-27°С, что около климатической нормы.
В первой декаде ожидаются колебания температуры воздуха ночью от -20...-25°С до 32...-37°С, местами -42°С, днем -15...-20°С до -25...-30°С.
Во второй декаде - понижение температуры воздуха ночью от -10...-15°С до -31...-36°С, местами -41 °С, днем от -5...-10°С до -24...-29°С, в конце декады повышение температуры воздуха.
В третьей декаде - колебания температуры воздуха ночью от -17...-22°С до -28...- 33°С, днем от -13....-18°С до -20...-25°С.
Месячное количестве осадков предполагается около нормы, по югу и центру округа больше нормы (16 - 13 мм).
Снег различной интенсивности, местами метели предполагаются в отдельные дни первой и второй декады, большинстве дней третьей декады.
По данным ФГБУ «Ямало-Ненецкий центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на всех реках округа полный ледостав. По состоянию на 19 января 2012 года толщина льда на водных объектах ЯНАО составляет:
Субъект |
Река |
Населенный пункт |
Фактическая толщина льда, см |
ЯНАО |
Обь |
с. Горки |
48 |
|
Малая Обь |
с. Мужи |
50 |
|
Обь |
г. Салехард |
57 |
|
Таз |
п. Тазовский |
63 |
На территории ЯНАО по состоянию на 20 января 2012 года действует 52 ледовые переправы:
Всего на территории Ямало-Ненецкого автономного округа планируется принять к эксплуатации 22 автозимника, протяженностью 5147 км, из них регионального значения – 4, общей протяженностью 1347 км, технологических автозимников – 11, протяженностью 2893 км, автозимников муниципального значения - 7, общей протяженностью 907 км.
На сегодняшний день открыто 11 автозимников, из них: - регионального значения 3 автозимника протяженностью 934 км (сухопутных - 3, протяженностью 934 км, ледовых – 0, протяжённостью 0 км.)
- муниципального значения 3 автозимника протяженностью 327 км (сухопутных - 3, протяженностью 327 км, ледовых – 0, протяжённостью 0 км.);
- технологических автозимников 5, протяженностью 1243 км (сухопутных -5, протяженностью 1243 км, ледовых – 0, протяжённостью 0 км).
На территории ЯНАО зарегистрировано 6 мест массового выхода людей на лед (на протоке Выл-Посл - г. Лабытнанги, на 12 км р. Собь в р-не пос. Катровож, на реке Шайтанка -г. Салехард, р. Ханымей - ст. Обская, 12 км р. Полуй, р. Пур - г. Тарко – Сале), но в настоящее время не функционируют.
Несмотря на то, что в феврале ледовый покров на реках округа уже сформирован полностью, достаточно часто в этот период регистрируются несчастные случаи, обычно обусловленные нарушением правил безопасности на льду, так существует вероятность возникновения происшествий (Рпр=0,2), обусловленных несанкционированным выходом людей и выводом техники на лед, несоблюдением правил безопасности на льду.
Характерные для округа в зимний период метели и результат их деятельности – снежные заносы, могут привести к нарушению транспортных, энергетических, экономических и других связей между объектами и районами. В связи с этим, существует опасность возникновения происшествий, обусловленных:
- нарушением безопасности движения транспорта по автозимникам за пределами населенных пунктов в условиях низких атмосферных температур и метелей. Вероятность выше на зимниках: Салехард - Надым (Приуральский и Надымский районы), Лабытнанги-Мужи-Горки (Приуральский, Шурышкарский районы), Аксарка-Белоярск-Салемал-Панаевск-Яр–Сале (Приуральский и Ямальский районы).
Чрезвычайные ситуации природного характера на муниципальном уровне и выше не прогнозируются.
2.2. Техногенные чрезвычайные ситуации
2.2.1. Пожары (взрывы) на объектах жилого, социально-бытового назначения
В соответствии с методикой, разработанной ВНИИПО, в феврале количество техногенных пожаров превысит среднегодовые значения на 40 % и может составить 81 пожара с гибелью 6 человек, травмами 10 человек и ущербом около 18 млн. рублей. Вероятность составит (Рпр=0,4).
Чрезвычайные ситуации, обусловленные дорожно-транспортными происшествиями с гибелью 5-ти и более человек на территории автономного округа не прогнозируются.
Количество дорожно-транспортных происшествий на территории автономного округа и пострадавших в них в феврале месяце уменьшится. Вероятность составит (Рпр=0,3). В среднем на территории округа можно ожидать до 50 ДТП (прежде всего в городах Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Муравленко, в Пуровском и Приуральском, что на 15,25% ниже среднего количества ДТП за месяц (59), количество пострадавших в ДТП может достигнуть 58 человек, погибших 6 человек. Причины – несоблюдение ПДД: нарушение скоростного режима, правил обгона и маневрирования, очередности проезда перекрестков, недисциплинированности пешеходов; неисправность автомобиля, плохое состояние дороги, заносы.
Возникновение чрезвычайных ситуаций локального уровня и аварий на железнодорожном транспорте, способных достичь параметров ЧС не прогнозируется.
Чрезвычайные ситуации, обусловленные авариями на воздушном транспорте, на территории автономного округа не прогнозируются.
2.2.3. Аварии на системах жизнеобеспечения населения
Возникновение чрезвычайных ситуаций, увеличение риска аварий, происшествий, инцидентов (источник – изношенность оборудования, производственных фондов, отклонение от нормального режима работы систем тепло – водо – энергоснабжения) на энергосистемах и объектах ЖКХ на территориях муниципальных образований и в административных центрах автономного округа прогнозируется с вероятностью (Рпр=0,2) и может составить до 8 аварий, преимущественно в Приуральском и Пуровском районах.
В феврале 2012 года возникновение чрезвычайных ситуаций не выше локального уровня, обусловленных авариями на магистральных газопроводах прогнозируется с вероятностью (Рпр=0,3) в Надымском районе.
В феврале 2012 года возникновение ЧС на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, вызванных биолого-социальными источниками не прогнозируется. Ожидается снижение количества случаев заболевания острыми респираторными вирусными инфекциями и бактериальными инфекциями верхних дыхательных путей, будут регистрироваться случаи заболевания гриппом.
3.1.1. При получении прогнозов об опасных или неблагоприятных природных явлениях обеспечить выполнение комплекса предупредительных мероприятий в соответствии с территориальными «Планами предупреждения и ликвидации ЧС» и «Методическими рекомендациями МЧС РФ по организации реагирования на прогнозы ЧС». Организовать оперативное прогнозирование возможных последствий НЯ, определить степень опасности и осуществить оповещение населения, которое может оказаться в зоне влияния НЯ; проверку систем оповещения членов оперативных штабов и комиссий по ЧС.
3.1.2. В период неблагоприятных метеорологических условий (сильный ветер) организовать функционирование территориальных подсистем РСЧС, проверить готовность сил и средств к реагированию; совместно с территориальными органами ЦГМС детализировать прогностическую информацию о вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и ожидаемых параметров, обеспечить ее представление главам администраций местных органов власти и населению, руководителям и дежурным службам заинтересованных организаций и предприятий; организовать выполнение комплекса предупреждающих мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшению их последствий:
- обеспечить контроль готовности и дежурство аварийно-восстановительных бригад по ликвидации возможных аварий на системах газо- и электроснабжения, предусмотреть возможность перехода на источники резервного электропитания;
- проверить техническую готовность и работу передвижных, автономных источников электропитания;
- выявлять и принимать меры по предупреждению, локализации и ликвидации дефектов и отказов в работе систем жизнеобеспечения населения;
- проверить и привести в готовность системы оповещения инженерно-технического и обслуживающего персонала объектов ЖКХ.
3.1.3. Провести проверку сил и средств ГИМС, организовать пропаганду в средствах массовой информации о недопущении несанкционированного выхода людей на лед и вывода техники на лед, выставление предупреждающих и запрещающих аншлагов, обустройстве ледовых переправ в соответствии с требованиями Правил охраны жизни людей на водных объектах в ЯНАО о последствиях невыполнения предупредительных мероприятий, привести в готовность силы и средства, откорректировать реестр ледовых переправ и наплавных мостов, провести согласование графиков проведения технических освидетельствований ледовых переправ с владельцами переправ, составить предварительный график открытия ледовых переправ.
3.2.1. В целях организации первичных мер усилить профилактику по обеспечению пожарной безопасности, (источник ЧС – низкая пожарная защищенность, НЯ (отрицательная температура воздуха, усиление ветра) и ОЯ, неосторожное обращение с огнем, неисправность электронагревательных приборов, человеческий и производственный фактор). В связи с понижением температуры в целях предотвращения риска возникновения пожаров в жилом секторе, проводить работу среди населения о недопущении использования самодельных обогревательных устройств.
3.2.2. В целях предотвращения риска возникновения пожаров в жилом секторе, общественных местах проводить работу среди населения о повышенной опасности использования неисправных источников электропитания; способах действия при пожарах; регулярные выступления в СМИ.
3.2.3. В целях улучшения дорожных условий и снижения последствий от неблагоприятных природных явлений на дорогах ЯНАО, усилить меры для профилактики дорожно-транспортных происшествий, контролировать (регулировать) состав дежурных сил и средств, привлекаемых для обеспечения безопасности на автодорогах ЯНАО; организовать готовность коммунальных и дорожных служб к обеспечению нормального функционирования систем жизнеобеспечения и транспортного сообщения (возможный источник ЧС – несоблюдение ПДД: нарушение скоростного режима, правил обгона и маневрирования очередности проезда перекрестков, недисциплинированности пешеходов; неисправность автомобиля, плохое состояние дороги, гололедные явления, снежные заносы) на соответствующих территориях, Проводить пропагандистскую работу через СМИ о необходимости соблюдения ПДД всеми участниками дорожного движения.
Совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций с детьми на автомобильных дорогах.
В связи с продолжение учебного процесса совместно с органами ГИБДД реализовать меры по предупреждению аварийных ситуаций с детьми на автомобильных дорогах. Осуществлять контроль технического состояния транспорта, используемого для перевозки детей и опасных грузов (АХОВ, нефтепродуктов), предрейсовой подготовкой водителей. Обеспечить контроль готовности спасательных служб к реагированию на ДТП.
3.2.4. Контролировать работоспособность транспортных коммуникаций, проводить комплексные профилактические мероприятия по недопущению аварий на трубопроводном (газо-нефтепроводном) транспорте (патрулирование газопровода).
3.3. Биолого-социальные ЧС:
В связи с тем, что параметры биолого-социальной обстановки на территории округа прогнозируются в пределах среднемноголетних значений, вероятность возникновения ЧС биолого-социального характера низкая. Важным элементом предупреждения чрезвычайных ситуаций является уровень готовности организаций, учреждений здравоохранения и населения к выполнению задач в условиях чрезвычайных ситуаций, в этих условиях рекомендовать:
- соответствующим организациям обеспечить контроль и реагирование на неблагоприятные случаи или ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, а так же осуществлять:
- проведение разъяснительной работы по защите населения от вирусных инфекций и заражений;
- своевременное выявление начальных признаков профессиональных заболеваний, позднее лечение, которых могут привести к развитию профессиональной инвалидности;
- информационно-разъяснительную работу среди населения о средствах и методах индивидуальной и коллективной защиты населения от пандемического гриппа и необходимости своевременного обращения за медицинской помощью в случае появления признаков заболевания, вирусной инфекции, заражений;
- проведение плановых противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий по профилактике ОРВИ и гриппа, прививать детское и взрослое население округа согласно целевой программе здоровья.
Главам муниципальных образований округа рекомендовать:
- контроль в полном объеме за спланированными мероприятиями, санитарными нормами и правилами;
- обеспечить соблюдение санитарного законодательства предприятиями пищевой промышленности, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, обратив особое внимание на организацию питания в детских образовательных и оздоровительных учреждениях.
15 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
30 09 2014
1 стр.
25 12 2014
1 стр.
15 12 2014
1 стр.
05 09 2014
1 стр.
Разработан на основе данных Ямало-Ненецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Службы ветеринарии янао, Департамента здравоохранения янао, Управления госуд
30 09 2014
1 стр.
Разработан на основе данных Ямало-Ненецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Службы ветеринарии янао, Департамента здравоохранения янао, Управления госуд
09 09 2014
1 стр.