Перейти на главную страницу
Образовательные:
1. Повторить основные понятия фонетики и углубить имеющиеся знания о звуковой природе слова.
2. Развивать умение слушать звучащую речь и определять основные
фонетические процессы, происходящие в слове.
3. Закрепить представления учащихся о различии между звуком и буквой
Развивающие:
1.Формировать чувство языка, понимание гармонии красиво и чётко произнесённого слова
2.Развивать навыки связной монологической речи
Учебно-методическое обеспечение Русский язык. Учебник для 8-го класса. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Образовательная система «Школа 2100»
Время реализации занятия 90 минут
Авторский медиапродукт - презентация из 33 слайдов (среда Power Point)
Среда: программа для создания презентаций Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word, тест программа Excel
2. Вид медиапродукта - наглядная презентация учебного материала
- компьютерная тестирующая система
3. Структура медиапродукта – схема взаимосвязи кадров презентации:
Последовательная
№ п/п
|
СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
Временная реализация |
№слайда |
1 |
Организационный момент |
2 минуты |
№2, №3 |
2 |
Стадия вызова. |
15 минуты |
№4 - №14 |
3 |
Целевая установка |
10 минут |
№14 |
4 |
Стадия осмысления. |
25 минут |
№15 - №19 |
5 |
Решение проблемного вопроса. |
10 минут |
№15 - №16 |
6 |
Закрепление изложенного материала |
15 минут |
№17 - №30 |
7 |
Самостоятельная работа. |
10 минуты |
№31. |
Структурные элементы |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Временная реализация |
1. Организационный момент |
Проверка готовности к уроку. Мотивация учащихся.
|
Обсуждение |
1 минута |
2. Языковая разминка |
Проверка знаний, полученных ранее. |
Выполнение задания |
3 минуты |
3. Повторение и систематизация изученного материала с использованием интерактивной доски |
Диалог, подводящий к теме урока |
Выполнение задания, формулировка темы урока |
7 минут |
4. Целевая установка |
Сообщение темы и разъяснение целей урока |
Обсуждение и восприятие разъяснений учителя |
1 минута |
5. Работа в группах |
Консультация, разъяснение |
Обсуждение, заполнение таблицы |
7 минут |
6. Представление учащимися результатов совместной деятельности |
Наблюдение, коррекция |
Выступление |
10 минут |
7. Подведение промежуточного итога |
Систематизационная |
Ответы на вопросы |
2 минуты |
8. Углубление изученного материала |
Наблюдение, коррекция |
Работа в парах |
10 минут |
9. Закрепление изложен- ного материала |
Наблюдение, помощь |
Выполнение задания |
5 минут |
10. Работа с текстом |
Наблюдение, помощь |
Обсуждение, выступление, анализ |
5 минут |
11. Лингвистический эксперимент |
Задание |
Выполнение задания |
5 минут |
11. Индивидуальное задание: «Основные фонетические законы» |
Помощь, консультация при подготовке индивидуального сообщения |
Заполнение таблицы |
10 минут |
12. Индивидуальное задание: «Поэтическая фонетика» |
Помощь, консультация при подготовке индивидуального сообщения |
Заполнение таблицы |
10 минут |
14.Выполнение упражнений |
Наблюдение, коррекция |
Выполнение задания |
5 минут |
13. Рефлексия |
Проверка усвояемости |
Анализ |
3 минуты |
14.Контрольный тест |
Контролирующая |
Выполнение задания, итоговая отметка, анализ ошибок |
10 минут |
15. Задание на дом. |
Разъяснение |
Запись в дневнике |
2 минуты |
Комментарий хода урока |
Время (мин)
|
№ слайда
|
Развитие личностных качеств и психических процессов | |
Репродуктивные формы деятельности |
Продуктивные формы деятельности | |||
1.Повторение и постановка проблемы Учитель предлагает детям записать предложение и выполнить языковую разминку 2.Учитель предлагает детям подводящий к теме урока диалог, в ходе рассуждений определяют слова, в которых написание расходится с произношением.
согласных звуков и с изменениями в области гласных и согласных звуков. Учащиеся формулируют тему урока.
|
12 мин
|
№1, №2, №3, №4, №5 |
Внимание Память
|
Аргументированность Системность Точность речи Самостоятельность Коммуникативная культура Культура эмоций |
3. Опорное повторение. Учащиеся вспоминают, что они знают о фонетике. а) Учитель предлагает задание: одной части класса задать подготовленные дома вопросы, а другой - ответить на них. б) Составление и заполнение таблицы «Звуки русского языка» (упр. 5). После заполнения и проверки таблицы один из учащихся по данной опоре представляет классу устное сообщение о гласных звуках русского языка, второй о согласных звуках 4.Углубление изученного материала Работа учащихся в парах. Выполняют задание на выявление новой информации о звуковой стороне языка: один ученик в паре - на основе анализа текста из упр. 4, второй - на основе анализа текста из упр. 6. Затем каждый учащийся составляет план (поабзацный) - на отдельном листочке - и сообщает товарищу в паре новые сведения по теме. Далее организуется фронтальная беседа по вопросам.
|
3 мин
6 мин 5 мин
10 мин |
№ 6, №7, №8 - №11
|
Внимание Мышление Организованность Мышление Глубина рассуждений |
Аргументированность Аналитичность Точность речи Коммуникативная культура Самостоятельность Точность, уместность речи Активное слушание Самостоятельность Аргументированность Аналитичность Точность речи Коммуникативная культура
|
4. После фронтальной работы коллективно создается (редактируется) план к тексту каждого упражнения и записывается в специальные справочники. |
3 мин |
№15 №16
|
Внимание |
Аргументированность Аналитичность Точность речи Коммуникативная культура |
5. Лингвистический эксперимент «Что может сделать один звук» |
3 мин |
№17 №18 №19
|
Гибкость Любознательность |
Активность |
5. Заранее подготовленный ученик представляет слайды «Основные фонетические законы» |
8 мин |
№20 №21
№22 №23
№24 №25
|
Внимание, Память Любознательность |
Самостоятельность Активность точность речи Коммуникативная культура Целеустремлённость Ответственность |
6. Заранее подготовленный ученик представляет слайды «Поэтическая фонетика» |
3 мин |
№26 №27
№28 |
Внимание, Память Любознательность |
Самостоятельность Активность Точность речи Коммуникативная культура Целеустремлённость Ответственность |
8. При закреплении учитель предлагает сделать фонетический разбор, определить фонетические процессы (Упр. 7) |
5 мин |
№29 |
Внимание |
Самостоятельность Аналитичность Аргументированность Активность |
В заключение урока учитель проводит рефлексию, предлагая ребятам проверить свои знания |
2 |
№30 |
Внимание Память
|
Рефлексивность Аргументированность Ясность речи Коммуникативная культура |
14. В конце урока учитель предлагает ученикам проверить себя, ученики выполняют контрольный тест, получают отметку, делают работу над ошибками. |
10 мин |
№31 |
Внимание Память
Мышление Глубина рассуждений |
Рефлексивность, Аналитичность, Коммуникативная культура |
15. Детям предлагается домашнее задание |
1 мин |
№32 |
Активное слушание |
Ответственность Рефлексивность Любознательность Гибкость
|
Ученики под диктовку учителя записывают предложение (предложение проектируется на интерактивную доску, один человек у доски).
1. Проводится частичный синтаксический разбор 1-го предложения, составляется графическая схема предложения.
2. Орфографическая работа
3. Лексическая работа: проводится анализ слова запищала
4. Проводится морфемный разбор слова щёлкнула
5. Морфологическая работа: найти 2 омонимичные формы (её спину и ударила её - местоимения-омонимы).
Слайд №3
III. Повторение и систематизация изученного (проверка домашнего
задания проводится в процессе повторения).
1. Используется подводящий к теме урока диалог.
учитель |
ученики |
- В записанном на доске предложении найдите слова, в которых написание расходится с произношением. Подчеркните их. |
Находят, подчёркивают. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову, вдруг подъездная дверь щёлкнула, запищала и ударила ее по боку. Каштанка вскочила. |
- Выпишите слова в 3 столбика: с изменениями в области гласных звуков, с изменениями в области согласных звуков и с изменениями в области гласных и согласных звуков. |
Задание можно выполнять по рядам. когда пушистый облепил её голову по боку мягкий снег совсем подъездная вскочила Один ученик разносит слова на интерактивной доске Слайд №4 |
- Подчеркните те места в словах, в которых наблюдается расхождение между написанием и звучанием (произношением). |
Ученики подчёркивают. |
- В каких случаях это происходит у гласных, у согласных? |
- У гласных - в безударном положении и после шипящих, у согласных — при стечении согласных и на конце слова. |
- Какая же наука изучает слово с точки зрения его звучания? |
- Фонетика. Слайд №5 |
- Запишите тему сегодняшнего урока. |
Ученики записывают тему «Фонетика» в тетрадях. |
Учащиеся вспоминают, что они знают о фонетике.
а) Учитель предлагает задание: одной части класса задать подготовленные дома вопросы, а другой - ответить на них.
Возможные вопросы по теме: Что изучает фонетика? На какие группы делятся звуки русского языка? В чем отличие между гласными и согласными? На какие группы делятся гласные звуки? По каким признакам различаются согласные звуки? Какие согласные звуки являются звонкими непарными, как они называются по-другому? Для чего служат звуки языка?
б) Составление и заполнение таблицы «Звуки русского языка» (упр. 5).
После заполнения и проверки таблицы один из учащихся по данной опоре представляет классу устное сообщение о гласных звуках русского языка, (Слайд № 8- 11) второй о согласных звуках. (Слайд №12 -14)
1. Работа учащихся в парах. Выполняют задание на выявление новой информации о звуковой стороне языка: один ученик в паре - на основе анализа текста из упр. 4, второй - на основе анализа текста из упр. 6. Затем каждый учащийся составляет план (поабзацный) - на отдельном листочке - и сообщает товарищу в паре новые сведения по теме.
Далее организуется фронтальная беседа по вопросам.
1) Что изучает фонетика, кроме звуков речи? (Сочетания звуков, слоги, ударение и интонацию.)
2) В чём отличие фонетики от лексикологии и грамматики? (Фонетические средства лишены самостоятельного значения, это односторонние единицы.)
3) Как можно изучать звуковой строй языка? (Методами непосредственного наблюдения и инструментальными - с помощью специальной аппаратуры, - спектрометра, спектрографа, осциллографа – и кинорентгена.)
4) Какие, на ваш взгляд, методы исследования более надёжные и почему? (Инструментальные, т.к. они объективны, позволяют выявить не заметные для непосредственного наблюдения особенности.)
5) Назовите основные источники звуков речи. Какие акустические
(слышимые) особенности они порождают? (Колебания голосовых связок и преграда в ротовой полости, в результате колебания связок возникает голос, а вследствие преодоления преграды в ротовой полости появляется шум.)
6) Какие группы звуков по участию голоса и шума можно выделить?
7) Как по-другому называются сонорные согласные? (Непарные звонкие.)
8) Как распределяются голос (тон) и шум при произнесении глухих и звонких согласных? (В образовании глухих согласных голос отсутствует, есть только шум, а при образовании звонких шум преобладает над голосом.)
После фронтальной работы коллективно создается (редактируется) план к тексту каждого упражнения и записывается в тетради или специальные справочники. Слайд №15, 16
Докладчик отмечает, что звук помогает не только различать слова по смыслу, но может выступать и как изобразительное средство в поэтической речи
Упр. 7 - развитие умения выделять звуки в слове и видеть различительные особенности звуков (твёрдых /мягких, глухих /звонких), определить фонетические процессы.
5. Рефлексия Проверь себя Слайд №30
6. Контрольный тест Слайд №31( Программа Excel: лист 1 – тест, в котором нужно выбрать вариант ответа нажатием мышки; лист 2 – разбалловка и отметка; лист 3- ответы)
Упр. 9 или подобрать примеры из художественной литературы, в которых используется приём звукописи.
№ |
Основные фонетические законы |
Процессы |
Примеры |
1 |
1. Ассимиляция по глухости/звонкости |
|
|
2. |
Ассимиляция по месту образования преграды |
|
|
3. |
Расподобление (диссимиляция) |
|
|
4. |
Упрощение групп согласных |
|
|
5. |
Редукция безударных гласных |
|
|
Поэтическая фонетика |
Определение |
Примеры |
Аллитерация |
|
|
Ассонанс |
|
|
Анафора |
|
|
Звукоподражание |
|
|
14 12 2014
1 стр.
Понятие артикуляции звука. Артикуляционная база русского языка. Классификация звуков русского языка. Соотношение и функции гласных и согласных в диахронии
14 12 2014
1 стр.
Фонетика и фонология являются изучение русского языка в теоретическом освещении, получение знаний основных концептуально важных положений в области теории русского языка с целью пр
14 12 2014
1 стр.
Конечно, наши школьные года остались далеко позади, и некоторые знания приходится актуализировать заново. Поэтому, что бы быть ребенку помощником в учении, вспомним некоторые особе
16 12 2014
1 стр.
Артикуляционная характеристика звуков русского языка и особенности его артикуляционной базы
24 09 2014
1 стр.
В разделе 1 предыдущего урока мы уже касались деления всех звуков речи на две большие группы – гласные и согласные
14 12 2014
1 стр.
«Словарь русского языка» С. И. Ожегова, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь русского языка, «Толковый словарь живого великору
14 10 2014
1 стр.
Мапрял, Президент Санкт-Петербургского государственного университета, Президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Председатель Попечительского совета
16 12 2014
14 стр.