ФОТОСИНТЕЗ
1) Классификация организмов по способу питания
(способу получения органических веществ)
Автотрофы (
неорг. ->
орг.) могут синтезировать
органические в-ва из неорганических.
Гетеротрофы (
орг. -> орг.) получают органические вещества
в готовом виде (из еды).
2) Классификация организмов по способу получения энергии (АТФ)
Фотосинтетики (
солнечную Е -> АТФ)
Хемосинтетики (
Е химических связей, окисл.-восст. реакций -> АТФ)
Лирическое отступление о насекомоядных растениях.
FAQ: Куда отнести насекомоядные растения?
Росянка - насекомоядное растение.
Липкие волоски на листьях росянки. Капли жидкости на волосках
содержат пищеварительные ферменты.
Листья Венериной мухоловки.
Все насекомоядные растения обитают
на болотах -> в почве
мало кислорода и азота -> в почве
мало азотфиксирующих бактерий
Азотфиксирующие бактерии - автотрофы, хемосинтетики. Они получают
энергию для синтеза АТФ от такой вот реакции: N2 + 2O2 -> 2NO2 (нитрат)
Азотфиксирующие бактерии обитают
в корнях растений семейства Бобовые, где они образуют т.н. "
клубеньки", или
в почве.
Корень люпина с клубеньками.
Люпин - растение из семейства Бобовые - ценная кормовая культура.
Если в почве нет азотфиксирующих бактерий, то у растений возникает
дефицит азота -> растения находят
иной источник азота - животные белки -> растения становятся
насекомоядными.
Симбиоз растений семейства Бобовые с азотфиксирующими бактериями
резко повышает плодородие почвы, обогащая её нитратами.
С другой стороны, сами бобовые содержат много азота в виде
белков.
Ответ на FAQ: насекомоядные растения - обычные
автотрофы, фотосинтетики.
Они имеют нормальные, зелёные листья. Для восполнения дефицита азота
они иногда ловят насекомых.
4) Стратегия фотосинтеза:
Общую формулу фотосинтеза часто изображают так: CO2 + H2O -> C6Н12О6 + О2,
но это не совсем правильно.
Точнее так:
а) H
2O -> Н
+ + е + О
2 -> хемиосмос ->
синтез АТФ
б) Н
+ + е + CO
2 -> C
6Н
12О
6 синтез углеводов
Таким образом в процессе фотосинтеза решаются 2 задачи:
синтез АТФ и синтез углеводов.
5) Молекулы-переносчики атомов водорода
Переносчик
|
Функция
|
Источник
|
НАДФ
|
Переносит атомы водорода в цикл Кальвина
|
Витамин В3
|
6) Строение хлоропласта
7) Хлорофилл
Находится в мембранах тилакоидов (
в ЭТЦ), участвует в хемиосмосе.
В состав хлорофилла входит Mg - важнейший элемент для растений. При дефиците
магния у растений развивается
хлороз - обесцвечивание листьев.
8) Световая фаза фотосинтеза
Процессы световой фазы идут
на мембранах тилакоидов,
на свету.
см. п. 1 -
Фотолиз воды.
а)
Кванты света падают на молекулы
хлорофилла и "выбивают" из них
электроны.
б) Электроны хлорофилла оказываются в строме.
в) Хлорофиллы отбирают электроны у молекул ЭТЦ.
г) В конце концов электроны отбираются у молекул воды.
д) Молекулы воды распадаются на протоны Н+, электроны ē и кислород
(этот процесс называется фотолизом воды).
е) Кислород удаляется из хлоропласта, протоны остаются внутри тилакоида.
ж) На мембране тилакоида образуется разность потенциалов:
+ внутри,
- снаружи.
см. п. 2 -
Хемиосмос в хлоропласте.
а)
Протоны "утекают" из тилакоидов
через фермент
АТФазу.
АТФаза денатурирует и изменяет свою форму.
б) При этом АТФаза сближает молекулы АДФ и фосфата (Фн). Синтезируется АТФ.
в) Протоны и электроны присоединяются к переносчику НАДФ.
В хлоропласт поступает следующая молекула воды и процесс продолжается.
9) Темновая фаза фотосинтеза
Процессы темновой фазы протекают
в строме,
как на свету, так и в темноте.
Происходит фиксация углекислого газа в виде твёрдых углеводов.
см. п. 3 - Цикл Калвина.
а) К
5-углеродным молекулам
рибулёзодифосфата (акцептор углекислоты)
присоединяются СО2 и атомы водорода, доставляемые переносчиками НАДФ.
б) Образуются 6-углеродные молекулы. Они нестойки и сразу распадаются
на 3-углеродные фрагменты.
в) В строме образуется множество таких фрагментов.
г) Часть этих 3-углеродных молекул преобразуются в рибулёзодифосфат
(5 С3 -> 3 С5). Происходит регенерация (восстановление) акцептора углекислоты.
д) Другая часть преобразуется в углеводы (2 С3 -> С6)
Цикл продолжается до тех пор, пока в хлоропласт поступают СО
2 и НАДФ*H.
Хотя процесс и носит название "темновой фазы", но
в темноте быстро прекращается из-за дефицита НАДФ*Н, так как атомы водорода образуются из воды только на свету.
Процесс открыт М. Калвином.
Мелвин Калвин (НП 1961 г.)
10) Экология фотосинтеза
а)
С-4 ПУТЬ ФОТОСИНТЕЗА
Углекислый газ поступает в растение, а
кислород выходит из него
только через устьица - регулируемые отверстия на нижней стороне листа.
Микроскопическое строение эпидермиса нижней стороны листа.
У растений
сухих тропиков возникает
проблема:
В жаркий день идёт фотолиз воды и образуется много АТФ и НАДФ-Н,
но фотосинтез не идёт, так как растения не могут открыть устьица и получить СО2. Если они откроют устьица, то потеряют много воды и высохнут.
Выход: надо
что-то накапливать заранее (или Н, или СО
2 )
Ночью растения
запасают углекислый газ в виде
щавелевоуксусной кислоты (ЩУК), присоединяя его к 3-углеродному соединению: СО
2 + С3 -> С4 (ЩУК)
Днём растения получают
углекислый газ из ЩУК и
могут не открывать устьиц:
(ЩУК) С4 -> СО2 + С3
Это и есть С4-путь фотосинтеза. Название происходит от 4-углеродной ЩУК, являющейся запасом углекислого газа.
Такой способ фотосинтеза используют тропические злаки:
кукуруза, сорго, просо, бамбук, сахарный тростник.
Они способны вырасти до 2м за сезон даже в засушливых условиях.
САМ - ПУТЬ ФОТОСИНТЕЗА (CAM - Crassula Acid Methabolism)
Используется растениями семейства Толстянковые (Crassulaсеае)
Толстянки.
Толстянки тоже обитают в сухих и жарких условиях.
Ночью: СО2 + С3 -> не ЩУК, а другие органические кислоты.
Днём: органические кислоты -> СО2 + С3.
ВЛИЯНИЕ СПЕКТРА ИЗЛУЧЕНИЯ
Хлорофилл поглощает красную (680 нм) и синюю (450 нм) части спектра.
Более важен для растения синий свет.
Вопрос: почему растения зелёные? или какого цвета должны быть шторы
в комнате, чтобы растения сдохли?
ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ИЗЛУЧЕНИЯ
Скорость фотосинтеза с определённого момента становится
постоянной. Дальнейший рост становится невозможен из-за того, что ограничены:
а) количество хлорофилла
б) количество НАДФ
в) скорость поступления СО2 в хлоропласт и др.
ВЛИЯНИЕ ПРОЧИХ ФАКТОРОВ
Эксперимент 1:
температура 25о С, нормальная концентрация СО2 в атмосфере (0,04 %)
Эксперимент 2:
температура 15о С, нормальная концентрация СО2 в атмосфере (0,04 %)
Эксперимент 3:
температура 25о С, высокая концентрация СО2 в атмосфере (0,4 %)
Эксперимент 4:
температура 15о С, высокая концентрация СО2 в атмосфере (0,4 %)
Выводы:
а) Каждому растению для фотосинтеза необходима
минимально допустимая температура. У холодостойких растений эта температура ниже,
у теплолюбивых - выше.
б) Растения на Земле испытывают
дефицит СО2.
Источник кислорода в атмосфере
Для доказательства того, что источником кислорода является вода
был применён метод меченых атомов - "тяжёлый" кислород, ядра которого содержат лишние нейтроны (отмечен красным цветом).
Если растение получает
воду с тяжёлым кислородом, то он выделяется в виде
О2.
Если тяжёлый кислород содержится в
СО2, то он включается в состав
углеводов (С
6Н
12О
6), а в газообразном кислороде отсутствует.
Проблема сжигания органического топлива
Согласно
закону сохранения вещества, сколько кислорода выделено растением в течение жизни, столько же будет потрачено на окисление останков растения после его гибели.
СО
2 + Н
2О < -- > С
6Н
12О
6 + О
2
Тогда кислород в атмосфере имеется лишь потому, что
часть углеводов
(древесина) не подверглась окислению, то есть "законсервирована"
в виде каменного угля и торфа.
Сжигание твёрдого топлива приводит к снижению концентрации О2
в атмосфере к уровню, существовавшему на ранних этапах эволюции Земли.
Правда пока современные растения испытывают дефицит СО
2 (см. выше)
В связи с вышеизложенным задумайтесь об истинности афоризма: "Леса - это
лёгкие планеты". Правильнее было бы: "Болота - это лёгкие планеты"
Заполните блок-схему "Фотосинтез"
Ссылка на файл для печати блок-схемы:
https://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Lections10Bio/10PhotosynthesisScheme.jpg