Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2
На правах рукописи

Нагиятова Лаззат Бермахановна
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ И ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ ПОСТСОВЕТСКОГО КАЗАХСТАНА (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕЧАТИ КЫЗЫЛОРДИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Специальность 10.01.10 – Журналистика



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Казань - 2012

Работа выполнена на кафедре татарской журналистики факультета журналистики и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Гарифуллин Васил Загитович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Субботина Марина Валентиновна
кандидат филологических наук

Фазлутдинов Ильдар Камилович

Ведущая организация: Марийский государственный университет

Защита состоится «21» февраля 2013 года в 13.00 часов на заседании Диссертационного совета Д 212.081.14 по защите докторских диссертаций при Казанском (Приволжском) федеральном университете по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2, ауд. 207.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета (г. Казань, ул. Кремлевская, 35).

Автореферат разослан «18» декабря 2012 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук,

доцент Р.Л. Зайни

ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы. Диссертация посвящена изучению коммуникативных функций, типологии, жанровых особенностей, тематической направленности, специфики языка и стиля, а также тенденций развития региональной прессы Казахстана на примере печати Кызылординской области постсоветского Казахстана.

Актуальность темы исследования. В связи с обретением государственной самостоятельности в республике Казахстан формируется новое информационное пространство, охватывающее все регионы и области республики. Трансформация государственного устройства требует соответствующего информационного обеспечения. Региональные средства массовой информации, освещая ход социально-экономического развития региона в пределах одной территориальной общности, отражают общие для страны процессы формирования новых типов взаимоотношений между государством и его гражданами, обобщают опыт решения актуальных проблем региона, вовлекая в этот процесс массовую аудиторию читателей, слушателей и зрителей.

Нами не случайно выбран регион Приаралья и Кызылординской области. Мы попытались выяснить, как развивались СМИ, в частности, печатные издания в национальных регионах и обобщить мнения, сложившиеся в обществе относительно казахскоязычных изданий, с целью определить пути повышения и роли региональных казахских печатных изданий.

Традиционно Кызылординская область считалась сельскохозяйственным регионом, причем, с преобладанием казахскоязычной аудитории и областью, где наиболее сохранились быт и традиции казахского народа. Разрушение устоявшихся социальных, экономических, политических отношений и культурных традиций особенно болезненно отразилось на «внутреннем» регионе, не имеющем приграничных связей и экономического контакта с соседними государствами. Больше, чем остальным регионам Казахстана Кызылординской области пришлось особенно тяжело пережить трудности перехода к рынку ввиду сельскохозяйственного уклада экономики области и отсутствия квалифицированных кадров, умеющих работать в новых рыночных условиях.

Необходимость комплексного изучения современных тенденций, перспектив развития Кызылординской печати, являющейся частью единого информационного пространства страны, ввиду общности решаемых в регионе вопросов общественного, политического, социально-экономического развития на фоне нарастающей конкуренции между региональными информационными рынками предопределил выбор темы настоящей диссертационной работы.



Хронологические рамки исследования охватывают 1991 – 2012 годы. За рассматриваемый период значительно выросло количество детских, женских, рекламных, молодежных, научных изданий в регионах. Развитие прессы как отрасли бизнеса способствовало тому, что наибольшее развитие получили рекламные и информационно-развлекательные средства массовой информации. В качестве показательной тенденции можно отметить стабильное увеличение числа общественно-политических и коммерческих изданий.

Необходимостью объективного выявления тенденций развития Кызылординской прессы на современном этапе обусловлено обращение к тридцатым, сороковым годам ХХ столетия – началу создания первых областных газет в регионе, условий функционирования и определения их роли в общей системе средств массовой информации страны.



Теоретическую основу диссертации составили исследования в области истории казахстанской журналистики и филологии, представленные в трудах Х.К. Бекхожина, С.С. Матвиенко, Н.О. Омашева, Б.О. Жакып, С.К. Козыбаева1.

При изучении теории и практики, эволюции жанров были использованы труды российских ученых В.Д. Пельт, А.А. Тертычного, В.Н. Горохова, А.А. Грабельникова2, казахстанских ученых: Т.С. Амандосова, Т.К. Кожакеева, М.К. Барманкулова3. Относительно близкими к теме при изучении современного состояния, тенденций, проблем типологии, функций СМИ оказались работы  А.И. Акопова, В.В. Тулупова, М.И. Шостак 4, в том числе казахстанских авторов: Б.О. Жакып Ш.И. Нургожиной, А.А. Ниязгуловой, А.В. Рожкова 5.

Особенно полезными для осмысления политических аспектов развития отечественных и зарубежных средств массовой информации явились работы ученых Я.Н. Засурского, В.В. Ворошилова, С.Г. Корконосенко, Е.П. Прохорова6, казахстанских исследователей А.Б. Сарсенбаева, Г.Ж. Ибраевой7.

При анализе публицистического стиля, эволюции языка региональных газет за основу были взяты труды известных российских лингвистов, таких, как: Г.Я. Солганик, С.И. Сметанина, Е.А. Земская, В.Г. Костомаров, М.В. Панов, К.И. Былинский, М.Я. Гловинский, И.П. Лысакова и многие другие 8.



Цели и задачи исследования

­Целью диссертационного исследования является раскрытие особенностей функционирования и развития региональных средств массовой информации Казахстана в современных условиях на основе материалов печати Кызылординской области. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:



- на основе исторической ретроспективы печати Кызылординской области указать на основные закономерности развития региональной прессы;

- раскрыть специфику и роль печати Кызылординской области в общей системе СМИ Казахстана;

- конкретизировать типологию газет региона Приаралья и Кызылординской области в новых социально-экономических условиях;

- определить основные проблемно-тематические направления региональной печати Казахстана на современном этапе;

- сформулировать языковые, стилистические и жанровые особенности региональной печати Казахстана.

Объектом научного исследования являются печатные издания Кызылординской области, в том числе интернет-СМИ, расположенные в казахстанском национальном сегменте сети Интернет.

Предмет исследования – динамика развития, социальные функции исторические факторы и конверсионные тенденции в деятельности региональных средств массовой информации.

Материал исследования. Настоящее исследование выполнено на материале публикаций республиканских и областных изданий, в том числе on-line изданий, посвященных вопросам социально-экономического, культурного развития региона Приаралья республики Казахстан. Также использованы результаты социологических исследований, проводившиеся за рассматриваемый период Кызылординским областным управлением информации, Центром социологических исследований при Кызылординском государственном университете им. Коркыт Ата и департаментом внутренней политики Кызылординской области.

Источники исследования. Практической базой для анализа послужили архивные и современные газетные материалы Национальной и областной библиотек (г. Алматы, г. Кызылорды), собственные публикации и архив исследователя (газеты, журналы, отдельные публикации), который собирался на протяжении 10 лет.

Методологическим основанием диссертации служат общенаучные, философские и социологические методы: системный анализ, структурно-функциональный анализ, метод анкетного опроса, интервью, изучение документов, наблюдение, сравнение, сопоставление, контент-анализ.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первый опыт монографического исследования периодической печати региона Приаралья и Кызылординской области Казахстана.

  1. В работе впервые предпринят комплексный подход при определении места и роли региональной печати Кызылординской области в общедемократических процессах, происходящих в Республике Казахстан на современном этапе.

  2. Анализируются объективные причины информационного отставания прессы Кызылординской области. Выдвигается версия, что одной из причин этого является традиционный сельскохозяйственный уклад экономики области, который стал трансформироваться лишь в постсоциалистический период.

  3. Изучена роль средств массовой информации в освещении вопросов социально-экономического и культурного развития региона.

  4. Определена роль казахскоязычных изданий на современном этапе.

  5. Раскрыты основные тенденции и перспективы развития региональной прессы Казахстана.

Положения, выносимые на защиту:

1. Печать Кызылординской области представляет собой сегмент системы средств массовой информации Республики Казахстан и функционирует по следующим типологическим признакам: 1) целевому назначению (общественно-политическая пресса, информационно-рекламная, партийная, деловая и т.д.); 2) характеру собственности и составу учредителей (государственные и негосударственные); 3) аудиторному охвату (областные, городские и районные); 4) тематической направленности (специализированные, женские, отраслевые, религиозные, профсоюзные) и т.д. 5) языку издания (казахскоязычные; русскоязычные; казахско-русскоязычные (издания, выходящие казахском и русском языках);

2. Язык издания является одним из типообразующих признаков, оказывающим влияние прямо или косвенно на успех издания;

3. Система жанров в современной региональной печати характеризуется многообразием, причем наблюдается преобладание информационных жанров над аналитическими. Жанровые перегородки исчезают, заметна эволюция системы жанров, их синтез.

4.  Актуализация информации породила изменения в поэтике газетных публикаций.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности расширить представление об истории развития казахстанской журналистики, Кызылординской области в пореформенный период, а также о современном состоянии печатной прессы региона Казахстана в условиях возросшего влияния информационных технологий и массового проникновения интернет-изданий.

Практическая ценность работы состоит в том, что выводы и обобщения данного исследования можно использовать при подготовке спецкурса или семинаров на тему: «Региональная пресса: проблемы, тенденции развития», «Региональная печать Казахстана в общей системе СМИ республики», «Сетевые технологии и журналистика: эволюция казахстанских СМИ».

Апробация результатов исследования. Предварительные результаты исследования послужили основой для докладов на конференциях различного уровня: Международной научно-практической конференции «Роль СМИ в формировании культуры мира» (Алматы, 2005), Международной научно-практической конференции «Теория массовой коммуникации и новые технологии» (Алматы, 2006), Международной научно-теоретической конференции «Актуальные вопросы изучения и преподавания литературы ХIХ века и литературное наследие Шернияза Жарылгасулы» (Алматы, 2007), Международной научно-теоретической и практической конференции «Наука и образование: горизонты развития» Алматы, 2010), «Казахстанские СМИ в условиях интернетизации» // Казанская наука. № 8, 2012 г. – Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2012. – 161 с.

Основные положения диссертации изложены в 11 научных публикациях, в том числе в издании, рекомендованном ВАК России.



Объем и структура работы обусловлены логикой подачи материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяется объект, предмет цель и задачи исследования, его научная новизна и научно-практическая значимость, а также дается общая характеристика работы.

В первой главе «Региональная печать Казахстана: основные тенденции формирования и функционирования» рассматривается современное состояние развития региональной печати постсоветского Казахстана.

В параграфе 1.1. «Типоформирующие признаки развития региональной печати: теоретико-методологические исследования» конкретизируются ключевые понятия: «регион», «региональная пресса», «средства массовой информации», «печать», «пресса», «типология», подчеркивается особенность исторического, социального и культурного развития Кызылординского региона. Новейший энциклопедический словарь дает определение региона как: 1) местности, выделяющейся по совокупности каких-либо признаков или явлений; 2) административно-территориальной единицы внутри страны, области, края, республики или крупного города9.

В научной литературе по проблемам управления социальным развитием термин «регион» стал широко употребляться в середине 20 века. Относительно трактовки этого термина среди специалистов всегда существуют различные точки зрения.

По мнению социологов И.М. Айзиновой и В.В. Пацирковского «система расселения регионального типа и ее границы определяются регулярностью наиболее сложных и наименее настоятельных социально-культурных связей и, следовательно, временной и пространственной доступностью учреждений социальной инфраструктуры»10.

Ф.Д. Кожурин рассматривает регион как «целостное и самостоятельное образование, как воспроизводящуюся систему» 11. Другие исследователи рассматривают регион как «часть территории страны, имеющую сходные природные, социально-экономические и общественно-политические условия и определенную степень целостности внутреннего единства, чувство «общности», которая и отличает ее от других частей страны» 12. В целом мнение автора совпадает с определением Ф.Д. Кожурина, который рассматривает регион как «целостное и самостоятельное образование, как самовоспроизводящуюся в определенной степени систему». В регионе формируется региональное социальное пространство, в рамках которого происходит общественная деятельность людей.

Регион, являясь административно-территориальной единицей, имеет конкретные характеристики: определенный уровень развития экономической, социальной, духовной жизни, наличие постоянных трудовых и социокультурных связей, удовлетворяющееся единым для данного региона информационным пространством.

Понятие «информационное развитие региона» понимается автором как процесс целенаправленной экономической, экологической, политической, социальной и духовной ориентации населения определенной административно-территориальной единицы, или региона, приводящей к их качественным преобразованиям, и в конечном счете к качественному улучшению жизни людей. Справедливость данного утверждения автора подтверждается авторитетным мнением исследователя Ф.Д. Кожурина: «Информационное развитие региона должно идти в направлении общественного прогресса при общности целей не только отдельного региона, но и страны в целом, проявляющихся в увеличении общественного богатства, то есть всей совокупности объективных и субъективных условий жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека и гармоничного развития на этой основе самого человека, природы, производства, общества и государства» 13.

В части работы, касающейся определения типологии, автор, принимая во внимание ряд научных работ на эту тему, руководствуется определением, данным в трудах исследователя типологии журналистики А.И. Акопова: «Тип – 1) логический класс объектов, состоящий из элементов, находящийся на нижней ступени и входящий в другие, более высокие классы; 2) модель, которой соответствует любой класс объектов, а также элемент этого класса, входящий в классификационную систему». Всеобщим основанием для деления периодических изданий А.И. Акопов выделяет читателя, выделяя его как «широкое понятие, объединяющее все остальные признаки (целевое назначение, издатель, владелец, учредитель, характер информирования, тематическая структура и др.»14.

Исходя из уже существующих определений типологии и предъявляемых к ней критерий, автор считает, что тип издания – это сложившаяся и развивающаяся оптимальная модель внутри определенной системы средств массовой информации, имеющая свои отличительные особенности в зависимости от исторически устоявшихся особенностей типообразующих факторов.

В параграфе 1.2 «Периодическая печать Кызылординской области вчера: историческая ретроспектива становления» приводится историческая ретроспектива этапов создания и развития двух областных газет области: «Сыр бойы» (Присырдарьинский край), и «Кызылординские вести», где автор выявляет схожие черты, особенности целевой аудитории и типовое различие данных изданий. Подчеркивается, что изначально казахскоязычная газета «Сыр бойы» предназначалась для сельской аудитории с значительным преобладанием казахоязычного населения. Фактически это обстоятельство во многом предопределил сельскохозяйственный характер тематического направления газеты «Сыр бойы» (Присырдарьинский край), успешно справлявшейся со своим функциональным предназначением быть «певцом и стражем крестьянского труда». Русскоязычная же газета «Кызылординские вести» («Ленинский путь») на первом этапе создания неоднократно закрывалась ввиду отсутствия целевой аудитории и долгое время функционировала как приложение к основной казахскоязычной газете. Однако созданная как городская русскоязычная в противовес сельской газете, «Ленинский путь» – «Кызылординские вести» успешно вписалась в информационное пространство сельскохозяйственного региона, внеся равную лепту в социалистическое строительство.

В параграфе 1.3 «Периодическая печать Кызылординской области сегодня: тенденции развития» анализируется ряд факторов – социально-экономических, культурно-традиционных, обусловивших особенность региональной прессы Кызылординской области, дается типологическая характеристика кызылординским изданиям, возникшим с момента обретения Казахстаном государственной независимости.

Последняя перепись населения показала, что более 94,2 % жителей области составляют казахи, русские – 2,9 %, другие национальности – около 3%. Здесь наряду с количественным показателем (количество носителей языка) очень высок качественный показатель – уровень владения населением казахским языком, чем объясняется большая востребованность казахскоязычных СМИ по сравнению с русскоязычными.

Если в начале девяностых годов в Кызылординской области выходило не больше 12 газет, то к 2000 было зарегистрировано 34, а к началу 2004 года число официально зарегистрированных СМИ в области достигло 71. Заметна тенденция преобладания казахскоязычных изданий. На сегодняшний день в области зарегистрировано – 85 средств массовой информации. Из них 78 печатных и семь – электронных. Обращает внимание факт, из 78 печатных изданий – 10 выходят на русском языке, остальные 60 – на казахском.

В целом же по республике имеет место обратная тенденция: на казахском выходят всего лишь 453 периодических издания, а на русском языке издаются более двух тысяч наименований периодики, не считая распространяющейся в Казахстане российских газет и журналов15.

Региональные газеты в Кызылординской области в большинстве случаев распадаются на две категории: газеты для области, рассчитанные не только на областной центр, но и на города и районы, находящиеся в пределах этой области, и газеты городские. Они часто очень серьезно отличаются друг от друга, во-первых, аудиторией и, во-вторых, социальной направленностью. Информационные возможности у регионов так же, следует отметить, неодинаковы. Наиболее насыщенными являются, конечно же, области, где имеются мегаполисы. Чаще всего это промышленные регионы, где активно развиваются многосторонние связи.

Проведенный качественно-количественный анализ материалов наблюдения над выборкой свыше 80 единиц (зарегистрированных на 15 июля 2012 года) периодической печати в Кызылординской области позволил выделить четыре ведущих газетных типа, вышедших в лидеры в рамках указанной выборки.

Общественно-политическая пресса. Это – государственные общественно-политические газеты с участием руководителя (акима) области, города и районов в соучредительстве, а также негосударственные издания.

а) Областные газеты в соучредительстве областных акиматов: «Сыр бойы», выходящая с 1 июля 1929 года на казахском языке и русскоязычный аналог «Кызылординские вести», выходящая с 1 января 1930 года. Это единственные ежедневные, выходящие пять раз в неделю, газеты в области, разовый тираж которых составляет свыше 20 тысяч (по данным на 1 июля 2012 года).



б) Городские еженедельники в соучредительстве городских акиматов. Таких в области три: «Ақмешіт ақшамы», выходит с 1997 года на казахском языке, «Кызылорда таймс», выходит с 1994 года на русском языке и газета «Байконур» – городская еженедельная газета на русском языке, издающаяся с января 1991 года, учредителем которой выступает городская администрация г. Ленинска и редакционный коллектив.

в) Районные газеты, являвшиеся некогда органами районных комитетов партий на местах, создавались приблизительно в одно и то же время – в конце тридцатых, начале 40-х годов, когда шло интенсивное строительство колхозов и совхозов в стране. Таких в области около десяти.

г) Негосударственные издания. Все негосударственные газеты являются практически еженедельниками, около 90 процентов тиража реализуются в розницу, что сужает круг постоянных читателей среди сельчан. Наибольшая популярность среди данного типа газет принадлежит казахоязычным газетам: «Халық», «Ақмешит апталыгы», «Когам», а также уникальная даже для республики газета «Час пик–Сатти сагат», выходящая одновременно на двух языках – казахском и русском. Тираж большинства не превышает пяти тысяч.

Информационно-рекламная пресса. Среди рекламных изданий основное место занимают собственно рекламно-информационные и газеты-приложения к уже существующим областным общественно-политическим газетам. Они предназначены для обеспечения коммерческой информацией лиц, интересующихся оптовой, мелкооптовой, розничной торговлей, сферой услуг, куплей-продажей на рынке жилья, рабочей вакансией.

Среди зарегистрированных в Кызылординской области рекламных газет только пять газет определились с типологической характеристикой как информационно-рекламные, причем, три из них являются бесплатными приложениями к уже известным в области и городе областным и городским газетам: «Кызылординские вести» – «Коммерсант», «Кызылорда таймс» – «Деловая неделя», «Час пик–Сатти сагат» – «Бизнес-клуб», а зарегистрированная собственно как рекламно-информационная «Кому что?», имеющая казахского аналога «Кимге не?» имеют к тому же несвойственную рекламным изданиям информационно- познавательно-развлекательный характер: о назначениях акима области, криминальную хронику, информацию о вакансиях, городских новостях, заказных материалах. Немало в этой газете перепечаток новостей из республиканских изданий, а также Интернета, в частности, скандальные истории из мира шоу-бизнеса и новости авторынка ведущих мировых производителей. Значительное место отведено анекдотам, сканвордам, гороскопу и, конечно, обязательно присутствует программа телевидения.

Одним словом, полный тематический и жанровый букет, где предложение соответствуют рыночному спросу. Причем, исключены затраты на получение и распространение собственных новостей. Следует отметить, газета не только нашла свою нишу на рынке информационно-рекламных изданий, но постоянно увеличивает свой тираж, чему немало способствует купонная система приема бесплатных объявлений. Газета ввела собственную форму поощрения: здесь один раз в месяц разыгрываются лотереи с ценными призами среди покупателей и продавцов. В немалой степени она привлекательна и для безработных, где извещения из городского центра занятости печатаются из номера в номер.

Зарегистрированная в 2002 году газета «Кому что?» начинала выходить тиражом в 500 экземпляров на 12 полосах, а уже через полгода стала выходить на 32 полосах, обогнав разовые тиражи областных газет «Сыр бойы» и «Кызылординские вести», чему немало способствовал возросший покупательский спрос населения и в некоторой степени заметное оживление на рынке недвижимости в связи с ростом цен и набирающего оборот ипотечного кредитования в области.

В этом типе прессы отмечается синтез информационной, рекламной, справочной, консультационной, развлекательной функций. Газеты этого типа имеют, как правило, всеобщий, массовый, но иногда и специализированный социальный адрес. Информационно-рекламная пресса характеризуется высокими показателями тиражности, оставляющими далеко позади общественно-политическую прессу.

Культурно-просветительная и научно-образовательная пресса. Этот тип по существу новый, обретший свои характерологические черты уже в последнее десятилетие, хотя предшественник у данного газетного типа, разумеется, также имеется. Обычно в печатных СМИ этого типа слабо выражена функция оперативного информирования о событиях, преобладают просветительная и обзорная функции. Как правило, это еженедельники, ежемесячники и даже ежеквартальники. Сюда мы отнесли отраслевые, ведомственные, специализированные издания, журналы, учредителями которых большей частью выступают государственные учреждения и организации. Это такие издания, как: «Вестник» – «Хабаршы» Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата; «Вестник» – «Хабаршы» (учредитель: областной институт повышения квалификации); «Прокуратура тынысы» (учредитель: областная прокуратура), «Сыр мектеби» (облдепартамент образования) и др.

Пресса массовой культуры. Это совершенно новая для регионального информационного пространства модель издания. Этот газетный тип в равной мере можно было бы назвать информационно-развлекательной прессой. Наряду с развлекательными, в них активно используются материалы скандально-сенсационного, справочного и консультационного характера. Стремление соответствовать «человеческим интересам» (по заповедям основателя «желтой» прессы Р. Херста) делает прессу массовой культуры многоликой, как сами эти интересы: пресса чудес, ужасов, скандалов, эротическая, астрологическая, юмористическая и т.д. Чаще всего это монотематические издания, названия которых сами говорят за себя: «Кызык газет» (Интересная газета), «Сканворды, кроссворды», «Гороскоп» в Шымкенте, «Күн мен түн» (День и ночь), «Махаббат» (Любовь), «Гажап» (Чудо), «Сканворд Министр» в Кызылорде и др.

Совершенно очевидно, что тип – понятие историческое, системы функционируют во времени, и каждый их элемент имеет свою историю, свое начало и конец. Тип издания в данном значении является социальной категорией, связан с процессами в жизни общества – политической, экономической, культурной16. Характерно, что все исследователи сходятся в том, что тип изменчив во времени, то есть, не является «застывшей матрицей». «С течением времени, изменением общественной инфраструктуры, социальными преобразованиями, он может трансформироваться, принимая новое воплощение, а также исчезать совсем, рождаясь позднее в другом образе»17.

Применительно к казахстанской двуязычной ситуации, помимо трех типологических признаков: орган, цели и задачи, правомерно назвать язык издания, как основной фактор аудиторного воздействия. Именно эти четыре признака, на наш взгляд, в различной последовательности и создают тип издания региональной журналистики Казахстана.

Новые технологии, в частности цифровая технология и интернет предоставили новые возможности, которые могут, на наш взгляд изменить не только саму журналистику, но и степень воздействия СМИ на общество.

Казне́т (англ. Kaznet) - совокупность информационных технологий и инфраструктуры обеспечивающих доступ к сети интернет, а также хостинг электронных ресурсов на территории Казахстана, использующих казахстанские доменные имена верхнего18.

На сегодняшний день уже более 35% казахстанцев являются активными пользователями сети Интернет19, и это количество постоянно растет. Согласно данным казахстанских статистиков, в 2006 году количество пользователей Интернета в Казахстане составляло более 1,5 млн человек, к 2012 году число пользователей достигло 9,4 млн человек 20. При этом время, проводимое аудиторией за потреблением интернет-СМИ, также увеличивается.

Государственные органы республики признают возрастающую роль интернет-СМИ. В марте 2010 года в Казахстане в результате реорганизации Агентства по информатизации и связи было создано новое Министерство связи и информации, которому были поручены функции регулирования ситуации, в частности, интернет-СМИ республики. Глава государства подверг критике проводимую в Казахстане государственную информационную политику. По его словам, органы власти слабо работают над развитием интернет-СМИ в Казахстане. Президент поручил Министерству связи и информации уделить особое внимание развитию региональных интернет - СМИ, а также выпускаемым на казахском языке. Так, к примеру, из 3000 официально зарегистрированных в РК СМИ 70% выходят на казахском языке, из 60 000 веб-сайтов Казнета только у 9% есть казахскоязычные версии 21.

Проблема популярности иностранных интернет-ресурсов в ущерб казахстанских является объектом внимания Правительства Республики Казахстан. В октябре 2010 Премьер-министр Казахстана Карим Масимов заявил, что 55% населения живут в российском информационном пространстве, а не в казахстанском. Глава правительства призвал создать интересный конкурентоспособный внутренний контент и в области Интернета, и в области всех СМИ, указав также, что каждое СМИ Казахстана должно создать свой интернет-ресурс 22.

С нынешнего года начали свою работу интернет-издания «gyzylorda» и «kyzylorda news». Это в свою очередь, открыло новые возможности для своевременного получения информации населением и обмена мнениями. С развитием Интернета, у местной аудитории появилась возможность получать оперативную информацию из других источников и сравнивать с официальной.

Интернет с его возможностью связывать города и страны сделал и продолжает делать то, что до сих пор не удавалось сделать ни одному республиканскому или межрегиональному изданию – предоставлять оперативную информацию и в максимально короткий срок получать обратную реакцию аудитории. Именно с приходом интернета стало возможным говорить о создании единого информационного пространства страны.

Во второй главе «Основные проблемно-тематические направления печати Кызылординской области» автор анализирует особенности освещения наиболее актуальных для Приаральского региона и Кызылординской области конкретно-локальных социально-экономических и экологических тем.

В параграфе 2.1 «Особенности освещения проблемы нефтегазового комплекса на страницах республиканской и региональной печати Казахстана» анализируются материалы, посвященные проблемам нефтегазового комплекса на страницах республиканской и региональной печати, где автор иллюстрируют сложность, противоречивость ситуации, характерной для сегодняшних местных СМИ.

При этом автор обращает внимание на некоторое различие в подходах в освещении одних и тех же проблем в нефтяной отрасли журналистами республиканских и региональных изданий. Главную причину такой нестыковки мнений автор видит в тех условиях, в которых приходится жить и работать местным журналистам. Условия эти характеризуются зависимостью региональных журналистов от позиции местной власти и их отношением с иностранными инвесторами. Это – во-первых; во-вторых, слабость местной прессы обусловлена влиянием владельцев СМИ (госструктур, бизнес-структур), чем объясняется рост количества заказных материалов, далеких от критики. В-третьих, автор указывает на тревожную тенденцию, когда замалчиваются негативные факты в угоду интересам крупного капитала, чиновников, а справедливая критика в СМИ не находит адекватной реакции тех, на кого она направлена, то есть остается бездейственной.

Преобладание экономических вопросов над другими объясняется тем, что именно экономическая жизнедеятельность региона с наибольшей полнотой свидетельствует о материальной обеспеченности, социальной устроенности, культурном, духовном развитии жителей региона. «Правдивые показатели работы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей лучше всяких призывов, лозунгов и деклараций действуют на поведение общества»23. И здесь на первом месте стоит экономическая информация, - подчеркивает автор.

Среди основных тематических направлений прессы Кызылординской области автор выделяет экологическую тему в параграфе 2.2 «Роль СМИ Кызылординской области в формировании экологического сознания населения. Тема экологии стала на сегодня проблемой общепланетарного масштаба. Для местных журналистов эта тема ведет отсчет с конца 60-х годов прошлого столетия, когда Аральское море стало заметно отступать от своих берегов, а соль и тонны песка властно наступать на обжитую человеком территорию. Трагедия Арала принесла печальную известность области во всем мире. Так, на вопрос «С чем, по Вашему мнению, ассоциируется Кызылорда и Кызылординская область», расположенный на официальном сайте Кызылординской области - 38,2% опрошенных респондентов ответили, что с зоной экологического бедствия; 13,8% назвали Байконур; 12,4% – рисоводство; 10,7% – добыча нефти24.

Определяя экологическую тему как насущную, требующую безотлагательного практического разрешения проблему, автор ставит ее по силе напряженности и глобальности в один ряд с проблемой государственной безопасности и национальной стабильности.

Обобщив значительное количество материалов на экологическую тему, автор приходит к выводу о недопустимости запаздывания экологической информации. Неоперативность, запаздывание информации можно прямо расценивать как преступление против народа, если оно имеет непосредственное отношение к здоровью, жизни, экологической безопасности людей. Еще более опасной, чем умолчивание или запоздалая информация, является неточная, необъективная или просто лживая трактовка в угоду властям, политической конъюнктуре, заинтересованной стороне событий материалы журналистов. Особое значение, по мнению автора, приобретают в этой связи высокий профессионализм, ответственность, твердость в отстаивании общественных интересов, этика и гражданская позиция региональных журналистов, освещающих экологическую тему.

Параграф 2.3 «Культура на страницах областных газет Кызылординской области» посвящен вопросам культуры. Автором подчеркнуто, что региональная печать отражает и формирует так называемую функцию концептуализации культурного наследия не только коренного населения, но и малочисленных народов Казахстана.

Текстовой анализ материалов, имеющей отношение к культурным процессам, происходящим в пределах выбранного региона – Кызылординской области, позволил автору определить следующие условно-тематические блоки и наиболее характерные формы, в которых они реализуются.

1) Этнокультура: а) освещение проблемы развития языка не только казахского, но и национальных меньшинств; б) фольклор, традиции, обряды, праздники. Журналистские тексты указанного тематического направления чаще встречаются в жанрах статьи (научно-популярные), заметки, репортажа, интервью.



  1. События культуры: конкурсы, фестивали, выставки. Реализуются чаще всего в информационных жанрах заметки, информационного репортажа, анонсов, обозрения, интервью.

  2. Исторические: историко-исследовательские материалы о деятелях культуры, памятных событиях, юбилейные. Используются жанры: эссе, мемуары, статьи, очерки.

  3. Личностная культура: а) культура одежды, тенденции моды,

б) манера поведения, в) здоровье, пропаганда здорового образа жизни.

  1. Культура межличностной коммуникации и общежития: культура общения, взаимоотношения полов, семьи и брака, воспитания детей.

  2. Духовная: вопросы религии и религиозных убеждений, мир высокой поэзии и мир увлечений, хобби. Реализуется в информационных, аналитических и художественно-публицистических жанрах.

В параграфе 2.4 «Освещение проблем молодежи в печати Кызылординской области» исследуются материалы региональной печати, посвященные воспитанию подрастающего поколения и проблемам молодежи. Отмечено, что становление и развитие современной детско-юношеской региональной прессы в Кызылординской области происходило в годы последнего десятилетия. До сих пор тема молодежи в общественно-политических газетах региона носила императивный и фрагментарный характер. Ныне средства массовой информации (воспитатель) и молодежь (воспитуемый) выступают как равноправные партнеры общения, диалога. Именно в процессе диалогических, полемических поисков находится, утверждается истина, ведется поиск ответа на вечные вопросы «что есть человек», «как рождается личность», «чему учить и для чего учиться». Эти вопросы, волнующие юное поколение, только вступающее в новую самостоятельную жизнь, находятся в фокусе пристального общественного внимания.

Журналистика для молодежи – самостоятельное звено общей системы средств массовой информации. Она приобщает подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, является важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему, и одновременно, средством коммуникации, позволяющим молодежи общаться друг с другом. Практически во всех регионах действуют молодежные объединения, в том числе и неформальные группы, придерживающиеся определенных альтернативных взглядов. Пытаясь понять, вмешаться в молодежное движение, его проблемы, многие молодежные редакции стали местом горячих дискуссий, из которого родилось немало общественно значимых инициатив, как например, «Союз молодых журналистов», фестивали юнкоров. Дежурный телефон, а в последнее время редакционные сайты изданий, радиостудий стали неотъемлемым атрибутом в сборе информации, эффективной формой общения напрямую.

Областная молодежная двуязычная газета «Час пик-Сәтті сағат» на протяжении ряда лет последовательно освещает вопросы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, политпросвещения, профессиональной ориентации. Ее рубрики «Родителям на заметку», «Альма-матер», «Политкухня», «М-клуб», «Досуг», «Тусовка» предоставляют своим авторам возможность выступить на любые волнующие молодежь темы, поделиться о самом сокровенном и найти отклик среди сверстников.

Качественно новая информационная ситуация, сложившаяся в последние годы, заставила молодежную прессу осознать свои возможности, определить свою специфику. Специфика этого вида журналистики определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую и юношескую аудиторию. В связи с этим в ней применяются особые, специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы, способы контакта с аудиторией.

В третьей главе «Жанровые и стилистические особенности региональной печати Казахстана» рассматривается система жанров и особенности жанрообразования в современной прессе региона.

В параграфе 3.1 «Жанровая система публикаций в номере областной газеты» мнение автора согласуется с мнением исследователей о том, что «появление того или жанра, его развитие объясняется прежде всего потребностью в нем». Поэтому при анализе жанров автор исходит из положения теоретиков о том, что «форма, жанр выступления зависит от содержания, от характера и особенностей фактов и, конечно, от целевой установки автора25.

В прессе региона середины 90-х годов несенсационная, «будничная драма» простых людей, преодолевающих трудности быта и времени на фоне недостатка позитивной информации оказалась наиболее востребованной наряду с «мыльными операми» на телевидении. Именно очерки, житейские истории не «звезд», а тех, кто «один из нас», преодолевших все жизненные невзгоды и сумевших из обочины жизни подняться к высоким вершинам успеха имеют наибольший успех у читающей аудитории. Мир увлеченных людей, не опускающих руки перед трудностями, ищущих, созидающих, неунывающих – вот поучительный пример, способный поднять жизненный тонус растерявшихся, разочаровавшихся в жизни людей, в одночасье потерявших работу и жизненные ориентиры. Именно этим объясняется популярность очерковых и репортажных форм материалов, развертывающих подробную, непривычно детализированную картину повседневности с ее житейскими проблемами, обращенную к обычному читателю. «Мир увлеченных», «Адреса успеха», «Человек и его дело», «Судьбы людские», «Он и она», «Здесь мой дом» – вот лишь малый перечень рубрик, под которыми нелегкие судьбы, занимательные истории, и поучительные примеры жизни обычных людей. Поэтому широко распространен в прессе региона портретный очерк, в котором автор создает положительный образ своего героя, не отступившего перед жизненными трудностями. Разновидностью такого очерка является политический портрет, где обычно представлены важнейшие этапы и эпизоды политической биографии героя – государственного или общественного деятеля, депутата, акима, дается оценка важнейших сторон его деятельности. Политические портреты часто публикуются в период выборных кампаний или назначений на пост. В соответствии со сферой жизни, которую отображает очерк, в региональной газете нередки его тематические разновидности – производственный очерк и сельскохозяйственный, педагогический и спортивный и др.

Ситуативный исследовательский репортаж. У местных журналистов набирает популярность ситуативный подход к событиям для осознания проблем и их анализа. Часто используется метод включенного наблюдения и последующего репортажного описания ситуации в стиле «проверено на себе». Журналист как бы совмещает две роли: социальную и профессиональную. Нередко в таких репортажах содержится анализ ситуации и последующий авторский комментарий. «По ту сторону прилавка» – репортаж корреспондента областной газеты Б. Исмаилова, в котором он рассказывает о нелегком хлебе челночных торговцев, торгующих и в зной, и в холод на рынках города. Для написания правдивого рассказа автору пришлось на один день примерить на себе эту нелегкую профессию. А репортаж «Подайте нищему» того же автора развенчивает устоявшееся мнение о нищих и бомжах, просящих милостыню и эксплуатирующих жалость людей, но якобы живущих не бедно и не желающих работать. Напротив, доказывает автор, это несчастные, потерявшие себя люди, однажды оказавшиеся на обочине и не сумевшие подняться. Испытав на себе роль нищего, автор до мельчайших подробностей описывает эмоции человека просящего, неважно, на хлеб ли, на выпивку ли. Это унижение для человека, несовместимое с его природой, что зачастую и меняет их психику. Жалеть надо, а не ругать таких людей, – заключает автор свой репортаж.



Публикация читательских писем. Письма принято относить к эпистолярным жанрам. Назначение писем в редакцию столь же многообразно, как и их форма, тематика, содержание и размеры. Их авторы – представители всех социальных слоев – могут просто сообщать редакции интересную, по их мнению, информацию о фактах, событиях и людях, просить помощи и советов, критиковать недостатки и предлагать интересные темы, высказывать свое мнение о публикациях газеты и рассказывать о своей жизни. Для письма как жанра характерна универсальность – объект и предмет отображения в нем не имеют ограничений. Его значение возрастает в связи с открытостью письма: после публикации оно становится открытым для всех читателей. Его личность – отражение в нем личности автора, его характера, личного интереса, целей. Среди писем читателей, высказывающихся по тому или иному событию в обществе можно выделить письмо-мнение, письмо-протест, письмо-опровержение. Обычно такие письма имеют адресную направленность и подпись автора или коллектива авторов. Следует отметить, что это далеко не те заказные «многочисленные письма трудящихся», на основе которых принимались на «ура» очередные государственные программы, переполненные глагольной частью речи – «поднять», «ускорить», «развернуть», «догнать», «перегнать».

Письмо стало одной из важнейших жанровых форм, широко используемых региональными журналистами. Объясняется это несколькими причинами. Одна из них – возможность обращения внимания власти к тем или иным проблемам общества, критика действий некоторых чиновников «устами читателей». У таких писем имеется точный адрес, они связаны с конкретным фактом или ситуацией.

Удачно использует жанр ироничного письма для критики действий городских чиновников молодежная кызылординская газета «Час пик», используя имя вымышленного персонажа Васи Огурцова, от имени которого публикуются разоблачительные письма с указанием точного адресата. Действенность жанра определяется во многом обратной реакцией адресата на критику в свой адрес. Немаловажным поэтому является введение рубрики «Переписка». Под этой рубрикой дается ответное письмо адресата. Отрадно, что жанр письма не потерял свою актуальность и является «живым мостом» между газетой и аудиторией, газетой и властью, властью и народом.

В параграфе 3.2 «Язык и стиль публикаций региональной печати Казахстана» отмечено, что демократизация общества раскрепостила сознание и поведение людей, расшатала стилистические нормы языка СМИ. Новая реальность дала свободу творческой энергии журналистов. Ирония и сарказм, как справедливо отмечают исследователи, стали доминантой прессы. Автор подчеркивает, что особенность современного состояния СМИ проявляется во вторжении в медиа-текст внешних иностилевых элементов. Определяя языковые предпочтения современников, автор приводит утверждение В.Г. Костомарова о том, что «новый стилистический вкус проявляется «в интересе к жаргону, просторечию, разговорным интонациям» 26. Пресса чутко реагирует на новую речевую практику и принимает ее, тиражируя языковой вкус современников.

По мнению диссертанта, особенно хорошо себя чувствуют в современной прессе региона разговорные и просторечные слова: «Но наш дискомфорт не колышет местные власти»; «То что наляпали сантехники КСК – стыдно даже описывать. В нескольких местах трубу согнули и кое-как пришпандорили» (газета «Час пик», сентябрь, 2001).

Широко употребительные слова и иноязычная лексика параллельно функционируют как в устной речи разных слоев населения, так и в языке средств массовой информации: «Пиаровская должность обязывает Хусаина Сарсенбаева быть у всех на слуху. И заметьте, ему талантливым образом удается бывать в нескольких местах одновременно. А еще они (дети) зовут его дядя «Харрикейн» (Час пик, 2002, № 52). Разговорный вариант пиар, образованный от начальных букв иноязычной аббревиатуры PR (public relations – связь с общественностью) сочетается с просторечным быть на слуху. Метонимическое замещение номинации иностранной компании «Харрикейн» возникло в результате ассоциативного представления человека, представляющего и выступающего от имени данной компании и сочетается с просторечной формой обращения.



Использование аббревиатур в качестве основы словообразования. В языке аббревиация «выполняет компрессивную функцию, то есть служит для создания более кратких, чем соотносительное словосочетание, номинаций...» 27. В современных медиа-текстах аббревиатуры активно используются для создания новых слов с дополнительной коннотацией (иронии, негативно-эмоционального оттенка, сарказма, шутки, каламбура). «СПИДометр зашкаливает» (Час пик, 2001, № 6) – заголовок статьи о проблеме наркомании в области. В фонетической игре использована графическая омонимия производного слова, которое образовано путем сложения аббревиатуры и целого слова. «К нам приехал СПИДоносец» (Ак Жайык, 1997, № 42) – заголовок заметки о задержании полицейскими гражданина Узбекистана, у которого обнаружен положительный тест на вирус СПИД. В окказиональном слове обнаруживается алогичность при сопоставлении с одноструктурным: оруженосец – тот, кто носил в старину оружие для своего господина; СПИДоносец – тот, у кого обнаружена вич-инфекция. «ОбСИКиваются» (Час пик, 2001, № 1) – заголовок репортажа о процедуре получения социального индивидуального кода. Использована фонетическая игра, где обыгрывается комическое звучание нового слова, образованного префиксально-суффиксальным способом. Сближение аббревиатуры с обычным словом создал негативную окраску процедуре получения нового документа в городском центре занятости населения, где вследствие неумелой организации работы создалась напряженная обстановка. Актуализация прецедентного (уже известного) письма: Подзаголовок – «Хождение по мукам» актуализирует ситуацию и выражает общее впечатление людей, недовольных огромными очередями при получении необходимой справки. Нередко используются в газетных заголовках уже известные названия произведений классиков, поэтические строфы, причем в несколько перефразированной форме: «Что наша жизнь? – Игла!»; «Ночь, Улица, Грабитель».

Наблюдения за изменениями в жанрово-стилистической структуре публицистических текстов последнего десятилетия позволяют сделать вывод о том, что «формируется новая поэтика текстов СМИ, реализуемая в игровой форме, которая характерна уже не только для отдельных изданий и отдельных авторов. Она становится нормой, пополняя ассортимент приемов и шлифуя выразительные возможности в изданиях разного типа, в материалах разной тематической и жанровой ориентации» 28.

Афоризмы, цитаты, пословицы, названия произведений известных классиков, устойчивые фразеологические обороты, семантически неразложимые словосочетания, жаргоны, арго, используемые в современных газетных текстах, актуализируют остроту восприятия изображаемых социальных явлений и эмоционально-эстетическое воздействие текста. Наполняя их новым содержанием, дает неожиданную для них современную интерпретацию и экспрессивную окраску.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы, отмечаются проблемы, требующие дальнейшего научного изучения.

Выявлено, что в постсоветский период в казахстанской журналистике произошла актуализация региональной проблематики в средствах массовой информации. На страницах печати впервые освещаются малоизвестные факты из истории родного края, возвращаются из исторического забвения имена ярких личностей и общественных деятелей, внесших заметный вклад в становление и развитие культуры родного края. Местные журналисты впервые затрагивают «закрытые темы» как наркомания, проституция, суицид, подростковая преступность, которые до сих пор как бы не существовали в обществе или попросту замалчивались.

Отмечено, что в региональной журналистике укрепилась роль традиционных общественно-политических газет, которые сумели перестроиться на новые общественно-экономические отношения и смогли сохранить свои позиции. Рынок поставил журналиста перед необходимостью глубоко вникать в экономику, активно участвовать в борьбу за рентабельность издания, выстраивать маркетинговую политику, искать новые формы в подаче материала.

Показано, что типологические особенности газет наиболее четко прослеживаются в газетах, дифференцированных по роду деятельности: общественно-политические, специализированные, рекламные; по возрасту читательской аудитории: детские, молодежные и т.д.

Отмечено, что материалы, представленные на страницах региональных газет, трудно представить в чистой жанровой форме. Использование различных жанровых вариантов, синтез, простота, непринужденность изложения, применение различных игровых приемов, «как переодевания», «испытано на себе», игровых выразительных средств в языке и стиле равно как нарушение и смешение стилей – наиболее важные характеристики материалов молодежных газет в регионах.

Отмечен процесс интенсивного развития демократического стиля языка газет.

Выявлено, что региональные средства массовой информации выполняют в большей степени информационно-коммуникативную роль, что согласуется с общей тенденцией развития общереспубликанской прессы.



следующая страница>


Функционально-типологические и жанровые особенности региональной печати постсоветского казахстана

Работа выполнена на кафедре татарской журналистики факультета журналистики и социологии Казанского (Приволжского) федерального университета

386.84kb.

12 10 2014
2 стр.


Урока: Познакомить с повестью А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка". Выявить жанровые особенности повести "

Цель урока: Познакомить с повестью А. С. Пушкина "Барышня-крестьянка". Выявить жанровые особенности повести "Барышня-крестьянка". Проверить внимательность учащихся в чтении большог

65.64kb.

14 10 2014
1 стр.


Жанровые и стилистические особенности прозы газиза губайдуллина
335.38kb.

12 10 2014
1 стр.


Эволюция прозы к. С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности
296.89kb.

09 09 2014
1 стр.


Типологические исследования в рф: методологические подходы и способы

Развитие системы периодической печати в России связано с осмыслением типологических характеристик каждого периодического издания, поиском собственной читательской аудитории, модели

112.33kb.

13 10 2014
1 стр.


Наша бедность: особенности посттоталитарных особенностей

Рискну предложить легкую для запоминания формулу бедности [Б] поведения, именуемую проклятые пять «П» постсоветского пространства, а именно

22.3kb.

14 12 2014
1 стр.


Программа VI международной конференции издателей, полиграфистов и распространителей печати «Печатный рынок в условиях трансформации экономических отношений Беларуси, России и Казахстана»

Международной конференции издателей, полиграфистов и распространителей печати «Печатный рынок в условиях трансформации экономических отношений Беларуси, России и Казахстана», приур

62.21kb.

16 12 2014
1 стр.


Функционально-структурные особенности и просодические средства выражения дискурсивных элементов англоязычного учебно-научного дискурса
245.94kb.

01 10 2014
1 стр.