Перейти на главную страницу
студента заочного отделения, факультета
международных экономических отношений,
института последипломного образования Чернова Анатолия Леонидовича
К.э.н., Доцент кафедры управления
внешнеэкономической деятельностью
Мазуренко В.П..
Киев-2004
План
Вступление.
Глава I. Теоретико-методологические подходы к анализу страховых услуг и страхового рынка в условиях глобализации.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
На сегодняшний день единого подхода к понятию глобализации не существует. Однако с нашей точки зрения наиболее полным являются следующие определения, раскрывающий экономический аспект глобализации. «Рост экономической взаимозависимости стран всего мира в результате увеличения объёмов и разнообразия трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала. А также, благодаря всё более быстрой и широкой диффузии технологий и интенсивной интеграции как рынков товаров и услуг, так и рынков капиталов» такое определение глобализации дают эксперты МВФ. [2]
По определению американского исследователя Т.Фридмана, глобализация - это «неудержимая интеграция рынков, наций-государств и технологий, которое позволяет индивидам, корпорациям и нациям достигать какой-либо точки мира быстрее, дальше и дешевле, чем когда, бы то ни было раньше… Глобализация означает распространение капитализма свободного рынка на практически все страны мира. Глобализация имеет свой набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и увеличения привлекательности для иностранного капитала». [3]
Учитывая то, что процесс глобализации охватил практически все сферы жизни современной мирового сообщества, в частности, идеолого -культурную, территориальную, информационно- коммуникативную и т.д. существуют и различные определения и трактовки данного понятия на которых мы не будем останавливаться, приняв как основные определения процесса - вышеприведенные, как таковые , что наиболее полно связанны по сути с её экономическим аспектом.
Прежде чем, более детального анализировать состояния страхового рынка Украины, его перспективы, связанные с процессом глобализации, который фактически уже начался в страховой сфере, необходимо уточнить подходы к анализу таких понятий, как страховая услуга, как специфическому и сложному направлению в сфере финансовых услуг, а также, страхового рынка, как многоуровневой системы экономических взаимоотношений в сфере услуг. Чёткое понимание и представление достаточно этих понятий позволит нам, во-первых, более детально, и максимально всесторонне оценить ситуацию, сложившуюся в украинском страховом секторе и проанализировть его особенности. Во – вторых, исходя из структуры и особенностей классического страхового рынка, сравнить существующие в Украине и, скажем, в Европе системы страхования. А это в свою очередь должно позволить нам в конечном итоге, сделать более объективные выводы о возможных последствиях для украинского страхового рынка выхода на него иностранных страховщиков.
1.2 Структура и элементы страховой услуги и страхового рынка.
Основными составляющими классической страховой деятельности, практически во всех странах рыночной экономики являются: рисковый бизнес, функция накопления и сфера сопутствующих услуг, которые выступают, по сути, в качестве нематериального, так называемого «невидимого товара» на рынке страхования.
Рисковый бизнес СК образует ядро страховой деятельности. При этом застрахованный, переносит вероятность распределения финансового ущерба в будущем на страхователя. Этот процесс реализуется в том, что страховщик связывает себя обязательством страховой защиты перед клиентом т.е. обязуется оказать услугу (возмещение ущерба) в случае наступления страхового случая (реализации опасности, предусмотренным договором страхования). Для клиента такое обязательство страховщика, (собственно получение страховой услуги после наступления страхового события) определяет гарантии его экономического положения и безопасности т.к. убытки при этом покрываются, полностью или частично, за счёт предоставляемых страхователем в рамках оказания страховой услуги. «Страховщик принимает на себя множество вероятностных распределений ущерба и балансирует риски в группе принятых на себя обязательств, а также во времени» [4 ]
Несмотря на то, что в некоторых видах страхования рисковый бизнес связан с юридическим и/или фактически с развитием планомерного накопления капитала (к примеру, при страховании жизни), а в другом виде - с возвратной функцией - в случае организации выплат при страховании от несчастного случая и в медицинском страховании, то общие признаки страхования именно, как сферы услуг и его ориентация на клиента сохраняются полностью в каждом из видов.
Рисковый бизнес (заключение договоров) и функция накопления капитала сопровождаются множеством дополнительных услуг предоставляемых страховщиком и позиционирующих его на данном рынке. Эти услуги дополнительные (но не менее важные по значению) необходимы для того, чтобы реализовать на рынке в более полном объёме страховой продукт. К ним относятся также консультационные услуги перед началом и во время действия страхового взаимоотношения, организацию сбыта (продаж) страховых продуктов и организацию всех мероприятий связанных с системой продаж (рекламные и PR- акции, маркетинговые исследования и т.д.), услуги, возникающие при урегулировании ущерба после возникновения страхового события.
Следовательно, в страховых услугах можно выделить две группы услуг консультационные и операционные.
Операционные услуги также включают в себя качественное составление договора страхования и контроль за его исполнением в процессе его действия, обработка платёжных потоков и организация выплат страховых возмещений, обработка информации по страховым случаям и организация процессов выплат по ним; процессы инвестиционных вложений компании и т.д. (важными примерами здесь, могут быть оценка и анализ рисков перед заключением договора страхования); подготовка подходящих и разнообразных программ страхования; обработка заявлений на страхование; устное и письменное общение с клиентами и третьими лицами, организация и качество базы данных, как по клиентам, так и по договорам страхования, архивирование и анализ страховых случаев.
При этом становится очевидно, что часть услуг предоставляется клиенту – страхователю непосредственно, в большей части путём личного контакта с ним так называемые – внешние услуги, в то время, как другая часть услуги скрыта в самом продукте-страховании и таким образом предоставляется клиенту опосредованно. Таким образом, страховая услуга в широком её понимании представляет собой комплекс взаимосвязанных проводимых согласованно мероприятий основной целью которых является организация и предложение как можно более лучшей и экономически выгодной для клиента системы экономической (страховой) защиты его финансовых интересов, которые относятся к самым различным сферам его деятельности. При этом они дают возможность СК, как коммерческой организации ориентированной на получение прибыли, осуществлять свою деятельность в рыночных условиях.
Как видно большую часть услуг в страховании по своему содержанию означают коммуникации, т.е. общение и передачей информации между страховым предприятием и клиентом, а конечным продуктом страхования, как видно , является нематериальный товар, который представляет собой специфическую, многоуровневую и достаточно сложную деятельность в сфере услуг, имеющий в своём составе различные составляющие. Для реализации подобного продукта необходимо создание на рынке прежде всего: особых, специально организованных и укомплектованных соответствующими кадрами сервисных структур, которые ориентированны на работу с клиентами. В свою очередь особый «нематериальный товар» в виде страховой услуги может быть разграничен по типологии риска на следующие виды: несчастные случаи, медицина, авто-каско, авиа-каско, каско морских речных и озёрных судов, транспортировка товаров, огонь и стихийные бедствия, имущественные убытки; ответственность владельцев транспортных средств; ответственность владельцев морских, речных и озёрных судов; общая ответственность, кредит, залог, финансовые риски, судебные риски, жизнь, страхование жизни.
В результате реализации всех видов страховых услуг с учётом внешних как субъективных, так и объективных факторов возникает, формируется и развивается классический рынок страхования. Схематично структуру данного рынка можно изобразить следующей схемой (см. рис. .№1) и определить его совокупность отношений и взаимодействий между потребителями товара «страховая услуга», его производителями (страховыми организациями различного профиля) и внешними факторами. Основной и самой главной особенностью данного рынка, как впрочем и других направлений рынка услуг, является первостепенность и положение в нём именно потребителя и его интересов.
Потребители страховых услуг, (клиенты)
Сопутствующие (внешние) факторы развития
Организатор страховых услуг - страховые организации
Рис.1. Общая структура классического рынка страхования
Итак, дав определение основным понятиям, характеризующим и отличающим рынок классического страхования, рассмотрим особенности страховой системы сложившейся в Украине в настоящее время.
Глава II.
Развитие страхования в Украине и его особенности на современном этапе.
Важной объективной исторической предпосылкой украинского страхового рынка, значение которой возможно ещё не в полной мере осознано, является отсутствие у него каких - либо исторических, рыночных и ориентированных на работу с клиентом (в широком понимании этого слова) традиций. Созданная на базе советского «Госстраха» первая и самая крупная национальная компания в начале 90-х монопольно представлявшая в Украине страхование не решила вопроса и даже не стимулировала процессов связанных с началом перехода на рыночную систему работы в страховании. Основными принципами работы данной компании были методы советской организации страхового дела, основанные на принудительном и безальтернативном административном привлечении к страхованию клиентов. Компания полностью сохранила кадровый состав, структуру и организацию, специфическую корпоративную культуру, таким образом, продолжив формировать у населения негативного отношения к страхованию как таковому. Параллельно с этим, в ситуации экономического кризиса в стране, используя некоторые принципы классического страхования и его терминологию (в первую очередь возможности накопления), в середине 90-х годов процесс «развития» страхования свёлся к созданию и деятельности так называемых «финансовых пирамид» и их логичного скандального распада. Последствием данных событий стало окончательный подрыв доверия населения к страховому бизнесу и его практически полная дискредитация. По данным всех социологических опросов такое отношение к страхованию сохраняется до сих пор у подавляющей части населения страны, что продолжает сдерживать полноценное развитие данного вида деятельности.
Таким образом, формированию в Украине очень специфического, замкнутого и работающего «на себя» страхового рынка было связано с особенностями его исторического развития и практически полным отсутствием полноценного рыночного опыта и традиций в сфере страхования, как у населения, так и у страховых компаний (СК).
Наиболее заметной и негативной особенностью является работа на данном рынке так называемых «кептивных», связанных финансово и организационно с крупными предприятиям или банками и, как правило, организованных ими - страховых компаний. Организационно входящие с другими предприятиями в единые, так называемые финансово-промышленные группы (ФПГ), такие компании работают «внутри» данных групп и практически только в интересах входящих в них предприятий. Основной их целью являются организация и реализация, так называемых «минимизационных схем», использование которых, позволяет, учитывая особенности местного законодательства, снизить процент прибыли, которая подлежит налогообложению, в первую очередь на предприятиях входящих в ФПГ и «застрахованные» в «своих» компаниях по определённым видам.
Использование возможностей «страхового механизма» в финансовой деятельности многих предприятий вполне понятна и логична с точки зрения интересов предприятий и страховых компаний, но данный механизм практически не имеет никакого отношения к реальному классическому страхованию и к рынку услуг.
Несовершенство украинского законодательства с одной стороны и структурные особенности экономики страны (а именно - разделение и подконтрольность основных отраслей экономики небольшому количеству ФПГ) создали естественные предпосылки для ситуации, которая делает практически все СК Украины участниками «кептивных финансовых схем» и является определяющей в их деятельности. На сегодня на рынке действует уже более 350 СК, которые независимо от размера, финансовой состоятельности работают практически по одним обозначенным выше схемам. Различны только объёмы находящихся в обороте средств. Естественно, что следствием такой организации основными и самыми «ходовым» видами страхования являются имущественное виды. То есть направления, позволяющие в полном объёме легально работать по схемам «минимизации» (см. рис.2 и рис.3) [5]
На тему: «Глобализация страховой отрасли: возможные последствия для страхового бизнеса стран снг»
14 12 2014
3 стр.
Научно-практической конференции «Пути решения проблем дорожной отрасли стран СНГ и перспективы развития мостостроения» ученые и специалисты – практики в области автомобильных дорог
06 10 2014
1 стр.
В этом ее отличие от интеграции, высшей стадией которой она является: интеграция была и в ледниковый период, глобализация же началась в 90-х гг. ХХ века, 10 лет назад
06 10 2014
1 стр.
Министр иностранных дел РФ сергей Лавров отбыл сегодня в Минск для участия в совещании глав мид стран СНГ. Это его первая официальная зарубежная поездка после назначения на пост ру
30 09 2014
1 стр.
Лицо, являющееся получателем Страховой выплаты при наступлении Страхового случая. Выгодоприобретатель устанавливается условиями Программы, Договора страхования и письменным согласи
12 10 2014
1 стр.
Снг, помогая компаниям в найме продуктивного персонала, оптимально подходящего для занимаемых должностей
12 10 2014
1 стр.
Этнология стран региона специализации (стран снг) [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2011. 24 с
23 09 2014
5 стр.
14 10 2014
1 стр.