МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ГОРОДА ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЕЙСКИЙ РАЙОН
Рассмотрена на заседании
педагогического совета
протокол №___ от ________
директор МОУ СОШ №20
г.Ейска
__________ Л.Г.Федь
|
Утверждена
решением управляющего совета
МОУ СОШ № 20
председатель управляющего совета
протокол №__ от ____________
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2011 ГОД
Содержание
основной образовательной программы начального общего образования
МОУ СОШ №20 города Ейска
1. Пояснительная записка.
|
|
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.
|
|
3.Учебный план начального общего образования.
|
|
4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
|
|
5.Программы отдельных учебных предметов, курсов.
|
|
6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
|
|
7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
|
|
8.Программа коррекционной работы.
|
|
9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
|
|
Пояснительная записка
1.1. Введение
Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) муниципального образовательного учреждения средней школы №20 города Ейска (далее МОУ СОШ №20 г.Ейска) разработана коллективом педагогов, родителей МОУ СОШ №20 г.Ейска на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010)
1.2. Информационная справка
Тип школы. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20
Юридический адрес: 353680 г.Ейск Краснодарский край ул.Харьковская, 182
Телефон: 3-84-68
E-mail:
Действующие лицензии на образовательную деятельность:
Лицензия на право осуществления образовательной деятельности – серия РО
№008566 регистрационный номер № 01481 от 17 декабря 2010 г выдана сроком на пять лет по 16 декабря 2016 года на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего, дополнительного образования.
Сведения об аккредитации: Свидетельство о государственной аккредитации серии ОП 021638 регистрационный № 01596 от 22 февраля 2011 года. Свидетельство действительно по 23 декабря 2013 года
Директор МОУ СОШ №20 г.Ейска Федь Любовь Георгиевна
Количество обучающихся в начальной школе –224 человек; 8 классов комплектов,
Разработчики программы: педагогический коллектив МОУ СОШ №20 г.Ейска, представители органов государственно-общественного управления, родительской общественности;
Исполнители Программы: педагогический и ученический коллективы МОУ СОШ №20 г.Ейска, администрация, родительская общественность.
Режим работы МОУ СОШ №20 г.Ейска: в ОУ организован учебный процесс в 2 смены. Продолжительность занятий в 1 смене: с 8.00-12.10, во 2 смене с 13.20- 16.25
Характеристика кадрового состава педагогов начальной школы: специфика кадров МОУ СОШ №20 г.Ейска определяется высоким уровнем профессионализма, высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли курсы повышения квалификации и владеют современными образовательными технологиями.
По образовательному уровню в школе 1 ступени – высшее образование имеют 6 человек, среднее специальное образование – 2 человека
По стажу работы:
10-20 лет – 2 чел.
свыше 20 лет – 6 чел
По возрастным группам:
30-40 лет – 3 человек
40-55 лет –4 человека
свыше 55 лет – 1 человек
По квалификационным категориям:
имеют высшую квалификационную категорию - 4 человека
имеют первую квалификационную категорию - 3 человека
Отраслевые награды имеют:
1.Букина Елена Александровна-грамота Министерства образования Российской Федерации
2.Киримлиди Галина Ивановна- Почетный работник Российской Федерации
2011 год-учитель начальных классов Букина Елена Александровна- призер муниципального конкурса ПНПО
2010 год – учитель начальных классов Киримлиди Галина Ивановна обобщение педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в начальных классах» на краевом уровне, учитель начальных классов Букина Елена Александровна-обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне, учитель начальных классов Найденко Алла Дмитриевна-обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне
2010 год-учитель начальных классов Букина Елена Александровна-призер муниципального этапа конкурса «Учитель года-2010» (номинация «Кубановедение»)
2009 год-учитель начальных классов Киримлиди Галина Ивановна-победитель муниципального этапа конкурса «Огонь ошибок не прощает»
2008 год –учитель начальных классов Киримлиди Галина Ивановна –победитель муниципального конкурса «Моя классная –самая классная»
2006 год-учитель начальных классов Найденко Алла Дмитриевна-победитель муниципального этапа конкурса «Учитель года- 2006»
Учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, библиотека художественной и методической литературы). Кроме того классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.
Традиции ОУ: общешкольные линейки памяти, проведение предметных недель, интеллектуальных КВНов, Брейн- рингов, творческих конкурсов «Мисс Осень», конференций, библиотечных часов, чествование ветеранов, встречи выпускников, спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья», «А ну-ка, мальчики!», походы выходного дня, работа волонтерских отрядов, выездные краеведческие экскурсии
1.3.Общая характеристика Образовательной программы:
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
Образовательная программа МОУ СОШ №20 г.Ейска определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Она представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности МОУ СОШ №20 г.Ейска и основана на следующих нормативных документах:
-Закон РФ «Об образовании»;
-Конвенция о правах ребенка;
-Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10. 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009г.№ 15785;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Президентская образовательная инициатива «Наша новая школа»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010) (далее – Примерная программа).
Образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность, функционирование и развитие МОУ СОШ №20 г.Ейска в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, изложенными в Законе Российской Федерации «Об образовании». А именно:
-
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
-
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
-
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
-
обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;
-
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
-
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
-
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
При разработке Образовательной программы учтены:
-
возможности образовательной среды МОУ СОШ №20 г.Ейска;
-
уровень готовности учителей к реализации новых требований в рамках работы по Образовательной программе МОУ СОШ №20 г.Ейска;
-
возможности материально-технического обеспечения образовательного процесса;
-
социокультурные особенности и потребности региона;
Образовательная программа, предусматривает:
– достижение планируемых результатов освоения Основной образовательной программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему внеурочной деятельности (клубов, секций, студий и кружков), организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, психологическое сопровождение детей;
– организацию интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;
– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;
– использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения;
– возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:
-
учащихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
-
общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.
Целью реализации образовательной программы МОУ СОШ №20 г. Ейска является:
-
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
-
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемого УМК «Школа России»
Задачами реализации образовательной программы МОУ СОШ №20 г.Ейска являются
:
-
Достижение личностных результатов учащихся:
-
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-
сформированность мотивации к обучению и познанию;
-
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
-
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
-
освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями, которые составляют основу умения учиться, и межпредметными понятиями
-
Достижение предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
В основе реализации основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №20 г.Ейска лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
• ориентация на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, образования;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
В соответствии с ФГОС Образовательная программа МОУ СОШ №20 г.Ейска содержит следующие разделы:
-
пояснительная записка;
-
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
-
учебный план начального общего образования;
-
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования ;
-
программы отдельных учебных предметов, курсов;
-
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
-
программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
-
программа коррекционной работы;
-
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания учебно-методического комплекса (далее-УМК), используемых на начальной ступени образования (УМК «Школа России»). Комплекс реализует ФГОС и охватывает все предметные области учебного плана ФГОС (раздел III, п.19.3.)
УМК «Школа России» построен таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее
структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться, организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
В предлагаемой программе используются следующие сокращения: ООП НОО –основная образовательная программа начального общего образования, НОО- начальное общее образование; МОУ СОШ - муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП - базисный учебный план, УМК – учебно-методический комплекс, УУД- универсальные учебные действия.
Программа адресована педагогическому коллективу МОУ СОШ №20 г. Ейска, учащимся и их родителям.
2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему
обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее
уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие учащимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности, максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой программе учебного курса (предметного, междисциплинарного) выделяются следующие уровни описания.
Цели-ориентиры определяют ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам программы учебного предмета. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы учебного предмета в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации; а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся — как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность учащихся.Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. Оценка достижения этих целей ведется преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.
Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, являющихся инструментарием, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.
Подобная структура представления планируемых результатов подчеркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.С 2006 года методический совет МОУ СОШ№20 г.Ейска занимается внедрением в практику работы учителей следующих технологий: здоровьесберегающей, технологии игрового обучения, личностно-ориентированного подхода в обучении школьников, информационно-коммуникативной технологии, что позволяет усилить здоровьесберегающие аспекты предметного обучения, предупредить неуспеваемость, развить исследовательские навыки у учащихся.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:
-
междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий»;
-
программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».
В результате изучения
всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы
личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
-
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и решению новых задач;
-
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
-
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
-
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
установка на здоровый образ жизни;
-
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
-
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
-
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-
установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
-
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
принимать и сохранять учебную задачу;
-
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
-
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-
различать способ и результат действия;
-
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
-
выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
-
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
-
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом с помощью инструментов ИКТ;
-
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
-
строить сообщения в устной и письменной форме;
-
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
-
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей;
-
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
-
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
-
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
-
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
-
устанавливать аналогии;
-
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире и о себе с помощью инструментов ИКТ;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
-
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
-
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
-
задавать вопросы;
-
контролировать действия партнера;
-
использовать речь для регуляции своего действия;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
-
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
-
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
-
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
-
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
-
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-
определять тему и главную мысль текста;
-
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
-
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
-
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
-
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение);
-
понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
-
понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства;
-
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
-
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
-
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации
-
работать с несколькими источниками информации;
-
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
-
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
-
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую;
-
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
-
сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
-
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
Выпускник получит возможность научиться:
-
делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
-
составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
-
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
-
оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
-
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
-
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
Выпускник получит возможность научиться:
-
сопоставлять различные точки зрения.
-
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
-
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Выпускник на ступени начального общего образования:
-
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
-
овладеет письмом от руки и клавиатурным письмом, сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
-
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»
следующая страница>