§3.1725-1736 годы. В 1725-1727 гг. продолжены работы в Петергофе, Стрельне, Летнем саду, Кронштадте. Смерть Петра Великого, затем - Екатерины Алексеевны прервали эту линию. Особый удар нанесен в январе 1728 г. решением о переводе Императорского двора в Москву. Однако, Военным Генерал-Губернатором - Главным Начальником (в 1728-1734 гг.) и Генерал-Полицеймейстером (в 1731-1732 гг.) назначен Б.-Х.Миних, не допустивший разрушения города и сумевший к возвращению Императрицы в Санктпетербург в 1732 г. отремонтировать дороги и устроить триумфальные арки и монументы. Но, главное – по его инициативе создан новый Императорский дворец - «Новые полаты» (1731-1732 гг., реконструкция и расширение в 1734-1736 гг.), на Адмиралтейской стороне у Адмиралтейской верфи-крепости. Постепенно, в зоне дворца будет создаваться новый центр города.
Родоначальником перевода центра города на Адмиралтейскую сторону стал Б.-Х.Миних. При нем снова реализовывались крупные проекты: фортификационные; осушения болот и инженерной подготовки территории юго - восточнее Лиговского канала (1733-1734 гг.); прокладки «перспективных дорог» на Московской стороне; создания деревянных набережных р. Невы и р. Мойки; устройства и ремонта «вылетных» дорог (Санктпетербург-Архангельск, Санктпетербург-Выборг, Санктпетербург-Москва); размещения загородных дач по берегам реки Фонтанной. Параллельно, еще не отступая от идей Петра I, велись работы на формируемом с 1722 г. главном общегородском центре на стрелке Васильевского острова. Застройка осуществлялась также на Адмиралтейской и Выборгской сторонах. В зону Большой Невской дороги (будущего Невского пр.) перенесены Шведская, Финская, Немецкая, Французская слободы. Восстановлены правила застройки города на принципах регулярности, регламентации и применения «образцовых проектов». После пожаров 1736 г. предложены проекты застройки погорелых мест в Греческой и Немецкой слободах (1736 г.) и изменения общегородского комплекса на стрелке Васильевского острова (1736 г.). В эти годы (1728-1736 гг.) в Санктпетербургской Академии наук создан первый вариант первого фиксационного плана города и предместий, имевшего преимущественно торжественно-представительский характер.
§4.1737-1761 годы. Необходимость ликвидации последствий пожаров 1736 - 1737 гг. вынудила перейти к реконструкции Санктпетербурга и предместий. В эти десятилетия сформировалась единая градостроительная политика, аналогов по масштабности и эффективности которой не знало европейское градостроительство. Параллельно действовали несколько организаций и ведомств. В «Группе фон Зихейма» (1737-1738 гг.) создан окончательные вариант первой фиксационной съемки территорий. Градостроительных проектов известно более 20. Большинство из них разработано в «Комиссии о Санктпетербургском строении» (1737-1746 гг.), там же сформулированы предложения по организации проектной деятельности в Санктпетербурге и России. Деятельность Комиссии приобрела всероссийский масштаб – известны проекты Комиссии по реконструкции Новгорода и Пскова, выполненые в Комиссии. (С.В. Семенцов). В проектах сохранялись принципы «регулярности» каждой градостроительной зоны и ее геометрическая обособленность (слободской характер), прямолинейность улиц и ориентация их на вертикальные доминанты существующих и предлагаемых к сооружению храмов, общественных и производственных объектов. Уточнено функциональное зонирование города, создана новая система нормативов и регламентов. Городской, предместный, пригородный типы участков стали с 1737-1739 гг. главными ячейками всего осваиваемого пространства. Центр города должен был окончательно переместиться на Адмиралтейскую сторону. Главным объединяющим элементом новой композиции города стало самое широкое место Невы. Сформулированы предложения по многократному использованию приема трех-пятилучия. Параллельно с Комиссией действовали Главная Полицеймейстерская Канцелярия, некоторые Коллегии и Канцелярии. (Адмиралтейств-Коллегия, Дворцовая Канцелярия, Главная Артиллерия, Академия наук). Совещание штабов лейб-гвардии полков, получило в 1740-1742 гг. право выбрать места, разработать проекты и выстроить полковые слободы гвардейских полков. В 1748-1749 гг. единый проектный генеральный план Санктпетербурга. выполнен в Академии наук путем соединения проектных планов отдельных зон, разработанных в ведомствах. План известен как «План М.И.Махаева», его считали парадным фиксационным планом города, приуроченным к 50-летнему юбилею столицы. Но, по архивным данным, он исполнен в 1748-1749 гг. под руководством И.Ф.Трускота, (его можно назвать «План И.Ф.Трускота»), имел значение парадного проектного изображения столицы при Елизавете Петровне, и никак не был связан с мифическим юбилеем (которого не было в истории).
План является вторым единым проектным генеральным планом Санктпетербурга. В комплект к Плану изготовлены 12 проектных видов города («перспектив»). Подробное описание объектов Плана тоже выявлено, это –«Описание Санктпетербурга» А.И.Богданова (1751-1752 гг.), сотрудника Академии наук. Параллельно создавались крупнейшие ансамбли и комплексы, велось строительство многих храмов в городе, окрестностях (предместьях), в пригородах, развитие и реконструкция промышленных предприятий. Расширялись пригородные дачные зоны. Но, вВ целом, застройка города и окрестностей оставалась преимущественно деревянной. После ликвидации в 1746 г. Комиссии о Санкт-Петербургском строении Главная Полицеймейстерская Канцелярия снова получила право полного контроля градоформирующей деятельности в Санктпетербурге.
§5.1762-1781 годы. На предыдущих этапах город и его предместья росли территориально. Первичный градостроительный каркас уже сформирован, кварталы получили «перворазовую» застройку, сформулированы принципы (правила, регламенты, нормативы) для формирования оптимальной среды. Но, существующий город не соответствовал этим принципам, необходимы были коренные усовершенствования. Как известно, Ууказом Екатерины II создана «Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы» (1762 г.), объявлен международный конкурс на разработку проектного генерального плана Санктпетербурга (1763 г., итоги конкурса неизвестны). (Б.Л.Васильев). До конца 1760-х гг. силами в Комиссии выполнены градостроительные проекты всех частей города и предместий. Даны предложения по уточнению планировочного каркаса, (а для Петербургской стороны - предложения коренного изменения всей планировочной системы и перевода ее на регулярные принципы), созданию серии въездных площадей на границе города (по р. Фонтанной). Параллельно вВведены новая дифференциация территорий (город, предместья, выгонные земли), регламентация застройки (по этажности, по высоте – не выше 10 сажен, по материалам стен и конструкций) (1765 г.). .); Вводились ограничения на размещение промышленных производств (1762 г.);. Впервые сформулировано обязательное требование на территориях от Невы до р. Фонтанной строить только кирпичные здания. Сохранялись ставшие типовыми размеры участков, а их застройка на Адмиралтейской стороне предложена – сплошная, «единой фасадой», в 3 этажа на «высоких подвалах», в новом архитектурном стиле. В Комиссии даже разработали «образцовые проекты» зданий для нового типа застройки (ПСЗРИ. Т.XVII. № 12629; Н.Ф.Гуляницкий, М.Б.Михайлова, В.А.Шквариков). Сформулировано требование стабильности границ города, предместий и городских выгонных земель. А также - запрет на застройку выгонных земель. Тем самым остановлен экстенсивный рост осваиваемых территорий, вводились требования реконструкции в соответствии с новыми канонами (1768-1769 гг.). Сводный генеральный план – «Новой план» (состоящий из проектов отдельных частей, проектов границ города и предместий) сформирован в 1769 г., а в целостном виде выполнен в 1776 г. «Новой план» несколько раз уточнялся, варианты известны на в 1769, 1776, 1792, 1796 гг. В Комиссии оформилась система непрерывной проработки генерального плана. На основе этого плана велось уточнение красных линий кварталов и улиц, шло создание десятков архитектурных ансамблей. Указ о разработке для всех городов России генеральных планов (1762 г.) заставил именно Комиссию взять на себя и эту функцию. Для выполнения работ по совершенствованию дорог, улиц, набережных, каналов, бечевников создана Канцелярия строения государственных дорог (1764 г.). Наводнение 1777 г. потребовало провести новую нивелировку территории столицы и выполнить уточненный фиксационный план, и на основе его – разработать и осуществить программу подсыпки территорий. Эту работу осуществили под руководством Ф.Баура. (1777-1779 гг.).
§6. 1782-1795 годы. В 1782 г. в российской столице введен в действие Устав Благочиния или Полицейский, по которому пространства каждого городатерритории належало разделились на части, а части - на кварталы. Вопросы развития Санктпетербурга находились в ведении самой Императрицы, Правительствующего Сената, Градоначальника, Управы Благочиния, Коллегий и Канцелярий. В штатном составе Управы Благочиния появились 1 архитектор, 2 помощника архитектора, 4 архитектурных ученика, которые должны были обеспечивать контроль за проектно-градостроительной и реализационной деятельностью. в Санктпетербурге (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №15390). А «Комиссия о каменном строении Санктпетербурга и Москвы» (так теперь называлась Комиссия) ведала разработкой градостроительных проектов. В Оставаясь в пределах границ города и предместий, проекты ах Комиссии предусматривали предусмотрена реконструкцию реконструкция сформированной планировочной системы,. Намечены намечены создание главных улиц и системы площадей - ансамблей на главных магистралях и вдоль границы города, изменение нормативов (с увеличением плотности и этажности застройки), использование «образцовых проектов», запрет на городских территориях деревянного строительства и переход к плотной кирпичной брандмауерной застройке в 2-3, в некоторых местах - в 4 этажа.. Хотя, вплоть до конца XVIII в. город оставался преимущественно деревянным.
Уточнение генерального плана Санктпетербурга (варианты 1792, 1796 гг.) шло по пути усиления реалистичности. Так, отказались от идеи создания главной въездной площади в зоне Калинкина моста (все въезды в город стали решать одинаково). Или, предлагавшийся с 1780-1781 гг. перенос со стрелки Васильевского острова портов (международного и внутрироссийского) на создаваемый в устье р. Фонтанки остров, также к 1789 г. отменен, хотя остров насыпан. Формировались центральные ансамбли, создавалась система площадей, велась прокладка улиц, каналов, дорог. Проводилось зонирование территорий (центральные, периферийные, предместья и загородные) с особыми параметрами застройки. Сохранялись правила разбивки кварталов и участков, разработанные еще в Комиссии о Санктпетербургском строении. В процессе реконструктивных работ, вошедшие в территорию города зоны с загородным типом застройки (бывшие ближние дачи) преимущественно ликвидировались с разделением территорий на кварталы и участки городского типа. На территориях полковых слобод вместо «светлиц» начали возводить солдатские и офицерские казармы.
§7. 1796-1801 годы. Павел I успел ввести изменения в административно-территориальные, управленческие и имущественно-правовые области жизни Санктпетербурга и Санктпетербургской губернии. Предместные территории слобод гвардейских полков присоединены к частям города (18(29) ноября 1796 г.. Все эти территории были застроены ранее, но лишь сейчас повышали статус до городских территорий. Мыза Гатчина и село Павловское стали городами.
Павел I ликвидировал Комиссию о каменном строении Санктпетербурга и Москвы, изменил систему управления городом, Высочайше подписаны подписал Устав столичного города Санктпетербурга, штат Санктпетербургского городского правления, штат Санктпетербургской полиции, штат Конторы городских строений. Высшим учреждением столицы определена «Комиссия о снабжении Резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся». Высшим проектно-строительным учреждением для выполнения проектно-строительных работ, финансировавшихся из казны, стала «Контора городских строений». (ПСЗРИ. Т.XXV. №18663). В штатах Конторы предусмотрены: 1 Берг-Инспектор, 1 старший архитектор, 1 младший архитектор, 4 архитекторских помощника, 6 архитекторских ученика, 2 маурмейстера. (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №18663). Но перевести все процессы в соответствии с новыми идеями Павлу I не удалось. В отдельных областях деятельности его устремления очевидны. Так, сформированная при нем программа ремонта и реконструкции дорог вокруг Санктпетербурга на 1798-1800 гг. включала выполнение работ за 3 года на трассах, длиною в 1140 верст 236 сажен (ПСЗРИ. Т.XLIV. К №18446).
§8. 1802-1815 годы. В 1802 г. Александр I инициировал процессы возврата к екатерининским формам и методам управления Санктпетербургом. Так, «Комиссия о снабжении Резиденции припасами»…, введенная Павлом I, упразднена и указом воссоздана Управа Благочиния. К сожалению, в штате Управы Благочиния, в ведомстве Обер-Полицеймейстера архитектурные штаты сокращены, остались «всего» 1 старший архитектор, 1 младший архитектор, 2 старших архитекторских помощника (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №20143). В 1804 г. к ним добавили 4 архитекторских ученика. (ПСЗРИ. Т.XLIV. Штаты к №21385). С 1802 г. стали проявляться противоречивые тенденции развития города. С одной стороны, начались процессы экстенсивного приращения территорий. После 1802 г. для новых зон, включаемых в границы городской застройки снова разрабатывались генеральные планы. Среди крупнейших мероприятий были попытки перенести международный и внутрироссийский порты, размещавшиеся с 1720-х гг. на северной оконечности стрелки Васильевского острова на западную оконечность острова. Одновременно, начали проявляться тенденции к максимальному усилению композиционных качеств городской и пригородной среды. Расширялась практика создания под руководством специально образованных Комиссий и Экспедиций крупнейших городских ансамблей и крупнейших инженерных сооружений. Вдоль берега Невы от северного до южного крыла Адмиралтейства предложено выстроить огромное триумфальное сооружение, чтобы здесь, в центре города, скрыть эллинги и производства. Вместо рва и вала по границе расширяемых предместий, начато строительство судоходного Обводного канала. Главные въезды в город (со стороны Царского Села и Пулкова, а также намечаемый въезд из предложенного нового порта вдоль Большого проспекта Васильевского острова) превращались в озелененные бульвары с малыми архитектурными формами. (Л.Б.Александрова, В.К. Шуйский). Усиливалась регламентация, определялся даже разрешенный цвет окраски зданий, для строительства «в приличном» виде подготовлено собрание «образцовых проектов». (1808-1809 гг.). Создавалась образцовая Императорская резиденция – София с введением урегулирования разработкой «образцовых проектов». (С.О.Кузнецов). Для неблагоустроенного предместья – Санктпетербургский остров - снова разработан генеральный план (1810 г.), а незастраиваемую зону Кронверка предложено передать под место публичных гуляний с парком и беседками (как уже было сделано с загородным Екатерингофом).
§9. 1816-1836 годы. После победы над Наполеоном Высочайше сформулирована задача превратить Санктпетербург в самый красивый город в Европе, придав городу в целом и каждому зданию “правильность, красоту и приличие” на принципах регулярности и ансамблевости. Для этого создан «Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санктпетербурге и прикосновенныхъ к оному мест» под председательством А.А.Бетанкура. (1816 г.), при сохранении деятельности Комитета для Городских повинностей и Комитета для Городских строений. (ПСЗРИ. Т. XXXIII. № 26253). Высшее олицетворение новой европейской роли Санкт-Петербурга проявилось в творчестве К.И.Росси, В.П.Стасова, А.Модюи, А.Е.Штауберта. Их усилиями впервые реально сформирована система главных ансамблей города, включившая единый ансамбль ансамблей Дворцовой, Адмиралтейской, Исаакиевской площадей. Одновременно проводились работы в городе, предместьях, пригородных императорских резиденциях, велось строительство десятков рядовых жилых и общественных зданий, казарменных городков всех лейб-гвардии и гарнизонных полков. В Красном Селе созданы постоянные летние лагеря для сборов Гвардии. (1823 г.). Определены ближние загородные территории отдыха и развлечений - острова Каменный, Елагин, Крестовский, Петровский, Екатерингоф, куда был даже организован общественный сухопутный и водный транспорт. Главными критериями формируемой среды стали градостроительно-композиционные качества. Даже производства необходимо было преобразовать по законам ансамблевости. Таковы Адмиралтейство (верфь с производственными корпусами, складами, эллингами и т.д.) и стрелка Васильевского острова (международный порт с биржей, таможней, причальными стенками, складами и т.д.), реконструируемые не с точки зрения функциональных потребностей, а из-за возросших композиционных требований к объектам городского центра. Эти десятилетия называют «эпохой ансамблей» в Санктепетербурге. Начался переход на новую систему градостроительно-проектной деятельности: на систему урегулирования. Крупнейшими градостроительными проектами стали: план урегулирования Санктпетербургской части (1831 г.), проект Обводного канала (1804-1831 гг.), план урегулированной части города за Обводным каналом (1831 г.). В Военно-Топографическом депо созданы точнейшие топографические съемки Санктпетербурга (1821, 1828 г.), окрестностей Санктпетербурга (1817, 1831 гг.), Санктпетербургской губернии (1834 г.). Приняты правила размещения промышленности (1833 г.), устройства тротуаров и мостовых (1832 г.), новый регламент по высоте и этажности зданий в городе, градостроительное зонирование столицы, введен запрет на деревянное строительство на всей территорий города (1830 г.), К крупнейшим работам можно отнести создание шоссе Санктпетербург-Новгород-Москва (1818-1820 гг.), проект строительства заградительной дамбы по трассе Лисий Нос-Кронштадт-Ораниенбаум (П.П.Базен, 1825 г.), а также идею устроить на р. Нарве электростанцию (В.Ф.Добротворский, 1820 г.). (Г.А.Исаченко). Для инженерной подготовки территорий и осушения болот создана «Канцелярия по осушению и возделыванию окрестностей С.-Петербурга».(1816 г.).
§10. 1837-1879 годы. Еще шло создание уникальных ансамблей, а российская столица вошла в «системный» кризис: ощущались кризис управления городским хозяйством, несбалансированность функциональной структуры города, транспорта, состояние перманентной экологической катастрофы, кризисное положение эстетики рядовой градостроительной ткани. Руководство России и Санкт-Петербурга в 1840-х - 1870-х гг. искало выход и создавало новую систему градоуправления. К 1880-му году сформирована эффективная структура управления градостроительными процессами, которая привела к колоссальному взлету архитектурно-строительной деятельности в Санкт-Петербурге. В конце ХIХ- начале ХХ в. объемы строительства в городе по сравнению с 1820-ми гг. увеличены более, чем в 20 раз. Эта система управления просуществовала до конца 1930-х годов. На данном этапе введено новое зонирование территорий: по престижности (центральности) территорий; по разрешенным материалам конструкций зданий и сооружений; по разрешенному функциональному использованию территорий и застройки. Высочайшими указами 1843 - 1844 гг. определены требования создания фасадов на улицах столица «вида неединообразного» (ПСЗРИ. 2-е собр. Т.XVIII.(1843 г.). № 16949), а также разрешено «расписывать обывательские дома снаружи разноцветными красками» (ПСЗРИ. 2-е собр. Т. XIX. (1844 г.). № 18395). Эти указы подтолкнули к отказу от классицизма. Снят запрет на кирпичную застройку на Санкт-Петербургском острове (1861 г.). Сформирована топографическая служба. С 1830 -х гг. введен новый тип градостроительно-проектной деятельности – выполнялись проекты урегулирования частей и территорий. По инициативе Городской Управы подготовлен главный градостроительный документ: «Проектный план на урегулирование города С.Петербурга». (1878-1880 гг.). Происходило дальнейшее территориальное развитие центра города: к существующим уже центральным площадям (Дворцовой, Адмиралтейской, Исаакиевской) добавились новые - площади Благовещенская, Знаменская. Резервом размещения многих общественных объектов стали подлежашие «раскассации» огромные плацы гвардии и гарнизона. После ужесточения требований к размещению и экологии производств (1833 г.), происходило перемещение промышленности на периферию города: в зону Обводного канала, на Выборгскую сторону, в западную часть Васильевского острова. (М.С.Штиглиц). Санкт-Петербург продолжал формироваться как крупнейший транспортный узел страны. Совершенствовались сухопутные коммуникации (шоссе и дороги разных классов), водные трассы и системы каналов, появились железнодорожные коммуникации дороги (с 1836-1837 гг.), вплоть до 1860-х гг. сохранялся бечевник вдоль берега Невы. С конца 1830-х гг. проведена реорганизация системы портов. Проводились работы по расширению портов Кронштадта, Васильевского острова (1830-е гг.), создан главных хлебный экспортный порт России (1847 г.), (ПСЗРИ. 2-е собр. Т. XXI. Отд.II. (1846 г.) № 20558). К началу 1870-х гг., после рассмотрения десятков вариантов, принято решение создать Санкт-Петербургский порт в районе Гутуевского и Вольного островов. (1874-1885 гг.). (К.С.Эрнольд, Л.Ф.Златоверховников).
§11. 1880-1900 годы. В основе градостроительной деятельности был «Планъ на урегулирование С.Петербурга, Высочайше утвержденный 7 марта 1880 года». При строительстве снят запрет на разделение или объединение участков городского и пригородного типа. Возникала система крупных ансамблей рядовой застройки. (Е.И.Кириченко, Б.М.Кириков). Максимальная высота зданий повышена до 5-6 этажей (с пределом в 11 сажен). Начинался новый этап развития городского центра. Объекты повышенной центральности вышли на Большой пр. Санкт-Петербургского острова, который стал главным резервом строительства. Промышленность Санкт-Петербурга сформировала плотное кольцо на периферии города. Доминирующее значение получали железнодорожная система и водные коммуникации, особенно после открытия Морского канала и Морского порта (1885 г.). В конце XIX в. сосуществовали 2 изолированные системы линий железных дорог: Левобережная и Правобережная (без их соединения). Расширялись внешние водные пути сообщения. Создавались воздухоплавательные парки. В Санкт-Петербурге реки и каналы использовались так же интенсивно, как и улицы, площади и набережные. Основными сухопутными видами транспорта были конный извоз, империалы, омнибусы, а также трамваи (2 городские, 1 загородная линии). Создавались сети городского водоснабжения и канализации. Продолжена ликвидация городских каналов с прокладкой их в подземные трубы и устройством бульваров или трасс конно-железной дороги на поверхности земли. Так, например, произошло с Лиговским каналом. (1892 г.). Совершенствовались действовавшие - службы губернского и городского землемеров, сформировался земельный и гидрографический мониторинг с периодическим сплошным топографическим уточнением территории города и региона. Вокруг Санкт-Петербурга организованы 4 пригородных участка: Лесной, Петергофский, Полюстровский, Шлиссельбургский. К 1900 г. на их территории, и далее, в Финляндии, вдоль шоссе и железных дорог специально создавались десятки дачных селений для горожан. (М.В.Нащокина, О.И.Черных). Для Санкт-Петербурга предложен проект организации кольца предместнных садов. (1897 г.) (Т.К.Горышина).
§12. 1901-1916 годы. Город снова раздвигал свои границы на север, восток и юг. Это потребовало официального создания вариантов «Проектного плана на урегулирование города С.Петербурга» (1901, 1904, 1908-1909 гг.). С альтернативными идеями выступила группа Л.Н.Бенуа, Ф.Е.Енакиева, М.М.Перетятковича, Н.Е.Лансере, которая неофициально разработала «План преобразования Петербурга» (1910 г.). В этом проекте предложено заниматься вопросами реконструкции с минимизацией расширения Санкт-Петербурга. План остался не осуществленным, но, параллельно, ряд предложений обоих планов начинали исполнять. Велось усовершенствование городского улично-дорожного каркаса: принято решение о засыпке Екатерининского канала с устройством по его трассе транспортной магистрали, разрабатывались проекты первых линий метрополитена, строились крупнейшие мосты через Неву и протоки. Развивались устоявшиеся и возникли новые типы застройки. Осуществлялась реконструкция тысяч участков с выходом на новый градостроительный стандарт (с увеличением плотности застройки, повышением этажности до 5-6 этажей, созданием мансардных этажей). Возродился интерес к максимальному развитию принципов ансамблевости, проявившийся в создании зданий-ансамблей, ансамблей улиц и площадей, ансамблей комплексов, слобод и территорий. (В.С.Горюнов, Б.М.Кириков, Е.И.Кириченко, В.Г.Лисовский, А.Л.Пунин). В 1912-1914гг. разработана программа значительного расширения системы Санкт-Петербургского порта с аван-портами в Кронштадте, Усть-Луге, Высоцке, Приморске, Ораниенбауме. Огромное значение имело строительство Соединительной линии с Финляндским железнодорожным мостом через Неву (1910-1912 гг.). Развитие железнодорожной сети привело к ослаблению роли водных путей сообщения (например, заброшены многие каналы), а также к ускоренному созданию вдоль линий железных дорог дачных поселков. К 1914 г. дачные места распространились в радиусе до 60-70 км, формируя пригородную зону Санкт-Петербурга. (М.В.Нащекина, Г.А.Исаченко). С начала XX в. вокруг Санкт-Петербурга начато строительство «городов-садов». Английская идея «городов-садов» стала известна в России в 1904 г. и завоевала популярность (Е.И.Кириченко, В.Л.Ружже). Но близкий по параметрам тип среды, как ни странно, существовал в Санкт-Петербурге в 1740-е гг., имея полуофициальное название «светлицы слобод лейб-гвардии полков». Призывы к градостроительным преобразованиям шли параллельно с осознанием культурной значительности истории Санкт-Петербурга, с осознанием идеи, что застройка Санкт-Петербурга тоже может быть памятником истории и культуры. Этому способствовала и устроенная «Историческая выставка архитектуры» (1911 г., инициаторы – «Мир искусства», «Старый Петербург»).
§13. 1917-1936 годы. Остановка промышленного производства и резкое сокращение населения до 722 тысяч человек в 1920 г. стали предвестниками полного кризиса городской жизни. Но, городские службы, организации, горожане боролись за будущее города на Неве. Не только проводились конкурсы на отдельные ансамбли, монументальные постройки. Была окончательно сформирована программа развития петроградских портов. (В.Е.Ляхницкий). Опять, как при Петре I развитие портов стало одним из главных катализаторой восстановления города. В 1919-1925 гг. в Петрограде создано 2 конкурировавших центра градостроительной проектной деятельности: при Совете по урегулированию плана Петрограда и его окраин сформирована Архитектурная мастерская (рук. И.А.Фомин, 1919-1925 гг.), а при Музее города действовала Комиссия по перепланировке Петрограда (рук. Л.А.Ильин, 1918-1925 гг.). (В.Э. Хазанова, В.Л. Ружже, С.П. Заварихин) В Мастерской И.А.Фомина выполнены «План урегулирования Петрограда» (1919 г.), "Проект урегулирования Ленинграда" (1924-1925 гг.), «Схема разбивки г. Петрограда на зоны» (1919 г.), в которой выделены зоны с особыми градостроительными регламентами..), Прорабатывался вариант «Большого Петрограда» с равномерным распространением города на север, восток и юг (с 1920 г.). С В 1925 г. градостроительная проектная деятельность перешла в Бюро по планировке Ленинграда, (рук. Л.А.Ильин). В бюро разрабатывались «Идеальный план урегулирования Петрограда» (1923 г.), «Схема районирования Ленинграда» (1927 г.), проведены конкурсы на лучшие решения рабочих жилгородков (1925-1927 гг.), выполнялся «Эскизный проект планировки Ленинграда», также с концентрическим развитием города. (1929-1933 гг.). (Г.К.Григорьева). Затем последовала стадия Социально-экономических установок Проекта планировки (1933-1935 гг.). В апреле 1935 г. разделы проекта одобрены ленинградским руководством и переданы в Москву, где разразилась катастрофа. На заседании СНК СССР И ЦК ВКП(б) (10 августа 1935 г.) утверждено новое задание на новый проект с максимальным развитием города на юг. Для обязательного до 1 ноября 1935 г. исполнения проекта образованы Городская комиссия Ленгорсовета и 23 подкомиссии, организован срочный (в течение 10-15 дней) конкурс. Уже 25 октября 1935 г. «Проект планировки г. Ленинграда» закончен, 4 декабря 1935 г. вместе с «Правилами застройки в г. Ленинграде» рассмотрен и утвержден как Схема планировки. С 1936 г. на ее основе начата разработка Генерального плана планировки г. Ленинграда.
§143. 1937-1956 годы. В 1937 г. в Ленинграде создана новая должность - Главный городской архитектор (Главный архитектор Ленинграда). Им назначен Л.А.Ильин, а с 1938 г. - Н.В.Баранов. В эти годы в АПО Ленгорсовета на основе Схемы планировки (1935 г.) разрабатывали Генеральный план г. Ленинграда (утвержден в 1939 г., варианты 1941, 1943 гг.). Все варианты Генерального плана г. Ленинграда (1935, 1939, 1941, 1943 гг.) являются последовательными ступенями проработки одной градостроительной идеи. Эта линия начата в августе-октябре 1935 г. и показала свою жизнеспособность в 1936-1941 гг. Все версии сохраняли единые особенности: максимальное развитие в южном направлении; создание системы веерных, дуговых и диагональных магистралей; образование системы центров общегородского и районного уровня; формирование главных ансамблей главных проспектов и главных площадей; создание развитой системы садов, парков, зеленых насаждений; застройка территорий крупными жилыми комплексами; устройство вдоль Финского залива единой полосы Приморских парков. В качестве элементов общегородского центра определены Сенная площадь, центр в зоне бывш. Воскресенского кладбища, центр с Домом Советов, северный и южный парки культуры и отдыха. По периметру города предусмотрено создание зеленого паркового кольца, а за ним лесопарковой зоны. Можно с полным основанием считать работы Н.В.Баранова
преемственными к творчеству Л.А.Ильина. А критика, звучавшая в конце 1930-х годов по поводу «ошибок и недостатков» проекта планировки (1935 г.) – элементом политической и конкурентной борьбы. В июне 1941 г. работы приостановлены, а с 1944 г. осуществлен возврат к концентрическому развитию города, но в условиях устоявшейся с конца 1930-х гг. новой градостроительной регламентации. Этот новый подход виден на Проекте планировки г. Ленинграда (1948 г.). С середины 1940-х гг. велась разработка проектов одноэтажного, индивидуального строительства (с 1944-1945 гг.), затем - 2-3 этажной городской застройки (с 1946 г.). Переход к 5-6 этажной застройке с увеличенной плотностью произошел к началу 1950-х гг. Тогда же главным событием стал конкурс на градостроительное решение Международного проспекта. К середине 1950-х гг. разрабатывались проекты планировок магистралей, территорий площадей и крупнейших объектов города. С 1944 г. формировалась особая отрасль – реставрация и воссоздание памятников архитектуры, истории и культуры, разрушенных в годы войны. С 1954 г. осуществлен переход на индустриальное строительство крупными кварталами и проектными зонами, исключив всякую индивидуальность застройки. Принципы ансамблевости застройки заменены приципами технологической типизации.
§15. 1957-1965 годы. Из-за отсутствия утвержденного нового генерального плана (срок действия генерального плана 1948 г. истекал в 1958 г.), в 1956-1959 гг. в АПУ Ленгорисполкома совместно с ЛФ Академии Строительства и АрхитектурыАС и А СССР выполнены План размещения жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства на 1959-1965 гг., а также Технико-экономические основы нового Генерального плана. Они базировались на новых постулатах, учитывали ориентацию на панельное домостроение, переход от периметральной к свободной планировке и поквартальной застройке типовыми панельными зданиями. Уже к 1960г. разработана теория многоступенчатого формирования жилья, системы обслуживания, улично-дорожной сети (микрорайон-квартал-жилой район-планировочный район) с идеей индустриального строительства и посемейного заселения квартир. (В.А. Витман, В.И. Каменский, А.И. Наумов). Затем начаты работы над Генеральным генеральным планом развития Ленинграда, а такжеи над Проектом планировки пригородной зоны Ленинграда. (В.И.Каменский, А.И.Наумов). В генеральном плане решались идеи «выхода города к морю», создания новой архитектурно-пространственной системы развития общегородского центра, предусмотрены ограничение роста Ленинграда (территориального до 53,8 тысяч га, по численности населения до 3400–3500 тысяч человек), вынос производств, развитие пригородной зоны (с населением в 800 тыс. человек) и групп городов-спутников. Ленинград окончательно вернулся к концентрическому развитию, сохраняя принципы регулярности для планировочной структуры и типизации для застройки. Но градостроительно-композиционные вопросы минимизированы, с заменой их технологическими проблемами создания крупных массивов индустриальной застройки. В качестве особой задачи провозглашено сохранение исторически сложившегося центра города как центра деловой и культурной жизни, а также реставрациЯ памятников архитектуры. Предлагались решения по инженерному оборудованию и инженерной инфраструктуре города.
§16. 1966-1986 годы. «Проект генерального плана Ленинграда» 1966 г. известен в последовательных редакциях (1966, 1968-1969, 1972 гг.). Проект действовал в единстве с Проектом планировки пригородной зоны (1966, 1968 гг.). (Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева). Это был крупнейший единый документ, вплоть до конца XX в. определявший закономерности развития города и окрестностей. В проекте сохранена прозвучавшая в 1919 г. идея прокладки южного Обводного канала, развития всех видов городского транспорта (в том числе метрополитена), предложены расширение Морского порта и создание системы портов, реконструкция аэропорта «Пулково». В границах пригородной зоны определены зоны отдыха для горожан и зоны размещения коллективных садоводств, предусмотрено формирование системы городов-спутников. Исторически сложившийся центр Ленинграда стал объектом особого градостроительного внимания. Еще более подробно прорабатывалась тема «выхода города к морю» застройкой на намывных территориях: на северо-западе, на Васильевском острове, на юго-западе города. Намечена реконструкция сети железных дорог. Промышленность должна была концентрироваться в нежилых зонах. Намечено продолжить реставрацию памятников архитектуры, истории и культуры и рядовой застройки в границах охранных зон, а также расширить масштабы реконструкции (в том числе поквартальной) исторической застройки вне границ зон охраны. Проектируемый городской каркас сохранял регулярные петербургские традиции, но были значительно увеличены шаг и габариты магистралей, при этом, уточнена их иерархия (общегородские, районные, местные). Велась разработка проектов планировки и детальной планировки многих территорий города. Предложен переход на строительство домов средней этажностью в 9-12 этажей новых панельных серий. Предпринята попытка изжить проявившуюся с конца 1950-х гг. механистичность индустриальной застройки на основе применения вариантов микрорайонно-квартальных композиций, настаивая на переходе к секционному принципу формирования зданий. Выдвигались требования о необходимости создания центров районного и общегородского значения с объектами нестандартного функционального решения и индивидуального архитектурно-пространственного образа. .
§17.1987-2006 годы. В несколько стадий подготовлен единый комплекс главных градостроительных документов: «Технико-Экономические основы Генерального плана развития Ленинграда и Ленинградской области» (1984 г.), затем – «Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области». (1984-1987 гг., Г.Н.Булдаков, В.С.Немцев, Г.В.Филатов, В.Ф.Назаров, М.А.Пиир и другие). В соответствии с Генеральным планом разработаны Правила застройки города, а также система региональных градостроительных и архитектурно-строительных нормативов – Ведомственные строительные нормативы (ВСН 1,2-89), сопутствующие им строительные нормативы, В генеральном плане намечена синхронизация экономического, пространственного, функционального, социального, культурного развития Ленинграда (города-метрополии) и всей Ленинградской области (территории агломерации) с районными городами-центрами. В составе проекта разработаны генеральный план Ленинграда, генеральные планы городов-районных центров. На территории области активно развивались агро-промышленный комплекс, ориентированный на потребности города-метрополии, формировались обширные зоны летнего отдыха (детские учреждения. дачные территории, садоводства). 1991-1992 гг. разделили город и область, они стали разными субъектами Российской федерации. В Санкт-Петербурге изменены границы города, в его состав включены пригородные районы (стало 20 городских районов). Но, параллельное развитие города и области не остановилось, часто переходя в конкурентные формы. При этом, многочисленными стали случаи, когда пространственное и экономическое развитие области шло быстрее и более эффективно, чем городское. Так, вопросы максимального ускорения развития портового хозяйства в Санкт-Петрбурге были искусственно заторможены, а областное руководство воспользовалось заминкой и предложило к развитию предлагаемые еще с 1912-1918 гг. разнофункциональные порты в Усть-Луге, Приморске, Высоцке. Но, в последнее время город стал развиваться более ускоренными темпами. Возможно это связано с разработкой ТЭО генерального плана развития Санкт-Петербурга (2003-2004 гг.) и нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга (2004-2005 гг.). Генеральный план, ставший 20-м генеральным планом Санкт-Петербурга с 1703 г., впервые в истории города принят региональным законом, в его составе утверждены проектное функциональное зонирование территории города, объекты транспорта и инженерии, рассмотрены экологические вопросы, представлены уточненные объединенные зоны охраны исторического наследия. К проекту разрабатывались Правила застройки города и градостроительные регламенты (еще не утверждены). В соответствии с материалами ТЭО предусмотрено следующее зонирование городской территории: центральное ядро (Имперский центр Санкт-Петербурга); промышленно-селитебный пояс Санкт-Петербурга; селитебный пояс (социалистические селитебные районы Ленинграда); пояс резерва развития и активного преобразования территорий; зоны индивидуального жилищного строительства; охраняемые свободные пространства (Ольгинский лес и Пулковское поле); исторические пригороды, отдельные заповедные зоны (Кронштадт, Ломоносов, Петродворец, Стрельна, Пушкин-Павловск); курортная зона на северном побережье Финского залива. Отмечено распространение городских селитебных, промышленных и транспортно-коммуникативных зон на территорию области. В последние годы все более стала проявляться взаимозависимость города и области, требуя скоординированности пространственного развития.
3.3. Цикличность и стратегии развития Санкт-Петербурга его предместий и пригородной зоны. В процессе развития города и всей агломерации мМожно выделить три главных стратегии пространственного развития территорий, последовательно замещавших друг друга во время первых двух циклов развития города и его агломерации:
стратегию экстенсивного развития, стратегию интенсивной реконструкции, стратегию композиционного совершенствования города и окрестностей. Эти стратегии последовательно приходили на смену друг другу, проявляя циклический характер развития города и агломерации. В третьем цикле градостроительное развитие города, «остановилось» только на первой стадии - на стадии экстенсивного развития. Только с 1990-х гг. граница города стабилизировалась и начался переход ко второй стадии – к стадии интенсивной реконструкции. Стратегия экстенсивного развития (путем максимального освоения негородских земель и расширения границ города) реализовывалась в 1703-1761, 1802-1815, 1836-1879, 1917-2004 годы, стратегия интенсивной реконструкции (в стабилизировавшихся городских границах и границах пригородов) преобладала в 1762-1801, 1880-1900 годы, стратегия композиционного совершенствования города и окрестностей (с максимальным развитием ансамблевости городской среды) проявилась в 1816-1836, 1901-1916 годы. Для каждого типа стратегии отмечены особые типы генеральных планов, системы законодательства, системы градоуправления. В XVIII – начале XX века генеральные планы определяли и проявляли стратегии пространственного развития города, изменение границ и административного деления города. Генеральные планы дополняли друг друга, «вырастая» один из другого. Все 20 генеральных планов города стали единой непрерывной линией развития идей формирования города и региона. В соответствии с разными стратегиями развития города - метрополии разрабатывались и осуществлялись разные типы генеральных планов.
К генеральным планам экстенсивного развития относятся: Комплект Высочайше утвержденных Петром Первым генеральных планов отдельных районов Санкт-Петербурга (1712-1715, 1718-1724); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных районов, территорий и комплексов Санкт-Петербурга, разработанный в «Комиссии о Санктпетербургском строении», в штабах лейб-гвардии полков, в Главной Полицеймейстерской канцелярии (1735-1746); «План столичного города Санктпетербурга» (И.Ф.Трускот, 1748-1749); Комплект Высочайше утвержденных Генеральных планов отдельных периферийных районов Санкт-Петербурга, выполненных в 1805-1836 гг. (в т.ч. в «Комитете для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ»); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных районов Санкт-Петербурга (1840-1879); Проект урегулирования Ленинграда. (1925); генеральный план Ленинграда (Л.А.Ильин и др., 1926-1934); генеральный план Ленинграда (Л.А.Ильин и др., 1935-1936); генеральный план Ленинграда (Н.В.Баранов, А.И.Наумов и др., 1938-1939); генеральный план восстановления Ленинграда (Н.В.Баранов, А.И.Наумов и др., 1844-1948); генеральный план развития Ленинграда (В.А.Каменский, А.И.Наумов, Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева, 1958-1967); генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области (Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева и др., 1980-1987).
К генеральным планам интенсивной реконструкции могут быть отнесены: «Генеральнои чертеж Санктъпитербурху» Ж.-Б.-А.Леблона (1717); «Новой план столичнаго города и крепости Санктпетербурга» (А.В.Квасов, 1765); «Новой план столичнаго города Санктпетербурга» (1776); «Новой план столичнаго города Санктпетербурга» (1792, ред. 1796); «Проектный план на урегулирование города С.Петербурга» (1880); «План города С.Петербурга съ показанием урегулирования улиц…до 1-го января 1909 года…» (1909). Последний гГенеральный план развития Санкт-Петербурга (2005) включил в себя некоторые черты такого генерального плана.
К генеральным планам композиционного совершенствования территорий следует отнесены проекты «Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санктпетербурге и прикосновенных к оному мест» (1816-1836), «План урегулирования Петрограда» (И.А.Фомин и др., 1919- 1923). Инициативной попыткой создать такой генеральный план были также («План преобразования Петербурга», (Л.Н.Бенуа, Ф.Е.Енакиев, М.М.Перетяткович, Н.Е.Лансере 1910).
4 РАЗДЕЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ.
Градостроительно – функциональное развитие Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургской агломерации рассмотрено достаточно обобщенно по этапам, на примерах зарождения и формирования системы центральных общероссийских объектов (в 1709-1917гг.), жилой (селитебной) функции, общественных зданий и сооружений, дорожно-транспортной системы и Санкт-Петербургского транспортного узла, храмового зодчества.
Выявлены важные для понимания феномена Санкт-Петербурга закономерности: единство и дополнительность развития однофункциональных объектов на территории города – предместий - губерний (в XX в.: города – пригородных районов – пригородной зоны - области). Например, в 1703-1918 гг. существовала единая уникальная система санкт-петербургского жилья в границах региона в целом, которая имела сезонный характер (осеннее-весенний и весеннее-осенний сезоны) и включала жилье постоянного типа, жилье долговременного найма и жилье кратковременного найма. С 1710-х гг. стала доминировать система найма жилья (долговременного и кратковременного), объединяя доходные и меблированные дома, герберги, постоялые дворы, гостиницы, трактиры (так назывались гостиницы до 1830-х гг.). Прослежены пространственно-композиционные и планировочные характеристики санкт-петербургской жилой функции и их взаимодополнительность в границах города и в окрестностях. Среди планировочных систем петербургского жилья отмечены зальная, анфиладная, коридорно-анфиладная, коридорная и квартирные системы. Аналогично, при исследовании храмового зодчества Санкт-Петербурга и окрестностей рассмотрены (кратко) особенности строительства храмов разных типов и разных конфессий. Но в наибольшей мере в работе рассмотрены закономерности формирования объектов разных функций в зависимости от разных градостроительных ситуаций (центр – перифирия – предместья - пригороды) и градостроительных задач (особенности размещения в зонах магистралей и площадей, на территориях кварталов, на участках). Выявлено доминирование градостроительных требований при формировании санкт-петербургских функций.
5 РАЗДЕЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ.
Рассмотрены градостроительно-композиционные принципы формирования среды Санкт-Петербурга и агломераций на разных этапах развития. Уточнена этапность формирования принципов: регулярности, ансамблевости, целостности, завершенности, геометричности, меры. Рассмотрены композиционные особенности формирования городского центра (Г.Е. Русанов), городской ткани, закономерности и особенности использования «образцовых проектов», типовых проектов, секционное проектирование. Рассмотрены особенности иерархического многоуровнего формирования градостроительной среды Санкт-Петербурга с выявлением уровней организации (С.В. Семенцов). При этом отмечено, что каждый цикл градостроительного развития Санкт-Петербурга характеризуется последовательностным увеличением иерархической сложности формируемой среды: от минимальных значений на стадии экстенсивного развития до максимальных значений на стадии композиционного совершенствования города. Аналогичные процессы выявлены и для процессов формирования архитектурного облика зданий и сооружений. ( С.В. Семенцов). Изучено формирование по этапам системы вертикальных доминант и градостроительных акцентов. Выявлен многоуровневый характер этой системы: доминанты регионального значения, доминанты городского значения, доминанты районного значения, доминанты местного значения, локальные доминанты и акценты, определением радиусов их влияния и видимости. (Ф. Пиаже, С.Д. Митягин). Прослежены изменения системы доминант и целенаправленный переход от принципов формирования полей восприятия к коридорам восприятия. Для малоэтажной несплошной (не брадмауэрной) застройки (для города в целом в XVIII в, для предместий и пригородов – даже в XIX – начале XX вв.) вертикальные доминанты часто размещались в глубине участков, формируют поля восприятия. С конца XVIII – начала XIX вв, при переходе на брадмауэрную застройку в 3-5 этажей существовавшие доминанты исчезли из поля видимости. Чтобы вернуть им качества градостроительных вертикальных доминант в обязательном порядке стали сооружать по красным линиям башни, колокольни, стали выносить сами храмы на красные линии. Так был осуществлен переход на формирование градостроительного восприятия по принципу коридоров восприятия..
6 РАЗДЕЛ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ И СИСТЕМЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В 1703 – 2000-Е ГОДЫ.
Подробно рассмотрено изменение административно-территориального деления Санкт-Петербурга – Петрограда – Ленинградав XVIII – первой половине XX вв., как одного из существенных проявлений градостроительной политики.
Подробно рассмотренаИзучена система управления градостроительными и архитектурно-строительными процессами в Санкт-Петербурге. Выявлена последовательность действия главных градоконтролирующих и градоорганизующих ведомств:
Контора городовых дел (с 1706г.); Главная Полициймейстерская Канцелярия ( с 1718 г.); Комиссия о Санктпетербургском строении (1737-1746гг.); Общее собрание Штабов Лейб-Гвардии полков (с 1739г.); Комиссия о кАменном каменном строении Санктпетербурга и Москвы (1762-1796 гг.); Управа Благочиния (с 1782г.); Комиссия о снабжении Резиденции припасами, распорядком квартир и прочих частей, до полиции относящихся (1798-1802 гг.); восстановление Управы Благочиния с (1802 г.); Комитет для уравнения городских повинностей (1802 г.); Комитет городских строений ( с 1808 г.;) Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санктпетербурге и прикосновенных к оному мест (с 1816 г.); Комитет для строений и гидравлических работ (1832-1842 гг.); главные контрольные функции Комитета переданы в Первый округ Главного управления путей сообщения с (1842 г.); реорганизация Управы Благочиния (1838-1843гг.); Общая Городская Дума и Распорядительная Городская Дума Управа (1846г.).с 1870 г.;По новому Городовому положению (1870-1872 гг.) Городское Общественное управление в городах включило: Городские Избирательные Собрания, Городскую Думу, Городскую Управу. При при Городской Управе создано Строительное отделение (Канцелярия Губернского Инженера) с (в 1870 г.), действовал Губернский землемер.
К началу 1920-х гг. по всей России признано необходимым в структурах Губисполкомов воссоздавать Управления губернских инженеров (с 1923 г.). В Ленинграде и Ленинградской губернии в этих Управлениях введены должности районных инженеров для города (с 1925 г.) и уездных инженеров для губернии (с 1925 г.). Столь же подробно рассмотренна
В XX веке контрольные и проектно-планировочные функции в Петрограде – Ленинграде – Санкт-Петербурге последовательно концентрировались в следующих организациях: с конца 1917 г. Петроград преобразовывался в Петроградскую трудовую коммуну (в 1918-1919 гг.), Петроградская губерния стала Северной коммуной или Северной Областью (с октября 1917 г.), объединив также Архангельскую, Вологодскую, Новгородскую, Олонецкую, Псковскую губернии в Союз коммун Северной области (СКСО) (апрель 1918-конец февраля 1919 г.). Параллельно действовали Петроградская Городская Дума (1917-29 января 1918 гг.), и Районные Думы и Управы (май-декабрь 1917 г.). Крупнейшей организационной силой стал Петросовет - Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов (сформирован в феврале 1917 г., в декабре 1917 г. – июне 1920 г. проведены перевыборы I-VI созывов). В качестве исполнительного органа образован Исполком Петросовета, в декабре 1917 г. разделенный по отраслевому признаку на отделы, в том числе - отдел хозяйственный (коммунального хозяйства), обеспечивавший градостроительное существование города. К началу 1920 г. Из состава Исполкома выделены – Президиум и Малый Президиум. 12 марта 1918 г., после переезда СНК в Москву, Исполком Петросовета «установил местный орган власти - Совет Комиссаров Петроградской трудовой коммуны (СК ПТК)». Существовали Большой СК, Малый СК, Президиум СК. С 1920 года главенствующую роль обрел Петроградский Губисполком.
Для разработки проекта планировки Петрограда решением Совета «Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин» (май 1919 г.-1925?); Архитектурная мастерская под руководством Академика Архитектуры И.А.Фомина (1919-1925 гг.); «Комиссия по перепланировке Петрограда» в музее Музее города Города (1923 1918 г.), Бюро по планировке Ленинграда (с 1924 г.); (рук. – А.Ф.Шаров) Отделение по планировке города в 1925 г. при Подотделе благоустройства (рук. – арх. Л.А.Ильин, зам. – Л.М.Тверской с 1925 г.); Подотделом планировки Ленинграда (1928 г.)(рук. - Л.А.Ильин с 1928 г.); Планировочно-геодезическое управление (ПГУ) Откомхоза, с Отделом планировки (февраль 1933 г., рук. Отдела - Л.А.Ильин, с февраля 1933г.); Архитектурно-Планировочный отдел (АПО) Исполкома Ленсовета (27 июня 1933 г.). В 1937 г. в Ленинграде введена, а с 1938 г. реально существовала новая должность - Главный архитектор Ленинграда. В АПО сформированы Архитектурно-строительный совет (в 1937 г.), Техническо-экспертный отдел (в 1941 г.). Затем АПО преобразован в Архитектурно-планировочное управление (АПУ) Исполкома Ленгорсовета (не позднее 1939-1940 гг.); Управление по делам архитектуры Исполкома Ленсовета (АПУ Ленсовета) (21 декабря 1943г.); Архитектурно-Планировочное управление Ленгорисполкома (АПУ ЛГИ) (19 октября 1957 г.); Главное Архитектуро-планировочное управление Исполкома Ленгорсовета (ГлавАПУ ЛГИ) (21 июля 1966 г.). .); В состав ГлавАПУ ЛГИ включены: институт «Ленпроект» и трест ГРИИ (15 сентября 1966 г.), институт «Ленгипроинжпроект» (1 декабря 1969 г.). Институт «Ленпроект» реорганизован в «ЛенНИИпроект» (13 мая 1976 г.).
С 1991-1992 гг. Город и область разделены на два административно независимых субъекта Российской Федерации: Санкт-Петербург и Ленинградская область. Параллельно, ГлавАПУ ЛГИ преобразовано в Главное управление архитектуры и градостроительства Ленгорисполкома (с 29 февраля 1988 г.); в Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Мэрии Санкт-Петербурга (КГА) (с 29 декабря 1991 г.); Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Администрации Санкт-Петербурга (с 19 июня 1996 г.); наконец – в Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА) Правительства Санкт-Петербурга.
Аналогичным образом, прослежена историческая канва изменения системы проектных градостроительных организаций в городе. От Конторы городовых дел до ОАО «Петербургский НИПИград» и Бюро дежурного генерального плана КГА.
Формирование и развитие системы градостроительного законодательства, градостроительной регламентации и архитектурно-строительных нормативов в Санкт-Петербурге (система градозаконодательстава).
Санкт-Петербург на протяжении трех веков развития имел уникальное комплексное градостроительное законодательство, не всегда совпадавшее с законодательством других российских и иностранных городов. Особый петербургский пласт градозаконодательства – одна из главных причин исторического формирования петербургского феномена. Со времен Петра I градостроительно-территориальная, архитектурно-строительная, конструктивная, образная, экологическая, имущественно-правовая и иная регламентация стала важнейшим принципом формирования среды города. Развитие градостроительного законодательства прошло несколько этапов.
В 1703-1832 гг. в Санкт-Петербурге действовал УКАЗНОЙ указной тип градостроительно-архитектурно-строительного законодательства: по указам и резолюциям Императоров, Президентов и Руководителей Советов Министров и Кабинетов Министров, Президентов Сената, Синода и Коллегий, Министров, приказам Главнокомандующих и Военных Губернаторов. В 1832-1917 гг. – существовал УСТАВНОЙ уставной тип законодательства: по Строительным и иным Уставам в составах Сводов Законов, Урочным Положениям, Указам Императоров, Постановлениям Городской Управы и Городской Думы, Приказам Градоначальников и Военных Губернаторов. В 1917-1935 гг. – вопросы решались по ПОСТАНОВЛЕНИЯМ постановлениям (по Постановлениям ЦК ВКП(б), СНК РСФСР и СССР, постановлениям ОК и ГК ВКП(б), Ленгор – и облисполкомов, отдельным ОСТам, Нормативам НКВД и НККХ). В 1935-1980-е гг. – господствовал НОРМАТИВНЫЙ нормативный тип (по СНиПам, постановлениями ЦК ВКП(б) и КПСС, СМ СССР и РСФСР, постановлениями Лен. ОК и ГК ВКП(б) и КПСС, Ленобл-и горисполкомов). Причем, основную базу документов составляли общесоюзные нормативные акты, совершенно не учитывавшие специфику города на Неве. В 1980-2000-е гг. – начал возобладать НОРМАТИВНО-РЕГЛАМЕНТНЫЙнормативно-регламентный (по СНиПам, ВСН и ТСН, регламентам, постановлениями СМ СССР, РСФСР и РФ, постановлениями Ленобл- и горисполкомов, законам Законодательного собрания, постановлениям Администрации Санкт-Петербурга), с попытками вернуться к специальной санкт-петербургской нормативной базе. В настоящее время возможен переход на ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-РЕГЛАМЕНТНЫЙзаконодательно-регламентный принцип (с утверждением нормативов и регламентов на законодательном уровне). К настоящему времени выявлено около 30 000 градостроительных законодательных материалов.
7 РАЗДЕЛ. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОРОДА.
В Санкт-Петербурге последовательно на протяжении первого цикла развития сформировался особый, присущий только городу на Неве градостроительный генетический код. Он объединил конкретныеГрадостроительный генетический код (ГГК СПб) проявляется в конкретных параметры параметрах, особенностях, правилах построения градостроительной среды. формирования каркаса (улицы, каналы, набережные, площади) и ткани (здания и сооружения , участки, кварталы, ансамбли и комплексы);предопределил особенности и правила формирования всей среды.
Градостроительный генетический код (ГГК СПб) проявляется в конкретных параметрах, особенностях, правилах построения градостроительной среды. Основные особенности ГГК СПб: единство города и окрестностей, формирование их по единой пространственной программе; преемственность и цикличность развития города и всей агломерации; обязательное развитие города на основе генеральных планов; регулярность градостроительной системы, геометричность и плотность уличного каркаса, регулярность разбивки кварталов и участков; ансамблевость формирования всей агломерации, города, территорий, ансамблей и комплексов, зданий и сооружений; кластерный («слободской») характер освоения территорий, восходящий к допетербургской системе расселения Приневья; осознанное включение в единый главный ансамбль города и всей агломерации пространства Невы; рукотворность и регулярность создания иерархической системы вертикальных доминант; многостилевая организация городской среды; четкое разделение системы участков и введение правил разбивки кварталов на городской, предместный и пригородный типы участков; осознанное формирование градостроительной режиссуры городских пространств на основе учета и моделирования разных форм и типов пространственного восприятия города в целом и его фрагментов; включение в систему важнейших элементов градостроительной среды садов и парков, а также каналов в городе и пригородах; динамичность пространственных траекторий формирования центра и основных функциональных зон; развитие города и агломерации только на основе исторически сформировавшейся системы градостроительных регламентов и нормативов.
С 1950-х гг.в градостроительной жизни Санкт-Петербурга начал формироваться другой Градостроительный генетический код, по своим основным особенностям, правилам построения среды мало совместимой с историческим генетическим кодом Санкт-Петербурга. Совместимость соблюдалась по некоторым правилам создания каркаса, а все параметры градостроительной ткани были контрастно отличны от старых. Это привело к конкурентному сосуществованию в структуре Санкт-Петербурга двух типов среды с двумя разными ГГК: исторически сформировавшиеся районы с историческим ГГК; районы индустриальной застройки с современным ГГК. Эти контрастные различия очевидны даже в ТЭО генерального плана данные территории разделены как «Имперский Санкт-Петербург» и «Социалистический Ленинград».
С каждым годом контраст между этими типами среды и этими двумя типами ГГК продолжает нарастать, тем более что вся нормативная и законодательная база, вся система управления градостроительными процессами в Ленинграде – Санкт-Петербурге ориентирована только на современный (индустриальный) ГГК., игнорируя уникальные особенности и качества исторической среды Санкт-Петербурга. Осознанное целенаправленное сохранение исторической застройки предполагает сохранение не только самих объектов, но, в большей мере сохранение особой гаммы параметров и регламентации градостроительного каркаса (магистралей, площадей, улиц, проспектов, переулков, набережных, каналов и т.д.),и ткани параметров и правил формирования системы вертикальных доминант и градостроительных акцентов и особенностей застройки кварталов и участков, архитектоники и высотности зданий и сооружений, параметров композиционных правил размещения и габаритов стен, оконных проемов, завершений зданий и т.д., в том числе вплоть до регламентации конструкций.
Комплексные градостроительные качества Санкт-Петербурга и агломерации позволили включить в 1989 году специалистам ЮНЕСКО исторический центр города, исторические пригороды и ландшафты в Список Всемирного наследия. Сохранение исторического градостроительного генетического кода, даже в условиях массового нового (индустриального и индивидуального) строительства и реконструкции рядовой застройки, создает возможность сохранения индивидуальности облика Санкт-Петербурга. Разрушение генетического кода, даже при сохранении сотен отдельных памятников, сохранит только эти памятники, но не Санкт-Петербург как единый исторический и градостроительный ансамбль.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
Основные результаты исследования, подтверждающие его научную новизну и практическую значимость, состоят в следующем:
- Выявлено, что Санкт-Петербург как крупнейший регулярный город создавался в условиях абсолютного преобладания в России и Западной Европе средневековой градостроительной традиции с живописными криволинейными улицами и неупорядоченной застройкой. Регулярные ансамбли в Европе были еще единичным явлением. Можно сказать, что в В XVIII - первой половине XIX века Санкт-Петербург был мировым испытательным полигоном градостроительных и архитектурных идей. Массовая реконструкция западноевропейских городов XIX века по правилам регулярности осуществлялась не только на основе теоретических идей западноевропейских трактатов и, опыта европейских ансамблей, но и под воздействием практики санкт-петербургского грандиозного регулярного зодчества. Санкт-Петербургское градостроительство – явление мирового масштаба. В Санкт-Петербурге с XVIII в. сформировался его уникальный исторический градостроительный генетический код. Сам Петр Первый заложил важнейшие принципы градостроительного развития Санкт-Петербурга, в том числе и градостроительного законодательства. При его последователях продолжилась кристаллизация главных градостроительных принципов города на Неве. С 1918 г. город потерял столичный статус и последовательно стал преобразовываться в город регионального, областного уровня. Приблизительно в середине XX в. в процессе перехода на индустриальную застройку осуществлен отказ от традиционных принципов формирования его градостроительной среды и начался переход на новый градостроительный генетический код. Вплоть до настоящего времени в Санкт-Петербурге сосуществуют два типа городской среды : (исторически сложившиеся территории и территории, освоенные на основании индустриальных серий) исторического центра, промышленных районов и пригородов (один тип среды), районы и территории, освоенные на основании индустриальных серий и типовых зданий и сооружений (2-й тип среды). В настоящее время в Санкт-Петербурге фактически параллельно сосуществуюти два градостроительных генетических кода (проявляющихся в закономерностях и принципах формирования среды, в системе законодательства, в принципах управления преобразованием среды), фактически ведется борьба за доминирование одного из них. Эта борьба проявляется во всех сферах жизнедеятельности города: в системе управления градостроительными процессами, в формируемой системе градостроительной регламентации и градостроительного законодательства, в процессах градостроительного проектирования, в реализационных механизмах, в системе охраны исторического наследия.
-Выявлена единая периодизация градостроительного развития Санкт-Петербурга в целом, в контексте развития единой санкт-петербургской культуры с учетом параллельного разнотемпового развития отдельных территорий. Изучена цикличность градостроительного развития Санкт-Петербурга (включая 3 цикла, 7 стадий, 16 этапов) как одной из фундаментальных градостроительных характеристик, с определением закономерностей формирования цикличности для городов, относящихся к разным иерархическим уровням мировой и российской классификации городов.
-Выявлено Выявлены единство, стабильность и преемственность развития системы расселения Приневья до основания Санкт-Петербурга в VIII-XVII вв. (включая города, поселения, дороги) и развития Санкт-Петербурга и всего Санкт-Петербургского региона с 1703 года. Исследования автора определили, что Санкт-Петербург создавался не «на пустом месте». После основания Санкт-Петербурга сотни населенных пунктов стали основой городских петербургских кварталов, кварталов предместий и кварталов пригородов, сотни километров дорог – основой проспектов и улиц современного города.
- Проведено исследование Санкт-Петербурга вИзучена непрерывном непрерывность единстве формирования и развития санкт-петербургской территориальной системы его территориального развития (во многих аспектах);, в том числе на этапепутем сопоставления поля проектных идей («Проектный» Санкт-Петербург) и системы систему и степени их реализации («Реальный» Санкт-Петербург), уточняя системы систему управления градостроительными процессами, и системы систему градостроительного законодательства (градостроительная регламентация, нормативная база) на всех этапах развития города. (градостроительная регламентация, нормативная база).
-Рассмотрены все этапы формирования и изменения системы управления градостроительными процессами в Санкт-Петербурге в XVIII- начале XX вв.
-Выявлены особенности и закономерности формирования и изменения системы градостроительного законодательства (территориальной регламентации и нормативной базы) в Санкт-Петербурге в XVIII- начале XX вв.
- Значительное Осуществленно уточнение источниковедческой базы по истории градостроительного развития Санкт-Петербурга: выявление, атрибуция и анализ более 5 000 крупнейших градостроительных проектов (в том числе всех 20 проектных генеральных планов города); выявление выявлены более 30 000 законодательных актов по различным областям градостроительного развития Санкт-Петербурга и агломерации.
- На основании проведенных исследований и сформулированных выводов предложены рекомендации для современного градостроительного развития города, а также для сохранения и преобразования исторически сложившейся застройки Санкт-Петербурга.
8.Основные публикации автора. Перечень основных конференций и симпозиумов, в которых участвовал автора. Перечень выставок градостроительных проектов и материалов из архивов разных стран, организованных автором.