Гусев М.Р.
Профессиональная ориентация — это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование — оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
3) Психологическую поддержку — методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
Профессиональная ориентация, система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности и потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и
трудоустройстве.
В СССР и др. социалистических странах П. о. — часть системы коммунистического воспитания, одно из средств рационального распределения трудовых ресурсов. П. о. способствует всестороннему развитию личности, раскрытию её потенциальных возможностей, интенсификации процесса обучения. В
СССР работа по П. о. началась ещё в 20-х гг. В системе Наркомата труда РСФСР были организованы бюро профессиональной консультации (в Ленинграде, Свердловске, Брянске, Киеве, Ярославле и др.), Межведомственный координационный совет по профессиональному подбору и профессиональной
консультации, специальные лаборатории и кабинеты П. о. включает ознакомление молодёжи с отраслями народного хозяйства, формами профессиональной подготовки, с потребностями народного хозяйства в кадрах, возможностями трудоустройства, пропаганду наиболее нужных народному хозяйству
профессий; формирование определённой профессиональной направленности, непосредственную помощь в выборе профессии, в трудоустройстве. Важнейшее направление П. о. — формирование у молодёжи интереса к рабочимспециальностям. С П. о. тесно связаны профессиональный отбор,
профессиональная адаптация. П. о. осуществляется с учётом составляемых в масштабе республик и областей планов приёма учащихся средних школ в профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения. Ведущая роль в П. о. учащихся принадлежит средней общеобразовательной школе,
где П. о. — органическая часть учебно-воспитательного процесса (изучение основ наук, политехническое образование, трудовое обучение и воспитание). П. о. учащихся старших классов, обучение их первоначальным навыкам труда по избранной профессии, ознакомление с трудовыми процессами и
содержанием трударабочих на предприятиях — основные задачи межшкольных учебно-производственных комбинатов, которые создаются исполкомамигородских и районных Советов депутатов трудящихся с участием промышленных и с.-х. предприятий, государственных и кооперативных организаций и
находятся в ведении органов народного образования. Для учащихся проводятся экскурсии на производство и в учебные заведения, индивидуальные и групповые профессиональные консультации, встречи с представителями разных профессий; осуществляется изучение школьников путём наблюдений,
опросов, анкетирования. В работе по П. о. школе помогают предприятия, профессионально-технические, средние специальные и высшиеучебные заведения (дни открытых дверей, кружки, олимпиады и др.), специальные профориентационные учреждения (создаваемые главным образом в системе народного
образования), комиссии по трудоустройству молодёжи и комиссии по делам несовершеннолетних при исполкомах Советов депутатов трудящихся, общественные организации и др., радиовещание, телевидение, периодическая печать. Издаётся литературапо вопросам теории и практики П. о.руководят
работой по П. о. органы народного образования, профтехобразования и по использованию трудовых ресурсов. В республиках, краях и областях, городах и районах функционируют межведомственные советы по П. о.
Широкое развитие практическая и научно-исследовательская работа по П. о. получила и в др. социалистических странах. В крупных капиталистических странах П. о. стала одним из направлений деятельности буржуазного государства в области экономического и социального распределения кадров
в интересах развития капиталистического производства, идеологического воздействия на молодежь. Работа по П. о. в общеобразовательных школах включает изучение подростков (применяются различные методы определения профессиональной пригодности, особенно распространены
испытания с помощью тестов), ознакомление учащихся с профессиями, рынком труда, возможностями получения профессиональной подготовки. Биржи труда и специальные профориентационные учреждения направляют эту работу, осуществляют групповое и индивидуальное консультирование учащихся.
Организована подготовка кадров по П. о. на курсах и в специальных учебных заведениях. Общее руководство работой по П. о. принадлежит, как правило, министерствам труда. Важное значение придается разработке характеристик профессии и их классификации. Регулярно выпускаются справочники
(словари), содержащие сведения о профессиях, о текущих и перспективных потребностях в кадрах, путях получения специальности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Трудовая экспертиза, решая вопрос, на какой работе данного человека лучше использовать, путем прогнозирования его способностей и соответствия требованиям той или иной профессии, одновременно с этим решает все свои основные задачи, сводящиеся, по существу, к профессиональной ориентации.
Профессиональная ориентация — это система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор человеком своего трудового пути и по сути дела — определение своего места в жизни.
Значение этого было понятно давно. Но только в условиях социалистического общества такой выбор стал неограниченным. Он не ограничен ни классовой принадлежностью, как при капитализме, ни имущественным положением, ни местом жительства, ни наследством, ни сложностями трудоустройства, а
обусловливается только собственными призванием, образованием и способностями.
Склонности и желания у молодого человека, тем более у подростка, переменчивы и обычно превышают возможности. Школьники, кончающие VIII класс, получают образование, уже дающее возможность выбирать любую профессию. Способности же у них еще только развиваются, и часто неизвестно, в
каком направлении пойдет их развитие. Все это чрезвычайно усложняет профессиональную ориентацию.
Народному хозяйству страны требуются кадры по тысячам профессий и специальностей, все более высокой квалификации и вполне способные работники. Поэтому в решении проблемы профессиональной ориентации заинтересованы не только сами подростки и их родители, но и партийные, комсомольские,
профсоюзные организации, органы Советов и хозяйственного управления и в первую очередь —учебные заведения всех профилей и систем.
Решение проблемы профессиональной ориентации усложняется еще и тем, что ошибки в выборе профессии чреваты тяжелыми последствиями для тех, кто их допускает, и в целом для социалистического общества. Неудачи в выборе профессии травмируют психику неудачников, а они, в свою очередь,
наносят обществу ущерб низкой производительностью труда и текучестью рабочих кадров.
Все это вместе взятое делает проблему профессиональной ориентации молодежи насущной государственной задачей, которая решается путем политического образования в школе, дающего возможность ориентировать учащихся в разнообразных профессиях, профессионального просвещения и
профессиональной пропаганды посредством печати, кино, радио и телевидения, профессиональной консультации, определяющей способности подростка и дающей рекомендации относительно выбора профессии, а также путем профессионального отбора по способностям и профессиональной адаптации
— биологической — путем привыкания к условиям физической среды — и социальной — путем постепенного вхождения в профессию через профессиональное обучение и включение в производственный коллектив.
Взаимосвязи форм профессиональной ориентации показаны на схеме «треугольника профориентации». Одна сторона его — хорошее знание требований, которые предъявляют к человеку различные профессии. Эти требования часто бывает легче сформулировать как медицинские и психологические
противопоказания к различным профессиям. И этим вопросом занимается сравнительная профессиография.
Вторая его сторона — знание рынка возможного труда, потребности общества (и более узко — города, района) в тех или иных специалистах. Это по сути экономическая и социологическая проблема, но без нее профориентация невозможна.
Третью его сторону и основание всей работы по профориентации составляет знание особенностей личности и прежде всего способностей и призвания в целом ориентируемого.
В смежном углу данных о профессиях и рынке труда лежит та форма профориентации, которая называется профпросвещением. Оно включает в себя и профпропаганду — привлечение внимания молодежи к тем нужным обществу и государству профессиям, в которых отмечается недостаток кадров, и
формирование у нее интересов и стремлений к этим профессиям.
В смежном углу данных сравнительной профессиографии и данных о способностях ориентируемой личности лежит профконсультация. Основная ориентировка молодежи в профессиях осуществляется стихийным влиянием среды: родителей, знакомых, друзей, школьных и уличных товарищей. Их оценки
профессий оказывают большое влияние на подростков. Второе по значимости влияние производят на них художественная литература, кинофильмы и телевизионные передачи — те изних, которые вызывают у подростков наиболее сильные впечатления и эмоции. Вот почему в детстве большинство мальчиков
хотят быть моряками, летчиками, разведчиками, геологами, космонавтами, а девочки — преимущественно артистками, врачами, кулинарами и портнихами.
Несколько меньшее влияние на выбор учащимися своих будущих профессий оказывает школьное политехническое образование, а именно оно должно быть целенаправленным, ориентировать на те профессии, на которые существует и предвидится большой спрос народного хозяйства. Любые профессии для
общества важны, а для работающих — почетны и могут удовлетворять их потребность в труде. Различие отношений к ним обусловливается общественными оценками — их престижем, личными интересами, желаниями и склонностями, а все это создается в результате влияния социальной среды и
самооценок своих способностей.
Призвания, как интересы, склонности и желания в их сочетании с имеющимися способностями к тем или иным профессиям, надо преднамеренно вызывать у учащихся и всемерно стимулировать. Нельзя ограничиваться только поднятием интереса к уровню общего образования, безотносительно к
конкретным профессиям. При такой беспредметной ориентировке почти все учащиеся стремятся только к высшему образованию, а потом большинство из них терпят неудачи, теряют уверенность в своих силах и переживают это как крушение надежд и бесперспективность.
Средняя школа осуществляет профориентацию «от себя». Профориентацию «на себя» ведут профессионально-технические учебные заведения и предприятия промышленности, транспорта и сельского хозяйства, заинтересованные в привлечении и закреплении молодых кадров, в борьбе с их текучестью.
Вот почему не только школа, но и все учреждения и предприятия, заинтересованные в кадрах, ведут профпросвещение и профпропаганду.
Особенно велика в профориентации роль профессионально-технических училищ. Они могут и должны: по согласованию с органами народного образования консультировать учителей и учащихся школ по вопросам характеристик профессий, а также условиям обучения в училищах и работы на предприятиях
по данным профессиям; популяризировать профессии и училища, а также трудовые достижения своих выпускников, работающих на предприятиях, через печать, радио, кино и телевидение; проводить «дни открытых дверей», широко оповещая о них молодежь, родителей и учителей школ; организовывать
постоянно действующие и временные выставки производственных изделий своих учащихся и предметов их технического творчества и дежурства преподавателей и мастеров училищ на постоянно действующих в районе или городе консультационных пунктах профориентации молодежи и родителей;
активизировать личную переписку учащихся с их товарищами по постоянному месту жительства с целью разъяснения им сущности осваиваемой профессии, а также условий обучения и работы на предприятии; держать постоянную связь с местными Советами и комитетами комсомола во вопросам
привлечения молодежи к обучению в училище и дальнейшего трудоустройства.