Хохлова И. Н.
ФРАГМЕНТ ТИПОВОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ ЛСГ «ПТИЦЫ»: СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В современной лингвистике отношение человек — животные исследовалось неоднократно. Тем не менее, несмотря на пристальное внимание к лексике, отражающей зоосферу как часть жизни человека, ряд проблем в ее изучении остается. В их числе сущность, характер, формирование семантики соответствующих лексических единиц в рамках словообразовательного гнезда, рассмотрение механизма семантической преемственности, позволяющей определить видение мира носителей языка.
Цель данного исследования – установить структурно-семантические особенности фрагмента типовой СП существительных-полисемантов ЛСГ «Птицы» в русском языке, а также выявить специфику реализации семантической структуры лексемы-вершины гнезда на первой ступени деривации.
Непроизводные полисемантичные имена существительные, относящиеся к данной ЛСГ, образуют 18 СГ. Среди них представлено:
-
3 одноступенчатых СГ (аргус, клуша, ласточка);
-
9 двуступенчатых СГ (утка, орел, сокол, петух и т. д.);
-
3 трёхступенчатых СГ (голубь, курица, пава);
-
2 четырёхступенчатых СГ (ворона, птица);
-
полисемант пустельга не формирует СГ.
Структурное своеобразие СГ базовых основ ЛСГ «Птицы» заключается в следующем. Из общего числа мотивирующих мы обнаружили 1 потенциальное СГ (тип «гнездо-слово») [1], 2 двусловных СГ, 1 веерное СГ. Цепочечных СГ нами отмечено не было. Максимальное количество анализируемых СГ представляют собой древовидные СГ (14), имеющие разветвленную структуру из нескольких СП и СЦ.
Производные слова первой ступени деривации (145) объединяются в субстантивный (101), адъективный (37), глагольный (4), междометный (2) и адвербиальный (1) блоки.
Субстантивный блок (101 единица)
|
Мутационное СЗ (31 единица) в основном представлено суффиксальными дериватами со значениями ‘номинация лица по виду деятельности’ [см. 2] (6) (голубятник, сокольник и т. д.); ‘помещение для содержания животных’ (6) (курятня, птичня и т. д.); ‘мясо животного’ (5) (курятина, утятина и т. д.).
Модификационное СЗ (49 единиц) включает в себя суффиксальные и префиксально-суффиксальные производные со значениями субъект.-оценочными (21) (птичка, утища и т. д.); ‘невзрослость’ (11) (орленок, птенец и т. д.); ‘женскость’ (11) (голубка, орлица и т. д.); стилистич. модификаты (3) (голуба, журавель, утя); ‘номинация лица мужского пола’ (2) (кур, павлин); ‘собирательность’ (1) (вороньё).
Соединительное СЗ (12 единиц) представлено чистым сложением сочинительного (4) и подчинительного (8) типов с семантикой ‘место для содержания животных’ (5) (птицесовхоз, птицеферма и т. д.); ‘вид животного’ (4) (яшероптица, жар-птица и т. д.); ‘вид растения’ (2) (птицемлечник, птиценожка), ‘отрасль хозяйства’ (1) (птицеразведение).
Смешанное СЗ (9 единиц) отражено в сложносуффиксальных образованиях с семантикой ‘номинация лица’ (8) (куровод, птицелов и т. д.); ‘отрасль хозяйства’ (1) (утководство).
|
Адъективный блок (37 единиц)
|
Представлен суффиксальными дериватами (31) с мутационным СЗ, определяющим характер отношения к предмету, названному мотивирующим словом (вороний, орлиный, лебяжий и т. д.); сложными образованиями (2) подчинительного типа c соединительным СЗ (птицеперерабатывающий, птицеподобный) и сложносуффиксальными прилагательными со смешанным СЗ (4) (птицеловный, соколообразный и т. д.).
|
Глагольный блок (4 единицы; объединяет дериваты с мутационным СЗ)
|
Суффиксальные дериваты (3) с семантикой 'действие, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим словом' (сорочить, воронить, попугайничать).
Суффиксально-постфиксальное образование (1) со значением 'совершать действия, свойственные тому, кто назван мотивирующим словом' (1) (петушиться).
|
Междометный блок (2 единицы с соединительным СЗ)
|
Представлен сложными образованиями (2) сочинительного типа (ути-ути, утя-утя).
|
Адвербиальный блок (1 единица с мутационным СЗ)
|
Суффиксальная производная лексема (соколом), несущая семантику 'признак, характеризующийся отношением к предмету, названному мотивирующим словом'.
|
С точки зрения представленных значений данные слова можно разделить на следующие группы:
1) полисеманты, отсылающие ко всем ЛСВ существительного-вершины каждого из указанных СГ, – 22 единицы;
2) моносеманты, отсылающие к первому ЛСВ вершины, – 108 единиц;
3) моносеманты, отсылающие ко второму ЛСВ вершины, – 11 единиц;
4) моносеманты, отсылающие к третьему ЛСВ вершины, – 4 единицы.
Полисеманты представлены в основном относительными и притяжательными прилагательными (27%) и существительными с модификационным субъективно-оценочным значением (73%). Несмотря на отраженную лексическую многозначность, субстантивные дериваты обладают достаточно низким словообразовательным потенциалом и не дают производных на других деривационных ступенях. Что касается прилагательных, то их производные, как правило, представлены наречиями, которые утрачивают один из ЛСВ производящего (вороний → по-вороньему и т. д.) за счет конкретизации значения посредством форманта и становятся моносемантами.
Наиболее широко представлены моносеманты, отсылающие к первому значению вершины (соколятник, утководство и т. д.) (74%). Они обладают достаточно высоким словообразовательным потенциалом и характеризуются самой высокой словообразовательной активностью. Именно в данной группе дериватов нами были отмечены случаи множественной мотивации (2), внутригнездовой омонимии (7) и внутригнездовой словообразовательной синонимии (10). Моносеманты, отсылающие ко второму значению вершины, немногочисленны (7%): в основном это глаголы (45% от общего числа) и наречия (5%). Здесь нами были отмечены случаи поликоррелятивности – обращенности разными своими значениями к разным производящим (4). Отличительной чертой моносемантов, отсылающих к третьему ЛСВ вершины СГ, является метафоричность их значения: данные лексемы характеризуются тесными взаимоотношениями с производящими, обусловленными гиперо-гиперонимической и гиперо-гипонимической связью.
Таким образом, производные полисемантичных имен существительных ЛСГ «Птицы» осваивают семантику вершины в разном объеме. Меньше половины (15%) производных СГ формируют свою семантику, базируясь на двух-трех ЛСВ вершины, и характеризуются отраженной или частичной полисемией. Большая часть производных СГ (85%) осваивает одно значение вершины (ЛСВ1 либо ЛСВ2).
1. Моисеев А. И. Словообразовательная цепь как разновидность словообразовательной парадигмы /А. И. Моисеев // Русская словообразовательная синтагматика и парадигматика: Сб. науч. тр. Краснодар, 1991. С. 84 — 91.
2. Русская грамматика : В 2 т. Т. 1 : Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / гл. ред. Н. Ю. Шведова. — М. : Наука, 1980. — 783 с.