Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Хохлова И. Н.

ФРАГМЕНТ ТИПОВОЙ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ ЛСГ «ПТИЦЫ»: СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В современной лингвистике отношение человек — животные исследовалось неоднократно. Тем не менее, несмотря на пристальное внимание к лексике, отражающей зоосферу как часть жизни человека, ряд проблем в ее изучении остается. В их числе сущность, характер, формирование семантики соответствующих лексических единиц в рамках словообразовательного гнезда, рассмотрение механизма семантической преемственности, позволяющей определить видение мира носителей языка.

Цель данного исследования – установить структурно-семантические особенности фрагмента типовой СП существительных-полисемантов ЛСГ «Птицы» в русском языке, а также выявить специфику реализации семантической структуры лексемы-вершины гнезда на первой ступени деривации.

Непроизводные полисемантичные имена существительные, относящиеся к данной ЛСГ, образуют 18 СГ. Среди них представлено:



  • 3 одноступенчатых СГ (аргус, клуша, ласточка);

  • 9 двуступенчатых СГ (утка, орел, сокол, петух и т. д.);

  • 3 трёхступенчатых СГ (голубь, курица, пава);

  • 2 четырёхступенчатых СГ (ворона, птица);

  • полисемант пустельга не формирует СГ.

Структурное своеобразие СГ базовых основ ЛСГ «Птицы» заключается в следующем. Из общего числа мотивирующих мы обнаружили 1 потенциальное СГ (тип «гнездо-слово») [1], 2 двусловных СГ, 1 веерное СГ. Цепочечных СГ нами отмечено не было. Максимальное количество анализируемых СГ представляют собой древовидные СГ (14), имеющие разветвленную структуру из нескольких СП и СЦ.

Производные слова первой ступени деривации (145) объединяются в субстантивный (101), адъективный (37), глагольный (4), междометный (2) и адвербиальный (1) блоки.



Субстантивный блок (101 единица)

Мутационное СЗ (31 единица) в основном представлено суффиксальными дериватами со значениями ‘номинация лица по виду деятельности’ [см. 2] (6) (голубятник, сокольник и т. д.); ‘помещение для содержания животных’ (6) (курятня, птичня и т. д.); ‘мясо животного’ (5) (курятина, утятина и т. д.).

Модификационное СЗ (49 единиц) включает в себя суффиксальные и префиксально-суффиксальные производные со значениями субъект.-оценочными (21) (птичка, утища и т. д.); ‘невзрослость’ (11) (орленок, птенец и т. д.); ‘женскость’ (11) (голубка, орлица и т. д.); стилистич. модификаты (3) (голуба, журавель, утя); ‘номинация лица мужского пола’ (2) (кур, павлин); ‘собирательность’ (1) (вороньё).

Соединительное СЗ (12 единиц) представлено чистым сложением сочинительного (4) и подчинительного (8) типов с семантикой ‘место для содержания животных’ (5) (птицесовхоз, птицеферма и т. д.); ‘вид животного’ (4) (яшероптица, жар-птица и т. д.); ‘вид растения’ (2) (птицемлечник, птиценожка), ‘отрасль хозяйства’ (1) (птицеразведение).

Смешанное СЗ (9 единиц) отражено в сложносуффиксальных образованиях с семантикой ‘номинация лица’ (8) (куровод, птицелов и т. д.); ‘отрасль хозяйства’ (1) (утководство).

Адъективный блок (37 единиц)

Представлен суффиксальными дериватами (31) с мутационным СЗ, определяющим характер отношения к предмету, названному мотивирующим словом (вороний, орлиный, лебяжий и т. д.); сложными образованиями (2) подчинительного типа c соединительным СЗ (птицеперерабатывающий, птицеподобный) и сложносуффиксальными прилагательными со смешанным СЗ (4) (птицеловный, соколообразный и т. д.).

Глагольный блок (4 единицы; объединяет дериваты с мутационным СЗ)

Суффиксальные дериваты (3) с семантикой 'действие, имеющее отношение к тому, что названо мотивирующим словом' (сорочить, воронить, попугайничать).

Суффиксально-постфиксальное образование (1) со значением 'совершать действия, свойственные тому, кто назван мотивирующим словом' (1) (петушиться).

Междометный блок (2 единицы с соединительным СЗ)

Представлен сложными образованиями (2) сочинительного типа (ути-ути, утя-утя).

Адвербиальный блок (1 единица с мутационным СЗ)

Суффиксальная производная лексема (соколом), несущая семантику 'признак, характеризующийся отношением к предмету, названному мотивирующим словом'.

С точки зрения представленных значений данные слова можно разделить на следующие группы:

1) полисеманты, отсылающие ко всем ЛСВ существительного-вершины каждого из указанных СГ, – 22 единицы;

2) моносеманты, отсылающие к первому ЛСВ вершины, – 108 единиц;

3) моносеманты, отсылающие ко второму ЛСВ вершины, – 11 единиц;

4) моносеманты, отсылающие к третьему ЛСВ вершины, – 4 единицы.

Полисеманты представлены в основном относительными и притяжательными прилагательными (27%) и существительными с модификационным субъективно-оценочным значением (73%). Несмотря на отраженную лексическую многозначность, субстантивные дериваты обладают достаточно низким словообразовательным потенциалом и не дают производных на других деривационных ступенях. Что касается прилагательных, то их производные, как правило, представлены наречиями, которые утрачивают один из ЛСВ производящего (вороний → по-вороньему и т. д.) за счет конкретизации значения посредством форманта и становятся моносемантами.

Наиболее широко представлены моносеманты, отсылающие к первому значению вершины (соколятник, утководство и т. д.) (74%). Они обладают достаточно высоким словообразовательным потенциалом и характеризуются самой высокой словообразовательной активностью. Именно в данной группе дериватов нами были отмечены случаи множественной мотивации (2), внутригнездовой омонимии (7) и внутригнездовой словообразовательной синонимии (10). Моносеманты, отсылающие ко второму значению вершины, немногочисленны (7%): в основном это глаголы (45% от общего числа) и наречия (5%). Здесь нами были отмечены случаи поликоррелятивности – обращенности разными своими значениями к разным производящим (4). Отличительной чертой моносемантов, отсылающих к третьему ЛСВ вершины СГ, является метафоричность их значения: данные лексемы характеризуются тесными взаимоотношениями с производящими, обусловленными гиперо-гиперонимической и гиперо-гипонимической связью.

Таким образом, производные полисемантичных имен существительных ЛСГ «Птицы» осваивают семантику вершины в разном объеме. Меньше половины (15%) производных СГ формируют свою семантику, базируясь на двух-трех ЛСВ вершины, и характеризуются отраженной или частичной полисемией. Большая часть производных СГ (85%) осваивает одно значение вершины (ЛСВ1 либо ЛСВ2).



1. Моисеев А. И. Словообразовательная цепь как разновидность словообразовательной парадигмы /А. И. Моисеев // Русская словообразовательная синтагматика и парадигматика: Сб. науч. тр. Краснодар, 1991. С. 84 — 91.

2. Русская грамматика : В 2 т. Т. 1 : Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / гл. ред. Н. Ю. Шведова. — М. : Наука, 1980. — 783 с.

Хохлова И. Н. Фрагмент типовой словообразовательной парадигмы лсг «птицы»: структурно-семантический аспект

Феру как часть жизни человека, ряд проблем в ее изучении остается. В их числе сущность, характер, формирование семантики соответствующих лексических единиц в рамках словообразовате

43.92kb.

10 10 2014
1 стр.


Лексико-семантический и структурно-грамматический аспекты топонимики
366.81kb.

11 10 2014
1 стр.


Номинации понятийной сферы «пища»: структурно-семантический и функциональный аспекты
413.33kb.

15 12 2014
1 стр.


Эргоурбонимия города иркутска: структурно-семантический и лингвокультурологический аспекты исследования

Работа выполнена на кафедре русского языка, методики и общего языкознания гоу впо «Восточно-Сибирская государственная академия образования»

343.36kb.

25 12 2014
1 стр.


Инструкция по охране труда для работника, выполняющего работу по обвалке мяса и птицы, жиловке мяса и субпродуктов ти р м-050-2002

На основании настоящей типовой инструкции разрабатывается инструкция по охране труда для работника, выполняющего работу по обвалке мяса и птицы, жиловке мяса и субпродуктов, с учет

71.16kb.

04 09 2014
1 стр.


Программа дисциплины «Современное западное мышление: основные парадигмы»

Учебный спецкурс "Парадигмы современного западного мышления" предназначен для студентов факультета социологии, обучающихся на пятом курсе и специализирующихся по специализации Обща

151.56kb.

25 12 2014
1 стр.


Обработка видеоизображения. Программа Windows Movie Maker

Задача. Предположим, у нас имеется 2 видеофильма продолжительностью 1,5 часа. Нам необходимо вырезать фрагмент одного фильма и фрагмент другого, а затем соединить их вместе

61.58kb.

15 12 2014
1 стр.


Новая парадигма регионального развития

В статье показана роль регионов в государственном развитии; рассмотрены предпосылки смены парадигмы регионального развития; отражен двойственный характер функционирования региона;

121.24kb.

24 09 2014
1 стр.