Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Захарченко О.Н., магистр 1 года обучения исторического факультета

ФГОУ ВПО Ставропольский государственный университет

Научный руководитель: д.ист.н., проф., зав. кафедрой Новой и новейшей истории ФГОУ ВПО Ставропольский государственный университет Крючков Игорь Владимирович
ХУДОЖНИКИ ПАРИЖА: МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Париж XIX века был культурной столицей мира, городом просвещения и знания, передовых идей в науке и искусстве. С конца XVIII века иностранцы устремились в Париж: учиться, совершенствоваться в профессиях, заниматься литературою, искусством, политикой или просто прожигать жизнь – кутить, развлекаться, купаться в роскоши и блеске. Париж славился прекрасными изделиями, игрушками, ювелирными мастерскими. Здесь был настоящий рай для модниц. Ещё большее значение французская столица имела для своих граждан. Наверное, ни один талант во Франции не мог развиться или получить известность вне Парижа.

Хотя Париж буквально разрывался от обилия новых идей и направлений, он не был единственным центром притяжения для молодых художников. На первый взгляд Париж давал немногим больше, чем Мюнхен или Дюссельдорф. На его широких бульварах царили те же предубеждения против всего нового, та же ограниченность, тот же провинциализм. Однако в маленьких боковых улочках можно было обнаружить множество молодых художников, поэтов, философов, ученых, актеров и других талантов, неизвестных широкой публике, но жаждущих завоевать мир и озарить его новым светом. Каждому, кто был готов сойти с проторенных путей, Париж предоставлял неограниченную возможность изучить замечательные течения новой мысли в самом их первоисточнике и погрузиться в захватывающий водоворот революционных концепций[8: 11-13].



Пабло Пикассо приехал в Париж из Испании; Амедео Модильяни – из Италии; Хаим Сутин – из Российской империи; Цугухару Фудзита – из Японии; Диего Ривера – из Мексики; Жюль Паскин – из Болгарии; Моисей Кислинг – из Польши, Киес ванн Донген из Голландии. Уже по этому скромному списку можно судить о национальном многообразии художественного мира Парижа.

Жить в Париже было дорогим удовольствием. Приобрести жильё в городе стоило больших затрат. По свидетельству Е. Н. Водовозовой, автора серии книг о повседневной жизни в странах Западной Европы начала ХХ столетия, ценральная часть города с её роскошными кварталами, в которых проживали представители аристократии, крупной буржуазии и признанные салонные мастера, разительно отличались от кварталов, в которых жили семьи средних буржуа. Интерьеры буржуазных квартир отличались показной роскошью и внешним блеском. Дома средних буржуа и государственных служащих были высокие - 5,6 или 7 этажей. На первом этаже обычно находился магазинчик или мастерская, вдоль стен были развешены разнообразные вывески. Дом был, как правило, перенаселён. Квартиры тесны, малы и неудобны. Потолки были очень низкими, а двери настолько узки, что при переезде мебель приходилось спускать через окна [8:61-62].

Условия жизни художников Парижа были не одинаковы. Салонные художники, признанные мэтры искусства, обычно селились в одном квартале с крупной буржуазией и другими знаменитостями в XV, XVI и особенно XVII муниципальных округах. Представители нового направления французского искусства, ещё не признанные и ведущие богемный образ жизни, предпочитали XVIII округ – знаменитый Монмартр, квартал Батиньоль и позднее, с началом нового столетия, XIV округ - Монпарнас.

Заработать себе состояние, занимаясь живописью могли только те мастера, которые получили общественное признание, а с ним и богатых клиентов. Социальный состав группы художников нового направления был разнородным. Среди них были выходцы из аристократических родов – например, Э. Мане, Э. Дега, Б. Моризо, А. Тулуз-Лотрек; представители крупной буржуазии – П. Сезанн, А. Сислей, Ф. Базиль и другие. Они могли позволить себе заниматься живописью, не заботясь о финансовом благополучии. Другим художникам, не имеющим состоятельных родителей или богатого наследства, приходилось бороться не только за утверждение своего искусства, но и за возможность обеспечить себя материально.

Клод Моне, сын бакалейщика из Нормадии, по утверждению Креспеля Ж. – П., испытывал нужду больше остальных из-за своей избалованности и расточительности. Художник никогда не откладывал на чёрный день [8:34]. Его письма отличались особой изобретательностью, когда требовалось одолжить денег: « … Я сделал всё, что мог, чтобы раздобыть денег и не прибегать к Вашей помощи в такой момент, но у меня ничего не вышло, а деньги мне совершенно необходимы, и притом немалые. Я не могу вернуться домой без них. <…> И вот я торчу здесь без единого су в кармане, теряю дорогое время и избегаю людей, которые наперебой задают мне нескромные вопросы, ещё более усугубляющие мою подавленность» [2:147]. Это письмо было адресовано другу импрессионистов и художнику Фредерику Базилю. Базиль был сыном богатых родителей и всегда старался делать, что мог, чтобы помочь своим друзьям. Он с готовностью делил свою еду и мастерскую с тремя друзьями по художественной студии Глейра. В 1867 году его щедростью пользовался Ренуар, а в предыдущем — в мастерскую Базиля на улице Мира в квартале Батиньоль заглядывали также Сислей и Моне.

Другой пример расточительности представлял собой молодой итальянский художник, приехавший заниматься живописью и скульптурой в Париж в 1906 году, - Амедео Модильяни. Деньги ему присылала мать, хозяйка небольшой частной школы в Ливорно. По приезде в Париж, Модильяни поселился в гостинице Медлен, где были расположены самые значительные галереи той эпохи. Он обедал в дорогих ресторанах, угощал товарищей изысканными напитками, жил на широкую ногу. Когда небольшие сбережения, присылаемые матерью, заканчивались, тогда начинались его скитание по разным квартирам, дешёвым кабакам и бистро. Испытывая постоянную нехватку средств, особенно после рождения ребёнка, Модильяни никогда не занимался подработками, зато часто оставлял свои работы хозяевам бистро и гостиниц вместо платы.

Одним из самых бедных импрессионистов был Камиль Писсаро. На его содержании находилось жена, семеро детей, мать и брат. После того, как во время войны 1870 – 1871 гг. прусские солдаты разграбили его дом в Лувесьене, он переехал в Понтуаз. В самые тяжёлые времена Писсаро вместе с женой выращивали овощи и фрукты на своём огороде, разводили кур и кроликов. Это помогало им выжить, не подвергая детей опасности голода и нищеты[5:217]. Из воспоминаний Октава Мирбо: «Бедняк, с трудом содержавший семью, он находил возможность делать добро. Несмотря на трудности, с которыми в течение 40 лет он боролся с помощью самой лучшей и самой мужественной из жён, этот философ патриарх, мудрый, улыбающийся, был счастлив, потому, что он мог свободно заниматься живописью – своей мечтой, и потому, что он спокойно жил, созерцая и изучая природу, источник великих радостей» [3:278-280].

В последней трети XIX века художники предпочитали жить в XVIII муниципальном округе Парижа – на Монмартре. Пригород был присоединён только в 1859 году и в указанное всё ещё сохранял провинциальный облик. «Мельничный холм» привлекал художников живописным деревенским видом, с изобилием кустарников, диких цветов, разнообразных деревьев. Другим его достоинством были низкие цены на жильё и большое количество увеселительных заведений. Ренуар, Дега, Сезанн, Гоген, Тулуз-Лотрек, Модильяни, Пикассо, Утрилло, Синьяк и многие другие творцы навсегда прославили и обессмертили Монмартр. Наивысший пик славы округа приходится на последнюю треть XIX – начало XX века. Потом роль богемного квартала переходит к другому холму - Монпарнасу.

Монмартр того времени можно было условно разделить на два района. Сельский Монмартр – это небольшая территория, располагавшаяся между улицами Абесс, Коленкур, Клиньянкур и проспектом Жюно. Совсем другое зрелище представляло собой подножие холма – праздничный Монмартр. На бульварах Рошешуар и Клиши, на площади Пигаль располагалось великое множество увеселительных заведений: знаменитые пристанища импрессионистов – кафе « Гербуа» и « Новые Афины»; кабаре Мулен-де-ла-Галетт и Мулен Руж; цирк Фернандо, позже переименованный в цирк Медрано[1:79].

На Монмартре художники снимали дешёвые, плохо обустроенные помещения. Из них наиболее знаменитыми были фаланстеры


«Плавучая прачечная», прославившаяся благодаря своим обитателям – П. Пикассо, М. Жакобу, К. ванн Донгену, Х. Грису, а также фаланстер доктора Поля Александра на улице Дельты, где некоторое время жил и работал Амедео Модильяни и румынский скульптор К. Бранкуши.

Бульвар Монпарнас был открыт в августе 1760 года. После революции в маленьких домах появилось немало кафе и даже один танцзал. В первые годы XX столетия квартал обновлялся и притягивал к себе сливки интеллектуальной и творческой молодёжи, понемногу вытесненной с Монмартра туристами и деклассированными элементами, которые разрушали постепенно благородную простоту нравов района. Богема начала эмигрировать на Монпарнас. Вскоре художники превратили Монпарнас в один из самых красочных и живых кварталов столицы[6:101-102].

Весной 1909 года Амедео Модильяни занял мастерскую в Ситэ-Фальгьер на Монпарнасе – именуемой ещё Розовой Виллой из-за цвета стен в главном здании. Это было четыре застеклённые мастерские и маленький домик у дороги. Знаменитым фаланстером художников на Монпарнасе был так называемый Улей. В конце 1900 г. меценат и скульптор-любитель Альфред Буше установил напоминающую круглый улей трехэтажную ротонду — купленный им с распродажи имущества Всемирной выставки 1900 г. павильон бордосских вин по проекту Эйфеля — и другие легкие сооружения. В 1902 г. он открыл комплекс Улей из 140 ателье-студий, которые стал сдавать за символическую плату начинающим художникам и литераторам Среди его знаменитых обитателей были Фернан Леже, Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин, Маревна, Макс Жакоб и другие[9].

Мастерские художников не отличались роскошью и порядком. Большая их часть были плохо меблированы, иногда просто грязны. Каждая носила печать индивидуальности, имела свои экстравагантные детали, выражающие не простую личность творца. Например, у Тулуз-Лотрека повсюду были разбросаны самые разнообразные предметы: розовые балетные туфельки, репродукции Паоло Уччелло и Карпаччо, старые газеты, персидский фаянс, книги без обложек, клоунские колпаки, гантели, японские свитки и т.д [7: 96-97]. Дега имел у себя жестяную ванну, на фоне которой позировали натурщицы, складную кровать, высокий пюпитр, чтобы рисовать стоя, мольберты, ручной пресс; повсюду были разбросаны карандашные наброски, пастельные зарисовки, гравюры и литографии. На полках виднелись полурассыпавшиеся фигурки из пластилина. Ничто никогда не расставлялось по-порядку, не классифицировалось [4:112-113].

Некоторые художники совмещали работу и проживание в одной мастерской, другие снимали отдельную квартиру где-нибудь поблизости. Большую част времени художники проводили за работой, которая была их истинной страстью.

Некоторые художники со временем перебирались в более фешенебельные районы, селились в дорогих и роскошных апартаментах; другие были верны привязанностям безвестной молодости и оставались на прежних местах жительства. Несмотря на сложности социально-экономического и бытового характера, большинство из них добились признания и успеха.


Литература:

  1. Герман М. Парижская школа. – М., 2003.

  2. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания Дюран-Рюэля. Документы. – Лениград, 1969.

  3. Камиль Писсаро. Письма. Критика. Воспоминания современников. – М., 1974.

  4. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. – М., 1999

  5. Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо. – М., 2000.

  6. Паризо К. Модильяни. – М., 2008.

  7. Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. – М.,1994.

  8. Ревалд Дж. Постимпрессионизм. – М., 1996.

  9. ttp://ru.wikipedia.org/wiki/Улей_(сквот)



Художники парижа: материально-бытовые условия творческой жизни в последней трети XIX начале ХХ века
76.94kb.

14 09 2014
1 стр.


Германский империализм и ближний восток в начале 20 века

Первопричиной германской экспансии — политической и военной — явились социально-экономические процессы, характерные для Германии в последней трети XIX в. Объединение Германии дало

308.11kb.

18 12 2014
1 стр.


Рабочая программа учебной дисциплины «История нового и новейшего времени»

Западной Европы и Америки в последней трети XIX – начале ХХ вв.; при­обретение умения выявить закономерности и особенности в развитии отдельных стран и мира в целом в указанный пер

394.07kb.

06 10 2014
2 стр.


Театрализация песни в отечественной массовой культуре последней трети XX века
1090.14kb.

15 10 2014
6 стр.


Диалогическая основа русской лирики первой трети XIX века
685.63kb.

14 12 2014
5 стр.


Китай во второй половине XIX начале XX века

Важнейшим фактором исторического развития афро-азиатских стран становится национально-освободительное движение. В начале XX в. Восток потрясли первые буржуазные революции

29.22kb.

10 10 2014
1 стр.


1. Натурализм

Натурализм – литературное направление, наиболее ярко себя проявившее в последней трети 19 века, сформировавшееся в 1860-е годы. Можно сказать, что натурализм – это крайняя степень

1300.2kb.

08 10 2014
5 стр.


Натурализм от латинского nature

Натурализм (от латинского nature – природа) – литературное направление сложившееся в Европе и США в последней трети 19 века

9.71kb.

09 09 2014
1 стр.