Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1


И. М. Ашик
Численный гидродинамический метод прогноза колебаний уровня в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей
Практически вся хозяйственная деятельность в Арктике в значительной степени обуславливается специфическими природными условиями этого во всех отношениях сложного региона земного шара. Значительную роль в системе хозяйственного и природного комплекса Арктики играют арктические моря: по ним пролегает главная транспортная артерия Арктики – Северный морской путь (СМП), большинство населенных пунктов в Арктике располагаются на побережье морей или в устьях рек, шельф арктических морей является настоящей кладовой полезных ископаемых, в первую очередь, нефти и газа. Гидрометеорологические условия, складывающиеся на акватории арктических морей, естественным образом оказывают влияние практически на все стороны хозяйственной деятельности, при этом к основным объектам, подверженным влиянию морских гидрологических факторов в Арктике, можно отнести: морские экспедиционные и грузовые суда, осуществляющие каботажное или транзитное плавание по судоходным трассам арктических морей, их акватории и трассе СМП; речные суда, осуществляющие прямые перевозки грузов по прибрежным трассам арктических морей; морские порты и пункты, включающие в себя как гидротехнические сооружения и оборудование, так и суда морского флота; рыболовецкие суда, ведущие промысел в устьях крупных Сибирских рек, оборудование и снаряжение рыболовецких организаций; учреждения, предприятия и населенные пункты, расположенные на морском побережье и в устьях рек; в связи с планируемым в ближайшее время началом добычи нефти и газа на шельфе арктических морей России – нефтегазодобывающие платформы, суда, обслуживающие работы на шельфе и транспортирующие нефть и газ, грузовые терминалы и трубопроводы.

При определенном развитии морские гидрологические явления могут затруднять деятельность хозяйственных организаций, наносить ущерб, а в отдельных случаях приводить к человеческим жертвам, т.е. могут становиться опасными.

Негативное влияние сгонно-нагонных колебаний уровня проявляется в том, что при сгонах, как правило, затрудняется или полностью прекращается судоходство. При наличии предприятий, осуществляющих забор воды для производственных нужд, может происходить осушение водозаборных труб, что в свою очередь приводит к остановке предприятия. При нагонах может происходить затопление огромных территорий, разрушение гидротехнических сооружений, береговых построек, а также гибель людей.

Необходимо также отметить, что значительные подъемы и понижения уровня наряду с негативным влиянием на деятельность хозяйственных организаций могут иметь и положительное значение. В частности, при проведении морских операций в Арктике практикуется использование нагонных подъемов уровня в устьевых участках рек с целью преодоления мелководных баров и перекатов глубокосидящими морскими судами. В результате чего отпадает необходимость в трудоемкой и сложной операции по перевалке груза с морских судов на речные, что дает значительный экономический эффект.

К настоящему времени усилиями ученых и специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) изучены основные закономерности формирования и распространения колебаний уровня на побережье арктических морей. Созданы и эффективно применяются методы прогноза сгонно-нагонных приливных колебаний уровня. Важные исследования в этом направлении проведены В.Г. Кортом[6], Т.П. Марютиным, Б.А. Крутских, Н.В. Мустафиным [7], Г.В. Алексеевым, Е.Н. Дворкиным, А.Ю. Прошутинским [8], В.А. Потаниным, В.В. Денисовым, Б.Х. Рыбаком и др.

Однако перспективы развития хозяйственной деятельности в Арктике ставят ряд новых задач: в первую очередь, обеспечение регулярных перевозок по трассе СМП и организацию разведки и добычи полезных ископаемых в открытом море и его прибрежных районах. Особое внимание при этом обращается на возможность круглогодичной работы. При этом разработка методов, дающих возможность рассчитывать подъемы уровня на побережье арктических морей с большей заблаговременностью, остается одной из важнейших задач.

Настоящий метод численного расчета и прогноза колебаний уровня моря в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей представляет собой модифицированный численный метод расчета и прогноза колебаний уровня на шельфе арктических морей России. Этот метод прошел всестороннюю апробацию и вот уже 9 лет используется в практике оперативной работы Центра ледовой и гидрометеорологической информации (ЦЛГМИ) ААНИИ при гидрометеорологическом обеспечении морских операций в Арктике [1, 2, 3, 4, 5].

В основе метода лежит совместная модель динамики воды и льда, включающая в себя двухмерную модель штормовых нагонов, учитывающую трение льда о воду



,

,

и модель динамики ледяного покрова, учитывающую уклоны водной поверхности

,

,

где t – время; – вектор полного потока; – параметр Кориолиса; g – ускорение силы тяжести; – отклонение уровня от невозмущенного состояния; Pa – атмосферное давление; – плотность воды; – тангенциальное трение на границах раздела воздух–вода, воздух–лед, лед–вода, вода–дно соответственно; и – средний по вертикали вектор скорости течения и вектор дрейфа льда; – поверхностная плотность льда; – плотность льда; hi – толщина льда; C – функция сплоченности; – силы внутреннего взаимодействия в ледяном покрове.

Тангенциальное напряжение на границах раздела лед–вода и вода–дно рассчитывались по традиционным зависимостям

, ,

где , Rw = 5.510–3 – коэффициент трения на границе раздела лед–вода, Kw = 2.610–3 – коэффициент трения на границе раздела вода–дно.

Тангенциальное напряжение на поверхности льда принималось равным тангенциальному напряжению на поверхности воды и вычислялось по зависимости вида

,

где W – скорость приводного ветра в м/с.

Для включения в модель сил внутреннего взаимодействия использовано приближение в форме



;

,

где = = 1010 см2/с – соответственно коэффициенты объемной и сдвиговой вязкости; Kp 10 – коэффициент сжатия.

На твердых границах области принимается условие непротекания, т.е. равенство нулю нормальной компоненты полного потока и скорости дрейфа льда соответственно
Un = Vn =0,

uin = vin = 0.

На жидких границах области для воды принимается условие излучения, отражающее равенство потенциальной и кинетической энергии в прогрессивной волне, распространяющейся по нормали к границе

,

и условие свободного протекания для льда



.

В качестве начальных условий принимается состояние покоя

U(x,y,t0) = V(x,y,t0) = (x,y,t0) = 0,

ui (x,y,t0) = vi (x,y,t0) = (x,y,t0) = 0.

Функция сплоченности льда C(x,y,t0) считается заданной на начальный момент времени. Толщина льда hi(x,y) считается постоянной как во времени, так и в пространстве и принимается равной 200 см.

Расчетная область (рис.1) охватывает всю акваторию Северного Ледовитого океана, включая прибрежные моря Российской Арктики. Открытая граница области проходит в районе Гренландско-Исландского и Фарерско-Исландского порогов и, таким образом, достаточно далеко отстоит от районов арктических морей, чтобы исключить негативное влияние приблизительности условий, задаваемых на открытой границе. Шаг сеточной области составляет x = y = 55.56 км.

Расчет перераспределения льда осуществляется на основе метода переноса с коррекцией потоков. При расчете сплоченности льда вводится условие остановки, в соответствии с которым составляющие скорости дрейфа льда приравнивались нулю, если они были направлены внутрь ячейки с функцией сплоченности равной 1, а соответствующие составляющие скорости на противоположных сторонах ячейки оказывались равными нулю.

Рис. 1. Расчетная область, аппроксимирующая акваторию Северного Ледовитого океана.


Модель реализуется численным способом с использованием явно-неявной конечно-разностной схемы. Члены трения при этом берутся для середины временного шага, пространственные производные заменяются центральными конечно-разностными аналогами, а временные – впереднаправленными разностными отношениями. Условие устойчивости схемы удовлетворяет критерию Куранта-Фридрихса-Леви.

Для численного решения задачи использован сеточный каркас Ричардсона, в котором переменные , U, V, C, ui, vi рассчитываются в точках сетки, разнесенных относительно друг друга на расстояние равное половине шага сетки. В качестве основного сеточного элемента области принята квадратная ячейка, в центре которой рассчитываются значения уровня и функция сплоченности льда C, а в центре боковых сторон – составляющие полного потока U и V, скоростей дрейфа льда ui и vi.

Для приближения математической модели к физической реальности в качестве дополнительного принято условие остановки, в соответствии с которым



.

Расчеты составляющих скоростей дрейфа льда не производятся в точках, соответствующих зонам чистой воды и припайного льда.

Исходной информацией для расчетов по модели служат последовательности полей приземного атмосферного давления и информация о распределении припая и сплоченности дрейфующего льда на акватории расчетной области. Ледовые карты составляются на основе данных, получаемых с береговых и судовых гидрометеорологических станций, а также с искусственных спутников Земли. Фактические и прогностические поля приземного давления, рассчитываемые в Европейском центре среднесрочных прогнозов погоды и передаваемые в коде GRID в узлах пятиградусной географической сетки с дискретностью 24 ч, интерполируются в узлы расчетной сетки с использованием алгоритма метода конечных элементов.

Последовательность операций, реализующая методику численных прогнозов колебаний уровня в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей может быть представлена в виде блок-схемы (рис. 2).

Испытания методики прогноза колебаний уровня в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей осуществлялись на протяжении всего 2001 г. В зимне-весенний период года (январь-июнь и ноябрь-декабрь) выпуск прогнозов производился один раз в неделю (по четвергам) в летне-осенний период (июль-октябрь) – два раза в неделю (по понедельникам и четвергам). Такое расписание выпуска прогнозов при их заблаговременности до 6 сут обеспечивало стыковку прогнозов (в зимне-весенний период) или их перекрытие (в летне-осенний период года). Всего за период с января по декабрь 2001 г. было выполнено 68 прогностических расчетов.

ЦЛГМИ ААНИИ

ЕЦСПП
Сводная комплексная

ледовая карта

Поля приземного атмосферного давления

анализ прогноз

Табулирование функции

сплоченности и распределения

припая
Комплектование файлов

давления, их визуальный качественный контроль и корректировка

оправдываемость (%)

Подготовка файла с управляющей информацией

Контрольный расчет полей ветра
Диагностический и прогностический расчет колебаний уровня, течений, сплоченности и дрейфа льда

Потребители

Суммирование расчетного уровня с предвычисленным приливом, подготовка текста прогноза колебаний уровня по отдельным пунктам

Подготовка файла с фактическими значениями уровня моря по пунктам

Формирование файла с результатами расчета уровня по пунктам

Оценка качества диагностических и прогностических расчетов колебаний уровня моря по пунктам

Рис. 2. Блок - схема численного прогноза колебаний уровня моря

с учетом влияния ледяного покрова

(в пунктирной рамке – блоки с ручной подготовкой данных)


.Для оценки качества прогнозов использовалась информация о положении уровня моря, оперативно поступающая в ЦЛГМИ ААНИИ со станций Малые Кармакулы, Амдерма, Усть-Кара, а также информация, переданная Северным УГМС по станциям Бугрино и Варандей потсфактум. Уровни даны по четырем основным синоптическим срокам 00, 06, 12, 18 UTC. Характер фактических колебаний уровня на этих станциях представлен на рис. 3–6.

Для оценки качества прогностических расчетов использовались такие статистические характеристики:

– средняя ошибка расчета

;
– средняя абсолютная ошибка расчета

;
– средняя квадратическая ошибка расчета

,

где hф – фактический уровень; hр – расчетный уровень; N – количество значений;

– параметр качества расчета

= S/ ;


– оправдываемость прогнозов (Pд) при допустимой ошибке 0,8 оценивалась в соответствии с Наставлением [8]:

,

при этом, допустимая ошибка соответствовала 31 см для станции Бугрино, 34 см для станции Варандей, 21 см для станции Малые Кармакулы, 20 см для станции Амдерма и 16 см для станции Усть-Кара;

– оправдываемость прогнозов по знаку (Pz), при этом оправдавшимися считаются случаи совпадения знаков аномалии;

– коэффициент корреляции (R) между фактическими и прогностическими значениями уровня.

В соответствии с методикой расчеты колебаний уровня осуществляются относительно условной нулевой поверхности, положение которой относительно реальной уровенной поверхности неизвестно. В связи с этим возникает проблема привязки уровенных поверхностей, которая решается определением поправки к окончательной формулировке прогноза. Для этого последнее фактическое значение в пункте приравнивается к рассчитанному на этот срок отклонению.



Рис. 3. Изменения уровня моря на станции Бугрино в июле 2001 г.

(сплошная линия – фактический уровень, пунктирная линия – прогностический уровень).


Рис. 4. Изменения уровня моря на станции Варандей в июле 2001 г.

(сплошная линия – фактический уровень, пунктирная линия – прогностический уровень).


Рис. 5. Изменения уровня моря на станции Малые Кармакулы в июле 2001 г.

(сплошная линия – фактический уровень, пунктирная линия – прогностический уровень).


Рис. 6. Изменения уровня моря на станции Амдерма в июле 2001 г.

(сплошная линия – фактический уровень, пунктирная линия – прогностический уровень).


Качество прогностических расчетов, выполненных в течение года оказалось довольно высоким. Средняя оправдываемость прогнозов составила 69% для станций Бугрино и Варандей, 82% для станции Малые Кармакулы, 84 % для станции Амдерма и 65% для станции Усть-Кара.

Средняя арифметическая ошибка для годового цикла расчетов близка к нулю (рис. 7), что говорит об отсутствии систематической погрешности. Однако в течение года отмечается заметная изменчивость этой величины. На станциях Бугрино, Малые Кармакулы и Амдерма в зимние месяцы года средняя ошибка имеет устойчиво отрицательную величину, а в июле–октябре положительную. В июне на станции Бугрино отмечается существенная положительная величина средней ошибки (рис. 10). Возможно ее появление связано с сезонной изменчивостью стока реки Печоры, величина которого не учитывается в расчетах. Кроме того, следует отметить отсутствие какой-либо связи величины средней арифметической ошибки с заблаговременностью прогноза. В то же время неполная идентичность предвычисленных и наблюдаемых приливных колебаний уровня создают квазипериодическую зависимость средней арифметической ошибки от заблаговременности, при этом величина этой ошибки с течением времени не увеличивается.

Вполне ожидаемым и естественным является зависимость качества прогнозов от заблаговременности (рис. 8 и 9): с увеличением заблаговременности происходит падение качества. При этом необходимо отметить, что снижение качества прогнозов имеет в целом плавный характер, за период заблаговременности (до 144 ч) средняя квадратическая ошибка расчета возрастает в 1,5–2,0 раза, а оправдываемость прогнозов снижается в среднем на 20%.

Сезонная изменчивость качества прогностических расчетов проявляется слабо. В зимние месяцы года показатели качества расчетов несколько хуже, чем в летние, однако различие это невелико. Обращает на себя внимание заметное снижение качества расчетов в июне на станции Бугрино и практически на всех станциях в ноябре-декабре (рис. 11 и 12). Можно предположить, что первое связано с отсутствием учета сезонной изменчивости стока реки Печоры. А второе может быть объяснено значительной активизацией осенне-зимних атмосферных процессов и снижением общего уровня оправдываемости прогнозов полей приземного атмосферного давления, используемых в модельных расчетах колебаний уровня моря.

Негативное влияние на качество расчетов оказывает большая (24 ч) дискретность при задании полей атмосферного давления. В результате происходит, с одной стороны, сглаживание колебаний, а с другой стороны, весьма вероятным оказывается наличие сдвига фаз в пределах 12 ч. При этом ситуации, в которых весь цикл сгонно-нагонных колебаний укладывается в 24 ч, корректно воспроизвести невозможно. В свою очередь штормовые ситуации, развивающиеся на протяжении двух и более суток, воспроизводятся при численных расчетах достаточно корректно.

18 февраля 2003 г. результаты оперативных испытаний численного метода прогноза колебаний уровня в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей были рассмотрены на заседании Центральной методической комиссии. Метод был одобрен и рекомендован к внедрению в ЦЛГМИ ААНИИ. В настоящее время прогнозы, составляемые на основе описанного метода, используются при проведении морских операций экспедиционных и транспортных судов в западном секторе Арктики.

В заключении необходимо отметить, что численное моделирование гидрологических процессов, положенное в основу метода, позволяет рассчитывать не только колебания уровня моря, но и ряд других параметров, представляющих определенный интерес при планировании и проведении морских операций, особенно в условиях замерзающих морей. В частности, в результате вычислений рассчитывается и моделируется временная изменчивость полей таких гидрометеорологических характеристик: атмосферное давление на уровне моря, скорость и направление ветра у поверхности, сплоченность льда, скорость и направление дрейфа льда, сила сжатия, дивергенция скорости льда (разрежение льда), колебания уровня моря, скорость и направление средних по вертикали течений. Результаты этих расчетов могут быть представлены как в виде карт, так и в цифровой форме.

Рис. 7. Изменение средней арифметической ошибки прогнозов колебаний уровня моря

в зависимости от заблаговременности

(1 – Бугрино; 2 – Варандей; 3 – Малые Кармакулы, 4 – Амдерма, 5 – Усть-Кара).



Рис. 8. Изменение средней абсолютной ошибки прогнозов колебаний уровня моря

в зависимости от заблаговременности

(1 – Бугрино; 2 – Варандей; 3 – Малые Кармакулы, 4 – Амдерма, 5 – Усть-Кара).



Рис. 9. Изменение оправдываемости прогнозов колебаний уровня моря

в зависимости от заблаговременности

(1 – Бугрино; 2 – Варандей; 3 – Малые Кармакулы, 4 – Амдерма, 5 – Усть-Кара)



Рис. 10. Изменение средней ошибки прогнозов колебаний уровня моря

в зависимости от сезона года

(1 – Бугрино; 2 – Малые Кармакулы, 3 – Амдерма)


Рис. 11. Изменение средней абсолютной ошибки прогнозов колебаний уровня моря

в зависимости от сезона года

(1 – Бугрино; 2 – Малые Кармакулы, 3 – Амдерма).

Рис. 12. Изменение оправдываемости прогнозов колебаний уровня моря

в зависимости от сезона года



(1 – Бугрино; 2 – Малые Кармакулы, 3 – Амдерма).

Список литературы


  1. Ашик И.М. Численные расчеты и прогнозы колебаний уровня моря и сплоченности льдов в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском // В сб. Научные результаты экспедиции ЛАПЭКС-93. – СПб.: Гидрометеоиздат.- 1994.-С. 199-209.

  2. Ашик И.М. Численные расчеты и прогнозы колебаний уровня, течений и дрейфа льда на шельфе морей Западного сектора Арктики. // Навигация и гидрография.- № 4.-1997.- С. 85-93.

  3. Ашик И.М. Обеспечение морских операций и работ на шельфе арктических морей России морскими гидрологическими прогнозами // В сб. докл. Четвертая Российская научно-техническая конференция «Современное состояние, проблемы навигации и океанографии», 6-9 июня 2001 г.- СПб.: Т. 2.-С. 274-278.

  4. Ашик И.М. Технология обеспечения работ на шельфе арктических морей России морскими гидрологическими прогнозами. // В сб. Рефераты докладов. Пятая международная конференция “Освоение шельфа арктических морей России RAO-01”, 12-15 сентября 2001 г.- СПб.: 2001.

  5. Ашик И.М. Краткосрочные и среднесрочные морские гидрологические прогнозы для акватории Северного Ледовитого океана и его окраинных морей. // В сб. Тезисы докл. Научной конференции по результатам исследований в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений природной среды в государствах-участниках СНГ, посвященная 10-летию образования Межгосударственного совета по гидрометеорологии, Санкт-Петербург, 23-26 апреля 2002 г., Гидрометеоиздат, СПб.: 2002.- С. 155-160.

  6. Корт В.Г. Непериодические колебания уровня воды в Арктических морях и способы их прогноза. // Тр. ААНИИ.- 1941.- Т. 175. - 103 с.

  7. Мустафин Н.В. Методика прогноза сгонно-нагонных колебаний уровня для арктических морей. // Тр. ЦИП.- 1965.- Вып. 142.- С. 86 - 93.

  8. Наставление по службе прогнозов. Ч.III, раздел 3 - М.: Гидрометеоиздат.-1981.

  9. Прошутинский А.Ю. Колебания уровня Северного Ледовитого океана. - СПб.: Гидрометеоиздат.- 1993.- 216 с.

И. М. Ашик Численный гидродинамический метод прогноза колебаний уровня в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей

Численный гидродинамический метод прогноза колебаний уровня в юго-восточной части Баренцева и юго-западной части Карского морей

171.34kb.

02 09 2014
1 стр.


Инвестиционный паспорт

Красногорский район расположен в юго-восточной части Алтайского края. На севере его территория граничит с. Солтонским районом, на западе с Бийским и Советским районами, на юго вост

966.22kb.

15 10 2014
6 стр.


Памятка туристу, выезжающему в Румынию

Румыния расположена в юго-восточной части центральной Европы. На севере она граничит с Украиной, на востоке с Республикой Молдова и Украиной, на северо-западе с Венгрией, на юго-за

40.3kb.

08 10 2014
1 стр.


«ист-сервис»

Расположение: в юго-западной части Крыма между Севастополем и Евпаторией в Бахчисарайском районе п. Песчаное, на самом берегу моря

17.8kb.

26 09 2014
1 стр.


Способы обработки почвы и дозы удобрений при выращивании эспарцета в плодосменном севообороте юго-западной части центрально-чернозёмной зоны
391.81kb.

25 12 2014
3 стр.


В. И. Копнин, С. А. Константинова

Геологическая ситуация в юго-восточной части первого березниковского калийного рудника: соотношение тектонических, экзогенных и техногенных процессов

53.62kb.

04 09 2014
1 стр.


Природные условия юго-восточной части западно-сибирской равнины

Общие особенности изменения климата и ландшафтов в позднем плейстоцене и голоцене

202.3kb.

17 12 2014
1 стр.


Асеан и международные отношения в юго-восточной азии

Работа выполнена в Центре исследований Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоковедения Российской Академии наук

393.08kb.

10 09 2014
2 стр.