Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Содержание

Введение


І. Туризм и услуги туризма

1.1. Понятие туризма и туриста

1.2. Роль и виды транспортных услуг в составе туризма

1.3. Пешеходные виды перемещений человека в пространстве

ІІ. Рекорды в пешем перемещении и мускульная сила человека

2.1. Рекорды в паломничествах в России и за рубежом

2.2. Методология пешеходных маршрутов

Заключение

Список использованных источников

Сноски ссылки должны быть в тексте в квадратных скобках а не с внизу. Весь материал из Биржакова,нужно добавить и других. Года такие как 2000 2001 убрать из курсовой так как они устаревшие. Таблица со старыми данными лучше убрать еë. В первой главе немного в начале добавить истории. И обзязательно в содержании сделать пункт выводы по первой главе ,выводы по второй главе. Литературы не менее 30 источников.



Введение

Человек — непоседа по своей природе, ему свойственно путешествовать, искать приключения, открывать для себя новое, познавать неизведанное, периодически временно менять место пребывания. Он в намеченных целях путешествия покидает место своего постоянного проживания и направляется в другие местности, страны, континенты, преодолевая равнины, реки и моря, горы и океаны. Испокон веков люди добивались права свободы выбора направления путешествия и способа передвижения -актуальность.

Свобода перемещения и передвижения является фундаментом свободы путешествия, ибо ясно, что нет перемещения — нет путешествия. Свобода передвижения признается во Всеобщей декларации прав человека, в Международной конвенции по гражданским и политическим правам (1966), в Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), а также эти права закрепляются в национальном законодательстве многих стран мира в качестве важного элемента развития человеческой личности. Свобода передвижения записана как право человека в России в ст. 27 Конституции.[3]

Эта свобода необходима человеку для участия в путешествиях, для гармоничного развития туризма и сообщества. Туризм в XX веке стал уникальным явлением и феноменом столетия, доступным видом деятельности и прочно вошел в жизнь многих сотен миллионов людей1. Это явление вызвано к жизни реальной возможностью свободного перемещения людей от их места постоянного проживания и работы — в другие местности и страны. Залогом этого являются отсутствие глобальных военных конфликтов, политическая и экономическая стабильность, рост благосостояния населения и безопасности.

После Второй мировой войны цивилизованное сообщество пережило несколько фаз своего развития — человек сначала стал прилично питаться, затем приобрел одежду, построил жилище и купил автомобиль, а затем стал путешествовать. Это также результат воздействия многих факторов, но прежде всего — развития сферы туристских услуг, работ по обеспечению и сопровождению процесса потребления туристских услуг, а также торговли, которые созданы для удовлетворения потребностей, возникающих в результате перемещений огромных туристских потоков важнейший этап работ и услуг, присутствующий в любом туристском или ином путешествии — перемещение в пространстве, а перемещение в пространстве.

Суть любого путешествия, в том числе начало и конец. Для этих перемещений человек использует либо свои собственные возможности (мускульные силы) — идет пешком, плывет — или использует помощь своих братьев меньших — животных. Гений человека пошел дальше, и им придуманы многие тысячи различных способов и технических средств, помогающих ему перемещаться в пространстве по земле, под землей, по воде и под водой, и даже в воздухе и космосе.2

Уникальная и бессмертная формула туризма и перевозки знакома всем и определена в веселой и милой детской песенке, которую каждый из нас напевал, сидя на коленке у родителей, вместе с ними:

Мы едем, едем, едем в далекие края, хорошие соседивеселые друзья.

Этап перевозки (перемещения) один из важнейших в организации туризма. Как начнешь, так и кончишь, гласит народная мудрость, а путешествие всегда начинается и заканчивается этапом перевозки. Планирование, организация и сопровождение этого этапа туристского путешествия — суть совокупной деятельности туроператоров и перевозчиков. В одних случаях перевозка — это способ достижения места назначения, где будет совершаться основная фаза путешествия (отдых, развлечение и другое). В других собственно перевозка и есть путешествие, а средства перевозки являются местом ночлега. Средства перевозки могут не только служить для транспортировки туристов и путешественников и их багажа из одного места в другое, а также быть средством развлечения, спорта, предметом музейных коллекций, моделирования, предметом торговли.

Каждый способ перемещения и метод использования транспортных средств пригоден для формирования туристского продукта и туров по принадлежности их направленности, цели и местоположения дестинации и является предметом туристской деятельности. Перевозка может составлять суть туристского бизнеса или являться важной составляющей. В конце каждой главы (или раздела) книги приводятся возможные варианты туристского продукта, основанные на применении данного способа передвижения и технических средств. Но люди не останавливаются на достигнутом и этот процесс непрерывно совершенствуется и развивается.

Цель- Перемещение человека в пространстве с помощью различных средств.

Задачи:

- рассмотреть понятие туризма и туриста;



-изучить роль и виды транспортных услуг в составе туризма;

- рассмотреть пешеходные виды перемещений человека в пространстве;

-изучить рекорды в паломничествах в России и за рубежом;

- рассмотреть методология пешеходных маршрутов.

І. Туризм и услуги туризма

1.1. Понятие туризма и туриста
Путешествие — перемещение людей во времени и пространстве, а человек, совершающий путешествие, независимо от целей, направлений и используемых средств передвижения, временных промежутков — именуется путешественником. Далее, в зависимости от особенностей путешествия, можно именовать самого путешественника — пешеходом, наездником, гребцом, яхтсменом, мореплавателем, космонавтом, бизнесменом, натуралистом и т. д. до бесконечности — соответственно цели, направлению путешествия, виду средства передвижения и иным характеристикам, имеющим существенное или даже несущественное значение.3

Путешествия и туризм travel & tourism — два неразрывно связанных понятия, которые описывают определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и множество другого. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обособливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, — временное перемещение человека1 в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

Для отдельных индивидуумов, групп и целых народов путешествие — образ жизни, установившийся веками и вызванный климатическими особенностями местности проживания или обстоятельствами. К таким, например, относятся кочевые племена — белунджи, бедуины, а также цыгане, беженцы, вынужденные переселенцы и другие. Кочевники вместе со стадами животных ежегодно перемещаются по мере освоения пастбищ, причем их не останавливают даже границы государств. Белунджи постоянно мигрируют из Пакистана в Афганистан и обратно сообразно изменению климата и состоянию пастбищ для скота. Многие путешествуют в поисках работы. Тысячи сезонных сельскохозяйственных рабочих перемещаются из местности в местность ежегодно по мере сбора урожая с юга на север США, причем значительная часть их приходит из соседней Мексики. При определенных условиях организации и осуществления путешествие может предусматривать пользование туристскими услугами, предоставляемыми организаторами туризма и предприятиями туристской индустрии.

Туризм — частный случай путешествий, однако имеет четкие отграничения из общности, строго определенные характеристики. Известно множество определений туризма в понятийном смысле, и, разумеется, человек совершающий или участвующий в туристском путешествии, туристской поездке, походе индивидуально или в группе, именуется в общем случае туристом. В отличие от путешествий, туризм — категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики, в довершение всего обладает дуализмом внутренней природы явления.

Туризм это:

(а) особый массовый род путешествий с четко определенными целями туризма, совершаемых собственно туристами, т. е. деятельность самого туриста, и

(б) деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий — туристская деятельность. Эта деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.[4]

Рассмотрим определения туризма и туриста.



Туризм — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой из источника в посещаемом месте.

В теории туризма, применительно к российским условиям, определение туриста в полном виде выглядит следующим образом.



Турист — потребитель тура, туристских услуг или, обобщенно, туристского продукта — временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более двенадцати месяцев в течение календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью в месте временного пребывания, оплачиваемой из местного источника.[6]

Из приведенного выше определения следует, что фактор временного перемещения с постоянного местожительства в другую местность или страну (и возвращения обратно через установленный промежуток времени) является центральным или обязательным. При отсутствии фактора перемещения путешествие или туризм не возникает. Туризм как явление неразрывно связан с процессом организации перевозки и использованием технических средств. В силу определения продолжительности минимального (24 часа) и максимального (не более 6 месяцев подряд) сроков пребывания в дестинации, критерия удаленности места постоянного проживания, возникает необходимость интенсификации процесса перемещения или использования средств эффективных перевозок. Полное и подробное толкование понятий туризма приведено в книге «Введение в туризм».

До эпохи научно-технического прогресса в XIX и XX веках путешествия длились годами и даже десятилетиями. Современные транспортные средства позволяют людям преодолевать гигантские расстояния достаточно быстро. На космическом корабле Юрий Гагарин облетел вокруг Земли за один час. Человек совершил путешествие на Луну, и это заняло несколько дней. Сверхзвуковой воздушный лайнер «Конкорд» был способен доставить туристов в течение нескольких часов на любой континент. Быстроходные пассажирские морские катамараны преодолевают Атлантический океан в течение двух суток. На автомобиле за 6 месяцев можно без труда объехать все континенты. Скоростные железнодорожные поезда двигаются по магистралям со скоростью до 350 км в час.

С начала эпохи научно-технического прогресса в сфере перевозок наступила эра туризма, причем не для единиц и десятков, а для миллионов жителей нашей планеты.

Наибольшей активности развитие туризма достигло во второй половине XX века именно с созданием широкофюзеляжных воздушных пассажирских лайнеров, способных осуществлять масштабные дальнемагистральные перевозки на большие расстояния и через океаны. Сегодня туризм стал истинно массовым явлением, и в туристских путешествиях ежегодно принимают участие приблизи- ельно 700 млн. человек. А если учесть, что на планете Земля проживает 6,4 млрд. человек5, то количество путешествующих впечатляет.

В сферу туризма вовлекается огромное количество денежных ресурсов, создается большое количество рабочих мест, туризм во многих странах стал важной отраслью экономики и оказывает значимое влияние на политику.

По данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО), туризм в мире занимает 8% экспорта в целом и 37% среди экспорта услуг. [6]

Таблица 1.




Динамика прибытий в международном туризме

год

кол-во туристских прибытий, млн. чел.

доход, млрд.USD

1960

70

7

1970

166

18

1980

287

105

1985

327

117

1990

458

266

1995

564

399

1998

635

439

2000

700

700

2002

730

480

2010 (прогноз)

1006

1550

2020 (прогноз)

1561

2000




Источник: UN World Tourism Organization

Всемирная туристская организация обнародовала данные по туристским прибытиям за 2004 год. Согласно отчету, значительно возросла популярность азиатских направлений, которые на этот раз сильно потеснили многолетних лидеров туриндустрии, в частности Италию. Впервые в десятку туристских направлений вошел Гонконг. А Китай занял четвертое место, ранее принадлежавшее Италии. Китай полностью восстановился после эпидемии атипичной пневмонии и показал в 2004 году рост 27%. 42 млн. прибытий — абсолютный рекорд этой страны, таких цифр у Китая еще не было. В Италии, наоборот, зафиксирован более чем 6-процентный спад: число прибытий составило здесь 37,1 млн. человек.

Лидирующие позиции по количеству туристов, согласно данным Всемирной туристской организации, по-прежнему удерживает Франция. Это самая посещаемая страна в мире — в 2004 году здесь зафиксировано 75,1 млн. прибытий, это на 0,1% больше, чем в 2003 году. На втором месте — Испания с 53,6 млн. прибытий. Поток сюда растет равномерно каждый год — примерно на 5%. За Испанией идут США — у них 46,1 млн. прибытий, что свидетельствует о восстановлении привлекательности Америки как туристского направления после событий 11 сентября 2001 года. Рост по сравнению с 2003 годом составил 12%.

Затем, в порядке убывания идут: Великобритания — 28 млн. (+12%), Гонконг (Китай) — 22 млн. (+ 40%), Мексика — 20,6 млн., Германия — 20,1 млн. прибытий.

По показателям доходности международный туризм опережает многие другие отрасли. ЮНВТО приводит следующие данные по 1998 году:

В общности путешествующих мы выделим тех, кто путешествует с целями туризма. Установим фактор дальности перемещения от места постоянного проживания и ограничим время путешествия, как минимальное, так и максимальное, исключим занятость оплачиваемой деятельностью из местного источника. И именно этих индивидуумов, отвечающих указанным критериям, будем в дальнейшем именовать туристами.[7]

Экскурсанты отличаются от туристов только тем, что не берут ночевку в месте посещения. Этот принцип исходит из экономических мотивов. Формально, согласно определению, турист, посещающий местность на короткий промежуток времени с экскурсионными целями, например, для осмотра достопримечательностей, не является туристом для данной дестинации, поскольку не берет ночевку, но остается туристом в общности для региона прибытия с целями туризма. Этот парадокс трансформации посетителя из одной категории в другую — экономический феномен, имеющий важнейшее значение для туристской статистики и регионального планирования туристской деятельности. В категорию экскурсантов попадают местные жители и другие путешествующие, проявившие любознательность к достопримечательностям и другим объектам туристского интереса. Туристы из Санкт- Петербурга, прибывшие на однодневную экскурсию в Великий Новгород6, относятся к категории экскурсантов, а туристы из Москвы, прибывшие в Новгород с ночевкой, относятся к категории туристов — Москва по критерию длительности перевозки по маршруту Москва - Великий Новгород - Москва находится за пределами экскурсионного дня.

В экстремальном и самом древнем варианте путешествия совершаются пешком. Пешие маршруты сегодня составляют немалую часть в экскурсионных и туристских программах, однако достаточно далеко пешим образом ходят лишь единицы, например, с целью быть занесенными в книгу Гиннеса, быть упомянутыми в средствах массовой информации или удовлетворить собственное тщеславие (или с иными целями, весьма отдаленными от классических целей туризма).

В настоящем задача у туриста — в кратчайший срок прибыть к месту или в страну путешествия и совершить это путешествие по данному туристскому цензу.

3 Расстояние от Санкт-Петербурга до Великого Новгорода составляет 220 км, что при любых погодных условиях находится в пределах экскурсионного дня с перевозкой автомобильным или железнодорожным транспортом туда и обратно. [5]

Этап перевозки на международных туристских маршрутах — достаточно нервный для туриста, он обычно многократно сопровождается таможенными, пограничными, фискальными и санитарными формальностями, досмотрами багажа, иногда личным досмотром, которые пугают, раздражают туриста, мешают ему настроиться на желанный отдых и процесс получения удовольствия . К тому же на этом этапе имеет место определенный дискомфорт, связанный с переноской багажа, неудобствами сидения в транспорте, непривычными условиями (тряска, подъем или снижение, торможения и изменение динамики движения, стесненность и другие), которые часто вызывают осложнения в силу непереносимости взлета и посадки, качки, высоты и других ощущений и их последствий, неблагоприятно сказывающихся на состоянии самочувствия пассажира. Посему, в общем случае, турист склонен стремиться минимизировать время перемещения на условиях предоставления определенного комфорта, адекватного расходам.
1.2. Роль и виды транспортных услуг в составе туризма
Перемещения человека в процессе путешествия разделяются на:

■ активные — с помощью мускульной силы человека: пешеходные, скалолазание, альпинизм, велосипедные, плавание, гребля и другие;

■ пассивные — с помощью различных устройств, движимых механическими или иными приводами.

Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Прежде всего, это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер, перевозка туриста к объекту назначения (например, от аэропорта к отелю), транспортные услуги на месте, например, экскурсионные. Следует указать существенный характер и значимое место услуги в составе туристского продукта, не предоставление перевозки услуги или предоставление услуги ненадлежащего уровня и состава может лишить туристский продукт его основных свойств и в крайнем (экстремальном) случае прекратить его в отношении данного потребителя или группы потребителей. Если в туре на морской курорт не будет осуществлен этап перевозки туриста в дестинацию, то тур не состоится. Если по вине организаторов не будет осуществлен плановый этап перевозки туриста обратно, то тур состоялся с неполным предоставлением услуг и потребитель получает право требования возмещения убытков.

В процессе генерации и потребления услуги участвуют самые разнообразные средства и применяются множественные методы и способы перевозки.4

Средства перевозки также могут служить:

■ местом размещения (ночевки) — круизные суда, туристские поезда, спальные автобусы — услуга размещения;

■ объектом развлечения — зрелищные мероприятия, катание в целях развлечения, спортивные соревнования, шоу и выставки — услуга развлечения;

■ объектом товарной покупки — натурные образцы, модельные экспонаты

— покупки;

■ индивидуальным транспортным средством — прокат автомашин, фрахт яхт и т. д. — услуга проката или фрахта.

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть (а) включено в состав тура (путевки, ваучера), (б) зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за плату на месте, (в) турист может самостоятельно купить такие услуги на месте пребывания . Спутно — средства перевозки могут выступать товаром, объектом аренды (проката), объектом и средством аттракции и т. д. и участвовать в генерации особенных видов туристского продукта, отличных от собственно перевозки. Мероприятия, основанные на средствах перевозки, могут быть положены в основу туристского продукта или быть главной целью туристской поездки, например тур в Монте-Карло на автомобильные гонки «Формулы-1».

Последующие предметные главы монографии заканчиваются кратким обобщением основных видов туристского продукта, основанного на услуге перевозки и/или транспортных средствах, прямо или опосредованно участвующих в генерации туристского продукта. Перечисление не является избыточным и может быть дополнено и расширено. Время активно движется в одну сторону, проявляются новые свойства, методы и способы генерации туристских продуктов, отвечающие духу времени, потребностям туристов и возможностям научно-технического прогресса. Создаются новые виды услуг, основанные на неизвестных ранее технических средства и методах.

1.3. Пешеходные виды перемещений человека в пространстве
Самым примитивным способом передвижения человека в пространстве во все времена всех известных земных цивилизаций было, есть и останется на достаточно долгое время - хождение по суше на «своих двоих», т. е. пешком. Поэтому туристы до определенного времени прочно ассоциировались с человеком с рюкзаком, а странник — с сумой и посохом. Люди ходят в одиночку, вдвоем, малыми и большими группами.

Истоки туризма так или иначе лежат в паломничестве — хождении к Святым местам. Причем некоторым паломникам приходилось ходить достаточно далеко . Служители культов стремились не только максимально расширить ареал распространения своей идеологии и принципов культа или религии. Необходимость воздействия единовременно на возможно большие массы верующих и экономические начала привели к концентрации обрядов и церемоний в религиозных центрах. Стали создаваться культовые сооружения и храмовые комплексы, к которым должны были стекаться приверженцы и последователи культа для коллективного отправления обрядов и участия в зрелищных мероприятиях, свойственных именно этому культу, в жертвоприношениях, казнях и коллективных празднествах. Языческие обряды на местах запрещались и преследовались. Последовательно проводилась идея коллективного присутствия на избранных местах. Здесь строились грандиозные храмы и молельные места, площади для церемоний, поражающие своей грандиозностью, масштабностью и величием даже современников. [10]

Путешествия, которые обязывались вероучением совершить к святым местам, иногда составляли до тысячи километров и более. Глава местной мусульманской общины и король африканского государства, находившегося на западных берегах центральной Африки, Мунса Манса, совершил хадж в Мекку. Ему с караваном и огромной свитой пришлось пересечь пустыню Сахару (туда и обратно). Путешествие в общей сложности составило 13 тыс. км. Значительная часть сопровождающих прошла этот путь пешком. Однако основная причинная и организационная основа, перешедшая затем в принципы туризма, была всегда неизменной — человек должен прибыть, совершить обряд и принести дары (жертвы), принять участие в церемонии и затем через положенное время уйти обратно на место своего постоянного проживания. В общем случае он должен был принести дары, купить обрядовые предметы, получить кров и пищу, проводника и охрану. Такое действо, положенное в основу всех массовок и совершаемое периодически с глубокой древности, давало и дает сегодня рабочие места местному населению (проводники, охрана, размещение, питание, ремесленничество) и обеспечивает сбор немалых материальных и финансовых средств организаторам мероприятий, решает серьезные проблемы идеологического плана.

Паломничество обрело много последователей. [8] Оно имеет место в различных конфессиях и даже в политических учениях и культурных традициях. Значительная часть верующих совершает ход единолично по своим убеждениям, некоторые исполняют поручения общин. Сформировался особый класс паломников по найму, т. е. людей, для которых путешествие в паломнических целях стало не только способом личного самовыражения и достижения духовных целей, а образом жизни и способом заработка и существования.

Кроме паломничества имеет место интерес и насущная потребность познания окружающей местности и природы в поисках пастбищ, сбора трав, съедобных грибов и ягод, растений, охоты, разведки и добычи природных ископаемых, расширения и освоения новых земель и пространств. Человек всегда исследовал, изучал и осваивал окружающие ближние и дальние территории, совершал географические открытия. Однако не каждому удается пройти намеченный путь, лишь отдельные индивидуумы обладали страстью путешествий и вошли в историю своими беспримерными подвигами.

Великий арабский путешественник Ибн Батутта прошел все страны Востока, его путешествие длилось двадцать пять лет и он преодолел преимущественно пешком 130 тыс. км. Афанасий Никитин, совершил путешествие в Персию и Индию в 1471-1474 гг., которое описал в произведении «Хождение за три моря». Перечень известных путешественников достаточно велик, и их имена вписаны в историю нашей цивилизации. Значительная часть этапов походов и путешествий была пешеходной, а людей, участвующих в этой деятельности, стали называть первооткрывателями, первопроходцами и пионерами. Постепенно вырабатывались методы и способы выживания на природе, ориентирования на местности, составления заметок с описанием земель, природы и животного мира, народов, населяющих исследуемые территории, карт, рисунков. Многие путешествовали в поисках лучшей доли, заработка, нахождения новых мест проживания. Особым типом путешествующих были молодые люди — студенты, странствующие в целях обучения в университетах религиозных и культурных центров. [2]

Следует отдать дань справедливости воинам всех времен. До изобретения грузовиков, бронетранспортеров и самолетов значительная часть участников военных походов преодолевала расстояния в пешем строю. Войско Александра Македонского прошло путь более 10 тыс. км. Интересно отметить, что кроме собственно воинских свершений экспедиции выполняли и исследовательские цели, проводилось изучение природы, составлялись карты и описания местностей. Не менее внушительны восемь средневековых крестовых походов, в которых принимали участие не только взрослые воины, но даже и подростки. Так было в древние времена и средние века, и войны XX века не явились исключением. Военные походы сами по себе имеют слабое отношение к туризму, однако туризм к военному делу — в определенных условиях — прямое.

По мере освоения и обустройства территорий, пешеходные походы на природу, в соседние местности и другие страны превратились из способа решения проблем жизненной необходимости в удовольствие и развлечение в свободное время. Наличие последнего и определило фазу формирования и становления путешествий в целях туризма. В обжитых регионах изучение своего края стало обязательным предметом школьных программ. Гимназисты и школьники под руководством учителей и наставников совершали экскурсии на природу, собирали растения и образцы горных пород, составляли карты местности и дорог. Энтузиасты походов образовывали туристские клубы, путешествия стали обязательной образованной частью общества, интеллигенции, журналисты и писатели стали издавать тематические журналы и записки о путешествиях. Пешеходные экскурсии и походы преобразовались в образ жизни, метод оздоровления и обрели глубокую познавательную роль. В 1965 г. в СССР 40 млн. человек приняли участие в туристских походах и экскурсиях, организованных по линии профсоюзов. [9]

Физические возможности человека в пешем перемещении

Физически крепкий человек способен идти по достаточно ровной местности без существенных препятствий со скоростью до 5 км в час. При этом он может нести определенный груз (пожитки, продовольствие, туристское снаряжение и другое)

— от 50 до 100 кг. Для этой цели используются специальные заплечные мешки

— рюкзаки — весьма сложных конструкций, позволяющих удобно распределять груз на спине.

Паломники или странники пешком преодолевали большие расстояния. Из ранних российских паломников, документально известных истории, следует упомянуть игумена Даниила, совершившего паломничество в Афон и на Святую Землю в 1106-1108 гг. и подробно описавшего увиденные земли и народы. Паломнические путешествия иногда принимали массовый характер. В 1299 г. в Рим к сроку празднования очередного 100-летнего юбилейного года пришло до 350 тыс. паломников христиан.

Случившееся потрясло отцов церкви. Как оказалось, они не ожидали такового массового прибытия паломников. Положительный исход и достигнутые идеологические и экономические выгоды достигнуты на традициях праздновании 100-летия (юбилейного года) в римско-католической церкви, о том, что паломники, прибывшие в срок празднования юбилея в Рим и совершившие обряды, получат вечное отпущение грехов. Учитывая уровень состояния перевозок того времени, можно уверенно утверждать, что значительная часть паломников прибыла в Рим пешком. Подвижность населения в средние века была весьма велика, путешествовали все: студенты, паломники, торговцы и воины, музыканты, наемные работники и грабители. Известно, что Иоганн Себастьян Бах совершил пеший переход на расстояние 340 км в другой культурный центр для того, чтобы послушать знаменитого органиста Дитриха Букстехуде..[10]

Пешие ближние и дальние путешествия совершались во все времена и совершаются в наше время, в том числе и в целях установления рекордов . Первым путешественником, который целенаправленно обошел пешком весь мир, можно считать Джорджа Шиллинга. Он совершил беспримерную кругосветную «прогулку», которая заняла несколько лет — с 1897 г. по 1904 г. Рекорд пешеходного тура вокруг земли повторил Дэвид Кюнст (США). В 1970-74 гг. он совершил четырехлетний переход, сносив в процессе путешествия 21 пару ботинок. Джордж Мииган прошел пешком оба американских континента от Огненной земли до северной оконечности Аляски (Prudhoe Bay). Его путь составил более 30 тыс. км и занял более 2420 дней. Аргентинец Перейра путешествовал 10 лет пешком по пяти континентам в 1968-78 гг. и прошел путь длиной 47600 км. Очень оригинально свадебное путешествие совершить пешком с рюкзачками через США от одного океана до другого. Именно так и поступили Петер и Барбара Дженкинс. После обряда бракосочетания они вышли из Нового Орлеана в 1976 г. и совершили «медовую» прогулку walk across-country протяженностью 3200 км к берегам Тихого океана через всю страну до г. Флоренсе. До встречи со своей будущей супругой в 1975 г. господин Петер совершил легкую прогулку от Нью-Йорка в Новый Орлеан. Свои впечатления о путешествии и уникальные фотографии им удалось опубликовать в журнале National Geographic , причем дважды — в 1977 и в 1979 гг.

ІІ. Рекорды в пешем перемещении и мускульная сила человека

2.1. Рекорды в паломничествах в России и за рубежом
В России, отличающейся своими бескрайними просторами и безграничными возможностями путешествий, известны также неоднократные факты совершения пешеходных походов из Владивостока в Москву. Возможно, что неторопливо гулять вокруг земли проще, чем каждый день доить корову или стоять у домны, рожать и кормить детей. Эта мысль впервые пришла отцам церкви, и они решили ограничить паломничество, введя институт благословения, т. е. разрешения индивидуумам или группам на паломнический ход высшего иерарха церковной власти. В России в расцвет идей паломничества на Святую землю в XIX веке лицам, решившим приобщиться к таковому, выдавался специальный паспорт паломника, при этом не всем желающим, а только тем, у которых было в наличии не менее 150 рублей серебром. [11]

Страсть к спортивным рекордам и удивительным деяниям подвигает человека на совершение весьма странных поступков. Подавляющая часть человечества предпочитает естественный способ передвижения — на ногах и лицом вперед. Но отдельные индивидуумы культивируют ходьбу на руках. Иоханн Хурдингер в 1900 г. прошел на руках примерно 1400 км за 55 дней. Он передвигался ежедневно по 10 часов, преодолевая 2,5 км в час, таким необычным образом ему удалось пройти путь от Вены до Парижа. Есть примеры ходьбы спиной вперед. Именно так Пленни Винго прошел 12800 км в 1931-32 гг. Он совершил путешествие из Санта Моники (Калифорния, США) в Стамбул (Турция), причем шел таким оригинальным образом ровно полтора года. Движение ползком еще более экзотично. Оно было популярно у фанатичных паломников, которые в средние века совершали путь в таком положении от Хайфы до Иерусалима (примерно 60 км) к храму Гроба Господня. В наше время такой энтузиазм самовыражения ограничивается пределами стен Иерусалима. Самый длинный маршрут, преодоленный ползком, 1400 км. Этот подвиг совершил в 1985 г. Джагдиж Чандр, он прополз это расстояние между городами Алигарх и Джамму в Индии, посвятив свое путешествие богине Маты. Другим известным достижением признается «ползок» двух британцев в 1992 г. в Шотландии по дорожке стадиона (более 114 кругов общей протяженностью 50 км).

Некоторые индивидуумы обладают способностью передвигаться пешком быстрее других и выносливостью к длительным переходам. Представители отдельных племен из Мексики способны совершать безостановочные переходы до 275 км, такие же способности проявляют некоторые африканские племена. Их представителей традиционно использовали как скороходов или курьеров (гонцов) для доставки сообщений (стало быть — почты). Поскольку все правители от мелкопоместных царьков до фараонов и монархов ценили и понимали важность оперативной информации, то скороходы содержались при всех монарших дворах. [11]

Способы и методы скоростной ходьбы шлифовались веками и легли в основу соревнований по спортивной ходьбе . Скороходы передвигаются с большой скоростью — до 11 км в час. Особой выносливостью отличаются представители некоторых африканских племен. Тем не менее, именно француз Гарисоньян в 1982 г. прошел 8 км со скоростью 11,3 км в час. Самый протяженный маршрут для скоростной ходьбы составляет 4813 км.

Бег — весьма популярный способ передвижения человека с древности. В античности специально содержали бегунов для доставки почты и срочных сообщений. Возможен вариант преодоления намеченного маршрута бегом, если позволяют силы и выносливость. Чаще всего бег используется в целях оздоровления или в соревнованиях на различные дистанции. Некоторые массовые марафонские забеги проводятся ежегодно и привлекают до нескольких тысяч участников единовременно, такое массовое действо любят наблюдать зрители и туристы. Отдельные индивидуумы способны к продолжительному бегу. В Древней Греции это занятие было доведено до совершенства, дошло до наших дней как марафонский бег на длинные дистанции и включено в программу Олимпийских игр. Проводятся специальные соревнования бегунов-марафонцев на сверхдлинные дистанции. Самый длинный пробег составляет несколько более 5890 км от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса (США). Дистанция преодолена за 79 дней 525 часов 57 минут, средняя скорость 11,20 км в час.

Возможности мускульной силы человека не исчерпаны. В США ученые университета Корнелла создали математическую модель и обнаружили третий эффективный способ передвижения человека — между ходьбой и бегом. Этот способ, которым в реальном мире, похоже, не пользуется ни один человек, назван «маятниковым бегом». При этом способе бега обе ноги не могут одновременно касаться земли, но каждая из ног пребывает на земле достаточно долго, чтобы проявилась, свойственная ходьбе особенность двух «пиков силы» — «приземление» и толчок. При обычном беге существует всего один «пик». Возможная причина, по которой большинство из нас не пользуется «маятниковым бегом», — человек пока не нуждается в таком способе передвижения.

Использование специальных методов перемещения с помощью рук и ног одновременно позволяет преодолевать сложные препятствия, например, в горном туризме, скалолазании, альпинизме, спелеологии. Преодоление различных препятствий осуществляется также с помощью веревок, канатов, крючьев, навесных переправ и т. д.

Отдельные индивидуумы имеют особую склонность к лазанию не только по горам и скалам, но и стенам зданий, за что получили прозвище люди-пауки. У них есть в жизни фетиш — покорение стен небоскребов, и с этой целью без каких- либо приспособлений они, чаще всего в одиночку, а иногда и группами, взбираются на самые высокие здания мира, причиняя массу хлопот полиции и службам безопасности, поскольку имели место случаи и криминального характера. [12]

Французский скалолаз Ален Роббер, который имеет титул человека-паука, собирался забраться на один из небоскребов г. Хьюстон (США), но был схвачен полицией на подходе к зданию. Если бы «человек-паук» начал восхождение, то поймать его было бы почти невозможно. Он уже неоднократно демонстрировал удивительную способность изменять направление движения, если видел, что в одном из окон высотки его поджидает полиция. Роббер покорил более 30 небоскребов по всему миру, используя только силу и цепкость собственных рук. Среди завоеваний «человека-паука» — парижская Эйфелева башня, «Эмпайер Стейт Билдинг» в Нью-Йорке и небоскребы-близнецы Петронас в Куала-Лумпуре. Для того чтобы забраться на 62-этажный небоскреб высотой 283 м в Гонконге, Робберу потребовалось около часа.

Ограниченное перемещение в пространстве способом медитации освоено лишь йогами из удаленных районов Индии и то лишь по неуверенному описанию и расказам отдельных очевидцев.


2.2. Методология пешеходных маршрутов
Пешеходные маршруты совершаются на основе самодеятельного и организованного индивидуального и группового туризма. Суть одной части — пешеходные экскурсии в туристских центрах, другой значительной части — путешествия на природу, в национальных парках.

Методология пешеходных маршрутов и туров — стратегия и тактика походов и их организация — отработана временем до совершенства. Это, прежде всего, отработка маршрута и разрешительной документации, регистрация маршрута, детальное планирование переходов, остановок для отдыха и питания, решение проблем ассортимента и веса переносимого багажа и провизии, рационального питания, а, если необходимо, то медикаментов, оружия и боеприпасов. Решаются проблемы обеспечения информацией — картами, схемами, описаниями маршрутов. Составляется перечень и методология преодоления препятствий, методов и способов ориентирования на местности по карте и без карты, по компасу, без компаса, по солнцу, часам, по местным предметам, топографическим знакам. Решаются проблемы обеспечения безопасности путешественников и туристов, контрольной связи со спасательными службами и службами наблюдения. Сейчас почти каждая группа берет с собой ОР8-навигаторы, позволяющие с наибольшей точностью определять координаты объектов и протяженность маршрута. [8]

В зависимости от назначения, продолжительности походов, местности и климатических условий отработаны нормы и интенсивность переходов, режимов отдыха, рекомендации устройства лагерей и привалов, простейших укрытий для ночлега, методы разжигания огня, добычи воды и другие. Активно используются апробированные методы преодоления (или обхода ) естественных препятствий, водных и грязевых пространств, болот, горных склонов и скал (подъем и спуск), карнизов, плит, щелей и расселин, ледовых и снежных склонов, осыпей и зыбучих песков, лесных массивов.

Планируются виды и ассортимент необходимого походного снаряжения и одежды, нормы, режим и виды питания (калорийность и виды продуктов, водносолевой режим, особенности питания при низких и высоких температурах). Избираются виды одежды и обуви, способы и методы защиты от непогоды, вредоносных микроорганизмов, насекомых, рептилий и диких животных, порядок действий в экстремальных ситуациях, средства оперативной связи, правила оказания первой помощи. Важный аспект — психологический климат в группе участников и наличие лидера-организатора похода. [8]

Чаще всего пешеходный туризм — это туризм для школьников в целях закрепления учебной программы, познания природы, изучения собственного края, освоения начал туристских походов, ориентирования, устройства бивуаков и даже обучения выживанию на природе. Активное участие в пешеходных маршрутах принимает молодежь, студенты. Большой вклад в становление методологии туристских пешеходных походов внесли первопроходцы, миссионеры, геологи и географы, путешествующие в силу профессии. Сегодня в век технической революции пешеходные маршруты используются преимущественно в оздоровительных целях, экскурсионных и познавательных, а также в рамках экологического туризма для посещения труднодоступных и нетронутых достижениями человеческой цивилизации уголков природы, например, в альпинизме, спелеологии, экологическом туризме. [12]

В самодеятельном туризме сильно клубное движение. Повсеместно туристы организуют туристские клубы, собирают дневники походов, обнародуют и обсуждают интересные туристские маршруты, разрабатывают рекомендации и правила проведения соревнований по категорийным туристским маршрутам, создаются общественные квалификационно-судейские комиссии и спасательные станции.

Плановый организованный туризм, несмотря на развитие средств перемещения и перевозки, и в настоящее время активно использует формы пешеходных маршрутов, чаще всего на отдельных этапах путешествий. На мировом туристском рынке пешеходные туры весьма распространены. Непал — уникальная и загадочная страна, которая известна всем как стартовая площадка для восхождения на высочайший пик планеты - Джомолунгму (Эверест), привлекает туристов возможностями экологического туризма и именно пешеходными турами — treking tours. Трекингтур — туристский пешеходный многодневный (до 10-14 дней) маршрут по предместьям гор с проводниками, ночевки на природе, красивые пейзажи, знакомство и встречи с уникальной природой и животным миром. Для состоятельных туристов рюкзачок туриста несут носильщики, места ночевок прекрасно оборудованы просторными комфортабельными палатками и туалетами, искусные повара готовят изысканную пищу. Туристу остается нести фотоаппарат или видеокамеру и совершать съемку красивых мест и ландшафтов. Главное в таком походе

— не наступить на змею или не отклониться от тропы, не потеряться в джунглях, не попасть тигру на обед. Но эти изыски для отдельных.

В общем случае, трекингтур совершается по проверенному маршруту с проводником. Туристы сами несут рюкзаки, спальные мешки, небольшие палатки, запас питания, медикаменты, сами готовят пищу. Туристу следует быть готовым перейти пропасть по узкому висячему мосту, преодолевать скалы и горные тропы, водные потоки и ущелья. Необходимы специальная одежда, обувь, и другое туристское оборудование, в том числе компас, карта, веревки, плоты.

Значительная часть снаряжения предоставляется на прокат на месте. Особое внимание уделяется сохранению экологии посещаемых мест. Пешеходный (трекинг) тур по экзотическим местам — дорогостоящее удовольствие и стоит от 400 до 2000 USD в зависимости от продолжительности объема услуг без учета расходов перелета в Катманду и обратно. Однако если рассматривать тур с восхождением на Аннапурну (8091 м), то продолжительность составит 42 дня и стоимость с учетом всех расходов на экспедицию и сопровождение достигает 3000-5000 USD. На такие туры с восхождением на высочайшие пики Гималаев очередь из желающих

- на три года вперед. Мировым лидером в организации трекингтуров является фирма Exodus. [12]

В России наибольшую известность имеет туристская фирма из Нижнего Новгорода - Team Gorky, способная организовать трекинг-тур в любую точку планеты. Например, восхождение на Аннапурну, стоимостью 1250 USD (без учета билетов Москва-Катманду-Москва).

Пешеходные этапы туров имеют место в так называемых кроссингтурах crossing tour — путешествиях через всю страну или континент с комбинированными способами передвижения на различных этапах. Известен туристский маршрут через Канаду — от Атлантики до Тихого океана. Значительная часть этапов пролегает через уникальные природные национальные заповедники, где туристы совершают продолжительные пешеходные переходы, посещая уникальные природные резервации.

Заключение
Путешествия и туризм travel & tourism — два неразрывно связанных понятия, которые описывают определенный образ жизнедеятельности человека. Это отдых, пассивное или активное развлечение, спорт, познание окружающего мира, торговля, наука, лечение и множество другого. Однако всегда при этом присутствует характерное действие, определяющее и обособливающее собственно путешествие от иных сфер деятельности, — временное перемещение человека в иную местность или страну, континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания.

До эпохи научно-технического прогресса в XIX и XX веках путешествия длились годами и даже десятилетиями. Современные транспортные средства позволяют людям преодолевать гигантские расстояния достаточно быстро. Страсть к спортивным рекордам и удивительным деяниям подвигает человека на совершение весьма странных поступков. Подавляющая часть человечества предпочитает естественный способ передвижения — на ногах и лицом вперед. Но отдельные индивидуумы культивируют ходьбу на руках. Иоханн Хурдингер в 1900 г. прошел на руках примерно 1400 км за 55 дней. Он передвигался ежедневно по 10 часов, преодолевая 2,5 км в час, таким необычным образом ему удалось пройти путь от Вены до Парижа.

Истоки туризма так или иначе лежат в паломничестве — хождении к Святым местам. Причем некоторым паломникам приходилось ходить достаточно далеко . Служители культов стремились не только максимально расширить ареал распространения своей идеологии и принципов культа или религии. Путешествия, которые обязывались вероучением совершить к святым местам- паломничества, иногда составляли до тысячи километров и более. Глава местной мусульманской общины и король африканского государства, находившегося на западных берегах центральной Африки, Мунса Манса, совершил хадж в Мекку. Ему с караваном и огромной свитой пришлось пересечь пустыню Сахару (туда и обратно). Путешествие в общей сложности составило 13 тыс. км. Значительная часть сопровождающих прошла этот путь пешком. Однако основная причинная и организационная основа, перешедшая затем в принципы туризма, была всегда неизменной — человек должен прибыть, совершить обряд и принести дары (жертвы), принять участие в церемонии и затем через положенное время уйти обратно на место своего постоянного проживания.

Использование специальных методов перемещения с помощью рук и ног одновременно позволяет преодолевать сложные препятствия, например, в горном туризме, скалолазании, альпинизме, спелеологии. Преодоление различных препятствий осуществляется также с помощью веревок, канатов, крючьев, навесных переправ и т. д.



Отдельные индивидуумы имеют особую склонность к лазанию не только по горам и скалам, но и стенам зданий, за что получили прозвище люди-пауки. У них есть в жизни фетиш — покорение стен небоскребов, и с этой целью без каких- либо приспособлений они, чаще всего в одиночку, а иногда и группами, взбираются на самые высокие здания мира, причиняя массу хлопот полиции и службам безопасности, поскольку имели место случаи и криминального характера

Список использованных источников


  1. Глоссарий терминов международного туризма. ПЕРЕВОЗКИ. В справ. «Туристские Фирмы», вып. 10 — СПб.: ОЛБИС, 2008. С. 35-142.

  2. Индустрия туризма и практика деятельности туристических агентов. Часть I. Travel & Tourism Management. Global Management & Technology, Inc. International Management Institute, NY, USA, 2009. — 208 с.

  3. Манильская декларация по мировому туризму. Манила, Филиппины, 27 сент. - 10 окт. 1980 г. Декларация А п. 4. В книге «Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса». — М.: Финстатинформ. 1998. С. 12.

  4. Азар В.И. Транспорт и туризм. — М.: Транспорт, 2007.271с.

  5. Артемьев С.П. Международные перевозки автомобильным транспортом. — М.: Транспорт, 2007.146 с.

  6. Бардин К.Б. Азбука туризма. — М.: 2009.87-95 с.

  7. Биржаков М.Б., Биржаков К.М. История туризма: Томас Кук и его роль в становлении туризма. В справ. «Туристские Фирмы», вып. 22 - СПб.: «Невский Фонд», 2010. С. 98-109 .

  8. Биржаков М.Б. Правовое регулирование паломничества: исторический аспект и современность. . В сб. «Туристские Фирмы» вып. 35. — СПб.: Невский Фонд, 2009. С. 280-287.

  9. Биржаков М.Б., Казаков Н.П. Безопасность в туризме. — СПб.: Изд. Дом ГЕРДА, 2009.376 с

  10. Гуляев В.Г. Туристские перевозки. — М.: Финансы и статистика. 2008. — 367 с.

  11. Грицкевич В.П. История туризма в древности. — СПб.: Издательский дом Герда, 2011.— 336 с.

  12. Линческий Э.Э. Психологический климат туристской группы. — М.: 2011.

  13. Мамедов А.А. Технологические системы обеспечения туристских услуг. — М.: ЦРИБ ТУРИСТ, 2008. — 81 с.

  14. Петров С.В., Шапкина К.Е. Планирование и организация транспортных путешествий.— М.: ЦРИБ. ТУРИСТ. 2007.539 с.

  15. Кіптенко В.К Менеджмент туризму –Б. М.-2012. 429с

  16. Arnold, James. All Drawn by Horses (David & Charles, 2009.54с

  17. Beaver Allan. Mind Your Own Travel Business. Vol 2. London. Barclays Merchant Services. 2012. 32-33 с.

  18. Behrend, George. Luxury Trains: From the Orient Express to the TGV (Vendome, 2012). 11- 15 с.

  19. Bilstein, R.E. Flight in America, 1900-1983 (Johns Hopkins Univ. Press, 2010). 20-26

  20. Brendon P. Thomas Cook - 150 Years of Popular Tourism. London: Secker and Warburg, 2008.43с.

  21. Miriam - Jacob and Peter Strutt «English for International Tourism: Upper Intermediate Coursebook» -2010.32-41 с.



1

2 Азар В.И. Транспорт и туризм. — М.: Транспорт, 2007.

3 Азар В.И. Транспорт и туризм. — М.: Транспорт, 2007.

4 Гуляев В.Г. Туристские перевозки. — М.: Финансы и статистика. 2008. — 367 с.

І. Туризм и услуги туризма Понятие туризма и туриста

Года такие как 2000 2001 убрать из курсовой так как они устаревшие. Таблица со старыми данными лучше убрать еë в первой главе немного в начале добавить истории. И обзязательно

359.4kb.

14 12 2014
1 стр.


Бабкин А. В. Специальные виды туризма Глава Эволюция туризма. Классификация туризма Глава Религиозный туризм

Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах

2433.31kb.

18 12 2014
22 стр.


Есть ли туризм после школы?

Начиная со школы. В костроме есть детский центр туризма. Куда в период школы молодежь обучают ризничным навыкам туризма. Основным. Вывозят на соревнования. Это все проводится для т

20.78kb.

02 10 2014
1 стр.


Этнокультурный туризм в Московской области: состояние и перспективы развития. Бутузов Алексей Геннадьевич, кандидат географических наук, доцент

В статье получила отражение специфика состояния и перспектив этнокультурного туризма в Московской области; представлены возможные пути развития различных подвидов этнокультурного т

179.24kb.

14 10 2014
1 стр.


Программа дисциплины дс. 02. 12 Виды и тенденции развития туризма

Цели и задачи дисциплины Цели дисциплины: изучение видов и тенденций развития туризма; подготовка специалистов, владеющих системой знаний о категориях, видах и закономерностях, при

249.62kb.

09 10 2014
1 стр.


1. Назовите фамилию человека,который первым употребил определение туризма?В каком году это произошло?Что означает термин"Туризм" по мнению этого человека?

Термин туризм (tourism) первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово «туризм» происходит от французского «tour», что значит

126.94kb.

14 10 2014
1 стр.


Экологический туризм в Воронежской области

Рост антропогенно измененных площадей на нашей планете увеличивает туристский спрос на отдых в мало нарушенной или вовсе дикой природе. В отличие от повсеместно развитого природног

111.4kb.

14 10 2014
1 стр.


Экологические аспекты устойчивого развития туризма в республике башкортостан

Работа выполнена на кафедре туризма и гостеприимства Уфимской государственной академии экономики и сервиса

297.26kb.

13 12 2014
1 стр.