Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1



И. В. Левочкин


Русское полууставное письмо XVIII – XIX вв. и его особенности
Русское полууставное письмо имеет многовековую традицию. Появившись еще в XIV в., оно благополучно дожило вплоть до XIX в. включительно. При этом оно использовалось параллельно сначала со скорописью, а затем и с так называемым гражданским (курсивным) письмом. Разумеется, полууставное письмо на протяжении длительного времени своего бытования не оставалось неизменным, но в отличие от устава и скорописи оказалось более жизнеспособным.

Подавляющее большинство русских рукописных книг XVIII – XIX вв. традиционного содержания, хранящееся как в фондах РГБ, так и в других центрах их хранения и изучения, написано полууставным письмом. Кроме текстов книг, это письмо использовалось также при изготовлении различных грамот и лубочных изданий. Следует отметить, что в отличие от старшего и младшего полуустава, позднее полууставное письмо изучено недостаточно.

В основе позднего полууставного письма лежит древний общеславянский устав с его особенностями кириллического алфавита. Характерным показателем жизнестойкости полууставного письма является то, что в его поздних вариантах сохраняются такие, казалось бы, архаичные буквы, как омега, фита, юсы малый и большой, кси, пси и др. Наряду с сохранившейся архаикой, в полууставном письме XVIII – XIX вв. имеются и новые признаки.

Графика кириллического алфавита в полууставе XVIII – XIX вв. стала более простой по сравнению с графикой этого типа письма более раннего времени. Она почти полностью освободилась от влияния на нее скорописного написания буквенных, а также строчных и надстрочных знаков. Вместе с тем в позднем полууставном письме наблюдается значительно большая вариативность написания всех этих знаков.

Как и в предшествующие периоды, позднее полууставное письмо не было канонически единообразным. В нем по-прежнему легко выделяются профессиональные и непрофессиональные приемы написания буквенных знаков и исполнения текстов. Необходимо отметить, что под профессиональным письмом следует понимать письмо, исполненное человеком, получившим специальную подготовку и регулярно пишущим какие-либо тексты. Письмо непрофессиональное – это письмо, исполненное недостаточно подготовленным для этого человеком.

Профессиональное полууставное письмо XVIII – XIX вв. характеризуется простотой и изяществом написания букв, отдельных слов, строк и в целом зеркала текста. В нем значительно меньшее количество сокращенно написанных слов, а лигатуры и связки букв друг с другом почти полностью отсутствуют. Кроме того, здесь прослеживается последовательное разделение строк на отдельные слова. Такое письмо, независимо от его индивидуальных особенностей, как правило, достаточно совершенно и эстетично.

Позднее непрофессиональное полууставное письмо характеризуется большим разнообразием написания буквенных и иных знаков всего кириллического алфавита. В нем нередко можно встретить начертания букв неожиданно причудливых конфигураций. Что же касается исполнения текстов книг, то здесь они мало эстетичны, а порой и весьма небрежны.

Особым типом графики буквенных знаков позднего полуустава (преимущественно профессионального) является графика, которая наблюдается в начальных буквах слов и в заголовках целого ряда книг. По традиции эти буквы значительно крупнее буквенных знаков основного текста и, в основном, исполняются киноварью. Новым в этой графике является то, что их составляющие (мачты, перекладины и др.) приобретают вид извилистых линий. Нередко написанные таким образом буквы и целые строки заголовков производят впечатление не просто каллиграфического, но художественного письма нового типа.

Графика буквенных знаков и тексты грамот, а также лубочных изданий характеризуются своими особенностями позднего полуустава. И если в графике букв грамот наблюдается стремление к каллиграфии устава, то в лубочных изданиях господствует полная свобода начертания всех букв алфавита. Не говоря уже о том, что в текстах лубка буквы далеко не всегда одинаковой величины (даже в одном слове), не одинаковы они по своему строению. Составляя единство с изображениями лубочных изданий, графика полуустава и само это письмо эклектичны и далеки от каллиграфии.

Полууставные тексты лубочных изданий XVIII – XIX вв. оформляются по своим нормам, никак не считаясь с принципами оформления текстов книг. Эти тексты могут располагаться на плоскости лубочного издания в любом порядке: отдельно от изображений, вперемешку с ними, в виде целого, или же по частям, причем, не обязательно по горизонтали, а его строки не обязательно прямые. Полууставное письмо лубочных изданий не оказало своего влияния на письмо книг.



В XVIII в. господствующее положение в русской письменности занимала скоропись, а полуустав использовался преимущественно в старообрядческой среде для написания текстов книг. В XIX в. на смену скорописи пришло гражданское письмо, но полуустав продолжал весьма широко использоваться, причем, не только старообрядцами. Возникает вопрос – в чем причина такой устойчивости этого типа письма? Как представляется, основной причиной является мощная традиция применения этого типа письма. Кроме того, это письмо просто в исполнении и легко и доступно для прочтения. И еще. Его графика соответствовала эстетическим представлениям как пишущих, так и читающих разные тексты книг, грамот и лубочных изданий.

И. В. Левочкин Русское полууставное письмо XVIII – XIX вв и его особенности

При этом оно использовалось параллельно сначала со скорописью, а затем и с так называемым гражданским (курсивным) письмом. Разумеется, полууставное письмо на протяжении длительного

34.93kb.

29 09 2014
1 стр.


Англия в конце XVIII первой половине XIX века

В конце XVIII начале XIX в в промышленный переворот в Англии переходит в завершающую стадию

146.46kb.

16 12 2014
1 стр.


Русское искусство XIX начала XX века

Идея “совмещения этапов” применительно к искусству xix-начала XX века. Убыстрение темпа художественной эволюции и его следствия. Ситуации рубежа веков: искусство “около” 1800 и 190

325.92kb.

09 10 2014
1 стр.


Культура казахстана в XVIII – XIX вв. Наука, образование и культура в Казахстане в XVIII в

Младшего и Среднего жузов приняла российское подданство. В XVIII столетии казахи продолжали сохранять уникальную культуру, где видное место занимало творчество поэтов

783.52kb.

14 12 2014
4 стр.


Разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума"

Просвещения. В европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России с конца XVIII до начала XIX века

35.81kb.

08 10 2014
1 стр.


России. XIX век

Программа курса «История России. XIX век» М.: «Русское слово» 2004

239.35kb.

11 10 2014
1 стр.


Кратко о профессорах и концертмейстерах

Лист и русское фортепианное искусство XIX века (1995)

44.09kb.

04 09 2014
1 стр.


Семантические традиции цвета в татарском национальном костюме на примере женского костюма казанских татар XVIII-XIX вв

Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII – начале XX веков, и в нем органично переплелись символические элементы мусульманской культуры и языч

43.09kb.

12 10 2014
1 стр.