Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
И. В. СТАЛИН И ВОПРОСЫ ИМЯСЛАВИЯ:

ПАРАДОКСЫ СОВЕТСКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Нижеизложенный материал не имеет целью ни входящую сегодня в моду идейную апологетику самого имени и деяний Сталина, сам псевдоним которого метонимичен по отношению к символической морфологии «железного века», ни намерение во что бы то ни стало вписать мысли великого советского вождя и бывшего семинариста о сущности языка в традиции древней православной мистики. Речь пойдёт скорее о некоей тенденции существенного отхода позднего Сталина от номиналистической парадигмы западноевропейской науки последних столетий и неожиданного (!) приближения в ряде моментов к лингвофилософскому наследию А. Ф. Лосева, а также священников Павла Флоренского и Сергия Булгакова, связанному с имяславческим учением о существенности имени Божьего и шире – об энергийности языка (1). Осознание того факта, что именно в сталинскую эпоху последний из них вынужден был умереть на чужбине – в «бессрочной командировке», а другие два были отправлены в концлагеря, где первый необратимо подорвал здоровье, а второй был оклеветан и расстрелян 8 декабря 1937 года – не позволяет нам занять мечтательную позицию и плодить фантомы. Останемся с интересующими нас фактами запечатленного в слове мышления, ограничиваясь минимальной интерпретацией обширных – в силу их важности – цитат.

Статья И. В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания. Относительно марксизма в языкознании» появилась в 1950 году, она вышла в газете «Правда» за 20 июня (2) и была направлена против господствующих в марксистско-ленинском языкознании представлений скончавшегося (точнее: почившего на лаврах!) ещё в 1936 г. Н. Я. Марра о языке как надстройке (3). «Язык, - подчёркивает здесь Сталин, - коренным образом отличается от надстройки». По сути это – главная мысль автора, сразу переводящая разговор о сущности языка в область совершенно инородную для сложившихся научно-материалистических представлений о сугубой «вторичности» сферы сознания и духовной жизни. «Русский язык, развивает свои доводы Сталин, - остался в основном таким же, каким он был до Октябрьского переворота… Что же касается основного словарного фонда и грамматического строя русского языка, составляющих основу языка, то они после ликвидации капиталистического базиса не только не были ликвидированы и заменены новым основным словарным фондом и новым грамматическим строем языка, а, наоборот, сохранились в целости и остались без каких-либо серьёзных изменений, – сохранились именно как основа современного русского языка».

Сталин далее проводит мысль о сквозной логоцентричности человеческой истории, усиливая идею о фундаментальности языковой основы человеческой культуры: «Язык порожден не тем или иным базисом, старым или новым базисом внутри данного общества, а всем ходом истории общества и истории базисов в течение веков». Безусловно, в устах марксистского теоретика эта логосность носит всё-таки не мистический, но антропо-орудийный характер: «…служебная роль языка как средства общения людей состоит не в том, чтобы обслуживать один класс в ущерб другим классам, а в том, чтобы одинаково обслуживать всё общество, все классы общества», причём, «как эксплуататоров, так и эксплуатируемых»; а потому «стоит только сойти языку с этой общенародной позиции, стоит только стать языку на позицию предпочтения и поддержки какой-либо социальной группы в ущерб другим социальным группам общества, чтобы он потерял своё качество, чтобы он перестал быть средством общения людей в обществе, чтобы он превратился в жаргон какой-либо социальной группы, деградировал и обрёк себя на исчезновение».

Согласно Сталину, «язык, принципиально отличаясь от надстройки, не отличается, однако, от орудий производства, скажем, от машин, которые так же одинаково могут обслуживать и капиталистический строй и социалистический». Мы видим, что язык здесь принципиально сближается с феноменом техники… Интересно, что в год смерти Сталина (1953 г.) М. Хайдеггер выступил в Мюнхенском высшем техническом училище с докладом «Вопрос о технике», где прозвучала мысль о том, что «в самом злом плену у техники… мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное; такое представление в наши дни особенно распространённое, делает нас совершенно слепыми к её существу» (4); мыслитель иллюстрирует «чудовищность этого обстоятельства» в пику цивилизационной гидроинженерии, обретшей у нас особый циклопическо-рабовладельческий размах в «сталинскую» эпоху: «Гидроэлектростанция не встроена в реку так, как встроен старый деревянный мост, веками связывающий один берег с другим. Скорее река встроена в гидроэлектростанцию» (5). Хотя, отмечая «двусмысленность» самого технического феномена, в итоге и Хайдеггер склоняется видеть в «существе техники» некую сотериологию и «звёздный ход тайны», что позволяет ему указать на этимологическое родство техники и «искусства» (др.-греч. «техне»!), сообщая всей этой проблематике некое эпическое дыхание и образ праосновы…

«Язык, - в близком эпическом ключе отмечает и Сталин, - является продуктом целого ряда эпох, язык живет несравненно дольше, чем любой базис и любая надстройка… <…> …рождение и ликвидация не только одного базиса и его надстройки, но и нескольких базисов и соответствующих надстроек не ведёт в истории к ликвидации данного языка, к ликвидации его структуры и рождению нового языка с новым словарным фондом и новым грамматическим строем».

По-своему, конечно, впечатляет, что для продолжателя дела Маркса и Ленина оказывается наиважнейшей и аксиологически абсолютно значимой консервативность языковой основы культуры: «…современный русский язык по своей структуре мало чем отличается от языка Пушкина. <…> …что касается структуры пушкинского языка с его грамматическим строем и основным словарным фондом, то она сохранилась во всем существенном как основа современного русского языка. <…> Кому это нужно, чтобы "вода", "земля", "гора", "лес", "рыба", "человек", "ходить", "делать", "производить", "торговать" и т. д. назывались не водой, землей, горой и т. д., а как-то иначе? Какая польза для революции от такого переворота в языке? История вообще не делает чего-либо существенного без особой на то необходимости. <…> …какая необходимость в таком языковом перевороте, <…> …как уничтожить существующий язык и построить вместо него новый язык в течение нескольких лет, не внося анархию в общественную жизнь, не создавая угрозы распада общества?»

Короче говоря, то, о чём мечтал «эсхатологист» Троцкий – а именно: о полной общественной трансформации через углубление мирового хаоса! – вызывает открытое отторжение у «космиста» Сталина, подчёркивающего в отличие от своих былых соратников по делу революции «коренное отличие между надстройкой и языком». Он непосредственно указывает на этот принципиальный космологизм языка: «…сфера действия языка, охватывающего все области деятельности человека, гораздо шире и разностороннее, чем сфера действия надстройки. Более того, она почти безгранична».

Но вождь советского государства, восстановивший русское православное патриаршество в годы второй мировой войны и попытавшийся организовать на исходе сороковых годов восьмой Великий Вселенский Собор в Москве – то есть пытающийся действовать в метафизическом отношении как последовательный традиционалист и антимодернист, оказывается в гносеологической ловушке, когда фатальным образом связывает свою метафизику с философией марксизма и поднимает последнюю на уровень, ей совсем не свойственный: «…марксист не может считать язык надстройкой над базисом; смешивать язык с надстройкой – значит допустить серьезную ошибку. Первобытно-общинный родовой строй не знал классов, следовательно, не могло быть там и классового языка, везде на всех этапах развития язык как средство общения людей в обществе был общим и единым для общества, равно обслуживающим членов общества независимо от социального положения. <…> …некоторые наши товарищи пришли к выводу, что национальный язык есть фикция, что реально существуют лишь классовые языки. <…> …цитировали Маркса не как марксисты, а как начетчики, не вникая в существо дела».

Высказывая глубочайшие соображения в пользу сближения грамматики и онтологии, находящие интересные параллели в крымских послереволюционных работах отца Сергия Булгакова «Философия имени» и «Трагедия философии», а также пристально сосредотачиваясь на том, что М. М. Бахтин называл «большим временем» культурной истории человечества, Сталин вместо платонизма обращается к марксизму, при этом стоя на явно антиреволюционерских позициях: «…словарный состав, взятый сам по себе, не составляет ещё языка, – он скорее всего является строительным материалом для языка. <…> …словарный состав языка получает величайшее значение, когда он поступает в распоряжение грамматики языка, <…> …благодаря грамматике язык получает возможность облечь человеческие мысли в материальную языковую оболочку. <…> Грамматика есть результат длительной абстрагирующей работы человеческого мышления, показатель громадных успехов мышления. <…> …грамматика напоминает геометрию, <…> …языку в отличие от надстройки не приходится дожидаться ликвидации базиса, он вносит изменения в свой словарный состав до ликвидации базиса и безотносительно к состоянию базиса. <…> Грамматический строй языка изменяется ещё более медленно, чем его основной словарный фонд. Выработанный в течение эпох и вошедший в плоть и кровь языка, грамматический строй изменяется ещё медленнее, чем основной словарный фонд. <…> …основы грамматического строя сохраняются в течение очень долгого времени, так как они, как показывает история, могут с успехом обслуживать общество в течение ряда эпох. <…> …грамматический строй языка и его основной словарный фонд составляют основу языка, сущность его специфики. <…> Сотни лет турецкие ассимиляторы старались искалечить, разрушить и уничтожить языки балканских народов. За этот период словарный состав балканских языков претерпел серьёзные изменения, было воспринято немало турецких слов и выражений, были и "схождения" и "расхождения", однако балканские языки выстояли и выжили. Почему? Потому, что грамматический строй и основной словарный фонд этих языков в основном сохранились. <…> Структура языка, его грамматический строй и основной словарный фонд есть продукт ряда эпох. <…> …элементы современного языка были заложены еще в глубокой древности, до эпохи рабства. <…> Марксизм не признает внезапных взрывов в развитии языка, внезапной смерти существующего языка и внезапного построения нового языка. <…> Главное в языке – его грамматический строй и основной словарный фонд».

Подчёркивая сугубую «постепенность» в процессе «отмирания элементов старого качества», Сталин выступает против самой стратегии революции: «…нужно сказать к сведению товарищей, увлекающихся взрывами, что закон перехода от старого качества к новому путём взрыва неприменим не только к истории развития языка, – он не всегда применим также и к другим общественным явлениям базисного или надстроечного порядка… Скрещивание языков есть длительный процесс, продолжающийся сотни лет. Поэтому ни о каких взрывах не может быть здесь речи».

На вопрос корреспондента «Правильно ли поступила "Правда", открыв свободную дискуссию по вопросам языкознания?» Сталин даёт развёрнутый ответ, в котором звучит как научное, так и моральное оправдание легитимации этих, казалось бы, частных узконаучных языковедческих вопросов: «Правильно поступила», поскольку «в органах языкознания как в центре, так и в республиках господствовал режим, не свойственный науке и людям науки. Малейшая критика положения дел в советском языкознании, даже самые робкие попытки критики так называемого "нового учения" в языкознании преследовались и пресекались со стороны руководящих кругов языкознания. За критическое отношение к наследству Н. Я. Марра, за малейшее неодобрение учения Н. Я. Марра снимались с должностей или снижались по должности ценные работники и исследователи в области языкознания. Деятели языкознания выдвигались на ответственные должности не по деловому признаку, а по признаку безоговорочного признания учения Н. Я. Марра. <…> …никакая наука не может развиваться и преуспевать без борьбы мнений, без свободы критики. Но это общепризнанное правило игнорировалось и попиралось самым бесцеремонным образом. Создалась замкнутая группа непогрешимых руководителей, которая, обезопасив себя от всякой возможной критики, стала самовольничать и бесчинствовать».

В конце Сталин делает очень важную оговорку в адрес продолжателей дела Марра, не позволяющую интерпретировать его позицию как призыв к полицейскому режиму в науке, а, скорее, напротив, обосновывающую крайнюю необходимость снятия такого режима: «Если бы я не был убежден в честности товарища Мещанинова и других деятелей языкознания, я бы сказал, что подобное поведение равносильно вредительству. <…> …аракчеевский режим, созданный в языкознании, культивирует безответственность и поощряет такие бесчинства. <…> Дискуссия оказалась весьма полезной прежде всего потому, что она выставила на свет Божий этот аракчеевский режим и разбила его вдребезги».

Удивительным образом сквозь марксистскую риторику бывший семинарист высказывается не только в пользу Божьего света, но и в пользу историософского идеализма и даже в пользу теории «праязыка»: «Н. Я. Марр внёс в языкознание неправильную, немарксистскую формулу насчёт языка как надстройки и запутал себя, запутал языкознание. <…> Н. Я. Марр крикливо шельмует сравнительно-исторический метод как "идеалистический". А между тем нужно сказать, что сравнительно-исторический метод, несмотря на его серьёзные недостатки, всё же лучше… Н. Я. Марр высокомерно третирует всякую попытку изучения групп (семей) языков как проявление теории "праязыка". А между тем нельзя отрицать, что языковое родство, например, таких наций, как славянские, не подлежит сомнению, что изучение языкового родства этих наций могло бы принести языкознанию большую пользу в деле изучения законов развития языка».

Таким образом, мы видим (если, конечно, ещё окажемся способными взглянуть на этот вопрос непредвзято!), что провозглашаемая Сталиным необходимость «ликвидации аракчеевского режима в языкознании» создаёт вполне определённую основу для формирования дискурса культурологического типа, причём, укоренённого в традициях отечественного философского имяславия, во всяком случае, имеющего с ними явное характерологическое сродство…

Статья А. Ф. Лосева «Имяславие» была написана, согласно устному предположению крупнейшего исследователя его наследия и хранителя «Дома А. Ф. Лосева» на Арбате В. П. Троицкого, приблизительно в 1919 году на немецком языке и существует в переводе с немецкого А. Г. Вашестова под редакцией Л. Гоготишвили и Л. Тахо-Годи (6). «Имяславие – одно из древнейших и характерных мистических движений православного Востока, - сразу подчёркивает его позитивную архаичность Лосев, - современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства, но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий, в первую очередь в религии Ветхого Завета… <…> …и Новый Завет тоже полон мистики имени». Согласно этой позиции, «имя является определенным местопребыванием божественных энергий, погружение в него и пребывание в нём всякого тварного бытия приводит к просветлению и спасению последнего».

Как до него отец Сергий Булгаков в «Философии имени» и отец Павел Флоренский в своих многоплановых разработках по вопросам именования, А. Ф. Лосев подчёркивает иконичность имени и, давая историко-философскую экспликацию этой проблемы, справедливо заявляет, что «последовательно проводимое иконоборчество несомненно есть кантианство», а «последовательно проводимое почитание образа – это платонизм»; поэтому очевиден исходный экклезиологический платонизм, связанный с тем, что «церковь не могла быть на стороне иконоборчества и что она должна была идти своим опытным, объективно-идеалистическим и мистическим путем».

Лосев, как и во многих других своих работах, указывает здесь на деструктивность процессов, протекающих в ходе последних столетий: «Столетия, прошедшие со времени средневекового миросозерцания, – это столетия разрушения и гибели как религиозной жизни вообще, так в особенности религиозной и религиозно-философской мысли. В православии оно сменилось необозримым множеством различных систем и учений, возникших на основе атеистических и позитивистских направлений западной мысли. Сама церковь теряла порой веру в свои учения и шла на компромисс с различными нерелигиозными философскими системами, искала способы подтвердить догматику средствами науки, сближая её даже с современной атеистической наукой, чтобы тем самым завоевать симпатии публики, которая или уже достаточно удалилась от церкви, или ещё только имела намерение удалиться. Древнее учение о сущности и энергиях Бога, открыто хранимое в скитах и монастырях, не проявилось ни в одном новом влиятельном движении. Лишь с начала XX в. мы являемся свидетелями возобновления древних споров в новой дискуссии, которая, развившись на основе и по поводу учения об имени Божьем, придала вышеизложенному учению о Божественных энергиях, в их связи как с проблемой почитания образа, так и с вопросом о божественности Фаворского Света, новую модификацию».

Лосев справедливо отмечает полную глухоту к этой проблематике клерикальной бюрократии: «…представители администрации, учили, что имя Божие – лишь звук пустой и не стоит ни в каком отношении к самому Богу, что у него то же начало, что и у всего тварного, а потому обожествление его, говорили они, есть языческий пантеизм и магия» – тогда как собственно «монахи, ревнители и отшельники, имевшие обыкновение исполнять Иисусову молитву и давшие обет молчания», с которыми собственно и связано само понятие «имяславия», «утверждали, что в имени Божьем пребывает энергия Бога, неотделимая от Его сущности, и потому оно не может быть тварным», более того: «Имя Божие – это сам Бог».

Лосев подчёркивает, что «движение имяславия» достигло «определенного размаха» и «стали явными его связи с исихастским движением XIV века», однако со стороны воинствующего «иконоборческого» клерикализма «приверженцы имяславия были обвинены в языческом пантеизме»: «иконоборцы обвиняли православных помимо идолопоклонства – в магии», и «дело… было завершено чисто полицейскими мероприятиями». «Синод, - констатирует Лосев, - принял двусмысленное решение, пронизанное сильным номинализмом и позитивным сенсуализмом, в старинном английском духе». Причём, «даже и сегодня вопрос об имени Божьем продолжает оставаться для церковных властей совершенно не проясненным и запутанным, - пишет он в двадцатые годы, по-видимому, ещё до мученической кончины св. патриарха Тихона, - учение имяславцев ещё и сегодня считается еретическим. <…> …патриарх Тихон принял весьма дипломатическое решение, достаточно любезное для имяславцев, совершив даже вместе с ними богослужение. Однако при этом он не отменил открыто прежнего осуждения. <…> …в высшей степени антицерковный подход к делу, когда догматическое учение приносится в жертву церковной политике… Патриарх показал себя достаточно осторожным иерархом и тем самым упустил возможность серьезной постановки этого важного и вечного для православия вопроса».

Довольно интересно рисуется Лосевым (в пику уже устойчивому для начала ХХ века религиозно-философскому шельмованию русской интеллигенции) интеллектуальная среда, оказавшаяся способной к творческому восприятию этого опыта: «Совершенно другую позицию заняли некоторые представители интеллигенции, не стоявшие ни в каких отношениях с церковной бюрократией и проявлявшие живой интерес к мистике православного Востока».

Мыслитель обозначает две смысловые точки-экстремумы, фиксирующие, соответственно, как дежурно-клерикальный, так и массово-профанический отходы от христианской ортодоксии, основания которой реконструируются Лосевым с опорою на мистику исихазма, корпус Ареопагитик и воцерковленный неоплатонизм: «Из предположения, что Бог – совершенно непознаваем и не открывается никаким образом, проистекает чистое кантианство, отрицание откровения и полный атеизм. Если, с другой стороны, предполагать, что Бог открывается целиком, так что в нём не остается ничего непостижимого, то такого рода рационализм также ведёт к отрицанию религии, поскольку здесь в основу полагается отрицание всего таинственного и сверхчувственного. Взамен абсолютного апофатизма и абсолютного рационализма православие может принять лишь абсолютный символизм, т. е. учение, согласно которому сама по себе непостижимая божественная сущность является и открывается в определенных ликах… Понимаемое таким образом учение о символе в некотором отношении следует имяславию Дионисия Ареопагита и учению об умопостигаемом свете у Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова и исихастов XIV века… <…> …должна быть исключена как всякая формально-логическая система типа сенсуализма, рационализма, кантианства, неокантианства, аристотелизма и т. д., так и всякая абстрактно-метафизическая система картезианского, лейбницеанского… толка. Имяславие возможно лишь как строгий диалектический платонизм типа Плотина или Прокла. В качестве образца могут служить учение Плотина о трех мировых субстанциях или триадическая диалектика Прокла. Имяславие предстаёт здесь как строжайше выводимая система категорий, форма соединения которой с непосредственной мистикой молитвы является типичнейшим признаком могучих систем неоплатонизма. Новоевропейская метафизика в сравнении с ними – это жалкое вырождение как в отношении диалектики, так и в отношении мистики».

Более того, в тенденциях новейшей математической науки Лосев обнаруживает предпосылки некоего магико-мистического поворота в истории европейского мышления: «…сущностно-теоретической опорой имяславия стало учение Г. Кантора и его современных последователей о "множествах", в котором можно найти в высшей степени интересные конструкции таких понятий, как "актуальная бесконечность", "мощность", "тип" множества, а также ряд так называемых "парадоксов". Будучи приложенным к имяславию, всё это даст ясный образ логической структуры имени в его бесконечном и конечном функционировании». В этом же ключе истолковывается мыслителем «также современная феноменология», которая поднимается им до собственного (лосевского) «учения о мире как своего рода законченном имени, подражающем Божьему имени».

В свете этих представлений особенно подчёркивается, что «концепция о пространственной и временной бесконечности мира есть для имяславия лишь произвольный миф, измысленный нигилизмом Нового времени. Механика Ньютона также относится имяславием к нигилизму, поскольку она подчиняет мировое целое простому ряду гипостазированных абстрактных понятий и законов: классическая химия, современные учения об электрической природе материи и учение о неизменности элементов – это также абстракция и убивание действительной жизни. Имяславие, напротив, провозглашает с помощью современных математических методов пространственную и временную конечность мира, оно применяет дифференциальную геометрию и вектор-тенсорный анализ в своём учении о реальности неоднородных пространств; в полной мере оно пользуется также теорией относительности, защищает с помощью современной математики алхимию и астрологию; в биологии оно отвергает как механицизм, так и витализм, признавая за единственно возможную здесь точку зрения символический органицизм».

При таком «органическом» мировидении всё сверхумное и метакосмическое, непостижимое и неизречённое, меональное и уконическое – через именование! – благодатно приобщается логоцентрическому ряду, точнее, раскрывается некая исходная приватная общёвость всякой локализированной мироустроительности и бездонности бытийной праосновы.

Вычленим общие позиции и своеобразные смысловые мосты у Сталина и Лосева: говоря о существенности слова, оба автора, конечно же, отстоят друг от друга как – соответственно – земля и небо; и речь могла бы идти о сверхзадаче креативного восстановления этой символической связи, об изживании проклятия земли, отвернувшейся от неба, и о приблизившемся в христианской истории человечества царствии небесном, влекущем радикальное преобразование ветхого ума (Матфей, 3 : 2). Удивительно, что Сталин облекает в чисто внешнюю форму марксистско-ленинской риторики взгляд на язык, проистекающий из тех глубинных предпосылок, о которых говорит здесь Лосев. Во всяком случае, он приближается к нему… Но Лосев говорит о том, что с очевидностью было утрачено на фарватере исторической жизни, текущей в западном направлении.

Можно, конечно, упиваться и руинами былого: «Мы, - восклицал ещё на исходе ХIХ столетия Ницше, - европейцы, присутствуем при зрелище чудовищного мира развалин, где кое-что ещё гордо высится, где многое подгнило и продолжает жутко торчать на месте, а большая часть уже обратилась в руины, достаточно живописные – были ли ещё когда-либо более прекрасные руины?» (7).

Мы не собираемся здесь анализировать все причины сталинского обращения к онтологическому пониманию археосновы языка, однако хотелось бы особо отметить, что богодарованная победа в Великой Отечественной войне, начавшейся для Сталина православным обращением «Братья и сестры!» и закончившейся его тостом «За русский народ!», который, как известно, умирал в этой чудовищной бойне не только за свою земную родину, но и за некоего «небожителя» Сталина – ярко акцентировала возможность иного неокцидентального центра смысловых сил, действующих в современном мире – центра, имеющего совершенно иную метафизическую гео-метрию, нуждающуюся в последовательной реконструкции, точнее, в духовной реставрации. То, что было отменено на разрушенных декретом совнаркома вершинах человеческого существования, иными словами, это – всё, раскрывавшееся прежде в метафизической сфере Богочеловеческого общения, Сталин обнаруживает в глубинах и фундаментальных основаниях культурно-исторического бытия всего человечества.

Базисная логосность макроистории, в которой человек и мир оказываются со-космичны, софийно взаимо-вовлечены, остаётся нерушимой и на самых катастрофических ступенях и поворотах социальной жизни… Бытие имеет смысл, исходно развёрнутый на языковых вершинах в качестве незыблемой терминосферы.


ПРИМЕЧАНИЯ
1. Мы неоднократно обращались к библиографической репрезентации этой проблематики и её современной рецепции; см., например, примечания к кн.: Океанская Ж. Л. Ословесненный космос отца Сергия Булгакова: «Философия имени» в контексте поэтической метафизики конца Нового времени. Иваново; Шуя: Центр кризисологических исследований при ГОУ ВПО «ШГПУ», 2009. С. 304 – и далее.

2. Ниже мы используем интернет-версию данного материала; см.: www.philology.ru/linguistics1/stalin-50.htm

3. Нам здесь совсем не хотелось бы акцентировать некие продуктивные для современного языкознания стороны учения Н. Я. Марра; это было великолепно сделано в книге глубоко уважаемого нами учёного и мыслителя – см.: Бибихин В. В. Слово и событие. М., 2001.

4. Хайдеггер М. Вопрос о технике // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: «Республика», 1993. С. 221. Сказанное здесь Хайдеггером сохраняет свою актуальность и «в наши дни»: благословенны лишь те инновации, которые не подрывают жизнь в её смысловой основе…

5. Там же. С. 226 – 227.

6. Ниже мы используем интернет-версию данного материала; см.: losevaf.narod.ru/imeslav.htm



7. Ницше Ф. Весёлая наука // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М.: «Мысль», 1990. Т. 1. С. 683.

И. В. Сталин и вопросы имяславия: парадоксы советского языкознания

Останемся с интересующими нас фактами запечатленного в слове мышления, ограничиваясь минимальной интерпретацией обширных – в силу их важности – цитат

167.66kb.

11 10 2014
1 стр.


Сталин: посвящение волхва Аннотация

Даже не важно плох Сталин или хорош — главное, Сталин своей жизнью показал действенность древней северной (гиперборейской) традиции инициатического пути становления всякого гения,

3243.11kb.

11 10 2014
17 стр.


Парадоксы бесконечности

Мысль человеческая воспаряет от осознания своей интеллектуальной мощи, от чувства безграничности своего распространения – и спотыкается о парадоксы, обнаруживающиеся при внимательн

45.28kb.

24 09 2014
1 стр.


Б. Н. Бессонов И. В. Сталин. Вождь оклеветанной эпохи

Книга, адресованная широкой читательской аудитории, раскрывает образ Иосифа Виссарионовича Сталина в контексте той эпохи, в которой он жил, работал и творил историю Советского госу

4191.44kb.

16 12 2014
15 стр.


Юрий Мухин За что убит Сталин?

Ссср держали в рабстве и непрерывно убивали граждан Советского Союза, а кого ленились убить – того сажали в тюрьмы или лагеря. Тех же, кто по недосмотру коммунистов оставался на во

1428.37kb.

12 10 2014
11 стр.


Наименование, характеристика товара Ед изм Количество

Айтбаев Ө. Қазақ тіл білімінің мәселелері. Вопросы казахского языкознания (оқу құралы) 2007 ж

132.99kb.

23 09 2014
1 стр.


1. Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания

Языкознание как наука. Место языкознания в системе наук. Основные разделы языкознания

933.64kb.

09 10 2014
6 стр.


Александр Дугин Иосиф Сталин: Великое "Да" бытия

Но часто Сталин ассоциируется с эмблематичной, знаковой фигурой тирании и деспотизма. И от этого нельзя уйти даже в том случае, если нас интересуют иные стороны его личности. Каков

98.41kb.

11 10 2014
1 стр.