Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1страница 2страница 3страница 4



Раздел II: Солидарность и помощь еврейским общинам мира (1914-1950)

Рахель Рожански



Американское еврейство и формирование еврейских организаций социальной помощи в Польше в 1920-1929 годах*


Первая мировая война и волна беспорядков, прокатившаяся по Польше вслед за ней, породили целый ряд серьезных проблем в еврейской общине страны. Среди них необходимо отметить огромное число обездоленных беженцев, которые буквально захлестнули Польшу в поисках убежища; поразившие польское еврейство эпидемии различных заболеваний; а также многочисленных сирот, оставшихся без попечения и поддержки. Однако наиболее значительными были трудности экономического характера, с которыми столкнулись люди, потерявшие имущество, жилье и источники дохода. Еврейская община Польши не могла справиться со всеми этими проблемами в одиночку. Многие из организаций, занимавшихся решением социальных проблем в довоенный период, распались, их лидеры умерли или переехали в другие страны, а формирование новых институтов и структур в общине, пребывающей в столь тяжелых условиях, представляло собой длительный и сложный процесс. И все же, несмотря на все трудности, еврейство Польши, при поддержке американских еврейских организаций, сумело полностью разрешить некоторые из этих проблем или успешно противостоять им при помощи структур социальных помощи, заново возникших к середине двадцатых годов.

Настоящая статья посвящена вкладу американского еврейства в формирование еврейских социальных, медицинских, образовательных и кредитных учреждений в Польше по окончании Первой мировой войны. Мы постараемся выявить характерные особенности деятельности американских еврейских организаций в этой области. Мы также проанализируем, каким образом работа, начавшаяся со сбора пожертвований и перевода денег в Восточную Европу, превратилась в широкомасштабный проект поддержки, включавший активное участие в жизни польского еврейства и создание в этой стране самостоятельных еврейских общинных учреждений.


От сбора пожертвований к работе на территории Польши
После того как разразилась Первая мировая война, американское еврейство включилось в работу по оказанию помощи еврейским общинам в Европе, и, в частности, в Польше. Спустя кроткое время после начала войны с этой целью был создан ряд крупных организаций, отражавших все особенности политического и общественного спектра американского еврейства. Со временем они объединились в рамках «Джойнт»1.

Сам факт создания единых рамок для оказания помощи евреям за пределами Соединенных Штатов не имел прецедентов в истории американского еврейства, однако деятельность «Джойнт» ничем не отличалась от подобной работы в прошлом (сбор средств в общинах в США и их отправка за границу). Распределение собранных денег в странах назначения поручалось местным благотворительным организациям2. Однако спустя короткое время в США начала поступать информация о проблемах в распределении средств среди польских евреев и, в особенности, о несправедливом и неравном распределении. В связи с этим, а также с учетом ряда других соображений, было решено расширить участие американского еврейства в оказании помощи польским евреям и возложить распределение средств на представителей «Джойнт». Однако различные трудности, в частности, вступление США в войну в апреле 1917 года, помешали осуществить это решение в сколько-нибудь значительном масштабе3. Лишь в результате длительных усилий 30 декабря 1918 года помощник государственного секретаря США разрешил делегации американских евреев выехать с миссией помощи в Европу.

Спустя несколько дней, в начале января 1919 года, от имени «Джойнт» в Европу отправился Борис Боген, социальный работник из Цинциннати в Огайо, обладавший богатым опытом в области оказания помощи4. По прибытии в Париж, в отсутствие другой возможности, он был вынужден присоединиться к делегации американской Продовольственной администрации, которая приехала в Польшу 25 февраля 1919 года. Делегация привезла с собой партию продовольствия, предназначавшегося, главным образом, для нееврейских жителей страны (несмотря на то, что половина продуктов в ней была закуплена на средства «Джойнт»). Таким образом, первый сотрудник «Джойнт» оказался на территории Польши не в качестве официального представителя американского еврейства, а как работник, прикомандированный к государственной организации. Вместе с тем, его визит символизировал переход от распределения благотворительных средств среди частных нуждающихся лиц к централизованному оказанию помощи общинам, с тем, чтобы они могли должны образом поддержать своих членов.

Боген недолго оставался единственным представителем «Джойнт» на территории Польши. Спустя короткое время к нему присоединились член АЕКП адвокат Исидор Гиршфельд, обладавший большим опытом еврейской общественной деятельности, Бернард Хоровиц из ЦКП и Барух Цукерман, один из лидеров НКП и «Поалей Цион» в США5. Все же, их небольшая группа была не в состоянии удовлетворить многочисленные потребности еврейского населения страны. Поэтому Боген поручил Гиршфельду руководство оказанием помощи, а сам в конце того же года отправился в Нью-Йорк, чтобы обсудить продолжение работы в Польше, предложить конкретные программы деятельности и разработать общую стратегию, в рамках которой эти программы будут осуществляться6.

Еврейские лидеры в Нью-Йорке к тому времени начали склоняться к мысли о том, что не следует ограничиваться лишь распределением денег и продовольствия среди евреев Польши, и что настало время разработать новую всеобъемлющую стратегию оказания помощи. В январе 1918 года, хотя война в Европе все еще продолжалась, некоторые из американских еврейских лидеров уже раздумывали о характере будущей помощи восточноевропейским евреям и о том, не нужно ли перейти от простого распределения средств к осуществлению широкомасштабной программы восстановления. Подобные идеи обсуждались всеми политическими и общественными группами американского еврейства7.

1 октября 1918 года руководство «Джойнт» в Нью-Йорке создало Комиссию по восстановлению (A Committee on Reconstruction) и поручило ей изучить способы оказания помощи евреям Восточной Европы. Первая рекомендация комиссии заключалась в необходимости воссоздания экономической инфраструктуры еврейских общин и восстановления в них образовательных и медицинских учреждений8. Подобные пожелания, разумеется, не могли быть немедленно претворены в жизнь в Польше, однако они отражали взгляды и настроения американских еврейских лидеров.

Такова была атмосфера в руководстве «Джойнт» в Нью-Йорке, когда туда прибыл Боген. Он принял участие в ряде дискуссий как в самом «Джойнт», так и в американской Продовольственной администрации, сотрудники которой, в конечном итоге, согласились увеличить число посланцев «Джойнт» в составе ее представительства в Польше. На этом этапе еще не велась речь о расширении сфер оказания помощи или о ее предоставлении от имени американского еврейства. Предполагалось, что они станут сотрудниками американского агентства по распределению продовольствия и будут носить американскую форму9. Тем не менее, правление «Джойнт», которое к тому времени уже раздумывало о переходе от раздачи денег и продовольствия к восстановлению общин, выбрало для работы в Польше людей, разбиравшихся в различных сферах помощи и восстановления. Из числа многочисленных добровольцев, выразивших готовность отправиться в Польшу, были отобраны 25 человек. Среди них были общественные деятели, профессиональные социальные работники и врачи. «Подразделение № 1 для работы заграницей» прибыло в Польшу в январе 1920 года10, присоединилось к небольшой группе, уже находившейся на месте, и немедленно приступило к работе. Почти сразу его сотрудникам стало ясно, что положение польского еврейства исключительно тяжело11 и что объем стоящих перед ними задач гораздо больше, чем они предполагали. Им приходилось искать решения огромному числу проблем, к которым постоянно добавлялись все новые и новые трудности.

Еще в ходе своего первого визита в Польшу Боген обратил внимание на то, что с точки зрения потребностей в помощи различные регионы страны значительно отличаются друг от друга. Отсюда он сделал вывод о том, что следует оказывать ее с учетом географических особенностей, и предложил попечительскому совету в Нью-Йорке разделить территорию Польши на четыре части. Попечительский совет принял его рекомендацию. Таким образом, были созданы «территории» (так называл Боген регионы) и области. Предполагалось, что региональные и областные группы сотрудников «Джойнт» будут контролировать распределение ежемесячных ассигнований, выделенных «Джойнт» в США12. Члены группы, прибывшей в Польшу в феврале 1920 года, разъехались по стране и приступили к работе на местах. Они действовали исключительно эффективным образом, и к 27 марта 1920 года в нескольких регионах уже открылись местные офисы, руководившие оказанием помощи еврейскому населению13. Коллектив сотрудников «Джойнт» в Польше быстро рос. Спустя короткое время он включал профсоюзного лидера Макса Файна и судью Мозеса Фишера, которые выехали из США для распределения помощи в Сибири, проехали оттуда в Польшу и присоединились к своим коллегам. Таким же образом поступили профессор Исраэль Фридлендер и Морис Касс, изначально планировавшие работать на Украине. В начале апреля польская группа приняла в свои ряды Абрахама Закена из сибирской делегации. Д-р Чарльз Спивак, которые приехал в Польшу в качестве генерального инспектора работы в области здравоохранения, стал членом «Подразделения № 1» и выехал в Ровно для руководства оказанием помощи тамошним евреям. В начале мая в Польшу прибыл д-р Харри Плотц, в обязанности которого входила координация борьбы с эпидемией тифа14.

Начальная фаза организационной работы была завершена в июле 1920 года. Территорию Польши разделили на четыре региона оказания помощи: Центральная Польша (так называемая "Polska Kongresowa" или Царство Польское в пределах бывшей Российской Империи); Галицию; регион Белостока – Брест-Литовска – Минска – Вильно; и регион Ровно. В каждом регионе открылся центральный региональный офис, и все четыре этих офиса подчинялись главному национальному офису в Варшаве. Каждый из регионов, в свою очередь, разделили на области в соответствии с его размерами и районами компактного проживания еврейской общины на его территории. Так, в варшавском (центральном) регионе были выделены три области, в регионе Галиции – две, в регионе Белостока – Брест-Литовска – Минска – Вильно – четыре, в регионе Ровно – три15. Каждый из местных офисов возглавлял американский представитель, работавший в сотрудничестве с лидерами местных еврейских общин. В одном из примечаний в своем отчете Борис Боген отметил, что благодаря организационной системе «Джойнт» на территории Польши впервые возникла непартийная еврейская структура16. Использованный метод организации позволил, таким образом, осуществить две важные цели. Прежде всего, он повысил эффективность работы представителей «Джойнт» в Польше. Во-вторых, он способствовал сотрудничеству между еврейскими общинами страны, не взирая на внутренние разногласия в польском еврействе.

Другая проблема организационного характера, с которой столкнулся «Джойнт», была связана с исключительно широким спектром проблем, требовавших решения. Как мы уже говорили выше, члены «Подразделения № 1» отправились в Польшу, чтобы контролировать перевод денежных средств и распределение продовольствия и одежды, а также для создания станций по раздаче детям молока и т. д. Однако, еще до их отъезда руководство «Джойнт» начало планировать расширение сфер оказания помощи. Это вполне отвечало потребностям польского еврейства, выявленным Богеном и его сотрудниками. Поэтому сразу же по прибытии «подразделения» в Польшу, его членам поручили провести оценку характерных для страны социальных проблем и выяснить, в каких областях следует приложить наибольшие усилия. Эти проблемы были быстро выявлены, и уже в марте 1920 года Саймон Пизер стал ответственным за оказание помощи сиротам, потерявшим родителей во время войны, а д-р Меир Лефф возглавил оказание медицинских услуг. Эти шаги отвечали принципу оказания помощи «согласно задачам» (functional activities, пользуясь выражением сотрудников «Джойнт»). Спустя короткое время возникли новые рабочие группы для разрешения конкретных проблем, и возглавлявшие их люди были ретроактивным образом утверждены на своих постах руководством «Джойнт» в Польше17. Число возникших «функциональных отделов» оказалось очень большим. В июне 1920 года при главном офисе в Варшаве действовало шесть таких отделов: отдел индивидуальных услуг, отдел транспорта и складов, информационный отдел, отдел статистики и связей с общественностью, отдел по работе с сиротами, отдел медицинской помощи, отдел по распределению частной социальной помощи18.

Предполагалось, что организационная структура варшавского офиса «Джойнт» станет образцом, в соответствии с которым будут построены другие региональные офисы, однако на практике дело обстояло иначе. Потребности в каждом городе носили особый характер, и сотрудники «Джойнт» на местах удовлетворяли их по своему собственному разумению19. Это положение дел, с одной стороны, отражало острую необходимость в четком плане действий, а с другой, демонстрировало, что организация работы согласно территориальному признаку была верной. Данный принцип продолжал соблюдаться и в дальнейшем; «функциональные отделы» в регионах создавались соответствии с ним.

Организация «функциональных отделов» стала важным шагом в процессе оказания помощи польскому еврейству и создании еврейских благотворительных организаций на территории страны. Спустя короткое время были разработаны основные принципы обслуживания, предложены конкретные программы и сферы работы. Значительной вехой на пути организации системы социальной помощи было создание Комитета по восстановлению20. В последующий период вопросы, связанные с характером помощи, оказываемой в Европе, не сходили с повестки дня руководства «Джойнт» в Нью-Йорке. Требование того, чтобы филантропическую деятельность должна сменить массивная помощь в создании самостоятельной экономической и социальной инфраструктуры польского еврейства, непрерывно звучало на заседаниях правления в Нью-Йорке21, в переписке между его членами22, в отчетах европейского руководства «Джойнт»23, в различных офисах в Европе и в Америке24 и, разумеется, в предложениях членов делегации «Джойнт» в Польше25. В свете этого правление «Джойнт» приняло в октябре 1920 года решение о прекращении оказания помощи традиционными методами и о переходе к восстановительной работе. С практической точки зрения это означало создание в в Польше, в сотрудничестве с представителями местного еврейства, автономной системы социальной поддержки. 1 июля 1921 года было выбрано в качестве даты прекращения оказания помощи и начала восстановительной работы26. Приняв решение об изменении своей политики в Европе, руководители благотворительных организаций приступили к подготовке программы работы. Прежде всего, предстояло определить, какие именно сферы оказания помощи будут включены в нее27. Правление «Джойнт» создало специальную комиссию в составе семи человек для разработки плана деятельности «Джойнт» в Европе28. Однако она не была единственным органом, работавшим в этой области. В течение последующих месяцев свои выводы по данному вопросу представили Комиссия по восстановлению29, делегация «Джойнт» в Польше30, директор европейских операций «Джойнт»31 и Феликс Варбург (он был направлен «Джойнт» в Европу осенью 1920 года и совершил поездку по Польше в сопровождении Бориса Богена)32.

С учетом всех поступивших рекомендаций правление «Джойнт» решило начать работу в пяти следующих сферах: оказание помощи беженцам; оказание помощи сиротам; медицинское обслуживание; помощь в области образования и культуры и экономическая реабилитация. В соответствии с этим решением, подверглись реорганизации отделы правления в Нью-Йорке33, европейского правления в Париже и, разумеется, самого польского офиса «Джойнт».

После завершения организационных перемен, офисы в Польше получили распоряжение прекратить оказание непосредственной помощи нуждающимся. Теперь им предстояло сосредоточиться на восстановлении и строительстве самостоятельных социальных институтов польской еврейской общины.


Делегация «Джойнт» в Польше

Работа, которую вели сотрудники «Джойнт» в Польше, финансировалась на средства, поступавшие из Нью-Йорка, и осуществлялась в соответствии с установленными там принципами. Вместе с тем, на практике очень многое зависело от инициативы самих представителей, от их подхода к главным проблемам польского еврейства и от степени их сотрудничества с местными общинами. Сочетание этих факторов позволило к середине двадцатых годов полностью устранить некоторые из проблем, создать самостоятельные общинные организации для разрешения оставшихся трудностей, а также укрепить местную систему еврейского образования.


А. Помощь беженцам

Вследствие войны и беспорядков на территории независимой Польши оказалось около 600000 еврейских беженцев, оставшихся без крова и нуждавшихся в срочной помощи34. Забота о них не имела прямого отношения к созданию системы социального обеспечения в польской еврейской общине. Однако, благодаря этой системе, удалось снять с плеч общины тяжкое бремя, требовавшее значительных расходов и усилий. Это позволило направить все имеющиеся ресурсы на создание общинных социальных учреждений на всей территории страны.

Помощь беженцам занимала важное место в работе «Джойнт» еще в годы войны. С прибытием американской делегации в Польшу работа в этой области значительно активизировалась. Она включала раздачу продовольствия и одежды, оказание медицинских услуг, а в некоторых случаях даже предоставление жилья и помощь в эмиграции из страны35. Благодаря проведенной работе, к 1921 году численность беженцев на территории Польши упала до 200.000 человек36. По окончании войны правление «Джойнт» решило отдать проблеме беженцев предпочтение в рамках работы по восстановлению. Одновременно с созданием отдела помощи беженцам в Нью-Йорке аналогичное подразделение возникло и в Польше. Его возглавил д-р Бернхард Кан. Новый отдел удачно вписался в организационную структуру «Джойнт» в Польше. Помимо главного офиса в Варшаве его филиалы были организованы также в региональных и областных офисах «Джойнт», в частности в Ровно, Львове, Вильно, Барановичах и других местах37.

Сотрудники «Джойнт» ставили своей конечной целью полное разрешение проблемы беженцев, но, прежде всего, они стремились к тому, чтобы снять заботу о них с плеч еврейской общины. Как мы уже указывали выше, подобная первичная помощь обычно продолжалась в течение 12 недель. За это время, как правило, удавалось найти удовлетворительное решение проблемам большинства беженцев. Некоторые из них при помощи «Джойнт» переезжали к своим родным в другие части Польши, другим помогали получить въездные визы в Соединенные Штаты. Тем беженцам, у которых не осталось родственников, оказывали интенсивную помощь, что позволяло им оправиться с материальной точки зрения.

Главным условием успешной экономической реабилитации этих людей было предоставление им возможности зарабатывать себе на жизнь. Для этого «Джойнт» снабжал их рабочими инструментами, оказывал финансовую помощь с целью восстановления бизнесов и организовывал профессиональное обучение. Так, «Джойнт» открыл курсы водителей во Львове, организовал сельскохозяйственную школу на ферме недалеко от Варшавы и занятия по шитью и вышивке в Варшаве, Ченстохове и Лодзи. Все учащиеся были беженцами. По окончании занятий им помогали в трудоустройстве.

Особые усилия «Джойнт» прилагал для оказания помощи т. н. «репатриантам». Так называли польских евреев, которые были вынуждены покинуть свои дома с началом войны, а по возвращении нашли их разрушенными и непригодными для жилья. Тем из них, кто владел профессией или ремеслом, «Джойнт» предоставлял ссуды на выгодных условиях или даже безвозмездные гранты, а также рабочие инструменты. Владельцы разрушенных домов получали помощь в поиске жилья или ссуды на ремонт38. Помощь беженцам оказывалась быстро и эффективно. С июля 1921 года по апрель 1923 года было найдено удовлетворительное решение проблемам 185.000 беженцев. В 1923 году число еврейских беженцев в Польше уменьшилось до одиннадцати тысяч39. Теперь «Джойнт» мог сосредоточить свои основные усилия на других сферах работы.


Б. Дети, осиротевшие в ходе войны

Война и последовавшие за ней погромы и беспорядки превратили 60.000 еврейских детей в бездомных сирот (некоторые потеряли одного из родителей, многие – обоих). Большинство из них находились на территории Волыни и Восточной Галиции40. Еврейские общины Польши попытались оказать им необходимую помощь и выделили для этой цели значительные средства из своего бюджета, однако их попытки не увенчались успехом41. В отличие от проблем, возникших во время войны, забота о сиротах (пусть и в меньшем масштабе) занимала еврейскую общину Польши и в мирное время. Поэтому работа, проведенная «Джойнт» в этой области, заложила фундамент социальной организации, позднее сыгравшей важную роль в жизни общины.

Оказание помощи сиротам была одной из первых задач членов «Подразделения № 1 по работе заграницей». Немедленно после их прибытия в страну, для этой цели была создана специальная рабочая группа во главе с д-ром Саймоном Пизером42. Вначале она сосредоточила свои основные усилия в районе Ровно и в Галиции. В июне 1920 года, через четыре месяца интенсивной деятельности на территории Польши, сложилась следующая ситуация: в Западной Галиции были устроены 1000 детей43, в районе Ровно 700 детей временно поместили в частных домах (на эти нужды Пизер перевел сумму в 700.000 польских марок)44. В Восточной Галиции 20000 сирот все еще находились в тяжелом положении. 1200 из них проживали в приютах и страдали там от голода и отсутствия медицинского обслуживания. Большинство из них также были неграмотны. 10.000 детей пребывали в приемных семьях в нищете и скудости. Ежемесячной субсидии (60 польских марок на ребенка в месяц), которую получали эти приемные семьи, не хватало для того, чтобы сколько-нибудь улучшить их положение45.

Иного подхода придерживалась еврейская община в двух главных городах Галиции – Кракове и Львове. Там были созданы особые комиссии по помощи сиротам, которым удалось найти пристанище 700 детям. Они, однако, не ограничились и этим и продолжили надзор за заботой о них и за их воспитанием на протяжении длительного времени46. С учетом этого Пизер пришел к выводу о том, что помощь сиротам не может сводиться лишь к поиску жилья и что следует наблюдать за детьми и в дальнейшем. Он предложил составить списки всех еврейских сирот на территории Польши и переслать их в Соединенные Штаты для поиска целевых спонсоров (каждый такой спонсор возьмет на себя заботу об одном ребенке). По мнению Пизера, этот метод (сотрудники «Джойнт» называли его «финансовым усыновлением»47) позволит оказать детям помощь в целом ряде сфер, помимо поиска пропитания. В июне 1920 года он обратился с этим предложением к правлению «Джойнт», однако оно не было осуществлено на практике. В октябре 1920 года специальная комиссия рекомендовала правлению «Джойнт» создать в Нью-Йорке особый отдел по контролю над учреждениями для сирот. Учитывая опыт работы в Польше, она также предложила кандидатуру Пизера в качестве одного из его сотрудников48. Рекомендация комиссии была реализована на практике позднее (отдел по надзору за помощью сиротам при правлении «Джойнт» в Нью-Йорке возник в середине 1921 года), однако предложение Пизера отвечало требованию об изменении концепции оказания помощи. Поэтому Пизер вернулся к своей старой идее об индивидуальной финансовой поддержке детей и даже предпринял определенные практические шаги в этом направлении. В январе 1921 года в Польше началась перепись сирот, которые желали получить индивидуальную финансовую поддержку в течение одного года. Перепись проводилась по всей стране и включала как сирот, находившихся в приютах, так и детей, живших в приемных семьях. В 1921 году списки насчитывали 20.000 фамилий, 12.000 из которых были переданы потенциальным спонсорам в Америке49. В 1921 году 13.000 еврейских детей в Польше прошли «финансовое усыновление» американскими евреями. 6.300 других сирот получали денежную поддержку из фондов «Джойнт». К концу 1921 года «Джойнт» помогал 7.600 детям, 15% которых проживали в приютах, а остальные – в семьях своих родственников. Средства «Джойнт» предназначались для покрытия расходов на питание, медицинскую помощь и летние лагеря, приобретение одежды, образование, профессиональную подготовку и различные социальные услуги50.

К концу 1921 года забота о сиротах перешла от сотрудников «Джойнт» в Польше к местным общинам. Отныне «Джойнт» ограничивался выполнением функций надзора. С течением времени участие местных общин в помощи сиротам увеличилось, общинные организации приобрели соответствующий статус и начали самостоятельно собирать средства и привлекать кадры для работы в этой сфере51. На первом этапе своей деятельности «Джойнт» оказывал помощь лишь детям, осиротевшим вследствие войны. Однако с увеличением масштабов помощи, ее начали оказывать также сиротам, потерявшим родителей в мирное время, а со временем даже нуждающимся детям, не являвшимся сиротами52. Эти перемены представляли собой этапы процесса, который в конечном итоге привел к возникновению в польской еврейской общине независимой системы социальной помощи, заботившейся о потребностях детей. Постепенное привлечение местных евреев к работе с сиротами подготовило почву для передачи этой сферы деятельности в их полное ведение. В 1923 году все организации, занимавшиеся сиротами и детьми в целом, создали общество «Центус». К нему перешли те функции в сфере детской помощи, которые до этого выполнял «Джойнт»53. После возникновения «Центус» «Джойнт» прекратил активное участие в этой работе, так как его главная цель была достигнута. Создание «Центус» являлось успешным результатом политики «Джойнт». Она являлась автономной польско-еврейской организацией, которая самостоятельно удовлетворяла нужды сирот, не прибегая к помощи евреев из других стран. Однако «Джойнт» не оставил работу с сиротами полностью. Хотя его сотрудники избегали какой-либо практической деятельности в этой сфере, он продолжал контролировать деятельность «Центус» и вплоть до конца двадцатых годов (и даже позднее) и оказывал ей финансовую поддержку54. «Джойнт» переводил деньги центральному офису «Центус», воздерживаясь от какого-либо вмешательства в их распределение и использование.


следующая страница>


Ii: Солидарность и помощь еврейским общинам мира (1914-1950) Рахель Рожански

И все же, несмотря на все трудности, еврейство Польши, при поддержке американских еврейских организаций, сумело полностью разрешить некоторые из этих проблем или успешно противосто

527.44kb.

13 09 2014
4 стр.


Правила Блоги Форумы Статистика Программы Карта сайта Помощь библиотеке Вход

Главная Книги Спроси своих наставников. Как получать советы и помощь из Духовного Мира (fb2)

2513.75kb.

18 12 2014
12 стр.


Къ ст. «Диковинки русской природы». (Олонецкая Недѣля №6 – 1914 г.). Подъ такимъ заглавiемъ помѣщена въ «Недѣлѣ» ст г. А. Мельникова «О перiодически исчезающихъ озерахъ Олонецкой губернiи»

Филимонов К. К ст. «Диковинки русской природы» (Олонецкая неделя №6 – 1914 г.) // Олонецкая неделя. 1914. №17

20.3kb.

17 12 2014
1 стр.


Саттар Ерубаев (1914-1973) Қысқаша өмірбаяны

Саттар Ерубаев 1914 жылы Түркістан ауданыныда дүниеге келді. Балалар үйінде тәрбиеленген

122.22kb.

17 12 2014
1 стр.


По видам медицинской помощи: доврачебная медицинская помощь квалифицированная медицинская помощь специализированная медицинская помощь медико социальная помощь по видам медицинской деятельности

Гу «Управление здравоохранения Актюбинской области» почтовый адрес г. Актобе, пр. Абылхайыр хана, 40, электронный адрес

32.49kb.

25 12 2014
1 стр.


Pala sardegna История винодельни “Пала”

Сардиния. Именно здесь среди процветающих многовековых традиций, тишины и полной изоляции от внешнего мира в 1950 году Сальваторе Пала начал свое увлекательное путешествие по пути

22.08kb.

12 09 2014
1 стр.


Старообрядцы рудного алтая в описании п. П. Семенова-тянь-шанского (1827-1914)

Мир обязан чтить память тех людей, которые безвозмездно тратили свои силы на достижение заветной мечты. Благодаря им мы познаем все прелести и красоту этого мира. И теперь наше пок

81.11kb.

08 10 2014
1 стр.


La Francophonie (Франкофония)

Францией, сложившиеся на протяжении десятилетий и даже веков. Девизом организации служит французское изречение «Равенство, дополнение, солидарность»

58.58kb.

14 12 2014
1 стр.