ГЛАВА III. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НЕВЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Статья 12. Права граждан на осуществление местного самоуправления.
1.Граждане, проживающие на территории городского округа, осуществляют местное самоуправление (в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан) посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления городского округа.
2.Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории городского округа, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3.Граждане, проживающие на территории городского округа, имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
4.Граждане, проживающие на территории городского округа, имеют право:
1)избирать и быть избранными в органы местного самоуправления городского округа;
2) правотворческой инициативы по вопросам местного значения;
3)обращаться в органы местного самоуправления, к должностным лицам местного самоуправления и к должностным лицам органов местного самоуправления городского округа.
Статья 13. Формы непосредственного участия населения городского округа в решении вопросов местного значения.
Формами непосредственного участия населения городского округа в решении вопросов местного значения являются:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3)голосование по отзыву депутата представительного органа городского округа, главы городского округа;
4)голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа;
5) правотворческая инициатива граждан;
6) публичные слушания;
7) собрание граждан, конференция граждан (собрание делегатов);
8) опрос граждан;
9) обращения граждан в органы местного самоуправления;
10)иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам и законам Сахалинской области.
Статья 14. Местный референдум.
1.В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2.Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования «Невельский городской округ».
3.Решение о проведении местного референдума принимается Собранием городского округа:
- по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории муниципального образования «Невельский городской округ», имеющими право па участие в местном референдуме;
- по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
- по инициативе Собрания Невельского городского округа и главы муниципального образования «Невельский городской округ», выдвинутой ими совместно.
4.Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования «Невельский городской округ» в соответствии с федеральным законом.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями оформляется в порядке, установленном федеральным законом и законом Сахалинской области.
Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Собранием Невельского городского округа и главой муниципального образования «Невельский городской округ», оформляется правовыми актами представительного органа и главы муниципального образования «Невельский городской округ».
5.Собрание Невельского городского округа обязано назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в Собрание Невельского городского округа документов, на основании которых назначается местный референдум.
6.В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования «Невельский городской округ». Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
7.Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования «Невельский городской округ» и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального образования «Невельский городской округ».
8.Органы местного самоуправления муниципального образования «Невельский городской округ» обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
9.Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в соответствии с федеральным законодательством.
10.Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местно референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами Сахалинской области.
11. Если для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течении 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме (сходе граждан), определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
Статья 15. Муниципальные выборы.
1.Выборы депутатов Собрания Невельского городского округа, главы муниципального образования «Невельский городской округ» осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Муниципальные выборы назначаются Собранием Невельского городского округа. Повторные и дополнительные муниципальные выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования «Невельский городской округ».
3.Выборы депутатов Собрания Невельского городского округа проводятся по смешанной избирательной системе, при которой одна часть депутатов избирается по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, а другая – по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
4.Глава муниципального образования «Невельский городской округ» избирается по единому избирательному округу по мажоритарной избирательной системе относительного большинства голосов избирателей.
5.Последующие выборы представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования.
6.Решение о назначении муниципальных выборов должно быть принято не ранее чем за 90 (девяносто) дней и не позднее, чем за 80 (восемьдесят) дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
7.Повторные и (или) дополнительные муниципальные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если в результате этих выборов депутат Собрания Невельского городского округа не может быть избран на срок более одного года.
8.Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, подведения итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и законом Сахалинской области.
9. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию.
Статья 16. Голосование по вопросам изменения границ и (или) преобразования городского округа.
1.В случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях получения согласия населения при изменении границ городского округа, преобразования городского округа проводится голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа.
2.Голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа назначается Собранием городского округа и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Сахалинской области.
3.Голосование по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей городского округа, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ городского округа, преобразование городского округа считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей городского округа.
4.Итоги голосования по вопросам изменения границ городского округа, преобразования городского округа и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 17. Правотворческая инициатива граждан.
1.Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить в органы местного самоуправления проекты правовых актов по вопросам местного значения.
2.С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативно-правовым актом Собрания городского округа.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Собрания городского округа и не может быть менее 3 (трех) процентов от числа жителей муниципального образования «Невельский городской округ», обладающих избирательным правом.
3.Проект нормативно-правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления муниципального образования «Невельский городской округ», к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие нормативно-правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
4.Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта нормативно-правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Статья 18. Территориальное общественное самоуправление.
1.Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории городского округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
2.Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3.Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, населенный пункт на территории городского округа и иные территории проживания граждан.
4.Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются Собранием городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.
5.Территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, не может входить в состав другой аналогичной территории.
Статья 19. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления.
1.Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории городского округа.
2.Выборы и деятельность органов территориального общественного самоуправления осуществляются в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении, утверждаемым Собранием городского округа.
3.Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления администрацией городского округа.
Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется Положением о территориальном общественном самоуправлении.
4.Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом. В этом случае оно подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
5.Собрания, конференции граждан по вопросам деятельности территориального общественного самоуправления созываются в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении.
6. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2)обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3)могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и по договору с администрацией городского округа с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в Собрание городского округа и мэру городского округа проекты муниципальных правовых актов.
7.Порядок финансирования из местного бюджета договоров, заключаемых органами территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления, определяется нормативными правовыми актами Собрания городского округа.
Статья 20. Публичные слушания.
1.Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей городского округа, Собранием городского округа, мэром городского округа могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания городского округа и (или) мэра городского округа.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания городского округа, назначаются Собранием городского округа.
3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1)проект устава городского округа, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчета о его исполнении;
3)проекты планов и программ развития городского округа, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
{пункт 3 в ред. решения Собрания Невельского городского округа от
19.04.2012г. № 292
}
4)решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
5) вопросы о преобразовании городского округа.
4.По решению Собрания городского округа на публичные слушания могут быть вынесены и иные проекты муниципальных правовых актов, имеющих высокую социальную значимость для населения муниципального образования.
5.Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Собранием городского округа.
6.Итоги обсуждения и принятое по нему решение публикуются в средствах массовой информации или обнародуются в ином порядке.
Статья 21. Собрание граждан.
1.На части территории городского округа для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления могут проводиться собрания граждан.
2.Собрание граждан проводится по инициативе населения, Собрания городского округа, мэра городского округа, а также в случаях, предусмотренных уставом о территориальном общественном самоуправлении.
Собрание граждан, проводимое по инициативе Собрания городского округа, мэра городского округа, назначается соответственно Собранием городского округа, мэром городского округа.
Назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения, осуществляется правовым актом Собрания городского округа.
3. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Положением о собраниях и конференциях граждан, утверждаемым Собранием городского округа, уставом территориального общественного самоуправления.
4.Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом о территориальном общественном самоуправлении.
5.Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 18-летнего возраста.
{часть 5 в ред. решения Собрания Невельского городского округа от
19.04.2012г. № 292
}
6.Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
7.Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.
8.Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
9.Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 22. Конференция граждан.
1.Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей городского округа, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов).
Конференции граждан также могут осуществлять полномочия собраний граждан.
2.Порядок назначения и проведения конференций граждан, а также полномочия конференций граждан определяются Положением о собраниях и конференциях граждан, утверждаемым Собранием городского округа, уставом территориального общественного самоуправления.
3.Итоги проведения конференции граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 23. Опрос граждан.
1.Опрос граждан проводится на всей территории или на части территории городского округа для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2.В опросе граждан имеют право участвовать жители городского округа, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Собрания городского округа или мэра городского округа - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Сахалинской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель городского округа для объектов регионального и межрегионального значения.
4.Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом Собрания городского округа.
5.Решение о назначении опроса граждан принимается Собранием городского округа.
6. Жители городского округа должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе органов местного самоуправления городского округа;
2) за счет средств бюджета Сахалинской области - при проведении его по инициативе органов государственной власти Сахалинской области.
Статья 24. Обращения граждан в органы местного самоуправления.
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2.Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом Российской Федерации от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
3.За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.Письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Статья 25. Мирные массовые акции.
1.Жители городского округа, политические партии, общественные и религиозные объединения, действующие на территории городского округа, имеют право собираться мирно и проводить митинги, уличные шествия, пикетирование, демонстрации при условии предварительного уведомления администрации городского округа. Организаторы мирной массовой акции несут ответственность за соответствие её содержания заявленным целям и формам проведения.
2.Администрация городского округа обязана обеспечить во время проведения мирной массовой акции общественный порядок.
3.При проведении массовой акции никто не вправе нарушать общественный порядок, призывать к незаконным действиям. Граждане несут персональную ответственность за нарушение общественного порядка во время проведения мирной массовой акции.
Статья 26. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления.
Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы правом на судебную защиту. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами, законами Сахалинской области и настоящим Уставом, не допускается.