













































































Индивидуальные стили обучения
Цель: определить индивидуальный стиль обучения.
Индивидуальный стиль обучения, безусловно, уже сформировался у каждого взрослого человека. Индивидуальный стиль помогает самому учиться и организовывать процесс обучения других людей. Так, если Вы – учитель, Ваш индивидуальный стиль обучения помогает организовывать процесс обучения учеников. А если Вы – руководитель, тогда Ваш индивидуальный стиль обучения помогает организовывать процесс обучения персонала.
Предложенный тест поможет Вам узнать, какой из обучающих стилей больше всего соответствует Вашему характеру и является для Вас самым продуктивным. Зная особенности собственной деятельности, Вы сможете учитывать и особенности деятельности других людей.
Инструкция:
Результат теста будет зависеть от искренности Ваших ответов. На вопросы нет правильных или неправильных ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте галочку в квадратике. Если не согласны, оставьте квадратик пустым.
-
Я твердо знаю, что правильно и что неправильно, что хорошо, что плохо.
-
Я часто действую, не задумываясь о последствиях.
-
Я стараюсь решать проблемы поэтапно (шаг за шагом).
-
Я убежден/а, что формальные процедуры и правила ограничивают людей.
-
У меня репутация человека, который прямо говорит, что думает.
-
Я часто замечаю, что действия, продиктованные чувствами, такие же правильные, как и те, которые явились результатом длительных раздумий.
-
Мне нравится такая работа, когда у меня есть время для тщательной подготовки и выполнения.
-
Я регулярно интересуюсь у людей, из каких предположений они исходят.
-
Для меня имеет значение только то, что полезно на практике.
-
Я постоянно ищу новых впечатлений.
-
Я немедленно применяю на практике то новое, о чем я узнал/а.
-
Я стремлюсь к самодисциплине, такой как, соблюдение диеты, регулярная физическая нагрузка, соблюдение режима труда и отдыха и т.п.
-
Я горжусь тем, что работаю на совесть.
-
Мне легче взаимодействовать с логически мыслящими людьми, чем с теми, кто действует спонтанно.
-
Я избегаю сразу делать выводы и предпочитаю проанализировать всю доступную информацию.
-
Я сначала взвешиваю много альтернатив, а потом принимаю решения.
-
Меня больше привлекает новое и необычное, чем практицизм.
-
Мне не нравится беспорядок. Я предпочитаю, чтобы все явления имели логическую выстроенную, выверенную схему.
-
Я принимаю и придерживаюсь установленных процедур и правил до тех пор, пока я воспринимаю их как наиболее эффективный способ выполнить работу.
-
Мне нравится сверять свои действия с основополагающими принципами.
-
Я люблю говорить по делу.
-
С сотрудниками на работе у меня отношения формальные.
-
Я ощущаю подъем, когда работаю над чем-то новым и необычным.
-
Мне нравятся непредсказуемые, забавные люди.
-
Я вникаю во все детали, прежде чем прийти к заключению.
-
Мне трудно спонтанно выдавать идеи.
-
Я считаю, что необходимо сразу приступать к делу.
-
Я стараюсь не делать поспешных выводов.
-
Я предпочитаю иметь как можно больше источников информации, потому что чем больше информации тем лучше.
-
Меня обычно раздражают легкомысленные люди, которые не воспринимают вещи всерьез.
-
Я сначала прислушиваюсь к мнению окружающих, а потом высказываю своё.
-
Я не скрываю своих чувств.
-
Мне нравится наблюдать, как ведут себя люди.
-
Я не планирую заранее, а реагирую на события спонтанно.
-
Мне нравятся формализованные методы управления.
-
Меня напрягает необходимость торопиться с работой, чтобы выполнить ее в короткие сроки.
-
Я оцениваю идеи с точки зрения их практической пользы.
-
Я чувствую себя неловко в обществе сдержанных и глубокомыслящих людей.
-
Меня часто раздражают люди, которые торопят события.
-
Важнее наслаждаться настоящим, чем думать о прошлом или будущем.
-
Я считаю, что решения, принятые на основе тщательного анализа всей доступной информации, разумнее интуитивных.
-
Я во всем стремлюсь к совершенству.
-
Я обычно фонтанирую идеями.
-
Я выдвигаю практические и реалистические предложения.
-
Чаще всего правила создаются для того, чтобы их нарушать.
-
Я предпочитаю отстроиться от ситуации, чтобы посмотреть на нее с разных точек зрения.
-
Я часто замечаю несоответствие и слабость аргументов окружающих.
-
В целом, я говорю больше, чем слушаю.
-
Я часто знаю более практические способы добиваться своего.
-
Я думаю, что письменные отчеты должны быть короткими и по существу.
-
Я убежден/а, что рациональное и логическое мышление, в конце концов, возьмет верх.
-
Я склонен/на обсуждать конкретные вещи, а не дискутировать на отвлеченные темы.
-
Мне нравятся люди, которые подходят к проблемам практически, а не теоретически.
-
Меня раздражает отступление от темы и ненужные разговоры.
-
Перед написанием отчета, я создаю несколько черновиков.
-
Я стараюсь проверить, как тот или иной подход работает на практике.
-
Я стараюсь получать ответ путем логических рассуждений.
-
Мне нравится быть человеком, который много говорит.
-
Я – реалист, стараюсь, чтобы люди говорили по делу и избегали умозрительных предположений.
-
Я перебираю множество альтернатив, прежде чем принять решение.
-
Я чаще беспристрастный и одновременно объективный участник дискуссии.
-
Я предпочитаю отмалчиваться, вместо того, чтобы руководить и много говорить.
-
Мне нравится за текущими делами видеть долгосрочную перспективу.
-
Когда что-то идет неправильно, я стараюсь не обращать на это внимания и полагаюсь на свой опыт.
-
Как человек практичный, я избегаю спонтанных, необдуманных поступков.
-
Сначала надо подумать, а потом делать.
-
В целом, я больше слушаю, чем говорю.
-
Я строг/а с людьми, которые с трудом признают логику.
-
Чаще всего я считаю, что цель оправдывает средства.
-
Я не огорчаюсь, если задеваю чьи-то чувства, если работа продвигается.
-
Меня подавляет необходимость следовать формальным требованиям.
-
Я человек, который превращает жизнь в праздник.
-
Я использую любые средства, чтобы сделать работу.
-
Я быстро устаю от работы, которая требует методичности и тщательности в исполнении.
-
Я тщательно исследую основные предположения, принципы, теории, которые являются фундаментом явлений и событий.
-
Мне всегда интересно, что думают другие люди.
-
Мне нравится, когда встречи проходят систематически, придерживаются расписания и т.д.
-
Я избегаю субъективных и двусмысленных тем для обсуждения.
-
Меня возбуждает драматизм кризисных ситуаций.
-
Люди часто считают меня нечувствительным к их переживаниям.
Оценка результатов
-
Вы получаете балл за квадратик с галочкой. Обведите в кружок номера вопросов в каждой из колонок, которые Вы отметили галочкой.
-
Суммируйте количество кружков в каждой колонке.
2
|
7
|
1
|
5
|
4
|
13
|
3
|
9
|
6
|
15
|
8
|
11
|
10
|
16
|
12
|
19
|
17
|
25
|
14
|
21
|
23
|
28
|
18
|
27
|
24
|
29
|
20
|
35
|
32
|
31
|
22
|
37
|
34
|
33
|
26
|
44
|
38
|
36
|
30
|
49
|
40
|
39
|
42
|
50
|
43
|
41
|
47
|
53
|
45
|
46
|
51
|
54
|
48
|
52
|
57
|
56
|
58
|
55
|
61
|
59
|
64
|
60
|
63
|
65
|
71
|
62
|
68
|
69
|
72
|
66
|
75
|
70
|
74
|
67
|
77
|
73
|
79
|
76
|
78
|
80
|
Всего:
|
|
|
|
Активный
|
Пассивный/рефлексивный
|
Теоретический
|
Прагматический
|
Обведите в кружочек Ваш результат в таблице.
Активный стиль
|
Пассивный/рефлексивный
стиль
|
Теоретический
стиль
|
Прагматический
стиль
|
Степень предпочтения
|
20
19
18
17
16
15
14
13
|
20
19
18
|
20
19
18
17
16
|
20
19
18
17
|
Максимальное предпочтение
|
12
11
|
17
16
15
|
15
14
|
16
15
|
Сильное предпочтение
|
10
9
8
7
|
14
13
12
|
13
12
11
|
14
13
12
|
Умеренное
предпочтение
|
6
5
4
|
11
10
9
|
10
9
8
|
11
10
9
|
Слабое предпочтение
|
3
2
1
0
|
8
7
6
5
4
3
2
1
0
|
7
6
5
4
3
2
1
0
|
8
7
6
5
4
3
2
1
0
|
Минимальное предпочтение
|
Стили обучения: возможности и риски
Активный стиль обучения.
Люди с активным стилем обучения стремятся к чему-то новому. Они с радостью принимают новые идеи, обладают открытым умом. Однако, при воплощении новых идей в жизнь, они начинают скучать. Им нравятся активные действия. Им нравится работать с другими людьми и быть на виду.
Для людей, обладающих активным стилем обучения полезны упражнения, которые
-
во-первых, предоставят возможность что-то делать «здесь» и «сейчас». Например: деловые игры, ролевые игры, соревнования, но важно учитывать и перспективу;
-
во-вторых, позволят вам без ограничений генерировать идеи, но и задумываться о последствиях;
-
являются для вас трудными, так как не обеспечены необходимыми ресурсами и предполагают преодоление препятствий, использование вариативности помогает выбору оптимальных, и главное безопасных решений;
-
предполагают работу в команде, но и позволяют включать элементы индивидуальной работы.
Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на
-
пассивное слушание лекций, монологов, объяснений, чтение, наблюдение;
-
длительную индивидуальную работу: читать, писать, размышлять;
-
точное и беспрекословное следование инструкции, которые мало оставляют места для маневра.
Пассивный/Рефлексивный стиль обучения.
Люди с пассивным стилем обучения любят сидеть в углу и рассматривать ситуацию с разных точек зрения. Они собирают информацию и дважды подумают перед тем, как сделать вывод. Они наблюдают за окружающими и слушают, что те скажут, прежде чем высказаться самим.
Для людей, обладающих пассивным/рефлексивным стилем обучения полезны упражнения, которые:
-
позволяют вам наблюдать, думать, пережевывать полученную информацию, но и направлять на достижение результата;
-
дают возможность подумать перед тем как действовать, хорошо усвоить материал, перед тем, как толковать его, требующих времени для подготовки, наличие возможности заранее прочитать основную информацию, но и предложить новую краткую информацию, в которой уже есть готовые образцы, модели поведения или действия;
-
предполагают тщательный анализ и создание отчета, но и имеют завершенность действий;
-
дают возможность работать в вашем собственном режиме без давления и жестких сроков, но и с уважением относиться к людям с другим, отличающимся стилем обучения/управления деятельностью, высказывать собственное мнение, которое может оказаться очень важным, решающим.
Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на
-
на привлечение внимания, например, вы, становитесь председателем собрания или разыгрываете какую-то ролевую игру перед зрителями;
-
действие без планирования;
-
требование сделать выводы, не имея достаточных данных для аналитической деятельности и умозаключений;
-
срочность(недостаточно времени) выполнения заданий, или условия, когда нужно выполнять одновременно несколько заданий.
Практический стиль обучения.
Люди с прагматическим стилем обучения рады, если они могут делать что-то на практике. Они хотят слышать только те теории, которые имеют прямое отношение к их работе. Длинные дискуссии только усиливают их нетерпение. Они реалисты, практики.
Для людей, обладающих практическим стилем обучения полезны упражнения, которые:
-
предполагают очевидную связь между предметом и возможностью использовать это в работе, но и обращение к краткому теоретическому обоснованию;
-
дают шанс попробовать и попрактиковаться в каких-то техниках вместе с опытными мастерами своего дела, которые могут прокомментировать действия, проанализировать;
-
дают возможность немедленно внедрить в жизнь, то чему научились, а также подвести итоги достижений;
-
позволяют концентрироваться на практических вопросах с элементами теоретического обоснования, краткого анализа ситуации, например, разработать план действий с очевидным результатом, предложить кратчайший путь или способ достижения результата, подведение итогов и т.д.
Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на
-
на неосознанную реализацию потребностей, использование излишней вариативности достижения результата, отсроченность получения выгоды, вознаграждения;
-
отсутствие четких инструкций и возможности попрактиковаться;
-
наличие узконаправленных политических, управленческих или личных препятствий для внедрения идей, планов;
-
очевидное отсутствие награды (поощрения) за то, чему научились, нет продвижения по карьерной лестнице, нет материального поощрения, повышения заработной платы и т. д.
Теоретический стиль обучения.
Люди с теоретическим стилем при определении проблемных моментов опираются на множество концептуальных подходов к их рассмотрению. Они хотят рассматривать все те теории, которые имеют отношение к их работе. Они заняты длинными дискуссиями по поводу рассмотрения проблемы, при этом затягивается поиск и принятие конструктивных решений. Часто застревают в дискуссиях, теряя основную мысль. До реализации действий на практике могут и не дойти.
Для людей, обладающих теоретическим стилем обучения полезны упражнения, которые:
-
предполагая очевидную теоретическую основу любым действиям были все таки направлены на их реализацию;
-
дают возможность посмотреть на вещи с разных сторон, но и быстро выбрать оптимальные варианты достижения цели;
-
позволяют не затягивать процесс рассуждения;
-
позволяют концентрироваться не только на теоретических вопросах, например, разработать план действий с очевидным описанием мелких деталей, но и предлагают множество вариантов разрешения ситуаций и т.д.
Прогнозируемые риски, которые могут быть вызваны при использовании упражнений, направленных на
-
на временную отсроченность реализации потребностей, достижения результата, получения выгоды;
-
соблюдение четких инструкций, застревание на мелочах и потерю интереса в достижении результата;
-
на вызов сопротивления, протеста со стороны других участников взаимодействия;
-
отсутствие взаимодействия ит.д.
Задание№1
Определите, какой стиль обучения наилучшим образом соответствует данной ситуации?
-
Вам представилась возможность немедленно внедрить (применить на практике) то, чему Вы научились.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
-
Вам поручили написать отчет, осуществить анализ деятельности учреждения.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
-
Являясь членом творческой группы сотрудников учреждения, Вы должны принять решение, какую программу внедрить.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
-
Вы познакомились с интересной идеей, не имеющей практического выхода.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
Задание№2
Определите, какой стиль обучения не соответствует данной ситуации?
-
Вы должны присутствовать на мероприятии, где важно чувствовать и уметь выражать свои чувства.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
-
Вам предстоит действовать вне плана.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
-
Полученные инструкции исключают возможность маневра.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
-
Политические или организационные проблемы препятствуют внедрению эффективной технологии.
-
Прагматичный
-
Рефлексивный
-
Активный
-
Теоретический
Саморефлексия
После-тест
-
Выберите из предложенных вариантов известные Вам стили обучения/управления деятельностью:
-
демократичный,
-
либеральный,
-
индивидуальный,
-
активный,
-
рефлексивный,
-
прагматический,
-
теоретический,
-
авторитарный,
-
другие варианты:
-
В чем Вы видите ценность приобретенного опыта:
-
приобретение и расширение профессиональных знаний,
-
осознание структурных компонентов, использование вариативных моделей при организации эффективного обучения/управления деятельностью,
-
осознанное использование технологии в практической деятельности,
-
расширение возможностей эффективной организации обучения/деятельности,
-
прогнозирование рисков и их нивелирование в процессе организации обучения/деятельности,
-
другие варианты:
Разработчик: Сушкова Людмила Александровна, методист кафедры педагогики психологии Калининградского областного института развития образования