Перейти на главную страницу
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА | ||||
I. Общие сведения | ||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности | |
Береснева Наталия
Витальевна |
МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области |
Учитель биологии
|
25 лет | |
| ||||
II.Сущностные характеристики опыта* | ||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
Система приемов формирования информационных и интеллектуальных умений на уроках биологии. | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) |
Анализ соответствующей теории и практики позволяет выделить противоречия между:
Новые средства обучения: диски, мультимедийные презентации, электронный кабинет, современное лабораторное оборудование и т.д. Появление новых источников информации приводят к изменению образовательной деятельности. | |||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
Грамотное использование приемов на формирование информационно – интеллектуальных умений в школе способствует:
| |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) |
Приобретая основные умения, ученик становиться способным самостоятельно наметить цели и найти наиболее эффективные пути для их достижения, свободно ориентируясь в информационном потоке, развивается его интеллект, формируются коммуникативные навыки. Овладение системой общих учебных умений приводит к определенным сдвигам в умственном развитии школьников, помогает развитию их творческих способностей. Рациональные способы организации учебной деятельности позволяет снизить сильную утомляемость, нехватку времени. Все это создает условия для всестороннего развития личности. Таким образом, деятельность по формированию ОУУ является одним из средств развития учащихся, подготовки их к жизни. Трудоемкость заключается в больших временных затратах при подготовке к урокам и особенно при подготовке к ГИА и ЕГЭ. | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Применение информационных технологий делает необходимым наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, создание медиатеки уроков и внеклассных мероприятий. Повышение квалификации по теме «Технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании учебных дисциплин» Диссимиляция опыта на муниципальном уровне (РМО)
| |||
6. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
На школьном сайте по теме « Система приемов формирования информационных и интеллектуальных умений на уроках биологии.» | |||
7.Результат изменений |
Школьных, районных и областных олимпиад; конкурсов исследовательских работ разных уровней и других конкурсов. |
Актуальность данной темы в том, что в 2010 году вступил в силу ФГОС второго поколения, в котором четко обозначены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам образования. Особое место среди метапредметных результатов занимают интеллектуальные и организаторские умения школьников работы с информацией. Информационное общество ХХI века характеризуется большим количеством информации, требующей осмысления и использования в практической деятельности. Однако результаты мониторинговых исследований показывают, что учащиеся часто не могут выбрать из разноплановой информации нужную, сократить ее без изменения смысла и т.д. Эксперты отмечают недостаточную сформированность умений и навыков. Основными умениями в работе с информацией выступают информационно- интеллектуальные.
Полезность инноваций в том, что описанные мною приемы вариативны и легко могут быть переложены на любой предмет. Информационно-интеллектуальная компетентность позволяет успешно использовать умения работы с информацией в учебной и практической деятельности, снимая тем самым противоречие между накоплением знаний и их применением.
Умениями обычно называют способность применять знания, а также действия, с помощью которых приобретаются новые знания и умения.
Умения, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного применения, принято называть навыками.
Выделяют общие и предметные (частые, специальные) умения.
Например, только на уроках биологии мы учим готовить микропрепараты, работать с микроскопом, гербарием, влажными препаратами, ставить биологические опыты, решать генетические задачи. Эти умения, безусловно, являются предметными.
Общими учеными умениями (ОУУ) в дидактике принято называть те умения, которые являются общими для большинства учебных предметов и на базе которых формируются частные (предметные) умения и навыки.
В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я принимаю за основу классификация Н.А.Лошкаревой, которая выделила четыре группы обще учебных умений и навыков:
• учебно-организационные;
• учебно-коммуникативные ;
• учебно-интеллектуальные;
• учебно-информационные.
Организаторские умения включают в себя поставить цель деятельности, выбрать оптимальные средства для ее достижения и проанализировать не только результаты, но и пути их достижения. Учащиеся, способные к самоорганизации, успешно справляются с учебной задачей в любой ситуации и уверенно действуют при выполнении нестандартных заданий.
Интеллектуальные умения - это не только освоение элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного т.д.), но и высокий уровень мыслительной активности, проявляющийся в разнообразии вариантов решения проблем, а также способность к организованности и целенаправленности мышления.
Информационные умения связаны с получением информации из различных источников. Ученик, владеющий этими умениями, способен самостоятельно найти необходимую информацию, осмыслить и творчески переработать ее.
Основные умения |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Анализ и синтез |
V |
+ |
++ |
++ |
! |
Выделение главного |
+ |
++ |
++ |
++ |
! |
Сравнение |
V |
+ |
++ |
++ |
++ |
Установление причинно – следственных связей |
V |
+ |
++ |
++ |
! |
Составление разноуровневых вопросов |
+ |
++ |
++ |
! |
! |
Исследовательская деятельность |
v |
v |
v |
V |
+ |
Составление плана ответа |
+ |
++ |
++ |
++ |
! |
Свертывание и развертывание информации |
V |
v |
v |
+ |
++ |
Пересказ текста |
+ |
++ |
++ |
! |
! |
Сообщения и доклады |
v |
V |
+ |
++ |
! |
Рецензии, отзывы, аннотации |
V |
v |
v |
+ |
! |
Работа с дополнительной литературой |
v |
V |
+ |
++ |
++ |
Написание рефератов |
- |
v |
v |
v |
V |
Классификация |
v |
v+ |
+ |
++ |
++ |
Систематизация и обобщение |
v |
+ |
++ |
++ |
++ |
Установление принципов и закономерностей |
v |
v |
+ |
++ |
! |
А) Формирование информационных умений. Любому современному человеку необходимо находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную, использовать, создавать новую информацию и обмениваться ей с другими людьми. Именно эти умения являются составляющими информационной грамотности.
Разновидности |
суть |
Примеры организмов |
деление |
Из одной клетки образуется…….. |
…. |
……………….. |
Образуется из почки – выроста на ………… |
.. |
Фрагментация |
Деление тела на части, из каждой ……….. |
… |
Спорообразование |
Происходит с помощью….- гаплоидных клеток, покрытых…………… |
.. |
…………………………… |
Размножение …….. органами. А) Размножение стеблями, побегами, видоизмененными побегами: …….(смородина);…….(тополь); усами (….), клубнями (….), …..(ирис), …..(георгин), луковицами (….) Б) Корнями (…..) В) Листовыми черенками (…..) |
Высшие растения |
Б) Формирование Интеллектуальных умений. Интеллектуальные умения – это не только освоение элементарных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного и т.п.), но и высокий уровень мыслительной активности, проявляющиеся в продуцировании большого количества идей и в разнообразии вариантов решения проблем, а также способность к организованности и целенаправленности мышления.
− выделение главного;
− определение понятий;
− установление причинно-следственных связей;
− установление принципов и закономерностей;
− обобщение и систематизация учебного материала;
− конкретизация;
− классификация объектов по существенным признакам;
− сравнение и сопоставление;
− аргументация собственного высказывания;
− свертывание и развертывание информации;
− самостоятельная формулировка вопросов;
− решение проблемных задач;
− умение формулировать гипотезу, намечать пути её проверки;
− проведение элементарных исследований, и др.
При формировании умения устанавливают причинно - следственные связи я использую следующие приёмы.
На первых этапах (5кл.) учащимся прилагаю в тексте учебника найти ответы на начинающиеся со слов: почему?, чем объяснить?, какой выбор следует из того, что?
На следующем этапе (6кл.) учащимся предлагаю закончить предложение, опираясь на текс учебника.
Далее ( 7кл) учащимися предлагаю самостоятельно составить предложение по тексту, используя слова: так как, поэтому, потому что; следовательно; если…., то…….
Более сложные формы мыслительной деятельности являются составлением логических цепочек, состоящих из нескольких звеньев. Иногда материал для таких цепочек можно найти в тексте учебника, но обычно в тексте выделяются 1 -2 звена, а остальные звенья учащимся приходится достраивать самостоятельно.
Чаще всего при установлении причинно-следственных связей рекомендую учащимся использовать следующие словесные конструкции:
Обозначения: СЛ- вставить СЛОВО; ПР- ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СЛ связано с тем, что ПР
ПР приводит к тому, что СЛ
Благодаря ПР происходит СЛ
В связи с тем, что ПР, происходит СЛ
СЛ объясняется тем, что ПР
СЛ, так как ПР
СЛ, потому что ПР
ПР, и поэтому СЛ
ПР, следовательно, СЛ
Для установления причинно - следственных связей рекомендую учащимся использовать словесную конструкцию.
Рассмотрим, как может быть реализована система подобных упражнений на примере изучения водорослей. ( 7кл) Предлагаю учащимся прочитать текст учебника Н.И.Сонина. с38-39. Затем учащимися самостоятельно по тексту учебника составить по 3 предложения, используя слова: так как, поэтому, потому что, следовательно. Если учащимися пока ещё затрудняются с этой формой работы, я предлагаю им закончить ряд предложений:
− В клетках водорослей есть хлорофилл, поэтому водоросли ………….
− Водоросли способны к фотосинтезу, поэтому они …………………….
− Водоросли - это автотрофные растения, т.к…………………………….
− Тело водорослей представлено слоевищем, следовательно……………
− Водоросли растут на свету, потому что…………………………………
− Водоросли питаются, дышат, размножаются, следовательно, они…….
− При размножении водоросли образуются и споры, и гаметы, следовательно…..
Название животного |
Длина тела |
Длительность беременности |
Условия деторождения |
Характеристика детенышей |
Серый хомячок |
10 см |
11-13 дней |
Надежно устроенные норы |
Голые, слепые, беспомощные |
Рыжая полевка |
13 см |
18 дней | ||
Серая полевка |
13 см |
20 дней | ||
Крыса-пасюк |
35 см |
22 дня | ||
Хомячок |
59 см |
30 дней | ||
Сурок байбак |
90 см |
40 дней | ||
Лисица |
|
52 дня | ||
Горный баран |
|
150 дней |
Не устраивают гнезд и нор |
Зрячие, покрытые шерстью, в первые дни после рождения могут следовать за матерями |
Олень, лось |
|
240-250 дней | ||
Зебра |
|
340-365 дней | ||
Слон |
|
500 дней |
Название животного |
Продолжительность жизни |
Частота повторения рождений |
Слон |
70-80 лет |
1 раз в 4 года |
Зубр |
до 50 лет |
1 раз в 2-3 года |
Кит синий |
35-40 лет |
1 раз в 2-3 года |
Медведь бурый |
30-35 лет |
1 раз в 2-3 года |
Волк |
около 15 лет |
1 раз в год |
Лисица |
10-12 лет |
1 раз в год |
Зайцы |
5-7 лет |
до 3 пометов в год |
Обыкновенная полевка |
14-18 месяцев |
6-8 пометов в год |
•Вспомните особенности строения представителей ранее изученного класса. В какой среде обитания они живут, какие приспособления к жизни в этой среде имеют?
•Выявите изменения в строении изучаемого класса по сравнению с предыдущим. Подумайте, каково значение этих отличий, какие преимущества они дают изучаемой группе животных?
•На основе выявленных отличий сделайте вывод о повышении уровня организации изучаемого класса.
•Сделайте вывод о связи выявленных отличий со средой обитания животных.
•Какие особенности строения являются общими у представителей изученных классов? Подумайте, о чем свидетельствует общность строения?
•На основании сравнения сделайте вывод об общности происхождения, приведя соответствующие доказательства.
Кроме того очень важно научить учеников формулировать вывод из сравнения. При этом необходимо давать конкретные задания, обращая внимание на наиболее важные аспекты, например, при изучении класса типа хордовые.
− Сравните представителей хрящевых и костных рыб. Выявите особенности , обеспечивающие процветание каждой группы?
− Сравните рыб и земноводных. Какие особенности строения позволяют земноводным жить на суше и в воде?
− Сравните земноводных и пресмыкающихся. Какие особенности строения позволяют их назвать настоящими наземными животными.
− Сравните птиц и пресмыкающихся. Можно ли птиц назвать «рептилиями, освоившими воздух»? Дайте обоснованный ответ.
− Сравните пресмыкающихся и млекопитающих. Какие особенности строения позволяют млекопитающих широко расселиться на Земле и т.д.
− Сравните строение кровеносной системы у классов позвоночных животных. Как повлияет изменение в строении этих систем на процессах жизнедеятельности данных организмов?
Формирование умения свертывать информацию.
Под свертыванием обычно понимают превращение большой по объему информации в сжатую, краткую форму (план, конспект, тезисы, схема, таблица и др.)
Например, при изучении темы «Выделение» (8кл.) предлагаю учиться самостоятельно работать с текстом учебника.
1. Внимательно прочитайте статью « Строение почек», рассмотрите рисунки и заполните таблицу:
Органы мочевыделительной системы |
Функции органов |
|
|
− Почка имеет 2 слоя:….. и…..
− У вогнутого края почки расположена небольшая плотность ……., то которой отходят…….
−Структурная и функциональна единица почки - ……
Признаки для сравнения |
Первичная моча |
Вторичная моча |
Где образуются |
|
|
Чем отличается от плазмы крови |
|
|
Суточное количество |
|
|
Береза |
воробей |
Растительноядный |
Воздух |
Паразит |
Свет |
Хищник |
Вода |
почва |
• Утка гага выстилает своё гнездо пухом, который выщипывает из своего тела. Известно, что пух, собранный из гнезда гаги, обладает намного лучшими качествами, чем пух с убитой птицы. Предложите свои гипотезы, объясняющие данный факт. Какие из гипотез вам кажутся наиболее вероятными и почему? Какие наблюдения и опыты нужно привести для проверки правильности каждой из гипотез?
•Учёный проводил длительные наблюдения за питанием канареек. Выяснилось, что при температуре воздуха +10 градусов Цельсия птица поедает на 4 грамма больше корма, чем при температуре + 25 градусов Цельсия за то же самое время. Чем объясняется этот опыт?
При изучении темы «Рыбы»
• Аквариумные рыбы, купленные в зоомагазине, были привезены покупателем домой и выпущены в аквариум. Через несколько часов их нашли мёртвыми. Предложите возможные причины гибели рыб.
• Известно, что земноводные замечают только движущиеся объекты, а на неподвижные не обращают внимания. Как спланировать, организовать и провести эксперимент в условиях лаборатории по проверке этого утверждения? Одинаковую ли реакцию у животного будет вызывать очень мелкий и очень крупный движущийся объект? Почему?
• Среднее число дыхательных движений за 1 мин. у взрослой травяной лягушки составляет: при температуре +3 градуса Цельсия- 50, при температуре + 19 градусов Цельсия – 173, при температуре +11 градусов Цельсия – 105. Какой вывод можно сделать на основе анализа этих результатов? Как можно оформить эти результаты на странице научного отчёта или статьи?
Умение наблюдать лучше всего формируется в процессе непосредственного общения с живой природой, но, к сожалению, в условиях городской школы не всегда удается за 40 минут провести полноценную биологическую экскурсию. Как вариант предлагаю учащимся задания для самостоятельных наблюдений в природе. Приведу пример подобного задания из опыта работы на уроках природоведения.
Задания для осенних наблюдений.
Цели: познакомиться с изменениями в жизни живых организмов осенью.
Эти изменения можно заметить у растений и животных, живущих около вашего дома в городе, за городом, в саду или в парке.
На «5» необходимо выполнить все задания, на «4» - 1, 2, 4, 3 или 5; для получения отметки «3» достаточно выполнить задания 1 и 2.
• один день из жизни…;
• забавный случай на прогулке;
• мое животное – помощник и друг;
• любимые увлечения моего питомца;
• или по любой другой интересной теме, которую вы определите самостоятельно.
•Быстрое размножение сортов картофеля.
•Влияние прощипывания на урожай огурцов..
Эффективность учебной деятельности оценивается качеством знаний.
Учебный год |
Количество изучающих предмет |
Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5», % |
Успеваемость по предмету. % |
2009-2010 |
|
50 |
100% |
2010-2011 |
|
52% |
100% |
2011-2012 |
|
55% |
100% |
2009 – 2010уч.год – 1 участник
2011 – 2012 уч.год – 3 участника, из них 1 – призер
2012 – 2013уч.год – 2участника, из них 1 - похвальный лист
-Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» Кураева Кристина диплом за 2место
- Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» Кожинова Анна – диплом
-Бырканова Анастасия во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Отечество» - 2 место
Приложение №1
Система приемов формирования информационных и интеллектуальных умений на уроках биологии
16 12 2014
2 стр.
16 12 2014
1 стр.
08 10 2014
1 стр.
10 10 2014
1 стр.
08 10 2014
5 стр.
11 09 2014
12 стр.
Любушкина Л. Ю., заведующая отделом информации и инновационного опыта гаоу дпо ирост
15 10 2014
4 стр.
Форма, порядок и сроки оплаты поставки товаров
11 10 2014
1 стр.