Перейти на главную страницу
Сиротюк А.Л. Особенности речевого развитие дошкольников //Здоровье дошкольника. №5. 2008.
Сиротюк А.Л.,
доктор психологических наук, профессор
у мальчика к двум годам, они умны
(Гарбузов В.И., 2005).
Речевое развитие детей начинается с первых дней его жизни; является сложным, непрерывным и естественным процессом; характеризуется определенными возрастными этапами. Так, фонематический слух, являясь функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи.
Кстати, на своевременность и качество развития речи влияет также наличие полноценного процесса сосания в возрасте до 1-го года. Ребенок обязательно должен «насосаться», поэтому не стоит торопиться отрывать его от материнской груди. В крайнем случае, кормление должно проходить через соску с маленьким отверстием. Дело в том, что во время сосания происходит развитие мышц языка, губ и щек, которые в дальнейшем будут участвовать в речевой деятельности. Если же у ребенка до 1 года процесс сосания был мало выражен и недостаточен, то можно ожидать, что потребность в сосании (например, пальца, одеяла и т.д.) возникнет позднее, что уже будет тормозить развитие речи.
0-6 месяцев |
Потребность слышать речь. Гуление как врожденный рефлекс. Преобладание гласных звуков. |
6 месяцев-1 год |
Этап синтетического (синкретического) познания речи. Лепет как попытка подражания речи, реализуемая с участием двуполушарной коры мозга. Однако преимущественное участие в организации лепета принимает подкорковый уровень мозга. Подготовка речевого механизма к сложным речевым актам. Понимание слов и простых фраз. Появление отдельных слов. Необходимы разнообразные звучащие игрушки. |
1-1,5 года |
Подражание животным (мычание, рычание, жужжание, шипение и т.д.). Продолжение подготовительного этапа и начало собственного речевого. |
1,5-2 года |
Лепетные слова, ритм и интонации близки к настоящим словам. Совершенствование интонации речи и жестов. Первые слова из 2-х и 3-х неповторяющихся слогов. Эхолалическая имитация речи (повторение без понимания). Произнесение слов происходит без деления на звуки. |
2-3 года |
Период осмысленной речи. Слова выполняют смысловую роль. Слова еще не делятся на звуки. Ребенок должен слышать большое разнообразие шумов как основу для развития речи (шипение, свист, звон, скрип, удар, голоса животных и птиц, звуки природы, ритмы и т.д.). Активное овладение звуками речи, что предполагает повышение активности слуховых (височных) долей мозга обоих полушарий. Первые попытки соединять слова в предложения. |
3-5 лет |
Возраст речевого взрыва, период нерасчлененного фонетико-фонематического развития. Активизация речевого механизма и появление фразовой речи. Появляется обобщающая функция слова. Речь становится развернутой, диалогической и монологической. Устанавливаются отношения между словами, действиями, предметами, людьми. Развивается фонематический слух. Фонетико-фонематическое восприятие и воспроизведение звуков речи разделяется на фонетическое и фонематическое, что является базой для овладения чтения и письма. Для ребенка важны книги, мультфильмы, театр и т.д. Функционально активны все речевые зоны мозга, а также те, которые обеспечивают предметно-образно-логическое содержание высказываний (височно-затылочные доли обоих полушарий). Координирующая, регулирующая и мыслительная роль принадлежит лобным долям мозга. |
- до 7-ми лет – правополушарный этап развития (тональное звукоразличение, зрительно-моторные координации (ритмы), пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), зрительное восприятие, копирование, обоняние, осязание, вкус и т.д.);
- к 7-ми годам должен сформироваться фонематический слух;
- к 8-9-ти годам - квазипространственные вербальные синтезы и программирование самостоятельного речевого высказывания;
- к 12-15-ти годам - произвольный самоконтроль над речевой деятельностью.
В каждый онтогенетический период программа развития речевой деятельности может выполняться при обеспечении определенных условий: предшествующие этапы развития должны быть пройдены последовательно и своевременно; для ребенка должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития.
В возрасте 7 лет у ребенка хорошо развита только «внешняя» речь, поэтому он мыслит в буквальном смысле вслух. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь. Перевод мыслей в письменную речь – это еще более сложный процесс, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и лимбическую систему, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи. Наличие «внешней» речи и недостаточно развитая функция контроля над речью у детей 7-ми летнего возраста объясняет их повышенную болтливость по принципу «что вижу, о том и говорю».
По мнению В.И. Гарбузова критерием нормального психического развития ребенка является характер задаваемых вопросов. Так, до 2-2,5 лет ребенок должен задавать так называемые «горизонтальные» вопросы: «что это?» и «кто это?»; к 3 годам должны возникнуть вопросы «где?», «куда?», «когда?», «откуда?»; с 3 до 4 лет появляются «глубинные», или «вертикальные», вопросы по сути «почему?», «что внутри?», «кто сделал?»; к 5 годам – самый важный вопрос «что будет?» (Гарбузов В.И., 2005. С.255).
Формулируя задачу социализации, В.И. Гарбузов пишет о том, что до 3 лет у ребенка должна быть сформирована установка «нельзя»: «Если «хочу», но – «нельзя», то от «хочу» необходимо отказаться». До 5 лет еще две установки – «надо» и «стыдно»: 1) «Если «не хочу», но «надо», то от «не хочу» необходимо отказаться»; 2) «Если «хочу», но «стыдно», то от «хочу» следует отказаться» (Гарбузов В.И., 2005. С.146).
Ниже приводятся упражнения, которые можно использовать для развития речевой деятельности на правополушарном этапе развития детей в условиях семьи и детского сада.
Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные звуки является основой такой сложнейшей психической функции как речь, а значит и лингвистических способностей. Для развития восприятия шумов можно использовать следующие упражнения:
1. Приставки могут быть любые: «фи», «пи», «мек» и т.д.
2. Приставки могут добавляться до слова или после него. Например, (пи)ма-(пи)ма или ма(пи)-ма(пи) (мама).
3. Одна приставка может добавляться до слова (пи), другая - после слова (хве). Например, (пи)ма(хве)- пи)ма(хве) (мама).
Для запоминания сначала даются короткие слова, а затем и предложения. Например, «Де(хве)ти(хве) иг(хве)ра(хве)ли(хве) во(хве) дво(хве)ре(хве)» (Дети играли во дворе).
«Снежный ком». Развитие слухоречевой памяти (для старших дошкольников). Один из детей произносит какое-нибудь слово, первым пришедшее ему в голову. Второй участник повторяет это слово, а затем свое. Каждый следующий участник называет сначала все слова, сказанные до него в том порядке, в каком они прозвучали, а затем добавляет к ним свое слово. Тому, кто ошибся, группа оказывает помощь, напоминая пропущенное слово или исправляя перепутанное слово.
2. Упражнения для развития артикуляции
Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – черную субстанцию, которая соединяет базальный ганглий с лобной долей мозга, контролирующие мышление, речь и поведение. В процессе таких игр у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными. Д. Кимура в своих исследованиях убедительно показала, что существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата (Kimura D., 1983).
Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления будет затруднено.
«Отставание в развитии регуляторных структур мозга, как правило, сочетается с парциальными нарушениями моторного развития и, прежде всего, с развитием сложнокоординированных движений руки, кисти, пальцев» (Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М., 2000. С.129).
Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития, с моторной алалией, с дизартрией, с заиканием и т.д. (Цвынтарный В.В., 1996; Белая А.Е., Мирясова В.И., 1999; Савина Л.П., 1999; Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., 2001; Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2001; Светлова И.Е., 2004 и др.).
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует и такой способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков. Для формирования пространственных представлений, работу с пуговицами можно выполнять за спиной.
Немаловажным является содержание в организме ребенка определенных биохимических веществ, влияющим на процессы созревания нейронов и межнейронных связей. «Знание полного спектра этих веществ в нормальном организме, своеобразного возрастного «профиля» обмена веществ, возможно, позволит в дальнейшем искусственно моделировать его, вводя недостающие ингредиенты и подавляя, блокируя избыточные, и, таким образом, гарантировать ребенку «норму» внутренней среды, а не только внешней» (Скворцов И.А., 2004. С.825).
Известно, что для успешного психического развития ребенок в достаточном количестве должен получать необходимые витамины (А, С, Д и т.д.), микроэлементы (йод, железо и т.д.), аминокислоты (аспарагиновая кислота, серин, глюкоминовая кислота, глицин, аланин, цистин, лейцин и т.д.). Например, глютаминовая кислота играет важную роль для развития когнитивной деятельности, а гамма-амино-масляная кислота необходима для элиминации страхов, тревожности и нормализации сна (Пере М., Бауманн У., 2003). Большая часть аминокислот, необходимых ребенку, содержится в продуктах пчеловодства (мед, апилак (маточное молочко).
Отвар из листьев крапивы способствует эффективному умственному развитию ребенка; отвар из чреды – повышает устойчивость к эмоциональным нагрузкам; экстракты люцерны и эхинацеи, а также яблочный сок уменьшают утомляемость при высокой умственной нагрузке. Экстракт элеутерококка применяют как стимулирующий, укрепляющий нервную систему и улучшающий кровоснабжение головного мозга препарат (Гарбузов В.И., 2005).
Известно, что активность электрических и химических процессов, происходящих в головном мозге и центральной нервной системе человека, зависит от количества обычной чистой воды, выпитой в течение дня, поэтому каждому ребенку необходимо пить как минимум 25 миллилитров воды на каждый килограмм тела в день. Не чая, не молока, а воды! Ежедневное употребление необходимого количества воды улучшает концентрацию внимания, умственную и физическую активность, повышает стрессоустойчивость (Деннисон П., Деннисон Г., 1997).
Сиротюк А. С. Критерии толерантности //Вестник Тверского государственного университета. 2012. №2
26 09 2014
1 стр.
Сиротюк А. Л. Особенности речевого развитие дошкольников //Здоровье дошкольника. №5. 2008
03 09 2014
1 стр.
До сих пор мы использовали относительную адресацию ячеек. При автозаполнении в каждой следующей записи в формуле изменялись имена ячеек. Такие имена ячеек или, точнее сказать, ссыл
10 10 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 040100. 62 Социология
14 12 2014
1 стр.
Юнеско в одной из важнейших программных областей 90-х годов ХХ века – “коммуникация, информация и информатика на службе человека”
25 12 2014
1 стр.
Схема сертификации мэк по стандартам для оборудования для применения во взрывоопасных средах (Схема мэкех)
12 10 2014
1 стр.
Правительственным советом Программы юнеско «Информация для всех», Секретариатом юнеско, Российским комитетом Программы юнеско «Информация для всех» и его рабочим органом – Межрегио
25 12 2014
1 стр.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
14 12 2014
1 стр.