Перейти на главную страницу
57 общеобразовательных школ с количеством учащихся 6741 чел.,
1 детский дом с количеством воспитанников 88
39 дошкольных образовательных учреждений, в них воспитанников 1250
3 учреждения дополнительного образования с количеством воспитанников ДЮСШ – 486, РДЭБЦ – 700, ДДТ – 3509; Итого: 4695 – 69,6%;
1 учреждение начального профессионального образования (ПУ №82).
|
1999/2000 уч.год |
2000/01 уч.год |
2001/02 уч.год |
2002/03 уч.год | ||||||||||||
по району |
в среднем по РБ |
в т.ч. |
по рай ону
|
в среднем по РБ |
в т.ч. |
по рай
ону |
в сред
нем по РБ
|
в т.ч. |
по рай ону
|
в среднем по РБ |
в т.ч. | |||||
го- род
|
село |
го- род
|
село |
го-род |
село |
го-род |
село | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 | |
аварийность и ветхость школьных зданий, % |
- |
- |
- |
- |
0 |
12 |
- |
- |
0 |
9,95 |
- |
- |
0 |
9,95 |
|
|
размер учебной площади, приходящейся на одного ученика в школах, кв.м (с 2002/03 уч.года) |
- |
- |
- |
- |
9,6 |
7,2 |
- |
- |
13,2 |
12,2 |
- |
- |
15,9 |
4,7 |
|
|
обучающихся во вторую смену, % |
13,4 |
25,2 |
35 |
10,9 |
12,3 |
25 |
35,2 |
10,2 |
12,7 |
24 |
34,1 |
9,7 |
9,8 |
23,4 |
|
|
успеваемость, % |
99,5 |
97,2 |
- |
- |
99,6 |
9 |
- |
- |
99,5 |
99,2 |
|
|
99,9 |
99,38 |
|
|
качество знаний, % |
47 |
43 |
- |
- |
46,8 |
6,2 |
- |
- |
47 |
47,1 |
|
|
49 |
48,18 |
|
|
прием обучающихся в 10 класс, % |
73,6 |
60,8 |
59,6 |
67,3 |
73,2 |
59,5 |
56,7 |
65,1 |
63,4 |
59,6 |
56,7 |
64,5 |
71,9 |
56,6 |
|
|
поступление в вузы, % |
28 |
42,3 |
- |
- |
33,8 |
45 |
- |
- |
31 |
- |
- |
- |
|
47,9 |
|
|
награждены: золотыми медалями, % |
0,8 |
1,5 |
|
|
0,2 |
1,8 |
|
|
0,2 |
1,9 |
|
|
0,6 |
6,7 |
|
|
серебряными медалями, % |
2,5 |
6 |
|
|
3,8 |
6,3 |
|
|
5,6 |
7,2 |
|
|
3,54 |
1,9 |
|
|
доля медалистов от общего кол-ва выпускников, % |
3,3 |
7,5 |
|
|
4 |
8,1 |
|
|
5,8 |
9,1 |
|
|
4,1 |
8,6 |
|
|
охват дошкольным образованием, % |
61,6 |
53 |
- |
- |
49,2 |
54,3 |
- |
- |
52 |
56 |
66,5 |
41,3 |
56,4 |
56,6 |
67, |
41,7 |
охват горячим питанием, % |
100 |
68 |
53 |
95 |
100 |
81,9 |
70,2 |
95,5 |
100 |
81,9 |
70,2 |
95,5 |
100 |
91,4 |
71, |
96,3 |
учителей с высшим образованием, % |
77,3 |
73 |
77,9 |
69,1 |
77,8 |
73,8 |
78,9 |
69,9 |
78,3 |
73,9 |
79,0 |
70,1 |
80 |
74,7 |
|
|
охват дополнительным образованием, % |
22,8 |
33,3 |
- |
- |
24,9 |
38,9 |
- |
- |
47,2 |
43,1 |
- |
- |
69,6 |
49,2 |
|
|
охват учащихся летней оздоровительной работой, % |
60 |
43,6 |
- |
- |
93,7 |
55,8 |
- |
- |
89 |
56,9 |
- |
- |
89 |
66 |
|
|
изучение родных языков, % |
96,7 |
62,4 |
- |
- |
96 |
62,8 |
- |
- |
97,6 |
64,6 |
- |
- |
98,2 |
66,2 |
|
|
изучение башкирского языка как государственного, % |
- |
- |
- |
- |
6,5 |
20,1 |
- |
- |
6,8 |
24,2 |
- |
- |
56,9 |
28,3 |
|
|
обеспеченность учебниками, %
|
92 |
90,3 |
- |
- |
87,6 |
92,3 |
- |
- |
94,3 |
92,3 |
- |
- |
94,8 |
90,3 92,3 |
|
|
|
97 |
89,2 |
- |
- |
90,7 |
89,4 |
- |
- |
96,9 |
94 |
- |
- |
97,2 |
94,0 |
|
|
|
87 |
75,1 |
- |
- |
83,9 |
68,3 |
- |
- |
91,7 |
84,7 |
- |
- |
92 |
84,7 |
|
|
оснащенность образовательных учреждений современными средствами информатизации, % |
10 |
10,3 |
- |
- |
10 |
10,3 |
- |
- |
39,3 |
46,1 |
- |
- |
42,4 |
56,1 |
|
|
На содержание учреждений образования Аургазинского района в 2002 году было израсходовано 115,4 млн.рублей, что составляет 100,0% от уточненного бюджета района (при среднереспубликанском показателе исполнения бюджета 98,5%).
На развитие учреждений образования района в 2003 году предусмотрено выделить 112,1 млн. рублей, что составляет 84,2% от расчетной потребности (133,1 млн. рублей), при среднереспубликанском показателе 70,5%. В 2002 году на содержание учреждений образования района было предусмотрено 112,0 млн. рублей. Рост бюджета Аургазинского района 2003 года к бюджету 2002 года (по плановым данным) составляет 100,1%, при росте бюджета республики 104,3%.
Стоимость текущего содержания воспитанников дошкольных образовательных учреждений на 2003 год предусмотрена в сумме 8,8 тыс. рублей в год (средний показатель по республике – 11,5 тыс.руб.), учащихся в школах – 5,9 тыс.рублей (средний показатель по республике 9,3 тыс.руб.), учащихся вечерних классов при общеобразовательных школах – 1,5 тыс.руб. (средний показатель по республике 4,8 тыс.руб.), воспитанников детских домов – 59,1 тыс.рублей (средний показатель по республике 64,3 тыс.руб.), учреждений дополнительного образования – 0,4 тыс.рублей (средний показатель по республике 1,2 тыс. руб.), интернатов при школах – 4,6 тыс. рублей (средний показатель по республике 6,6 тыс.руб.).
В 2003 году заработная плата работникам образования в районе выплачивается вовремя. Компенсационные выплаты на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам района выплачивается одновременно с заработной платой.
.
Прошедший 2002-2003 учебный год в целом можно назвать продуктивным для системы образования. Все, что намечалось, в основном, удалось осуществить. Педагоги района располагают всеми необходимыми условиями для успешной и эффективной работы. Все образовательные учреждения района были своевременно и качественно подготовлены к началу 2002-2003 учебного года, был проделан большой объем работ по капитальному ремонту в 19 объектах образования на общую сумму 2 млн. 255 тыс.рублей, а школьники Ситдик-Муллино и Чуваш-Карамалов получили возможность обучаться в прекрасных новых зданиях, возобновлено строительство Кальчир-Бурановской школы Серьезные сдвиги произошли и в плане компьютеризации, укрепления спортивной базы школ, на что в конце года по линии Госсобрания было выделено 60 тыс.рублей целевых денежных средств, а также 80 тыс.рублей израсходовано на оснащение кабинетов родных языков. Все это создает благоприятные предпосылки для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса, обновления и структурной перестройки содержания образования, повышения его качества за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых, управленческих ресурсов учебных заведений.
Нам удалось оптимизировать структуру системы образования, создать условия для работы школ в инновационном режиме, модернизировать подготовку и профессиональную переподготовку педагогических кадров.
Основная тенденция развития системы образования сегодня – увеличивающаяся вариативность и дифференцированность обучения, внедрение новых технологий и методик, переход к адаптивной, личностно-ориентированной модели образования.
Учащиеся имели возможность участвовать в образовательных проектах в области новых информационных технологий: «Информашка» для учащихся 1 - 9 классов, «Крит» - для 10–11 классов, «Магариф». В этом году большинство конкурсов проводилось впервые и тем более ценно, что наши ученики приняли в них активное участие.
Вместе с тем, в сложившихся условиях, наряду с удовлетворением образовательных потребностей общества, остро требуется возобновить всеобуч, обеспечить социальную поддержку детей и подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации. В этих целях отделом образования, руководителями школ ведется большая работа по созданию условий для успешной социальной адаптации такой категории детей, по охвату всех детей школьного возраста от 7 до 18 лет различными формами обучения. Например, в текущем учебном году в школах района организовано обучение на дому по медицинским показаниям для 19 детей, занимаются в классах компенсирующего обучения с задержкой умственного и психического развития 67 учащихся, открыты классы УКП с вечерней, заочной формой обучения в 9 школах с охватом 18 юношей и девушек по разным причинам не доучившихся и не имеющих документа о среднем образовании, почти в каждой школе есть дети, обучение которых осуществляется по индивидуальной программе.
Таким образом, по сведениям, представленным директорами школ и согласованных с главами администраций сельских советов, детей, неохваченных обучением в районе на сегодня нет, за исключением 20 детей-инвалидов школьного возраста, не подлежащих обучению вообще.
Главное богатство образовательной системы – педагоги района. Именно благодаря их умениям в районе осуществляется обновление содержания образования, внедрение технологий развивающего обучения. В образовательных учреждениях района работают 1253 педагогических работника, среди которых много профессионалов своего дела, творчески мыслящих, а самое главное – любящих детей. 16 педагогических работников имеют звание «Заслуженный учитель» и «Почетный работник общего среднего образования», 118 награждены значком «Отличник народного образования» РБ и РФ.
Проводимые конкурсы «Школа года», «Учитель года», «Воспитатель года», «Вожатый года» - немаловажный стимул для проявления творческой инициативы, для плодотворного созидательного труда. Лауреатом республиканского конкурса «Учитель года – 2003» стал учитель технологии Толбазинской СОШ № 2 Ямалетдинов М.Ф., который удостоен премии Президента РБ, и получил высокую награду Республики - звание «Заслуженный учитель РБ». Учительница башкирского языка и литературы Таштамакской СОШ Сидорова Н.Б. победила в номинации «Верность своей профессии» на Межрегиональном конкурсе «Учитель башкирского языка и литературы - 2003» и была награждена Почетной грамотой МО РБ.
С целью более широкого привлечения родителей к вопросам обучения и воспитания детей, возобновления педагогического всеобуча, отделом образования совместно с педколлективами была разработана тематика родительского университета педагогических знаний до 2005 года, куда включены вопросы педагогики, психологии, валеологии, права. В течение года в каждом образовательном учреждении состоялось по 4 занятия родительского всеобуча с приглашением медиков, психологов, юристов, проводились практические занятия, тренинги, деловые игры, круглые столы.
Не остается без внимания важнейший аспект системы образования – воспитание, именно в процессе воспитания подрастающего поколения формируются нравственные качества человека, его взгляды, убеждения, культура. В районе сохранена сеть учреждений дополнительного образования. Охват детей дополнительным образованием в районе составляет 70 %, филиалы Дома детского творчества работают на базе образовательных учреждений. В 12 школах открыты филиалы ДЮСШ, функционируют кружки по линии районного детского эколого-биологического центра. Занятия в спортивных секциях, различных клубах и кружках позволяют решить проблему свободного времени детей и подростков, в первую очередь, из неблагополучных семей, организовать их содержательный культурный досуг. В районе сложилась система традиционных мероприятий для школьников: ярмарки-выставки детских работ, конкурсы «Звездочки Аургазов», «Пионер года», патриотической песни, фестиваль пионерских дружин, районный слет организации «Пионеры Башкортостана», фольклорный праздник «Жемчужины Башкортостана», районные туристические и геологические слеты.
Педагогическими коллективами школ разработаны концепции эффективного воспитания, так, в Таштамакской, Шланлинской, Нагадакской, Семенкинской школ, Башкирской гимназии теоретической базой развития стала педагогика успеха: восхождение по лестнице достижения.
Успех, доброта, образование, красота, порядок, активность, профессионализм, талант, здоровье – вот ключевые слова ценностно-ориентированного поля развития Султанмуратовской, Шланлинской, Андреевской, Исмагиловской, Толбазинской СОШ № 2, Толбазинского лицея.
Педагоги Курманаевской, Кузяковской, Батыровской, Меселинской, Мустафинской школ используют воспитательную технологию Г.Селевко «Самосовершенствование школьника».
Организация урочной и внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, была и остается очень важной сферой деятельности педагогов. На базе школ и учреждений дополнительного образования в этом учебном году работают 256 кружков с охватом 4695 школьников, 2918 детей вовлечены в детскую общественную организацию «Пионеры Башкортостана», в осенне-летний период 1230 школьников вошли в состав трудовых объединений и производственных бригад.
Значителен вклад в воспитательный процесс кружка «Спелеолог» (Султанмуратовская СОШ, руководитель Фахретдинов Ф.Р.). Ребята изучают местные пещеры, собирают различный природный материал, создают свой спелеологический музей, заново открывают для себя свою малую Родину. Большое внимание уделяется развитию художественной самодеятельности. В районе популярны фольклорные коллективы Меселинской, Мурадымовской, Толбазинской № 2, Нагадакской, а также танцевальные группы: Толбазинского лицея, Семенкинской, также хор Толбазинского лицея. Они являются бессменными участниками всех школьных и районных мероприятий. Театральная труппа Толбазинского лицея – (Насыров Р.Р.) - победитель республиканского конкурса школьных экологических театров 2002 года - гордость всего района.
Одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений является краеведение. Педагоги-предметники, классные руководители, старшие вожатые, библиотекари, руководители кружков помогают ребятам как можно больше узнавать о своей Родине, истории своего края, жизни замечательных людей села, района, республики.
Неоценимую помощь в этом оказывают школьные музеи и уголки, которые функционируют во всех общеобразовательных учреждениях Богатый исторический материал собран и систематизирован в музеях Бишкаинской, Меселинской, Семенкинской, Тряпинской, Шланлинской. Чув.Карамалинской, Турумбетовской школ, Толбазинском лицее.
В районе, в целом как и в республике, большое значение в этом году придается приобщению детей к здоровому образу жизни, пропаганде культа здоровья, повышению престижа спорта, в связи с чем ведется расширение количества спортивных кружков и секций по линии детско-юношеской спортивной школы, укрепление их материально-технической базы. В связи с этим серьезного внимания требуют вопросы улучшения организации питания детей в образовательных учреждениях, а также духовно-нравственного оздоровления молодого поколения.
Неоспоримую помощь в этом оказывают подсобные хозяйства и пришкольные участки. Последние имеются во всех учреждениях образования, подсобные хозяйства в этом учебном году занимают площадь 253 га, почти за всеми школами по договору с сельхозкооперативами закреплены плантации сахарной свеклы, зерновых и овощных культур. Поэтому при организации летней оздоровительной работы мы стараемся совмещать отдых учащихся с трудом. На сегодня создано и функционируют в 34 школах учебно-производственные бригады и другие трудовые объединения с охватом 917 учащихся, которые трудятся на полях родных сел, деревень и своих школ. Средства, вырученные от их труда, пойдут на их же благо, т.е. на дальнейшее улучшение условий обучения и воспитания, укрепление материальной базы, организацию питания.
В 25 школах работали лагеря дневного пребывания, где отдыхали и укрепили свое здоровье 735 детей.
В этом учебном году в целях улучшения подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил, защите Отечества, в целом, к жизни, большой упор был сделан на укрепление учебно-материальной базы по основам военной службы и безопасности жизнедеятельности, на повышение качества преподавания этих предметов, организацию военно-патриотического воспитания. Согласно распоряжению главы администрации в районе проводился смотр-конкурс учебно-материальной базы по курсу «ОБЖ». По итогам участия на республиканском конкурсе нашему району присуждено призовое место. С 10 по 14 июня на базе Бишкаинской, Семенкинской, Султанмуратовской школ прошли учебные сборы юношей 10 классов, которые способствовали закреплению приобретенных знаний на практике.
Основная задача школы – дать качественное образование обучающимся, подготовить их к дальнейшему продолжению своего образования. Для этого школам предоставлены широкие возможности. Начиная с 10 класса в ряде школ начата профилизация, т.е. деление на подгруппы при изучении некоторых предметов по выбору самого ученика в соответствии со своими возможностями и потребностями. На это же нацелена районная программа «Одаренные дети», - как составная часть Президентской Программы «Дети Республики Башкортостан», предусматривающая формирование целостной системы обучения, воспитания и развития талантливых детей, ведь одаренные дети – это часть интеллектуального потенциала, будущее страны. Важно их поддержать уже сегодня, вовлекать в научно-исследовательские общества, дать возможность развивать и проявить свои способности, повышать информационную культуру.
В рамках ее реализации организовывались дополнительные занятия с одаренными детьми по разным направлениям с приглашением научных работников, встречи с представителями вузов, научно-практические конференции школьников «Старт в науку», интеллектуальные марафоны и турниры, олимпиады, что вызывает у ребят интерес к научной, исследовательской работе, приближает их к условиям обучения в вузах. В мае проведена IV районная научно-практическая конференция «Старт в науку». Лучшие работы были направлены в Уфу для участия на республиканском конкурсе научных проектов школьников по линии Малой Академии Наук и 14 мая 2003г. учащиеся Емельянова Людмила (Кировская СОШ), Рашитова Марьям, Салимьянова Рина (Толбазинский лицей), Каримова Айгуль (Толбазинская СОШ № 2), Хасанов Мират, Валиев Халил (Султанмуратовская СОШ) успешно защитили свои работы на III Республиканской научно-практической конференции, Так Валиев Х. занял первое место в секции «Геология», Емельянова Л.- четвертое место в секции «Математика».
В этом учебном году завершили школу 480 выпускников. Из них 3 с золотой, 17 с серебряной медалями. 475 выпускников сдавали ЕГЭ по математике, результаты которого лучше по сравнению с прошлым годом: качество знаний с 27 % в прошлом году увеличилось до 47 % в 2003 году при успеваемости 87,8 %.
ЕГЭ по химии сдавало 35 учащихся: успеваемость составила 91,4 %, качество знаний 57.1 %. Из 74 сдававших биологию в форме ЕГЭ на «4» и «5» справились 49 учащихся (66 % при успеваемости 96 %).
По физике сдали ЕГЭ 32 выпускника, успеваемость составила 97 %, качество 68,7 %. В течение учебного года с 11-классниками велась активная подготовительная работа по ЕГЭ: в дополнение к факультативам, спецкурсам, консультациям проводились семинары с приглашением преподавателей вузов и БИРО как для учителей, так и учащихся, на базе Толбазинского лицея были организованы подготовительные курсы при УГАТУ и УГНТУ, более 700 выпускников 9, 11-ых классов имели возможность пройти централизованное аттестационное тестирование на базе района, итоги которого были зачтены как экзаменационные.
В целях более качественной подготовки выпускников к поступлению в вузы, к выбору профессии серьезное внимание уделялось профориентационной работе, установлению связи с вузами, с центрами довузовской подготовки.
В апреле месяце в районе прошел слет выпускников, где они встретились с представителями различных вузов республики и получили обстоятельные советы и рекомендации. В дни весенних каникул они организованно побывали на Днях открытых дверей вузов г.Уфы и Стерлитамака.
Ежегодно около 32 % выпускников школ района становятся студентами высших учебных заведений. 25 июня в районе впервые проводился бал медалистов района, куда были приглашены и родители этих выпускников. В торжественной обстановке глава администрации района Ишемгулов М.Б. вручил выпускникам, их родителям Благодарственные письма и наказ Президента РБ.
Принятие Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», государственной программы сохранения, изучения, развития языков народов РБ на 2000-2005 годы позволили нам последовательно и системно строить языковую и национальную политику в сфере образования, вести работу с учетом существующих реалий.
Успешно развивается башкирская гимназия в с.Толбазы, целью которой является непрерывное обучение на родном языке в культурно-национальной среде и духовно-нравственное воспитание учащихся, возрастает ее роль в образовательной структуре района. Отрадно, что воспитанию на родном языке в плане обеспечения преемственности обучения самое серьезное внимание стало уделяться в детских садах, где через народное игры, знакомство с фольклором учат детей уважать традиции, формируют бережное, осознанное отношение к памяти предков, к родному Башкортостану.
Для обучения детей разных национальностей в Аургазинском районе функционирует 57 общеобразовательных школ, из них 10 – башкирских, 7 – татарских, 3 – чувашских школ, в остальных родной язык (башкирский, татарский, чувашский, украинский, мордовский) преподается как предмет. В школах района организовано изучение 6 родных языков. В том числе ведется обучение детей на родных языках: русском, башкирском, татарском и чувашском. Все учащиеся русской национальности с 1 по 11 классы обучаются на родном языке, что составляет 98,2 % .
В текущем учебном году в 10 школах нашего района обучаются на башкирском языке 484 учащихся, что составляет 57,8 % от учащихся башкирской национальности. В 12 школах башкирский язык и литературу изучают как предмет 353 учащихся – 42,2%. Таким образом, в 20 школах района башкирский язык и литературу изучают 837 учащихся (100 %). 56,9 % учащихся изучают башкирский язык, как государственный.
В 7 школах района 114 учащихся обучаются на татарском языке – 3,5%. В 26 школах 2987 учащихся изучают татарский язык – 92,6 %. Всего татарский язык и литературу изучают в 33 школах 3101 учащихся - 96,2 %. В 3 школах на чувашском языке обучаются 29 учащихся – 1,3 %. В 19 школах изучают чувашский язык 2040 учащихся - 96,7 %. Всего чувашский язык и литературу изучают в 22 школах 2069 учащихся – 98 %. В одной школе (Наумкинской СОШ) изучают мордовский язык 31 учащийся - 100%.
В Степановской СОШ изучают украинский язык 90 учащихся – 100 %.
Одновременно не ослабевает внимание к совершенствованию изучения русского языка. Сегодня русский язык как государственный язык изучается во всех школах района.
Основные проблемы и перспективы дальнейшего развития образования:
Исп.: А.И.Япарова
10 10 2014
1 стр.
15 10 2014
1 стр.
16 12 2014
1 стр.
24 09 2014
1 стр.
В инновационном режиме работали Баймакский лицей-интернат, Башкирский республиканский компьютерный лицей-интернат в селе i-иткулово – 2,5 от общего количества общеобразовательных у
10 09 2014
1 стр.
В настоящее время в районе функционируют 45 дошкольных образовательных учреждений, 34 общеобразовательные школы, 6 учреждений дополнительного образования
14 12 2014
1 стр.
Экономика муниципального образования «Ярский район» как ресурс развития муниципальной системы образования
25 12 2014
3 стр.
Настоящая программа курса рассматривает практические основы образовательной политики рк реформирование системы образования, а также концептуальные проблемы, дает четкое представлен
06 10 2014
1 стр.