Биология 8 класс (демонстрационный материал)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2 часа (120 минут ). Работа состоит из 3 частей , включающих 27 задания . Часть 1 содержит 20 заданий (А 1 – А 25). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа , из которых только один верный . При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе . Если вы обвели не тот номер , то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа . Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В 1 – В 4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 содержит 3 задания (С 1 – С 3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание , которое не удается выполнить сразу , и переходите к следующему . Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям . За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов . Баллы , полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов .
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А 1–А 20) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе .
А 1. Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа », написанной в 1632 г .?
1) моделирование
2) эксперимент
3) наблюдение
4) измерение
А 2. Аналогом какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера ?
1) лизосомы
2) ядра
3) рибосомы
4) комплекса Гольджи
А 3. Какие свойства живых систем отображены на серии рисунков 1–5?
1) раздражимость и самовоспроизведение
2) саморегуляция и ритмичность
3) обмен веществ и превращение энергии
4) рост и развитие
А 4. Как называют способ вегетативного размножения растений , представленный на рисунке ?
1) размножение видоизмененными побегами
3) размножение отводками
2) размножение стеблевыми черенками
4) прививки в расщеп
А 5. На рисунке изображена ловчая сеть . Какое животное использует её для поимки жертвы ?
1) виноградная улитка
2) паук крестовик
3) рак отшельник
4) стрекоза решетчатая
А 6. Какую из приведенных ниже тканей относят к животным ?
1) образовательную
2) проводящую
3) основную
4) нервную
А 7. Основной орган выделения у человека
-
Печень
-
Почки
-
Кожа
-
Лёгкие
А 8. Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо
1) давать команду и подкреплять ее выполнение пищей
2) давать пищу , после чего – команду
3) многократно давать команду , ничем ее не подкрепляя
4) давать пищу и наблюдать за выделением слюны
А 9. Какая из приведенных ситуаций может служить примером гуморальной регуляции дыхания?
1) чихание при раздражении рецепторов слизистой носа
2) задержка дыхания при вхождении в холодную воду
3) учащение дыхания после произвольной его задержки
4) задержка дыхания при вдыхании паров нашатырного спирта
А 10. При нарушении правил переливания крови от донора к реципиенту существует опасность гибели последнего , связанная с различием людей по
1) генетическому коду
2) числу клеток крови
3) количеству хромосом
4) строению белков крови
А 11. На рисунке изображена схема строения сердца человека . Какой буквой на ней обозначено правое предсердие ?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А 12. Образование углекислого газа в организме человека происходит в
1) мышечных клетках
2) голосовой щели
3) эритроцитах
4) легких
А 13. Содержание какого витамина в первую очередь пополняется за счет потребления человеком изображенных фруктов ?
1) D
2) С
3) А
4) В 1
А 14. На рисунке изображен череп человека . Какой буквой на нем обозначена кость , защищающая зрительную зону коры головного мозга ?
1) А
2) Б
3) В
4) Г
А 15. «Закладывание ушей » во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие
1) чувства страха , испытываемого человеком перед полетом в самолете
2) изменения давления воздуха на барабанную перепонку
3) оттока крови от головы к нижним конечностям
4) быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха
А 16. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует
1) приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу
2) попытаться разработать поврежденный сустав
3) самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе
4) согреть поврежденный сустав
А 17. Недостаток солей кальция во внутренней среде организма человека может сказаться на
1) функциях лейкоцитов и эритроцитов
2) скорости проведения нервных импульсов
3) функциях желудка и поджелудочной железы
4) свертывании крови и мышечном сокращении
Объект
|
Процесс
|
рибосома
|
синтез белка в клетках организма
|
клеточная мембрана …
|
|
А 18. В приведенной ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь .
На место пропуска в этой таблице следует вписать :
1) синтез жиров
2) транспорт веществ
3) синтез АТФ
4) деление клетки
А 19. Какую функцию выполняют кишечные ворсинки в пищеварительном канале человека?
-
Участвуют в образовании витаминов
-
Повышают скорость продвижения пищи во время переваривания
-
Нейтрализуют поступающие с пищей вредные вещества
-
Увеличивают поверхность соприкосновения кишечника с пищей
А 20. Кровь в организме человека превращается из венозной в артериальную после выхода из
-
Капилляров лёгких
-
Левого предсердия
-
Капилляров печени
-
Правого желудочка
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В 1–В 4) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В 1. Выберите в приведенном ниже списке три отличия растений от животных и запишите цифры, под которыми они указаны
1) наличие оформленных ядер в клетках организмов
2) множество одинаковых внешних органов
3) дыхание
4) малая подвижность
5) рост в течение всей жизни
6) гетеротрофный способ питания
Ответ: ______________________
В 2. Закончите составление текста на тему «Строение глаза », в котором даны первое (1) и последнее (10) предложения. Расположите приведенные в правой колонке таблицы восемь предложений в такой последовательности, чтобы текст получился логически связным. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр .
СТРОЕНИЕ ГЛАЗА
В 3. Установите соответствие между железой и характеристикой , которая ей соответствует . Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца . Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЖЕЛЕЗА
A) недостаток вырабатываемого гормона вызывает 1) надпочечник
сахарный диабет
Б ) вырабатывает гормон инсулин 2) поджелудочная
В ) железа смешанной секреции
Г ) вырабатывает гормон адреналин
Д ) состоит из коркового и мозгового слоя
E) железа парная
В 4. Установите последовательность этапов развития половых клеток и зародыша. Ответ запишите в в идее последовательности цифр
-
Внедрение в слизистую оболочки матки
-
Образование яйцеклетки в яичнике
-
Выход яйцеклетки из лопнувшего фолликула в брюшную полость
-
Оплодотворение
-
Движение по маточной трубе
-
Выход в матку
-
Образование зародышевых оболочек и плаценты
-
Рождение
Часть 3
Для ответов на задания С 1–С 3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С 1 и т.д.), а затем ответ к нему .
С 1. Объясните, почему вредно носить тесную обувь , а в подростковом возрасте – и обувь на высоком каблуке .
Прочитайте текст «Эволюция человека » и выполните задания C2–
C3.
Эволюция человека
История возникновения человека сложна и противоречива. Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период, который начался примерно 60 млн лет назад. Широко распространённая во второй половине третичного периода ископаемая группа высших обезьян – дриопитеков дала начало двум эволюционным линиям: гоминидам (людям) и понгидам (современным высшим обезьянам). Ряд учёных полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Он обитал на территории современных Индии, Восточной Европы, России. Ходили на 4 конечностях, освобождая руки только для собирательства. Питались растительной пищей. На смену рамапитеку пришли австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Это были небольшие прямоходящие существа (рост 120-130 см). Объём мозга равен 530 см3 . Орудий труда не найдено. Занимались собирательством. В тот же исторический период существовало животное, внешне сходное с австралопитеком. Объём его головного мозга – до 650 -1100 см3 . Свободно ходил на двух ногах. Удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте стоянок. Отсюда название – Человек умелый. Занимались собирательством, начали заниматься земледелием. Полагают, что именно он являетчя первым представителем самых древних людей. Первые останки найдены в Восточной Африке. В процессе дальнейшей эволюции человека ряд учёных выделяют три стадии: древнейшие люди, древние люди и современные люди. Останки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке. Их объединяют под видовым названием Человек прямоходящий. Это было существо среднего роста (160 см) с объёмом головного мозга до 1100 см3 . Вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения и мясо. Жили группами. Стадия древних людей представлена большим числом находок в Европе, Азии, Африке. Они относились к одному виду – Человек неандертальский. Череп вмещал объём мозга – 1600 см3. Рост достигал 170 см. спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду. Жили группами по 10-15 человек. Существовало разделение труда. Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами. Это были высокие люди (до 180 см), объём их мозга достигал 1800 см3. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду – Человек разумный. К нему относимся и мы.
С 2. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика предков человека» графы № 1 - 9
Параметр сравнения
|
Рамапитек
|
Австралопитек
|
Человек умелый
|
Человек прямоходящий
|
Неандерталец
|
Кроманьонец
|
Место нахождения останков
|
территория современной Индии, Восточной Европы, России
|
1
|
Восточная Африка
|
2
|
3
|
4
|
Рост, объём головного мозга
|
5
|
6
|
рост 120-130 см. Объём головного мозга до 650 -1100 см3
|
Рост - 160 см, объём головного мозга до 1100
|
7
|
Рост - до 180 см, объём мозга - 1800 см3
|
Образ жизни
|
Ходили на 4 конечностях, освобождая руки только для собирательства. Питались растительной пищей.
|
Орудий труда не найдено. Занимались собирательством
|
Свободно ходил на двух ногах. Удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте стоянок. Отсюда название – Человек умелый. Занимались собирательством, начали заниматься земледелием
|
8
|
9
|
Сходен с современным человеком
|
С 3. Почему именно Человека умелого называют родоначальником рода Человек?