Акатова Н.И., МБОУ «СОШ №1 г.Харабали им. М.А. Орлова» Астраханской обл.
Интегрированный урок биологии и химии в 10 классе по теме «Белки»
Белки – жизнь
Интегрированный урок биологии и химии.
Учебно-воспитательные цели:
-
Расширить и конкретизировать знания о белках, полученных на уроках химии и биологии.
-
Найти ответ на проблемный вопрос:
«Почему понятие белок отождествляется с понятием жизнь?»
-
Сформировать познавательный интерес учащихся к предметам, развить творческое мышление.
Методы: словесный, наглядно-экспериментальный, поисковый.
Оборудование: таблицы, схемы, рисунки, реактивы для проведения опытов.
План урока
-
Введение
Вспомним!
-
Состав и строение белков
А) историческая справка;
Б) сообщения учащихся.
-
Структурная классификация белков – сообщения учащихся.
-
Физико-химические свойства белков (учащиеся проводят опыты).
-
Проводим тестирование.
-
Классификация белков по функциям
А) историческая справка;
Б) сообщения учащихся.
-
Продолжение тестирования.
-
Значение белков и ферментов (сообщения учащихся).
-
Выводы.
Ход урока
-
Введение
Ученик: Меняя каждый миг свой образ прихотливый.
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным.
С.Я. Надсон
Учитель биологии: Эти строки позволяют задуматься над вопросом, который всегда волновал людей: Что такое жизнь?
В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, создавались теории. Одни послужили основой новых исследований, другие – гибли ввиду своей несостоятельности. Наука 19 века еще не могла видеть всей глубины изучаемого процесса, но накопила достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни:
«Жизнь – есть способ существования белковых тел…»
Определение, данное Ф. Энгельсом в работе «Антидюринг», позволяет задуматься над вопросом:
«Как современная наука представляет процесс жизни?»
Ожидаемый ответ учащихся:
- Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.
Логично возникает новый вопрос:
«Не устарело ли определение жизни, данное Энгельсом более 100 лет назад?»
Ответ учащихся:
- Нет, современная наука расширила, углубила и наполнила определение жизни новыми представлениями.
Вы изучали белки отдельно на уроках биологии и химии. Поэтому цель сегодняшнего интегрированного урока, обобщить знания о белках, приоткрыть дверь научного познания жизни и понять, что жизнь и белки неразрывно связаны. А значит, чтобы ответить на вопрос, что такое жизнь, нам надо вспомнить, что такое белки?
Проблемный вопрос урока: «Почему понятие белок отождествляется с понятием жизнь?»
Учитель химии продолжает урок:
Ребята! Вам заранее были предложены (вывешены в кабинетах) вопросы для повторения. Сейчас вы можете проверить себя, насколько хорошо вы это сделали. Отметьте знаком «+» те вопросы, которые вы знаете хорошо и знаком «-» те, на которые вы затрудняетесь ответить.
Отвечайте честно, это никак не повлияет на ваше оценку.
А теперь в ходе урока, благодаря сообщениям товарищей, коллективного обсуждения, постарайтесь восполнить проблемы.
-
Вспомним: состав и строение белков.
Историческая справка:
«Вещества белковой природы известны с древних времен. Начало их изучения положено в середине 18 века итальянцем Я. Беккари, но только через 100 лет ученым удалось систематизировать свойства изученных белков, определить их атомный состав и сделать вывод о том, что белки – это главный компонент живых организмов. Затем из белков – гидролизаторов были получены продукты неполного расщепления и возникли различные гипотезы о строении белков, которые имеют чисто исторический интерес. Постепенно умами ученых овладевает идея: молекула белка построена из конечных продуктов белкового распада – аминокислот. Немецкий химик Эмиль Герман Фишер первым выяснил, как устроены молекулы белка, и заложил основы химического синтеза. В начале 60-х годов 19 века пептидная теория Фишера была доказана, венцом доказательств стал синтез полипептида, состоящего из 18 аминокислот.
Учащиеся делают сообщения о строении и составе и строении белков:
Вывод: итак, мы вспомнили, что состав и строение белков разнообразно. Белки – природные полимеры, принадлежность к которым подтверждаются высокой молекулярной массой.
Итак, строение белков характеризуется разнообразием группировок, входящих в составляющие их аминокислот ы, большим размером молекул, сложной пространственной формой и поверхностью. Причем в организации более высоких структур белка исполнительная роль принадлежит первичной структуре.
Все это обуславливает специфичные свойства белков.
Переходим к вопросу о структурной классификации белков (сообщения учащихся об уровнях структурной организации белков с использованием таблицы).
Физико-химические свойства белков.
Свойства белков определяются длиной и способом укладки полипептидной цепи и природой не пептидных включений.
Учащиеся делают сообщения и ставят опыты
Опыт 1. Растворимость белков.
В пробирки с водой 15-20 мл. на кончике скальпеля добавить аминокислоты (глицин, лизин иди др.). Содержимое перемешать, опустить в каждую пробирку по кусочку лакмусовой бумаги. Наблюдать качественные реакции, указывающие на свойства выбранных кислот.
Опыт 2. Осаждение белков.
Осторожно отделить белки куриного яйца и поместить его в стакан. Добавить 15 мл. воды и хорошо перемешать. Разлить в 4 пробирки, добавить в одну 2 капли 1% уксусной кислоты, в другую поваренную соль, в третью - сернокислый аммоний, четвертая – контрольная. Наблюдать за образованием осадков.
Учитель биологии. Проводим первый этап тестирования и переходим к вопросу «Классификация белков по функциям».
Историческая справка:
«По современным данным, в ходе эволюции появилось
1010- 1020 различных белков, встречающихся примерно у
1,2 млн. видов живых организмов – от вирусов до человека. Однако у каждого отдельного вида числа их значительно меньше. Количество белков характеризует степень сложности организмов. Если в кишечной палочке их 3 тысячи, то в организме человека более 5 млн.»
Сообщения учащихся о функциях белков.
Среди многочисленных функций белков особое место занимает ферментативная, обеспечивающихся процессы обмена и превращения веществ и энергии.
Сообщение учащихся о ферментах.
Учитель химии. Продолжаем тестирование.
Значение белков и ферментов.
Из рассмотрения биологических функций белков и ферментов становится ясной их фундаментальная роль в любом организме. Большое разнообразие белков позволяет им выполнять множество различных функций.
Белок является важнейшим компонентом пищи. В организме белок может превращаться как в жиры, так и в углеводы, которые являются источником энергии. Белки и ферменты широко используются в самых различных практических целях. Многие белки и ферменты после выделения из клетки не утрачивают своих основных функций, и широко используются в промышленности, медицине, с/х и, конечно, в науке. (Демонстрация таблицы)
Заключение.
В ходе нашего урока выяснилось, что белки – самые сложные молекулярные структуры на Земле. Они являются обязательными компонентами всех клеток, а также вирусов. Их сложность и многообразие лежат в основе разнообразия всех известных форм жизни и неповторимости каждого отдельного организма. Благодаря белкам осуществляются все жизненно важные процессы, как в клетке, так и в целом организме.
Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес остается возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм.
Сегодняшнее учебное занятие дало вам возможность «приоткрыть дверь» научного познания жизни и понять, что жизнь и белок неразрывно связаны.
В ходе нашего урока мы нашли ответ на вопрос « Почему понятие «белок» отождествляется с понятием «жизнь»?»
Насколько многообразен белок, настолько сложна, загадочна и многолика сама жизнь.
В качестве лирического завершения урока опять звучат строки стихов С.Я. Надсона:
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто смог сказать толпе, куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица.
То вся она – печаль, то вся она приманка,
То вся в нем блеск и свет, то вся позор и тьма,
Жизнь – это Серафим и пьяная Вакханка,
Жизнь – это океан и тесная тюрьма.
ЛИСТ УЧЕТА ЗНАНИЙ
По теме «БЕЛКИ – ЖИЗНЬ»
Состав и строение
|
Структура и классификация
|
Физико-химические свойства
|
Проводимые тестирования
|
Классификация по функциям
|
Значение белков и ферментов
|
Химико-биологический диктант
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕСТ ПО ТЕМЕ: «БЕЛКИ»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I уровень
-
Выберите схему, соответствующую первичной структуре белка.
-
Определите термин, не подходящий по смыслу «полимер»:
А) нуклеотид; Б) мономер; В) дипептид.
-
Процесс разрушения структурной организации белковой молекулы:
А) гидролиз; Б) денатурация; В) ренатурация.
II уровень
-
Какие структуры реализуют биологическую активность белка?
А) радикалы; Б) полипептид; В)химические связи.
-
В образовании какой структуры принимают участие дисульфидные мостики:
А) вторичной; Б) первичной; В) третичной.
-
При денатурации происходит разрушение структуры:
А) вторичной; Б) первичной; В) третичной.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
I уровень
-
Как называются биологически активные катализаторы?
-
Научное название белка?
-
Названия структуры белка свернутого в спираль?
II уровень
-
Группы атомов, обуславливающие амфотерные свойства аминокислот?
-
Гормон поджелудочной железы?
-
Назовите пищевые продукты с содержанием белка?
Доп. воп.: Пользуясь таблицей незаменимых АК, выберите две (неиспользованные при работе с текстами), составьте дипептид, назовите его.