Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1

Ирвинг Гофман (кто-то пишет в двумя «ф», кто-то с одной).


«Представление себя другим в повседневной жизни» (1959), «Порядок взаимодействия», «Анализ фреймов».

Американская пост-парсонианская социология.

По germ theory (как-то так, точно не уверена) – вся американская культура – это развитие европейских традиций. Американцы спорят с этим. Пост-парсон. черпал силы из прагматизма, чикагской школы (методология) и гораздо меньше из европейских традиций.

Гофмана интересует «микроанализ» прежде всего, сосредоточен на анализе повседневной жизни. Ориентирован на изучение акта взаимодействия (отсылка к интеракционизму). Не настаивает на том, что микроанализ может объяснить макрокультуры, переход этот его мало интересует. Своя часть социальной реальности со своей динамикой – микромир. Макроанализ задает общее направление и форму взаимодействия, но не объясняет его динамику. Нормы и культурные ценности не навязывают культурные стандарты, лишь представляют альтернативу в ситуации взаимодействия. За основу – правила межличностного контакта, вскрыть внутреннюю логику взаимодействия.

Объяснить микросоциологическое микросоциологическим именно эти правила и формируют у действующего чувство реальности. Основная тема – порядок взаимодействия => драматургия Гофмана. Разные планы для рассмотрения взаимодействия. Взаимодействие – разыгрывание взаимодействия как в театре и наполнено динамикой, напряжением и является срежессированным. Культурный сценарий, манипулирование представлением, сцена, аудитория.

Индивиды осознанно подают знаки, несущие информацию другим о том, как на них реагировать. Взамен использование этих знаков => формирование определения ситуации у действующих. Согласованное определение ситуации позволяет сформировать план совместных действий – соглашение о том, чьи представления и о чем будут приняты во время взаимодействия. Складывается в ходе представления индивидами себя (разыгрывания). Человек – не когнитивная конструкция, он разыгрывается в действии, представление – не спонтанно, есть правила.



7 типов правил:

1) front – физическое окружение, декорации (environment), которые должны произвести впечатление.

А) экспрессивное оснащение – эмоции, способность моделировать выражение этих эмоций по силе.

Б) внешний вид, свидетельствующий о социальном статусе, позиции, принадлежности к социальному слою.

В) манера – та роль, которую намерен играть представляющий в данном взаимодействии.

Согласовать и установить компоненты фронта – самое важное. Непротиворечивая согласованность.

2) Dramatic realization – использование жестов и знаков, сигнализирующих о данном определении ситуации.

3) Идеализации – попытки представить себя в понятиях, принятых в данном обществе ценностей. Особенно важно для оказавшихся в чужой среде, супер мобильных.

4) Рефлексия – сохранение контроля над своими экспрессиями.

5) Неверная репрезентация – вмешательство публики во фронт делает его уязвимым для манипуляции. Форма делает взаимодействие уязвимым для манипуляции.

6) Мистификация – чрезвычайно неверное представление о роли или социальной ситуации; увеличить дистанцию между собой и другими действующим.

7) Претензия на реальность и искренность, также непосредственность представлений.

В представлении происходит упорядочивание ситуации. Коммуникация – взаимодействие осложняется, приобретаются дополнительные черты при взаимодействии двух команд (teams). Одна из них представляет, а другая – аудитория. Представление движется между front stage (авансценой) и back stage. На front stage – происходит действие, появляется активность, формирование характера действий, а back stage – пассивность, созерцательность.

Outstage (закулисье). Поддержание определении ситуации перед аудиторией, который представляет другая группа – проблема.

Большой разрыв в статусах в группе – если их много и нечеткое разделение функций => нечеткое разделение front & back stage => рассогласование => разрывы или перерывы в представлении (отдельные члены ставят под сомнение определение ситуации, которую они до этого пытались поддерживать).

2 основных вида взаимодействия (и для диадических, и для командных):

1) Фокусированное (focused) – единый когнитивный визуальный фокус внимания.

2) Нефокусированное (unfocused) – ситуация соприсутствия, но не вступление в контакт.

Есть свои правила действия в фокусированном и нефокусированном взаимодействии. Сфокусированное взаимодействие происходит в форме столкновения (encounter) –



  1. взаимное предпочтение вербального контакта.

  2. взаимное соответствие действия

  3. экономическое (пространственное, соблюдение дистанции в зависимости от интимности) приспособление, облегчение восприятия и наблюдения.

  4. чувство солидарности, эмпатии с собеседником.

  5. всякое столкновение – ритуал и церемониальное обозначение входа и выхода из него.

  6. в каждом столкновении есть процедуры, корректирующие отклонения в протекании взаимодействия. То encounter – объяснить, описать, понять (корректировка).

Процедуры коррекции отклонений – эта мембрана, замыкающая ситуацию взаимодействия от влияния внешнего мира (дает определенность ситуации взаимодействия, но и замыкает ее, ограничивает). Непосредствен. окружения столкновения – gathering – собрание в пространстве соприсутствующих индивидов. А собрание помещено в социальную ситуацию (не всегда social situation, а еще social occasion – имеет определенный этос и структуру, предположение должного и правильного). Столкновение выстраивается из социальных эпизодов, составляющих.

Как поддерживать эту мембрану во время взаимодействия?



  1. Из взаимодействия должны быть исключены несоответствия ситуации.

  2. Мембрана предполагает трансформации

  3. Поддержание разговора – принцип «et cetero» по Щюцу.

  4. Взаимное уважение.

Если чувство реальности удается поддержать => состояние социальной эйфории. Если нет – dysphoria – представление о том, что мир рушится, теряет свои привычные рамки. Для того чтобы поддержать отношения адекватности к существующему миру – основной механизм: ритуал как социологическая категория (отсылка к Дюркгейму). Ритуал важен для поддержания социального порядка. Действия людей неизбежно подчиняются ритуалу. Функции ритуала:

  1. Мобилизация индивида для взаимодействия

  2. Закрепление и освоение правил взаимодействия

  3. Направление взаимодействующих во время взаимодействия

  4. Налаживание разрывов во взаимодействии

2 вида ритуалов по Гофману:

1. ритуалы – отличия (difference) – выделение собеседника

2. ритуалы – манеры держаться (demeanor)

Отличие предполагает уважение к другому, желание взаимодействия, выказывание признаков приязни. Бывают двух типов:

1. avoidance – избегания и дистанции, не вмешиваясь в индивидуальные сферы другого (отношения между неравными в социальном положении людьми).

2. representation – специфические аттестации взаимодействующих; подтверждение его репрезентации.



Demeanor – элемент эмоционального поведения индивида, устанавливается через внешние информирующие признаки (одежда, акцент, внешний вид, набор слов, лексика). Образ, который индивид пытается представить внешними средствами. Через ритуалы индивид включается в контакт. Ритуалы – мобилизующие на контакт механизмы. Для взаимодействия в encounter’e ритуальное взаимодействие должно поделить роли. У Гофмана роль – то, что человек разыгрывает в ходе контакта, а не то, что за ним закреплено институционально. Играющий роль (enacting roles). Роль – не характеристика социально имманентная.

Ирвинг Гофман (кто-то пишет в двумя «ф», кто-то с одной)

«Представление себя другим в повседневной жизни» (1959), «Порядок взаимодействия», «Анализ фреймов»

48.64kb.

25 12 2014
1 стр.


Макс Фрай Хроники Ехо

Стеклянные снегири на Птичьем мосту устроили переполох. Вертятся, звенят, дребезжат, а кажется, что щебечут: Кто? Кто идет? Кто, кто? Кто к нам идет? Кто? Кто мимо нас прошел? Кто,

3791.97kb.

17 12 2014
20 стр.


Шел мужик по лесу и потерял Рукавичку

И спросила: «Кто-кто в Рукавичке Рукавичка: Чего вы кидаетесь?! Живет? Кто-кто в распрекрасной живет?»

32.89kb.

25 12 2014
1 стр.


Программа телеканала "Психология 21"

Кто-то не удивлён – это ведь лишь модель отношений. Кто-то даже рад – перемены всегда интересны. Но кто-то яростно протестует. Останутся ли вместе те, кто не хочет расставаться? Ка

385.94kb.

06 10 2014
3 стр.


Физиогномическая игра «Кто есть кто?»

«… надменное лицо», «…лживые глаза, спрятанные за очками», «…мечтательный взгляд писателя», «…классическое лицо мошенника». Когда выяснится, что со стопроцентной точностью определи

34.73kb.

25 12 2014
1 стр.


Быть в целостности путь к необусловленному счастью

Кто сейчас пребывает в настоящем моменте, поднимите руку, кто пребывает – правую, кто не пребывает – левую

234.38kb.

18 12 2014
1 стр.


Август 1991 г. "Путч"

Люди, поработав рядом с ним, рано или поздно уходили. Кто молча, кто с чувством нескрываемой горечи, кто с открытой неприязнью. М. Горбачев не был ни интеллектуальным магнитом, ни

350.08kb.

01 10 2014
1 стр.


Рассказы проходничок рассказ

Риги. Пассажиров в вагоне было мало. В субботний день многие горожане с раннего утра укатили кто на дачу, кто в лес, кто на взморье. Время близилось к полудню, и от малейших солнеч

748.92kb.

10 10 2014
5 стр.