Ирвинг Гофман (кто-то пишет в двумя «ф», кто-то с одной).
«Представление себя другим в повседневной жизни» (1959), «Порядок взаимодействия», «Анализ фреймов».
Американская пост-парсонианская социология.
По germ theory (как-то так, точно не уверена) – вся американская культура – это развитие европейских традиций. Американцы спорят с этим. Пост-парсон. черпал силы из прагматизма, чикагской школы (методология) и гораздо меньше из европейских традиций.
Гофмана интересует «микроанализ» прежде всего, сосредоточен на анализе повседневной жизни. Ориентирован на изучение акта взаимодействия (отсылка к интеракционизму). Не настаивает на том, что микроанализ может объяснить макрокультуры, переход этот его мало интересует. Своя часть социальной реальности со своей динамикой – микромир. Макроанализ задает общее направление и форму взаимодействия, но не объясняет его динамику. Нормы и культурные ценности не навязывают культурные стандарты, лишь представляют альтернативу в ситуации взаимодействия. За основу – правила межличностного контакта, вскрыть внутреннюю логику взаимодействия.
Объяснить микросоциологическое микросоциологическим именно эти правила и формируют у действующего чувство реальности. Основная тема – порядок взаимодействия => драматургия Гофмана. Разные планы для рассмотрения взаимодействия. Взаимодействие – разыгрывание взаимодействия как в театре и наполнено динамикой, напряжением и является срежессированным. Культурный сценарий, манипулирование представлением, сцена, аудитория.
Индивиды осознанно подают знаки, несущие информацию другим о том, как на них реагировать. Взамен использование этих знаков => формирование определения ситуации у действующих. Согласованное определение ситуации позволяет сформировать план совместных действий – соглашение о том, чьи представления и о чем будут приняты во время взаимодействия. Складывается в ходе представления индивидами себя (разыгрывания). Человек – не когнитивная конструкция, он разыгрывается в действии, представление – не спонтанно, есть правила.
7 типов правил:
1) front – физическое окружение, декорации (environment), которые должны произвести впечатление.
А) экспрессивное оснащение – эмоции, способность моделировать выражение этих эмоций по силе.
Б) внешний вид, свидетельствующий о социальном статусе, позиции, принадлежности к социальному слою.
В) манера – та роль, которую намерен играть представляющий в данном взаимодействии.
Согласовать и установить компоненты фронта – самое важное. Непротиворечивая согласованность.
2) Dramatic realization – использование жестов и знаков, сигнализирующих о данном определении ситуации.
3) Идеализации – попытки представить себя в понятиях, принятых в данном обществе ценностей. Особенно важно для оказавшихся в чужой среде, супер мобильных.
4) Рефлексия – сохранение контроля над своими экспрессиями.
5) Неверная репрезентация – вмешательство публики во фронт делает его уязвимым для манипуляции. Форма делает взаимодействие уязвимым для манипуляции.
6) Мистификация – чрезвычайно неверное представление о роли или социальной ситуации; увеличить дистанцию между собой и другими действующим.
7) Претензия на реальность и искренность, также непосредственность представлений.
В представлении происходит упорядочивание ситуации. Коммуникация – взаимодействие осложняется, приобретаются дополнительные черты при взаимодействии двух команд (teams). Одна из них представляет, а другая – аудитория. Представление движется между front stage (авансценой) и back stage. На front stage – происходит действие, появляется активность, формирование характера действий, а back stage – пассивность, созерцательность.
Outstage (закулисье). Поддержание определении ситуации перед аудиторией, который представляет другая группа – проблема.
Большой разрыв в статусах в группе – если их много и нечеткое разделение функций => нечеткое разделение front & back stage => рассогласование => разрывы или перерывы в представлении (отдельные члены ставят под сомнение определение ситуации, которую они до этого пытались поддерживать).
2 основных вида взаимодействия (и для диадических, и для командных):
1) Фокусированное (focused) – единый когнитивный визуальный фокус внимания.
2) Нефокусированное (unfocused) – ситуация соприсутствия, но не вступление в контакт.
Есть свои правила действия в фокусированном и нефокусированном взаимодействии. Сфокусированное взаимодействие происходит в форме столкновения (encounter) –
-
взаимное предпочтение вербального контакта.
-
взаимное соответствие действия
-
экономическое (пространственное, соблюдение дистанции в зависимости от интимности) приспособление, облегчение восприятия и наблюдения.
-
чувство солидарности, эмпатии с собеседником.
-
всякое столкновение – ритуал и церемониальное обозначение входа и выхода из него.
-
в каждом столкновении есть процедуры, корректирующие отклонения в протекании взаимодействия. То encounter – объяснить, описать, понять (корректировка).
Процедуры коррекции отклонений – эта мембрана, замыкающая ситуацию взаимодействия от влияния внешнего мира (дает определенность ситуации взаимодействия, но и замыкает ее, ограничивает). Непосредствен. окружения столкновения – gathering – собрание в пространстве соприсутствующих индивидов. А собрание помещено в социальную ситуацию (не всегда social situation, а еще social occasion – имеет определенный этос и структуру, предположение должного и правильного). Столкновение выстраивается из социальных эпизодов, составляющих.
Как поддерживать эту мембрану во время взаимодействия?
-
Из взаимодействия должны быть исключены несоответствия ситуации.
-
Мембрана предполагает трансформации
-
Поддержание разговора – принцип «et cetero» по Щюцу.
-
Взаимное уважение.
Если чувство реальности удается поддержать => состояние социальной эйфории. Если нет – dysphoria – представление о том, что мир рушится, теряет свои привычные рамки. Для того чтобы поддержать отношения адекватности к существующему миру – основной механизм: ритуал как социологическая категория (отсылка к Дюркгейму). Ритуал важен для поддержания социального порядка. Действия людей неизбежно подчиняются ритуалу.
Функции ритуала:
-
Мобилизация индивида для взаимодействия
-
Закрепление и освоение правил взаимодействия
-
Направление взаимодействующих во время взаимодействия
-
Налаживание разрывов во взаимодействии
2 вида ритуалов по Гофману:
1. ритуалы – отличия (difference) – выделение собеседника
2. ритуалы – манеры держаться (demeanor)
Отличие предполагает уважение к другому, желание взаимодействия, выказывание признаков приязни. Бывают двух типов:
1. avoidance – избегания и дистанции, не вмешиваясь в индивидуальные сферы другого (отношения между неравными в социальном положении людьми).
2. representation – специфические аттестации взаимодействующих; подтверждение его репрезентации.
Demeanor – элемент эмоционального поведения индивида, устанавливается через внешние информирующие признаки (одежда, акцент, внешний вид, набор слов, лексика). Образ, который индивид пытается представить внешними средствами. Через ритуалы индивид включается в контакт. Ритуалы – мобилизующие на контакт механизмы. Для взаимодействия в encounter’e ритуальное взаимодействие должно поделить роли. У Гофмана роль – то, что человек разыгрывает в ходе контакта, а не то, что за ним закреплено институционально. Играющий роль (enacting roles). Роль – не характеристика социально имманентная.