Урок – размышление в 7 классе по новелле К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Тема: «Испытание на истинную человечность» .
Тип урока: обобщающий.
Форма урока : урок- размышление с элементами творчества.
Методы обучения: поисковый, проблемный.
Формы организации работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование и источники информации: - мультимедийная установка; - выставка рисунков « Не дай Вам бог,…дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!»
- рубрика «Откровение» .(Мысли- рассуждения о новелле);
- фотогазета « Добрые глаза моей мамы»;
- музыкальные композиции В.Толкунова «Поговори со мною,мама», Т.Повалий «Мама, мамочка..»;
- учебник русской литературы ч.2 (под редакцией Л.К Петровской); презентация по новелле.
Цели:
Развивающая: содействовать развитию и формированию навыков анализа художественного текста, культуры речи; умения высказывать свою точку зрения, сравнивать и сопоставлять; развитию творческого воображения.
Образовательная: помочь учащимся постичь глубинный общечеловеческий смысл новеллы.
Воспитательная: способствовать формированию чувства долга перед родителями, ответственности за их старость; чувства доброты к окружающим людям, чувства совести.
Эпиграфы:
Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем и бедой. Покоем она становится лишь тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.
В.А. Сухомлинский
2. Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и долголетенбудеши на Земли.
5- я Заповедь Божия
Ход урока
Организационный момент.
Звучит песня в исполнении Т.Повалий «Мама, мамочка…» Слайд 1
Слово учителя.
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть всех вас на очередной литературной встрече. И очень волнуюсь, так как речь пойдет о самом дорогом в жизни каждого из нас – о наших родителях – о древе жизни, давшем нам память, сердце.
О той, кто жизнь дарует и тепло,
Звучащее в напеве колыбельном.
О той, кто нас в терпенье беспредельном,
Растит, лелеет, ставит на крыло.
О матери, которая дает
Судьбу, ум, сердце, память, веру,
Не существует на земле размера,
Чтобы измерить жертвенность ее.
Мама всем готова пожертвовать ради счастья своего ребенка. И даже уходя в мир иной, она не оставляет свое дитя, а оттуда, с заоблачных высот, освещает ему путь, словно яркая маленькая звезда. К счастью, наши мамы рядом с нами. Они живы и здоровы. А между тем, каждую минуту на земле кто- то теряет своих близких.
- Какие мысли вызвала у вас прозвучавшая песня?
- Что общего между музыкальной композицией и новеллой «Телеграмма»? Давайте обменяемся впечатлениями. Коротко. Телеграммно. Воспользуйтесь минутой для раздумий. ( Высказывания ребят).
Я поняла, что эти произведения искусства растревожили ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
Объявляется тема и задачи урока. Слайд 2,3
Произведение проникнуто трагедией. Эта трагедия чувствуется уже в самом его начале.
- Зачитать начало новеллы. Какое настроение создает это описание и почему? Слайд 4
-Какая деталь в описании кажется наиболее значительной исимволической?(М аленький подсолнечник у забора). Слайд5
Какую параллель можно провести между подсолнечником и героиней?(Одна ,как и цветок).
Подберите ассоциации к слову»одиноко» (Тоска, боль, слезы, забвение, страдание, заброшенность,печаль).
Самые разные ассоциации возникли у вас. Посмотрим , как это понятие трактуется в новелле. Каждая группа дома готовила свои мини –проекты, которые мы сейчас заслушаем.
1 группа-образ матери;
2 группа-образ дочери;
3группа-второстепенные персонажи(Тихон, Манюшка, молодая учительница);
4 группа-творческая(письма-покаяния.)
1 группе необходимо доказать ,что новелла «Телеграмма»-это рассказ о матери .Слайд 6
В помощь : 1.Смысл имени(«Чистая, непорочная»)
2.Что хранит в ридикюле?
3.Подсказка: Я полагаю, что это новелла о матери… 4.Получает ли письма?
4.Не оставляет равнодушным душевное состояние Катерины Петровны.. 5.Обижается ли на дочь? Почему ее ночи «тяжелые , долгие»?
6.Что чувствует, живя в старом доме? Обратите внимание на эпизод ночью.
7. Почему забеспокоилась, что почувствовала у калитки?
8. Чтение письма «Ненаглядная моя…»
-Найдите эпитеты в тексте, которые характеризуют Катерину Петровну.(Дряхлая, старая, брошенная всеми, бледная, маленькая, одинокая). Слайд 7.
-Сочетаются ли они со словом мама?
- Подберите эпитеты, сравнения, которые должны стоять рядом с этим великолепным словом. ( Каждый ученик называет свое определение).
А теперь вернемся к нашему слову « Одиноко».
- Подберите слова , из записанных ранее, которые заключают трагедию Катерины Петровны.( Тоска, боль, печаль, страдание).Все эти понятия малоприятны, но все это можно пережить. Нет ничего страшнее, чем заброшенность, забвение человека, который жил честно, по- доброму, а на старости лет оказался забытым. Молодость не вечна. Когда- нибудь и к нам в дверь постучится старость. Тут очень уместны слова замечательного человека В.А. Сухомлинского.( Работа с эпиграфом). Слайд 8.
А сейчас ,ребята, проведем поэтическую минутку. Вашему вниманию предлагается стихотворение, тема которого созвучна с темой сегодняшнего урока.
По ночам звучит надрывный кашель,
Старенькая женщина слегла.
Много лет она в квартире нашей
Одиноко в комнате жила.
Письма были, только очень редко,
И тогда, не замечая нас,
Все ходила и шептала:
« Детки, вам ко мне собраться бы хоть раз.»
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать? Старость подошла.
Как бы хорошо мы поседели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник пели песни до зари,
А теперь разъехались, уплыли
Вот попробуй всех вас собери!
Заболела мать! И той же ночью
Телеграф не уставал кричать:
«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!
Приезжайте- заболела мать!»
Из Одессы, Таллина, Игарки,
Отложив до времени дела,
Дети собрались, да только жалко,-
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую серебряную прядь …
Почему же дали вы разлуке
Между вами так надолго встать?
Мать ждала вас в бури, снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей ?
Неужели только телеграммы
Привели вас к скорым поездам?
Слушайте! Пока у вас есть мама,
Приезжайте к ней без телеграмм!
К сожалению, в нашей жизни есть случаи, когда родители, отдавшие все своим детям, оказываются ненужными им в своей старости. А между тем, эти неблагодарные дети забывают проверенную житейскую истину, сформулированную греческим философом Фалесом: « Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как и вы обходились со своими родителями…»К.Г. Паустовский в своем произведении показывает нам , как нельзя поступать со своими близкими, вводя образ Насти. Я предоставляю слово 2 –ой группе, которой необходимо доказать, что новелла «Телеграмма» - это рассказ о дочери. Слайд 9.
В помощь: Какова Настя на работе? Как к ней относятся сослуживцы?
Дать внешнюю и внутреннюю характеристику Насти. 2.Отношение Насти к матери. Зачитать эпизоды с письмом и телеграммой.
Исследовать душевное состояние героини до и после выставки. 3.Когда в ней заговорила совесть? Кто способствовал прозрению?
Подсказка: Это все рассказ о дочери…. 4.Раскрыть значение имени. ( «Воскрешающая».
По – моему, автор показал, хоть и позднее, но все же прозрение Насти, так как… 5.Холодные глаза героини. О чем свидетельствует такая деталь портрета?
- Почему же такая добрая и внимательная к людям Настя оказалась черствой по отношению к матери? ( За повседневной суетой не заметила самого главного).
- Какую библейскую заповедь нарушила героиня? Слайд 10
Очень просто сказал об этом Валентин Берестов:
Любил строчек плачу.
Значит, мне они предназначались….
У вас на столах стоят свечи. Давайте зажжем их. И пусть это тепло, этот свет, исходящий от них, озаряет дальнейшую жизнь Насти и служит нам напоминанием о дорогих для каждого людях. ( Зажигаются свечи, звучит песня В.Толкуновой «Поговори со мною, мама»). Слайд15.
Домашнее задание :
Написать письмо Насти к матери.
Репортаж с урока литературы. ( В жанре эссе).
Создать обложку к новелле «Телеграмма».
Сочинение- миниатюра «Мое отношение к Насте». Слайд 16