Flatik.ru

Перейти на главную страницу

Поиск по ключевым словам:

страница 1
Урок – размышление в 7 классе по новелле К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Тема: «Испытание на истинную человечность» .

Тип урока: обобщающий.

Форма урока : урок- размышление с элементами творчества.

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Формы организации работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование и источники информации: - мультимедийная установка; - выставка рисунков « Не дай Вам бог,…дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!»

- рубрика «Откровение» .(Мысли- рассуждения о новелле);

- фотогазета « Добрые глаза моей мамы»;

- музыкальные композиции В.Толкунова «Поговори со мною,мама», Т.Повалий «Мама, мамочка..»;

- учебник русской литературы ч.2 (под редакцией Л.К Петровской); презентация по новелле.

Цели:


Развивающая: содействовать развитию и формированию навыков анализа художественного текста, культуры речи; умения высказывать свою точку зрения, сравнивать и сопоставлять; развитию творческого воображения.

Образовательная: помочь учащимся постичь глубинный общечеловеческий смысл новеллы.

Воспитательная: способствовать формированию чувства долга перед родителями, ответственности за их старость; чувства доброты к окружающим людям, чувства совести.

Эпиграфы:

Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем и бедой. Покоем она становится лишь тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество.

В.А. Сухомлинский

2. Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет и долголетенбудеши на Земли.

5- я Заповедь Божия

Ход урока

Организационный момент.

Звучит песня в исполнении Т.Повалий «Мама, мамочка…» Слайд 1

Слово учителя.

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть всех вас на очередной литературной встрече. И очень волнуюсь, так как речь пойдет о самом дорогом в жизни каждого из нас – о наших родителях – о древе жизни, давшем нам память, сердце.

О той, кто жизнь дарует и тепло,

Звучащее в напеве колыбельном.

О той, кто нас в терпенье беспредельном,

Растит, лелеет, ставит на крыло.

О матери, которая дает

Судьбу, ум, сердце, память, веру,

Не существует на земле размера,

Чтобы измерить жертвенность ее.

Мама всем готова пожертвовать ради счастья своего ребенка. И даже уходя в мир иной, она не оставляет свое дитя, а оттуда, с заоблачных высот, освещает ему путь, словно яркая маленькая звезда. К счастью, наши мамы рядом с нами. Они живы и здоровы. А между тем, каждую минуту на земле кто- то теряет своих близких.

- Какие мысли вызвала у вас прозвучавшая песня?

- Что общего между музыкальной композицией и новеллой «Телеграмма»? Давайте обменяемся впечатлениями. Коротко. Телеграммно. Воспользуйтесь минутой для раздумий. ( Высказывания ребят).

Я поняла, что эти произведения искусства растревожили ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

Объявляется тема и задачи урока. Слайд 2,3

Произведение проникнуто трагедией. Эта трагедия чувствуется уже в самом его начале.

- Зачитать начало новеллы. Какое настроение создает это описание и почему? Слайд 4

-Какая деталь в описании кажется наиболее значительной исимволической?(М аленький подсолнечник у забора). Слайд5

Какую параллель можно провести между подсолнечником и героиней?(Одна ,как и цветок).

Подберите ассоциации к слову»одиноко» (Тоска, боль, слезы, забвение, страдание, заброшенность,печаль).

Самые разные ассоциации возникли у вас. Посмотрим , как это понятие трактуется в новелле. Каждая группа дома готовила свои мини –проекты, которые мы сейчас заслушаем.

1 группа-образ матери;

2 группа-образ дочери;

3группа-второстепенные персонажи(Тихон, Манюшка, молодая учительница);

4 группа-творческая(письма-покаяния.)

1 группе необходимо доказать ,что новелла «Телеграмма»-это рассказ о матери .Слайд 6

В помощь : 1.Смысл имени(«Чистая, непорочная»)

2.Что хранит в ридикюле?

3.Подсказка: Я полагаю, что это новелла о матери… 4.Получает ли письма?

4.Не оставляет равнодушным душевное состояние Катерины Петровны.. 5.Обижается ли на дочь? Почему ее ночи «тяжелые , долгие»?

6.Что чувствует, живя в старом доме? Обратите внимание на эпизод ночью.

7. Почему забеспокоилась, что почувствовала у калитки?

8. Чтение письма «Ненаглядная моя…»

-Найдите эпитеты в тексте, которые характеризуют Катерину Петровну.(Дряхлая, старая, брошенная всеми, бледная, маленькая, одинокая). Слайд 7.

-Сочетаются ли они со словом мама?

- Подберите эпитеты, сравнения, которые должны стоять рядом с этим великолепным словом. ( Каждый ученик называет свое определение).

А теперь вернемся к нашему слову « Одиноко».

- Подберите слова , из записанных ранее, которые заключают трагедию Катерины Петровны.( Тоска, боль, печаль, страдание).Все эти понятия малоприятны, но все это можно пережить. Нет ничего страшнее, чем заброшенность, забвение человека, который жил честно, по- доброму, а на старости лет оказался забытым. Молодость не вечна. Когда- нибудь и к нам в дверь постучится старость. Тут очень уместны слова замечательного человека В.А. Сухомлинского.( Работа с эпиграфом). Слайд 8.

А сейчас ,ребята, проведем поэтическую минутку. Вашему вниманию предлагается стихотворение, тема которого созвучна с темой сегодняшнего урока.

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет она в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, только очень редко,

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала:

« Детки, вам ко мне собраться бы хоть раз.»

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать? Старость подошла.

Как бы хорошо мы поседели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник пели песни до зари,

А теперь разъехались, уплыли

Вот попробуй всех вас собери!

Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте- заболела мать!»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко,-

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь …

Почему же дали вы разлуке

Между вами так надолго встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей ?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

К сожалению, в нашей жизни есть случаи, когда родители, отдавшие все своим детям, оказываются ненужными им в своей старости. А между тем, эти неблагодарные дети забывают проверенную житейскую истину, сформулированную греческим философом Фалесом: « Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как и вы обходились со своими родителями…»К.Г. Паустовский в своем произведении показывает нам , как нельзя поступать со своими близкими, вводя образ Насти. Я предоставляю слово 2 –ой группе, которой необходимо доказать, что новелла «Телеграмма» - это рассказ о дочери. Слайд 9.

В помощь: Какова Настя на работе? Как к ней относятся сослуживцы?

Дать внешнюю и внутреннюю характеристику Насти. 2.Отношение Насти к матери. Зачитать эпизоды с письмом и телеграммой.

Исследовать душевное состояние героини до и после выставки. 3.Когда в ней заговорила совесть? Кто способствовал прозрению?

Подсказка: Это все рассказ о дочери…. 4.Раскрыть значение имени. ( «Воскрешающая».

По – моему, автор показал, хоть и позднее, но все же прозрение Насти, так как… 5.Холодные глаза героини. О чем свидетельствует такая деталь портрета?

- Почему же такая добрая и внимательная к людям Настя оказалась черствой по отношению к матери? ( За повседневной суетой не заметила самого главного).

- Какую библейскую заповедь нарушила героиня? Слайд 10

Очень просто сказал об этом Валентин Берестов:

Любил строчек плачу.

Значит, мне они предназначались….

У вас на столах стоят свечи. Давайте зажжем их. И пусть это тепло, этот свет, исходящий от них, озаряет дальнейшую жизнь Насти и служит нам напоминанием о дорогих для каждого людях. ( Зажигаются свечи, звучит песня В.Толкуновой «Поговори со мною, мама»). Слайд15.

Домашнее задание :

Написать письмо Насти к матери.

Репортаж с урока литературы. ( В жанре эссе).

Создать обложку к новелле «Телеграмма».



Сочинение- миниатюра «Мое отношение к Насте». Слайд 16

«Испытание на истинную человечность»

Оборудование и источники информации: мультимедийная установка; выставка рисунков «Не дай Вам бог,…дожить до такой одинокой старости! Не дай Вам бог!»

51.54kb.

11 09 2014
1 стр.


Курс лекций По дисциплине "Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений" Часть I «Обследование и испытание сооружений»

При расчете строительных конструкций по предельным состояниям исходят из того, что за время нормальной эксплуатации сооружения ни одно из предельных состояний не должно наступать.

797.58kb.

13 10 2014
5 стр.


Ведомственные строительные нормы изготовление, монтаж и испытание технологических трубопроводов на

Всн 362-87. Изготовление, монтаж и испытание технологических трубопроводов на ру до 10 мпа

3283.38kb.

11 10 2014
25 стр.


Слава Аллаhу Всевышнему, Всемогущему, Господу миров. Благословение от Аллаhа пророкам, исповедовавшим истинную религию Ислам. Приветствие и покой рабам Аллаhа, которые идут по пути ислама. Милый читатель, Коран это книга

Благословение от Аллаhа пророкам, исповедовавшим истинную религию Ислам. Приветствие и покой рабам Аллаhа, которые идут по пути ислама

960.45kb.

25 12 2014
6 стр.


Нравственные принципы, или Законы этики

Каждая из них предлагает свою модель нравственности, выдвигая на первый план ограниченное число ключевых, всеохватывающих понятий: человечность, почтительность, мудрость и т п

158.91kb.

08 10 2014
1 стр.


48 характеристики эффективного контроля

Для того чтобы контроль мог выполнить свою истинную задачу, т е обеспечить достижение целей организации, он должен обладать несколькими важными свойствами

124.62kb.

14 12 2014
1 стр.


Вступительное испытание 2013-2014 учебного года по сольфеджио проводится в письменной форме по экзаменационным билетам
22.62kb.

15 12 2014
1 стр.


Антон павлович чехов

А. П. Чехов. Замечательный русский писатель считается мастером короткого рассказа. В основе его творчества – человечность, и поэтому оно понятно не только всякому русскому, но и вс

1779.57kb.

14 12 2014
6 стр.